Игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

Автор статьи — Наталья ПРИЩЕПЕНОК, методист МОАУ ДОД «ЦРТДЮ города Кирова».

В дошкольном возрасте человек особенно восприимчив ко всему новому. Именно в этом возрасте закладываются основы поведения человека, в том числе, и пищевого поведения. Поэтому проведение Дней питания в детском саду является очень важным делом, к которому надо подходить с особой ответственностью.

В дошкольном возрасте интерес чаще всего создаётся с помощью и в процессе игры. Поэтому в программе Дней питания в детском саду должно быть как можно больше игровых моментов. Одним из эффективных видов игр является такая форма, как игра-путешествие, которую ещё называют игрой по станциям.

Если на каждой станции предполагается деятельность одной команды, можно определить количество станций равное количеству команд плюс одна или две станции, чтобы ни одной из команд не приходилось ждать своей очереди, если все станции окажутся заняты другими командами. Если на станциях соревнуются по две команды между собой, количество станций также может быть на две больше, чем количество команд, делённое на два.

При очень небольшом количестве участников (до десяти человек) возможен также вариант, когда дети выполняют задания на станциях индивидуально, соревнуясь друг с другом и получая баллы за выполненные задания. В этом случае на станциях может участвовать от двух до четырёх человек одновременно, а каждый участник имеет свой собственный маршрутный лист, куда заносятся полученные баллы или приклеиваются жетоны.

Содержание

Игра-путешествие по станциям «Здоровое и вкусное питание»

Перед началом игры, на общем сборе все дети делятся на команды по 5-7 человек. Количество команд должно быть чётным. Каждой команде выдаётся маршрутный лист с указанием названия, местоположения станций и порядка их посещения.

На каждой станции соревнуются по две команды. Детям необходимо выполнить определённые задания. За выполнение задания команда получает баллы: за первое место – по три балла, за ничью – по два балла, за второе место – по одному баллу на каждой станции.

В конце игры-путешествия все команды собираются вместе, подводятся итоги, команды-победители награждаются.

Можно наградить не только команду, набравшую больше всех баллов, но и самую быструю команду, самую дружную команду, самую творческую команду, чтобы никто не остался незамеченным.

Можно награждать, так сказать, «постанционно», то есть команда награждается за победу на каждой отдельной станции.

Особенность этой игры в том, что на каждой станции педагог рассказывает детям о том аспекте здорового питания, которому посвящена станция, а затем дети выполняют задание по соответствующей теме.

Помимо решения образовательных и воспитательных задач по основной теме игры-путешествия — «Здоровое и вкусное питание», игра решает и задачи командоформирования. Дети учатся работать в команде, взаимодействуя друг с другом, учатся слушать и слышать друг друга, совместно находить правильное решение задачи.

Во время игры-путешествия педагог может решить и диагностические задачи, пользуясь методом включённого наблюдения. В процессе игрового взаимодействия хорошо видны поведенческие особенности детей, те их моменты, которые требуют обязательной коррекции.

Из предложенного ниже количества станций и их содержания выберите наиболее подходящие для вас и ваших детей, соответственно задачам, которые вам надо решить данной игрой-путешествием.

Количество предложенных станций дано в расчёте на то, что вам и вашим детям понравится данная форма проведения Дня питания в детском саду, и вы сможете провести её не один раз, пользуясь предложенным набором станций, варьируя и сами станции, и содержание деятельности на них.

1. Станция «Полезная»

1. Рассказ о полезных и вредных продуктах.

2. Задание: командам предлагается разместить по группам изображения полезных и вредных продуктов – кто быстрее и правильнее это сделает.

Изображения можно изготовить самостоятельно или взять демонстрационные материалы и карточки из развивающих игр. Можно размещать изображения на столе или на магнитной доске.

2. Станция «Витаминная»

1. Рассказ о свойствах и пользе витаминов.

2. Задача команд — подобрать к обозначениям витаминов карточки с теми продуктами, в которых они содержатся. На этой станции можно воспользоваться материалами развивающей игры «Аскорбинка и её друзья».

3. Станция «Завтрак»

Реквизит: нарисованные на картоне или изготовленные из картона и цветной бумаги плоские макеты продуктов, полезных и не полезных:

  • листья салата;
  • копчёная колбаса;
  • сыр;
  • ломтики помидоров и огурцов
  • отварная морковка;
  • листья шпината;
  • кусочки рыбы;
  • кусочки масла;
  • майонез;
  • сладкий перец;
  • петрушка;
  • куриная грудка;
  • ломтики авокадо;
  • кусочки белого хлеба;
  • кусочки чёрного хлеба.

1. Рассказ о том, что полезно есть на завтрак.

2. Задание — из предложенных изображений собрать полезный бутерброд и объяснить, почему он считается полезным. Лучше, если это будет бутерброд не на кусочке хлеба, а на листике салата. Хлеб – это лишние углеводы и глютен. Редким исключением может быть цельнозерновой хлеб.

Второй вариант задания: нарисовать полезный и красивый бутерброд, имеющий какой-нибудь необычный образ, используя изображение различных продуктов. Например, это будет весёлое лицо, где щёчками могут быть кружочки помидоров, глазами – половинки маслин, носом – морковка, а ртом – сладкий перец красного цвета.

4. Станция «Садовая»

Эстафета «Сбор полезных овощей и фруктов»

Реквизит: огурцы, по количеству человек в каждой команде. Огурцы эти могут быть изготовленными из пластмассы или из картона.

Задание — собрать полезный овощ огурец «с грядки» в корзинку или ведёрко. «Грядки» находятся на линии, расположенной на расстоянии от линии старта. Расстояние отмеряется в зависимости от физических возможностей детей и величины помещения, где проводится данная эстафета. Участники команд по одному человеку, друг за другом, бегут к «грядкам», берут огурец и несут его в корзинку, которая стоит около команды. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт все огурцы.

Второй вариант: таким же образом можно собрать любой другой полезный «овощ» или «фрукт»: воздушные шары зелёного цвета с нарисованными на них чёрными полосками могут стать «арбузами», маленькие красные мячики – «яблоками». Главное — перед тем как начинать «сбор урожая», рассказать детям о пользе этих овощей или фруктов.

5. Станция «Обеденная»

1. Рассказ о том, что полезно есть на обед, и о том, из чего можно сварить суп и как это сделать.

Последние исследования учёных-диетологов доказали, что постулат о том, что на обед обязательно надо есть суп, «а то желудок заболит», несколько не соответствует действительности. Это сила привычки каждого конкретного обедающего. Но так как супы существуют, бывают чрезвычайно вкусными и миллионы людей во всём мире любят их и ежедневно готовят, то на этой станции данное соревнование будет как раз уместным.

2. Эстафета «Вкусный суп»

Реквизит: две кастрюльки, два набора продуктов для супа, изготовленных из пластмассы: морковь, капуста, брокколи, лук. Среди продуктов могут быть любые полезные продукты, объёмные изображения которых вы найдёте или изготовите самостоятельно: репа, цветная капуста, белокочанная капуста, шпинат, сладкий перец, баклажан, цуккини, куриная грудка, лавровый лист и так далее.

Задание — участники обеих команд по очереди берут по любому продукту и бегут к кастрюльке. Положив его в кастрюльку, дети бегут обратно к команде. Выигрывает та команда, чьи игроки быстрее «сварили» свой суп.

Если дети постарше, то можно определить порядок опускания продуктов в суп, предварительно рассказав детям, что кладут в суп вначале, потому что этот продукт дольше варится, а что можно положить позже, так эти продукты будут вариться быстрее.

6. Станция «Литературно-кулинарная»

Викторина «Овощи и фрукты в литературе»

— Как называлась река в сказке Н. Носова «Незнайка и его друзья»? (Огуречная)

— В каком произведении итальянского сказочника Джанни Родари действующие лица – овощи и фрукты? («Чипполино»)

— В какой сказке действие разворачивается вокруг корнеплода? («Репка»)

— А в какой — вокруг яйца? («Курочка — Ряба»)

— Про какие вкусные и полезные фрукты Мальвина задала Буратино задачку, а он решил её неправильно? (Про яблоки)

— Какой круглый продукт из муки не хотел, чтобы его съели, и поэтому убежал от хозяйки? (Колобок)

— Какой вкусный круглый овощ оранжевого цвета превратился в одной из сказок в средство передвижения? (Тыква в сказке «Золушка»).

— В ящике с какими вкусными круглыми оранжевыми фруктами нашли очень милого сказочного героя с огромными ушами? (С апельсинами)

— Станция «Что каким бывает?»

Задание — педагог задаёт вопрос о каком-либо качестве, дети, подняв руку, называют подходящий под это определение овощ или фрукт. Правильно ответившая первой команда получает по жетону. Жетоны тоже могут быть в виде овощей и фруктов. Выигрывает команда, которая большее количество раз правильно ответила первой.

Второй вариант игры: на каждое определение педагога дети должны дать как можно больше правильных названий, подходящих под это определение. Выигрывает та команда, которая называет овощ или фрукт последней. За это каждый раз команда получает жетон. В конце игры все жетоны подсчитываются.

Во время этой игры дети не только вспоминают или узнают названия фруктов и овощей, но учатся правильно классифицировать их по цвету, по размеру, по форме, повторяя все эти понятия. Также можно обратить внимание детей на то, что у одного и того же фрукта может быть несколько разных характеристик.

Примеры вопросов и ответов:

— Что бывает длинным? Ответ: огурец, кабачок…

— Что бывает красным? Ответ: помидор, яблоко, перец, вишня, черешня, свёкла, редис, гранат…

— Что бывает зелёным? Ответ: огурец, яблоко, арбуз, груша, цуккини, авокадо, сельдерей, капуста, брокколи, лук, киви…

— Что бывает жёлтым? Ответ: дыня, лимон, яблоко, лук, алыча, черешня, репа, банан…

— Что бывает оранжевым? Ответ: апельсин, мандарин, тыква, мандарин…

— Что бывает синим? Ответ: слива, баклажан…

— Что бывает круглым? Ответ: арбуз, яблоко, помидор, тыква, репа, лук, апельсин, мандарин…

— Что бывает сладким? Ответ: арбуз, яблоко, банан, груша, апельсин, мандарин, манго…

— Что бывает коричневым? Ответ: картофель, орехи…

— Что бывает большим? Ответ: арбуз, дыня, тыква…

— Что бывает горьким? Ответ: лук, чеснок, хрен, редька.

Если дети затрудняются с ответом или не дают всех названий, педагог, конечно же, может подсказать им, например, описав фрукт или овощ, или произнеся его название. Можно также задавать детям уточняющие вопросы. Например: почему лук может быть и жёлтого цвета и зелёного? Почему черешня бывает и красного, и жёлтого цвета? (Ответ: потому что это разные сорта) Лучше иметь на этой станции все картинки называемых фруктов и овощей, чтобы, если детям неизвестно какое-либо название, показать им его на картинке.

8. Станция «В грядке и на грядке»

Задание — когда педагог называет съедобный плод, который появляется на стебле растения, то есть на грядке, дети должны подпрыгнуть. Когда педагог называет ту съедобную часть растения, которая растёт в грядке, дети должны присесть. А если у растения съедобны обе части, то дети подпрыгивают и сразу приседают.

Педагог может путать детей, говоря одно, а показывая другое. Дети должны не поддаваться, слушать внимательно и делать всё правильно. На этой станции тоже необходимо иметь все картинки называемых фруктов и овощей, чтобы, если детям неизвестно какое-либо название, показать им его и рассказать, какая часть съедобная растения как растёт.

Примеры растений:

Картофель – в грядке

Лук – в грядке и на грядке

Арбуз – на грядке (правильнее — на бахче)

Морковь – в грядке

Тыква – на грядке

Свёкла – на грядке

Сельдерей – в грядке и на грядке

Шпинат – на грядке

Брокколи – на грядке

Помидор – на грядке

Редис – в грядке

Репа – в грядке

Груша – на грядке

Черешня – на грядке

Чеснок – в грядке

Петрушка – в грядке и на грядке.

Команды, выполняя задание на этой станции, выстраиваются в два ряда. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Побеждает та команда, где останется больше участников.

9. Станция «Загадочная»

Задание — отгадать загадки с хоровым ответом.

Ну-ка ложка, друг любезный!
Дай нам съесть обед… (полезный)!

Овощи нам есть не грустно,
Потому что это… (вкусно)!

Целый день не знаю бед,
Ем на завтрак я… (омлет).

Из зелёных листьев рад
Есть я на обед… (салат).

Со шпинатом очень дружен,
Есть шпинат люблю на… (ужин).

10. Станция «Вкусная»

Реквизит: кусочки разных полезных продуктов, лежащие на бумажных тарелках, одноразовые вилки, салфетки.

Задание — с завязанными глазами определить на вкус, какой продукт дали попробовать. Выигрывает команда, в которой больше всего правильных ответов. Обратить особое внимание детей на то, что в этом конкурсе подсказывать нельзя, каждый должен понять вкус продукта самостоятельно. После того, как продукт угадан (или не угадан) педагог рассказывает, чем он полезен и что из него можно приготовить.

11. Станция «Мудрая»

На этой станции нужно дополнить последним словом пословицы, которые придумал про еду народ. А народ зря не скажет! Выигрывает команда, которая быстрее даст больше правильных слов. За каждое правильное слово команде выдаётся жетон.

Примеры пословиц:

Всякому нужен и обед и… (ужин).

Если щи хороши, другой пищи… (не ищи).

Сладок мёд, да не по две ложки… (в рот).

Мельница живет водою, а человек… (едою).

Когда я ем, я глух и… (нем).

12. Станция «Скульптурная»

Задание — слепить из пластилина овощи и фрукты.

13. Станция «Полезные советы»

Задание — дать полезные советы по правильному питанию. Педагог на станции записывает за детьми эти советы. За каждый правильный совет команде выдаётся жетон.

14. Станция «Да и нет»

Задание — команды отвечают на вопросы педагога «Да» и «Нет», поднимая соответствующие таблички. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. Вопросы на этой станции могут по смыслу и содержанию совпадать с вопросами, которые обсуждаются на других станциях. Это сделано для повторения и лучшего закрепления материала.

После каждого ответа детей педагог ещё раз объясняет, почему ответ должен быть именно таким. Например, яблоки весной уже не так полезны, как осенью, потому что пока они зимой хранятся, витамины в них разрушаются. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литра воды – объясняет, почему это необходимо. Объяснения нужны для создания осознанной мотивации к правильному питанию.

Вопросы:

— Все продукты одинаково полезны? (Нет)

— Питание человека должно быть разнообразным? (Да)

— Есть нужно очень быстро? (Нет)

— Витамин Д вырабатывается в организме чело​века только под воздействием солнечных лучей? (Да)

— Ужинать надо перед тем, как ложишься спать, что не быть всю ночь голодным? (Нет)

— Яблоки весной так же полезны, как и осенью? (Нет)

— Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литра воды? (Да)

— Есть нужно один раз в день? (Нет)

— В день можно съедать по целой шоколадке? (Нет)

— В молоке, мясе и яйцах тоже есть витамины? (Да)

— Летучие вещества фитонциды, которые есть в луке, убивают болезнетворные бактерии? (Да)

— Для зрения очень важен витамин А? (Да)

— В варёной или тушёной моркови больше витамина А, чем в сырой? (Да)

— От недостатка витаминов человек может почувствовать себя хуже? (Да)

— Торты, пирожные и булочки – самая полезная еда? (Нет)

— В овощах и фруктах много полезных для здоровья витаминов? (Да)

15. Станция «Выбор»

На этой станции детям надо ответить по очереди на два вопроса: какие продукты вы любите и почему? Затем дети все вместе оценивают свои ответы с точки зрения влияния любимых ими продуктов на здоровье. На этой станции обе команды могут получить по пять баллов за то, что умеют думать и рассуждать и, в конце концов, приходить к правильному мнению.

16. Станция «Попробуй, объясни!»

Задание — педагог просит детей объяснить, как они понимают три главных правила правильного питания: разнообразие, умеренность, своевременность. На этой станции педагог может дать по одному баллу тем детям, которые наиболее чётко и правильно выразили свои мысли.

17. Станция «Составь ответ»

Эта станция подойдёт детям, которые уже хорошо умеют читать. Реквизит: карточки формата А 4, на которых написаны буквы, составляющие слово «смородина» (два комплекта – для каждой из команд).

Задание — составить ответы на вопросы, используя имеющиеся карточки с буквами. Буквы составляют слово смородина. Каждый член команды держит в руках одну карточку с написанной на неё буквой. Педагог задаёт вопросы. Команды должны встать таким образом, чтобы педагог смог прочитать ответ из букв, которые члены команды держат в руках. За каждый правильный ответ команда, первая составившая его, получает по одному баллу.

Вопросы:

— Так называют того, кто умеет делать что-нибудь очень хорошо. (Ас)

— Это нам необходимо, чтобы понюхать и определить, свежие ли продукты. (Нос)

— У одних фруктов и овощей он мужской, а у других женский. (Род)

— Его делают из ягод. (Морс)

— В нём растут деревья и кустарники. (Сад)

— Он нам снится. (Сон)

— В ней живут кроты, которые очень любят копаться в огороде. (Нора)

— У каждого человека и даже растения она своя. (Родина)

— Эта рыба живёт в омутах и у неё есть усы. (Сом)

— Все овощи, фрукты и ягоды, которые даёт нам природа, можно назвать этим словом. (Дар)

— Это насекомое полосатое и может тебя укусить, например при варке варенья из ягод. (Оса)

— Этот громкий крик может подняться, когда кого-нибудь при варке варенья укусит оса. (Ор)

— Этим местоимением мы называем любой овощ и фрукт мужского рода. (Он)

— Нужен всем людям на планете. (Мир)

— Оно есть у корзинки, и у ведра, и у реки, и у моря. (Дно)

— Он есть у каждого человека, у кого-то одноэтажный деревянный, у кого-то многоэтажный, кирпичный. (Дом)

— Эта ягода бывает чёрная, красная и белая, в ней очень много витамина С. (Смородина)

18. Станция «Составь слово»

Эта станция может быть использована только для тех детей, которые уже умеют читать.

Задание — из перепутанных карточек с буквами, обозначающими какой-либо продукт, составить правильное слово. Каждой команде выдаётся свой набор карточек. Слова должны иметь одинаковое количество букв.

Усложнённый вариант: командам выдаётся по два перепутанных комплекта букв, обозначающих два слова. Можно провести несколько туров этой игры: начать с простых слов, закончить более сложными.

После того, как дети составили слова, педагог спрашивает, что это за продукты, чем они полезны. Если детям вдруг неизвестно название какого-либо продукта, педагог может помочь им составить слово и объяснить, что это за продукт, так как одной из цели данной игры является познакомить детей с новыми видами полезных продуктов и заинтересовать их этими продуктами.

Примеры названий продуктов:

Слова из трёх букв: лук, сыр, мед, чай

Слова из четырех букв: каша, репа, дыня, айва

Слова из пяти букв: томат, шпинат, укроп, салат

Слова из шести букв: ананас, персик, рябина, клюква

Слова из семи букв: черника, морковь, черешня, горошек

Слова из восьми букв: чечевица, брокколи, шиповник, петрушка

Слова из девяти букв: сельдерей, пастернак, смородина, земляника

Слова из десяти букв: ацидофилин, шампиньоны

19. Станция «Продуктовая лесенка»

Задание — из предложенных букв дети выкладывают названия полезных продуктов лесенкой, каждое следующее слово на одну букву длиннее, чем предыдущее. Выигрывает та команда, чья лесенка окажется выше. Начинать надо с самых коротких слов – из трёх букв, постепенно выбирая буквы из общего набора, который выдаётся каждой команде – свой. Примеры слов можно взять из содержания станции «Составь слово».

20. Станция «Шеф-повар»

Задание — подобрать к предложенным названиям блюд карточки с изображениями продуктов, подходящие к ним по составу. Карточки можно взять из соответствующих по тематике развивающих игр.

Усложнённый вариант задания: разложить предложенные карточки по группам, соответствующим различным блюдам, определив без подсказки, какие это должны быть блюда.

Предлагать можно по два варианта блюд каждой команде. Блюда можно подобрать как знакомые детям по меню детского сада, так и (усложнённый вариант) незнакомые, но из понятных и полезных продуктов, чтобы потом, когда дети их составят (возможно, методом исключения) познакомить их с этими блюдами. Таким блюдом, может стать, например, салат «Греческий». Выигрывает та команда, которая первой составит правильный «рецепт» блюд.

Ещё один вариант задания на этой станции может быть таким: дать детям набор продуктов (настоящий, если позволяют условия или в картинках), чтобы они сами составили сочетание продуктов и дали этому блюду своё интересное название. Таким образом, у детей развивается стремление к новым вкусовым ощущениям и творческое отношение к процессу приготовления пищи.

21. Станция «Коллаж»

Задание — из предложенных различных изображений составить коллаж о здоровом и вкусном питании и своём отношении к нему.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru. 

Говорим с детьми о здоровом питании (ТК + книга)

6 September, 2016

Чем старше становятся дети, тем больше они узнают и пробуют. Конечно, нездоровая пища навряд ли обходит их стороной. А ведь она обычно ооочень вкусная! И вот у родителей возникает необходимость говорить с детками о еде: её вкусе, свойствах, пользе и вреде. А ещё все дети имеют собственные вкусовые предпочтения и нам необходимо с ними считаться. К тому же важно понимать, где просто предпочтения, а где желание добиться своего и съесть чего-нибудь вкусненького и неполезненького.

Мы с мужем стараемся больше внимания уделить вопросам здорового питания и объяснять детям, какие продукты лучше кушать, а каких стоит избегать. В принципе, мы всегда стремимся готовить полезную пищу, да и овощи с фруктами у нас в почёте. Большинство плодов дети едят с удовольствием и даже любят брокколи 🙂

Но вот с конфетами и другими не полезными продуктами возникают сложности. Как объяснить малышу, что они вредные, если они такие вкусные? Думаю, стоит просто меньше покупать вредностей и больше разговаривать о полезной еде, готовить её и кушать. Именно для таких бесед я и разработала новый тематический комплект “Здоровое питание”.

В комплекте есть несколько заданий для обсуждения с ребёнком его вкусовых предпочтений, игры, посвящённые овощам и фруктам, а также игры для определения полезных и вредных продуктов, а также задание для обсуждения самого понятия “здоровое питание”.

Скачать комплект игр для детей “Здоровое питание” | pdf

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

В дополнении к комплекту очень рекомендую вам новую книгу от издательства “МИФ”, которая называется “Витаминки”, автор Агнешка Совиньская. В ней витаминки и минералы показаны в виде весёлых персонажиков с разным характером. Например, витамин С – мастер на все руки, йод – инженер всего тела, он помогает работать разным органам, особенно мозгу, витамин Е всегда молодой и весёлый, а магний всех успокаивает.

игры по питанию для детей и родителей

Читаем книжку про витаминки мы так:

В начале открываем новый разворот с овощем или фруктом, Ксюша сама читает его название, внимательно рассматриваем, кто в нём живёт, потом возвращаемся на разворот с описанием витаминок и читаем про них, затем опять рассматриваем картинку с овощами-фруктами и обсуждаем полезные витаминки и минералы.

игры по питанию для детей и родителей

Эта книга даёт очень много пищи для размышлений и обсуждения полезности продуктов. Благодаря ей, дети знают, что такое кальций и йод, почему нужны витамины и зачем важно кушать овощи с фруктами каждый день.

игры по питанию для детей и родителей

Без преувеличения могу сказать, что это очень важная и полезная книга. С ней проще объяснить ребёнку суть здорового питания и донести его важность. Кроме того, “познакомившись” с витаминками лично, дети ещё охотнее начинают кушать фрукты и овощи.

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

В конце книги есть лабиринт, который связывает фрукт или овощ с блюдом, в котором он живёт и его можно скушать.

игры по питанию для детей и родителей

Если вам понравился тематический комплект “Здоровое питание”, расскажите о нём друзьям в социальных сетях. Возможно, они как раз думают, как же объяснить малышу, что овощи полезны, а конфеты нет 🙂

Чтобы всегда получать свежие идеи и материалы для игр с детьми, смело подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”

Желаю Вам вкусных и полезных завтраков, обедов полдников и ужинов!

Самый лучший способ приучить детей к правильному питанию – это, конечно, личный пример. Если вы сами будете есть здоровую пищу, научитесь готовить вкусные и при этом полезные блюда, а из вашей кухни раз и навсегда исчезнут магазинные вредности, детям просто ничего не останется, как «посмотреть и повторить». А закрепить результат помогут простые и интересные игры про еду.

Радуга на тарелке

Первым делом расскажите ребенку о том, что все ягоды, фрукты и овощи содержат полезные вещества – фитонутриенты, которые также окрашивают их в разные цвета. Дети, которым больше 5 лет, воспримут и «взрослые» научные названия: красный цвет придает овощами и фруктам ликопин, желтый и оранжевый – бета-каротин, зеленый – изофлавоноиды, синий – антоцианы, белый – кверцетин. Достаточно собрать радугу на тарелке, чтобы за один прием пищи получить максимум пользы для организма.

игры по питанию для детей и родителей

В ожидании обеда можно вспомнить последовательность цветов радуги («Как однажды Жан-Звонарь головой свалил фонарь» или «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан») и выложить ее на тарелке из фруктов и овощей. Другой вариант игры – нарисовать ягоды, фрукты и овощи самим, вырезать и сделать аппликацию.

С девочками можно играть в куклы, приготовив им полезный «перекус» из пластиковых фруктов и овощей. А еще можно вырезать картинки фруктов и овощей из журналов и сделать радужную табличку, а потом каждый день проверять, получилось ли «съесть радугу».

Основополагающим правилом здорового рационального питания является разнообразие. Ни один продукт не содержит всех или даже большей части витаминов, поэтому их и нужно «миксовать». Чем разнообразнее будет рацион, тем больше вероятность, что организм получит все необходимые вещества. Овощи и фрукты рекомендуется употреблять не реже 2 раз в день. Взрослым рекомендуется 300-400 г овощей (не считая картофеля) и/или фруктов; детям от 3 до 5 лет – чуть меньше, в среднем 200-300 г.

Дарья Русакова к.м.н., научный сотрудник ФГБНУ «НИИ питания» РАМН, научный консультант клиники «Питание и здоровье», научный консультант ГКБ№ 29

Промышленное или натуральное

В эту словесную игру, как в «Города» или «Имена», можно играть где угодно – в автобусе, в очереди в поликлинике или просто на ходу. Суть проста: расскажите детям о том, что такое натуральные продукты – «дары природы» (из лесов, рек, от домашних животных). Подробно стоит остановиться на молоке: поверьте, детям очень интересно узнать, как обычное молоко под воздействием определенной температуры и времени превращается в совершенно другой продукт – простоквашу, йогурт, творог или сыр.

После этого посвятите детей в тайны пищевой промышленности – расскажите, зачем в натуральные продукты добавляются красители, ароматизаторы, большое количество сахара и искусственные добавки. Возможно, на этот экскурс уйдет не один день – вопросов у детей обычно появляется много. Так, разобравшись почти во всем, можно начинать играть: вы называете ребенку продукт, а он отвечает, полезный он (натуральный) или вредный (промышленный).

Вопросы могут быть с подвохом: например, «йогурт» – может быть как натуральный, так и нет. Можно даже порассуждать вместе с ребенком о том, почему магазинный йогурт кажется вкуснее (в него добавлен сахар, ароматизаторы, красители) и как сделать натуральный йогурт «конкурентоспособным» (добавить в него ягодное или фруктовое пюре, немного меда или пару ложек варенья). И будьте готовы, что после таких разговоров ребенок захочет перейти от слов к делу и поэкспериментировать на кухне – не отказывайте ему в этом удовольствии!

Успех каждой игры из этой подборки – в подкованности в теме здорового питания взрослого. Чем «развернутее» будут ваши ответы, тем интереснее будет ребенку. Дети вообще любят общаться, особенно – на «взрослые» темы. Игры про еду – прекрасная возможность сблизиться с ребенком, незаметно заложив в него «ростки» здорового отношения к еде.

Третий лишний

Еще одна словесная игра, которая не только помогает сформировать у ребенка представление о разных категориях продуктов, но также развивает логику и расширяет кругозор. «Тройки» можно придумывать любые, а правильные ответы к ним могут быть разными! Например, из набора «творог, кефир, кисель» ребенок может исключить как «творог» – это не напиток, так и «кисель» – не молочный продукт.

А какие интересные «тройки» можно придумать с фруктами и овощами, если вспомнить о них интересные факты: например, что авокадо – это не овощ, а фрукт; а арбуз на самом деле ягода! Каши – тоже не исключение: «гречневая, рисовая, манная» – какая «лишняя»? Конечно, манная! И дело даже не в глютене, а в том, что она «пустая» – полезных веществ в ней практически нет.

Идеальная тарелка

«Идеальная тарелка» – это название простой и понятной «модели» здорового питания. Мнения ученых из разных стран относительно ее содержимого немного разделяются, но суть примерно одинакова. Для игры с ребенком можно взять самую распространенную модель идеальной тарелки, состоящей из трех неравных частей: половина тарелки должна быть заполнена овощами, листовой зеленью и фруктами (овощей при этом должно быть больше), четвертинка – зерновыми (кроме круп здесь могут быть цельнозерновой хлеб или макароны из твердых сортов пшеницы) и оставшаяся четвертая часть – белковыми продуктами (куриное филе, рыба). С детьми можно нарисовать такую тарелку или сделать аппликацию, вырезав продукты из ненужных журналов. А еще – играть «по-настоящему» – за обеденным столом.

игры по питанию для детей и родителей

Дети любят, когда им все объясняют на пальцах. В прямом смысле. Поэтому «хэнд-диета» (от англ. hand – рука) может стать еще одной интересной игрой. Расскажите ребенку о том, как вредно переедать и как можно контролировать объем употребляемой пищи с помощью собственной руки: порция углеводов должна быть не больше кулака, порция мяса – с ладонь без пальцев, порция масла – с фалангу пальца, порция сыра – как четыре фаланги. А потом слепите «подходящие» котлетки из пластилина и «накормите» ими кукол и игрушечных зверей, придумывая при этом истории о том, как кто-то постоянно съедал чужую котлету и незаметно располнел.

Сколько еды нужно съедать за раз??? Не обязательно садиться на жесткую диету и есть одни брокколи, — достаточно просто ограничить себя в количестве еды. 5 принципов «ручной» диеты 1. Пригоршня из двух сложенных ладоней — это то количество овощей, которое нужно съесть за день. 2. Передняя часть кулака — дневная норма углеводов (рис, другие каши, макаронные изделия, хлеб). 3. Открытая ладонь без учета пальцев показывает, какой кусок мяса нужно съедать в день. 4. Сжатый кулак по объему равен тому количеству фруктов, которые нужно съесть за день для поддержания крепкого здоровья. 5. Верхняя фаланга указательного пальца — то количество сливочного масла и животных жиров, которые можно съесть в день без вреда для фигуры. Пользоваться этими знаниями очень просто. Достаточно запомнить, как выглядит суточная порция еды, и разделить ее на 3 части — завтрак, обед и ужин. Вы можете продолжать есть все, что захотите, и при этом худеть — нужно всего лишь уменьшить порцию, которую привыкли съедать за раз.

Говорим с детьми о здоровом питании (ТК + книга)

6 September, 2016

Чем старше становятся дети, тем больше они узнают и пробуют. Конечно, нездоровая пища навряд ли обходит их стороной. А ведь она обычно ооочень вкусная! И вот у родителей возникает необходимость говорить с детками о еде: её вкусе, свойствах, пользе и вреде. А ещё все дети имеют собственные вкусовые предпочтения и нам необходимо с ними считаться. К тому же важно понимать, где просто предпочтения, а где желание добиться своего и съесть чего-нибудь вкусненького и неполезненького.

Мы с мужем стараемся больше внимания уделить вопросам здорового питания и объяснять детям, какие продукты лучше кушать, а каких стоит избегать. В принципе, мы всегда стремимся готовить полезную пищу, да и овощи с фруктами у нас в почёте. Большинство плодов дети едят с удовольствием и даже любят брокколи 🙂

Но вот с конфетами и другими не полезными продуктами возникают сложности. Как объяснить малышу, что они вредные, если они такие вкусные? Думаю, стоит просто меньше покупать вредностей и больше разговаривать о полезной еде, готовить её и кушать. Именно для таких бесед я и разработала новый тематический комплект “Здоровое питание”.

В комплекте есть несколько заданий для обсуждения с ребёнком его вкусовых предпочтений, игры, посвящённые овощам и фруктам, а также игры для определения полезных и вредных продуктов, а также задание для обсуждения самого понятия “здоровое питание”.

Скачать комплект игр для детей “Здоровое питание” | pdf

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

В дополнении к комплекту очень рекомендую вам новую книгу от издательства “МИФ”, которая называется “Витаминки”, автор Агнешка Совиньская. В ней витаминки и минералы показаны в виде весёлых персонажиков с разным характером. Например, витамин С – мастер на все руки, йод – инженер всего тела, он помогает работать разным органам, особенно мозгу, витамин Е всегда молодой и весёлый, а магний всех успокаивает.

игры по питанию для детей и родителей

Читаем книжку про витаминки мы так:

В начале открываем новый разворот с овощем или фруктом, Ксюша сама читает его название, внимательно рассматриваем, кто в нём живёт, потом возвращаемся на разворот с описанием витаминок и читаем про них, затем опять рассматриваем картинку с овощами-фруктами и обсуждаем полезные витаминки и минералы.

игры по питанию для детей и родителей

Эта книга даёт очень много пищи для размышлений и обсуждения полезности продуктов. Благодаря ей, дети знают, что такое кальций и йод, почему нужны витамины и зачем важно кушать овощи с фруктами каждый день.

игры по питанию для детей и родителей

Без преувеличения могу сказать, что это очень важная и полезная книга. С ней проще объяснить ребёнку суть здорового питания и донести его важность. Кроме того, “познакомившись” с витаминками лично, дети ещё охотнее начинают кушать фрукты и овощи.

игры по питанию для детей и родителей

игры по питанию для детей и родителей

В конце книги есть лабиринт, который связывает фрукт или овощ с блюдом, в котором он живёт и его можно скушать.

игры по питанию для детей и родителей

Если вам понравился тематический комплект “Здоровое питание”, расскажите о нём друзьям в социальных сетях. Возможно, они как раз думают, как же объяснить малышу, что овощи полезны, а конфеты нет 🙂

Чтобы всегда получать свежие идеи и материалы для игр с детьми, смело подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”

Желаю Вам вкусных и полезных завтраков, обедов полдников и ужинов!

11 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *