Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Калорийности при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)
14% | 18% | 50% | 18% |
Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг. Рассчитайте рекомендуемую калорийность и количество белков, жиров и углеводов (в г) в ужине Николая с учётом того, что подросток питается 4 раза в день.
Пояснение.
Верно указаны следующие элементы ответа:
Калорийность — 522 ккал.
(Примечание.
Расчет: Ужин 18 % от энергетической потребности у 13-летнего подростка. Т.е. 2900*0.18 = 522 ккал)
Количество белков 20.16 (2*56=112 * 0,18 =20,16 → 56 кг масса тела Николая умножаем на 2г на кг веса = потребность белков в сутки),
жиров 17,1 (95,2 * 0,18 =17.14) и
углеводов (в г) 67,5 (375(норма в день) * 0,18 = 67,5).
Примечание.
Расчеты приводятся полностью.
Гаспачо с сальсой из авокадо
Суп из шампиньонов
Суп из сушеных грибов
Дмитрогорская окрошка на кефире
Холодный дынный суп с сорбетом
Щи из свежей и квашеной капусты
Венгерский вишневый суп
Холодный томатный суп с водкой
Холодный суп из огурца и креветок
Холодный томатный суп с базиликом
Суп из огурца и лосося с сальсой
Тыквенный суп с печеным чесноком и томатной сальсой
Грибной суп
Томатный суп с кремом из красного перца
Парижский луковый суп
Суп из спаржи и горошка с сыром пармезан
Суп-крем из цветной капусты
Французский луковый суп
Суп из баклажанов с моцареллой и гремолатой
Грибной крем-суп с кростини с козьим сыром
Суп мисо с зеленым луком и тофу
Суп из помидоров черри с песто из рукколы
Португальский чесночный суп с яйцом
Авголемоно
Том ям с тофу
Ирландский картофельный суп
Суп из пастернака
Пряный морковный суп во время зимних холодов
Тосканский фасолевый суп
Американский суп из красной фасоли с сальсой гуакамоле
Острый чечевичный суп с кремом из петрушки
Суп с лапшой рамен в Токийском стиле
Малайзийская лакса с креветками
Японский суп-лапша
Утиный бульон с фрикадельками
Марокканский куриный суп с пряным маслом
Куриный суп с сельдереем и луком-пореем
Куриный суп с кокосом
Куриный суп с кнейдлах
Марокканская харира
Ирландский домашний суп с бараниной
Суп-рагу с говядиной и ягненком
Суп с колбасками чоризо и нутом
Мексиканский суп из говядины с чили и сырными начос
Кисло-сладкий суп со свининой
Суп мисо со свининой и овощами
Суп пад-тай с треской
Ямайский суп с соленой треской из риса и фасоли
Суп из копченой пикши с картофелем
Матлот
Испанский рыбный суп с апельсином
Суп-карри из лосося
Лососевый суп с сальсой и пастой руй
Мясо в рукаве
Тыква с мясом
Овощное рагу с мясом
Говядина в духовке с грибами под майонезом
Говядина по-французски
Говядина в духовке со сливами
Говядина в духовке с горчицей
Телятина в духовке с кабачками
Говядина по-испански
Говядина, запеченная с пивом
Телячья грудка фаршированная
Говядина по-купечески
Телятина с сыром и ветчиной в слоеном тесте
Картошка, запечённая с фаршем
Мясо тушеное
Картошка с мясом
Ветчина с рисом и папоротником
Рецепты шашлыков из говядины и телятины
Энчилады с говядиной
Говядина с рисом по-японски
Мясной рулет
Антрекоты, маринованные в красном вине
Жареная говядина с имбирем
Говядина в пиве
Говядина с чесночным соусом по-немецки
Мясо с помидорами
Мясо, запеченное в тесте
Мясо с луком
Мясо в фольге
Мясо с ананасами
Манты с мясом
Мясо по-французски
Тушеная в воке свинина с красным перцем и тофу
Свиная поджарка с ананасами
Свинина с арахисом и имбирем в воке
Свинина с овощами и белой фасолью в воке
Жареная свиная вырезка в гранатовом соусе
Свинина с кизиловым соусом
Свиные отбивные с яблоками
Рагу из свиных рёбрышек с картофелем и кабачками
Бефстроганов из свинины
Свинина в капустных листьях
Бефстроганов из свинины с грибами
Свинина, тушеная с грибами
Свиной бифштекс под горчичным соусом
Карбонат по-фламандски
Свинина, тушеная с рисом
Свинина по-домашнему
Свинина тушеная с квашеной капустой
Тушеная свинина с луком и вином
Филиппинское барбекю
Свинина с солеными огурцами
Свинина, тушеная с паприкой
Свиные отбивные с сыром
Шницель смачный
Свиная вырезка с чесноком и травами
Свинина в тесте
Свинина с помидорами
Свиные отбивные во фруктовом желе
Фаршированная свиная корейка
Рецепты шашлыков из свинины
Свинина по-восточному
Свинина, запеченная с соевым соусом
Свинина, тушенная в апельсиновом соке
Свиные отбивные, жаренные на решетке
Свинина по-мексикански с рисом и кукурузой
Тушеная свинина с капустой и горошком
Пикантная тушеная свинина с нутом и сардельками
Свинина, тушенная с репой
Свинина на гриле
Питание является основным фактором, определяющим нормальное развитие и состояние здоровья ребенка.
Организация питания детей основывается на анатомо-физиологических особенностях растущего организма. У детей преобладают процессы ассимиляции над диссимиляцией, наблюдается увеличение мышечной ткани, формирование скелета, других тканей и органов, совершенствуется ферментный набор, улучшается система иммунитета, развивается интеллект и т.д.
В подростковом возрасте происходит увеличение функциональной нагрузки на все органы и системы и, прежде всего, на центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, наблюдается гормональная перестройка организма, формируются половые различия.
Существенную роль на детский организм оказывает процесс акселерации, то есть ускоренное физическое развитие, а также постоянно возрастающий объем информационной нагрузки.
Питание детей должно быть дифференцировано в зависимости от возраста, а начиная с 11 лет — от пола.
Энергетическая ценность Важнейшим показателем потребности в пище у детей являются энергозатраты. В связи с высокой интенсивностью обменных процессов у них повышен основной обмен — по сравнению с взрослыми в 1,2 -2 раза. В виду активной мышечной деятельности энергозатраты в детском возрасте значительно повышены.
Суточная потребность детей в энергии с возрастом существенно меняется и составляет на I кг массы тела: в возрасте 1-2 года — 100-90 ккал, от 2 до 5 лет — 90-80 ккал, от 6 до 9 лет — 80-70 ккал. Начиная с 10-летнего возраста, энергозатраты мальчиков и девочек различаются. Из общего количества расходуемой энергии на рост и развитие ребенка тратится 10-15%. Энергетическая ценность суточного рациона должна быть обеспечена за счет белков на 14%, жиров 30% и углеводов 56%.
В питании детей соотношение белков жиров и углеводов (г) в младшем возрасте должно быть равно 1:1:3, а в старшем возрасте 1:1:4.
Белки. Потребность в белке в детском возрасте повышена. Белки необходимы в основном для роста и развития организма. При этом потребность в белках тем больше, чем меньше возраст детей. Общая потребность в белке в возрасте от 1 года до 3 лет составляет 4 г/кг, от 3 до 7 лет – 3,5- 4 г/кг, от 8 до 10 лет – 3 г/кг,. 11 лет и старше 2,5-2 г/кг.
Удельный вес животных белков для детей первого года равен 80-10% (за счет белка материнского молока), затем постепенно снижается и в возрасте от 1 до 6 лет составляет 65-70%, а с 7 лет – не менее 60% от общего количества белка в сутки.
Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, поэтому молоко следует рассматривать как обязательный, не подлежащий замене продукт отмечается повышенная потребность в незаменимых аминокислотах детского питания. Для детей дошкольного возраста рекомендуется 600-700 мл молока, для школьников — 400-500 мл в сутки.
В детском возрасте, обеспечивающих процессы роста и развития организма. К таким «факторам роста» относятся лизин, триптофан и гистидин. У детей до 3-х лет гистидин не синтезируется в организме в достаточном количестве, поэтому должен поступать с пищей. В наиболее благоприятных соотношениях для усвоения эти аминокислоты находятся в белках мяса, рыбы, яиц, орехах. Кроме того, яйца являются поставщиком биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с лецитином. Вителлин служит материалом для построения центральной нервной системы, в том числе клеток головного мозга.
Жиры. Вместе с жирами ребенок получает жирорастворимые витамины А, D, Е, которые обеспечивают нормальный рост, необходимый уровень обмена веществ, укрепляют здоровье детей. С жирами поступают такие биологически важные вещества, как фосфатиды, способствующие лучшему обмену жиров и, обладающие липотропным действием.
Недостаток жира в детском питании ослабляет пластические процессы и иммунитет. Отрицательно влияет на детский организм избыток жиров — нарушается обмен веществ, ухудшается усвоение белка, отмечается расстройство пищеварения, нарастает избыточная масса тела и формируется ожирение. Рекомендуется вводить в рацион ребенка количество жира, равное количеству белка.
Для нормального роста необходимо в питании детей предусмотреть достаточное количество полиненасыщенных жирных кислот. Практическим источником их являются растительные масла, которые вводятся в рацион начиная с 1-1,5 лет в количестве 5-10% от общего содержания жира. В детском питании должны применяться нерафинированные растительные масла в натуральном виде в составе салатов, винегретов и др., а также для жарения, но без длительного и повторного нагревания. Из животных жиров лучшим для детей является сливочное коровье масло. Оно содержит витамины А, Д, фосфолипиды, ненасыщенные жирные кислоты и хорошо усваивается.
Углеводы в питании детей являются основным энергетическим материалом. Быстрый рост детей связан с большим потреблением энергии для синтетических процессов, особенно синтеза белка. Кроме того, детям свойственна большая подвижность и, следовательно, значительный расход энергии. В питании детей предпочтение отдается легкоусвояемым углеводам, источником которых служат фрукты, ягоды и их соки, поставляющие глюкозу и фруктозу, легко и быстро используемые в детском организме для гликогенообразования.
Существенным источником легкоусвояемых углеводов служит молоко, содержащее молочный сахар лактозу. Необходимо включать кондитерские изделия, печенье, варенье, конфеты и др., количество которых должно быть в пределах физиологических потребностей. Простые сахара (моно- и дисахара) должны составлять 1/3 от всех углеводов в суточном рационе питания детей, остальные 2/3 должны быть представлены крахмалом. Излишек легкоусвояемых углеводов отрицательно влияет на детский организм, т.к. приводит к снижению иммунитета, кариесу зубов, избыточной массе тела, понижению аппетита, гнойничковым заболеваниям, усилению возбудимости центральной нервной системы, аллергическим заболеваниям и т.д.
Потребность в витаминах у детей в связи с процессами роста повышена. Особое значение в детском питании имеют витамины, влияющие на рост. К ним относятся главным образом витамины А, Д и С.
Витамин А является общепризнанным фактором роста. Он влияет на интенсивность роста скелета, на деятельность эндокринных желез, особенно гипофиза, который нормализует процессы роста. Витамин А поддерживает нормальное состояние зрения, покровных тканей и их защитных свойств. Потребность в витамине А удовлетворяется как за счет самого витамина А, так и за счет провитамина каротина.
Витамин D особенно необходим при интенсивном росте и формировании скелета. Он регулирует фосфорно-кальциевый обмен, способствуя нормальному костеобразованию. При недостатке витамина D и ультрафиолетового облучения у детей возникает рахит – заболевание, при котором нарушается плотность костной ткани, наблюдается преобладание хрящевых элементов. При рахите изменения затрагивают также кости черепа, ног и грудной клетки. Однако при избыточном потреблении витамина D у детей может возникнуть состояние гипервитаминоза, сопровождающегося снижением массы тела, отложением солей кальция в печени, почках и стенках сосудов. Источники витамина D — продукты животного происхождения — яйца, печень, молоко, сливочное масло, рыбий жир.
Витамин С должен быть обязательным компонентом пищевого рациона детей. Он обладает большим многообразием свойств: принимает участие в окислительно-восстановительных процессах, в обмене белков, жиров, углеводов, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Наибольшее его количество содержится в шиповнике, черной смородине, болгарском перце, петрушке, укропе.
Минеральные вещества. Значение их в детском питании заключается в том, что они участвуют в пластических процессах, служат материалом для формирования скелета, мышечной и других тканей, входят в состав гормонов, нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Наибольшая роль в питании детей отводится кальцию, фосфору, железу, магнию.
Кальций. Дети нуждаются в повышенных количествах кальция. Источниками кальция могут служить молоко и молочные продукты, яичный желток, орехи, бобы, мясо, овсяная крупа, фрукты. На величину усвоения кальция в организме оказывает влияние соотношение его с фосфором как в суточном рационе в целом, так и в отдельных приемах пищи. Наиболее приемлемое соотношение кальция и фосфора для детей 1:1.
Фосфор участвует в процессах обмена белков, жиров, углеводов, около 60% его входит в состав костной ткани. Увеличивается потребность в фосфоре при физической нагрузке и при недостаточном поступлении белков с пищей. Хорошо усваивается фосфор из продуктов животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца), значительно хуже из растительных продуктов (бобовые и злаковые), в которых фосфор находится в виде фитина. Потребность детей в фосфоре в пересчете на 1 кг массы в 1,5 раза выше, чем у взрослых.
В питании детей серьезной проблемой является обеспечение достаточного количества минеральных элементов, участвующих в кроветворении (железо, медь, марганец, кобальт). Так, главный продукт детского питания молоко содержит недостаточное количество железа и меди. Реальным источником железа в раннем детском возрасте служат яичный желток, творог, овсяная каша, фруктовые соки, а в последующем — мясо, овощи, картофель, хлеб и др. При недостаточном поступлении меди железо не в состоянии обеспечить кроветворение. Медь превращает поступающее с пищей железо в органически связанную форму. Потребность меди у детей повышена.
Большую роль в кроветворении играют марганец и кобальт. Так, кобальт в присутствии меди и железа способствует образованию эритроцитов. Марганец участвует не только в кроветворении, но и в процессах костеобразования. Потребность детей в марганце повышена и составляет 0,2-0,3 мг на I кг массы тела.
Режим питания является одним из условий рационального питания детей. Чем моложе ребенок, тем чаще он должен питаться. В дошкольном возрасте кратность приема пищи должна быть не менее 5 раз в течение дня, в школьном возрасте рекомендуется 4-х разовое питание.
При 4-х разовом питании рекомендуется: на завтрак — 20%, 2-й завтрак или полдник — 20%, обед — 35%, ужин — 25% от суточного рациона.
При 5-ти разовом питании распределение суточного рациона должно быть следующим: 1-й завтрак — 20-25%, 2-й завтрак — 15%, обед — 25-30%, полдник — 15%, ужин — 20-25%.
Возраст, лет | Белки, г/ кг | Жиры г/ кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | ||
11–15 | 2,0 | 1,7 | ||
Старше 16 | 1,9 | 1,0 |
Таблица 3
Калорийности при четырёхразовом питании
(от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
Задания 32
. Какой отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров? Как обеспечивается такая регуляция?
Вариант 1
29.Используя содержание текста «Пчеловодство», ответьте на следующие вопросы.
ПЧЕЛОВОДСТВО
Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.
В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.
Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.
Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.
1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?
2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?
3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)
30.Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.
=Таблица
Примерный суточный водный обмен человека (в л)
Поступление воды | Количество воды (в л) | Органы, участвующие в выделении воды | Количество воды (в л) |
Жидкость | 1,2 | Почки | 1,4 |
Лёгкие | 0,5 | ||
Плотная пища | 1,0 | Кожа | 0,5 |
Прямая кишка | 0,1 | ||
Итого | 2,2 | 2,5 |
1) Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?
2) В составе каких веществ вода выделяется из организма?
3) Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?
31.Используя данные таблиц (с.11-12), выполните задание:
Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной.
В ответе укажите: энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.
32.Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара? Приведите не менее двух аргументов
Вариант 2
29.Используя содержание текста «Эволюция жизни в палеозойскую эпоху», ответьте на следующие вопросы.