Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5-2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием, процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. В связи с усиленной мышечной активностью у них повышены общие энергетические затраты.
Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затраты организма с учетом его возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10 % выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорциональна их возрасту (чем меньше ребенок, тем потребность больше), так как особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни. Большое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка и его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции. Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела необходимо белка; детям в возрасте от 1 года до 3 лет – 4г, 4-6 лет — 4-3,5 г; 7-10 лет — 3 г; 11-13 лет — 2,5-2 г; 14-17 лет — 2 — 1,5 г. Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65—70 %, школьного — 60 % суточной нормы этого пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детской возрасте считается молоко к молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста — не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца, — продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом. Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами A, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5-10% общего количества). Суточная потребность в жира к такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном рационе должна быть не менее 30%. 28 При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротивляемость к болезням, замедляется рост. У детей отмечается повышенная мышечная активности, в связи с чем потребность в жирах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10-15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество сахаров должно составлять 25% общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям. В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена. Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины A, D как факторы роста. Источниками этих витаминов служат молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А — каротин. Витамин С с витаминами групп В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц, Особое значение имеют кальций и фосфор, суточная потребность в которых составляет; Са — 0,5-1,2 г, Р — 0,4-1,8 г. Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли железа участвует в кроветворении и в случае недостатка этого элемента в питании детям рекомендуют гематоген.Магний участвует в формирования ферментных систем, углеводном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют водный обмен, йод способствует нормальной функции щитовидной железы, фтор — построению зубов. Потребность детей и подростков в воде больше, чем взрослых, и составляет на 1 кг массы тела: 1-3 года — 100 мл, 4-6 лет — 60 мл, 7-17 лет — 50 мл (у взрослых — 40 мл).
В детском питании соотношение белков, углеводов, жиров, должно быть 1:3:1 в младшем и 1:4:1 в старшем возрасте. В физиологических нормах предусмотрен большой удельный вес продуктов животного происхождения. При достаточном содержании в рационе белка должно обеспечиваться физиологически необходимое количество животных белков (55%) – источников незаменимых аминокислот. Норма потребления жиров должна обеспечивать физиологические пропорции насыщенных жирных кислот (животные жиры 50%) и ВНЖК (растительные жиры не менее 30%), 20% — маргарин, кулинарные жиры. Количество калорий за счет жира составляет около 30% суточной энергетической ценности рациона. Удельный вес углеводов в суточном пищевом рационе должен составлять около 55% суточной потребности в энергии. Сбалансированность отдельных углеводов и близких к ним веществ может быть следующим: крахмала -–75%, сахара – 20%, пектиновых веществ – 3%, клетчатки – 2% от общего количества углеводов.
Из минеральных веществ для детского организма наибольшее значение имеют кальций, фосфор, калий, магний, железо. Наиболее благоприятное соотношение Са: Р=1:0,8 для детей до 12 мес, от 1 года до 3 лет – 1:1, в 4 года и старше 1:1,2 или 1,5. Соотношение Са: Мg=1:0,5.
Выявлена взаимосвязь в развитии зобных эндемий йодной недостаточности с неблагоприятной сбалансированностью Cu, Fe, Co.
Интенсивный рост и увеличение массы тела обеспечивается не только полноценностью пищевого рациона, но и высоким уровнем использования в организме пищевых веществ. Одним из основных условий этого является правильный режим питания – кратность приема пищи в течение дня и количественное распределение по приемам.
В ЛОУ дети получают трехразовое питание, обеспечивающие 75-80% суточного рациона. При этом завтрак должен составить 25% суточной калорийности, обед – 35-40%, полдник – 15-20% У детей ,находящихся на круглосуточном и 14-часовом пребывании предусматривает 4-й прием пищи , ужин, составляющий 25% суточного рациона.
При составлении рациона питания детей необходимо предусмотреть правильное распределение продуктов в течение суток.
Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительного соков, рекомендуются блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня – завтрак и обед
На ужин лучше молочно-растительную пищу, легкоусвояемую.
Режим питания включает в себя следующие моменты:
1. Время приема пищи.
2. Кратность приема пищи.
3. Объем на одно кормление и суточный объем.
4. Распределение калорийности по приемам.
5. Продолжительность приема пищи.
Объем пищи на одно кормление и суточный объем будут находиться в зависимости от возраста ребенка:
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ.
Для нормальной жизнедеятельности человека требуется не только снабжение его адекватным ( соответственно нуждам организма) количеством энергии и пищевых веществ, но и соблюдение определенных взаимоотношений между многочисленными факторами питания, каждому из которых принадлежит специфическая роль в обмене веществ. Питание, характеризующееся оптимальным соотношением пищевых веществ, позволяющее им наиболее полно проявлять свое биологическое действие, называется сбалансированным.
Рациональное питание ( от лат.racionalis – разумное) предполагает питание, которое обеспечивает постоянство внутренней среды организма ( гомеостаз) и поддерживает жизненные проявления его (рост, развитие, деятельность различных органов и систем) на высоком уровне при разнообразных условиях труда и быта. Рациональное питание обеспечивает необходимый уровень обмена веществ, удовлетворяет энергетические, пластические и другие потребности организма.
Требования к рациональному питанию:
1. Энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергозатратам организма.
2. Содержание необходимых организму пищевых веществ должно быть оптимальным и находиться в сбалансированном состоянии, обеспечивающем лучшее их усвоение.
3. Пища должна быть разнообразной за счет широкого ассортимента продуктов и разнообразных приемов их кулинарной обработки.
4. Пища должна обладать высокими качествами, хорошо усваиваться, создавать чувство насыщения.
5. Должен соблюдаться режим питания и гигиенические условия приема пищи.
6. В пищевой рацион необходимо включать продукты, которые содержат щелочные радикалы и обеспечат щелочную ориентацию пищи с целью предупреждения ацидоза и его последствий.
Научной основой организации рационального питания человека, независимо от его возраста, пола, состояния здоровья и профессиональной принадлежности, являются общие физиолого- гигиенические требования к:
1) пищевому рациону – энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость и удобоваримость, органолептические свойства и разнообразие, насыщенность, структура блюд и сочетание пищевых продуктов, санитарно-эпидемическая безупречность;
2) режиму питания – часы и продолжительность приема пищи, кратность и интервалы между ними, очередность приема блюд, распределение рациона по приемам пищи (энергетическая ценность, состав, объем, масса);
3) условиям для приема пищи – интерьер столовой комнаты, сервировка стола, микроклиматический комфорт, обслуживание и пр.
Сбалансированное питание предусматривает оптимальное для организма человека соотношение в суточном рационе белков, аминокислот, жиров, жирных кислот, углеводов, витаминов.
Согласно формуле сбалансированного питания (Покровский А.А., 1977), соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять в среднем 1:1:4 (табл.5). В действующих рекомендациях принято соотношение 1:1,2:4,6. Количество белков в составе рациона равняется 11-13% суточной энергоценности, жиров – в среднем 33% (для южных районов – 27-28%, для северных – 38-48%), углеводов – около 55%. Сбалансированность белков животного происхождения 60% от общего количества белка. Важное значение имеет сбалансированность незаменимых аминокислот, в особенности триптофана, метионина и лизина. Наибольшее количество лизина содержится в мясе, рыбе, твороге, яйцах; метионина – в твороге, курином мясе, горохе, фасоли, сое, зерновых продуктах.
Чтобы организм был обеспечен полиненасыщенными жирными кислотами, около 30% жиров должно поступать в него в виде растительных масел. Таким образом, 10% общего количества жиров в рационе питания должны составлять полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся, в основном, в растительных продуктах; 30% — насыщенные жирные кислоты и 60% — мононенасыщенные кислоты.
Из общего количества углеводов 745% отводится на полисахариды, в частности крахмал, 20% — на моно- и дисахариды, 3% — на пектиновые вещества и 2% — на пищевые волокна.
Необходимость в сбалансированности витаминов определяется потребностью организма в энергии . Так на количество пищи, имеющее энергетическую ценность 4187 кДж (1000 ккал) , требуется аскорбиновой кислоты (витамина С) – 25мг; тиамина (витамина В1) – 0,6 мг; рибофлавина (витамина В2) – 0,7 мг; ниацина (витамина РР) – 6,7 мг; пиридоксина (витамина В6) – 0,7 мг; и т.д. Витаминная обеспеченность организма достигается за счет поступления этих веществ с пищевыми продуктами как растительного происхождения , так и животного происхождения.
Установлены оптимальные для организма соотношения кальция (Са), фосфора (Р) и магния (Mg). В сбалансированном питании взрослого человека соотношение Са: Р = 1:1,5; Са : Mg= 1: 0,5.
Обязательным условием рациона питания является соблюдение режима питания. В понятие режима питания входят кратность и время приема пищи в течение дня, распределение ее по энергоценности и объему. Режим питания зависит от распорядка дня, характера трудовой деятельности и климатических условий. Для нормального пищеварения большое значение имеет регулярность приема пищи. Если человек принимает пищу всегда в одно и то же время, то у него вырабатывается рефлекс на выделение в это время желудочного сока и создаются условия для лучшего переваривания пищи. Необходимо, чтобы промежутки между приемами пищи не превышали 4-5 час. Наиболее благоприятно 4-разовое питание. При этом завтрак приходится 25% энергоценности суточного рациона, на обед 35%, на полдник ( или второй завтрак) – 15%, на ужин – 25%. Завтрак (примерно в 7-8 часов) должен быть сытным. Он может состоять из творога, бутербродов с сыром или маслом или из второго блюда – мясного или рыбного блюда – с овощным или крупяным гарниром. В любом случае обязательны салат из сырых овощей, чашка чая, кофе или молока. Во время перерыва в работе рекомендуется второй завтрак или обед. Второй завтрак должен быть легким – чай с бутербродом или кефир с булочкой. Обед включает закуски (винегрет или салат), горячее (первое и второе) – мясное или рыбное с комбинированным гарниром блюдо, а также напитки (компот, кисель, соки). Ужин для молодых людей может состоять из второго бдюда , для пожилых – из кисломолочных продуктов, овощных или крупяных блюд. Не рекомендуется на ужин труднореревариваемая пища, острые мясные блюда, кофе,крепкий чай. В любом случае ужин должен быть не позднее чем за 4 часа до сна. По иному строится режим питния для работающих во вторую или ночную смену. При работе во вторую смену завтрак не должен быть обильным, а обедать надо непосредственно перед уходом на работу. Во время перерыва в работе следует устраивать полдник, а по окончании работы (дома) – легкий ужин. Рабочим ночных смен необходимо плотно ужинать перед началом работы и принимать немного пищи во вторую половину ночной смены. Объем принимаемой пищи зависит от индивидуальных потребностей организма, однако, в среднем, он составляет 3,2-3,5 кг/ сутки. Никогда не следует наедаться до чувства полного насыщения в желудке. Первые блюда и горячие напитки должны иметь температуру 60 градусов, вторые – 55 градусов, холодные закуски – 14 градусов. Пища температуры свыше 60 градусов может вызвать раздражение слизистой оболочки желудка. Резко охлажденные напитки приятны, но вредны, поскольку нарушают нормальную работу пищеварения желез и могут способствовать возникновению простудных заболеваний.
Содержание
Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги — 0
Рацион взрослого человекаПитание и долголетие
Особенности питания детей и подростков
Важную роль в физическом развитии и профилактике заболеваний детей играет рациональное питание, которое, базируется не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других продуктов, но и на обязательном использовании овощей, фруктов и ягод в питании растущего организма.
Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требований к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма. Правильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.
Недостаток или избыток пищи нередко служит причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, излишнего нарастания массы тела, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, приводит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они проявляются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагоприятных внешних условиях, заболеваниях, повышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.
Известные специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возникающих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подросткового или юношеского периода, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать должна есть за двоих — за себя и будущего младенца. Пока это пожелание было трудноосуществимым из-за недостатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня беременные женщины нередко едят слишком много и часто. Наукой установлено, что у будущей матери существенно увеличивается потребность в белке, витаминах и минеральных элементах, а в жирах и углеводах почти не возрастает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности пищи, богатой белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жизнеспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потомство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.
В случаях, когда за время беременности прибавка к массе достигает 1-5 кг и более, у женщин в 2—3 раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождающиеся повышением артериального давления, отёками и т. д. Нормальная масса новорожденного мальчика — до 3800 г, девочки — до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые повреждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить даже опытный акушер. К сожалению, число таких новорожденных с каждым годом увеличивается.
Но вот ребенок родился. В прежние времена в подавляющем большинстве случаев ему грозило голодное детство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а родители продолжают откармливать малышей, оказываясь в результате виновниками их будущих болезней.
Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует количество поступающей пищи. Однако в наше время все больше младенцев получают молоко из бутылочки, которое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают: чем больше его вольется, тем лучше. Исследованиями установлено, что такие дети становятся более толстыми, чем те, которых кормили материнским молоком.
Ребенок растет вместе со стремлением любящих родителей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жировые клетки. Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Каждая из них может уменьшиться в размерах при длительном голодании, но сохранится навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет мучиться различной ограничительной диетой.
Будущей матери необходимо «соблюдать общие принципы рационального питания, которые изложены в предыдущем разделе книги, а также хорошо изучить детское питание.
У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, которые необходимы не только для возмещения потерь в структурных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1 года ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг массы тела в сутки, в 7 лет — 3 г, в 11 —13 лет —2 г, в 17 лет—1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2—1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в рационах детей от 1 до 6 лет должен быть 65—70%, в школьном возрасте — 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник животного белка для детского организма — молоко. В ясельном возрасте ребенку ежедневно рекомендуется давать 600—700 мл, школьникам — 400—500 мл.
Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно предусмотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка приближаются к таким продуктам животного происхождения, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые даже превосходят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16—20 г белка, рыбы—13—19 г, творога—14—18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый горошек и др.) являются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно около 70 г с крупяными и макаронными изделиями.
В детском возрасте отмечается повышенная потребность в незаменимых, не синтезируемых в организме аминокислотах (основные структурные единицы молекулы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокислотой является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синтезироваться в необходимых количествах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это — лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Вот почему ребенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет — одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.
Значение жира в питании детей весьма многообразно. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивают в связи с тем, что они представляют более концентрированные источники энергии, чем углеводы, и содержат жизненно важные для детей витамины А и D, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей нежелателен, так как это нарушает процесс обмена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищеварение и ведет к ожирению. При избытке жира нарушается усвоение белков. Наиболее биологически ценный источник жира для детей — сливочное масло, сливки, молоко и другие легкоусвояемые молочные продукты,, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, которые должны составлять около 25—30% от общего содержания жира в рационе в зависимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливочного и 10—15 i г (столовая ложка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гарниров лучше использовать нерафинированное растительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологически ценные вещества.
В детском питании целесообразно использовать натуральные растительные продукты, богатые маслами, полиненасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Этими веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др.
Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять 15—20 г этих продуктов.
Детям младшего возраста углеводов требуется меньше, чем старшим. Избыточное количество углеводов, особенно содержащихся в рафинированном сахаре, угнетает рост и развитие детей, приводит к снижению иммунитета и повышенной заболеваемости кариесом зубов. Как известно, нерафинированный (желтый) сахар не прилипает к поверхности зубов и содержит такие химические соединения, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовления кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафинированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мышечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избыточная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяжелее и часто сопровождаются осложнениями.
Соотношение белков, жиров и углеводов в младшем возрасте должно быть 1:1:3, в старшем— 1:1:4.
Хорошими источниками углеводов для питания детей являются овощи, фрукты, ягоды и свежие соки, а также молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. В рационе питания детей необходимо регулировать в пределах физиологических потребностей печенье, пастилу, конфеты, варенье и другие кондитерские изделия — не более 19—25 г ежедневно, в зависимости от возраста. Детям и подросткам рекомендуется давать 20% простых Сахаров (глюкоза, фруктоза, лактоза, сахароза), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клетчатки от общего количества углеводов в суточном рационе. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобулочных и макаронно-крупяных изделий, а также 700—800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.
Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных проявлений, связанных с авитаминозом, у детей отмечаются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Особенно важное значение для них имеют витамины А и D, дефицит которых приводит к задержке роста, снижению массы тела, нарушениям зрения, появлению рахита, кариеса и другим неблагоприятным, последствиям.
Недостаток витамина А приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумеречному (ночному) зрению (куриная слепота), сухость конъюнктивы и роговицы, ведущая к их изъязвлению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишечным и. легочным инфекциям, повышает смертность, обусловленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в витамине А выше и они чаще страдают лихорадочными заболеваниями, истощающими его запасы. В нашей стране глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наблюдаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих витамин А. В зимне-весенний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.
Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизнедеятельности. Основной источник витамина С — овощи, ягоды, фрукты. Эти растительные продукты рекомендуется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9—10-х классов свежие овощи, плоды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена веществ.
Содержание витаминов в пище значительно колеблется в зависимости от сезона, условий хранения и качества продуктов. Согласно и ныне действующему приказу Министерства здравоохранения СССР от 24 августа 1972 г., № 695, «О дальнейшем улучшении проводимой а СССР обязательной С-витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учреждениях», в детских яслях и садах, домах ребенка, детских больницах, санаториях и профилакториях, детских молочных кухнях, школах-интернатах, лесных школах, профессионально-технических училищах, столовых школ предусмотрена обязательная С-витаминизация готовой пищи. Детям до года добавляют по 30 мг витамина С, от 1 года до б лет — 40 мг, от 6 до 12 лет — 50 мг, от 12 до 17 лет — 70 мг в день.
Витаминизация блюд должна проводиться в соответствии с действующей «Инструкцией по проведению С-витаминизации питания», утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР б июня 1972 г., № 978—72 и согласованной с Президиумом ВЦСПС 30 апреля 1972 г., № 14—14а. Это обусловлено тем, что значительная часть аскорбиновой кислоты в процессе кулинарной обработки разрушается. В готовой пище ее содержание нередко составляет лишь 10—30% от исходного количества, а при грубых нарушениях технологии приготовления блюд витамин С может вообще отсутствовать.
Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда — компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таблеток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и растворяют в 0,5—1 стакане жидкой части блюда. Полученный раствор вливают в котел за 15 минут до выдачи пищи, так как через 1 час после витаминизации разрушается 10% аскорбиновой кислоты, через 1,5 часа — 17%, через 2,5 часа — 25—50%. Подогревать витаминизированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается полностью.
Минеральные вещества, как и белки, являются пластическим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регуляции кислотно-щелочного состояния организма. Учеными доказано, что в крови и межклеточных жидкостях поддерживается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состоянии всего организма. В зависимости от минерального состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают сдвиги в сторону щелочной реакции, а другие (мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы) — кислотного состояния. Продукты щелочной направленности применяют при недостаточности кровообращения, нарушении функции почек и печени, при тяжелых формах сахарного диабета, мочекаменной болезни и т. д. Рационы питания щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно рекомендовать для профилактики близорукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислотность.
Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жидкостях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и продуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нормальные процессы кроветворения и свертывания крови не могут происходить без участия железа, меди, кобальта, никеля, марганца, калия и других минеральных веществ, которые входят в состав ферментов или активируют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ.
Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища поставляет детям необходимое количество минеральных веществ в том случае, если в ней достаточно молока и молочных продуктов — важных источников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необходим витамин D, который содержится в продуктах животного происхождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, икра, молочные жиры). Этот витамин образуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необходимо ежедневно бывать на свежем воздухе, умеренно принимать солнечные ванны, которые вместе с другими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма витамином D, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зубов.
В северных регионах нашей страны отмечается недостаточное количество солнечных дней, что снижает уровень удовлетворения организма в витамине D. В этих случаях рекомендуется, по согласованию с лечащим врачом, проводить умеренную D-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фосфора.
В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное участие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Железо входит в состав гемоглобина, доставляющего кислород к органам и тканям, миоглобина мышц, ферментов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть малокровием. Наибольшее количество усваиваемого организмом железа поступает с мясными продуктами (15— 30%). Достаточно велико содержание этого элемента в хлебе, яйцах и овощах, но из-за наличия в них и большого количества щавелевой кислоты, связывающей железо в нерастворимые комплексы, усваивается его не более 2—5%. Очень мало железа в молочных продуктах. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах его тоже немного, но усваивается оно хорошо, поэтому эти продукты полезны детям.
Для полноценного питания детей и подростков рекомендуется использовать разнообразный ассортимент овощей, фруктов и ягод. Клубнеплоды (в основном картофель) обычно составляют в детском питании около ‘/з всех овощей и плодов.
Для сохранения и укрепления здоровья детей важно сочетать рациональный режим питания и правильно организованный распорядок дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии детей и сопротивляемости их организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Для детей старше года наиболее оптимальным является четырехразовое питание. Целесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основных питательных веществ в течение дня. У детей младшего возраста завтрак должен составлять 25%, обед — 30%, полдник — 20%, ужин — 25% общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста — соответственно 25, 35, 15 и 25%. Количество пищи, употребляемое ребенком: единовременно, должно соответствовать возрасту.
Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на J0—15% больше. Для подростков, обучающихся в производственно-технических училищах, а также для детей, занимающихся спортом, потребность в пищевых веществах и энергии повышается на 10—15%, что необходимо учитывать при организации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомендуется распределять с учетом времени тренировок в течение дня. Перед тренировкой рекомендуется давать небольшое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то завтрак должен быть не позже чем за 2 часа до физических нагрузок и составлять 35%, обед — не ранее чем через час после тренировки — 35%, полдник — 5%, и ужин — 25% общей энергетической ценности суточного рациона питания.
При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети «младшего возраста должны получать пищу из продуктов, подвергшихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие. Так, ребенку полутора лет рекомендуются мясные паровые котлеты и фрикадельки, паровые запеканки. С возрастом расширяется ассортимент блюд и изменяется их кулинарная обработка. Вместо пюре можно давать тушеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2—3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жареный картофель.
Организация рационального питания детей и подростков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для групп детей, перенесших острые заболевания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка и кишечника, а также для детей, страдающих хроническими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие диеты. В таких случаях питание строят на основе оптимального обеспечения детей всеми основными пищевыми ингредиентами с включением разнообразных продуктов и специальной формы их кулинарной обработки. Мясо и рыбу отваривают или приготавливают в рубленом виде на пару. Крупы и овощи разваривают до мягкости делают пюре. Допускается легкое запекание блюд в духовом шкафу. Жареные блюда исключают совсем. Супы готовят только вегетарианские. Не используют такие продукты, как свиное, говяжье и баранье сало, маргарин, жирные сорта мяса, птицы и рыбы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.
Рациональное питание не только удовлетворяет физиологическую потребность детей в пищевых веществах и энергии. Оно также улучшает работоспособность и успеваемость и вырабатывает у детей привычку к сознательному соблюдению правильного режима питания, разумному использованию разнообразных продуктов, с обязательным ежедневным употреблением овощей и плодов. Кроме того, такое питание будет способствовать приобретению культурных навыков приема пищи и поведения за столом.
Уникальный идентификатор НТЗ: ID = 537328097
Наименование НТЗ: Физиология питания
Расположение НТЗ: C:Documents and SettingsOalexРабочий столФизиология питания.ast
Авторский коллектив НТЗ: Макарова Любовь Григорьевна, Влощинский Павел Евгеньевич
Дата создания НТЗ: 01.11.2004
Дата конвертации НТЗ: 03.12.2004
ВЫБОРОЧНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Питание детей и подростков
1. Задание {{ 1 }} ТЗ № 1
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в белках детей младшего школьного возраста составляет, (г):
55
79
87
2. Задание {{ 2 }} ТЗ № 2
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в белках детей среднего школьного возраста составляет, (г):
55-70
85-93
100-120
3. Задание {{ 3 }} ТЗ № 3
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в белках детей старшего школьного возраста составляет, (г):
70-80
90-100
150-200
4. Задание {{ 4 }} ТЗ № 4
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в жирах детей младшего школьного возраста составляет, (г):
50
79
87
5. Задание {{ 5 }} ТЗ № 5
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в жирах детей среднего школьного возраста составляет, (г):
55-70
85-93
100-120
6. Задание {{ 6 }} ТЗ № 6
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в жирах детей старшего школьного возраста составляет, (г):
70-80
90-100
120-150
7. Задание {{ 7 }} ТЗ № 7
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в углеводах детей младшего школьного возраста составляет, (г):
210
315
350
8. Задание {{ 8 }} ТЗ № 8
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в углеводах детей среднего школьного возраста составляет, (г):
270-300
340-370
400-450
9. Задание {{ 9 }} ТЗ № 9
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность в углеводах детей старшего школьного возраста составляет, (г):
270-300
360-400
450-500
10. Задание {{ 10 }} ТЗ № 10
Отметьте правильный ответ
Сладких сахаров в суточном рационе детей должно быть, (%):
10,0
25,0
50,0
11. Задание {{ 11 }} ТЗ № 11
Дополните
Незаменимыми продуктами в детском питании являются……..
Правильные варианты ответа: молочные;
12. Задание {{ 12 }} ТЗ № 12
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность детей школьного возраста в витамине С составляет, (мг):
10-30
50-70
100-150
13. Задание {{ 13 }} ТЗ № 13
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность детей школьного возраста в кальции составляет, (мг):
800-1000
1100-1200
1300-1500
14. Задание {{ 14 }} ТЗ № 14
Отметьте правильный ответ
Суточная потребность детей школьного возраста в фосфоре составляет, (мг):
1100-1250
1450-1800
1850-2000
15. Задание {{ 15 }} ТЗ № 15
Отметьте правильный ответ
Блюда в школьной столовой не должны повторяться в течении, (дней):
1-2
4-5
6-7
16. Задание {{ 16 }} ТЗ № 16
Отметьте правильный ответ
Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей должно составлять:
1: 0,8: 3
1: 1: 4
1: 1,1: 5
17. Задание {{ 17 }} ТЗ № 17
Дополните
Удельный вес животного белка в рационе детей школьного возраста должен быть не менее ………% от общего количества белка
Правильные варианты ответа: 60;
18. Задание {{ 18 }} ТЗ № 18
Дополните
Жиры растительного и животного происхождения должны составлять в рационе детей школьного возраста не менее ………% от общего количества жира
Правильные варианты ответа: 30;
19. Задание {{ 19 }} ТЗ № 19
Отметьте правильный ответ
Блюда, которые можно включить в меню школьного завтрака:
сладкий газированный напиток
чай с молоком
омлет с морковью (запеченный)
борщ с картофелем
салат из свежих огурцов
колбаса жареная по-ленинградски
кофе натуральный со сливками
десерт
20. Задание {{ 20 }} ТЗ № 20
Дополните
Завтрак детей и подростков школьного возраста должен обеспечивать …..% суточной энергоценнности рациона .
Правильные варианты ответа: 25;
21. Задание {{ 21 }} ТЗ № 21
Отметьте правильный ответ
Блюда, рекомендуемые для включения в состав горячих школьных завтраков:
закуска
горячее второе блюдо
горячий напиток
прохладительный напиток
десерт
кремовые кондитерские изделия
пирожки жареные
супы
22. Задание {{ 22 }} ТЗ № 22
Отметьте правильный ответ
В качестве горячего напитка для завтрака школьников не рекомендуется использовать:
чай с молоком
чай с сахаром
кофе растворимый с молоком и сахаром
какао-напиток с молоком
горячий компот
кофе натуральный со сливками
кофейный напиток
23. Задание {{ 23 }} ТЗ № 23
Отметьте правильный ответ
Закуски, которые можно рекомендовать в школьном обеде:
бутерброд с рыбными консервами
рыба холодного копчения
салат из свежих огурцов
винегрет с кальмарами
грибы маринованные
яйца под майонезом
24. Задание {{ 24 }} ТЗ № 24
Отметьте правильный ответ
Супы, которые можно рекомендовать для школьного обеда:
окрошка овощная
суп молочный с макаронными изделиями
щи из свежей капусты
солянка сборная мясная
суп картофельный с консервами из бобовых
суп-харчо
свекольник холодный
25. Задание {{ 25 }} ТЗ № 25
Отметьте правильный ответ
Вторые блюда, которые можно рекомендовать для школьного обеда:
рыба жареная в кляре
гуляш из говядины
тефтели мясные
курица отварная
поджарка из свинины
рагу из баранины
колбаса жареная
рубцы в соусе
26. Задание {{ 26 }} ТЗ № 26
Отметьте правильный ответ
Сладкие блюда, которые можно включить в меню школьного обеда:
кисель ягодный
компот из сухофруктов
яблоки в тесте
мороженое с ликером
сметана взбитая
крем кофейный
27. Задание {{ 27 }} ТЗ № 27
Отметьте правильный ответ
Способы тепловой обработки, используемые в детском и диетическом питании:
припускание
жарение во фритюре
варка
пассерование
запекание
жарение гриль
жарение основным способом
28. Задание {{ 28 }} ТЗ № 28
Отметьте правильный ответ
В щадящих рационах для школьников с аллергией должны быть ограничены следующие продукты:
шоколад
бульоны
овощи
молочные продукты
крупы
макаронные изделия
29. Задание {{ 29 }} ТЗ № 29
Отметьте правильный ответ
Рекомендуемый выход холодных закусок для школьников 7-10 лет, (г):
30-40
50-75
120-150
30. Задание {{ 30 }} ТЗ № 30
Отметьте правильный ответ
Рекомендуемый выход каш и овощных блюд для школьников 7-10 лет, (г):
100-150
200-300
400-500
31. Задание {{ 31 }} ТЗ № 31
Отметьте правильный ответ
Рекомендуемый выход супов для школьников 7-10 лет, (г):
100-150
150-200
250-300
400-500
32. Задание {{ 32 }} ТЗ № 32
Отметьте правильный ответ
Рекомендуемый выход вторых блюд для школьников 7-10 лет, (г):
50
100
200
33. Задание {{ 33 }} ТЗ № 33
Отметьте правильный ответ
Рекомендуемый выход гарниров для школьников 7-10 лет, (г):
50-100
100-150
200-250
34. Задание {{ 34 }} ТЗ № 34
Отметьте правильный ответ
Рекомендуемый выход холодных закусок для школьников 11-17 лет, (г):
30-40
50-100
200-300
35. Задание {{ 35 }} ТЗ № 35
Отметьте правильный ответ
Рекомендуемый выход супов для школьников 11-17 лет, (г):
100-150
150-200
300-400
36. Задание {{ 36 }} ТЗ № 36
Отметьте правильный ответ
В питании детей и подростков рекомендуется использовать молоко с жирностью,(%):
1,5-2,5
2,5 — 3,2
3,2-3,5
3,8-4
37. Задание {{ 37 }} ТЗ № 37
Отметьте правильный ответ
В питании детей и подростков не используются:
растительные нерафинированные масла
растительные рафинированные масла
гидрогенизированные жиры
масло сливочное крестьянское
твердые маргарины
дезодорированные растительные масла
38. Задание {{ 38 }} ТЗ № 38
Дополните
Плавленые сыры ограничиваются в питании детей и подростков из-за присутствия в них солей — плавителей из группы
Правильные варианты ответа: фосфатов;
39. Задание {{ 39 }} ТЗ № 39
Отметьте правильный ответ
В питании детей и подростков предпочтительнее использовать молоко:
цельное пастеризованное
сгущенное с сахаром
сгущенное без сахара
сухое
40. Задание {{ 40 }} ТЗ № 40
Отметьте правильный ответ
Субпродукты, не используемые в питании детей и подростков:
сердце
почки
язык
печень
41. Задание {{ 41 }} ТЗ № 41
Отметьте правильный ответ
Мягкие маргарины с низким содержанием транс-изомеров допускается использовать:
при приготовлении картофельного пюре
для припускания овощей
в составе мучных кондитерских изделий
для приготовления соусов
42. Задание {{ 42 }} ТЗ № 42
Отметьте правильный ответ
Полуфабрикаты из рыбы, рекомендуемые для приготовления блюд для детей и подростков:
филе без кожи и без костей
филе с кожей и реберными костями
рыба непластованная
филе с кожей без костей
43. Задание {{ 43 }} ТЗ № 43
Отметьте правильный ответ
Продукты, рекомендуемы для заправки холодных блюд и закусок для детей и подростков:
сметана 15%- жирности
сметана 20%-й жирности
майонез низкокалорийный
майонез жирный
масло растительное
44. Задание {{ 44 }} ТЗ № 44
Дополните
Из орехов в организованных коллективах детей и подростков не рекомендуется использовать
Правильные варианты ответа: арахис;
45. Задание {{ 45 }} ТЗ № 45
Отметьте правильный ответ
Усилитель вкуса (глутамат натрия) в составе продуктов для питания детей и подростков в организованных коллективах:
не используют совсем
используют ограниченно
используют неограниченно
46. Задание {{ 46 }} ТЗ № 46
Отметьте правильный ответ
Для профилактики йоддефицита рекомендуется использовать:
соль поваренную, йодированную йодидом натрия
соль поваренную, йодированную йодидом калия
спиртовый раствор йода
47. Задание {{ 47 }} ТЗ № 47
Отметьте правильный ответ
Колбасные изделия ограничиваются в питании детей и подростков из-за содержания в них:
фосфатов
соли
жира
крахмала
нитритов
48. Задание {{ 48 }} ТЗ № 48
Отметьте правильный ответ
В качестве пищевых кислот в питании детей и подростков допускается использование:
уксусной кислоты
синтетической молочной кислоты
лимонной кислоты
синтетической яблочной кислоты
Важную роль в физическом развитии и профилактике заболеваний детей играет рациональное питание, которое, базируется не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других продуктов, но и на обязательном использовании овощей, фруктов и ягод в питании растущего организма.
Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требований к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма. Правильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.
Недостаток или избыток пищи нередко служит причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, излишнего нарастания массы тела, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, приводит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они проявляются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагоприятных внешних условиях, заболеваниях, повышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.
Известные специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возникающих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подросткового или юношеского периода, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать должна есть за двоих — за себя и будущего младенца. Пока это пожелание было трудноосуществимым из-за недостатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня беременные женщины нередко едят слишком много и часто. Наукой установлено, что у будущей матери существенно увеличивается потребность в белке, витаминах и минеральных элементах, а в жирах и углеводах почти не возрастает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности пищи, богатой белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жизнеспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потомство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.
В случаях, когда за время беременности прибавка к массе достигает 1-5 кг и более, у женщин в 2—3 раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождающиеся повышением артериального давления, отёками и т. д. Нормальная масса новорожденного мальчика — до 3800 г, девочки — до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые повреждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить даже опытный акушер. К сожалению, число таких новорожденных с каждым годом увеличивается.
Но вот ребенок родился. В прежние времена в подавляющем большинстве случаев ему грозило голодное детство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а родители продолжают откармливать малышей, оказываясь в результате виновниками их будущих болезней.
Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует количество поступающей пищи. Однако в наше время все больше младенцев получают молоко из бутылочки, которое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают: чем больше его вольется, тем лучше. Исследованиями установлено, что такие дети становятся более толстыми, чем те, которых кормили материнским молоком.
Ребенок растет вместе со стремлением любящих родителей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жировые клетки. Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Каждая из них может уменьшиться в размерах при длительном голодании, но сохранится навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет мучиться различной ограничительной диетой.
Будущей матери необходимо «соблюдать общие принципы рационального питания, которые изложены в предыдущем разделе книги, а также хорошо изучить детское питание.
У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, которые необходимы не только для возмещения потерь в структурных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1 года ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг массы тела в сутки, в 7 лет — 3 г, в 11 —13 лет —2 г, в 17 лет—1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2—1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в рационах детей от 1 до 6 лет должен быть 65—70%, в школьном возрасте — 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник животного белка для детского организма — молоко. В ясельном возрасте ребенку ежедневно рекомендуется давать 600—700 мл, школьникам — 400—500 мл.
Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно предусмотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка приближаются к таким продуктам животного происхождения, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые даже превосходят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16—20 г белка, рыбы—13—19 г, творога—14—18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый горошек и др.) являются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно около 70 г с крупяными и макаронными изделиями.
В детском возрасте отмечается повышенная потребность в незаменимых, не синтезируемых в организме аминокислотах (основные структурные единицы молекулы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокислотой является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синтезироваться в необходимых количествах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это — лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Вот почему ребенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет — одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.
Значение жира в питании детей весьма многообразно. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивают в связи с тем, что они представляют более концентрированные источники энергии, чем углеводы, и содержат жизненно важные для детей витамины А и D, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей нежелателен, так как это нарушает процесс обмена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищеварение и ведет к ожирению. При избытке жира нарушается усвоение белков. Наиболее биологически ценный источник жира для детей — сливочное масло, сливки, молоко и другие легкоусвояемые молочные продукты,, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, которые должны составлять около 25—30% от общего содержания жира в рационе в зависимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливочного и 10—15 i г (столовая ложка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гарниров лучше использовать нерафинированное растительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологически ценные вещества.
В детском питании целесообразно использовать натуральные растительные продукты, богатые маслами, полиненасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Этими веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др.
Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять 15—20 г этих продуктов.
Детям младшего возраста углеводов требуется меньше, чем старшим. Избыточное количество углеводов, особенно содержащихся в рафинированном сахаре, угнетает рост и развитие детей, приводит к снижению иммунитета и повышенной заболеваемости кариесом зубов. Как известно, нерафинированный (желтый) сахар не прилипает к поверхности зубов и содержит такие химические соединения, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовления кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафинированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мышечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избыточная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяжелее и часто сопровождаются осложнениями.
Соотношение белков, жиров и углеводов в младшем возрасте должно быть 1:1:3, в старшем— 1:1:4.
Хорошими источниками углеводов для питания детей являются овощи, фрукты, ягоды и свежие соки, а также молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. В рационе питания детей необходимо регулировать в пределах физиологических потребностей печенье, пастилу, конфеты, варенье и другие кондитерские изделия — не более 19—25 г ежедневно, в зависимости от возраста. Детям и подросткам рекомендуется давать 20% простых Сахаров (глюкоза, фруктоза, лактоза, сахароза), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клетчатки от общего количества углеводов в суточном рационе. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобулочных и макаронно-крупяных изделий, а также 700—800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.
Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных проявлений, связанных с авитаминозом, у детей отмечаются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Особенно важное значение для них имеют витамины А и D, дефицит которых приводит к задержке роста, снижению массы тела, нарушениям зрения, появлению рахита, кариеса и другим неблагоприятным, последствиям.
Недостаток витамина А приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумеречному (ночному) зрению (куриная слепота), сухость конъюнктивы и роговицы, ведущая к их изъязвлению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишечным и. легочным инфекциям, повышает смертность, обусловленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в витамине А выше и они чаще страдают лихорадочными заболеваниями, истощающими его запасы. В нашей стране глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наблюдаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих витамин А. В зимне-весенний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.
Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизнедеятельности. Основной источник витамина С — овощи, ягоды, фрукты. Эти растительные продукты рекомендуется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9—10-х классов свежие овощи, плоды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена веществ.
Содержание витаминов в пище значительно колеблется в зависимости от сезона, условий хранения и качества продуктов. Согласно и ныне действующему приказу Министерства здравоохранения СССР от 24 августа 1972 г., № 695, «О дальнейшем улучшении проводимой а СССР обязательной С-витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учреждениях», в детских яслях и садах, домах ребенка, детских больницах, санаториях и профилакториях, детских молочных кухнях, школах-интернатах, лесных школах, профессионально-технических училищах, столовых школ предусмотрена обязательная С-витаминизация готовой пищи. Детям до года добавляют по 30 мг витамина С, от 1 года до б лет — 40 мг, от 6 до 12 лет — 50 мг, от 12 до 17 лет — 70 мг в день.
Витаминизация блюд должна проводиться в соответствии с действующей «Инструкцией по проведению С-витаминизации питания», утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР б июня 1972 г., № 978—72 и согласованной с Президиумом ВЦСПС 30 апреля 1972 г., № 14—14а. Это обусловлено тем, что значительная часть аскорбиновой кислоты в процессе кулинарной обработки разрушается. В готовой пище ее содержание нередко составляет лишь 10—30% от исходного количества, а при грубых нарушениях технологии приготовления блюд витамин С может вообще отсутствовать.
Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда — компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таблеток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и растворяют в 0,5—1 стакане жидкой части блюда. Полученный раствор вливают в котел за 15 минут до выдачи пищи, так как через 1 час после витаминизации разрушается 10% аскорбиновой кислоты, через 1,5 часа — 17%, через 2,5 часа — 25—50%. Подогревать витаминизированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается полностью.
Минеральные вещества, как и белки, являются пластическим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регуляции кислотно-щелочного состояния организма. Учеными доказано, что в крови и межклеточных жидкостях поддерживается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состоянии всего организма. В зависимости от минерального состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают сдвиги в сторону щелочной реакции, а другие (мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы) — кислотного состояния. Продукты щелочной направленности применяют при недостаточности кровообращения, нарушении функции почек и печени, при тяжелых формах сахарного диабета, мочекаменной болезни и т. д. Рационы питания щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно рекомендовать для профилактики близорукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислотность.
Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жидкостях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и продуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нормальные процессы кроветворения и свертывания крови не могут происходить без участия железа, меди, кобальта, никеля, марганца, калия и других минеральных веществ, которые входят в состав ферментов или активируют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ.
Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища поставляет детям необходимое количество минеральных веществ в том случае, если в ней достаточно молока и молочных продуктов — важных источников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необходим витамин D, который содержится в продуктах животного происхождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, икра, молочные жиры). Этот витамин образуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необходимо ежедневно бывать на свежем воздухе, умеренно принимать солнечные ванны, которые вместе с другими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма витамином D, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зубов.
В северных регионах нашей страны отмечается недостаточное количество солнечных дней, что снижает уровень удовлетворения организма в витамине D. В этих случаях рекомендуется, по согласованию с лечащим врачом, проводить умеренную D-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фосфора.
В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное участие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Железо входит в состав гемоглобина, доставляющего кислород к органам и тканям, миоглобина мышц, ферментов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть малокровием. Наибольшее количество усваиваемого организмом железа поступает с мясными продуктами (15— 30%). Достаточно велико содержание этого элемента в хлебе, яйцах и овощах, но из-за наличия в них и большого количества щавелевой кислоты, связывающей железо в нерастворимые комплексы, усваивается его не более 2—5%. Очень мало железа в молочных продуктах. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах его тоже немного, но усваивается оно хорошо, поэтому эти продукты полезны детям.
Для полноценного питания детей и подростков рекомендуется использовать разнообразный ассортимент овощей, фруктов и ягод. Клубнеплоды (в основном картофель) обычно составляют в детском питании около ‘/з всех овощей и плодов.
Для сохранения и укрепления здоровья детей важно сочетать рациональный режим питания и правильно организованный распорядок дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии детей и сопротивляемости их организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Для детей старше года наиболее оптимальным является четырехразовое питание. Целесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основных питательных веществ в течение дня. У детей младшего возраста завтрак должен составлять 25%, обед — 30%, полдник — 20%, ужин — 25% общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста — соответственно 25, 35, 15 и 25%. Количество пищи, употребляемое ребенком: единовременно, должно соответствовать возрасту.
Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на J0—15% больше. Для подростков, обучающихся в производственно-технических училищах, а также для детей, занимающихся спортом, потребность в пищевых веществах и энергии повышается на 10—15%, что необходимо учитывать при организации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомендуется распределять с учетом времени тренировок в течение дня. Перед тренировкой рекомендуется давать небольшое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то завтрак должен быть не позже чем за 2 часа до физических нагрузок и составлять 35%, обед — не ранее чем через час после тренировки — 35%, полдник — 5%, и ужин — 25% общей энергетической ценности суточного рациона питания.
При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети «младшего возраста должны получать пищу из продуктов, подвергшихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие. Так, ребенку полутора лет рекомендуются мясные паровые котлеты и фрикадельки, паровые запеканки. С возрастом расширяется ассортимент блюд и изменяется их кулинарная обработка. Вместо пюре можно давать тушеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2—3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жареный картофель.
Организация рационального питания детей и подростков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для групп детей, перенесших острые заболевания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка и кишечника, а также для детей, страдающих хроническими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие диеты. В таких случаях питание строят на основе оптимального обеспечения детей всеми основными пищевыми ингредиентами с включением разнообразных продуктов и специальной формы их кулинарной обработки. Мясо и рыбу отваривают или приготавливают в рубленом виде на пару. Крупы и овощи разваривают до мягкости делают пюре. Допускается легкое запекание блюд в духовом шкафу. Жареные блюда исключают совсем. Супы готовят только вегетарианские. Не используют такие продукты, как свиное, говяжье и баранье сало, маргарин, жирные сорта мяса, птицы и рыбы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.
Рациональное питание не только удовлетворяет физиологическую потребность детей в пищевых веществах и энергии. Оно также улучшает работоспособность и успеваемость и вырабатывает у детей привычку к сознательному соблюдению правильного режима питания, разумному использованию разнообразных продуктов, с обязательным ежедневным употреблением овощей и плодов. Кроме того, такое питание будет способствовать приобретению культурных навыков приема пищи и поведения за столом.
Дети грудного возраста потребляют в сутки до 1 л молока, дети в возрасте от 1 года до 7 лет должны получать в сутки в среднем 600—800 мл. старше 7 лет — не менее 500 мл молока.
Снабжение детей молоком производится в основном через детские учреждения (молочные кухни, раздаточные пункты, детские ясли, сады, школы), где оно подвергается пастеризации или кипячению. В домашних условиях перед употреблением М. достаточно прокипятить, затем сразу охладить, так как в медленно остывающем молоке начинают быстро размножаться сохранившиеся микроорганизмы. Молоко необходимо расценивать как обычный продукт питания, а не просто питье, и давать его только в часы приема пищи. Как правило, дети получают цельное коровье молоко.
Козье молоко по составу аминокислот ближе к женскому молоку и имеет более высокое содержание жира.
К молоку, применяемому в питании детей, предъявляются строгие требования. Оно должно содержать не менее 3,2% жира, не менее 4—4,5% сахара, титр кишечной палочки не должен превышать 10 мл.
Особое значение для питания детей имеют молочнокислые продукты (см.) и молочные смеси (см.).
Снабжение детей молоком производится главным образом через детские учреждения — молочные кухни, раздаточные пункты, детские ясли, сады, школы. «Детское», или гарантийное, М. должно поступать непосредственно с образцовых ферм в детские учреждения, где подвергается однократной тепловой обработке — пастеризации или кипячению. В домашних условиях для детей первого года жизни М. кипятят в порционных бутылочках на водяной бане (аппарат Сокслета). Для детей старше года М. кипятят в закрытой посуде в течение 5 мин. с момента закипания. При такой обработке большинство микробов погибает; изменения, происходящие в составе М., не оказывают существенного влияния на его питательные свойства. Прокипяченное М. необходимо сразу охлаждать, так как в медленно остывающем М. сохранившиеся микроорганизмы начинают быстро размножаться, и М. становится непригодным для детского питания. Не следует давать детям сырое М., так как оно может быть источником ряда заболеваний; кроме того, сырое М. свертывается в желудке ребенка более грубыми сгустками чем кипяченое, хуже усваивается организмом.
Для детей обычно используют коровье молоко, реже — других животных. Для детского питания используют также молочнокислые продукты (см.) и сухое коровье М. Особенно распространено сухое М. в районах, где не хватает натурального М.; из него можно готовить любые виды детской пищи. Растительное М.— соевое, миндальное, ореховое и др.— по своей биологической ценности не может заменить молоком животных.
В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом разрабатывается технология изготовления из коровьего молока так называемого гуманизированного М., пригодного для вскармливания детей. Одной из таких модификаций является ионитное М. (широко применяемое на Украине), которое обогащается бифидогенными углеводами (декстрин-мальтоза, рафинированная лактоза, лактолактулоза). Изготовляемые из ионитного М. ферментированные кислые смеси хорошо переносятся детьми грудного возраста. Большое значение имеет разработка технологии изготовления сухого ионитного молока.
Обеспечение всего населения молоком и молочными продуктами из расчета оптимальных норм в большой мере зависит от производства М.; однако не меньшую роль играет привычка к М., которую следует прививать детям с раннего возраста. Ценным мероприятием по увеличению потребления М. является обогащение им некоторых продуктов детского питания. М. должно входить в рацион в следующем количестве: для детей от 1 года до 3 лет — 700 мл, от 3 до 5 лет — 600 мл, старше 5 лет — 550— 500 мл в день.
Однако не следует думать, что нормальное развитие ребенка достигается применением возможно большего количества молока. Как и всякий пищевой продукт, М. должно входить в рацион ребенка в определенном количестве. Оно должно расцениваться как продукт питания, а не просто питье и даваться детям только в часы приема пищи.
См. также Грудное молоко.