Правильное питание в семье с детьми

Каким должно быть нормальное питание семьи

Зачастую бывает так, что мы жертвуем нормальным питанием ради быстроты и удобства – и мы, и наши домочадцы питаемся готовыми блюдами из супермаркета, «перехватываем» на ходу бутерброд или булочку, ужинаем пельменями. Вредное питание оказывается не только удобным, но и вкусным – сложно убедить ребенка или мужчину, что ему не нужно есть жареную картошку, а нужно есть вареные бобы.

Мы не обращаем внимания на свое питание, еда, которую мы едим, зачастую не приносит организму пользы, а потом выясняется, что вся семья мучается запорами, у мамы – лишний вес, у сына – гастрит, у папы – несварение. Ошибки в питании семьи, которые мы допускаем каждый день, могут дорого стоить нашему здоровью и здоровью близких нам людей.

Питание семьи можно улучшить, нормализовав режим, заменив вредную пищу нормальным питанием, прекратив делать из еды культ.

Как правило, мы все едим слишком много мяса. Нашему организму достаточно 1-2 раз в неделю мяса, а мы едим его практически каждый день. А ведь мясной белок плохо усваивается, а жиры из мяса организм, практически не видоизменяя, отправляет в запасы. А при нормальном питании еда должна быть легкоусвояемой и маложирной. Заменить мясо в питании семьи можно более легкими животными продуктами, содержащими белки – во-первых, это рыба – в ней не только белки, но и полезные ненасыщенные жирные кислоты, жирорастворимые витамины, микроэлементы. Альтернативой мясу также могут выступить яйца, молочные продукты и бобовые – в них также много полезного легкоусвояемого белка.

Также в питании семьи присутствует слишком много углеводов, и не полезных (медленных), а быстрых углеводов, которые в таком огромном количестве нам совсем не нужны. Организовать нормальное питание семьи можно, заменив вредные углеводы полезными: белый хлеб – ржаным, макароны и картошку – бобами и овощами, конфеты – фруктами, орехами и сухофруктами, сладкий чай и газировку – свежевыжатыми овощными и фруктовыми соками и травяными отварами, сахар — медом. Фрукты и мед также содержат быстрые углеводы, но это не вредный сахар, а полезные фруктоза и глюкоза.

В питании семьи присутствует, как правило, слишком много жира. Он весь (ну разве что кроме полезного рыбьего жира и натуральных растительных жиров) идет в лишний вес, к тому же жиры замедляют пищеварение и ухудшают работу кишечника. Для организации полезного и полноценного питания семьи замените жирные продукты на аналогичные, но с меньшим содержанием жира – вместо куриных окорочков готовьте куриную грудку без кожицы, вместо жирной баранины – постную говядину или свинину, покупайте молочные продукты с пониженной жирностью. При нормальном питании еду следует варить, тушить или запекать без жира, но не жарить – это не только помогает уменьшить потребление жира, но и сохраняет больше полезных веществ в еде. Салаты заправляйте не майонезом, а растительным маслом и лимонным соком.

Питание семьи должно быть подчинено определенному режиму: 3 основных приема пищи, состоящих из горячих блюд, приготовленных из свежих натуральных продуктов, и 2 перекуса из свежих фруктов и овощей, орехов, сухофруктов или кисломолочных продуктов между ними. При нормальном питании еда не является культом – человек должен есть ровно столько, чтобы утолить голод. Следите за количеством потребляемой пищи, старайтесь избавиться от привычки переедать, есть за телевизором или кушать «за компанию».

Правильное питание на месяц: как организовать

Чтобы отвыкать от вредной пищи и неправильного питания, вам нужно тщательно планировать новый рацион вашей семьи. Для этого нужно перестать покупать вредные продукты, чтобы не было даже соблазна съесть бутерброд с колбасой или конфету. Планируйте правильное питание на месяц – это удобно, это позволит вам организовать ваш бюджет, и это достаточно длительный срок, чтобы вы и ваши домочадцы привыкли питаться по-новому. Закупку мяса и круп лучше проводить 2 раза в месяц на 2 недели, а молочные продукты, фрукты и овощи покупайте каждый день, чтобы они были свежими, лучше – на рынках, где их качество выше, чем в супермаркетах.

При закупке правильного питания на месяц из списка покупок вычеркните все промышленные соусы, полуфабрикаты, колбасы, все быстрорастворимое, готовое, рафинированное, сладкое; не нужен вам маргарин, белый хлеб, чипсы. Макарон на месяц вам должно хватить 1-2 упаковки, причем это должны быть макароны из твердых сортов пшеницы. Для питания семьи обязательно покупайте рыбу, много овощей, нежирное мясо и птицу, бобовые, кисломолочные продукты, фрукты, орехи, сухофрукты, растительное масло, зеленый чай, мед, натуральный кофе. Следите за тем, чтобы в вашем питании еда была натуральной – никаких консервантов, Е-компонентов, красителей, ароматизаторов и т.д. Только натуральные и полезные продукты. Формируйте питание семьи из овощей, фруктов, злаков, яиц, нежирного мяса и рыбы, грибов, бобовых, макарон из твердых сортов пшеницы и картофеля (нечасто), растительного масла, яиц, меда, отрубного или цельнозернового хлеба, орехов, сухофруктов.

И, конечно же, переставайте лениться, изучайте рецепты блюд правильного питания и начинайте готовить дома полезную и вкусную еду.

Рецепты блюда правильного питания

Для того чтобы вам было удобнее перестроить питание семьи на новый лад, мы делимся с вами рецептами блюд правильного питания для вас и ваших близких на день.

Энергетическая овсянка.

Хлопья «геркулес» залейте кипятком и оставьте на 20 минут, укутав полотенцем. Варить не нужно – так в них сохранится больше полезных веществ. Затем добавьте в хлопья измельченные грецкие, кедровые орехи, фундук, миндаль или любые другие орехи, мелко нарезанный чернослив или курагу, и мед. Калорийность чашки такой овсянки довольно высока – около 600 ккал, но такой завтрак обеспечит вас энергией до самого обеда.

Витаминный суп.

Сварите нежирный куриный бульон. Доведите его до кипения и добавьте измельченные овощи – в принципе, подойдут любые (кроме картофеля), которые есть в вашем холодильнике: капуста, морковь, репчатый лук, помидоры, болгарский перец, кабачки или цуккини, баклажаны, сельдерей, брокколи, кукуруза и т.д. Ничего предварительно не нужно обжаривать. Чтобы улучшить вкус супа, посолите его и добавьте свежую зелень и специи – куркуму, имбирь, красный и черный перец, паприку и др. Это отличное первое блюдо для питания семьи на обед.

Быстрая рыба в микроволновке.

Возьмите жаропрочную стеклянную кастрюлю для микроволновки, на дно уложите нарезанный лук, затем – филе рыбы, немного посолите и прикройте тертой морковью, нарезанными помидорами и болгарским перцем. Сбрызните лимонным соком. В чашке взбейте 2 яйца, можно добавить тертый сыр, немного посолите и залейте рыбу. Запекайте в микроволновке 20 минут. Гарнир к этому блюду не нужен – в нем достаточно овощей.

Белковый омлет для ужина.

Все, что вам понадобится – 4 яйца, 100 г нежирного творога и 1 ст.л. соевого соуса. Все хорошенько перемешайте и жарьте без жира на антипригарной сковороде под крышкой. Сытное, полезное низкокалорийное блюдо для питания семьи готово.

Питание семьи 4 4.5

 

От чего на 99% зависит здоровье вашей семьи?

Ответ прост и даже, можно сказать, банален.

Здоровье зависит от того, что и как семья есть. То есть от вида и формы питания. Правильное питание является одним из основополагающих факторов здорового и полноценного развития человека. Что и как мы едим в очень большой степени влияет на всю нашу жизнь.

Сегодня мы поговорим о правильном питании в семье.

Правильное питание: каким оно должно быть?

Правильное питание – это питание, организованное в соответствии с потребностями организма человека, способствующее тем самым сохранению и укреплению его здоровья.
В основе правильного питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания в семье заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

Рассмотрим подробно каждый из принципов.

I принцип — регулярность.

Рекомендации соблюдать режим питания – не прихоть гигиенистов и диетологов, потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма.

Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность – непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.

Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В младшем школьном возрасте должно быть – 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась). Именно такая система питания позволяет организму наиболее оптимально усваивать полезные вещества и витамины.

Дневная норма еды должна распределяться таким образом: легкий завтрак, равный примерно трети всей дневной нормы, плотный обед, полдник и ужин, составляющий четверть дневной нормы.

Распределение продуктов по часам приема очень сильно зависит от их состава и энергетического потенциала. Например: продукты с высоким содержанием белка – мясо, рыба, бобовые стоит употреблять на завтрак или обед. Такие продукты повышают активность центральной нервной системы. Перед сном стоит кушать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Они не нагружают пищеварительные органы.

Не стоит употреблять на ночь чай, кофе, острые приправы, и уж, тем более давать всё выше перечисленное ребёнку. Так вы можете активизировать нервную систему и нарушить сон.

Прием еды лучше всего начинать с салатов или овощей. Так вы активизируете деятельность желудка и увеличите выделение желудочного сока. При этом блюда стоит подавать не горячее 50-ти градусов и не холоднее 10-ти градусов.

Определенное значение имеет продолжительность отдельных приемов пищи. Считается, что для завтрака и ужина достаточно уделять 15 – 20 мин., для обеда – 20 – 25 мин.
Полезно заканчивать любой прием пищи не сладким десертом, а сырыми твердыми овощами или фруктами. Они усиливают слюноотделение, зубы частично очищаются от налета и остатков пищи. Для хорошей усвояемости пищи, ее необходимо тщательно пережевывать.

Еда «по часам» важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих «вольный график» приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается – а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?

Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее – организация питания в семье, позволяющая сформировать «рефлекс на время». Цель – появление у ребенка желания есть в «нужные» часы.

А что надо знать и уметь самому ребенку?

Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин. В 7-8 лет ребенка нужно научить самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Кроме того в младшем школьном возрасте ребенок может принимать посильное участие в организации своего режима питания. Если в детском саду и дома ответственность за это полностью лежит на плечах родителей или воспитателей, то школьная жизнь предполагает большую самостоятельность. Поэтому хорошо, если ребенок привыкнет брать с собой в школу бутерброд или яблоко, будет знать, когда, на какой перемене его съесть, а, придя, домой, сумеет организовать себе обед, не дожидаясь родителей.

II принцип — разнообразие.

Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества — все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: например белки – основной строительный материал, из которого формируется и «ремонтируется» (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины — важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

Вот почему так важно формировать у ребёнка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание.

В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Нередко взрослые сталкиваются с проблемой необъяснимого на первый взгляд консерватизма ребенка в отношении еды. Ребёнок готов целый день питаться одной картошкой или макаронами, или, не прекращая, есть сосиски. Идти у них на поводу ни в коем случае не стоит (несмотря на то, что приверженность одному и тому же блюду в значительной степени облегчает жизнь маме), ведь такое питание никак нельзя назвать полноценным. Но вряд ли удастся решить проблему с помощью «диктаторских» мер, заставляя, ребёнка есть то, «что положено» (отмечу, что насилие в деле питания – прием запрещенный). Попытайтесь помочь ребенку «распробовать» вкус разных блюд. Как этого добиться?

Один из рецептов – предоставить ему возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок (изменится цвет), сухофрукты, орехи, семечки… Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может – в форме мишки. Такие эксперименты очень занимательны для ребенка, а практика показывает, что интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.

Рассмотрим подробно рацион питания ребёнка 6-11 лет (младший школьный возраст):

Рацион питания младшего школьника должен включать, как было отмечено ранее, все основные группы продуктов, а именно – мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир и другие кисломолочные продукты, сыр, творог являются основными источниками высококачественных животных белков, способствующих нормальному росту и развитию детей, их устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних воздействий. Количество белка животного происхождения в рационе детей младшего школьного возраста должно составлять 60% от общего количества белка.

Для обеспечения белковой полноценности питания следует ежедневно включать в рацион младшего школьника:

  • молока 500 г,
  • творога 40-50 г,
  • сыра 10-15 г,
  • рыбы 40-60 г,
  • мяса -140 г,
  • одно яйцо.

Этим набором продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белках при условии поступления достаточного количества белков растительного происхождения (их содержат фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи).

В питании детей младшего школьного возраста следует использовать нежирную говядину или телятину, крольчатину, нежирную свинину, курицу, индейку.

Из субпродуктов – печень, сердце, почки, мозги, язык. Субпродукты являются источником полноценных белков, фосфора, железа, меди, витаминов группы В. Блюда из субпродуктов нужно вводить в рацион младших школьников не менее 2 раз в неделю.

Мясные блюда следует сочетать с овощными гарнирами.

Рекомендуемые виды рыбы – треска, минтай, хек, навага, судак.

Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) по своей пищевой ценности не имеют преимуществ перед свежей рыбой, но содержат значительное количество соли и оказывают раздражающее действие на недостаточно зрелую слизистую желудка и кишечника детей младшего школьного возраста. Поэтому их рекомендуется включать в рацион питания детей этого возраста лишь изредка и в небольших количествах.

Мясо и рыба могут использоваться в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, антрекотов – в зависимости от индивидуальных вкусов детей.

В рационе младших школьников рекомендуется использовать морепродукты – кальмары, креветки, крабы и прочие. Они также являются источником полноценных белков, а по наличию микроэлементов намного превосходят мясо животных.

Для удовлетворения потребностей растущего детского организма в незаменимых аминокислотах целесообразно применять комбинации пищевых продуктов. Например, молочный белок наилучшим образом сочетается с белком зерновых, хлебных продуктов. Поэтому большое значение имеет введение в рацион младших школьников молочных каш, в которых белок молока, богатый лизином, восполняет природный недостаток этой незаменимой аминокислоты в зерновых продуктах.

Наибольшую биологическую ценность в питании детей имеют молочные белки. Поэтому молоко является обязательным, не подлежащим замене продуктом питания. Молочный жир включает биологически ценные ненасыщенные жирные кислоты, а также жирорастворимые витамины.

Кроме того молоко – источник минеральных солей, в том числе легкоусвояемых кальция и фосфора. Оно содержит микроэлементы: кобальт, медь, цинк, йод, алюминий

В питании младших школьников следует широко применять различные продукты, получение которых основано на молочнокислом брожении – творог, сметану, сыры, кефир, простоквашу, йогурт и др. В результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий в молоке образуются витамины В1, В2 и ферменты. Микроорганизмы, содержащиеся в молочнокислых продуктах, создают в кишечнике кислую среду и подавляют жизнедеятельность гнилостных и патогенных бактерий. Кроме того молочнокислые продукты являются хорошим возбудителем пищеварительной секреции, способствуют регулярному опорожнению кишечника.

Большое значение в питании младших школьников имеет творог, который богат кальцием и фосфором, содержит незаменимые аминокислоты.

Важную роль в питании детей и взрослых играют сложные белки – фосфопротеиды, источником которых являются яйца, точнее желтки. Фосфопротеиды необходимы для нормального формирования и функционирования центральной нервной системы человека. Поэтому в рацион питания нужно ежедневно включать одно яйцо.

Значение жиров в питании младших школьников многообразно: они используются для пластических целей, особенно для построения нервной ткани, являются растворителями витаминов А, Д, Е, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Кроме того, некоторые жиры сами служат источником этих витаминов, а также необходимых в детском возрасте полиненасыщенных жирных кислот. Наиболее ценные жиры – молочный жир, который входит в состав молока и молочных продуктов (сливочного масла, сливок, сметаны), а также жир, входящий в состав яичного желтка. Эти жиры хорошо усваиваются и содержат витамины А и Д, весьма важные для ребенка. Растительное масло, хотя практически и не содержит витаминов, также хорошо усваивается организмом ребенка.

Количество углеводов в питании младших школьников должно быть примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров, т.е. 280 – 400 г. в сутки.

Рекомендуется использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия, овощи и фрукты). Рекомендуемое количество сладостей следует давать после еды. Они являются специфическим пищевым раздражителем, нормализующим тонус нервной системы.

Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, содержащегося в хлебе, крупах, картофеле. Поэтому в питании младших школьников следует использовать большое количество хлебобулочных изделий (300 – 400 г) и круп (до 35 г) в день. Хлеб используется ржаной и пшеничный.

Крупы, особенно гречневая и овсяная, наряду с углеводами, обеспечивает детей растительными жирами, растительными волокнами, витаминами В1, В2, магнием.
Вместе с тем, преимущественно углеводное питание приводит к существенным нарушениям обмена веществ и снижению иммунитета. Наблюдается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к гнойничковым заболеваниям, развитие кариеса.

Младшие школьники должны получать ежедневно 250 – 300 г. картофеля и 300 – 400 г. овощей в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.; 200 -300 г фруктов и ягод в виде свежих плодов и различные плодоовощные соки – особенно с мякотью (яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, томатный и др.).

Плоды и овощи, особенно свежие, являются важнейшим источником аскорбиновой кислоты, витамина Р, бета-каротина. Аскорбиновой кислотой особенно богаты черная смородина, зеленый перец, шиповник. Высоко ее содержание в цитрусовых, зеленом луке, цветной капусте. Витамин Р усиливает действие витамина С в организме. Удачное сочетание этих витаминов имеется в апельсинах, лимонах, мандаринах, черноплодной рябине. Этими витаминами, а также витамином Е и рядом других полезных витаминоподобных соединений богата облепиха. Бета-каротином, который в организме превращается в витамин А, особенно богата морковь. Немало его и в томатах, абрикосах, зеленом луке, сладком перце, облепихе, зелени.

Вода, не являясь продуктом питания, тем не менее составляет до 60% от общей массы человеческого организма и жизненно необходима, т.к. служит для растворения и доставки питательных веществ к активно функционирующим органам и тканям. Вода сохраняет необходимый объем крови и регулирует температуру тела. Вода поступает в организм с пищей и при употреблении напитков. Около 0,5 л воды в день образуется в организме за счет реакций обмена веществ.

Младшему школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5 — 2,0 л воды для возмещения ее потерь. При этом надо учитывать, что потребность в воде увеличивается с увеличением потребления углеводов с пищей.

Следует также отметить, что весной и летом необходимо увеличивать количество растительной пищи. Зимой, напротив целесообразно добавлять в рацион питания продукты, богатые белками и жирами.

III принцип — адекватность.

Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые – ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни – от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т.д.

В деле контроля адекватности питания ребёнка основная ответственность – на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно. Важно, чтобы ребёнок понимал, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ему можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня. При этом любимые лакомства не ставятся вне закона, их не относят к вредным продуктам, но их количество должно быть строго ограничено.

Однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случае рекомендуется переложить контролирующие функции на самого ребенка (задача взрослого – придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Практика показывает, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.

IV принцип — безопасность.

Безопасность питания обеспечивают три условия – соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства – одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркну, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.

К 7-8 годам ребёнок получает некоторую самостоятельность в отношении собственного питания – может самостоятельно достать из холодильника и съесть йогурт, взять из вазочки печенье, яблоко и т.д. А значит, уже к этому возрасту у него должно быть сформировано представление о признаках, свидетельствующих о несвежести продукта (изменение запаха, цвета). Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя.

Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Сегодня, когда в магазинах очень широкий ассортимент продуктов, порой трудно удержаться от соблазна попробовать что-то новенькое. В самом по себе желании нет ничего плохого. Но дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для ребёнка аллергенами. Поэтому важно, чтобы он запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.

И ещё несколько советов, обеспечивающих безопасность питания:

  1. Не следует сильно обжаривать пищу, лучше использовать отваривание и тушение, т.к. возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают слизистую желудка и кишечника, могут вызвать изжогу, боли в животе не только у ребёнка, но и у взрослого.
  2. Как можно реже используйте в рационе питания семьи, и особенно детей, различные виды колбас, сардельки, сосиски — помимо того, что в них очень много жира, обычно эти продукты, часто производятся из мяса «второй свежести» или субпродуктов и содержат большое количество консервантов.
  3. Для питания семьи выбирайте сыры светло-жёлтого цвета, ярко-жёлтые сыры очень жирные.
  4. Как можно реже используйте плавленые сыры и сырки — они содержат не только много жира, но и всевозможных красителей, плавителей, загустителей и прочих пищевых добавок. Постарайтесь не очень часто использовать продукты, в которых сочетаются жиры и «быстрые углеводы» — сдобную выпечку, пирожные, торты, шоколад, мороженое. Это сочетание приводит к полноте.
  5. Серьёзный вред здоровью наносят сладкие газированные напитки.

V принцип — удовольствие.

Почему-то, когда говорят о роли и значении питания, часто забывают о весьма важной функции еды – доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют и глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги – это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности человека, тем выше уровень защиты его организма.

Призыв к получению удовольствия от еды – это не призыв к перееданию. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее, здесь обратная зависимость – переедание «убивает» приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д.

Сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена. Важно, научить ребёнка описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют «мягким», «кисло-сладким», «горько-сладким» и т.д.

Удовольствие от еды также напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время приёма пищи должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление – семейный стол — это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!
Соблюдение перечисленных принципов и правил питания является залогом здоровья и нормального развития ваших детей, а также их хорошей учебной работоспособности.

правильное питание в семье с детьми

Как же организовать процесс формирования навыков правильного питания у вашего ребёнка?

Как вы уже знаете, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки – объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу – вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) – заболеешь…». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас, в данный момент нужно отказаться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка – это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Что же делать?

Рекомендуется организовать этот процесс в виде игры, т.к. игра – эта наиболее действенный для младших школьников способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество – вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки; организовать конкурс на самую необычную кашу; провести соревнование знатоков фруктов и овощей и т. д. Здесь можно использовать разные виды игр.

Так сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связана с отработкой навыков поведения за столом (Например, к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей).

Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.
Эффект таких нехитрых с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.

Формирование основ культуры питания предполагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней. И это не просто дань уважения истории.

Традиции, прошедшие многовековую проверку временем, всегда выполняли функцию социокультурных регуляторов питания с позиции его рациональности и целесообразности.

Блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает. На протяжении столетий у различных народностей вырабатывалась определенная адаптация к конкретным продуктам и способам их приготовления.

Конечно, сегодня наш стол становится все более и более универсальным. Чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца – все это постепенно теряет статус иностранного блюда.

Вряд ли можно и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных традиций. Однако при этом глупо и неразумно забывать о собственной национальной кухне.

Вот почему так важно, чтобы у ребенка было сформировано представление о традиционной кулинарии, ее роли и значении для сохранения здоровья.

При этом, кстати, решаются воспитательные задачи, непосредственно не связанные с формированием основ правильного питания. Знакомство с традициями и обычаями расширяет представления ребёнка о культуре и истории народа вообще, а значит, может рассматриваться как элемент патриотического воспитания. А обсуждение кулинарных традиций разных народов – прекрасный вариант организации интернационального воспитания.

Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности. А именно, все сведения, сообщаемые ребенку и формируемые навыки поведения, должны быть полезны ему в повседневной жизни. Конечно, информация о группах витаминов и их значении для тех или иных физиологических функций организма важна, но вряд ли необходима для 7-11 летнего ребёнка. А вот представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, безусловно, полезно, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д.

Нужно ли рассказывать младшему школьнику о технологии приготовления борща, если понятно, что пока ему рано вставать у плиты? Пока он может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и, значит, освоение правил сервировки будет иметь реальное практическое значение.

Излишнее наукообразие, необоснованно большой объем сведений, связанный с воспитанием здорового образа жизни, не только бесполезны, но и зачастую приводят к тому, что у ребёнка снижается интерес к данному воспитательному процессу. Формирование основ правильного питания у ребенка – это, прежде всего, овладение полезными навыками, а степень их освоения напрямую зависит от того, востребованы ли они в повседневной жизни. Вот почему, при выборе содержания обучения правильному питанию, родителю следует задуматься – насколько необходимо то, чему он собирается учить, его ребёнку.

Традиционно основы культуры питания закладывались в семье. Именно здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т. д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитании снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда вся семья собирается за столом, воскресные завтраки), нередко получается, что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе. Но обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может. Поэтому формирование культуры питания ребёнка – это всегда сотрудничество родителей и педагога.
Поэтому мы, педагоги, надеемся на плодотворное сотрудничество с вами, родителями, и надеемся, что подобные встречи станут регулярными.

Подготовила Маркевич Елена Ивановна,
учитель начальных классов МКОУ «СОШ №3» г. Козельск

Правильное питание — залог здоровой, беззаботной жизни. С его помощью можно избежать множество недугов, связанных со здоровьем. Некоторые считают, что здоровая пища — это обязательно не вкусно. Конечно же такое мнение ошибочное, при грамотном планировании, можно придумать различные сочетания не только полезных, но и аппетитных блюд. Как спланировать здоровое питание, меню на неделю для семьи, рассмотрим в нашей статье.

Основные ошибки

Прежде чем начать принимать исключительно здоровую пищу, давайте разберем основные ошибки человека в пищевом поведении:

  • Отсутствие завтрака.
  • Первый прием пищи состоится во время обеда, состоящий из полуфабрикатов.
  • Во время депрессии происходит усиленное питание.
  • Чрезмерное питание фастфудами.
  • Еда «на ходу».
  • Изнуряющие диеты, вплоть до голодания.
  • Недостаточное употребление питьевой воды.

Если целью вашей семьи является похудение, от здоровых блюд вы потеряете значительно больший вес, нежели от голодания, которое чревато срывами.

Основа правильного питания

правильное питание в семье с детьми

Перед составлением пп питания, расписание на неделю, ознакомьтесь с основными правилами:

  • Чтобы выработалась привычка, желательно завтракать в одинаковое время.
  • Сложные углеводы обязательно присутствуют в пище. Рекомендуется принимать их с утра. К такой пище можно отнести различные каши.
  • Не нагружайте желудок во время полдника. Отдайте предпочтение низкокалорийной пище.
  • Одно из важных правил — разнообразие, пища должна иметь различное происхождение (животное и растительное)
  • Максимальное потребление калорий — обеденное время.
  • Если так случилось, что вы сорвались с режима, ни в коем случае не опускайте руки, продолжайте питаться здоровой едой как ни в чем небывало
  • Улучшить обмен веществ поможет частая пища, оптимальный вариант — пять приемов пищи, с разницей во времени 3 — 4 часа.
  • Не приступайте к обеду в утомленном состоянии, питаться нужно медленно, откинув посторонние мысли.
  • После окончания трапезы, пить воду или чай разрешено спустя 30 — 40 минут.
  • Замените сахар и сладости медом.
  • Замените обычную соль на йодированную, сократите ее употребление.
  • Откажитесь от кофе, его можно заменить цикорием.

Преимущества здоровой трапезы

Правильное питание, меню на неделю для семьи принесет следующие преимущества:

  • За счет частого питания организм перестанет чувствовать голод. Отсутствие такого явления способствует улучшению обмена веществ. На случай возможной потребности в еде предусмотрены оптимальные перекусы.
  • Несмотря на некоторые советы и правила, здоровое питание не ограничивает человека во вкусовых пристрастиях. Если очень хочется порцию жареного шашлыка, бутерброд с колбасой иди пиццу, раз в неделю можно побаловать себя «вредной» пищей без ущерба для здоровья.
  • Если вы привыкли посещать рестораны, часто бываете в гостях, вы всегда сможете выбрать для каждого члена семьи оптимальные варианты блюд.

Для чего необходим план трапезы на неделю?

  • Составляя заранее план питания, не нужно ежедневно думать, что приготовить на завтрак, обед и ужин.
  • Планирование питание помогает распределить свободное время: в загруженные дни можно приготовить что — нибудь «на скорую руку», а в выходные побаловать семью деликатесами.
  • Значительное облегчение приготовления пищи.
  • Планируя здоровый рацион на неделю, все продукты для приготовления различных блюд приобретаются сразу, в нужном количестве без лишних продуктов. Таким образом, можно сберечь часть средств, не покупая лишних продуктов.

правильное питание в семье с детьми

Меню на каждый день для всей семьи

Меню рассчитано на одно человека, исходя из количества членов семьи, соответственно объем продуктов увеличивается. Продукты с не указанным весом или количеством, равны одной порции. Порция = 1 стакан. Рассмотрим меню на неделю для домашнего питания.

Первый день недели.

Завтрак. Порция каши овсяной с кусочками ягод (свежих или замороженных), творог с нежирной сметаной.

Повторный завтрак. 250 мл. ряженки, 1 яблоко.

Обеденное время. Порция гречневой каши, одна куриная котлета на пару. Зеленый чай + 1 цитрусовый фрукт.

Полдник. Горсть изюма и несколько орехов кешью.

Время ужина. 200 мл любого питьевого кисломолочного продукта, отварная или запеченная куриная грудка (250 грамм), два свежих огурца.

Второй день недели.

Завтрак. Стакан кукурузных хлопьев с нежирным молоком, творожная запеканка, 2 сваренных яйца.

Повторный завтрак. Любой фрукт в свежем виде, два кусочка нежирного сыра.

Обеденное время. Суп овощной, порция макарон из твердых сортов пшеницы с сыром, 1 томат.

Полдник. Зеленый чай, 1 злаковый батончик.

Время ужина. Рыба приготовленная на пару (250 грамм готового продукта), тушенная капуста.

Третий день недели.

Время завтрака. Порция геркулесовой каши с ягодами, порция творога с нежирной сметаной, два яйца.

Повторный завтрак. Два яблока.

Обеденное время. Отварной рис, мясо птицы. Пару ломтиков нежирного сыра, 1 цитрусовый фрукт.

Полдник. Один злаковый батончик.

Время ужина. Тушеные овощи, запеченная рыба.

Четвертый день недели.

Время завтрака. Рисовая каша сваренная на молоке, с горстью любых орехов, две свежих груши.

Повторный завтрак. Стакан натурального йогурта.

Обеденный перекус. Отварной рис с мексиканской смесью (горох, кукуруза, фасоль), мясо кролика (250 грамм).

Полдник. Компот из сухофруктов, 1 цитрусовый фрукт.

Время ужина. Два кусочка сыра, отварные овощи, мясо индейки (170 грамм).

Пятый день недели.

Завтрак. Омлет на молоке, три ломтика сыра, творог с нежирной сметаной.

Повторный завтрак. Зеленый чай, злаковый батончик.

Обеденное время. Порция куриного супа, запеченный кусочек красной рыбы, ломтик сыра нежирных сортов.

Полдник. Стакан кефира.

Время ужина. Салат из свежих овощей и зелени, отварной рис, куриная грудка (150 грамм).

Шестой день недели.

Завтрак. Стакан хлопьев с молоком, омлет, кусочек сыра.

Повторный завтрак. Один апельсин.

Обеденное время. Паста с морепродуктами, суп куриный, зеленый чай.

Полдник. Компот из сухофруктов.

Время ужина. Горсть орехов, стакан кефира, злаковый батончик.

Седьмой день недели.

Завтрак. Злаковые печенья, стакан нежирного молока, творог со сметаной.

Повторный завтрак. Свежая груша.

Обеденное время. Каша гречневая, кусочек нежирного мяса (200 грамм).

Полдник. Стакан домашнего киселя.

Время ужина. Кусочек запеченной красной рыбы (250 грамм), салат из зелени, два свежих огурца.

Обратите внимание, что меню на неделю предоставлено примерное. Если в вашей семье есть ребенок, при составлении плана питания учитывайте некоторые особенности:

  • Если ребенок активно занимается каким — либо видом спорта, суточная норма калорий — 2300 ккал.
  • Детям от 7 до 10 лет, положено употреблять 2000 ккал.
  • Полностью исключите употребление сосисок, колбасы, полуфабрикатов.
  • Заправлять овощные салаты только растительным маслом.
  • При покупке продуктов на неделю, проверяйте сроки годности. Здоровое питание предусматривает качественные и свежие продукты.
  • Мясо или рыба присутствуют в рационе ежедневно.
  • На завтрак обязателен прием продуктов с содержанием кальция: молоко, творог, сыр, сметана.
  • Ежедневное употребление свежих фруктов.

правильное питание в семье с детьми

Список полезных продуктов

Помимо указанной пищи в примерном меню, рассмотрим продукты, которые подойдут для приготовления блюд для всей семьи.

  • Яйца.
  • Капуста.
  • Цельнозерновые хлебцы.
  • Кисломолочная продукция.
  • Пшененная и ячневая крупа.
  • Цветная капуста.
  • Хлеб со злаками.
  • Сметана.
  • Спаржа.
  • Грибы.
  • Овощи, фрукты, ягоды в свежем виде.
  • Фасоль.
  • Темный шоколад.
  • Филе кур.
  • Оливковое масло (для заправки блюд).

Запомните, что соблюдение рационального питания это не диета, а норма жизни. Питаясь полезными продуктами сегодня — вы заботитесь о своем самочувствии на долгие годы.

Здравствуйте,

Я бы хотела попросить уважаемых мам (работающих и не очень) рассказать о том, как у них организована система питания семьи. Меня интересует именно как совместить полезность питания с минимальными трудо- и время затратами. Про пароварку-мультиварку знаю. Но мне хотелось бы узнать о питании как о системе: рацион, когда и кто занимается закупками, готовится ли что-либо впрок, замораживается ли что-то, ну и как успеть все приготовить и не стать личным поваром  ребенка и мужа?

если вдруг вопрос не по теме отошлите, что-ли, туда где можно о таком почитать:)

заранее спасибо за помощь, мне сейчас это очень  актуально ( да и интересно, как это делают другие:))

Апд. Всем спасибо за коментарии. Поняла, что не будет мне счастья, пока ребенок хоть немного не расширит свой рацион, а пока пошла внедрять советы на взрослых

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *