Методичка по питанию детей

СОДЕРЖАНИЕ

Современные концепции здорового питания детей разного возраста

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Режим и питание беременной женщины и кормящей матери

Лактация, количественный и качественный состав женского молока

Иммунобиологическая роль женского молока

Противопоказания и затруднения при вскармливании ребенка грудью

Нарушения лактации

Правила кормления грудью

Режим кормления ребенка

Расчет приблизительного объема питания, необходимого ребенку первого года жизни

Питьевой режим ребенка

Потребность ребенка первого года жизни в основных пищевых ингредиентах

(нутрнентах)

Введение пищевых добавок и прикормов при естественном вскармливании

Контроль качества питания

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Искусственные смеси, применяемые для вскармливания детей первого года жизни

Использование донорского грудного молока

Техника и правила искусственного вскармливания

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Техника проведения смешанного вскармливания

ВСКАРМЛИВАНИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение курса детских болезней для студентов медицинского факультета включает несколько разделов, в том числе на втором и третьем курсах начинается изучение анатомо-физиологических особенностей детского организма, семиотики заболеваний и диететики здорового ребенка. Курс диететики является довольно сложным из-за объема теоретического материала, а также большого числа возможных вариантов построения рациона в зависимости от вида вскармливания.

Врач лечебного профиля должен знать, что рациональное питание ребенка первого года жизни — это основа формирования здоровья в детские годы к на всю дальнейшую жизнь. Состояние здоровья детей, уровень заболеваемости и смертности находятся в прямой зависимости от вида вскармливания.

Темпы роста ребенка, его потребность в питательных веществах в раннем возрасте значительно выше, чем в другие периоды жизни. Однако, именно в это время его ночки, печень, пищеварительные железы, кишечник еще функционально незрелы, что с одной стороны приводит к напряжению и быстрому истощению переваривающей способности (особенно при вскармливании неадаптированной к данному периоду жизни пищей) с другой — невозможностью полностью выделить избыток питательных веществ. Эта разница между потребностями организма и максимальной переносимостью пищи невелика и требует от питания оптимальной сбалансированности.

Рациональное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, повышает его иммунитет, стойкость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Пища — единственный источник жизненно важных для организма веществ (нутриентов): белков (протеинов), жиров (липидов), углеводов, минеральных веществ, микроэлементов и витаминов, необходимых для роста и формирования детскою организма, его активной деятельности и резистентное™ к действию неблагоприятных фактов внешней среды.

Из продуктов расщепления пищевых веществ в результате сложных химических превращений в организме происходит непрерывный синтез белков и белковых веществ, липидов, углеводов и других комплексных соединений, необходимых для обеспечения стабильности и обновления морфологических структур, образования функционально активных соединений -ферментов, гормонов.

Для обеспечения процессов синтеза необходим постоянный приток энергии. Обмен энергии — одно из главных проявлений жизнедеятельности организма. Последний получает необходимую ему энергию при расщеплении преимущественно углеводов и жиров и в меньшей мере — белков, которые, прежде всего, расходуются как пластический материал.

Чем младше ребенок, тем больший приток энергии необходим для покрытия энергетических затрат, связанных с интенсивным ростом, развитием, обменом веществ и поддержкой основных жизненных функций.

Вследствие функциональной незрелости центральной нервной системы и некоторых других органов и систем, высокой напряженности обменных процессов организм ребенка быстро реагирует на недостаток или избыток в питании тех или иных нутриентов отклонениями от нормы важнейших функций: нарушениями физического и задержкой нервно-психического развития, изменениями деятельности органов, которые несут основную функциональную погрузку в обеспечении гомеостаза, ослаблением естественного и приобретенного иммунитета.

Поэтому питание ребенка по составу, количеству и качеству нутриентов должно отвечать возрастным физиологическим потребностям детского организма.

В данном учебном пособии рассмотрены некоторые теоретические вопросы, без которых невозможно правильно назначить питание ребенку. Основное внимание отводится вскармливаниюздоровых детей первого года жизни с учетом особенностей преподавания данного раздела на кафедре пропедевтики детских болезней Луганского государственного медицинского университета, учебных и методических пособий, утвержденных Минздравом Украины, руководства «Медицина дитннства» под ред. академика П.С. Мошича (Киев, 1994, т. 1), Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «О поддержке грудного вскармливания» (1989), «Программе поддержки грудного выкармливания детей Украины (МОЗ Украины, 1996), а также согласно Программам по пропедевтической, факультетской и госпитальной педиатрии для студентов высших учебных медицинских заведений Ш-IV уровней аккредитации по специальностям 7.110101-«лечебное дело» и 7.110104-«педиатрия» (Киев, 2002).

Основная цель настоящего пособия — формирование у будущих педиатров и врачей общей практики практических навыков составления оптимальных рационов питания детям первого года жизни в зависимости от характера вскармливания. Также уделено внимание вопросам рационального питания детей старше одного года.

Данный этап освоения практических навыков предусматривает хорошее знание всех современных теоретических основ питания здорового ребенка первого года жизни, в частности, содержания Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ (1989) «О поддержке грудного вскармливания», непосредственного и отдаленного влияния грудного вскармливания на ребенка и мать, иммунобиологических свойств грудного молока, сведений о заменителях женского молока, основных пищевых веществах и их значении для детского организма.

Необходимо подчеркнуть, что особенностью современного этапа развития знаний в области питания здорового ребенка является освобождение от догм и излишней регламентации, которая наблюдалась в отечественной педиатрии в предыдущие годы. В сипу этого приведенные в пособии примеры составления рационов питания должны рассматриваться как ориентированные, предусматривающие необходимость их творческой переработки в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Суммируя новые тенденции, возникшие в педиатрии в вопросах питания ребенка первого года жизни на протяжении последнего десятилетия, рекомендуется выделить следующее:

  1. Необходимость раннего прикладывания новорожденного ребенка к груди с одновременным тесным кожным контактом с матерью как залог успешного естественного вскармливания.

  2. Свободный режим вскармливания новорожденного с кормлением ребенка «по требованию» и количеством прикладываний к грудям 8-10 и даже 12-20 в сутки, что обеспечивает оптимальное становление лактации в адаптационный период.

  3. Резкий переход от строго запрещающего отношения к ночным кормлениям к поощряющему, поскольку доказана особая, стимулирующая лактацию, роль ночных кормлений.

  4. Пропаганда более гибкого режима кормлений с возможными отклонениями от регламентированного времени в пределах 30 — 60 минут в зависимости от состояния и поведения ребенка.

  5. Пересмотр отношения к срокам введения пищевых добавок (соков, тертого яблока, фруктового пюре, яичного желтка) и назначение их в более поздний срок — начиная с 3-4 месяцев жизни.

  6. Назначение в более поздние сроки прикорма — не раньше 5-6 месяцев жизни и только при наличии у ребенка признаков неудовлетворенности получаемым объемом молока

  7. Рекомендации по более длительному сохранению грудного вскармливания — до 1,5-2 лет и дольше.

Следует также указать на сугубо ориентировочный характер всех расчетов объема питания, а также контроля качества питания на основе так называемых счетов питания. В самом деле, только хорошее самочувствие, нормальное физическое и психомоторное развитие, а также отсутствие изменений со стороны кожи, слизистых и желудочно-кишечного тракта могут служить критериями удовлетворительного питания ребенка.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Кафедра педиатрии и детской кардиологии

Кафедра педиатрии и неонатологии

Т. А. Клиорина, Е. Г. Храмцова,

Н. Н. Муравьева, А. А. Акимов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова
2013

УДК 616-053

А43
А43 Актуальные вопросы вскармливания детей грудного возраста:
учебно-методическое пособие / Т. А. Клиорина, Е. Г. Храмцова,
Н. Н. Муравьева, А. А. Акимов. — СПб.: Издательство ГБОУ ВПО
СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2013. —20 с.
Рецензент:
Л. Г. Горячева — д-р. мед. наук, профессор, зав. отделом вирусных
гепатитов ФМБА ФГУ НИИДИ.

В учебно-методическом пособии отражены основные аспекты

вскармливания в грудном возрасте, являющиеся ведущими факторами,
влияющими на рост и развитие ребенка, как в раннем возрасте, так и
в последующие годы жизни. Представлены все основные сведения по
расчету объема питания в зависимости от возраста ребенка, введению
прикормов и коррекции, позволяющие составить рациональное меню
для ребенка грудного и раннего возраста.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 4 курса лечебного и 5 курса медико-профилактического факультетов для
улучшения освоения студентами теоретического материала по теме
«Вскармливание детей грудного и раннего возраста».

Утверждено в качестве учебно-методического пособия

Методическим советом ГБОУ ВПО
СЗГМУ им. И. И. Мечникова,
протокол № 4 от 16 мая 2013 г.

© Коллектив авторов, 2013

© Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2013

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
Рациональное вскармливание детей грудного возраста является
залогом их адекватного роста и развития, а также высокого качества
жизни, как в раннем детском возрасте, так и в последующие годы.
Выдающийся российский педиатр И. М. Воронцов разработал
основные принципы, следуя которым врач может обеспечить оптимальное питание грудному ребенку.
Принципы физиологического питания по И. М. Воронцову:
1. Принцип физиологической адекватности питания.
2. Принцип достаточной энергетической обеспеченности.
3. Принцип мультикомпонентной сбалансированности питания.
4. Принцип нутриентного предобеспечения.
Виды вскармливания детей грудного возраста
1. Естественное («золотой стандарт» педиатрии).
2. Искусственное.
3. Смешанное — вид вскармливания, при котором молоко составляет 20–80% от общего объема молочного питания в сутки.
Естественное вскармливание — это вскармливание ребенка грудного возраста молоком матери при непосредственном прикладывании к груди с последующим введением прикормов. Содержание
грудного молока при этом составляет не менее 80% от общего объема молочного кормления.
Основные особенности грудного молока
1. Наиболее подходящий продукт для грудных детей (физические, осмотические, микробиологические характеристики).
2. Оптимальный состав.
3. Отсутствие повреждающего действия при избытке.

4. Противоинфекционная и противовоспалительная защита.

5. Ограничение поступления аллергенов.
6. Формирование толерантности к продуктам, используемым
матерью.
7. Формирование путей оптимального метаболизма нутриентов.
8. Развитие психоэмоциональной связи с кормящей матерью.
9. Адекватное развитие зубочелюстной системы.
В родильном доме с целью становления достаточной по объему
и продолжительности лактации здоровый новорожденный ребенок должен выкладываться на грудь матери в первые 30 мин после
неосложненных родов на срок не менее чем на 30 мин.
Это аргументируют следующие положения:
1. Раннее прикладывание ребенка к груди матери обеспечивает
быстрое включение механизмов секреции молока и более устойчивую последующую лактацию.
2. Сосание ребенка способствует энергичному выбросу окситоцина и тем самым уменьшает опасность кровопотери у матери, способствует более раннему сокращению матки.
3. Контакт матери и ребенка:
– оказывает успокаивающее действие на мать, исчезает стрессорный гормональный фон;
– способствует через механизмы импринтинга усилению чувства материнства, увеличению продолжительности грудного
вскармливания;
– обеспечивает получение новорожденным материнской микрофлоры.
Показано, что при свободном вскармливании объем лактации
выше, чем при вскармливании по часам. Для поддержания лактации
особенно значимы ночные кормления, так как ночью уровень пролактина более высокий. Длительность прикладывания к груди здорового
ребенка в первые дни не должна ограничиваться, даже когда он практически ничего не высасывает, а дремлет у груди. Одной из важных
задач педиатров, в особенности участковых, является обучение матери
дифференцировке «голодного» крика ребенка от крика, обусловленного другими причинами: младенческими коликами, дискомфортом,
переменой обстановки, перегреванием или охлаждением ребенка,
болью и др. Оценка адекватности лактации требует тщательного анализа поведения ребенка, характера стула, частоты мочеиспусканий.

Вероятными признаками недостаточной лактации являются:

– беспокойство и крик ребенка во время или сразу после кормления;
– необходимость в частых прикладываниях к груди;
– длительное кормление, при котором ребенок совершает много
сосательных движений при отсутствии глотательных;
– ощущение матерью быстрого полного опорожнения грудных
желез при активном сосании ребенка, при сцеживании после
кормлений молока нет;
– беспокойный сон, частый плач, «голодный» крик;
– скудный редкий стул.
Однако наиболее достоверными признаками недостаточного питания являются низкая прибавка массы тела («контрольное» взвешивание) и редкие мочеиспускания (менее 6 раз за сутки) с выделением небольшого количества концентрированной мочи.
Гипогалактия — секреторная недостаточность молочных желез.
Основные причины гипогалактии:
1. Недостаточная мотивация.
2. Позднее первое прикладывание к груди.
3. Редкое прикладывание к груди.
4. Лактационные кризы.
5. Нарушения режима.
6. Стрессы.
Противопоказания к грудному вскармливанию
Абсолютные
со стороны
со стороны
матери
ребенка
• септицемия;
• тиф;
• профузные
кровотечения;
• ВИЧ;
• активный ТВС;
• декомпенсированое состояние
при хронических
заболеваниях;
• острые психические заболевания

Врожденные

заболевания обмена веществ
(галактоземия,
фенилкетонурия)

Относительные

со стороны
со стороны
матери
ребенка
• злокачественные
новообразования;
• психические
заболевания;
• мастит;
• трещины сосков;
• острое инфекционное заболевание;
• прием некоторых лекарственных препаратов

• гемолитическая болезнь

новорожденных;
• сенсибилизация к грудному
молоку

Искусственное вскармливание — это вскармливание детей грудного возраста заменителями грудного молока — специализированными адаптированными смесями, приготовленными преимущественно на основе коровьего молока. Материнское молоко в суточном

рационе составляет менее 20%.
Перевод ребенка на искусственное вскармливание, особенно
в первые месяцы жизни, для него далеко не безразличен, являясь
своеобразным «метаболическим стрессом». Ни одна даже самая современная искусственная смесь не может являться полноценной
заменой материнского молока. В связи с этим большое внимание
врачей и среднего медицинского персонала должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и аппетита.
Состав грудного и коровьего молока, на 100 мл смеси
Компонент

Грудное молоко

Коровье молоко

Энергия (ккал)

Белок (г)

Жир (г)

Углеводы (г)

Искусственные адаптированные смеси для питания грудных детей

Адаптированные смеси — это смеси, максимально приближенные по составу к женскому молоку, созданные с использованием современных технологий, способные обеспечить в достаточной степени адекватный рост и развитие ребенка.
Выделяют:
1) начальные (от 1 до 6 мес), последующие смеси (от 6 до 12 мес)
и смеси для детей после года;
2) сухие и жидкие смеси;
3) пресные и кисломолочные.
Примеры используемых адаптировынных смесей:
1. НАН-1, 2, 3 (Швейцария).
2. АГУША-1, 2 (Россия).
3. СЭМПЕР БЭБИ-1, 2 (Швеция).

4. НУТРИЛОН-1, 2 (Голландия).

5. CELIA-1, 2 (Франция).
НАН, НУТРИЛОН, АГУША — кисломолочные.
Лечебные смеси
Одной из наиболее важных проблем современной педиатрии является пищевая аллергия, которая чаще всего обусловлена аллергией к белкам коровьего молока.
Очень важно выявить риск развития пищевой аллергии (по семейному аллергоанамнезу) и предотвратить ее появление с помощью специальных смесей, в которых осуществлен частичный гидролиз белка.
Примерами таких смесей — частичных гидролизатов — являются:
1. ФРИСОЛАК ГА (Нидерланды).
2. НУТРИЛАК ГА (Россия).
3. НАН ГА (Швейцария).
4. ХИПП ГА (Германия).
В случае если у ребенка уже имеются симптомы пищевой аллергии, ему необходимы смеси с глубоким гидролизом белка.
Для диетотерапии легких и среднетяжелых форм пищевой аллергии у детей от 0 до 12 мес используются смеси, произведенные
на основе гидролиза сывороточного белка. Такие смеси не только
оказывают лечебное воздействие, но и способствуют индукции толерантности к белкам коровьего молока.
Примерами таких смесей — сывороточных гидролизатов —
являются:
1. ФРИСОПЕП (Нидерланды).
2. НУТРИЛОН Пепти Аллергия (Нидерланды).
3. НУТРИЛАК пептиди СЦТ (Россия).
Для диетотерапии тяжелых форм аллергии к белкам коровьего
молока используются смеси, в которых произведен глубокий гидролиз казеина:
1. ФРИСОПЕП АС (Нидерланды).
2. ЭНФАМИЛ Нутрамиген (США).
3. НУТРИЛОН Пепти Гастро (ТСЦ).
Последним и наиболее эффективным достижением в диетотерапии тяжелых форм пищевой аллергии являются аминокислотные
смеси — смеси, в которых белок на 100% замещен аминокислотами,
не вызывающими аллергию.

В нашей стране эта группа смесей представлена смесью

НЕОКЕЙТ (Великобритания). Эта смесь позволяет ребенку абсолютно гармонично развиваться и может назначаться при необходимости на длительный промежуток времени. Однако в большинстве
случаев иммунная система ребенка восстанавливается уже через
несколько недель и позволяет перейти на менее гидролизованное
питание.
Общепризнанной в настоящее время является роль пребиотиков в формировании кишечной микробиоты и, как результат,
укреплении иммунной системы ребенка. Универсально признаны
и зарегистрированы в настоящее время две химические группы
пребиотиков:
1. Фруктоолигосахариды (ФОС).
2. Галактоолигосахариды (ГОС).
Использование смесей, обогащенных ГОС/ФОС, приводит
к значительному снижению частоты инфекционных заболеваний,
а также аллергических проявлений у детей.
Примерами таких смесей являются:
1. НУТРИЛОН Иммунофортис (оптимальное сочетание ГОС/
ФОС).
2. ФРИСОЛАК Gold (с пребиотиками, нуклеотидами и селеном).
3. HIPP Combiotic (с пребиотиками и пробиотиками на основе
глубоко расщепленного сывороточного белка).
4. SEMPER Nutrodefense (c пребиотиками ГОС, полиненасыщенными жирными кислотами, нуклеотидами)
Самым физиологичным углеводом для ребенка грудного возраста является лактоза. Однако целый ряд состояний, включающих как
первичный, так и вторичный дефицит лактазы, требуют снижения
содержания или полного отсутствия лактозы в питании. Так, в частности, значительно сокращаются сроки выздоровления детей при
кишечных инфекциях, особенно ротавирусной этиологии, при отсутствии лактозы в питании, уменьшается выраженность колик
и срыгиваний у грудных детей.
В связи с этим появились специализированные безлактозные молочные смеси, хорошо себя зарекомендовавшие при указанных состояниях.

Примерами таких смесей являются:

1. ЭНФАМИЛ Лактафри.
2. CELIA LF.
3. НУТРИЛАК безлактозный.
4. НУТРИЛОН безлактозный.
Выраженные срыгивания — также одна из наиболее частых проблем детей раннего возраста. Для борьбы с ними предложены:
1. ЭНФАМИЛ Антирефлюкс (смесь на основе рисового крахмала).
2. ФРИСОВОМ, НУТРИЛОН Антирефлюкс (смеси на основе
камеди рожкового дерева).
Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту: ребенок с удовольствием
ест смесь, у него отсутствуют диспепсические расстройства (срыгивания, рвота, жидкий, плохо переваренный стул или запоры), проявления атопического дерматита, дефицитные состояния (железодефицитная анемия, гипотрофия). Необходимо контролировать
прибавку массы тела.
Расчет суточного объема питания
Формула Финкельштейна:
В первые 9 дней: (возраст в днях) × 70 (при массе тела (возраст в днях) × 80 (при массе тела >3200).
Объем пищи на одно кормление по Шабалову:
3 × день жизни × масса в кг.
Методы расчета объема питания для детей старше 2-х недель:
1. Калорийный:
1-я четверть года — 120 ккал/кг/сут;
2-я четверть года — 115 ккал/кг/сут;
3-я четверть года — 110 ккал/кг/сут;
4-я четверть года — 100 ккал/кг/сут.
2. Объемный метод:
2–6 нед — 1/5 массы тела;
6 нед — 4 мес — 1/6 массы тела;
4 мес — 6 мес — 1/7 массы тела;
6 мес — 12 мес — 1/8 массы тела.

Прикорм

Прикорм — это замена грудного молока и детских молочных смесей другими продуктами с целью введения дополнительных пищевых веществ для роста и развития ребенка. Он используется при всех
видах вскармливания.
Плюсы прикорма:
1) дополнительное введение минеральных веществ: Ca, Fe, P,
Mg, K и др.;
2) введение балластных веществ;
3) увеличение введения основных пищевых веществ с сохранением общего объема питания;
4) пищевое воспитание ребенка — освоение навыков употребления более густой пищи (кусание, жевание).
Основные виды прикорма
Продукт
Овощное пюре
Каша
Фруктовый сок, пюре
Растительное и сливочное масло
Мясное пюре, творог
Сухари, печенье
Рыбное пюре, кисломолочные
продукты

Возраст

С 4–6 мес
С 4–6 мес
С 4–6 мес
С 4–6 мес
С 6 мес
С 7 мес
С 8 мес

Критерии, позволяющие давать прикорм:

1. Возраст и удвоение массы тела.
2. Состоявшееся или текущее прорезывание хотя бы одного зуба.
3. Угасание рефлекса выталкивания пищи языком.
4. Готовность ребенка к жевательным движениям.
5. Уверенное сидение и владение головкой, для того чтобы мог
отказаться от еды.
6. Зрелость функциональности ЖКТ.
Критерии усвоения прикорма:
1. Нормальная прибавка в весе.
2. Хороший аппетит.
3. Хороший эмоциональный тонус.
4. Нормальный стул.
5. Нормальная копрограмма.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Ребенку 1 мес. Масса 4000 г. У матери молока достаточно. Сколько молока должен получать ребенок? Сколько раз его нужно кормить?
2. Ребенок появился с массой 4000 г и длиной 51 см. Находится
на естественном вскармливании. В настоящее время ему 8,5 мес. Какую массу и длину он должен иметь? Назначьте ему меню на 1 день.
3. Назначьте питание ребенку в возрасте 12 мес. Вес при рождении 3400 г.
4. Ребенку 9 мес. Нормотрофия. У матери молока 300 мл. Составить меню.
5. Ребенку 7 мес. Масса при рождении 3200 г. Прикорм введен
в 4,5 мес. Сейчас ребенок кормится 5 раз в сутки, получая 1-й и 2-й
прикормы. Молока у матери нет. Развивается нормально. Дайте советы по вскармливанию. Проверьте правильность назначения.
6. Ребенок 10 мес. Нормотрофия. На искусственном вскармливании. Каков вес ребенка? Назначьте ему меню на 1 день.
7. Ребенку 8 мес, на искусственном вскармливании, эйтрофик
(перечислите показатели эйтрофии). Указать его массу и длину. Назначить меню на 1 день.
8. Ребенку 2 мес. Вес при рождении 3200 г. В настоящее время
вес 3800 г. У матери за сутки 600 мл молока по данным контрольных
кормлений в разное время суток. Определить степень гипогалактии,
назначить правильное меню.
9. Ребенку 3 мес. Вес при рождении 2900 г. В настоящее время
вес ребенка 5100 г. У матери за сутки 400 мл грудного молока по данным контрольных кормлений в разное время суток. Определить степень гипогалактии, назначить правильное меню.
10. Ребенку 9 мес, при рождении нормотрофия. В настоящее
время рост 72 см, вес 11 кг. Получает 2 прикорма, кашевой прикорм
в количестве 200 г в 18.00 и овощной прикорм (картофельное пюре)
в 10.00. Оценить рост и массу ребенка в настоящее время. Назначить
правильное меню.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задача 1
В сутки ребенок должен получать 800 мл грудного молока, частота кормлений 7 раз в сутки по 115 мл.
Задача 2
В 8,5 мес ребенок должен иметь рост 71 см, вес 9800 г.
Примерное меню:
№ корм
1
2

Часы

Вид и количество пищи
6.00. Грудное молоко 200 мл

10.00. (3 г сливочного масла)

Гречневая каша HIPP 150 г +
+ 50 мл АС-2 (NAN-2)
14.00. 20 г мясного фарша + овощное
пюре 150 г +3 г раст. масло +
+ 1/2 желтка + 50 мл фруктовый
сок
18.00. Грудное молоко 200 мл

22.00. Грудное молоко 200 мл

Коррекция

Аквадетрим 1 капля
(500 МЕ) 1 раз в сутки
Сок яблочный в сутки
(всего) 85 мл
Фруктовое пюре
(яблочное) в промежутках между кормлениями — 85 г в сутки
Коррекция по воде —
по требованию, 120 мл
в сутки

Задача 3

В возрасте 1 года вес ребенка при весе при рождении 3400 должен
быть 10 600 г.
Примерное меню в 1 год:
№ корм

Часы

6.00.

Вид и количество пищи

10.00. (3 г сливочного масла)

Овсяная каша BEBY 150 г + 3 г
масла + 50 мл NAN-2

Грудное молоко — 200 мл

Коррекция

Аквадетрим 1 капля
(500 МЕ) 1 раз в сутки
Сок яблочный в сутки
(всего) 120 мл

Окончание табл.

№ корм
3
5

Часы

Вид и количество пищи

14.00. Овощной суп 50 мл + 60 паровая

котлета + овощное пюре 90 г +
+ 3 г раст. масло+ 1/2 желтка +
+ сок 50 мл + белый хлеб 5 г
18.00. Детский творог 30 г + NAN-2
170 мл + детское печенье 5 г
22.00. Грудное молоко — 200 мл

Коррекция

Фруктовое пюре
(яблочное) в промежутках между кормлениями — 120 г в сутки
Коррекция по воде —
по требованию, 150 мл
в сутки

Задача 4

Примерное меню в 9 мес, у матери молока 300 мл:
№ корм

Часы

Вид и количество пищи

Коррекция

6.00.

10.00.

14.00.

18.00.

22.00.

Грудное молоко — 100 мл +

100 мл HIPP-2
Гречневая каша ВИННИ 150 г +
+ 3 г слив. масла + 50 мл HIPP-2
30 г мясного фарша + овощное
пюре 120 г +3 г раст. Масло +
+ 1/2 желтка + сок 50 мл + белый
сухарик 5 г
NAN-2 кисломолочный 200 +
детское печенье 5 г
Грудное молоко — 200 мл

Аквадетрим 1 капля

(500 МЕ) 1 раз в сутки
Сок яблочный в сутки
(всего) 90 мл
Фруктовое пюре
(яблочное) в промежутках между кормлениями 90 г в сутки
Коррекция по воде —
по требованию, 140 мл
в сутки

Задача 5

Не указано, какой прикорм введен — обучающий или ингредиентно-значимый. На искусственном вскармливании 4 мес — самый
ранний срок введения прикорма. При введении первого прикорма
в 4,5 мес к 7 мес ребенок должен получать 3 прикорма (овощной,
кашевой и мясной).
Задача 6
При нормотрофии ребенок в 10 мес должен весить 9800 г.
Примерное меню в 10 мес:
№ корм

Часы

6.00.

Вид и количество пищи

Коррекция

НУТРИЛОН-2 — 200 мл

Аквадетрим 1 капля

(500 МЕ) 1 раз в сутки

Окончание табл.

№ корм
2
3

Часы

Вид и количество пищи

10.00. Пшеничная каша BEBY 150 г + 3 г

масла + 50 мл НУТРИЛОН-2
14.00. Овощной суп 50 мл + 50 фрикадельки + овощное пюре 100 г +3 г
раст. масло + 1/2 желтка + сок
50 мл + белый хлеб 5 г
18.00. Детский творог 30 г + НУТРИЛОН-2 170 мл + детское печенье

22.00. НУТРИЛОН-2 — 200 мл

Коррекция

Сок яблочный в сутки
(всего) 100 мл
Фруктовое пюре
(яблочное) в промежутках между кормлениями 100 г в сутки
Коррекция по воде —
по требованию, 150 мл
в сутки

Задача 7

В 8 мес при нормотрофии при росте 69 см вес должен быть 9 кг.
Примерное меню в 8 мес:
№ корм

Часы

6.00.

10.00. Гречневая каша BEBY 150 г + 3 г

слив. масла + 50 г яблочное пюре
14.00. 30 г мясного фарша + овощное
пюре 120 г +3 г раст. масло+
1/2 желтка + сок 50 мл + белый
сухарик 5 г
18.00. NAN-2 кисломолочный 200,0 +
детское печенье 5 г
22.00. NAN-2 — 200 мл
5

Вид и количество пищи

NAN-2 — 200 мл

Коррекция

Аквадетрим 1 капля
(500 МЕ) 1 раз в сутки
Сок яблочный в сутки
(всего) 80 мл
Фруктовое пюре
(яблочное) в промежутках между кормлениями 80 г в сутки
Коррекция по воде —
по требованию, 135 мл
в сутки

Задача 8

Суточная потребность в возрасте 2 мес при весе 3800 г при расчете
по объемному методу составляет 630 мл. У матери 500 мл. Процент
дефицита по отношению к суточной потребности составляет 21%,
это I степень гипогалактии. Принцип лечения заключается в увеличении кратности кормлений и обязательных ночных прикладываниях. При суточной потребности 630 мл на 1 кормление необходимо
80 мл грудного молока, желательно докорм из другой груди или донорское грудное молоко.

Примерное меню:

№ корм Часы
Вид и количество пищи
1
6.00. 60 мл грудного молока + 20 мл
докорм из другой груди или донорское грудное молоко
2

8.30.

11.00. 60 мл грудного молока + 20 мл

докорм из другой груди или донорское грудное молоко

13.30. 60 мл грудного молока + 20 мл

докорм из другой груди или донорское грудное молоко

16.00. 60 мл грудного молока + 20 мл

докорм из другой груди или донорское грудное молоко

18.30. 60 мл грудного молока + 20 мл

докорм из другой груди или донорское грудное молоко

21.00. 60 мл грудного молока + 20 мл

докорм из другой груди или донорское грудное молоко

23.30 60 мл грудного молока + 20 мл

докорм из другой груди или донорское грудное молоко

Коррекция

Аквадетрим 1 капля
(500 МЕ) 1 раз в
сутки

60 мл грудного молока + 20 мл

докорм из другой груди или донорское грудное молоко

2 ночных прикладывания по требованию

Задача 9

Суточная потребность в грудном молоке в 3 мес при весе 4900 г
составляет 820 мл. У матери 400 мл в сутки, это составляет 49% от
суточной потребности, соответственно 51% дефицита, это значение
соответствует III степени тяжести гипогалактии. Показан перевод
на смешанное вскармливание. Учитывая вес ребенка при рождении
и его возраст, желательно 7-разовое кормление для стимуляции лактации и 1 ночное прикладывание. На 1-е кормление при суточной
потребности 820 мл приходится 120 мл, при количестве грудного молока в сутки 400 мл на одно кормление — 60 мл.

Примерное меню:

№ корм

Часы

Вид и количество пищи

Коррекция

6.00.

60 мл грудного молока + 60 мл

докорм NAN-1

Аквадетрим 1 капля

(500 МЕ) 1 раз в сутки

9.00.

60 мл грудного молока + 60 мл

докорм NAN-1

Коррекция по воде —

75 мл в сутки по требованию

12.00. 60 мл грудного молока + 60 мл

докорм NAN-1
4
15.00 60 мл грудного молока + 60 мл
докорм NAN-1
5
18.00. 60 мл грудного молока + 60 мл
докорм NAN-1
6
21.00 60 мл грудного молока + 60 мл
докорм NAN-1
7
00.00. 60 мл грудного молока + 60 мл
докорм NAN-1
1 ночное прикладывание по требованию

Задача 10

В 9 мес средний рост ребенка 70,5 см, колебания в пределах
1 возрастного интервала, рост 72 см на верхней границе нормы. Вес
в 9 мес должен в среднем составлять 9400 г с колебаниями в пределах
1 возрастного интервала. Вес 11 кг — средний вес ребенка в 1 год.
Имеет место паратрофия в связи с углеводным перекормом: кашевой прикорм дается в количестве 150 г на 1 кормление в 10.00, овощное пюре должно содержать картофель не более 30–50%, причем
дается в 14.00 или 18.00.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная программа оптимизации вскармливания детей
первого года жизни в Российской Федерации. — М., 2010. — 70 с.
2. Детские болезни / под ред. Н. П. Шабалова. — В 2-х т. — СПб.,
2012.
3. Детские болезни / под ред. И. Ю. Мельниковой. — В 2-х т. —
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
4. Детские болезни: учеб. пособие: пер с англ.; под ред. Н. А. Геппе. —
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 464 с.
5. Юрьев В. В., Хомич М. М. Пропедевтика детских болезней. —
В. В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 720 с.
6. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней, 2010.
7. Бате Н., Кобб К., Двайер Д. и др. Рекомендации по питанию
детей грудного и раннего возраста (программа Start Healthy — «Расти
здоровым с первых дней») // Вопросы детской диетологии. — 2006.—
№ 4(3). — С. 61–74; 115–126.
8. Боровик Т. Э., Скворцова В. А., Нетребенко О. К. Прикорм в питании грудных детей // Педиатрия. — 2008. — № 87(4). — С. 79–85.
9. Верещагина Т. Г., Михеева И. Г. Значение современных блюд
прикорма на основе злаков в питании детей первого года жизни //
Вопросы практической педиатрии. — 2008. — № 3(6). — С. 81–86.
10. Детское питание: руководство / под ред. В. А. Тутельяна,
И. Л. Коня. — М.: Медицинское информационное агентство,
2009. — 946 с.
11. Капитан Т. В. Пропедевтика детских болезней с уходом за
детьми. — 5-е изд., перераб. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — 41 с.
12. Конь И. Я. Соки в питании детей первого года жизни — новые
подходы // Детский доктор. — 2000. — № 16. — С. 35–37.
13. Конь И. Я., Боровик Т. Э., Прахин Е. И. и др. Комментарий российских специалистов к Рекомендациям по питанию детей грудного
и раннего возраста, разработанным специалистами США // Вопросы детской диетологии. — 2006. — № 4(3). — С. 75–77.

14. Ладодо К. С. Рациональное питание детей раннего возраста. — М.: Миклош, 2007. — 280 с.

15. Нетребенко О. К. Современные аспекты и сроки введения
прикорма в рацион питания детей первого года жизни // Вопросы
современной педиатрии. — 2004. — № 3. — С. 39–45.
16. Ревнова М. О., Тарасов О. Ф. Семиотика детских болезней. —
СПб.: Сотис, 2002. — 356 с.
17. Детская гастроэнтерология / под ред. А. А. Баранова. — М.,
2002. — С. 531–555.
18. Руководство по детскому питанию / под ред. В. А. Тутельяна,
И. Я. Коня. — М.: Медицинское информационное агентство,
2004. — 662 с.
19. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии /
под ред. А. А. Баранова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 608 с.
20. Сорвачева Т. Н. Значение новых тенденций в совершенствовании заменителей грудного молока для педиатрической практики
// Вопросы детской диетологии. — 2008. — № 6(2). — С. 32–35.
21. Тутельян В. А., Батурин А. Конь И. Я. и др. Характер питания детей грудного и раннего возраста в Российской Федерации:
практика введения прикорма // Педиатрия. — 2009. — № 88(6)6. —
С. 77–83.
22. Юрьев В. В., Булатова Е. М., Алешина Е. И. Практика вскармливания детей первого года жизни. ООО «Первый ИПХ». — СПб.,
2010. — 80 с.
23. Якушенко М. Н., Фашмухова С. У. Естественное вскармливание детей первого года жизни. Методические рекомендации. — М.:
Нальчик, 2003. — 53 с.
24. Bramhagen A.-C., Virtanen M., Siimes M. A., Axelsson L. Transferrin
receptor and its correlation with iron status and types of milk consumption //
Acta Paediatr. — 2003. — N 92. — P. 672–675.

Для заметок

Т. А. Клиорина, Е. Г. Храмцова, Н. Н. Муравьева, А. А. Акимов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
Учебно-методическое пособие
Подписано в печать ??.09.2013 г. Формат бумаги 60×841/16.
Бумага офсетная. Гарнитура NewtonC.
Печать офсетная. Уч.-изд. л. 0,63. Усл. печ. л. 1,16.
Тираж 150экз. Заказ № 328.
Санкт-Петербург, Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова
191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41.
Отпечатано в типографии СЗГМУ им. И. И. Мечникова
191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41.

Прикорм самый интересный и важный период в жизни малыша, поэтому так важно соблюдать осторожность при введении взрослой пищи в рацион питания. Для простоты педиатры всего мира составили схемы прикорма или таблицы прикорма, но каждый врач предлагает свой вариант. И их можно понять, так как в каждой стране существуют свои особенности, начиная с климата и заканчивая пищевой культурой.

Однако в мире технологий, когда одним кликом мыши мы можем узнать много полезной информации, когда в наших магазинах можно найти любой экзотический продукт, тема прикорма может стать камнем преткновения в семье. Так как прикармливать ребенка как раньше уже не хочется, да и научно вроде как обосновали, что прикорм по новой схеме эффективнее и лучше, но опять же что за новая схема, кого слушать, американских педиатров, ВОЗ или нашу российскую медицину, сложный вопрос. Ответ прост, слушаем свое материнское сердце и не спешим.

В статье «Схема прикорма» мое материнское сердце подсказало, что вводить продукты лучше всего так, и дальше я буду подробно все описывать, как вводился прикорм и постараюсь все объяснить, то что до меня доходило с таким трудом, я постараюсь описать очень подробно и уж не сердитесь, когда буду по сто первому разу писать одну и ту же мысль, но оправданную в контексте.

Так, о чем я?! О том, что в данной статье хочу предоставить Вам все таблицы прикорма России, которые нашла и объясню откуда они. Так как в интернете лишь картинка и маленькое пояснение, что тот или иной человек прикармливает по этой схеме. А мамам, которые любят во всем разобраться нужно больше информации, так что смотрим и читаем. Все ссылки на материалы будут предоставлены внизу для бесплатного скачивания.

Самой главной таблицей прикорма России можно считать рекомендации ВОЗ описанные в Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста и Национальной программы по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. В последней имеется таблица прикорма на 21 странице, она будет представлена ниже.

Содержание

Табл. 14 Примерная схема введение прикорма детям первого года жизни

методичка по питанию детей

Рекомендации ВОЗ представлены в текстовом варианте, но из них можно составить примерное представление как вводить прикорм ребенку.

методичка по питанию детей

Более интересный вариант таблицы прикорма на мой взгляд по рекомендации ВОЗ и национальной программы представлен в таблице «Схема введения прикорма», составленный врачом-педиатром А. Парецкой.

методичка по питанию детей

Еще известная схема прикорма, которая очень часто мелькает на просторах интернета, она составлена на основании рекомендаций педиатра Я.Я. Яковлева.

методичка по питанию детей

Также в одном методическом пособии под названием «Вскармливание детей» были найдены интересные таблицы прикорма, которые будут представлены ниже.

Таблица 9. Схема введения прикорма

методичка по питанию детей

Также в методичке описывается такое понятие как дополнительный фактор питания, который дается ребенку значительно раньше основного прикорма. Ниже также будет представлена таблица, однако выражу свое мнение, что совсем не согласна со сроками введения данных пищевых добавок, 3 месяца ранний срок для ввода сока, а 6 месяцев для творога и 7 месяцев для желтка, но повторюсь это мое личное мнение, я же в данной статье представляю различные варианты таблиц прикорма. Кстати, все используемые материалы будут выложены в группе «Энциклопедия детское питание» в контакте, если кто-то захочет лично полистать и убедиться, так же выложу таблицы прикорма для удобства их распечатывания.

Таблица 7. Схема введения пищевых добавок

методичка по питанию детей

В методичке «Вскармливание детей» также представлены таблицы прикорма при естественном и искусственном вскармливании.

методичка по питанию детей

методичка по питанию детей

Самое интересное после длительного поиска мной были найдены таблицы прикорма очень похожие на выше изложенные, но сроки введения прикорма немного другие, поэтому представляю Вашему вниманию и их тоже.

4.1. Схема введения пищевых добавок

методичка по питанию детей

4.2. Схема введения прикормов

методичка по питанию детей

методичка по питанию детей

Книга «Детское питание» издательство Эксмо 2007 года предлагает такую таблицу прикорма.

 Сроки введения продуктов и блюд прикармливания детям, находящихся на естественном вскармливании

методичка по питанию детей

В книге «Детское питание от прикорма до 3 лет» Елены Кожушко представлена ниже выложенная таблица прикорма.

Последовательность введения продуктов для прикорма*

методичка по питанию детей

Всем известный педиатр телеведущий Е.О. Комаровский предлагает свое видение введения прикорма в рацион питания ребенка, в интернете много информации, но почему-то трудно уловимые, поэтому составила таблицу прикорма по Е.О. Комаровскому на основании его книги «Здоровье ребенка и здравый смыл его родственников».

методичка по питанию детей

Еще в интернете путешествует таблица прикорма, предложенная от педиатра-гастроэнтеролога Н. В. Дроздовской  (клиника «Семейная», г. Москва).

методичка по питанию детей

Также предлагаю Вашему вниманию таблицу прикорма, разработанную отделом детского питания НИИ Питания РАМН под руководством И.Я.Коня, д.м.н., профессора, академика РАЕН.

Современная схема введения прикорма по искусственному и естественному вскармливанию детей первого года жизни

методичка по питанию детей

В книге «Современные аспекты питания детей» В.А.Беляков, И.В.Попова, И.В.Лежнина, А.В.Кашин, 2004 года предлагает таблицу прикорма на основании рекомендаций И.М. Воронцова.

Таблица 6. Примерная схема сроков введения блюд прикорма при грудном вскармливании

методичка по питанию детей

Известные мне таблицы прикорма России закончились, в основном в учебниках, методичках и книгах по материнству, детскому питанию, прикорму и т.п. используется либо рекомендации ВОЗ, либо Нац. программы по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, которые раз в несколько лет обновляются. В просторах интернета можно отыскать по крупицам важную информацию по прикорму ребенка, в основном это такие же матери как я публикуют рекомендации своих педиатров, лишь потому, что им кажется их мнение согласуется с современными исследованиями и интуицией матери, которая шепчет — «все правильно».

Далее статья «Таблицы прикорма других стран», в качестве примера будет рассмотрены несколько стран и их введение прикорма в рацион питания ребенка.

Для удобства все таблицы прикорма собраны в единый файл, который удобно . Скачать здесь бесплатно — Таблицы прикорма ребенка. Размер: 1,06 Мб.

В статье использовалась информация из следующих источников, которые можно скачать здесь бесплатно.

Ссылки обновлены 03.12.2017г. Если не получается скачать, пишите в комментариях или в Контакте!!!

  1. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Размер: 1,1 Мб
  2. Национальной программы. Размер: 1,11 Мб
  3. «Как правильно вводить прикорм. Секрет хорошего аппетита» педиатра Я.Я. Яковлева. Размер: 861.64 кб
  4. Методическое пособие «Вскармливание детей». Размер: 361.50 кб
  5. Реферат ГВ, ИВ, прикорм. Размер: 122.53 кб
  6. Книга «Детское питание» издательство Эксмо 2007 года. Размер: 18.1 Мб
  7. Книга «Детское питание от прикорма до 3 лет» Елены Кожушко. Размер: 13.1 Мб
  8. Книга «Здоровье ребенка и здравый смыл его родственников» Е.О. Комаровский. Размер: 1.51 Мб
  9. Книга «Современные аспекты питания детей» В.А.Беляков, И.В.Попова, И.В.Лежнина, А.В.Кашин, 2004 года. Размер:  26.69 Мб
  10. Технический регламент. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Размер: .12 кб
  11. Скачать общим файлом здесь бесплатно. Размер:  63.25 Мб

Не боимся и добавляем меня в ВК и Одноклассники!

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта

«Энциклопедия Детское питание»!

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь на сайт, комментируйте, делитесь в соц.сетях.
На нашем сайте Энциклопедия Детское питание есть полезная информация по питанию ваших детей, которая пригодится для каждого, причем мы обновляем сайт «Энциклопедия Детское питание» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную вам и вашим детям информацию.

Банано-яблочное пюре

Банановое пюреВаренье из кабачков с клубникойГречневая кашаГречневая каша с абрикосамиГречневая каша с бананомГречневый пловДетский винегретЗапекание цветной капустыЗапеченная морковьЗапеченная морковь и черешня с просомКаша из киноа и тыквыКаша КиноаКиноа и яблокоКлубничное пюреКлубничное пюре с бананомКомпот из сухофруктов, запаренных в термосе» для ребенка старше 8 месяцевКукурузная кашаКукурузная каша с грушейКукурузная каша с тыквойКукурузная каша с тыквой и морковьюКукурузная каша с яблоком и морковьюКурица с морковью, сладким перцем и картофелемМорковно- картофельное пюреМорковно-рисовая запеканкаМорковь с курицейМухоморы из яиц и помидоровОвощное пюре из цветной капусты и морковиОвсяная кашаОмлет в пакете Персиковое пюреПюре из брокколи (цветной капусты)Пюре из голубикиПюре из грушиПюре из груши и бананаПюре из груши и тыквы 7 месяцев +Пюре из груши, тыквы и персикаПюре из груши, яблока, слив и черносливаПюре из индейки Пюре из кабачкаПюре из кабачка, моркови и картофеляПюре из киноа и бананаПюре из киноа и морковиПюре из киноа, банана и морковиПюре из киноа, кабачка и морковиПюре из киноа, персика и малиныПюре из киноа, цветной капусты, яблока, гороха и мятыПюре из киноа, яблок, груши и изюмаПюре из киноа, яблока, морковиПюре из курицы, моркови, картофеля, яблока и гороха Пюре из морковиПюре из моркови и яблокПюре из моркови, картофеля, брокколи с сыромПюре из моркови, картофеля, яблока и киноаПюре из моркови, тыквы, яблока и черносливаПюре из моркови, яблока и картофеляПюре из репы и морковиПюре из тыквыПюре из тыквы и бананаПюре из тыквы, яблока и бананаПюре из цветной капусты и брокколиПюре из цветной капусты и картофеляПюре из цветной капусты и рисаПюре из цветной капусты и яблокаПюре из цветной капусты, зеленого гороха и кабачкаПюре из цветной капусты, индейки и картофеляПюре из цветной капусты, картофеля и кабачкаПюре из цветной капусты, моркови, сыра и рисаПюре из цветной капусты, яблок и кабачкаПюре из цуккиниПюре из цуккини и картофеляПюре из цуккини, моркови и яблокаПюре из черешниПюре из черникиПюре из яблок, тыквы, моркови и немного карриПюре из яблока и грушиПюре из яблока, персика и бананаПюре морковь с тыквойРисовая кашаРисовая каша из цельного зернаРисовая каша с морковьюРисовая каша с тыквойРисовая каша с яблокамиРисовая каша с яблоком и грушейРисовая каша с яблоком и тыквойСуп из цветной капустыТыквенно-яблочное пюреТыквенно-яблочный сокЯблочное пюреЯблочный сок

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *