Проект государственного стандарта питания детей

Напомним вам, что не так давно вышел проект государственного стандарта питания детей. Новый стандарт предусматривает, что во всех образовательных учреждениях для детей и подростков от 7 до 18 лет, которые проводят там более 4 часов, а это школы, лицей и прочее, должно быть обеспечено дополнительное питание, помимо организации основного питания (завтраки, обеды, полдники или ужины в столовых). То есть не организованный прием пищи на переменах, а доступный всем детям «перекус» по их желанию. Таким образом, окончательно узаконены школьные буфеты и торговые автоматы в школах. Получается, что ставить торговые автоматы можно и даже нужно. Правда, список продуктов, реализуемый в школьном торговом автомате, строго регламентирован.

Итак, в школьных буфетах и в торговых автоматах быть не менее 20 — 30 наименований продуктов. В свою очередь они относятся к разным группам по их потребительским свойствам и пищевой ценности.

«Основу ассортимента пищевых продуктов, реализуемых с помощью торговых автоматов, должны составлять пищевые продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами (витаминами, минеральными веществами, полиненасыщенными жирными кислотами, белком)», — сказано в документе.

Это по поводу снековых автоматов и автоматов еды. Отныне в школах (хотя и раньше особо не запрещали) можно устанавливать торговые автоматы по продаже напитков. Кофе натуральный продовать нельзя. Вот что говорят по этому поводу новые рекомендации: «Реализация горячих напитков с использованием торговых автоматов осуществляется обучающимися среднего школьного возраста и старше, только в помещениях, оборудованных для приема пищи». В специальных термостойких одноразовых стаканах емкостью до 200 мл. При реализации продукции через вендинговые аппараты в школах помните, что все пищевые продукты, в том числе кулинарная продукция, используемые в питании обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, должны соответствовать действующим в Российской Федерации гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01

Что можно продавать в торговых автоматах в школах?

Отметим, что отныне формированием ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков осуществляется путем составления и утверждения образовательным учреждением (или предприятием школьного питания) ассортиментных перечней пищевых продуктов для свободной продажи («буфетной продукции» и в частности в торговых автоматах), соблюдения обязательного ассортиментного минимума (основного перечня). Основной перечень приведен ниже.

Где должен стоять торговый автомат?

Прилавки, барные и буфетные стойки, и иные торговые точки для реализации буфетной продукции могут располагаться в обеденных залах образовательных учреждений или в отдельных, специально выделенных помещениях. Последние обязательно оборудуются умывальниками и электрополотенцами в соответствии с требованиями санитарных правил.

Места реализации пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков должны быть оборудованы специальной мебелью для приема пищи – обеденными столами, барными стойками, специальными столиками для приема пищи стоя и т.п.

Так написано в проекте, на практике при установке торгового автомата, а их вполне можно отнести к иным точкам для реализации буфетной продукции, получится, скорее всего, иначе, но подогнать установку к стандартам возможно всегда. И не забывайте, что вся реализуемая продукция промышленного производства обязательно должна иметь потребительскую упаковку с этикетной надписью (маркировкой) в соответствии с требованиями действующего законодательства

Автомат по продаже напитков может реализовывать чаи, какао, кофейные напитки, фиточаи.

Требования к торговле в образовательных учреждениях пищевыми продуктами с использованием торговых автоматов

В образовательных учреждениях допускается торговля пищевых продуктов с использованием торговых автоматов с учетом требований СанПиН 2.4.5.2409-08.

Основу ассортимента пищевых продуктов, реализуемых с помощью торговых автоматов, должны составлять пищевые продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами (витаминами, минеральными веществами, полиненасыщенными жирными кислотами, белком).

Реализация горячих напитков с использованием торговых автоматов осуществляется обучающимися среднего школьного возраста и старше, только в помещениях, оборудованных для приема пищи.

Горячие напитки реализуются в специальных термостойких одноразовых стаканах емкостью до 200 мл (в т.ч. с использованием специальных торговых автоматов).

Ассортиментный перечень пищевых продуктов для автоматизированной торговли через торговые автоматы

1. Молоко питьевое стерилизованное витаминизированное, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков (молочные коктейли витаминизированные), с массовой долей жира до 3,5 %, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25°С), в асептической упаковке массой нетто до 250 г.

2. Стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков, с массовой долей жира до 4 %, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25°С)

3. Творожные изделия (продукты), в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков, с массовой долей жира до 10 %, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25°С), в индивидуальной потребительской упаковке массой нетто до 125 г, с приложением пластмассовых ложечек.

4. Вода питьевая негазированная высшей категории в упаковке емкостью до 0,5 л.

5. Напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках, полипропиленовых или ПЭТ-бутылках емкостью до 0,5 л.

6. Соки и нектары фруктовые и овощные натуральные (восстановленные витаминизированные или прямого отжима, без соли, консервантов и искусственных ароматизаторов) в индивидуальной потребительской упаковке из полимерного или комбинированного материала емкостью до 0,33 л.

Перечень продукции, которая не должна содержаться в готовых продуктах детского питания для детей школьного возраста

1. соли поваренной пищевой свыше 0,9% в мясных полуфабрикатах, свыше 1,2% — в

2. консервах, свыше 1,8% — в колбасных изделиях; нитритов свыше 0,003% в колбасных изделиях;

3. в рыбных полуфабрикатах, консервах — соли пищевой поваренной свыше 0,8%;

4. в мясных и рыбных полуфабрикатах, колбасных изделиях — жгучих специй;

5. в кондитерских изделиях — алкоголя, кофе натурального, ядра абрикосовой косточки,

6. кулинарных и кондитерских жиров, пиросульфита натрия;

7. майонеза.

Отметим напоследок, что плохое обслуживание торгового автомата в школе (грязь, пыль, насекомые) недопустимо. Также недопустима реализация продуктов с истекающим сроком годности, продуктов в повреждённой упаковке и таре. Обслуживание торгового автомата персоналом не имеющего санитарную книжку. Неправильное хранение продуктов в автомате и на складе. Помните, не смотря на то, что в бизнесе плавают одни акулы, вы в первую очередь продаете свои продукты детям. Которые наверняка есть или будут у вас.

ПРОЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ, ОБЪЕМУ, КАЧЕСТВУ ПИТАНИЯ И УСЛОВИЯМ ПРИЕМА ПИЩИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 5

1.1. Требования к безопасности и качеству питания 5

1.2. Требования к безопасности используемой посуды 5

1.3. Требования к удовлетворению физиологических норм потребностей в основных пищевых веществах, энергии и биологических активных минорных веществах 5

1.4. Требования к ассортименту продуктов, перечни разрешенных и не разрешенных продуктов для организации питания обучающихся воспитанников 6

1.5. Требования к среднесуточным наборам продуктов (рационам) для разных возрастных групп обучающихся, воспитанников с учетом региональных особенностей и специфики образовательного процесса 6

1.6. Требования к меню и методика его формирования, требования к объему порций, примерное меню 6

1.7. Требования к дополнительному питанию 7

1.8. Требования к организации питьевого режима 8

1.9. Требования к организации основного и дополнительного питания 9

1.10. Требования к торговле в образовательных учреждениях пищевыми продуктами с использованием торговых автоматов 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.5 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.7 30

II. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ПРОИЗВОДСТВО БЕЗОПАСНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 32

2.1. Требования к безопасности и качеству сырья, готовых продуктов питания, тары, посуды. 32

2.2. Санитарно-гигиенические и санитарно-технические требования к организации питания 33

2.3. Требования к приемке, хранению и срокам реализации пищевых продуктов 34

2.4. Требования к технологическому процессу приготовления блюд 34

2.5. Требования к оснащенности технологическим оборудованием и инвентарем, требования к оборудованию, инвентарю 35

2.6. Требования к управлению организацией питания с учетом типов и видов образовательных учреждений 35

2.7. Требования к кадровому обеспечению технологического процесса, условиям труда персонала 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.2 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.4 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.5 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.6 43

III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 45

3.1 Требования к нормативам, способам и формам финансирования питания обучающихся и воспитанников за счет родительских средств, а также из средств бюджетов разных уровней, внебюджетных источников 45

3.2 Требования к расчёту стоимости питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях с учетом социально-экономических особенностей территорий; методика расчёта 46

3.3 Требования к порядку учета и отнесения расходов на организацию питания из средств бюджетов разных уровней, внебюджетных источников и родительских средств 48

3.4 Ведение претензионной работы 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.3 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.4 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.5 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.6 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.7 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.8 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.9 65

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ 66

4.1. Требования к организации работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении 66

4.2 Требования к программам учебных предметов, курсов, дисциплин, программам дополнительного образования по формированию культуры здорового питания 67

4.3. Требования к профессиональной подготовке и профессиональному поведению педагогов, преподавателей, работающих в сфере формирования культуры здорового питания 68

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА В ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 71

5.1. Требования к организации и содержанию контроля за реализацией Стандарта 71

5.2. Требования к охвату питанием 71

5.3. Требования к организации текущего (ежегодного) и итогового (в последний год обучения) мониторинга состояния здоровья обучающихся, воспитанников в связи с условиями и качеством питания в образовательных учреждениях 71

^ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 75

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Государственный стандарт питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (далее – Стандарт) является основным документом, регламентирующим современную систему организации питания в образовательных учреждениях Российской Федерации, и обязателен для исполнения на территории Российской Федерации.

^ Основная цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников путем оптимизации их питания в образовательных учреждениях.

Задачи:

обеспечение безопасности, качества и доступности питания;

установление унифицированных требований к организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях Российской Федерации.

^ Стандарт представляет собой совокупность требований к:

безопасности, составу, пищевой ценности, объему, качеству питания и условиям приема пищи в образовательном учреждении;

технологическим условиям, обеспечивающим производство безопасного и качественного питания для образовательных учреждений;

экономическим условиям организации питания в образовательных учреждениях;

условиям обеспечивающие формирование у обучающихся, воспитанников мотивации к здоровому питанию;

результатам применения данного стандарта в организации питания в образовательных учреждениях.

Стандарт формирует основу для разработки региональных, ведомственных планов действий в сфере питания в образовательных учреждениях, совершенствования организации систем управления, установления обязательных требований, относящихся к компетенции соответствующих органов управления и руководителей учреждений.

^ I. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ, ОБЪЕМУ, КАЧЕСТВУ ПИТАНИЯ И УСЛОВИЯМ ПРИЕМА ПИЩИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1. Требования к безопасности и качеству питания

Все продукты и блюда, используемые в питании обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, должны соответствовать действующим в Российской Федерации гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01 и Разделам 2 и 22 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299.

^ 1.2. Требования к безопасности используемой посуды

Столовая посуда и приборы, тара должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.4.5.2409-08 и быть выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в соответствии с гигиеническими нормативами, содержащимися в Разделе 16 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299.

Столовые образовательных учреждений должны быть обеспечены достаточным количеством столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции, а также шкафами для их хранения около раздаточной линии.

Не допускается использование столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями.

При доставке горячих готовых блюд и холодных закусок должны использоваться специальные изотермические емкости, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из материалов, отвечающих требованиям санитарных правил, предъявляемых к материалам, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.

Требования к мытью и хранению столовой посуды и приборов изложены в СП 2.3.6.1079-01 и СанПиН 2.4.5.2409-08.

^ 1.3. Требования к удовлетворению физиологических норм потребностей в основных пищевых веществах, энергии и биологических активных минорных веществах

Каждый обучающийся и воспитанник должен быть обеспечен пищевыми веществами, необходимыми ему для нормального роста, развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа, с учетом его возрастных и физиологических потребностей, а также времени пребывания в образовательном учреждении: (СанПиН 2.4.2.2842-11 (таблица 1 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет), СанПиН 2.4.1.2660-10 (таблица 4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей возрастных групп), МР 2.3.1.24.32-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», СанПиН 2.4.1201-03 (таблица 4.1. Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии), СанПиН 2.4.4.1204-03 (таблица 8.1. Суточная потребность детей и подростков в пищевых веществах и энергии. Суточная потребность детей и подростков), СП 2.4.990-00 (таблица 2.9. Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии), СанПиН 2.4.1.2660-10 (таблица 4.1. Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии), МУК 2.3.2.721-98 (Средневзвешенные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии).

Каждый обучающийся и воспитанник общеобразовательных учреждений должен получить в школе 25-65% пищевых веществ, необходимых ему для нормального роста, развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа согласно нормам физиологических потребностей (приложение 1.1 к данному Стандарту).

^ 1.4. Требования к ассортименту продуктов, перечни разрешенных и не разрешенных продуктов для организации питания обучающихся воспитанников

Ассортимент основных пищевых продуктов, рекомендуемых для использования в питании детей в дошкольных организациях формируется согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 (приложение 8), в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования – СанПиН 2.4.5.2409-08 (приложение 8, 9).

Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений, представлен в СанПиН 2.4.5.2409-08 (приложение 7).

1.5. Требования к среднесуточным наборам продуктов (рационам) для разных возрастных групп обучающихся, воспитанников с учетом региональных особенностей и специфики образовательного процесса

Перечень рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов, в том числе используемых для приготовления блюд и напитков, для подростков 14-18 лет, представлен в СанПиН 2.4.2.2842-11 (приложение 1), перечень рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов, в том числе используемых для приготовления блюд и напитков, для детей и подростков в туристических лагерях представлен в СанПиН 2.4.4.2605-10 (таблица 2), перечень рекомендуемых среднесуточных норм питания в дошкольных организациях – в СанПиН 2.4.1.2660-10 (таблица 1), перечень рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов, в том числе, используемых для приготовления блюд и напитков, для детей и подростков оздоровительных учреждений – в СанПиН 2.4.4.2599-10 (таблица 2)

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений, предусматривающие формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени, представлены в СанПиН 2.4.5.2409-08 (таблица 1), а также в приложении 1.2 к данному Стандарту.

^ 1.6. Требования к меню и методика его формирования, требования к объему порций, примерное меню

Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню установлены для общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08 (раздел VI), для дошкольных образовательных учреждений – СанПиН 2.4.1.2660-10 (раздел XVI).

Примерные меню школьных обедов и завтраков представлены в приложении 1.3 к данному Стандарту. Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.

Требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности изложены в СанПиН 2.4.5.2409-08.

^ 1.7. Требования к дополнительному питанию

Во всех образовательных учреждениях для детей и подростков от 7 до 18 лет с постоянным пребыванием в образовательном учреждении более 4 часов, помимо организации основного питания (завтраки, обеды, полдники или ужины), должно быть организовано дополнительное питание, то есть реализация достаточного ассортимента пищевых продуктов в свободной продаже.

Формирование ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков осуществляется путем составления и утверждения образовательным учреждением (или предприятием школьного питания) ассортиментных перечней пищевых продуктов для свободной продажи («буфетной продукции»), соблюдения обязательного ассортиментного минимума (основного перечня).

Для свободной продажи в столовых (буфетах) образовательных учреждений должен быть сформирован обязательный и дополнительный ассортименты.

Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования установлен СанПиН 2.4.5.2409-08 (приложение 9).

Основной (обязательный) ассортиментный перечень пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся является ассортиментным минимумом – продукты, входящие в него должны быть в наличии (в продаже) каждый день (приведен в приложении 1.4 к данному Стандарту).

Дополнительный ассортимент является ассортиментным максимумом и определяет возможность реализации тех или иных продуктов, при их наличии, с учетом имеющегося торгового оборудования и возможности использования данного вида продуктов в питании детей и подростков в организованных коллективах (приведен в приложении 1.5 к данному Стандарту).

При наличии в достаточном количестве соответствующего торгового оборудования (мармитов, охлаждаемых прилавков и др.) в ассортимент продукции, реализуемой в буфетах образовательных учреждений, можно включать блюда и кулинарные изделия собственного изготовления, избегая при этом повторов одноименных (или приготовленных из одних и тех же полуфабрикатов) блюд и изделий в смежные дни. Перечень кулинарной продукции, изготавливаемой в столовой образовательного учреждения, рекомендуемой для свободной продажи дополнительно к пищевым продуктам, указан в приложении 1.6 к данному Стандарту.

Достаточный ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся подразумевает ежедневное наличие в свободной продаже не менее 20-30 наименований пищевых продуктов, относящихся к разным группам по их потребительским свойствам и пищевой ценности.

Условия реализации пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков в образовательных учреждениях устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли, изготовлению и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.2203-07).

Реализация готовых блюд и кулинарных изделий осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1079-01) и санитарно — эпидемиологическими требованиями к организациям торговли, изготовлению и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.2203-07).

Пищевые продукты для дополнительного питания детей и подростков в образовательных учреждениях реализуются с отдельных прилавков, барных и буфетных стоек. Запрещается реализация пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков в образовательных учреждениях с основных раздаточных линий.

Прилавки, барные и буфетные стойки и иные торговые точки для реализации буфетной продукции могут располагаться в обеденных залах образовательных учреждений или в отдельных, специально выделенных помещениях. Последние обязательно оборудуются умывальниками и электрополотенцами в соответствии с требованиями санитарных правил.

Места реализации пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков должны быть оборудованы специальной мебелью для приема пищи – обеденными столами, барными стойками, специальными столиками для приема пищи стоя и т.п.

Места реализации пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков обязательно должны иметь следующее оборудование: торговый стол, охлаждаемый прилавок и (или) охлаждаемую витрину (температура +2…+6 °С), неохлаждаемый прилавок (витрину), умывальник для мытья рук торгового персонала.

При реализации готовых блюд и кулинарных изделий, в т. ч. изготавливаемых из полуфабрикатов высокой степени готовности, дополнительно устанавливаются мармиты и другое необходимое оборудование. Для приготовления или разогрева отдельных видов кулинарной продукции (сосиски, горячие бутерброды, пицца школьная, пирожки и т.п.) следует оборудовать буфеты образовательных учреждений СВЧ-печами или конвекционными печами малого объема, в т. ч. бытовыми. Для реализации чая, какао, кофейных напитков, фиточаев, каш быстрого приготовления и др. кулинарной продукции из пищевых концентратов, буфет оборудуется электрокипятильником (электрическим чайником).

В месте реализации буфетной продукции устанавливают шкафы, в том числе холодильные, для запасов реализуемого в течение дня товара или оборудуют для этой цели специальную кладовую, оборудованную холодильным шкафом или бытовым холодильником.

При реализации (свободной продаже) буфетной продукции, в т. ч. некоторых готовых блюд и кулинарных изделий, может использоваться одноразовая посуда, имеющая санитарно-эпидемиологическое заключение с соответствующей областью применения. При наличии условий для обработки столовой и чайной посуды используется многоразовая столовая и чайная посуда.

Вся реализуемая продукция промышленного производства обязательно должна иметь потребительскую упаковку с этикетной надписью (маркировкой) в соответствии с требованиями действующего законодательства

^ 1.8. Требования к организации питьевого режима

Организация питьевого режима в образовательных учреждениях осуществляется с соблюдением требований СанПиН 2.4.5.2409-08 (раздел Х).

^ 1.9. Требования к организации основного и дополнительного питания

Организация основного и дополнительного питания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования осуществляется с соблюдением требований СанПиН 2.4.5.2409-08 (раздел II), в дошкольных образовательных учреждениях – с соблюдением требований СанПиН 2.4.1.2660-10.

^ 1.10. Требования к торговле в образовательных учреждениях пищевыми продуктами с использованием торговых автоматов

В образовательных учреждениях допускается торговля пищевых продуктов с использованием торговых автоматов.

Места установки торговых автоматов, порядок их обслуживания и обеспечения товарно-сопроводительной документацией в каждом образовательном учреждении подлежат согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора.

Основу ассортимента пищевых продуктов, реализуемых с помощью торговых автоматов, должны составлять пищевые продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами (витаминами, минеральными веществами, полиненасыщенными жирными кислотами, белком).

Реализация горячих напитков с использованием торговых автоматов осуществляется обучающимися среднего школьного возраста и старше, только в помещениях, оборудованных для приема пищи.

Горячие напитки реализуются в специальных термостойких одноразовых стаканах емкостью до 200 мл (в т.ч. с использованием специальных торговых автоматов).

Ассортиментный перечень пищевых продуктов для автоматизированной торговли через торговые автоматы приведен в приложении 1.7 к данному Стандарту.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

^ Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах

для детей и подростков

^ Название пищевых

веществ

Потребность в пищевых веществах

7-11 лет

11-14 лет

14-18 лет

мальчики

девочки

юноши

девушки

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая ценность (ккал)

Витамин С (мг)

Витамин В1 (мг)

Витамин В2 (мг)

Витамин В6 (мг)

Ниацин (мг)

Витамин В12 (мкг)

Фолаты (мкг)

300-400

300-400

Пантотеновая к-та (мг)

Биотин (мкг)

Витамин А (мг рет. экв)

Витамин Е (мг ток. экв.)

Витамин D (мкг)

Витамин К (мкг)

Минеральные вещества

Кальций (мг)

Фосфор (мг)

Магний (мг)

Калий (мг)

Натрий (мг)

Хлориды (мг)

Железо (мг)

Цинк (мг)

Йод (мг)

Медь (мг)

Селен (мг)

Хром (мкг)

Фтор (мг)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2

^ Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений

^ Наименование продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся

в г, мл, брутто

в г, мл, нетто

7-10 лет

11-18 лет

7-10 лет

11-18 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

Хлеб пшеничный

Мука пшеничная

Крупы, бобовые

Макаронные изделия

Картофель

220*

220*

Овощи свежие, зелень

280**

320**

Фрукты (плоды) свежие

185**

185**

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные

Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат.

65 (80)

71.5 (88)

Цыплята 1 категории потрошенные (куры 1 кат. п/п)

32 (41)

45 (58)

Рыба-филе

39.5

Колбасные изделия

9.8

14.7

Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)

Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5% 3,2%)

Творог (массовая доля жира не более 9 %)

Сыр

7.5

Сметана (массовая доля жира не более 15 %)

Масло сливочное

Масло растительное

Яйцо диетическое

0.6шт.

0.6 шт.

Сахар***

Кондитерские изделия

Чай

Какао

Дрожжи хлебопекарные

Соль

Примечание:

* Масса брутто приводится для нормы отходов 25 %.

** Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.

*** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3

^ Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях

Наименование блюда

Выход блюда, г

7-11 лет

11-18 лет

 День 1 (понедельник)

Завтрак

Каша вязкая на молоке (из хлопьев овсяных)

Сыр порциями

Масло сливочное

Напиток кофейный на молоке

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Салат из моркови или из моркови с яблоками

Суп с изделиями макаронными на бульоне из птицы

Птица отварная

Овощи тушеные

Кисель

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Изделие кондитерское (зефир)

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

День 2 (вторник)

Завтрак

Оладьи с яблоками

Кисломолочный продукт

Чай с лимоном

Обед

Салат из морской капусты

Суп из овощей

Рыба (треска), тушенная в томате с овощами

Рис отварной

Отвар из шиповника

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

День 3 (среда)

Завтрак

Колбаски детские (сосиски) отварные

Капуста тушеная

Яйцо куриное диетическое вареное вкрутую

Чай с сахаром

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Салат из огурцов свежих с растительным маслом

Борщ сибирский на мясном бульоне

Запеканка картофельная с отварным мясом

Компот из ягод

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

День 4 (четверг)

Завтрак

Котлеты или биточки рыбные

Пюре картофельное

Огурцы свежие

Напиток кофейный на молоке

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Винегрет овощной с раст. маслом

Рассольник ленинградский на мясном бульоне

Бефстроганов из мяса отварного

Каша гречневая рассыпчатая

Сок фруктовый или овощной

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Печенье

Плоды и ягоды свежие на весь день

День 5 (пятница)

Завтрак

Пудинг из творога запеченный

Джем (варенье)

Чай с лимоном

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Салат из капусты белокочанной с раст. маслом

Суп картофельный с бобовыми (фасоль)

Печень, тушенная в сметане

Изделия макаронные отварные

Компот из кураги

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Плоды и ягоды свежие на весь день

День 6 (суббота)

Завтрак

Каша гречневая молочная

Творожный сырок

Чай с сахаром

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Салат из свеклы отварной и яблок

Щи вегетарианские со сметаной

Котлеты или биточки рыбные

Соус томатный

Картофель отварной

Отвар из шиповника

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

День 7 (понедельник)

Завтрак

Каша из пшена и риса молочная жидкая («Дружба»)

Сыр порциями

Масло сливочное фасованное

Какао с молоком

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Икра из кабачков пром. производства (для питания детей и подростков)

Суп из овощей

Котлеты рубленные из птицы

Изделия макаронные отварные

Компот из ягод

изделие кондитерское (печенье)

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

День 8 (вторник)

Завтрак

Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару

Кисломолочный продукт

Чай с лимоном

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Салат из моркови, яблок, апельсинов с соусом салатным

Борщ с капустой и картофелем

Рыба отварная

Соус польский

Пюре картофельное

Кисель

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

День 9 (среда)

Завтрак

Котлета мясная натуральная рубленная

Рис отварной

Какао с молоком

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Салат из огурцов свежих с зеленью и с раст. маслом

Суп крестьянский с крупой (перловой)

Мясо, тушенное с картофелем по-домашнему

Сок фруктовый или овощной

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

День 10 (четверг)

Завтрак

Пудинг из творога запеченный

Молоко сгущенное с сахаром

Чай с лимоном

Хлеб пшеничный или зерновой

Обед

Салат из капусты белокочанной с раст. маслом

Уха ростовская

Фрикадели мясные

Рис отварной

Компот из смеси сухофруктов

Хлеб пшеничный или зерновой

Хлеб ржано-пшеничный

Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед

День 11 (пятница)

Завтрак

Мак

Согласно п.5.2. Концепции ОУ должны создать условия для организации питания 100% нуждающихся в нем учащихся. стандарт требует введения 2-х разового питания. Стоимость питания несомненно возрастет.Возможно ли это, если часть родителей не хотят( а зачастую просто не имеют возможности) оплачивать питание учащихся в школах. Для того, чтобы организация питания полностью соответствовала Стандарту необходимо дополнительное финансирование. Будет ли введение Стандарта сопровождаться выделением средств для переоборудования столовых — организация буфетов ( в части требований по организации, например, дополнительного питания в ОУ детей и подростков 7-18 лет с постоянным пребыванием свыше 4 часов). В целом Стандарт свёл воедино все имеющиемся требования к организации питания.

3 месяца ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *