Основные принципы питания детей периода новорожденности

здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны (Академик Российской Академии Образования, Директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук М.М. Безруких).

ребенок должен питаться теми продуктами, которые являются для него наиболее естественными в соответствующем возрасте. И, наверняка, отсутствует надобность доказывать кому-либо, что нет и не может быть для новорожденного ребенка ничего более ценного (естественного), чем материнское молоко. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальное развитие и рост ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания детей необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах. поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи. При неправильном питании различные болезненнее состояния возникают тем чаще, чем меньше возраст ребенка.

В ОСНОВУ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени – главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка. Это способствует установлению взаимодействия между пищевыми центрами и секреторным аппаратом желудка, а значит, благотворно влияет на функционирование пищеварительного тракта, деятельность всех отделов которого тесно взаимосвязана.

. Питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период, то есть необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и всего организма в целом. Характер и режим питания должны изменяться в соответствии с возрастом.

. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой. Для грудного возраста это соотношение составляет 1:3:6, для дошкольного — 1:1:3(4), для школьного — 1:1:4(5).

. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей организма ребенка, состояния его здоровья, реакции на пищу и др.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА По своему составу и свойствам молозиво и грудное молоко являются наиболее ценными продуктами питания для ребенка периода новорожденности и грудного возраста. Грудное молоко – основная еда ребенка в течение первых 5-6 месяцев жизни, однако потребности быстро развивающегося детского организма в питательных веществах постоянно возрастают, в связи, с чем изменяется и характер питания.

Начиная со второго месяца в рацион ребенка постепенно вводят осветленные фруктовые соки (яблочный, черносмородиновый, вишневый) и фруктовые пюре, чтобы к концу второго месяца ребенок получал 30 мл (6 чайных ложек) сока и 20 г (4 чайные ложки) пюре в сутки.

На третьем месяце основным продуктом питания остается грудное молоко, но ассортимент используемых соков расширяется. Ребенку можно давать сливовый, клюквенный, персиковый, айвовый, абрикосовый, гранатовый, морковный, свекольный, черничный и брусничный соки. Суточное количество их остается прежним – 30 мл.

Начиная с четвертого месяца ребенку можно давать соки с мякотью в объеме 30 мл и несколько увеличивать суточное количество фруктового пюре – до 40 г. С 3,5 месяцев в рацион вводят сваренного вкрутую яичного желтка. !!! В первые 4 месяца ребенок получает шестиразовое питание.

На пятом месяце грудное молоко уже не может обеспечивать пищевые потребности организма ребенка, поэтому вводят первый прикорм в виде овощного пюре, которым, увеличивая объем до 150 г, заменяют одно кормление грудью, а ребенка постепенно переводят на пятиразовое питание. В овощное пюре целесообразно добавлять яичного желтка. Одновременно с прикормом в рацион вводят творог, начиная с 3-5 г, и постепенно доводят его количество до 20 г. Объем фруктовых соков увеличивают до 40-50 мл, а количество фруктового пюре – до 50 г.

С шестого месяца вводят второй прикорм в виде каши (5%-ная, а затем 10%-ная), объем которой постепенно доводят до 150 г, и заменяют ею еще одно молочное кормление. Объем фруктовых соков увеличивают до 50-60 мл, фруктовое пюре – до 50-60 г.

На седьмом месяце в рацион ребенка дополнительно вводят мясной бульон в объеме 20 мл, который дают вместе с овощным пюре. К концу седьмого месяца добавляют отварное мясо и субпродукты – печень, язык в количестве 20-30 г, которые перед приготовлением блюд измельчают, дважды пропуская через мясорубку. Суточное количество творога составляет 40 г.

Количество грудного молока у матери к восьмому месяцу жизни ребенка существенно уменьшается, что требует как увеличения объема пищи, так и изменения ее количественного состава. В этот период в рацион ребенка включают новый для него продукт питания – кефир, которым заменяют еще одно молочное кормление. Объем всех блюд увеличивается: овощных пюре и каш – до 170 г, мясного бульона – до 30 г, мясного пюре – до 50 г, фруктовых соков и пюре – до 70 г. Объем творога по-прежнему составляет 40 г. В бульон добавляют сухари или 5 г белого хлеба. Кормление грудью в это время производят обычно 2 раза в сутки – в начале и в конце дня.

На девятом месяце объем блюд несколько увеличивается, а к десятому месяцу постепенно изменяется и способ обработки некоторых пищевых продуктов, используемых в питании ребенка. К этому времени у большинства детей уже имеются 4 зуба, что позволяет готовить ребенку более грубую пищу и приучать к ее пережевыванию. Вместо потертых мясных блюд можно готовит фрикадельки, которые подают в бульоне, супе или с овощным пюре.

К одиннадцатому месяцу количество молока у матери значительно уменьшается и его обычно хватает не больше чем на одно (утреннее кормление). Пищу дают ребенку более плотную, в меню постепенно включают новые блюда – запеканки, пудинги, отварную вермишель, паровые котлеты, тертые сырые овощи, кисели.

На двенадцатом месяце у большинства детей имеется уже 8 зубов, и в их рационе необходимо увеличивать количество более плотных блюд. В целом пищевой рацион ребенка такой же, как и в предыдущем месяце.

ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ После года характер питания ребенка существенно изменяется, что обусловлено возрастными изменениями, как органов пищеварения, так и всего организма в целом. К этому времени дети начинают, как правило, ходить и у них усиленно развивается мускулатура, что требует больших энергетических затрат, которые могут быть восполнены только при правильном питании.

Продолжается рост молочных зубов, ребенок уже может жевать пищу, у него развивается ее вкусовое восприятие. Эти факторы способствуют усиленной выработке пищеварительных соков в желудке, а, следовательно, лучшему перевариванию и усвоению пищи. Удельный вес жидкой и полужидкой пищи необходимо постепенно уменьшать и заменять ее более плотной. До полутора лет ослабленному ребенку лучше сохранить пятиразовое кормление, но обычно для здоровых детей организуют четырехразовое питание.

В питании детей старше года основная роль принадлежит продуктам, богатым животными белками, — молоку, молочным продуктам, мясу, субпродуктам (печень, язык), птице, яйцам. С двухлетнего возраста в рацион детей необходимо вводить салаты из вареных и сырых овощей, вареное и тушеное мясо (небольшими кусочками).

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ Для детей этого возраста по-прежнему важно соблюдать режим питания и определенные промежутки между кормлениями. Уже с трех лет детям можно давать пищу обычной кулинарной обработки, только без острых приправ и пряностей. Характерной особенностью рациона является увеличение в нем доли углеводов за счет крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий, а также растительных белков и жиров. Углеводы и жиры покрывают значительные энергетические затраты, которые характерны для детей этой возрастной группы. По-прежнему, как и для детей, более младшего возраста, в питании необходимо широко использовать молоко, молочные и мясные продукты как источники животного белка, а также овощи, фрукты и фруктовые соки как источники витаминов и минеральных веществ.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для школьного периода жизни ребенка, охватывающего возраст от 6-7 до 17 лет, характерны следующие особенности развития организма: интенсивный рост и связанное с этим увеличение массы костной (скелета) и мышечной тканей, сложные изменения в обмене веществ, обусловленные окончательным становлением функции желез внутренней секреции, значительная нагрузка на центральную нервную систему, в частности на головной мозг. Следовательно, для обеспечения всех этих жизненно важных процессов необходимо организовать правильное и полноценное питание, обеспечить повышенные потребности ребенка в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.

В связи с усиленным ростом особенно важно включение в рацион продуктов, богатых белками, причем белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от их общего количества. Столь же необходимы организму ребенка в этот период и жиры, как животные (сливочное масло), так и легкоусвояемые растительные, доля которых должна составлять не менее 20% от общего количества жиров.

В этот период жизни особенно велика потребность детей в углеводах, что объясняется как повышенными энергетическими затратами организма в целом, так и интенсивной работой головного мозга, для нормального функционирования которого углеводы, а именно образующаяся из них глюкоза, являются главным энергетическим материалом.

Обеспечить организм школьника достаточным количеством полноценных питательных веществ можно только при включении в рацион разнообразных продуктов питания.

Из всех факторов, влияющих на развитие ребенка, питание имеет особое значение. Рациональное питание обеспечивает правильное физическое, психическое развитие, хорошую сопротивляемость инфекционным заболеваниям и воздействиям неблагоприятных факторов окружающей среды.

Различают три вида вскармливания детей 1-го года жизни:

грудное (естественное), смешанное (докорм) и искусственное, Естественное (грудное) вскармливание Естественное вскармливание — это вскармливание, когда ребенок в течение первых 5 мес жизни получает только молоко матери, а после 5 мес до 1 года наряду с грудным молоком получает и прикорм.

Материнское молоко является самой лучшей пищей для ребенка 1-го года жизни, оно имеет ряд преимуществ перед коровьим молоком. Грудное молоко содержит все необходимые для ребенка пищевые ингредиенты и притом в таких количествах и соотношениях, которые наиболее полно удовлетворяют в этот период все потребности интенсивно растущего детского организма.

Белки, жиры и углеводы в грудном молоке находятся в таком сочетании (1 : 3 : 6), которое создает оптимальные условия для их переваривания и всасывания.

Коровье молоко содержит больше белка и минеральных солей, меньше углеводов и приблизительно столько жира, сколько грудное молоко.

Все составные части грудного и коровьего молока значительно отличаются друг от друга. В то время как белки женского молока состоят преимущественно из мелкодисперсной фракции — лактоальбумина, лактоглобулина, иммуноглобулина, коровье молоко содержит в большом количестве казеиноген. Лактоальбумин женского молока содержит наиболее ценные и жизненно важные аминокислоты. Казеин коровьего молока менее полноценен, так как содержит меньше аминокислот. Молочный сахар в женском молоке представлен бета-лактозой, которая благоприятствует созданию ацидофильной микрофлоры в кишечнике. Углеводы коровьего молока состоят из альфа-лактозы, способствующей росту кишечной палочки.

Жир грудного молока содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот, в то время как в составе жира коровьего молока преобладают насыщенные жирные кислоты, которые труднее расщепляются и усваиваются. Ненасыщенные жирные кислоты оказывают благотворное влияние на обменные процессы, способствуют проявлению физиологического действия ряда витаминов (С, Bi), повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Имеется существенная разница в качественном составе минеральных солей. Женское молоко содержит разнообразные микроэлементы, которые хотя и находятся в ничтожно малых количествах, но роль их велика — они, как и витамины, участвуют во всех обменных реакциях организма. В женском молоке содержится в 3 раза больше меди, чем в коровьем. Железа в женском молоке очень мало, но оно почти полностью всасывается, в коровьем молоке его в 3—4 раза меньше, а при разведении коровьего молока ребенок получает железа еще меньше. Хотя в женском молоке солей значительно меньше, чем в коровьем, всасывание и удержание их в 2—3 раза выше. Все это приводит к тому, что для переваривания женского молока требуется наименьшее количество пищеварительных соков и наименьшая активность содержащихся в них ферментов.

В том и другом молоке содержатся следующие основные витамины: a], Bi, B2, никотиновая кислота, Be, С, пантотеновая кислота, витамин D. Женское молоко значительно богаче по содержанию витаминов А, D и С. В то же время в коровьем молоке содержание витаминов b], Bz, пантотеновой кислоты, биотина, Big в несколько раз больше, чем в женском молоке. Однако при разведении коровьего молока и при его термической обработке количество витаминов резко снижается, что необходимо учитывать при назначении вскармливания.

В женском и коровьем молоке есть защитные иммунные тела, но следует иметь в виду, что усваиваются они только в молочной среде, соответствующей данному биологическому виду. Этим объясняется одно из преимуществ грудного вскармливания. С женским молоком в организм ребенка поступают главным образом защитные тела против кори. Этот защитный механизм эффективен только в первые недели жизни, он быстро исчезает с возрастом.

И женское, и коровье молоко содержит ферменты. Количество амилазы и каталазы одинаково в том и другом молоке, но зато в женском молоке содержится в 15—25 раз больше-Яи’-пазы, которая значительно облегчает переваривание жиров у ребенка, находящегося на грудном вскармливании.

Следует иметь в виду, что материнское молоко ребенок всегда получает в стерильном виде, а коровье молоко в той или иной мере загрязнено бактериями, Следовательно, материнское молоко — это ничем не заменимая пища для ребенка 1-го года жизни. С практической точки зрения грудное вскармливание экономит время и силы матери. Кроме того, кормление грудью помогает матери восстановить здоровье после родов. Когда ребенок сосет, мускулы стенок матки энергично сокращаются, что помогает ей вернуться к нормальным размерам и положению.

Качество женского молока различно в разные периоды лактации: в первые 2—3 дня после рождения выделяется молозиво, с 4— 5-го дня до конца 1-й недели — переходное молоко и затем выделяется зрелое молоко, которое имеет более или менее постоянный состав.

Молозиво — клейкая густая жидкость желтоватого цвета, солоноватого вкуса. По химическому составу оно отличается от зрелого молока тем, что в нем почти в 4 раза больше белка и в 2 раза больше солей. Кроме того, в молозиве содержится больше витаминов А и каротина, Bi, С, Bi2, E, ферментов, защитных иммунных тел, особенно много иммуноглобулина А. В первые дни оно имеет высокую калорийность (150—110 калорий в 100 г). В молозиве содержится антиген (его нет в зрелом молоке), который, по-видимому, оказывает влияние на обменные процессы. Молозиво особенно легко усваивается, и возможен переход его через стенки кишечника в неизмененном виде. По химическому составу молозиво ближе к тканям ребенка, чем зрелое молоко.

Следовательно, новорожденный в первые дни жизни с небольшим количеством материнского молока — молозива — получает весьма ценные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, соли, ферменты, гормоны, витамины, защитные иммунные тела.

Здорового доношенного ребенка первый раз прикладывают к груди через 12 ч после рождения и в дальнейшем устанавливают определенный режим кормления.

Перед кормлением мать должна тщательно вымыть руки и обмыть сосок и околососковый кружок. Первые порции молока (5—10 мл) необходимо сцедить, так как они содержат большое количество микроорганизмов.

В течение 1-го месяца жизни ребенка кормят 6—7 раз в сутки (днем перерывы между кормлениями 3 ч, ночью —6 ч), с 1 до 5 мес — 5—6 раз (днем паузы между кормлениями 3’/2 ч, ночью 7 ч), с 5 мес до 1 года —5 раз (днем перерывы между кормлениями 4 ч, ночью 8 ч). Такой порядок кормления ребенка необходим для выработки рефлекторной фазы в процессе пищеварения. Постоянный режим кормления очень быстро приводит к тому, что у ребенка вырабатывается устойчивый рефлекс на время, а это способствует выделению пищеварительных соков.

Конкретные часы кормления устанавливают в зависимости от жизненного уклада и степени занятости матери, но, безусловно, необходимо, чтобы они оставались постоянными изо дня в день, чтобы соблюдались правильные промежутки между кормлениями и был обеспечен ночной перерыв не менее 6 ч. Нельзя ориентировать мать на строжайшее соблюдение часов кормления, отклонения в пределах Vz— 1 ч .вполне допустимы.

В последние годы появились предложения заменить строго дозированное вскармливание по часам так называемым свободным кормлением, которое проводится различными способами. Согласно одному из них, ребенок сам по своему вкусу выбирает смеси и ест сколько хочет и когда хочет. Однако такое кормление таит в себе ряд опасностей. Свободное вскармливание можно рекомендовать только при большой опытности родителей или высокой квалификации обслуживающего персонала под самым строгим наблюдением детских врачей.

Кормление грудью должно длиться не больше 15—20 мин, только в первые дни после родов допускается увеличение продолжительности кормления до 25, максимум до 30 мин. После окончания кормления необходимо подержать ребенка вертикально 1—2 мин для отрыгивания воздуха. При засыпании ребенка у груди или вялом сосании можно попробовать «теребить» его поддерживающей рукой по щечкам или сцеживать ему в рот небольшое количество молока. Нецелесообразно подтягивать сосок и менять его положение во рту. Это приводит к выталкиванию и «жеванию» соска, приводящему- к его трав-мированию.

О насыщении ребенка, кроме взвешивания до и после кормления, можно судить по его поведению в промежутках между кормлениями, по нарастанию массы тела, характеру и частоте стула, количеству мочеиспускании, а также по общему виду ребенка.

Необходимо стремиться к тому, чтобы грудь была полностью опорожнена, так как последние порции молока отличаются наиболее высоким содержанием жиров. Кроме того, полное опорожнение груди- стимулирует секрецию молочной железы и снижает опасность развития маститов.

При каждом кормлении нужно давать ребенку только одну грудь. При недостатке молока у матери можно дать ребенку и вторую грудь. В таком случае, однако, при следующем кормлении вторую грудь нужно давать вначале.

Одним из показателей правильного грудного вскармливания ребенка является неуклонное нарастание массы его тела.

Матери часто жалуются на недостаточное количество молока. Чтобы проверить это, необходимо провести контрольные кормления. Ребенка (в одежде) взвешивают до и после прикладывания к груди при каждом кормлении в течение дня. При отдельных кормлениях количество высасываемого молока варьирует настолько, что по одному или двум взвешиваниям трудно определить количество высасываемого за день молока.

Необходимое суточное количество молока для ребенка можно определить несколькими способами. Наиболее простым является объемный. Этим способом расчета, при котором учитывается возраст ребенка и масса его тела, можно пользоваться в том случае, если масса тела ребенка соответствует средним возрастным нормам. Количество молока в сутки должно составлять для ребенка в возрасте от 2 нед до 2 мес — ‘/в массы его тела, 2—4 мес — ‘/б, 4—6 мес — ‘/7, в возрасте 6—9 мес — ‘/а массы его тела. Указанные объемы пищи следует принимать как приблизительные при первом назначении прикорма.

Наиболее правильным является метод калорийного расчета питания с учетом потребности ребенка в основных ингредиентах пищи на 1 кг массы тела. В первую четверть года потребность в калориях на 1 кг массы тела составляет 125—130, во вторую четверть — 120—125, в третью — 115—120, в четвертую четверть —110—115. Для расчета питания по этому способу необходимо знать возраст ребенка, массу его тела, калорийность пищи и потребность в калориях на 1 кг массы тела.

Объем пищи ‘в сутки не должен превышать 1 л. Чтобы быть уверенным в том, что ребенок получает пищу в необходимом количестве, надо периодически (1 раз в месяц, а при необходимости и чаще) производить расчет питания по фактически съеденной пище.

При грудном вскармливании потребность ребенка в белках на 1 кг массы тел а составляет 2—2,5 г, в жирах —6—7 г, в углеводах — 12—14 г. Потребность в воде — 150 мл на 1 кг массы тела. В первое время ребенку достаточно того количества минеральных солей, которое содержится в молоке, но через некоторое время оно не удовлетворяет потребности растущего организма, и соли вводят в виде овощных и фруктовых соков.

При правильном грудном вскармливании ребенок должен получать дополнительно витамины, которые имеют большое значение для правильного усвоения всех ингредиентов пищи.

В конце 1-го месяца жизни необходим витамин D, который водят в дозе 500 ME в сутки ежедневно (за исключением летних месяцев) . Витамин D можно давать и в виде рыбьего жира, который содержит еще и витамин А. Начинают с нескольких капель и, каждый день прибавляя по капле, в течение 10— 12. дней доводят его количество до 1—2 чайных ложек в день. Рыбий жир следует давать после кормления, так как он, как и любой другой жир, тормозит желудочную секрецию.

С 1— Г/2 мес ребенку необходимо давать витамин С в виде порошка аскорбиновой кислоты (50 мг/сут) или лучше в виде соков. С этого возраста детям можно давать яблочный, виноградный, черносмородиновый соки, с 3—3V2 мес — сливовый, вишневый, томатный, абрикосовый, морковный, малиновый. Начиная с ‘/2 чайной ложки 1—2 раза в день и постепенно увеличивая дозу, доводят количество соков до 10 чайных ложек. В таком количестве соки можно давать до конца 1-го года. Давать соки детям нужно после еды, так как они содержат большой процент сахара и употребление их перед едой снижает аппетит. Кроме витаминов, в соках имеются минеральные соли, предупреждающие развитие анемии (медь, железо, кобальт и др.). Они содержат также ферменты и пектиновые вещества, благотворно влияющие на процессы пищеварения и иммунные реакции детей. Целесообразно давать различные соки в течение дня и приготавливать их нужно всегда перед употреблением. Исключение составляют черная смородина и облепиха, которые можно заготавливать впрок.

После Г/а —2 мес жизни в качестве источника витаминов можно использовать небольшие количества специальных фруктовых гомогенизированных пюре для детского питания или яблоко в виде кашицы.

Одновременно назначают витамин b[ в виде пасты из пекарских дрожжей по 1 чайной ложке в день или гидролизата сухих пивных дрожжей по 2 чайные ложки в день.

Каждый ребенок с 5 мес должен получать прикорм независимо от количества грудного молока у матери. Необходимость введения прикорма каждому ребенку обусловлена следующими обстоятельствами. К 5 мес жизни наступает обеднение организма солями (в частности, солями железа, кальция, фосфора), происходит нарушение нормального нарастания внутриклеточных ферментов и необходимо дальнейшее усложнение рефлекторной фазы пищеварения. Прикорм удовлетворяет и возросшую потребность в сложных углеводах, вводятся балластные вещества в виде клетчатки, необходимые для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта. Кроме того, введение прикорма приучает ребенка к новым видам пищи, что постепенно подготавливает его к отнятию от груди.

При введении прикорма надо соблюдать следующие основные правила: прикорм давать перед кормлением грудью, начинать с малых количеств (1—2 чайные ложки), через 3—4 дня количество прикорма надо доводить до 150—200 г и одно грудное кормление заменять одним из видов прикорма. Переходить ко второму виду прикорма можно после того, как ребенок привыкнет к первому. Прикорм должен быть гомогенным и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.

В качестве первого прикорма в возрасте 4 ‘/а мес ребенку дают овощное пюре или 5—8 % кашу из гречневой, рисовой, овсяной круп на овощном отваре пополам с молоком, кисель, яичный желток. Особенно полезно назначать овощное пюре, так как в нем содержится большое количество минеральных солей и микроэлементов. Пюре в первую очередь необходимо детям, преждевременно родившимся, страдающим экссудативным диатезом, рахитом, гипотрофией.

Технологию приготовления основных блюд первого прикорма см. в Приложении 12.

Когда ребенок привыкнет к пюре или каше, можно начать давать, постепенно приучая к нему, яичный желток, который является источником фосфора, кальция, железа, витаминов А, D, Bi, B2, PP. Дают его в вареном виде во избежание аллер-гизации организма. Начинать нужно с ‘/2 чайной ложки и постепенно доводить до целого желтка.

С 4Vz мес в рацион ребенка вводя г сливочное масло. Режим питания ребенка 5 мес примерно следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — грудное молоко, соки (6 чайных ложек); третье кормление — овощное пюре с желтком; четвертое кормление — грудное молоко, соки (6 чайных ложек); пятое кормление — грудное молоко.

Второй прикорм вводят с 6 мес. Заменяют 8 % кашу на 10%, приготовленную на цельном молоке, причем манную кашу нужно чередовать с гречневой, овсяной, рисовой. Особенно полезна детям гречневая каша: она по сравнению с манной более богата лецитином, а также различными минеральными веществами. В этом возрасте дают суп на мясном бульоне и сухарик из белого хлеба. Таким образом, ребенку в 6 мес вводят второй прикорм в виде обеда, состоящего из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. Из овощей детям до 1 года ограничивают применение томатов, щавеля, цветной капусты, содержащих пуриновые основания.

Режим питания ребенка в возрасте 7 мес примерно следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — каша, соки; третье кормление — суп с мясным фаршем и с сухариком, яблочное пюре, четвертое кормление — грудное молоко, соки; пятое кормление — грудное молоко.

С 7 мес ребенку назначают третий прикорм в виде кефира, цельного молока, творога, сливок, печени, мяса (говяжье, куриное; не следует употреблять свинину и баранину). Вначале мясо дают в виде фарша (вареного, дважды провернутого), с 10 мес — в виде фрикаделек, к концу 1 года — в виде паровой котлеты. Полезно давать ребенку печень, мозги, речную рыбу (а из морской только треску).

Комбинацию отдельных блюд прикорма производят для создания наиболее выгодных условий пищеварения и опорожнения желудка. Нерационально давать в одно кормление’два плотных блюда (например, каша+пюре) или два жидких (бульон + кисель). В первом случае пища будет дольше перевариваться и дольше задерживаться в желудке, во втором — пища быстро перейдет из желудка в кишечник и вызовет у ребенка преждевременное чувство голода.

Примерный режим питания ребенка в возрасте 10 мес следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — гречневая каша с маслом, соки; третье кормление — суп с сухариком, картофельное пюре с мясным фаршем, соки; четвертое кормление — кефир; пятое кормление — грудное молоко.

Пищевая промышленность в настоящее время выпускает специальные консервированные продукты для прикорма детей 1-го года жизни. Эти продукты содержат все необходимые ребенку питательные вещества, стерильны и хорошо перевариваются. Их можно хранить долгое время,’ для приготовления многих из них не требуется много времени. Консервы и концентраты вырабатывают из первосортных, специально обработанных продуктов (овощей, фруктов, мяса, печени и др.). Применяемые способы тепловой обработки обеспечивают сохранение не только пищевой ценности, но и высоких качеств пищевых продуктов. Этими продуктами можно пользоваться в любое время года и в любых климатических условиях. На этикетках детских консервов и концентратов указаны способы приготовления и хранения, их пищевая ценность и возраст, на какой они рассчитаны.

Здорового доношенного ребенка, правильно развивающегося, обычно отнимают от груди к 11—12 мес.

При правильном вскармливании и постепенной замене грудного молока разнообразной пищей отнятие ребенка от груди проходит легко и безболезненно для ребенка и для матери. С этой целью одно или два кормления материнским молоком заменяют цельным коровьим молоком с добавлением 5 % сахара. Для того чтобы прекратить выделение молока, можно наложить на грудь давящую повязку. Если выделение молока продолжается, матери необходимо на несколько дней ограничить суточное количество пищи, особенно жидкой.

Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, во время заболевания и во время проведения профилактических прививок, даже если ему к этому времени исполнится 1 год,

Сразу после рождения положить ребенка на живот матери и дать ему грудь, продлевая такой тесный кожный контакт до 30 и более минут.

  • За это время мать и ребенок выходят из состояния стресса, происходит укрепление их первоначальных связей, активное включение в работу всех органов чувств новорожденного.

  • Такая тактика способствует быстрому развитию механизмов секреции грудного молока и устойчивой последующей лактации.

  • Сосательные движения ребенка стимулируют энергичное образование в организме матери окситоцина, который усиливает сокращение матки, отделение плаценты и тем самым предупреждает возможность послеродовых кровотечений.

  • Молозиво, поступающее в небольших количествах в желудочно-кишечный тракт, предупреждает возможность инфицирования новорожденного в связи с высокой концентрацией в нем JgA, а также в связи с фагоцитарной активностью моноцитов, которые в небольшом количестве имеются в нем.

Кроме того, молозиво способствует формированию местной иммунной защиты желучно-кишечного тракта ребенка. Молозиво является весьма важной промежуточной формой питания, с одной стороны между периодами гемотрофного и амниотрофного питания, с другой — началом лактотрофного питания ребенка. Многие белки молозива (альбумины, глобулины и др.) могут всасываться в желудке и кишечнике в неизмененном виде, так как они идентичны белкам сыворотки крови ребенка.

В связи с более ранним становлением местной иммунной защиты раннее прикладывание новорожденного к груди является также профилактикой развития пищевой аллергии.

Состав молозива по сравнению с переходным и зрелым грудным молоком …

При невозможности приложить ребенка к груди сразу после рождения, следует это сделать в первые 2 часа после родов.

В периоде новорожденности частое сосание груди матери содействует лучшему и более быстрому становлению лактации, так как при этом усиливается выброс пролактина и окситоцина. Метод свободного вскармливания в родильном доме возможен только тогда, когда мать имеет неограниченный доступ к своему ребенку (совместное размещение матери и ребенка — установление между ними тесной связи, зрительной и тактильной, позволяет кормить малыша по его требованию, что создает комфорт и оптимальный «старт» для развития ребенка). Совместное пребывание матери и новорожденного снижает риск неонатального инфицирования, способствует образованию на коже ребенка и в его желудочно-кишечном тракте колоний материнских микроорганизмов, против которых мать имеет антитела в грудном молоке. Снижается возможность инфицирования ребенка от обслуживающего персонала.

Вскармливание по свободному режиму, определяемому исключительно потребностью ребенка. При этом возможны интервалы между прикладыванием ребенка к груди от 1 до 3—4 часов. Постепенно устанавливается лактация и в течение 10—15 суток происходит переход от неопределенного режима вскармливания до относительно регулярного.

Никакого питья и докорма здоровому новорожденному не требуется. Считается, что предоставление ребенку питья в виде раствора глюкозы, кипяченой воды или молочных смесей не только излишне с точки зрения поступления пищевых веществ, но и уменьшает или извращает сосательную способность ребенка.

Использование соски может, кроме того, способствовать формированию неправильного способа сосания, из-за чего ребенок впоследствии может отказаться от груди. Известно, что в естественных условиях у новорожденного достаточно запасов жидкости и пищевых веществ для поддержания его жизнедеятельности в течение нескольких дней после рождения, пока не установится лактация у матери.

Объем грудного молока, необходимый ребенку в первые 7—10 дней жизни, можно определить по формуле Финкельштейна, видоизмененной А. Ф. Туром; 70(80) «мл х п, где п — число дней жизни ребенка.

Если вес ребенка при рождении составляет 3200 г и менее, то исходной цифрой в формуле является 70 мл, если больше 3200 г, то 80 мл.

Кроме того, можно производить расчет по формуле Г. И. Зайцевой 2% от массы ребенка при рождении х на порядковый день жизни составляют суточный объем грудного молока.

Если матери кажется, что грудного молока недостаточно, то проводится контрольное взвешивание ребенка до и после каждого кормления, чтобы определить объем фактически высосанного грудного молока.

До установления четкого режима кормления нет необходимости ограничивать ребенка в еде и в ночные часы, однако специально стимулировать его для приема пищи ночью необходимости нет.

Обычно ребенок находится у груди матери 15—20 минут.

После кормления ребенка следует подержать вертикально, чтобы отошел воздух, в противном случае он может срыгивать.

По выписке из роддома рекомендуется матери кормить ребенка сидя, если у женщины после родов нет противопоказаний (наличие швов, патология тазовых костей и т. д.).

У ребенка постепенно устанавливается определенный ритм приема пищи, обычно через 3—3,5 часа в течение дня.

Если ночью новорожденный просыпается и проявляет беспокойство, то не возбраняется его прикладывать к груди и ночью.

При сосании груди ребенок должен захватывать ртом не только сосок, но и околососковый кружок, причем больше снизу, чем сверху.

Поддерживать малыша надо в основном под спину.

Надо следить за тем, чтобы грудь матери не закрывала нос ребенка и тем самым не затруднялось его дыхание.

Долго держать ребенка у груди не рекомендуется, так как это может привести к травмированию, мацерации соска и образованию трещин.

Если ребенок сосет вяло, засыпает у груди, надо побуждать его к активности.

Лучше, если в каждое кормление ребенок будет сосать одну грудь, так как при этом он получает и «заднее» молоко. После кормления-ребенка из груди, которую сосал малыш, следует удалить остатки молока путем сцеживания их. При недостаточном количестве молока в одной молочной железе после ее опорожнения ребенка прикладывают к другой. В этом случае последующее кормление начинают с прикладывания малыша к той груди, которую он сосал последней.

Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Проф. А. Ф. Тур. «Справочник по диететике детей раннего возраста»

Изд. «Медицина», М., 1971 г.

OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями Период новорожденности есть период приспособления всех органов ребенка, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Все функции организма, в частности процессы обмена веществ, претерпевают в первые дни жизни ребенка своеобразные, но вполне постоянные у всех новорожденных и, следовательно, закономерные изменения. Макроскопическое и микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы еще не закончено; у новорожденного имеются только некоторые безусловные рефлексы и нет условных рефлексов, приобретаемых в процессе жизни и имеющих большое значение для питания детей грудного возраста.

Для новорожденного единственно физиологическим питанием является естественное вскармливание грудью матери. Из сказанного выше видно, что выделяемое в первые дни по рождении ребенка молозиво представляет собой концентрированную, богатую калориями пищу, с которой ребенок получает не только необходимое ему количество пластического и энергетического материала, но и большое количество защитных тел. Количество пищи, получаемой, новорожденным, должно постепенно увеличиваться соответственно возрастающим у него потребностям и функциональным возможностям его организма.
Неправильное вскармливание ребенка с первых дней его жизни нередко является причиной рано возникающих расстройств питания и пищеварения, сильно нарушающих и надолго задерживающих все последующее его физическое, психическое и моторное развитие.
Только естественное вскармливание материнской грудью обеспечивает полноценное развитие ребенка и открывает возможности для максимального снижения ранней детской заболеваемости и смертности.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ 1. Вопрос о времени первого прикладывания новорожденного к груди не находит до сих пор единого решения в литературе. На основании нашего опыта мы считаем, что первое кормление здорового новорожденного в большинстве случаев целесообразно проводить через 6—12 часов после рождения. К этому времени большинство детей уже начинает обнаруживать некоторое беспокойство, по-видимому, вызываемое чувством голода; часто наблюдаемые у детей вскоре после рождения рвоты заглоченными околоплодными водами и слизью прекращаются, а мать вскоре после родов начинает интересоваться ребенком и его кормлением. Предложение И. А. Аршавского проводить первое кормление новорожденного немедленно после рождения надо считать физиологически необоснованным, а практически — исключительно нецелесообразным.

Если ребенок слаб или есть основание допустить недостаточно развитую у него способность сосания, или, наконец, есть основания подозревать плохую лактационную способность у матери, — вполне целесообразно впервые попытаться приложить ребенка к груди или покормить его с ложечки несколько раньше — через 6—8 часов после рождения, даже если он не обнаруживает никаких признаков беспокойства.
2. Если ребенок в течение первых суток проявляет беспокойство, а у матери молоко еще не появилось, необходимо дать ему подслащенную сахаром (3—5%) воду или чай, но ни в коем случае не назначать коровьего молока, хотя бы всего только на 1—2 кормления.
3. После первого кормления ребенка прикладывают к груди регулярно каждые 3 часа с соблюдением ночного перерыва в 6—8 часов. Таким образом, ребенок за первые сутки сможет получить не более 3—4 кормлений.
4. Со 2-го дня жизни наиболее целесообразным для большинства детей является 6—7 кормлений с ночной паузой 6—6 1/2 часов. Детей крепких и вместе с тем спокойных можно сразу переводить на 6 и в редких случаях даже на 5 кормлений и, наоборот, детей маловесных, слабых (высасывающих мало молока и обнаруживающих беспокойство через 2—2 1/2 часа после кормления) следует кормить чаще. Однако назначать более частые кормления с промежутками между ними меньше 3 часов надо лишь при наличии к этому специальных показаний (недоношенность, слаборожденность, вялое сосание, недостаточность лактации, врожденные пороки сердца, протекающие с цианозом и одышкой, и т. д.)
5. Продолжительность каждого кормления в период новорожденности большей частью приходится удлинять до 20—30 минут, особенно если ребенок сосет слабо, у матери мало молока или грудь с трудом опорожняется (особенно часто у первородящих).
Хорошо сосущего ребенка при обилии молока в груди матери (здоровые, молодые, повторнородящие) достаточно держать у груди 15—20 минут.
К 7—8-му дню жизни, а иногда и раньше, когда отделение молока у матери усиливается (на 3—4-й день) и ребенок вполне приспосабливается к груди, начинает сосать энергично, кормление надо проводить по правилам, указанным выше для нормального грудного ребенка.
Даже слабососущего ребенка кормить дольше 30 минут не следует. Если ребенок за этот срок высасывает мало молока (подтвердить повторным контрольным взвешиванием), а грудь при этом не полностью опорожняется, — необходимо остаток молока сцедить из груди и докормить им ребенка с ложечки.
6. Как общее правило, и в период новорожденности следует стремиться при каждом кормлении прикладывать ребенка только к одной груди, обращать внимание на то, чтобы она полностью опорожнялась от молока. Однако, если в течение первых дней жизни ребенок сосет слабо, а лактация еще недостаточна и видно, что ребенок, полностью опорожнив одну грудь, не обнаруживает чувства сытости, необходимо при каждом кормлении прикладывать его к обеим грудям, обращая внимание на то, чтобы каждый раз начинать кормление той грудью, которой закончено было предыдущее.
Если молока у матери вполне достаточно, но ребенок за 20—30 минут высасывает мало лишь в результате слабого сосания, то не следует ни затягивать кормления этой же грудью, что обычно доводит ребенка до утомления, ни прикладывать его ко второй груди; в этих случаях надо сцедить остаток молока из первой груди и докормить им ребенка с ложечки или из бутылочки.
Если ребенок насытился, а в груди остается молоко, его необходимо сцедить рукой или молокоотсосом в стерильную посуду.
7. Количество молока, необходимое ребенку периода новорожденности, при каждом кормлении и в течение суток подвержено значительным индивидуальным колебаниям.
В течение первых 3 дней дети высасывают от 5 до 30—35 мл за кормление, что дает в сутки около 150—200 мл. С 3—4-го дня количество выпиваемого молока начинает увеличиваться на 50—100 мл в день, и к 8-му дню жизни суточное количество достигает 450—550 мл.
Определение количества пищи, необходимой в период новорожденности, по ее калорийности является непрактичным, так как калорийность молозива и молозивного молока представляет величину, весьма непостоянную. В условиях естественного вскармливания калорийный коэффициент со 2-го по 7-й день жизни нарастает приблизительно с 15—30 до 100—120 кал.
После 2 недель наиболее точным является калорийный расчет.
8. Вопрос о достаточности лактации в период новорожденности разрешается теми же методами, как и позже. Решающее значение имеют: 1) ход весовой кривой, 2) общее состояние и самочувствие ребенка и 3) результаты повторных контрольных взвешиваний до и после кормления.
9. С первых же дней жизни желательно давать ребенку ежедневно до 30—50 мл неподсахаренной или слегка подсахаренной воды или чая; это становится безусловно необходимым, если ребенок получает мало молока (недостаточная лактация у матери) или если температура окружающего воздуха высока; в последнем случае количество питья надо увеличить до 100—120 мл.
10. Чаще всего приходится встречаться с результатами неправильной техники прикладывания ребенка к груди, с временной недостаточностью лактации, чрезмерной упругостью груди, с дефектами соска, слабостью ребенка, недоразвитием сосательного рефлекса и другими дефектами развития новорожденного.
11. Если, несмотря на достаточное количество молока, высасываемого ребенком, и правильные условия ухода за ним, весовая кривая нарастает явно недостаточно, следует временно добавить ребенку 1—2 г плазмона в день или 2—3 раза в день по окончании кормления грудью добавлять 1—2 чайных ложки пахтанья, цельного снятого молока, кефира и т. д. В дальнейшем часто бывает возможно снова отказаться от добавления белка, если весовая кривая начинает хорошо нарастать.
12. Если к концу 1-й — началу 2-й недели жизни ребенка, а иногда и несколько раньше, определенно выявляется, что количество молока, высасываемого им у матери, явно не покрывает его потребностей (что сказывается на самочувствии ребенка, на его весовой кривой и объективно подтверждается повторными контрольными взвешиваниями) — необходимо назначить докорм молоком другой женщины. Это докармливание производится или сцеженным молоком, или ребенка непосредственно прикладывают к груди другой женщины. Последнее возможно лишь при отсутствии каких бы то ни было намеков на сифилис у ребенка, его матери и у кормилицы.
Кормление сырым, только что сцеженным женским молоком почти равноценно естественному вскармливанию. Молозиво или молоко, подвергнутое пастеризации или стерилизации и длительному хранению, в значительной мере теряет свои ценные биологические свойства.
Докармливание новорожденных лучше всего проводить некипяченым женским молоком, но это возможно лишь при условии строго асептического сбора его и недлительного хранения на льду.
Матери должны сцеживать излишки своего молока руками, чисто вымытыми мылом и щеткой, в стерильную посуду. Медицинская сестра или акушерка должна тщательно вымыть сосок и грудь матери. Нос и рот матери при сцеживании молока надо прикрывать стерильной марлевой маской. Собираемое в родильных домах молоко родильниц следует периодически подвергать бактериологическому контролю. Молоко здоровых женщин, собранное с соблюдением этих условий, желательно давать новорожденным, частично или полностью лишенным молока своих матерей, в сыром виде. Если уверенности в строгой асептичности сбора молока нет, молоко приходится подвергать пастеризации в течение 30—40 минут при температуре 65—75°. Стерилизация при 100° сильно денатурирует молоко; кипятить женское молоко, особенно незрелое, и тем более молозиво не следует.
Если вскармливание только грудью матери или сцеженным женским молоком оказывается неосуществимым, надо, не допуская дистрофирования ребенка, перейти на смешанное вскармливание.

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ 1. Правильно проводимое смешанное вскармливание в большинстве случаев не представляет значительных трудностей, однако проявлять излишнюю поспешность при переходе на него ни в коем случае не следует.

В течение 1-й недели надо попытаться до некоторой степени восполнить недостающее ребенку количество молока, назначая 5% раствор сахара в воде или в чае, оттягивая введение докорма молочными смесями до 8—10-го дня жизни ребенка. В некоторых, правда, сравнительно редких случаях, если ребенок определенно не удовлетворяется докармливанием раствором сахара, вес его не начинает восстанавливаться и даже продолжает снижаться,— приходится перейти на докорм коровьим молоком уже с середины или конца 1-й недели.
2. Число кормлений за сутки остается тем же, что и при естественном вскармливании новорожденных, т. е. от 6 до 7 раз, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка (см. выше).
3. При смешанном вскармливании наиболее целесообразно придерживаться следующего порядка:
а) при каждом кормлении новорожденного сперва прикладывают к обеим грудям, не затягивая, однако, кормления грудью долее 30 минут.
б) если за этот срок ребенок не опорожнит полностью обе груди, оставшееся в них молоко надо сцедить рукой или молокоотсосом и дать его ребенку с ложечки или из бутылочки; само собой понятно, что надо стремиться максимально использовать все молоко, имеющееся у матери;
в) лишь после этого дается докорм; последний назначается либо при каждом кормлении, либо всего лишь несколько раз за сутки, что зависит, конечно, от количества молока у матери.
4. Суточное количество докорма, необходимое ребенку, устанавливается приблизительно на основании более или менее точного учета количества грудного молока, фактически высасываемого им за сутки. Наиболее точно последнее определяется взвешиванием ребенка до и после каждого или только нескольких контрольных кормлений.
Располагая достаточным практическим опытом, можно устанавливать количество необходимого докорма более приблизительно, учитывая степень нагрубания грудных желез, возможность сравнительно легкого сцеживания молока рукой, активность сосания ребенка, чередование сосательных и глотательных движений у него, поведение ребенка во время и по окончании кормления и т. д.
Некоторые дети обнаруживают повышенную чувствительность или даже невыносливость к чужеродной пище, а потому надо всегда начинать с минимальных количеств докорма и, лишь убедившись, что ребенок хорошо справляется с ним, переходить на большие количества, полностью покрывающие всю потребность ребенка, выявленную тем или другим из указанных выше способов. 5. Наиболее подходящим докормом для детей периода новорожденности является обыкновенное половинное разведение молока водой (смесь № 2) с 5% сахара, пахтанье, смесь Сперанского. Не следует с первых же дней докармливания назначать более концентрированные смеси (смесь № 3, Черни-Клейншмидта, сливочно-молочные смеси и др.); переходить на них целесообразно несколько позже, когда ребенок вполне освоится с чужеродной пищей.
6. Докорм большей частью дается из бутылочки, что технически наиболее удобно. При этом не следует забывать, что дети, получающие смеси через резиновую соску, часто начинают отказываться от груди, так как акт сосания последней требует от ребенка большего напряжения. Во избежание этого необходимо затруднить ребенку сосание из бутылочки, что легко достигается, если в резиновой соске сделать очень маленькое отверстие. Если количество вводимого докорма мало и есть основание рассчитывать, что в дальнейшем с улучшением лактации от него можно будет отказаться, лучше давать смеси докорма не из бутылочки, а с ложечки.

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ 1. Искусственное вскармливание ребенка уже с периода новорожденности представляет задачу, очень трудную для врача и матери и часто довольно рискованную для ребенка, хотя на первых порах результаты могут показаться вполне удовлетворительными. Поэтому переходить на искусственное вскармливание можно лишь в исключительных случаях: например, при тяжелом заболевании или смерти матери во время или после родов, либо при препятствиях к естественному вскармливанию, конечно, если при этом нет возможности регулярно получать молоко другой женщины, хотя бы в минимальных количествах, чтобы иметь возможность проводить если и не чисто грудное, то, по крайней мере, смешанное кормление. В родильных отделениях, где всегда имеется возможность воспользоваться молозивом или молозивным молоком других женщин, к искусственному вскармливанию почти не приходится прибегать. Если известно, что ребенок по выписке из отделения не получит женского молока, целесообразно с 6-7-го дня перевести его на смешанное вскармливание и тем подготовить к искусственному питанию, на котором он окажется по выписке из учреждения.

2. Для искусственного вскармливания новорожденному наиболее подходят: 1) смесь Сперанского, 2) пахтанье, 3) смеси № 1 и 2 на воде с 3-5% сахара.
Смеси должны быть приготовлены из безупречного по своим качествам, так называемого «детского» коровьего молока ; козье молоко может применяться лишь при отсутствии хорошего коровьего молока.
3. Для большинства искусственно вскармливаемых новорожденных наиболее целесообразны 6-7 кормлений за сутки; желательно по возможности раньше переходить на 5 кормлений, удлиняя промежутки между отдельными приемами пищи до 4 часов.
4. Суточное количество пищи, необходимое новорожденному, можно вычислять по приведенным формулам. Тогда (при среднем весе 3000 г и при 5% сахара в даваемых смесях) калорийный коэффициент при половинном молоке будет нарастать с 13 до 75. Начинать искусственное вскармливание надо со 2-го дня жизни, с малых количеств, с таким расчетом, чтобы в течение 7 дней дойти до указанного суточного количества 700-750 мл (на наш взгляд, указанный объем слишком велик. Объем пищи не должен превышать 600-650 мл).
5. Концентрированные смеси детям периода новорожденности назначать не следует. Однако при простых смесях не всегда удается достичь хорошего развития ребенка, и потому несколько позже, обычно по окончании периода новорожденности (с 3-4-й недели) и во всяком случае не раньше 14-16-го дня, приходится частично переводить искусственно вскармливаемых детей на более концентрированные смеси.
Многие здоровые и крепкие новорожденные могут и с первых дней справляться с большими количествами пищи как в отношении объема, так и в отношении ее калорийности. Желательно к концу 2-й — началу 3-й недели жизни ребенка калорийный коэффициент доводить до 120-125 кал, а общий объем пищи — до 1/5 веса тела. Минимальное питание ребенка в течение 1-й недели жизни не отражается отрицательно на его дальнейшем развитии, тогда как при больших количествах пищи можно при переходе индивидуальной границы выносливости новорожденного к пище вызвать у него нарушение пищеварения. В виде исключения и только очень крепким детям мы считаем возможным с самого начала давать смесь № 2.
При искусственном питании новорожденных надо помнить, что приведенные расчеты пищи имеют приблизительное и только ориентировочное значение. Для получения хороших результатов такого вскармливания к каждому новорожденному надо подходить строго индивидуально, учитывая его общее состояние, аппетит, вес, стул и т. д.
Ухудшение общего состояния и стула, усиление беспокойства ребенка, лоявление срыгивания, падение веса и т. д. требуют своевременных изменений в пище (уменьшение или увеличение ее количества).
При заболеваниях ребенка переходят на лечебные смеси.

продолжение …

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>

.

Избавляет ли пищевая сода от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами — обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>

.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>

.

Омоложение на клеточном уровне

Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

основные принципы питания детей периода новорожденности

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся…

Прочитать полностью >>

основные принципы питания детей периода новорожденности

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений…

Прочитать полностью >>

основные принципы питания детей периода новорожденности

Если приснился плохой сон…

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро…

Прочитать полностью >>

.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>

.

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>

.

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>

.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *