Переход грудничка на привычный рацион питания семьи осуществляется в несколько этапов:
- введение прикорма ребенку до года
- питание от года до полутора лет
И постепенно, с полутора лет до 3 рацион детей меняется, медленно приближаясь к привычному общему столу. Важно самим родителям подать пример ребенку в культуре питания, поведению за столом, а также, по возможности, пересмотреть свой собственный привычный рацион питания в пользу более полезной и здоровой пищи, сбалансированного и правильного меню.
К возрасту двух лет у ребенка должны прорезаться все 20 молочных зубов, что дает ребенку возможности полноценного откусывания, пережевывания и размельчения пищи. Жевание важно не только для того, чтобы непосредственно кусать и жевать пищу. Процесс жевания запускает выработку соляной кислоты и пепсина в соке желудка, смачивает пищевой комок слюной, запуская процесс частичного расщепления амилазой слюны углеводов. Это облегчает переваривание пищи.
Самой главной задачей в это время является обучение ребенка жеванию и потреблению более плотной пищи, требующей тщательного пережевывания, т.е. пищи кусочками, а не перетертой и размолотой:
- нужно постепенно заменять полужидкие и жидкие блюда на более плотные (за исключение первых блюд, они должны быть в рационе ребенка обязательно).
- постепенно в питание вводятся каши из разваренных круп
- запеканки из овощей или крупы, творога
- кусочки мяса и тушеных овощей.
Если дети в этом возрасте не научатся употреблять плотные блюда, которые требуют активного жевания, в дальнейшем они будут отказываться или неохотно есть необходимые им фрукты и овощи, которые нужно кусать и жевать, а также мясо, которое также нужно кусать и тщательно прожевывать.
Содержание
Характеристика рациона питания детей от 1-3 лет
С 1 до 1.5 лет | С 1.5 до 3 лет | |
Сколько раз в день прием пищи | 5-раз | 4-раза |
Количество зубов у малыша | передние резцы и жевательные премоляры, 8-12 шт. Возможно пережевывание мягкой пищи, откусывание | 20 зубов, все группы зубов — и для пережевывания пищи, и для ее откусывания |
Объем желудка и соответственно 1 приема пищи | 250-300 мл | 300-350 мл |
Суточный объем пищи | 1200-1300 мл. | 1400-1500 мл. |
Калорийность приемов пищи |
|
|
Питание ребенка в 2-3 года
После полутора лет постепенно можно переходить на четырехразовое питание:
- Завтрак 8.00-9.00
- Обед 12.30-13.30
- Полдник 15.30-16.30
- Ужин 18.30-19.00
При этом, на долю обеда должно приходиться не менее трети всего суточного рациона калорийности, это около 35%. Остальная калорийность распределяется между завтраком, полдником и ужином. Энергетическая суточная ценность продуктов должна достигнуть 1400-1500 ккал. Ребенок этого возраста должен получать за сутки:
- Белков – не менее 60-70 г, при этом до 75% из них должны быть животного происхождения
- Жиров — не менее 50-60 г, из них около 10 г растительных масел
- Углеводов – не менее 220 г, из них большая часть должна отводиться сложным углеводам.
Крайне важным в этом возрасте должно стать соблюдение правильного режима питания, это будет очень значимым в любом возрасте, и особенно в этапе становления «взрослого» питания. Если строго соблюдается правильный режим питания, выдерживаются промежутки между основными приемами пищи, у детей будут постепенно вырабатываться пищевые условные рефлексы к данному времени.
Это будет обеспечивать правильную и слаженную работу всего пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости, и заканчивая кишечником, где в свое время начнут отделяться пищеварительные соки к моменту поступления туда пищевых масс. Режим позволит максимально полно и правильно переваривать пищу и усваивать все ее компоненты.
При нерегулярном питании или беспорядочных приемах пищи данные рефлексы быстро угасают, это приводит к снижению выработки пищеварительных соков, в итоге пища будет усваиваться не полностью. Пищевые остатки в толстом кишечнике будут гнить и бродить, что приведет к запорам, расстройствам стула и нарушению общего состояния. И это же приведет к тому, что дети постоянно будут плохо кушать, говоря о том, что они просто не хотят есть.
Особенности питания в возрасте до 3 лет
В раннем детском возрасте объем желудка небольшой, он освобождается от пищи примерно за 3-4 часа, пища, богатая белком и жирами может задерживаться до 4.5-5 часов. Именно исходя из этих данных строится четырехразовое питание для детей. При этом интервалы между кормлениями должны составлять примерно 3.5-4 часа. С возраста после полутора лет при нормальном (а тем более избыточном) весе ребенка, важно отучить его от ночных приемов пищи. Исключением будут только дети, все еще находящиеся на грудном вскармливании и засыпающие с грудью.
Введение в ночное время какой-либо иной пищи, кроме грудного молока, может приводить к нарушениям процессов ночного сна, и будет создавать для самих родителей трудности в виде постоянной беготни с бутылочками и кружками.
Вне зависимости от того, сколько раз ваш ребенок будет принимать пищу, нужно чтобы время ее приема было постоянным. В установленном режиме времени питания отклонения допустимы не более 15-20 минут. Это связано с особенностями формирования условных пищевых рефлексов с отделением пищеварительных соков.
В промежутках между основными приемами пищи не стоит баловать ребенка калорийными продуктами и сладостями. Стоит убрать из перекусов такие блюда как булки и печенье, неразбавленные фруктовые соки и молочные продукты, конфеты и шоколад. Это будет приводить к снижению аппетита и может привести к тому, что во время очередного приема пищи ребенок просто не захочет есть приготовленные мясные овощные или крупяные блюда, необходимые для его питания.
Что можно давать ребенку в 2-3 года
Так же, как и в предыдущий период, после полутора лет питание ребенка должно быть разнообразным и полноценным. В него должны быть включены полезные продукты:
- молоко и молочные продукты
- мясные, рыбные и блюда из птицы
- крупяные гарниры и каши
- хлебобулочная продукция
- овощи и фрукты
- полезные сладости и десерты.
Молочные продукты
После полутора лет детям необходимо употреблять достаточное количество кисломолочных продуктов, а с двух лет можно постепенно вводить в рацион и цельное коровье молоко. Молочные продукты будут для ребенка источниками:
- легко усваиваемого животного белка
- кальция и фосфора, необходимых для роста скелета
- животного жира и жирорастворимых витаминов, в частности витамина Д
- полезной микробной флоры, которая стимулирует рост и развитие собственной, укрепляет иммунитет и стимулирует пищеварение.
Общее суточное количество молочной продукции в этом возрасте должно составлять не менее 500-600 мл, с учетом объема молока для приготовления блюд. В рационе детей ежедневно должны быть такие продукты как кефир или йогурт, биолакт. Несколько раз в неделю применимы такие продукты как творог и изделия из него, творожные изделия, сырки, неострые несоленые сорта сыра, сливки, сметана. Они могут употребляться как в цельном виде, так и используются для приготовления и заправки первых и вторых блюд.
В возрасте до трех лет допустимо употребление:
- 50-100 г творога жирностью от 5 до 11%
- 5-10 г сливок жирностью 10-20%
- 5-10 г сметаны жирностью 10-20%
- йогурты, кефир или биолакт жирностью от 2.5 до 4%
- после двух лет молоко жирностью от 2.5 до 3.2 %
Молочные продукты можно использовать для приготовления или заправки сырников, вареников, запеканок или десертов.
Мясные продукты и птица
В рационе питания детей до трех лет постепенно увеличивается количество мяса, к двум годам оно достигает 110 г, а к возрасту трех лет достигает 120 г. Для детского питания в этом возрасте применяют такие сорта мяса, как:
- нежирная говядина
- телятина
- мясо кролика
- нежирная свинина
- ягненок
- конина.
Жирная свинина с салом, баранина и мясо диких животных в детском питании не используется, так как трудно переваривается, а мясо диких животных еще и опасно в плане заражения паразитами. Не менее полезными в питании детей будут и субпродукты, которые богаты животным белком и жирорастворимыми витаминами, особенно много в них витамина Д и А. При этом субпродукты имеют более нежную структуру волокон, при этом они быстрее и легче усваиваются организмом ребенка. Их таких продуктов детям дают:
- язык
- печень
- сердце.
Мясные блюда готовят в виде рагу с кусочками мяса, паровых или духовых котлет, фарша, тушеного мяса мелкими кусочками. До трех лет стоит отказаться от колбасных изделий и разного рода мясных деликатесов. Все они пресыщены солью и специями, красителями и прочей пищевой химией, что совершенно не полезно ребенку. Если невозможно ограничить детей от мясных полуфабрикатов промышленного производства, раз в две недели можно позволить ребенку детские молочные сосиски, но изделия должны быть высокого качества.
Полезными будут блюда из птицы – курицы, перепелки, индейки. А вот утиное и гусиное мясо в таком возрасте не дается, оно плохо усваивается и очень жирное для детей.
К сожалению, сегодня на прилавках супермаркетов качество молочной продукции, свинины, кур не всегда соответствуют нормам, допустимым для детей. В России нет жесткого контроля и ограничений в использовании антибиотиков и гормонов роста при выращивании птицы и мяса, как в некоторых развитых странах, поэтому проверки Россельхознадзора регулярно выявляют те или иные нарушения производства мяса и птицы (см. В молоке, свинине, курице отечественного производства обнаружены антибиотики), что не прибавляет здоровья нашим детям.
Яйца
Куриные яйца будут являться одними из основных источников белка для ребенка, они должны присутствовать в питании детей часто – ежедневно или через день. Яйца даются детям сверенными вкрутую, в блюдах или в виде омлетов. Запрещено использование яиц в мешочек или всмятку из-за опасности сальмонеллеза. При непереносимости куриных яиц можно использовать перепелиные яйца, а вот яйца водоплавающих птиц (утки, гуси) в питании детей до трех лет запрещены.
Рыба и рыбные блюда
- При отсутствии аллергии и других противопоказаний, в меню детей один-два раза неделю стоит использовать рыбу речных и морских сортов.
- При этом рыбные блюда должны быть из нежирных сортов, исключены из питания детей лосось, осетрина, палтус или семга.
- Количество рыбы в сутки достигает 40-50 г.
- Можно предложить детям вареную или тушеную рыбу без косточек, биточки или котлеты из рыбы, детские специализированные консервы.
- А вот консервы из рыбы для взрослых, а также копченая, соленая и вяленая рыба детям запрещена.
- Также не стоит давать детям и икру рыбы, она относится к сильным аллергенам.
Овощи
Свежие или термически обработанные плоды в своем составе содержат большое количество клетчатки и балластных веществ, проходящих по кишечнику транзитом и не переваривающихся. При этом данные вещества стимулируют перистальтику кишечника, таким образом — противодействуя запорам. Но это далеко не единственный плюс овощей, ягод и фруктов. Они за счет своего состава помогают в стимулировании аппетита, так как способствуют отделению пищеварительных ферментов. А также во фруктах и овощах много витаминов и минеральных компонентов, которые пополняют постоянно расходующиеся запасы.
Однако, не стоит сильно налегать на употребление картофеля, как одного из ведущих овощей в рационе, его количество ограничивают в сутки 100-120 г, остальной объем должен добираться за счет других овощей. В среднем в рационе должно быть не менее 200-250 г овощей в свежем или приготовленном виде. Овощи используются для приготовления первых и вторых блюд, салатов и даже десертов и выпечки. Особенно полезными в питании детей до трех лет будут такие овощи, как:
- морковь, лук
- томаты, огурцы
- кабачки и патиссоны
- тыква, свекла
- цветная, белокочанная, капуста брокколи
В питание детей после полутора лет необходимо включение огородной зелени в свежем виде – в салаты, первые и вторые блюда.
- можно также давать ребенку в небольших количествах зеленый лук и чеснок для придания блюдам более пикантного вкуса
- расширение рациона происходит за счет постепенного введения в рацион после двух лет репы, редьки, редиса, бобовых (горох, фасоль).
Важна правильная предварительная и термическая обработка овощей, чтобы в них сохранялось максимум витаминов и минеральных компонентов. При очистке овощей нужно срезать тонкий слой кожицы, так как в области кожуры наибольшие запасы витаминов. В салаты или винегреты овощи рекомендовано отваривать в кожуре, отваривая их на пару или в небольшом объеме воды. Очищенные овощи нельзя длительно держать в воде, чтобы витамины и минералы не вымывались. Овощной отвар при варке очищенных и промытых овощей стоит использовать при приготовлении пищи. Варить овощи нужно определенное время:
- шпинат и щавель не более 10 минут
- свекла – до 90 минут (в мультиварке 20 мин.)
- картофель – до 25 минут
- морковь – до 30 минут
- капуста – до 30 минут
Для салатов и винегретов сырые овощи очищают и нарезают или трут на терке сразу перед приемом пищи, так как действие кислорода воздуха разрушает в очищенных и мелко нарезанных продуктах витамины, особенно страдает витамин С и группа В.
Фрукты и ягоды
Фрукты должны в обязательном порядке входить в рацион детей до трех лет, количество фруктов в сутки не должно быть менее 200 г, а ягод около 20 г. Особенно полезными для детей могут стать яблоки, сливы, груши, вишня, бананы, апельсины. Учитывая то, что цитрусовые и экзотические фрукты могут давать аллергические кожные реакции, нужно вводить их в рацион ребенка потихоньку и только маленькими кусочками, отслеживая реакцию.
Не менее полезными будут в рационе детей и ягоды по сезону – детям можно давать клюкву, бруснику, крыжовник, облепиху и черноплодную рябину, смородину, клубнику, землянику. Не стоит давать много ягод, первоначально можно ограничиться одной горстью, так как избыток ягод тоже может навредить. Любые новые фрукты и овощи нужно вводить понемногу, и отслеживать на них реакции со стороны кожи и пищеварения.
За счет фруктов и ягод можно также влиять на пищеварение и регулировать стул.
- Черника, груши, черноплодная рябина, черная смородина способны закреплять стул, при запорах этих плодов много давать не стоит.
- Послабляющим эффектом обладает киви, слива, абрикос или просто избыток свежих ягод или фруктов, съеденных натощак.
Крупы, макароны
В питании детей стоит использовать разного рода крупы, особенно полезными для детей после полутора лет будут гречневая и овсяная каши, они более всех остальных богаты полноценным растительным белком, минералами и витаминами. Не менее полезными в рационе будут такие крупы и каши из них как перловка, пшено или ячневая крупа.
В этом возрасте вполне допустимо использование в качестве гарниров лапши, вермишели в виде гарниров или молочных супов, но их стоит употреблять не более двух раз в день – они богаты углеводами и калорийны. Среднем, детям до трех лет нужно в сутки не более 20 г крупы и не более 50 г макарон.
Сладкое
В рацион питания детей может входить и сахар, за счет него улучшается вкус приготовленных блюд, но при его избытке возникает нагрузка на поджелудочную железу и лишний вес, снижается аппетит, нарушается обмен веществ (см. о вреде рафинированного сахара в статье питание ребенка после года). В возрасте до трех лет допустимо не более 40 г сахара в сутки, в это количество будут включаться и глюкоза в соках, сладком или напитках.
Глюкоза полезна для работы мозга, но продукты питания с углеводами сложного характера (крупы, картофель, макароны, хлеб) в рекомендуемых количествах не дают всего объема глюкозы. Объем питания за счет особенностей пищеварения ребенка увеличить не получится, поэтому детям в этом возрасте нужно пополнять запасы глюкозы для мозга за счет легких углеводов – сладостей. Они дают быстрое повышение уровня глюкозы крови, и она быстро доставляется к мозгу, печени и почкам.
Но сладостей нужно в меру, избыток их не успевает расходоваться и дает лишний вес. К полезным сладостям можно отнести мармелад, пастилу, повидло, фруктовые карамельки и зефир. Шоколад, конфеты с шоколадом и какао не рекомендованы детям за счет их возбуждающего эффекта на нервную систему и высокой аллергенности.
Примерное меню для детей от полутора до трех лет
Меню ребенка 2 лет на один день
- Завтрак: овсяная каша с бананом, булочка с маслом, половинка вареного яйца, компот из сухофруктов
- Обед: винегрет, щи со свежей капустой, биточки мясные с макаронами, половинка банана, чай с мятой
- Полдник: запеканка творожная, плюшка, молоко кипяченое, груша.
- Ужин: овощное рагу с капустой и картофелем, хлеб, кисель с малиной, яблоко.
- На ночь – йогурт.
Завтрак: |
|
Обед: |
|
Полдник: |
|
Ужин: |
|
Возраст 1 год и 3 месяца — один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.
Внешне ребенок поменялся не очень сильно, а вот внутри у него произошли колоссальные перемены. Малыш теперь не готов сидеть на месте — он активно интересуется всем новым, хватает любые интересные для него вещи
Нормы физического развития детей
Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.
Мальчики:
- рост – 76-82 см;
- вес – 9-11,5 кг;
- окружность головы – 45-48 см.
Девочки:
- рост – 74-80 см;
- вес – 9,5-11 кг;
- окружность головы – 44-47 см.
В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.
Распорядок дня
В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.
По мнению доктора Комаровского, питание должно осуществляться по прежней схеме: 4-5 приемов пищи. Перерыв между кормлениями теперь составляет от 3 до 4 часов — так малышу наиболее комфортно и удобно.
Особенности питания малыша
Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.
Основные нюансы
Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.
Овощи в рационе ребенка этого возраста занимают очень важное место — именно они обеспечивают кроху основной массой витаминов и минералов
Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.
Меню ребенка
Меню может состоять из следующих блюд:
Прием пищи | 1-й день | 2-й день | 3-й день |
Завтрак |
|
|
|
Обед |
|
|
|
Полдник |
|
|
|
Ужин |
|
|
|
Чтобы кроха охотнее ел блюда, можно придумывать на их основе нехитрые композиции. Всего лишь пара потраченных минут значительно повысят аппетит малыша и его интерес к пищеРазвитие и навыки ребенка
В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями — так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.
Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени.
Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.
Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.
Двигательные навыки
Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает — отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.
Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.
В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает — родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша — имеет смысл все время держать малыша в поле своего зренияРазвитие речи
В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам — многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции — отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.
Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.
Бытовые навыки
Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок ( как быстро научить ребенка проситься на горшок?) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:
- просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
- он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки;
- предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
- зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.
Умение кушать самостоятельно осваивается постепенно, но в этом возрасте малыш уже способен на более осмысленные логические действия, которые в итоге дадут желаемый результатРазвивающие занятия для малыша
Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным — например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.
Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.
Полезные упражнения, улучшающие развитие:
- Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
- Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
- Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
- Перекатывайте мяч — сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
- Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра факультетской педиатрии
Учебное пособие
Оренбург 2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Кафедра факультетской педиатрии
Питание детей от 1 года до 3 лет
Учебное пособие
Оренбург 2013
УДК 613.22(075.8)
ББК 51.287я73
П 32
О.В. Мотыженкова, Л.С. Зыкова, А.А. Вялкова, О.К. Любимова
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОД А ДО 3 ЛЕТ. Учебное пособие. – Оренбург, 2013. – 46 с.
Аннотация
В пособии представлены сведения о принципах и методах организации рационального питания детей 1-3 лет жизни, нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, дана характеристика рациона питания и отдельных групп продуктов, а также способов их кулинарной обработки для детей соответствующего возраста. Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, тестовые задания с эталонами ответов, перечень литературы.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»
Рецензенты:
Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА
Содержание
Введение……………………………………………………..………..….. |
||
Цель изучаемой темы……………………………………………. …….. |
||
Принципы и методы организации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет ………………………………………………………………….… |
||
Нормы физиологических потребностей в энергии, пищевых, минеральных веществах и витаминах для детей 1 – 3 лет ………..….. |
||
Значение отдельных нутриентов в питании детей 1 — 3 лет ..………… |
||
Рекомендуемые среднесуточные нормы питания в дошкольных организациях для детей от 1 года до 3 лет………………………….….. |
||
Примерные нормативы суточного потребления различных продуктов питания для детей 1 – 3 лет ……………………………………………… |
||
Режим и распределение суточной калорийности рациона питания …. |
||
Характеристика рациона питания детей от 1 года до 3 лет …… .……. |
||
Характеристика отдельных групп продуктов …………………………. |
||
Примерные возрастные объемы порции для детей от 1 года до 3 лет……………………………………………………………..…………… |
||
Примерный рацион питания детей раннего возраста ………………….. |
||
Правила кулинарной обработки различных продуктов ……………….. |
||
Вопросы для самоподготовки и темы рефератов …………..………….. |
||
Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки………………………………………………………………… |
||
Эталоны ответов к тестовым заданиям ………………………………… |
||
Рекомендуемая литература ………………..……………………………. |
Питание ребенка после года существенно отличается от вскармливания на первом году жизни, что обусловлено возрастными анатомо-физиологическими особенностями развития детского организма. После года у детей продолжается рост зубов, развивается способность к пережевыванию пищи, быстро совершенствуются функции пищеварения, возрастает емкость желудка. Ребенок уже приобретает способность различать отдельные продукты и блюда, запоминать их вкус, у него вырабатывается четкий ритм принятия и переваривания пищи и т. д.
Правила питания ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет должны учитывать все эти особенности. В начале второго года жизни ребенка частота кормления остается на уровне 5 раз в сутки. Особенно это важно для ослабленных детей, имеющих плохой аппетит. Многие здоровые дети после года отказываются от последнего (пятого) кормления и сами переходят на 4-разовое питание с 4-часовым интервалом. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он в целом соблюдался по времени, что обеспечит выработку прочного пищевого рефлекса и наиболее благоприятные условия для усваивания питательных веществ.
Все блюда для детей от 1 года до 1,5 лет готовятся полужидкими, пюреобразными, тщательно протертыми через сито. Давать их следует с ложечки. Пользование соской в этом возрасте вредно, поскольку у ребенка вырабатывается привычка к жидкой пище, и он отказывается от любой другой. Главные требования к питанию ребенка в этом возрасте — разнообразие и сбалансированность по основным элементам питания. Основу пищевого рациона должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца.
Овощи, фрукты, картофель, сахар, хлеб, мясо, молоко ребенок должен получать ежедневно соответственно суточной физиологической норме. Сыр, творог, сметана, рыба, яйца, куры даются несколько раз в неделю из расчета их недельной нормы. Суточный объем пищи: для детей 1,5 лет примерно равен 1200 г; от 1,5 до 2 лет — 1300 г; от 2 до 3 лет — около 1500 г.
То есть на прием при 5-разовом кормлении в возрасте до 1,5 лет — 240-250 г; при 4-разовом кормлении от 1,5 до 2 лет около 300 г; а на третьем году — 350-370 г.
Главенствующее место в питании ребенка продолжают занимать молоко и молочные продукты (600 г в сутки с учетом и того количества, которое используется для приготовления различных блюд). Полезны кисломолочные продукты (особенно кефир — до 200 г в день), возбуждающие аппетит, тонизирующие нервную систему. В питании детей этого возраста обязателен творог, который лучше готовить в домашних условиях. На завтрак, полдник или ужин его лучше давать в натуральном виде по 40-50 г со сметаной (можно добавлять протертые фрукты или ягоды, сахар). Если творог используют в качестве второго блюда, то из него готовят ленивые вареники, сырники, творожный пудинг (творог с мукой лучше усваивается). Рыночный творог употребляют только после предварительной тепловой обработки. Неострый и нежирный сыр детям на втором году жизни дают в тертом виде, используя его для бутербродов в смеси со сливочным маслом, либо добавляя как приправу к блюдам из макаронных изделий; в возрасте 3 лет — кусочком на бутерброд. Исходя из недельной нормы (20 г), его включают в детское меню 2 раза в неделю.
Обязательный продукт детского питания — куриные яйца. Детям до 1,5 лет рекомендуется использовать только круто сваренный желток, примешивая его к овощным пюре. Все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще 3 раз в неделю (суточная норма — 1/2 яйца). Сырые яйца детям противопоказаны.
Ежедневно ребенок должен получать мясо (суточная норма до 3 лет — 85 г): нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также куриное мясо. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, поскольку они перевариваются дольше и, съеденные вечером, излишне возбуждают нервную систему, затрудняя засыпание и нарушая нормальный сон.
Ребенку до 2 лет мясные блюда (суфле, фрикадельки, паровые котлеты) готовят из фарша. На третьем году можно давать тушеное натуральное мясо, нарезанное небольшими кусочками. Очень полезна печень, которую детям до 2 лет лучше давать в виде паштета, старшим — тушить. С мясными блюдами хорошо сочетаются соусы, подливы, которые должны быть тем менее острыми, чем младше ребенок. Колбасные изделия, ветчина любых сортов в меню детей второго года жизни не должна включаться.
На третьем году разрешаются изредка взамен мяса молочные сосиски, сардельки, нежирные сорта вареных колбас, постные сорта вареной ветчины. Однако часто обращаться к ним не следует: блюда, приготовленные из мяса в домашних условиях, для детей и полезнее, и вкуснее. Гарниры к мясным блюдам готовятся овощные, т. к. экстрактивные вещества, содержащиеся в овощах, оказывают сокогонное действие и улучшают пищеварение. Вместо мяса несколько раз в неделю целесообразно давать ребенку рыбу (суточная норма 25 г) в виде фрикаделек, котлет, отварной или тушеной в собственном соку с добавлением небольшого количества рыбного бульона и жира, также моркови с луком. После 2 лет допускается периодически давать детям в первой половине дня или перед обедом в качестве закуски вымоченную и обработанную сельдь с гарниром.
В рациональном питании ребенка животные и растительные жиры дополняют друг друга. Растительное масло (суточная норма 6 г) желательно давать детям большей частью в сыром виде, добавляя в овощные пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной (суточная норма 10 г) и сливочным маслом (суточная норма 17 г), в которых содержится и небольшое количество молочного белка.
Из других животных, жиров большей усвояемостью обладает смалец (нутряное свиное сало). Дети в возрасте 2-3 лет могут употреблять его в небольшом количестве 1-2 раза в неделю.
Углеводы в пищу ребенка поступают в основном в составе разнообразных овощей, фруктов, ягод, крупяных и молочных блюд. Овощные и фруктово-ягодные блюда важны не только как источник углеводов, витаминов, минеральных солей. Они создают также разнообразие вкусовых ощущений, а содержащиеся в них пектин и клетчатка регулируют скорость продвижения пищи по кишечнику и нейтрализуют некоторые яды, повышают обмен веществ и способствуют избавлению организма от излишней жидкости. В рационе ребенка в летнее время обязательно должны быть свежие фрукты (суточная норма 130 г).
Продукты, богатые крахмалом (крупа, макаронные изделия, мука, отчасти картофель), наоборот, несколько замедляют обмен веществ и способствуют задержке жидкости в организме.
Овощные пюре нельзя сводить только к картофельным. Суточная норма картофеля для детей 2-3-летнего возраста — 150 г (примерно 2 картофелины среднего размера), других овощей — 200 г. Можно готовить или сложные овощные пюре ежедневно, или более простые, но разные, чередовать по дням недели. В набор овощей включаются белокочанная и цветная капуста, морковь, свекла, репчатый лук. В летнее время добавляют редис, салат, тыкву, кабачки, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу. Квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры неравноценны свежим и могут применяться в зимнее время в ограниченном количестве. Полезно и удобно в домашних условиях использовать детские овощные консервы. Некоторым недостатком их является лишь однообразие вкусовых качеств. Поэтому лучше чередовать овощные блюда домашнего приготовления с консервированными.
Каша — очень сытное блюдо детского питания, богатое крахмалистыми веществами. Однако установлено, что ряд злаков, из которых приготовляют крупу, содержат фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи и тем самым ослабляющую нормальное формирование скелета. Поэтому каши не следует давать больше 1 раза в день.
Детям раннего возраста варят их полувязкими, для чего жидкости для варки берут в 4-4,5 раза больше, чем крупы. Каши варят на молоке, овощных или фруктовых отварах, воде. Их можно давать детям как самостоятельные блюда или комбинировать с овощами, фруктами, творогом, мясом. Можно включать в рацион ребенка блюда из макаронных изделий, на третьем году жизни — блюда из муки.
Хлеба ребенку дается 90 г в день. В основном это белый хлеб (60 г), лишь к обеду можно предложить кусочек черного ржаного хлеба (30 г). Хлеб — не только пищевой продукт. Жевание его способствует укреплению десен и зубов, готовит рецепторы слизистой оболочки рта и глотки та ощущению твердых составных частей пищи. Следует избегать сдобных хлебобулочных изделий, пирогов, изделий из песочного теста, включающих в себя продукты, не рекомендуемые для детей раннего возраста. Можно давать сухое печенье (10 г в день), изредка изделия из бисквитного теста.
Суточная норма сахара для детей — 50 г, кондитерских изделий — 7-10 г. Дети быстро привыкают к сладостям, тянутся к ним, хотя они приносят больше вреда, чем пользы. Совершенно недопустимы до 3-летнего возраста шоколад и изделия с ним. Они излишне возбуждают нервную систему ребенка, часто являются причиной аллергии, замедляют перистальтику кишечника.
Все кондитерские изделия должны даваться только после очередного приема пищи. Это необходимо подчеркнуть в связи с тем, что самая распространенная ошибка в питании детей — неограниченный доступ к сладостям в любое время, в любом месте. Избыток сладостей чреват возможностью развития сахарного диабета. Кроме того, сладости, съеденные между приемами пищи, уменьшают аппетит, и в установленное время дети не съедают положенного им количества белковых и жировых продуктов, а также овощей, что неблагоприятно сказывается на их развитии и здоровье.
Обед — наиболее сложное по составу блюд кормление. Начинать его лучше с закуски в виде разнообразных овощных салатов, которые усиливают выделение пищеварительных соков, возбуждают аппетит и как бы подготавливают желудочно-кишечный тракт к поступающей затем плотной белковой (мясо, рыба) и растительной крахмалистой (картофель, каша, макароны) пище. Салаты из сырых овощей полезнее, чем из вареных, т. к. при варке часть содержащихся в овощах витаминов и минеральных солей разрушается или растворяется в воде. Для них лучше всего использовать тертую морковь, свежие, очищенные от кожуры и тщательно вымытые огурцы, помидоры, белокочанную капусту, зеленый салат, тыкву и т.д. Овощи не следует чистить заранее и держать в воде, при варке их нужно опускать в кипящую воду (варить под крышкой, но не переваривать). Для салата сырые или вареные овощи натирают на терке, заправляют растительным маслом, сметаной, лимонным соком. Желательно добавлять в салаты мелконарезанную зелень укропа, лука, петрушки, сельдерея.
Хорошим сокогонным действием обладают и первые блюда (щи, борщи, супы). Первое блюдо для ребенка следует готовить в эмалированной, плотно закрывающейся крышкой отдельной посуде.
Второе блюдо должно включать белковый компонент, поэтому готовят его обычно из мяса или рыбы с овощным гарниром, реже из творога или яиц. Все блюда приготавливают без обычных для взрослых приправ (лавровый лист, перец, жареный лук, томатный соус и другие специи). Обед завершается десертом из фруктового или ягодного сока, протертых фруктов или ягод, компота, изредка киселя, освеженного натуральным фруктовым или ягодным соком. В летне-осенний период детям после 2 лет можно дать кусочек арбуза или дыни.
Для организации питания детей чрезвычайно важны правильная обработка пищевых продуктов и соблюдение технологии приготовления отдельных блюд. Нельзя, например, долго держать в воде мясо и рыбу, т. к. при этом из них вымывается часть белков и солей. Чтобы в замороженном мясе максимально сохранились полезные вещества, оно должно оттаивать медленно, большим куском, при комнатной температуре. Не рекомендуется блюда детского питания готовить заблаговременно, а затем их разогревать: это не только меняет вкус приготовленной пищи, но и неблагоприятно отражается на его качественном составе. Увеличение времени тепловой обработки мяса, молока, жиров ухудшает их питательную ценность, неблагоприятно влияет на сохранность витаминов.
Одно из главных требований к пище для детей — высокое качество используемых продуктов и чистота приготовления. Недоброкачественные пищевые продукты, погрешности в их приготовлении или хранении могут стать причиной кишечно-желудочных расстройств. Плохо промытые овощи, которые употребляются сырыми, фрукты и ягоды способны вызвать у ребенка дизентерию, глистные заболевания и др. Чрезвычайно важно тщательно соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении салатов. Вареные овощи, мясо, рыба должны нарезаться на отдельной, предназначенной специально для вареных продуктов, доске. Ею нельзя пользоваться при обработке сырого мяса и рыбы. Приготавливая мясной или рыбный фарш, который является благоприятной средой для размножения микробов, нужно проявлять особую осторожность: хорошо мыть мясо, обдать кипятком нож, разделочную доску, мясорубку.
Со второго года жизни следует приобрести ребенку специальную детскую посуду, привлекающую внимание своей формой и раскраской. Небольшой объем посуды позволяет поместить в нее пищи не больше, чем ребенок должен съесть. Это воспитывает у него привычку доедать всю порцию до конца. Обычно после года у многих детей пищевые потребности отступают на второй план: им больше нравится играть с пищей и посудой, особенно к концу еды. В такой ситуации лучше не раздражаться, не ругать ребенка, а просто убрать все со стола, не предлагать еду раньше положенного времени.
Все изменения в составе и количестве пищи, в технологии ее приготовления должны осуществляться постепенно. Большинство детей не любят перемен в еде и сопротивляются им. Заставлять ребенка есть новое блюдо помимо его воли не следует. Лучше убрать не понравившуюся ребенку еду и через некоторое время начать приучать его к ней: предложить попробовать блюдо, когда ребенок голоден, примешивать его к тому, которое малыш ест охотно. Любимые блюда (а они есть у каждого ребенка) не следует давать каждый день, иначе они быстро могут надоесть. Усиленный рост ребенка требует разнообразной пищи, и надо стараться развивать у него вкус к любой еде. Накормить ребенка на втором-третьем году жизни труднее, чем на первом. Аппетит у него уже не столь постоянен и может в отдельные дни или периоды уменьшаться, затем вновь возрастать. Порой он снижается во время прорезывания зубов, особенно малых коренных. Поэтому нет оснований беспокоиться, даже если ребенок не будет съедать положенную ему порцию. Главное — не заставлять его силой есть то, чего он не хочет, потому что ребенок может сохранить негативное отношение к этому блюду надолго.
Кормление не должно продолжаться более получаса. Важно, чтобы ребенок сел за стол в спокойном состоянии. Центральная нервная система у детей этого возраста еще не способна быстро переключаться на разные виды деятельности, поэтому при попытке резко оторвать его от игры и начать кормление малыш негативно отнесется к любой предложенной ему пище. Ребенка нужно настроить на еду. Блюда следует подавать в порядке очередности, не ставя на стол сразу несколько, т. к. ребенок будет тянуться к тому блюду, которое ему больше нравится, и настойчиво требовать, чтобы ему позволили съесть его первым.
Кормлению всегда способствуют спокойная обстановка, неторопливая речь. Игрушка, чтение, телевизор отвлекают ребенка, и чем выше интерес к ним, тем ниже продукция пищеварительных соков.
Хотя ребенок, как правило, охотнее ест в присутствии сверстников или взрослых, сажать его за общий стол во время обедов и ужинов нецелесообразно. Он будет отвлекаться, тянуться к блюдам для взрослых, а отказ в выполнении его желания нарушит спокойную атмосферу кормления и скажется на аппетите. Нельзя начинать кормить ребенка сразу после сна. Длительное пребывание в теплой постели так же, как и высокая температура воздуха в помещении, неизбежно снижают выделение пищеварительных соков и аппетит.
Из комментария читательницы:
Толокно – исконно русское полезное кушанье (особенно для детей), ранее широко распространенное. Этот натуральный продукт высокой биологической ценности – чудесный завтрак, на приготовление которого требуются считанные минуты. Раньше толокно было первым прикормом после материнского молока.
Давать толокно можно детям с 6 месяцев.
Толокно полезно кормящим мамам для усиления лактации, пожилым людям и выздоравливающим после тяжелых болезней и травм.
Благодаря высокой питательности и легкой усвояемости толокно является диетическим продуктом и вспомогательным лечебным средством при многих заболеваниях.
О пользе толокна
Врачи рекомендуют употреблять блюда из толокна при:
- — хронических воспалительных заболеваниях;
- — заболеваниях желудочно-кишечного тракта, низкой кислотности желудочного сока, вялом пищеварении;
- — заболеваниях печени и почек;
- — онкологических заболеваниях;
- — нарушениях обмена веществ;
- — анемии;
- — туберкулезе;
- — нервном переутомлении, стрессовых и депрессивных состояниях;
- — кожных болезнях.
Благодаря целебным свойствам толокно используется не только в обыденной кулинарии, но и в лечебной. Всего лишь чайная ложка этого продукта обеспечивает поступление 20% суточной нормы потребности в белке для взрослых, а две ложки – снижают уровень холестерина в крови до 10%.
В оздоровительных целях его применяют в виде киселей, отваров и каш, для компрессов и ванн.
Толокно также можно использовать и в косметических целях. Существует много рецептов, рассчитанных для различных типов кожи.