С момента рождения ребёнок потребляет материнское молоко. Преимущественно матери держат детей на грудном молоке до одного года. Грудное молоко — это идеальный продукт для ребёнка, оно содержит все необходимые питательные вещества, биологически активные вещества. Потребляя, материнское молоко ребёнок защищён от внешних негативных факторов, ведь оно укрепляет иммунитет ребёнка. Поэтому матери не должны спешить переводить ребёнка на детское питание или вводить продукты питания. Специалисты предполагают возможность кормления ребёнка материнским молоком с постепенным введением продуктов питания.
Содержание
В чём же польза грудного вскармливания
Ребёнок с материнским молоком получает все необходимые вещества для роста и развития. Однако не всегда у матери есть возможность кормить свою ребёнка грудным молоком. Сегодня достаточно много матерей пользуются искусственными смесями. Однако используя смеси нужно быть очень осторожными. Обязательно нужно соблюдать правила хранения и приготовления смеси для детей. Сегодня производители предлагают достаточно много продукции для детей грудного возраста. Однако ничто не может заменить материнское молоко. Кормления грудью ребёнка приносит пользу не только малышу, но и матери. В матерей уменьшается риск заболеть раком молочной железы. Обязательно прочитайте нашу статью «правила рационального питания детей».
Преимущества грудного вскармливания:
- Грудное молоко повышает иммунитет ребёнка, поэтому дети, которые потребляют грудное молоко, меньше болеют.
- Дети для кормления, которых использовалось грудное молоко, в старшем возрасте не страдают от ожирения.
- Специалистами доказано, что дети, которые потребляли грудное молоко, владели лучшими умственными способностями, чем те, которые потребляли искусственные смеси.
Видео о пользе грудного вскармливания
Питание детей грудного возраста
Родители должны обеспечить ребёнка всеми необходимыми питательными веществами особенно на ранних этапах жизни. Именно тогда ребёнку нужны белки, витамины, минералы, углеводы, жиры для роста и развития. Если ребёнок испытывает недостаток, какого вещества он начинает болеть или отстаёт в развитии. Читайте нашу интересную статью «питания детей от года до трех лет».
Правила питания детей грудного возраста:
- Матери должны кормить детей по требованию. Не нужно устанавливать время, когда ребёнок будет есть, его нужно кормить, когда он попросит независимо это день или ночь. Также ребёнок должен самостоятельно определять норму потреблённого молока. Таким образом, малыш будет есть около 6–7 раз в день. Такой режим поможет продлить период лактации. Малыш при таком кормлении не будет капризничать.
- К шести месяцам ребёнка желательно кормить только грудным молоком. После шести месяцев можно вводить прикорм. Многие специалисты рекомендуют кормить ребёнка грудным молоком до года. Однако очень часто после шести месяцев матери начинают терять молоко. По этому малышу нужно вводить дополнительную пищу чтобы обеспечить его питательными веществами. Посмотрите нашу статью «правила здорового питания детей».
- Если для кормления грудного ребёнка используется магазинное питание нужно следовать всем инструкциям, которые указаны на упаковке. Хранить детское питание нужно только с соблюдением инструкции. Повторно использовать детское питание ни в коем случае нельзя. Более подробно о детском питании можете прочесть в этой публикации.
- При переводе ребёнка на искусственное питание нужно посоветоваться с врачом. Вводить смеси в рацион ребёнка нужно в малых количествах (до 10 мл), постепенно увеличивая норму. Это мероприятие необходимо для проверки смеси. Если она не вызывает аллергических реакций, диареи, запора тогда такое питание можно использовать для ребёнка.
- Дети достаточно восприимчивы к инфекционным заболеваниям. Поэтому нужно все посуду, которою используют для ребёнка перед его стерилизовать. Для этого можно использовать кипяток.
- Для приготовления детского питания можно брать только чистую воду. Даже если вода на вид чистая это не значит, что она не содержит вредных веществ. Поэтому желательно покупать специальную воду для детей. Её можно давать ребёнку пить и использовать для приготовления пищи.
- Ни в коем случае ребёнку грудного возраста нельзя переводить на козье или коровье молоко. Оно имеет повышенное содержание белка, поэтому создаёт нагрузку на почки и может вызывать аллергию. К тому же коровье молоко содержит недостаточное количество углеводов для обеспечения ребёнка энергией.
Видео о правилах кормления ребенка грудью
Важность введения прикорма для детей грудного возраста
Прикорм — это продукты питания, используемые для питания ребёнка параллельно с грудным вскармливанием.
К шести месяцев грудное молоко способно обеспечить ребёнка всеми необходимыми питательными веществами. После шести месяцев ребёнок начинает больше двигаться, поэтому молоко не может обеспечить всех потребностей ребёнка. Именно в этот период матери должны вводить в рацион ребёнка искусственные смеси или готовые продукты питания. Прикорм с шести месяцев можно давать 1–2 раза в день, с восьми — 3 раза, а с одиннадцати месяцев — 4 раза в день. О продуктах, которые можно включать в рацион детей до года читайте в этой статье.
Продукты, которые можно использовать для прикорма:
- Начинать нужно прикорм с каш (гречневой, кукурузной, рисовой). Сначала можно давать ребёнку кашу, содержащую один вид крупы. Когда ребёнок попробует все виды каш, их можно смешивать. Также в блюда можно добавлять овощи и фрукты, которые ребёнок уже ел.
- Мясо сначала можно давать ребёнку только в перемятом состоянии, а потом уже небольшими кусочками. Лучше для ребёнка готовить куриное, кроличье, телячье мясо.
- Овощи и фрукты ребёнку нужно давать только в перемятом состоянии. Сначала отдельно, а потом можно смешивать пару компонентов. Желательно в рацион ребёнка сначала вводить овощи, а потом фрукты. Ведь фрукты сладкие после них ребёнок может не есть овощей.
- С шести месяцев детям можно давать пить небольшое количество сока. Нельзя детям давать пить газированные напитки, кофе, чай.
Видео о том, как нужно вводит прикорм ребенка грудного возраста
Из всех факторов, влияющих на развитие ребенка, питание имеет особое значение. Рациональное питание обеспечивает правильное физическое, психическое развитие, хорошую сопротивляемость инфекционным заболеваниям и воздействиям неблагоприятных факторов окружающей среды.
Различают три вида вскармливания детей 1-го года жизни:
грудное (естественное), смешанное (докорм) и искусственное, Естественное (грудное) вскармливание Естественное вскармливание — это вскармливание, когда ребенок в течение первых 5 мес жизни получает только молоко матери, а после 5 мес до 1 года наряду с грудным молоком получает и прикорм.
Материнское молоко является самой лучшей пищей для ребенка 1-го года жизни, оно имеет ряд преимуществ перед коровьим молоком. Грудное молоко содержит все необходимые для ребенка пищевые ингредиенты и притом в таких количествах и соотношениях, которые наиболее полно удовлетворяют в этот период все потребности интенсивно растущего детского организма.
Белки, жиры и углеводы в грудном молоке находятся в таком сочетании (1 : 3 : 6), которое создает оптимальные условия для их переваривания и всасывания.
Коровье молоко содержит больше белка и минеральных солей, меньше углеводов и приблизительно столько жира, сколько грудное молоко.
Все составные части грудного и коровьего молока значительно отличаются друг от друга. В то время как белки женского молока состоят преимущественно из мелкодисперсной фракции — лактоальбумина, лактоглобулина, иммуноглобулина, коровье молоко содержит в большом количестве казеиноген. Лактоальбумин женского молока содержит наиболее ценные и жизненно важные аминокислоты. Казеин коровьего молока менее полноценен, так как содержит меньше аминокислот. Молочный сахар в женском молоке представлен бета-лактозой, которая благоприятствует созданию ацидофильной микрофлоры в кишечнике. Углеводы коровьего молока состоят из альфа-лактозы, способствующей росту кишечной палочки.
Жир грудного молока содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот, в то время как в составе жира коровьего молока преобладают насыщенные жирные кислоты, которые труднее расщепляются и усваиваются. Ненасыщенные жирные кислоты оказывают благотворное влияние на обменные процессы, способствуют проявлению физиологического действия ряда витаминов (С, Bi), повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Имеется существенная разница в качественном составе минеральных солей. Женское молоко содержит разнообразные микроэлементы, которые хотя и находятся в ничтожно малых количествах, но роль их велика — они, как и витамины, участвуют во всех обменных реакциях организма. В женском молоке содержится в 3 раза больше меди, чем в коровьем. Железа в женском молоке очень мало, но оно почти полностью всасывается, в коровьем молоке его в 3—4 раза меньше, а при разведении коровьего молока ребенок получает железа еще меньше. Хотя в женском молоке солей значительно меньше, чем в коровьем, всасывание и удержание их в 2—3 раза выше. Все это приводит к тому, что для переваривания женского молока требуется наименьшее количество пищеварительных соков и наименьшая активность содержащихся в них ферментов.
В том и другом молоке содержатся следующие основные витамины: a], Bi, B2, никотиновая кислота, Be, С, пантотеновая кислота, витамин D. Женское молоко значительно богаче по содержанию витаминов А, D и С. В то же время в коровьем молоке содержание витаминов b], Bz, пантотеновой кислоты, биотина, Big в несколько раз больше, чем в женском молоке. Однако при разведении коровьего молока и при его термической обработке количество витаминов резко снижается, что необходимо учитывать при назначении вскармливания.
В женском и коровьем молоке есть защитные иммунные тела, но следует иметь в виду, что усваиваются они только в молочной среде, соответствующей данному биологическому виду. Этим объясняется одно из преимуществ грудного вскармливания. С женским молоком в организм ребенка поступают главным образом защитные тела против кори. Этот защитный механизм эффективен только в первые недели жизни, он быстро исчезает с возрастом.
И женское, и коровье молоко содержит ферменты. Количество амилазы и каталазы одинаково в том и другом молоке, но зато в женском молоке содержится в 15—25 раз больше-Яи’-пазы, которая значительно облегчает переваривание жиров у ребенка, находящегося на грудном вскармливании.
Следует иметь в виду, что материнское молоко ребенок всегда получает в стерильном виде, а коровье молоко в той или иной мере загрязнено бактериями, Следовательно, материнское молоко — это ничем не заменимая пища для ребенка 1-го года жизни. С практической точки зрения грудное вскармливание экономит время и силы матери. Кроме того, кормление грудью помогает матери восстановить здоровье после родов. Когда ребенок сосет, мускулы стенок матки энергично сокращаются, что помогает ей вернуться к нормальным размерам и положению.
Качество женского молока различно в разные периоды лактации: в первые 2—3 дня после рождения выделяется молозиво, с 4— 5-го дня до конца 1-й недели — переходное молоко и затем выделяется зрелое молоко, которое имеет более или менее постоянный состав.
Молозиво — клейкая густая жидкость желтоватого цвета, солоноватого вкуса. По химическому составу оно отличается от зрелого молока тем, что в нем почти в 4 раза больше белка и в 2 раза больше солей. Кроме того, в молозиве содержится больше витаминов А и каротина, Bi, С, Bi2, E, ферментов, защитных иммунных тел, особенно много иммуноглобулина А. В первые дни оно имеет высокую калорийность (150—110 калорий в 100 г). В молозиве содержится антиген (его нет в зрелом молоке), который, по-видимому, оказывает влияние на обменные процессы. Молозиво особенно легко усваивается, и возможен переход его через стенки кишечника в неизмененном виде. По химическому составу молозиво ближе к тканям ребенка, чем зрелое молоко.
Следовательно, новорожденный в первые дни жизни с небольшим количеством материнского молока — молозива — получает весьма ценные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, соли, ферменты, гормоны, витамины, защитные иммунные тела.
Здорового доношенного ребенка первый раз прикладывают к груди через 12 ч после рождения и в дальнейшем устанавливают определенный режим кормления.
Перед кормлением мать должна тщательно вымыть руки и обмыть сосок и околососковый кружок. Первые порции молока (5—10 мл) необходимо сцедить, так как они содержат большое количество микроорганизмов.
В течение 1-го месяца жизни ребенка кормят 6—7 раз в сутки (днем перерывы между кормлениями 3 ч, ночью —6 ч), с 1 до 5 мес — 5—6 раз (днем паузы между кормлениями 3’/2 ч, ночью 7 ч), с 5 мес до 1 года —5 раз (днем перерывы между кормлениями 4 ч, ночью 8 ч). Такой порядок кормления ребенка необходим для выработки рефлекторной фазы в процессе пищеварения. Постоянный режим кормления очень быстро приводит к тому, что у ребенка вырабатывается устойчивый рефлекс на время, а это способствует выделению пищеварительных соков.
Конкретные часы кормления устанавливают в зависимости от жизненного уклада и степени занятости матери, но, безусловно, необходимо, чтобы они оставались постоянными изо дня в день, чтобы соблюдались правильные промежутки между кормлениями и был обеспечен ночной перерыв не менее 6 ч. Нельзя ориентировать мать на строжайшее соблюдение часов кормления, отклонения в пределах Vz— 1 ч .вполне допустимы.
В последние годы появились предложения заменить строго дозированное вскармливание по часам так называемым свободным кормлением, которое проводится различными способами. Согласно одному из них, ребенок сам по своему вкусу выбирает смеси и ест сколько хочет и когда хочет. Однако такое кормление таит в себе ряд опасностей. Свободное вскармливание можно рекомендовать только при большой опытности родителей или высокой квалификации обслуживающего персонала под самым строгим наблюдением детских врачей.
Кормление грудью должно длиться не больше 15—20 мин, только в первые дни после родов допускается увеличение продолжительности кормления до 25, максимум до 30 мин. После окончания кормления необходимо подержать ребенка вертикально 1—2 мин для отрыгивания воздуха. При засыпании ребенка у груди или вялом сосании можно попробовать «теребить» его поддерживающей рукой по щечкам или сцеживать ему в рот небольшое количество молока. Нецелесообразно подтягивать сосок и менять его положение во рту. Это приводит к выталкиванию и «жеванию» соска, приводящему- к его трав-мированию.
О насыщении ребенка, кроме взвешивания до и после кормления, можно судить по его поведению в промежутках между кормлениями, по нарастанию массы тела, характеру и частоте стула, количеству мочеиспускании, а также по общему виду ребенка.
Необходимо стремиться к тому, чтобы грудь была полностью опорожнена, так как последние порции молока отличаются наиболее высоким содержанием жиров. Кроме того, полное опорожнение груди- стимулирует секрецию молочной железы и снижает опасность развития маститов.
При каждом кормлении нужно давать ребенку только одну грудь. При недостатке молока у матери можно дать ребенку и вторую грудь. В таком случае, однако, при следующем кормлении вторую грудь нужно давать вначале.
Одним из показателей правильного грудного вскармливания ребенка является неуклонное нарастание массы его тела.
Матери часто жалуются на недостаточное количество молока. Чтобы проверить это, необходимо провести контрольные кормления. Ребенка (в одежде) взвешивают до и после прикладывания к груди при каждом кормлении в течение дня. При отдельных кормлениях количество высасываемого молока варьирует настолько, что по одному или двум взвешиваниям трудно определить количество высасываемого за день молока.
Необходимое суточное количество молока для ребенка можно определить несколькими способами. Наиболее простым является объемный. Этим способом расчета, при котором учитывается возраст ребенка и масса его тела, можно пользоваться в том случае, если масса тела ребенка соответствует средним возрастным нормам. Количество молока в сутки должно составлять для ребенка в возрасте от 2 нед до 2 мес — ‘/в массы его тела, 2—4 мес — ‘/б, 4—6 мес — ‘/7, в возрасте 6—9 мес — ‘/а массы его тела. Указанные объемы пищи следует принимать как приблизительные при первом назначении прикорма.
Наиболее правильным является метод калорийного расчета питания с учетом потребности ребенка в основных ингредиентах пищи на 1 кг массы тела. В первую четверть года потребность в калориях на 1 кг массы тела составляет 125—130, во вторую четверть — 120—125, в третью — 115—120, в четвертую четверть —110—115. Для расчета питания по этому способу необходимо знать возраст ребенка, массу его тела, калорийность пищи и потребность в калориях на 1 кг массы тела.
Объем пищи ‘в сутки не должен превышать 1 л. Чтобы быть уверенным в том, что ребенок получает пищу в необходимом количестве, надо периодически (1 раз в месяц, а при необходимости и чаще) производить расчет питания по фактически съеденной пище.
При грудном вскармливании потребность ребенка в белках на 1 кг массы тел а составляет 2—2,5 г, в жирах —6—7 г, в углеводах — 12—14 г. Потребность в воде — 150 мл на 1 кг массы тела. В первое время ребенку достаточно того количества минеральных солей, которое содержится в молоке, но через некоторое время оно не удовлетворяет потребности растущего организма, и соли вводят в виде овощных и фруктовых соков.
При правильном грудном вскармливании ребенок должен получать дополнительно витамины, которые имеют большое значение для правильного усвоения всех ингредиентов пищи.
В конце 1-го месяца жизни необходим витамин D, который водят в дозе 500 ME в сутки ежедневно (за исключением летних месяцев) . Витамин D можно давать и в виде рыбьего жира, который содержит еще и витамин А. Начинают с нескольких капель и, каждый день прибавляя по капле, в течение 10— 12. дней доводят его количество до 1—2 чайных ложек в день. Рыбий жир следует давать после кормления, так как он, как и любой другой жир, тормозит желудочную секрецию.
С 1— Г/2 мес ребенку необходимо давать витамин С в виде порошка аскорбиновой кислоты (50 мг/сут) или лучше в виде соков. С этого возраста детям можно давать яблочный, виноградный, черносмородиновый соки, с 3—3V2 мес — сливовый, вишневый, томатный, абрикосовый, морковный, малиновый. Начиная с ‘/2 чайной ложки 1—2 раза в день и постепенно увеличивая дозу, доводят количество соков до 10 чайных ложек. В таком количестве соки можно давать до конца 1-го года. Давать соки детям нужно после еды, так как они содержат большой процент сахара и употребление их перед едой снижает аппетит. Кроме витаминов, в соках имеются минеральные соли, предупреждающие развитие анемии (медь, железо, кобальт и др.). Они содержат также ферменты и пектиновые вещества, благотворно влияющие на процессы пищеварения и иммунные реакции детей. Целесообразно давать различные соки в течение дня и приготавливать их нужно всегда перед употреблением. Исключение составляют черная смородина и облепиха, которые можно заготавливать впрок.
После Г/а —2 мес жизни в качестве источника витаминов можно использовать небольшие количества специальных фруктовых гомогенизированных пюре для детского питания или яблоко в виде кашицы.
Одновременно назначают витамин b[ в виде пасты из пекарских дрожжей по 1 чайной ложке в день или гидролизата сухих пивных дрожжей по 2 чайные ложки в день.
Каждый ребенок с 5 мес должен получать прикорм независимо от количества грудного молока у матери. Необходимость введения прикорма каждому ребенку обусловлена следующими обстоятельствами. К 5 мес жизни наступает обеднение организма солями (в частности, солями железа, кальция, фосфора), происходит нарушение нормального нарастания внутриклеточных ферментов и необходимо дальнейшее усложнение рефлекторной фазы пищеварения. Прикорм удовлетворяет и возросшую потребность в сложных углеводах, вводятся балластные вещества в виде клетчатки, необходимые для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта. Кроме того, введение прикорма приучает ребенка к новым видам пищи, что постепенно подготавливает его к отнятию от груди.
При введении прикорма надо соблюдать следующие основные правила: прикорм давать перед кормлением грудью, начинать с малых количеств (1—2 чайные ложки), через 3—4 дня количество прикорма надо доводить до 150—200 г и одно грудное кормление заменять одним из видов прикорма. Переходить ко второму виду прикорма можно после того, как ребенок привыкнет к первому. Прикорм должен быть гомогенным и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.
В качестве первого прикорма в возрасте 4 ‘/а мес ребенку дают овощное пюре или 5—8 % кашу из гречневой, рисовой, овсяной круп на овощном отваре пополам с молоком, кисель, яичный желток. Особенно полезно назначать овощное пюре, так как в нем содержится большое количество минеральных солей и микроэлементов. Пюре в первую очередь необходимо детям, преждевременно родившимся, страдающим экссудативным диатезом, рахитом, гипотрофией.
Технологию приготовления основных блюд первого прикорма см. в Приложении 12.
Когда ребенок привыкнет к пюре или каше, можно начать давать, постепенно приучая к нему, яичный желток, который является источником фосфора, кальция, железа, витаминов А, D, Bi, B2, PP. Дают его в вареном виде во избежание аллер-гизации организма. Начинать нужно с ‘/2 чайной ложки и постепенно доводить до целого желтка.
С 4Vz мес в рацион ребенка вводя г сливочное масло. Режим питания ребенка 5 мес примерно следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — грудное молоко, соки (6 чайных ложек); третье кормление — овощное пюре с желтком; четвертое кормление — грудное молоко, соки (6 чайных ложек); пятое кормление — грудное молоко.
Второй прикорм вводят с 6 мес. Заменяют 8 % кашу на 10%, приготовленную на цельном молоке, причем манную кашу нужно чередовать с гречневой, овсяной, рисовой. Особенно полезна детям гречневая каша: она по сравнению с манной более богата лецитином, а также различными минеральными веществами. В этом возрасте дают суп на мясном бульоне и сухарик из белого хлеба. Таким образом, ребенку в 6 мес вводят второй прикорм в виде обеда, состоящего из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. Из овощей детям до 1 года ограничивают применение томатов, щавеля, цветной капусты, содержащих пуриновые основания.
Режим питания ребенка в возрасте 7 мес примерно следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — каша, соки; третье кормление — суп с мясным фаршем и с сухариком, яблочное пюре, четвертое кормление — грудное молоко, соки; пятое кормление — грудное молоко.
С 7 мес ребенку назначают третий прикорм в виде кефира, цельного молока, творога, сливок, печени, мяса (говяжье, куриное; не следует употреблять свинину и баранину). Вначале мясо дают в виде фарша (вареного, дважды провернутого), с 10 мес — в виде фрикаделек, к концу 1 года — в виде паровой котлеты. Полезно давать ребенку печень, мозги, речную рыбу (а из морской только треску).
Комбинацию отдельных блюд прикорма производят для создания наиболее выгодных условий пищеварения и опорожнения желудка. Нерационально давать в одно кормление’два плотных блюда (например, каша+пюре) или два жидких (бульон + кисель). В первом случае пища будет дольше перевариваться и дольше задерживаться в желудке, во втором — пища быстро перейдет из желудка в кишечник и вызовет у ребенка преждевременное чувство голода.
Примерный режим питания ребенка в возрасте 10 мес следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — гречневая каша с маслом, соки; третье кормление — суп с сухариком, картофельное пюре с мясным фаршем, соки; четвертое кормление — кефир; пятое кормление — грудное молоко.
Пищевая промышленность в настоящее время выпускает специальные консервированные продукты для прикорма детей 1-го года жизни. Эти продукты содержат все необходимые ребенку питательные вещества, стерильны и хорошо перевариваются. Их можно хранить долгое время,’ для приготовления многих из них не требуется много времени. Консервы и концентраты вырабатывают из первосортных, специально обработанных продуктов (овощей, фруктов, мяса, печени и др.). Применяемые способы тепловой обработки обеспечивают сохранение не только пищевой ценности, но и высоких качеств пищевых продуктов. Этими продуктами можно пользоваться в любое время года и в любых климатических условиях. На этикетках детских консервов и концентратов указаны способы приготовления и хранения, их пищевая ценность и возраст, на какой они рассчитаны.
Здорового доношенного ребенка, правильно развивающегося, обычно отнимают от груди к 11—12 мес.
При правильном вскармливании и постепенной замене грудного молока разнообразной пищей отнятие ребенка от груди проходит легко и безболезненно для ребенка и для матери. С этой целью одно или два кормления материнским молоком заменяют цельным коровьим молоком с добавлением 5 % сахара. Для того чтобы прекратить выделение молока, можно наложить на грудь давящую повязку. Если выделение молока продолжается, матери необходимо на несколько дней ограничить суточное количество пищи, особенно жидкой.
Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, во время заболевания и во время проведения профилактических прививок, даже если ему к этому времени исполнится 1 год,
Полноценное сбалансированное питание – обязательное условие нормального развития всех органов и систем младенца. Важно, чтобы дети ежедневно получали определенное количество макронутриентов (белков, жиров, углеводов), минералов и витаминов. Благодаря этому они будут расти здоровыми, жизнерадостными и сообразительными. Как же правильно организовать вскармливание детей до года? Разберемся в этом вопросе, интересующем всех сознательных родителей.
Виды питания детей до года
Выделяют три типа вскармливания детей до года: естественное, искусственное и смешанное. Для каждого из них характерен свой режим питания. Рассмотрим особенности разных видов меню новорожденных. Общие схемы приведены для здоровых грудничков. В случае нарушений нормы потребления пищи устанавливает врач.
Естественное вскармливание
Ребенок на естественном вскармливании от 0 до 6 месяцев получает только материнское молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ после этого возраста в его диету постепенно вводится твердая пища (прикорм). Доля грудного молока в суточном объеме пищи снижается, но остается высокой. Известный детский доктор Е.О. Комаровский настаивает, что введение прикорма в более ранний период нецелесообразно.
При естественном вскармливании большинство специалистов рекомендует кормить младенца свободно, то есть по его требованию. Такой подход позволяет поддерживать лактацию на необходимом уровне. После 2-3 месяцев даже в случае свободного вскармливания устанавливается гибкий график питания новорожденного: трапезы происходят с интервалом 2-2,5 часа.
Искусственное вскармливание
При искусственном вскармливании ребенок получает адаптированную молочную смесь. В его меню может присутствовать грудное молоко, но в небольшом количестве – до 20% от общего объема пищи.
Искусственное вскармливание требует соблюдения четкого графика питания с определенными интервалами между трапезами. Е.О. Комаровский напоминает, что их необходимо выдерживать, так как смесь переваривается медленнее, чем материнское молоко.
Смешанное вскармливание
Необходимость в смешанном вскармливании возникает тогда, когда у матери вырабатывается грудное молоко, но его недостаточно для ребенка. Нехватка компенсируется с помощью искусственных смесей.
Доля материнского молока при смешанном вскармливании – более 20% от суточного рациона. Режим кормлений при таком типе питания зависит от уровня лактации у матери. Если основой рациона является грудное молоко, то график приближается к свободному. В случае преобладания смеси кормление происходит по часам.
Как рассчитать объем необходимый объем пищи?Первые 7-10 дней
Расчет суточного объема смеси или грудного молока для детей в первые 7-10 дней жизни проводится одним из двух способов:
- Формула Зайцевой. Необходимо умножить массу тела ребенка при рождении на количество дней его жизни и найти от этого числа 2%. В итоге получится необходимый объем пищи в сутки.
- Формула Финкельштейна. Для определения суточного количества молока или смеси для ребенка массой менее 3,2 кг следует умножить его возраст в днях на 70. Если вес крохи менее 3,2 кг, нужно найти произведение числа его дней жизни и 80.
Независимо от используемой формулы полученный суточный объем требуется разделить на число кормлений. Так можно узнать количество молока или смеси, достаточное для одной трапезы.
Старше 7-10 дней
Для расчета объема питания новорожденного старше 7-10 дней до 12 месяцев применяется методика по Гейбенеру и Черни либо объемная. Способ Гейбенера и Черни позволяет найти требуемое общее количество жидкости в сутки, в том числе смеси, молока, воды, сока, чая и так далее. При этом учитывается вес ребенка и его возраст. Основные рекомендации представлены в таблице.
Возраст, месяцы | Количество пищи, мл |
до 2 | 1/5 массы тела младенца в граммах |
2 – 4 | 1/6 |
4 – 6 | 1/7 |
6 – 8 | 1/8 |
8 – 12 | 1/9 |
Например, малыш в 3 месяца весит 5,2 кг. В сутки ему необходимо 5200÷6=867 мл молока или смеси. Этот показатель следует разделить на количество трапез. Общий объем жидкости не должен превышать 1 л в 24 часа.
В современных условия методика по Гейбенеру и Черни применяется редко, так как она не рассчитана на детей с повышенной массой тела, которых в последнее время рождается все больше. Более рациональным считается объемный способ.
Нормы потребления еды, зависящие от возраста ребенка, показаны в таблице.
Возраст, месяцы | Количество пищи, мл |
до 2 | 600-950 (600-800) |
2 – 4 | 800-1050 (800-900) |
4 – 6 | 900-1050 (900-1000) |
6 – 8 | 1000-1200 (1000-1100) |
8 – 12 | 1000-1200 |
Введение прикорма
Существуют специальные инструкции ВОЗ, в которых содержится информация о последовательности введения в рацион детей первого года жизни твердой пищи. Рекомендации с разбивкой по месяцам представлены ниже.
Продукт | Возраст, месяцы |
Овощи | 6 |
Каши (гречка, овсянка, кукурузная) | 6-7 |
Растительное и сливочное масла | 6-7 |
Фруктовое пюре | 8-9 |
Мясное пюре | 8-9 |
Желток | 8-9 |
Субпродукты | 9-10 |
Кисломолочные продукты (творог, кефир, йогурт) | 9-10 |
Печенье детское | 9-10 |
Рыба | 10 |
Фруктовые, ягодные, овощные соки | 10-12 |
Пюре из ягод | 12 |
Бульон на мясе | 12 |
Каши необходимо варить на воде. Начиная с 6 месяцев в пюре и каши следует добавлять растительное масло. В первый раз рекомендуется ограничиться 1 каплей, постепенно доведя объем до 1 чайной ложки. Сливочное масло вводится в рацион в 7 месяцев. Начальная доза – 1 г, средняя – 10 г. Желательно добавлять его в готовые каши.
Приведенная схема прикорма актуальна для детей на естественном вскармливании. Если ребенок получает смесь, то твердую пищу можно вводить с 5 месяцев, так как его организм нуждается в витаминах и минералах для нормального развития. Используется та же таблица, но все строки сдвигаются на месяц.
Подробную информацию о том, как кормить малыша «взрослыми» продуктами можно узнать из таблицы. Все рекомендации носят общий характер. Перед вводом прикорма следует проконсультироваться с педиатром.
Продукт | Срок | Количество | Блюда для начала прикорма |
Овощи | При нормальной или избыточной массе тела с 6 (иногда с 5-5,5) месяцев. | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. | Пюре из 1 овоща белого или зеленого цвета. |
Каши | При нормальной или избыточной массе тела с 6 -7 месяцев. Если вес недостаточный, то вводятся с 4-5 месяцев. | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. | Крупы без глютена, сваренные на воде, – гречка, рис, кукурузная, овсянка. После ввода каждой каши по отдельности можно варить миксы злаков. |
Растительное масло | 6 месяцев | Начальное – 3-5 капель. Максимальное – 1 чайная ложка. | Подсолнечное, кукурузное, оливковое масла. Их следует добавлять в пюре из овощей или мяса. |
Сливочное масло | 7 | Начальное – 1/3 чайной ложки. Максимальное – 10-20 г. | Качественное сливочное масло без растительных компонентов нужно добавлять в овощные пюре и каши. |
Фрукты | 8 | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. | Монопюре из неярких фруктов. Постепенно можно делать многокомпонентные блюда. |
Мясо | 8 | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50-100 г. | Пюре из одного компонента – кролика, индейки, телятины, говядины. |
Желток | 8 | Начальное – 1/4 чайной ложки. Максимальное – ½ желтка яйца курицы. | Необходимо сварить яйцо и добавить измельченный желток в пюре или кашу. |
Кисломолочные продукты* | 9 | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 150-200 г. | Детский йогурт, кефир или биолакт. После 10 месяцев можно вводить продукты с наполнителями ( что можно кушать ребенку в 9 месяцев?). |
Творог* | 9 | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50 г. | Детский творог в чистом виде. С 10 месяцев его стоит дополнять фруктовым пюре. |
Печенье детское | 9-10 | Начальное – 1/3 печенья. Максимальное – 5 штук. | |
Рыба | Средний срок введения – 10 месяцев ( схема питания ребенка 10 месяцев и простые рецепты). При наличии у ребенка склонности к аллергии – 1 год. | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 60 г. Кормить малыша рыбой стоит 1-2 раза в неделю. | Нежирные сорта рыбы – окунь речной, хек, треска. Ее следует варить или готовить на пару, а затем превращать в пюре. |
Соки | 10-12 | Начальное – 2-3 капли. Максимальное – 100 мл. | Осветленные соки из зеленых и белых фруктов. |
*Отметим, что подход доктора Е.О. Комаровского относительно прикорма отличается от рекомендаций ВОЗ. Он предлагает начинать знакомство со взрослой пищей с помощью кисломолчки — кефира и творога.
Новый продукт нужно давать малышу в первой половине дня. Количество рекомендуется наращивать очень медленно, постепенно доводя до возрастной нормы и отслеживая реакцию организма ребенка. В неделю чадо стоит знакомить с одним новым блюдом. Если возникла аллергия или сбой в работе ЖКТ, продукт нужно убрать из меню.
Питание после года
Меню ребенка после 12 месяцев включает все основные группы продуктов. Он уже не нуждается в грудном молоке в качестве пищи, поэтому многие мамы принимают решение о прекращении лактации. Однако в нем содержатся ценные для малыша вещества, и причины продолжать естественное вскармливание остаются.
Лактацию можно сохранить, даже если мама выходит на работу. Частота прикладываний к груди при этом снизится, но младенец будет получать ценные элементы. Если же существует необходимость прекратить лактацию, врачи советуют не делать этого в период болезни ребенка, когда его организм ослаблен, а также летом, так как в это время высока вероятность заражения кишечной инфекцией.
Питание крохи в 1 год не отличается от его меню в 11 месяцев, но немного увеличиваются порции ( что можно есть ребенку в 11 месяцев — рацион питания и вкусные рецепты). На завтрак и полдник его следует кормить кашей или пюре из овощей. Ужин и обед должны быть сытными. На десерт можно предложить мармелад, зефир, пастилу, а в качестве питья – воду, чай, кисель, компот или морс.
Питание детей вообще и особенно маленьких — очень сложное и ответственное дело. Пища — источник энергии и пластический материал, из которого строится и быстро растет детский организм. От характера пищи зависят структура органов и систем ребенка и их функции. Течение и исход многих болезней у детей во многом определяются особенностями питания. Поэтому правильное питание ребенка является одним из важнейших условий охраны здоровья и жизни ребенка.
В чем заключаются трудности при организации кормления новорожденных и грудных детей? Объяснение следует искать в анатомических и физиологических особенностях организма ребенка в этом возрасте. Выше уже говорилось о том, что на первом году жизни ребенок очень интенсивно растет и к 4-му месяцу жизни масса тела его удваивается, а к году — утраивается.
Такой стремительный рост и развитие органов и систем возможны только при достаточном поступлении питательного материала (белков, жиров, углеводов, солей и витаминов).
Ребенку на 1-м году жизни необходимо на 1 кг массы тела калорий в 2 раза с лишним больше, чем взрослому человеку.
Система органов пищеварения у грудных детей, особенно первых месяцев жизни, имеет ряд особенностей. Так, слюнные железы вначале (до 4-месячного возраста) вырабатывают мало слюны, с небольшим содержанием в ней фермента. Мышечный слой стенки желудка недоразвит. Деятельность желез стенки желудка снижена. Уже вырабатываются такие ферменты, как пепсин и липаза, но в незначительном количестве. Особенно мало липазы — фермента, расщепляющего жиры.
У новорожденных имеются все пищеварительные ферменты кишечника, но их активность довольно низкая и нарастает только с возрастом. Желчь относительно бедна желчными кислотами и холестерином, что уменьшает ее пищеварительные возможности. Из-за незаконченности формирования и недостаточности нервной регуляции механизм передвижения пищи по кишечнику чрезвычайно неустойчив. Эти особенности строения и функции желудочно-кишечного тракта затрудняют переваривание и усвоение пищи организмом ребенка.
Таким образом, у детей на 1-м году жизни потребность в пище велика, а возможности ее переваривания резко ограничены. Создается почти «непримиримое несоответствие», которое и составляет основную трудность питания детей этого возраста.
Как же обеспечить повышенную потребность ребенка в питательных веществах при такой незавершенности системы его пищеварения? Какое питание для него наиболее целесообразно?
Давно уже известно, что в этом отношении наилучшим является грудное вскармливание, т. е. кормление молоком матери. Молоку матери нет ни естественных, ни искусственных аналогов,- Оно отвечает потребностям ребенка и содержит все необходимое для его успешного развития.