Питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

Заведующий кафедрой Сетко Андрей Геннадьевич 1997
Оренбургская государственная медицинская академия
«лечебное дело»
АВС №0040066 д. мед. н.
ВАК
03.10.2008г.
ДДН №008455 профессор
ВАК
16.03.2011г.
ПР №008875 16-02-18 18-00-09 Удостоверение о повышении квалификации № 107918 от 31.01.2017, «Педагогика и психология высшей школы», «Актуальные вопросы высшего и дополнительного профессионального образования (модуль: «Психолого-педагогические аспекты образовательной деятельности в условиях реализации электронного обучения в ВУЗе», 40 часов)», 72 час., ФГБОУ ВО ОГПУ,

Сертификат специалиста № 0556180354069 от 31.03.2016, «Общая гигиена», ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России,

Диплом о профессиональной переподготовке № 561800118374 от 26.12.2015, «Коммунальная гигиена», 576 час., ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России,

Удостоверение о повышении квалификации № 561800860028 от 19.12.2015, «Социально-гигиенический мониторинг и оценка риска здоровью населения», 72 час., ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России,

Удостоверение о повышении квалификации № 562402049316 от 06.06.2015, «Профпатология», 144 час., ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России,

Диплом о профессиональной переподготовке № 562401078636 от 14.06.2014, «Гигиена труда», 576 час., ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России,

Удостоверение о повышении квалификации № 03001964 от 30.05.2014, «Специальная оценка условий труда», 72 час., ФГБУ ВНИИ ОХРАНЫ И ЭКОНОМИКИ ТРУДА МИНТРУДА РОССИИ,

Диплом о профессиональной переподготовке № 002450 от 15.06.2013, «Общая гигиена», 576 час., ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава России,

Диплом о профессиональной переподготовке № 884325 от 25.06.2012, «Профпатология», 576 час., ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава России,

Сертификат специалиста № 4756562 от 25.06.2012, «Профпаталогия», ГБОУ ВПО ОрГМА Минздравсоцразвития России

Доцент Володина Елена Анатольевна 2001
Оренбургская государственная медицинская академия
«Педиатрия»
БВС №0747482 к. мед. н.
ВАК
06.06.2008г.
ДКН №062559 доцент
ВАК
16.03.2011г.
ДЦ №035490 13-10-17 12-10-02 Свидетельство о повышении квалификации № 562402049314 от 06.06.2015, «Профпатология», 144 час., ГОБУ ВПО ОрГМУ Минздрава России,

Свидетельство о повышении квалификации № 013656 от 27.02.2015, «Преподавание специальных дисциплин для лиц, обучающихся по программе высшего образования по специальности Медико-профилактическое делов соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, и лиц, завершивших обучение по указанной специальности и обучающихся по дополнительным образовательным программам», 30 час., ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова МЗ РФ

Мокеева Марина Михайловна 1989
Куйбышевский государственный медицинский институт
«лечебное дело»
ТВ №430620 к. мед. н.
ВАК
02.07.1999г.
КТ №003697 доцент
ВАК
17.04.2002г.
ДЦ №016256 25-09-27 25-09-27 Сертификат специалиста № 0556180354062 от 31.03.2016, «Общая гигиена», Оренбургский государственный медицинский университет,

Удостоверение о повышении квалификации № 562402050615 от 26.03.2016, «Общая гигиена», 144 час., Оренбургский государственный медицинский университет,

Диплом о профессиональной переподготовке № 562401078561 от 05.05.2014, «Гигиена детей и подростков», 576 час., ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава России,

Диплом о профессиональной переподготовке № 002449 от 15.05.2013, «Общая гигиена», 576 час., ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России

Студентам кафедры гигиены детей и подростков ГБОУ ВПО Первого МГМУ имени И.М. Сеченова

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Тесты
Ответы на тесты

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ IY СЕМЕСТРА

1.Определение и содержание профилактики. Понятие о едином профилактическом пространстве. Стратегии профилактики.
2. Законодательство в области профилактики.
3. 4 группы факторов, способствующих улучшению здоровья.
4. Основные причины смерти населения РФ. Вклад факторов риска в смертность населения в РФ.
5. Определение гигиены. Ее разделы, методы и объекты исследования.
6. Гигиена в обеспечении профилактических задач здравоохранения.
7. Основные факторы и условия, определяющих здоровье населения.
8. Основные группы риска для здоровья.
9. Гигиена в МИУ — МГУ — Первом МГМУ им. И. М. Сеченова.
10. Гигиенисты детства в МГУ — 1-ом ММИ — Первом МГМУ им. И. М. Сеченова. Связи с академической наукой по специальности «гигиена детей и подростков».
11.Что такое солнечная радиация? Компоненты солнечной радиации.
12.От чего зависит интенсивность солнечной радиации?
13.Что такое световой климат? В чем заключается гигиеническое значение естественного света?
14.Каковы наиболее важные эффекты УФ-излучения для здоровья человека ?
15.Позитивное и негативное воздействие инфракрасного излучение на жизнедеятельность и здоровье человека
16.Что такое инсоляция? В чем заключаются гигиенические требования к инсоляции детских и медицинских учреждений?
17. Определение питания
18.Какие Вы знаете питательные вещества?
19.Задачи гигиены питания
20.Что такое здоровое питание?
21.Что такое рациональное питание?
22.Понятие профилактического питания
23.Лечебное и лечебно-профилактическое питание
24.Что такое физиологические нормы?
25.Дайте определение режима питания
26.Что такое качественный состав питания?
27.Белок, какова его основная роль?
28.Биологическая роль 3-х незаменимых дефицитных аминокислот
29.Назовите продукты – источники полноценного белка
30.Какова основная функция жиров?
31.Биологическая роль ПНЖК
32.К чему приводит избыточное потребление жиров?
33.К чему приводит недостаточное поступление жира в организм?
34.Какова биологическая роль углеводов?
35.Что такое и какие Вы знаете пектиновые вещества?
36.Назовите известные и наиболее важные макро- и микроэлементы.
37.Какие Вы знаете водо- и жирорастворимые витамины?
38.Какие Вы знаете причины нарушения витаминного обмена?
39.К чему приводит дефицит или избыток витаминов в питании?
40.Что такое алиментарно-зависимые заболевания?
41.Что такое чужеродные химические вещества (ЧХВ)?
42.Какое воздействие оказывают ЧХВ, поступающие в организм с пищей?
43.Какие Вы знаете канцерогенные вещества в пищевых продуктах?
44.Чем опасны нитраты, нитриты и азотные удобрения?
45.Что Вы можете рассказать о нитросоединениях и нитрозаминах?
46.Меры профилактики от влияния ЧВХ?
47. ПАУ, что это такое?
48.Назовите основные принципы охраны окружающей среды и пищевых продуктов от химических загрязнений?
49. Стоение атмосферы
50.Свойства воздуха. Газовый состав атмосферного и вдыхаемого воздуха
51.Физические свойства воздуха
52.Горная болезнь
53. Кессонная болезнь
54.Гигиеническое значение скорости движения и влажности воздуха
55. Электрические свойства атмосферы. Электрическое и геомагнитное поле Земли.
56. Микроклимат и его параметры. Нормирование микроклимата. 57.Гигиеническое значение микроклимата.
58. Влияние микроклимата на организм человека.
59.Теплопродукция. Пути отдачи тепла.
60. Классификация загрязнений окружающей среды по происхождению
61. Классификация загрязнений окружающей среды по природе
62. Транспорт как источник загрязнения атмосферного воздуха
63. Промышленные предприятия как источник загрязнения атмосферного воздуха
64. Вредное влияние теплоэлектростанций на качество атмосферного воздуха
65. Антропогенные примеси и их влияние на качество атмосферного воздуха
66.Озоновые дыры
67. Парниковый эффект
68. Токсические туманы
69. Кислотные дожди
70.Перечислите основные закономерности действия ионизирующих излучений на организм человека.
71.Назовите механизмы развития лучевых поражений организма.
Приведите классификацию ЧС.
72. Причины роста ВБИ в стационарах
73. Физиологическое значение воды
74.Эндемические заболевания, вызванные природным составом воды (почвы)
75.Минеральные воды: определение, современная классификация

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ Y СЕМЕСТРА

1. Гигиена труда — сфера научной и практической деятельности. История становления и развития медицины труда.
2. Физиология труда. Задачи и методы исследования.
3. Работоспособность человека. Закономерности её изменения в процессе труда, основные факторы, влияющие на работоспособность.
4. Физиологичесая сущность утомления. Меры профилактики.
5. Монотонность и гипокинезия труда. Профилактика монотонии и гиподинамии.
6. Предпатологические и патологические состояния организма работающих.
7. Основные формы труда и их особенности.
8. Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Физиологические особенности. Профилактика переутомления.
9. Механизированные формы труда. Физиологические особенности. Профилактика переутомления.
10. Групповые формы труда. Физиологические особенности. Профилактика переутомления.
11. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. Физиологические особенности. Профилактика переутомления.
12. Дистанционные формы труда. Физиологические особенности. Профилактика переутомления.
13. Формы интеллектуального (умстенного) труда. Физиологические особенности. Профилактика переутомления.
14. Особенности динамических и статических машечных нагрузок.
15. Рабочие позы (сидя, стоя, неудобные, фиксированные). Их влияние на фнкциональное состояние и заболеваемость работающих.
16. Основы профилактики утомления.
17. Профессиональные заболевания (определение, основные группы, отдельные примеры). Структура и динамика профессиональных заболеваний в совремнных условиях. Система профилактики профессиональных заболеваний.
18. Критерии и классификация условий труда. Профессиональные риски. Вредные и опасные производственные факторы.
19. Основные характеристики, источники и интенсивности шума. Классификация производственного шума.
20. Биологическое действие шума.
21. Ауральные эффекты действия шума.
22. Экстраауральное влияние шума.
23. Основы профилактики неблагоприятного действия шума.
24. Основные меры по борьбе с шумом.
25. Медицинские средства профилактики действия шума.
26. Основные характеристики и источники ультразвука. Использование ультразвука на производстве, в медицине
27. Биологическое действие ультразвука.
28. Профилактика неблагоприятного действия ультразвука.
29. Основные характеристики и источники инфразвука.
30. Медико-биологические критерии неблагоприятного влияния инфразвука.
31. Нормирование инфразвука.
32. Основные характеристики и источники вибрации. Классификация вибрации.
33. Локальная вибация. Особенности её действия на организм. Меры профилактики.
34. Общая вибрация. Особенности её действия на организм. Меры профилактики.
35. Профессиональное образование и основные неблагоприятные профессионально-производственные факторы. Ранжирование учреждений начального и среднего профессионального образования.
36. Влияние неблагоприятных метеорологических условий производственной среды на подростков.
37. Влияние производственного шума на подростков.
38. Влияние производственной пыли на подростков.
39. Влияние неблагоприятных химическиз факторов производственной среды на подростков.
40. Влияние физических нагрузок на подростков.
41. Адаптация подростков к профессионально-производственным факторам. Фазы развития приспособительных реакций.
42. Факторы, влияющие на адаптацию подростков к профессионально-производственным факторам.
43. Понятия утомление и переутомление в гигиене детей и подростков
44. Особенности гигиенического нормирования профессионально-производственных факторов, воздействующих на подростков.
45. Гигиенические требования к организации и проведению урока.
46. Медицинские мероприятия в период обучения подростков в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
48.Особенности микроклимата современных городов
49. Гигиена учебно-воспитательного процесса. Требования к расписанию.
50.Шумовая болезнь: патогенез, основные клинические проявления, меры профилактики
51.Вибрационная болезнь: патогенез, основные клинические проявления, меры профилактики
52.Классификация катастроф
53.Задачи медицинской службы в очаге катастрофы по ликвидации ЧС.
54.Системы строительства больниц: преимущества и недостатки
55.Основные закономерности действия ионизирующих излучений на организм человека.
56.Механизм развития лучевых поражений организма.
57.Меры защиты при работе с источниками ионизирующего излучения.
58.Механизм действие УФ-лучей на организм.
59.Производственная пыль. Пневмокониозы. Меры профилактики пылевых заболеваний.
60. Промышленные яды. Классификация. Действие на организм. Профилактика.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ YI СЕМЕСТРА

1. Здоровье детей и подростков (основные определения, критерии и показатели здоровья).
2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
3. Особенности (глобальные, общие и региональные) формирования заболеваний у детей.
4. Экопатология, особенности экологически обусловленных заболеваний у детей.
5. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья детей.
6. Физическое развитие детей (основные определения, показатели и методы оценки).
7. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение.
8. Эпохальные тенденции процессов роста и развития детей.
9. Физиолого-гигиенические основы правильного положения тела при разных формах занятий.
10. Учебная мебель — как ведущий фактор формирования здоровья учащихся.
11. Гигиеническая классификация учебной мебели. Функциональные размеры учебной мебели.
12. Гигиенические требования к подбору и маркировки учебной мебели.
13. Гигиенические требования к оборудованию учебных кабинетов школ.
14. Гигиенические требования к расстановке оборудования и рассаживанию учеников.
15. Гигиенические требования к обустройству классов и рекреаций с целью профилактики гипокинезии школьников.
16. Гигиенические требования к обуви и ранцам учащихся.
17. Роль и место информационно-коммуникационных технологий в системе обучения и воспитания детей.
18. Основы гигиенической безопасности использования компьютеров в обучении.
19. Влияние работы с компьютером на здоровье и функциональное состояние детей. Основные факторы риска использования ИКТ для здоровья учащихся.
20. Гигиенические основы использования электронных учебников, электронных устройств для чтения (ридеров).
21. Гигиенические требования к использованию интерактивных досок.
22. Гигиенические требования к условиям использования ИКТ.
23. Гигиенические требования к персональным компьютерам, используемым детьми.
24. Гигиеническая регламентация режимов работы детей с персональными компьютерами.
25. Принципы и содержание летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах особенности адаптации к условиям оздоровительных учреждений.
26. Критерии оценки эффективности летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах.
27. Краткое содержание Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
28.Краткое содержание Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи».
29. Виды медицинской педиатрической помощи.
30.Условия, в которых оказывается медицинская педиатрическая помощь.
Основные компоненты (мероприятия), входящие в состав первичной медико-санитарной помощи.
31.Основные подразделения детской поликлиники.
32.Особенности работы сотрудников отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Медицинский кабинет образовательного учреждения.
33.Штаты сотрудников отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
34.Новая должность в отделении организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях – врач по гигиене детей и подростков.
35. Участие врача-педиатра в рациональной организации образовательного процесса.
36.Участие врача-педиатра в организации и проведении санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний.
37.Участие врача-педиатра в оказании первой врачебной помощи обучающимся, воспитанникам, педагогическому и техническому персоналу в образовательном учреждении.
38.Участие врача-педиатра в организации и проведении профилактических медицинских осмотров детей и подростков.
39.Комплексное заключение о состоянии здоровья ребенка по результатам профилактических медицинских осмотров.
40.Основные направления профилактической и лечебно-коррекционной работы, реализуемой в образовательных учреждениях.
41.Участие врача-педиатра в организации и проведении вакцинопрофилактики.
42.Участие врача-педиатра в организации и проведении санитарно-гигиенического просвещения и формировании здорового образа жизни.
43.Участие врача-педиатра в анализе показателей заболеваемости и травматизма обучающихся и воспитанников.
44.Особенности работы врача-педиатра в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
45.Понятие «медицинская профессиональная ориентация».
46.Понятие «врачебное профессиональное консультирование».
47.Основная задача врача-педиатра при проведении врачебного профессионального консультирования.
48.Понятие «профессиональная пригодность».
49. Организация и проведение врачебного профессионального консультирования в школах.
50. Этапы проведения врачебного профессионального консультирования в школах.
51. Оценка состояния здоровья подростка при профилактических медицинских осмотрах как основа врачебного профессионального консультирования и подбора профессии, адекватной состоянию здоровья.
52. Оформление заключения и рекомендаций при врачебном профессиональном консультировании.
53. Роль клинико-экспертной комиссии поликлиники при решении сложных вопросов о профессиональной пригодности к профессии.
54. Понятие о профессиональном отборе при поступлении на профессии и должности, связанные с вредными условиями труда, или на профессии и должности, связанные с повышенными требованиями к состоянию здоровья работающих.
55. Медицинская помощь детям в летних оздоровительных учреждениях. Оценка эффективности оздоровления детей.
56.Основные задачи и принципы организации физического воспитания
57.Медицинский контроль за физическим воспитанием
58.Гигиенические требования к физкультурным залам
59. Адаптация к детскому дошкольному учреждению. Срыв адаптации. Признаки дезадаптации. Медицинский контроль за течением адаптации к ДОУ.
60. Адаптация к образовательному учреждению. Особенности течения адаптации у первоклассников. Организация учебного процесса. Контроль течения адаптации первоклассников к учебному заведению.

ТЕСТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИГИЕНА»

Тесты с одним правильным ответом

1. Правильное определение понятия «рациональное питание» детей
A. Удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах
Б. Обеспечивающее растущий организм необходимыми для его гармоничного роста и развития энергией и пищевыми веществами в правильном соотношении и достаточном количестве
B. Разнообразие питания в сочетании с оптимальным режимом питания
2. В повышении защитных сил организма ребенка особую роль играет витамин
А.АБ. С В.Д
З.Яйца водоплавающей птицы чаще могут быть причиной:
А. Стафилококковой интоксикации
Б.Ботулизма
В.Сальмонеллеза
Г. Бюшного тифа
Д. Афлатоксикоза
4. Биологическое действие области «В» УФ излучения (преимущественное):
A. Эритемное.
Б. Витаминообразующее;
B. Фотохимическое;
Г. Бактерицидное;
5.Радиоактивность — это:
A. Воздействие, вызывающее изменение структуры вещества;
Б. Самопроизвольные превращения ядер атомов с испусканием ионизирующего излучения;
B. Самопроизвольное превращение молекул с испусканием гамма-излучения.
6. Готовность к систематическому обучению формируется:
A. у девочек раньше, чем у мальчиков;
Б. у мальчиков раньше, чем у девочек;
B. половые различия значения не имеют.
7. Благоприятный лечебно-охранительный режим, эффективную профилактику внутрибольничных инфекций, доступность использования больными больничного парка обеспечивает система застройки больниц:
А. Централизованная
Б. Децентрализованная
В.Блочная
Г. Многоблочная
Д.Свободная
8.При ношении обуви с каблуком высотой более 40 мм нагрузка распределяется:
А. На передний и задний отделы стопы равномерно;
Б. Преимущественно на передний отдел стопы
В. Преимущественно на задний отдел стопы,
9.Для новорожденных детей допускается производство белья из :
А. Натуральных тканей и полотен;
Б. Искусственных тканей и полотен;
В. Синтетических тканей и полотен;
Г. Смеси синтетических и натуральных волокон.
10. Первым указал на государственное значение охраны здоровья молодого
поколения
A. Шувалов И.И.
Б. Ломоносов М.В.
B. Эрисман Ф.Ф.
Г. Семашко Н.А.
Д. Макаренко А.С.
11. Выпускником Московского университета, в статье «Мысли и замечания о
проекте устава училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного
просвещения» указывавшим на необходимость иметь врача в каждом закрытом
учебном заведении, был
A. Барсук-Моисеев Ф.И.
Б. Вениаминов П.Д.
B. Зыбелин С.Г.
Г. Пирогов Н.И.
12. Основной задачей гигиены детей и подростков при нормировании является
А. Нормирование внешней среды, т.е. установление норм и контроль за их соблюдением
Б. Определение для каждого фактора возрастного интервала, в пределах которого норматив сохраняет свое значение
В. Определение общего для всех факторов возрастного интервала, в пределах которого нормативы сохраняют свое значение
13.Биологический возраст это
A. Период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования
Б. Совокупность морфофункциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития
B. Период от зачатия до момента обследования
Г. Период от зачатия до момента рождения
14. Акселерация включает
A. Ускорение роста и развития
Б. Увеличение продолжительности жизни
B. Увеличение продолжительности репродуктивного периода
Г. Увеличение дефинитивных размеров тела
Д. Изменение структуры заболеваемости
15. По определению, принятому в гигиене детей и подростков, здоровье это
A. Состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и повреждений
Б. Состояние человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и нет болезненных изменения
B. Гармоничное, соответствующее возрасту развитие, нормальный уровень функций
и отсутствие заболеваний
Г. Отсутствие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений
16. Оптимальной ориентацией кабинетов информатики является
А. Север
Б. Юг
В. Юго-запад
Г. Юго-восток
17. Время действия производственного шума у подростка, работающего на шумном производстве, в течение рабочей смены должно быть:
A. Увеличено
Б. Сокращено
B. Принято таким же, как у взрослого рабочего
Г. Сокращено только на частотах более 4000 Гц
18.Гигиенические мероприятия, направленные на профилактику переутомления, целесообразно проводить в следующей фазе динамики работоспособности:
А. В фазе врабатываемости;
Б. В фазе высокой, устойчивой работоспособности;
В. В начале периода снижения работоспособности (появление нестабильности
показателей) — в зоне начальной компенсации падения работоспособности;
Г. В фазе снижения работоспособности — зоне «конечного порыва».
19. Электроводонагревательные устройства в лечебных учреждениях устанавливаются в качестве:
А. Основного источника горячего водоснабжения;
Б. Резервного источника горячего водоснабжения;
В.Резервного источника горячего водоснабжения в помещениях, требующих соблюдения
особого противоэпидемического режима.
20. Для новорожденных детей допускается производство белья из :
А. Натуральных тканей и полотен;
Б. Искусственных тканей и полотен;
В. Синтетических тканей и полотен;
Г. Смеси синтетических и натуральных волокон.
21.Профессионально пригодный подросток — это подросток, который
A. Может успешно овладеть профессией за время обучения, отведенное программой подготовки
Б. Знает требования, предъявляемые профессий и не имеет медицинских противопоказаний к работе и обучению
B. Может успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе
Г. Может овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться и работать длительное
время без ущерба для здоровья
22.Определение стойкости защитно-декоративного покрытия к воздействию влажной обработки, слюны и пота проводится:
А.Для всех игрушек и игр;
Б. Для всех игрушек, исключая мягконабивные;
В. Для игрушек детей до 3-х лет;
Г. Для всех игрушек из полимерных материалов
23. Наиболее благоприятные места для учащихся с нарушением зрения
A.Первые парты всех рядов
Б. Первые парты среднего ряда
B.Первые парты последнего от окна ряда
24. В одном учебном помещении использование люминесцентных ламп и ламп накаливания
A.Разрешено
Б. Запрещено
B.Разрешено при преобладании люминесцентных ламп
Г. Возможно по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой
25.Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок.
При врачебном осмотре Птицына К. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину.
А.1 -я группа;
Б.2-я группа;
В.3-я группа;
Г.4-я группа;
Д.5-я группа
26. Укажите район, состояние здоровья детей в котором, является наиболее неблагоприятным
Показатель Район № 1 Район №2 Район № 3 РКонтрольные вопросы 2-ой семестр

Контрольные вопросы 3-ий курс

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Часть I

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Часть I РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Часть II МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ
Часть III Гигиенические требования к планировке, оснащению и функционированию пищеблока

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Часть IV ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЕЧЕБНОГО И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО
ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Часть V Расследование и профилактика пищевых отравлений

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Часть II ОЦЕНКА ПИЩЕВОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ, ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОКА

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Часть II ЭСПРЕСС-АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ НИТРАТОВ В ОВОЩАХ И ФРУКТАХ

МЕТОДИЧКА Оценка Питания

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Закаливание

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

учебное пособие для практических занятий

Под редакцией профессора Н.П.Сетко

Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медико-профилактическогофакультета.

Оренбург 2010

УДК 613.95

ББК 51.283я7 Г46

Рецензенты:

Березин И.И. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей гигиены ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Росздрава»,

Зулькарнаев Т.Р. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей гигиены

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет

Росздрава»

ISBN 978-5-91924-013-6

Г46 Авторский коллектив: д.м.н. Сетко А.Г., доц. Мокеева М.М, асс. Ква-

шенникова Е.А (кафедра гигиены детей и подростков с гигиеной пита-

ния и труда ГОУ ВПО ОрГМА), профессор Сетко Н.П., доц. Сетко И.М, к.м.н. Булычева Е.В. (кафедра гигиены и эпидемиологии ГОУ ВПО

ОрГМА). Гигиена детей и подростков: учебное пособие для практиче-

ских занятий / Под ред. заслуженного работника высшей школы, про-

фессора Н.П.Сетко.- Оренбург, 2010. — 540 с.

Учебное пособие подготовлено коллективами кафедр гигиены детей

и подростков с гигиеной питания и труда и гигиены и эпидемиологии ГОУ

ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава» под

общей редакцией заслуженного работника высшей школы, д.м.н., профессора Н.П. Сетко.

Учебное пособие предназначено для студентов V и VI курсов медикопрофилактического факультета медицинских вузов. Составлено в соответствии с учебной программой преподавания гигиены детей и подростков. Содержит элементы самостоятельной учебно-исследовательскойработы студентов и те-

стовые задания для самоконтроля усвоенных знаний.

Рассмотрено и рекомендовано к печати редакционно-издательскимсоветом ГОУ ВПО ОрГМА Росздрава

Права на данное издание принадлежат Оренбургской государственной медицин-

ской академии. Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде

части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателя.

ISBN 978-5-91924-013-6

© Коллектив авторов, 2010

© Оренбургская государственная

медицинская академия, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1Анализ состояния здоровья детских и подростковых коллективов. Медицинское обслуживание в общеобразовательных учреждениях.

2Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков.

3Методика гигиенической оценки проектов детских дошкольных учреждений

4Методика гигиенической оценки организации питания в детских учреждениях.

5Санитарно-гигиеническаяоценка школьного учебника, учебных пособий, детских книг.

6Санитарно-гигиеническаяоценка детских игр и игрушек.

7Гигиеническая оценка учебной мебели и оборудования учреждений для детей и подростков. Правила рассаживания учащихся.

8Комплексное санитарно-гигиеническоеобследование дошкольного детского учреждения.

9Методика изучения функционального состояния и работоспособности учащихся.

10Методика санитарно-гигиеническойоценки проектов общеобразовательных школ.

11Методика оценки учебных занятий и режима дня школьников.

12Гигиеническая оценка условий и организации физического воспитания учащихся.

13Методика санитарно-гигиеническогообследования мастерской и условий труда школьников.

14Комплексное санитарно-гигиеническоеобследование общеобразовательного учреждения.

15Методика санитарно-гигиеническойоценки проектов учреждений начального и среднего профессионального образования.

16Врачебно-профессиональнаяконсультация подростков.

6

20

45

60

73

84

98

109

127

144

163

175

194

210

231

248

4

17Комплексное санитарно-гигиеническоеобследование учреждения начального и среднего профессионального образования.

18Санитарно-гигиеническиетребования к товарам детского обихода. Гигиенические требования

кдетской одежде и обуви.

19Организация летней оздоровительной работы среди детей и подростков. Санитарно-гигиеническаяэкспертиза проекта летнего оздоровительного учреждения.

20Санитарно-гигиеническаяоценка учреждений дополнительного образования (внешкольные учреждения).

21Гигиенические требования, предъявляемые

кплавательным бассейнам для детей и подростков.

22Гигиенические основы компьютеризации обучения

23Гигиенические требования к условиям, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах.

24«Школьная зрелость». Определение готовности детей

кобучению в школе.

25Здоровый образ жизни и его роль в сохранении здоровья детей и подростков.

26Закаливание. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детей и подростков.

27Организация работы отдела надзора по гигиене детей и подростков.

28Термины и определения.

29Приложения.

30Список литературы.

266

277

304

323

338

350

361

384

411

422

444

468

487

536

5

ТЕМА:

«АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Цель занятия: научить студентов методике анализа показателей состояния здоровья детей в условиях отдельного детского учреждения, района, города.

Учебные вопросы.

1.Состояние здоровья как критерий гигиенической оценки влияния факторов внешней среды. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, его цель и задачи. Показатели, характеризующие состояние здоровья детского населения.

2.Возрастная структура заболеваемости и патологической пораженности детей и подростков. Возрастная периодизация.

3.Принципы распределения детей на группы здоровья, комплексная оценка состояния здоровья. Характеристика отдельных групп.

4.Основные формы отчетной документации детских и лечебных учреждений. Методика расчета и анализа показателей состояния здоровья детей и подростков.

5.Медицинское обслуживание в общеобразовательных учреждениях.

Практические навыки и умения:

-оценивать состояние здоровья, заболеваемость детей и подростков в связи с влиянием факторов среды обитания;

-составлять план, программу и проводить сбор, обработку и анализ информации о состоянии здоровья детей и подростков, анализировать данные медицинских осмотров;

-составлять и обосновывать план мероприятий по охране здоровья

иорганизации профилактических и оздоровительных мероприятий для детей и подростков.

Содержание практической работы.

Студенты на занятии получают ситуационные задачи, в которых необходимо провести анализ заболеваемости и патологической поражен-

6

ности (по результатам углубленных медицинских осмотров) в дошкольном учреждении, школе, районе и городе, а также составить письменное заключение с указанием конкретных рекомендаций, направленных на улучшение состояния здоровья детей.

Нормативно-методическаядокументация

1.Приказ Министерства здравоохранения РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;

2.Приказ Министерства здравоохранения РФ № 241 от 03.07.2000 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;

3.Приказ Министерства здравоохранения РФ № 310 от 09.12.2004 «Об утверждении карты диспансеризации ребенка»;

4.Приказ Министерства здравоохранения РФ № 60 от 14.03.95 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медикоэкономических нормативов»;

5.Методическое пособие «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестови их оздоровление в условиях детского сада, школы», М., Промедэк, 1993. – 163с.;

6.Пособие для врачей «Комплексная оценка состояния здоровья детей

ввозрасте от 3 до 17 лет включительно при профилактических медицинских осмотрах с использованием схемы определения групп здоровья», утв. 28.11.03 – М., 2004. – 31с.

Оценку состояния здоровья коллектива детей проводят при изучении особенностей их роста и развития для разработки мероприятий по укреплению здоровья детского населения, при оценке эффективности рекомендуемых гигиенических и оздоровительных мероприятий, при изучении влияния на здоровье детских контингентов разнообразных факторов окружающей среды (климатических, социальных и др.), условий обучения и воспитания (труд, производственное обучение, занятия спортом, режим отдыха, питания).

Динамику здоровья детского населения в зависимости от поставленной цели изучают во времени, т. е. до воздействия изучаемого фактора и после, а также территориально, сравнивая в один и тот же отрезок времени состояние здоровья двух разных коллективов детей, проживаю-

7

щих в различных населенных пунктах, странах, территориях, например, школьников Москвы и Оренбурга, либо США и Франции.

Оценку состояния здоровья детского коллектива проводят так же, как и индивидуальную, учитывая физическое и нервно — психическое развитие, функциональное состояние основных органов и систем, патологическую пораженность и степень сопротивляемости детского организма,

окоторой можно судить по уровню заболеваемости, по обращаемости. Для оценки состояния здоровья детей по материалам обращаемости

за медицинской помощью изучают их заболеваемость. При этом выявляются преимущественно остро возникающие болезни, а хронические учитываются только при обострениях по выраженной клинической симптоматике.

Изучение заболеваемости детей проводят по частоте случаев и количеству дней нетрудоспособности, средней длительности одного заболевания, учитывая пол и возраст ребенка, сезоны года, структуру, удельный вес отдельных заболеваний, их кратность и т. д.

Для характеристики состояния здоровья используют показатели: медико-демографические(рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) населения и т.д.); физическое развитие различныхвозрастно-половыхгрупп;медико-статистическиепоказатели заболеваемости (общая заболеваемость, инфекционная, неинфекционная по отдельным нозологическим формам, по обращаемости, частоте госпитализации и т.д.); комплексная оценка состояния здоровья (по группам здоровья); данные инвалидизации детского и подросткового населения.

В практической деятельности динамика состояния здоровья детского населения оценивается по заболеваемости как объективному массовому явлению возникновения болезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой, проявляющегося в различных формах и конкретных условиях существования общества.

Дополнительно для характеристики состояния здоровья детского населения применяют следующие показатели:

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в течение года среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность — частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

8

Анализ заболеваемости позволяет выявить характер и распространенность острых заболеваний в коллективе детей.

Патологическая пораженность изучается по материалам углубленных медицинских осмотров детей и подростков. Анализ патологической пораженности детей позволяет установить распространенность и характер хронических заболеваний. Для этого рассчитывают показатели общей заболеваемости (в случаях и днях нетрудоспособности на 1000 или 100 детей) и структуру заболеваемости.

Первичные материалы для вычисления показателей заболеваемости детей получают непосредственно в детских дошкольных учреждениях, школах, начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях и других объектах.

Оценку достоверности результатов сравнительного изучения уровня заболеваемости одного и того же коллектива детей во времени или двух разных контингентов проводят методом распределения относительных чисел.

Экстенсивный показатель — показатель удельного веса доли части в целой совокупности, показатель распределения совокупности на составляющие ее части, т.е. показатель структуры.

Экстенсивный показатель =

Часть совокупности (явления) * 100%

Вся совокупность (явление)

Экстенсивный показатель показывает, сколько процентов приходится на каждую конкретную часть совокупности. По экстенсивным показателям нельзя сравнивать различные совокупности: это приводит к неправильным, ошибочным выводам.

Интенсивный показатель — показатель частоты уровня, распространенности явлений, совершающихся в определенной среде. Он показывает, как часто встречается изучаемое явление в среде, которая его продуцирует (заболеваемость, смертность, рождаемость и др.); его используют как для сравнения, сопоставления динамики частоты изучаемого явления во времени, так и для сравнения, сопоставления частоты этого же явления в один и тот же промежуток времени, но в различных учреждениях, на различных территориях и т.д.

Интенсивный

Явление (абсолютное число) * 100 (1000 и т.д.)

показатель =

Среда (абсолютное число)

9

Наименование

Определение

Методика вычисления

показателя

Частота впервые

Число впервые

Первичная

в жизни диагностирован-

в жизни диагностирован-

заболеваемость, частота

ных (вновь выявленных)

вновь выявленных

ных (вновь выявленных)

заболеваний за год *1000

заболеваний в течение

заболеваний

Среднегодовая числен-

года, рассчитанная

(собственно

ность детей, проживаю-

на 1000 детского

заболеваемость)

щих в районе деятельно-

населения

сти поликлиники

Частота или распростра-

ненность всех заболева-

Число всех первичных

ний как впервые выявлен-

Распространенность,

случаев заболеваний

ных в данном году

(острых и хронических),

частота заболеваний,

(первичная заболевае-

зарегистрированных в

общая заболеваемость

мость), так и хронических

данном году *1000

(болезненность)

заболеваний, выявленных

Среднегодовая числен-

ранее, но по поводу

ность детского населения

которых обратились

в текущем году.

Доля отдельных

Число отдельных случаев

Структура

заболеваний* 100

случаев заболеваний

заболеваемости

Всего случаев

среди всех случаев (в %)

заболеваний

Итак, оценка состояния здоровья коллектива включает следующие показатели:

-общая заболеваемость (уровень и структура)

-острая заболеваемость (уровень и структура)

-заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка

-процент часто болеющих детей (ЧБД)

-индекс здоровья

-процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения

-процент детей с хроническими заболеваниями

-процент детей, функционально незрелых к обучению в школе

-процентдетей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению

-распределение детей по группам физического развития

-распределение детей по группам здоровья

-процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.

10

Описание презентации Кафедра гигиены детей и подростков Педиатрического факультета Первого по слайдам

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковКафедра гигиены детей и подростков Педиатрического факультета Первого МГМУ им. Сеченова Гигиеническое просвещение детей и родителей в сфере здорового питания Доктор медицинских наук, профессор Вирабова Анна Рафаиловна Москва, 2015 год.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковВАЖНОСТЬ ПИТАНИЯ 1. Для жизни. 2. Для деятельности. 3. Для репродукции. 4. Для физического здоровья. 5. Для психического здоровья. 6. Для интеллектуального развития. 7. Для психологической стабильности. 8. Для эмоционального комфорта.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковСЕНСИТИВНЫЕ (ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ) ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТНОСИТЕЛЬНО ПИТАНИЯ – Внутриутробное развитие. – 1 -й год жизни. – Ясельный возраст. – Дошкольный возраст. – Подростковый возраст.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПреимущества грудного вскармливания 4 • Молоко матери максимально приближено к составу клеток организма, чего никогда нельзя достичь технологиями изготовления искусственной смеси; • Женское молоко полностью лишено аллергенных свойств. До 1 года жизни аллергия, как правило, связана с поступлением внутрь белков коровьего молока, яиц, рыбы. Даже однократное, несвоевременное введение прикорма может вызвать сенсибилизацию, рост атопического дерматита (в 7 раз)

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПреимущества грудного вскармливания 5 • Грудное молоко не дает белковых перегрузок (в отличие от искусственных смесей). Молоко вырабатывается строго индивидуально, под уровень здоровья, самочувствия и колебаний внутренней среды конкретного ребёнка. • IQ имеют выше те, кто хотя бы 4 месяца вскармливался грудным молоком (США); • ПНЖК, которые так необходимы для развития мозга в нужном соотношении находятся только в грудном молоке. • На развитие нервной системы ребёнка очень сильное воздействие оказывает контакт матери, когда ребёнок находится под грудью (время кормления не менее 40 минут); • Лейкоциты грудного молока способны синтезировать интерферон, там есть макрофагально-лимфоцитарная система защиты. Молоко оптимизирует развитие тимуса у ребёнка в период 0 -4 месяцев;

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПреимущества грудного вскармливания 6 • В грудном молоке имеются «антибиотики» , избирательно действующие на E. coli • Грудное вскармливание препятствует ИМТ у ребёнка (в пубертате) и чем продолжительнее, тем распространенность ожирения стремится к цифре менее 1% • Витамин Д грудного молока обладает высокой активностью, соотношение Ca: P оптимальное, усваивается в 2 раза выше, чем на искусственных смесях. Дети на грудном вскармливании обычно не требуют введения витамина Д. • Дети на грудном вскармливании реже болеют, особенно болезнями ЖКТ, легче реагируют на прививки, реже имеют в дальнейшем инсулинозависимый диабет; • Уровень биодоступности железа в грудном молоке в 10 раз выше, чем в смесях, хотя железа в молоке мало! • Натрия в грудном молоке в 4 раза меньше, чем в коровьем (грудное вскармливание фактически физиологическая бессолевая диета)

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПреимущества грудного вскармливания 7 • Натрия в грудном молоке в 4 раза меньше, чем в коровьем (грудное вскармливание фактически физиологическая бессолевая диета) – Профилактика ГБ • При поступлении грудного молока у ребёнка оптимальная секреция желудочных соков. При искусственном вскармливании она в 5 раз выше, чем при грудном, что способствует ДЖВП, гастродуодениту, холециститу. • На грудном вскармливании длительно сохраняется оптимальный баланс гормонов, в том числе половых. • При естественном вскармливании у ребёнка пожизненно закрепляется связь с матерью.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковТенденции в питании детского населения: 8 • Низкая распространенность грудного вскармливания как причина глобализации алиментарных заболеваний (в Москве получают грудное молоко после года только 17% детей, только 18 -40% в РФ кормят грудью и продолжительность этого кормления — до 4 месяца жизни). Чистое грудное вскармливание, без прикорма, должно продолжаться до 6 месяцев, а если ребёнок с патологией – до 7 месяцев. Прикорм – это все, что не грудное молоко (кроме воды)

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковЧАСТОТА ПРИЕМА ПИЩИ до 1 года 6 — 7 раз от 1 года до 2 -х лет 5 — 6 раз от 2 -х до 3 -х лет 5 раз от 3 -х до 6 -х лет 4 — 5 раз от 6 -ти лет 4 раза

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковФизиологически обусловленные требования к питанию детей 1 -3 года жизни 1. Увеличение энергетической ценности рациона с 1200 ккал до 1400 ккал, увеличение доли белка с 36 г до 42 г (по прежнему, 70% удовлетворяется за счёт животных белков). Соотношение б: ж: у=1: 1: 4 2. Функции откусывания и пережевывания пищи. Расширяется ассортимент продуктов, пища предлагается не протертая, но измельченная, отварная, запеченная, тушеная.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковФизиологически обусловленные требования к питанию детей 1 -3 года жизни 3. Психо-социальные навыки: К 1 году жизни: умеет съесть ложкой небольшой объём твердой пищи (зачерпывает ложкой из тарелки), пьет с края чашки при поддержке взрослого Ко 2 году жизни: наличие навыка чисто и опрятно есть (при помощи взрослого), умеет съедать ложкой весь объём жидкой и твердой пищи, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно пьет из чашки. 4. Применение в питании молочных смесей 3 и 4 формулы для детей старше года – как дополнительный приём, обычно полдник, 200 мл, или в качестве основы для приготовления каши. Преимущества этих смесей : низкое содержание белка, оптимальное соотношение жирных кислот, обогащены пищевыми волокнами, дополнительно обогащены кальцием, железом, цинком, йодом, витаминами А, Д, В 2, В 12, фолиевой кислотой, С

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковФизиологически обусловленные требования к питанию детей 1 -3 года жизни 5. Регуляция пищевого поведения: — режим питания 4 основных приема пищи и 1 дополнительное — перед сном или второй завтрак (но не жестко), — культура питания – за столом, красиво сервировав стол, вместе со взрослыми (но свою пищу), не допускать стихийного приёма пищи и на улице, на ходу — Традиции семьи – пример для подражания, разнообразие рациона матери – стереотип будущего пищевого поведения ребёнка — Мягкое и настойчивое повторение новых продуктов, использование разных сочетаний, планомерное чередование с любимыми блюдами, чтобы ребёнок все же скушал необходимый продукт, — Исключение заведомо запрещенных продуктов из питания ребёнка (семьи) – полуфабрикаты, фаст-фуд, избыток сахара — Учет индивидуальных особенностей ребёнка — Исключение насилия в вопросах питания – нельзя навязывать объём пищи, набор продуктов, если реакция резко отрицательная. Исключение наказания и поощрение питанием. — Формирование гигиенических навыков (мытье рук до и после еды, пользование салфеткой, еда, а не игра за столом) — Эстетическое восприятие – красивая посуда, яркая еда, интересно сервированная

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковФизиологически обусловленные требования к питанию детей 1 -3 года жизни 6. Суточное количество пищи для детей от 1 -1, 5 лет составляет 1000 -1200 г, для детей 1, 5 -3 лет – 1200 -1500 г. Порции увеличивают постепенно. См. Приложение Приблизительный размер порции 7. Виды блюд: супы овощные, каши, салаты, пюре, суфле, тефтели, паровые котлеты, запеканки, нашинкованные и тертые овощи, кусочки (порезанные) птицы, рыба, освобожденная от костей. Не протертая пища! 8. Свежие фрукты, очищенные от кожи в виде кусочков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковНабор продуктов (суточный) Введены в прикорме на 1. г. ж. • Творог • Яйцо (желток) ¼, затем ½ • Нежирное мясо, птица • Овощи приготовленные • Кисломолочные продукты (бифидопродукты), не более 2, 5 -3% жирности • Каши (овсяная, гречневая, рисовая) на воде, 20 г молока добавляется в конце варки, доводится до кипения • Растворимое детское печенье • Фрукты (полутвердой консистенции) и ягоды (добавка в творог, в мясное пюре, кашу) • Рыба белых нежирных сортов (судак, хек, треска) • Ягоды в виде слабого киселя с 12 месяца жизни

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковНабор продуктов (суточный) Новые продукты 1, 5 -2 г. ж. • Хлеб 30 -50 г • Свежие овощи и фрукты, наряду с приготовленными). Салаты тертые, заправленные исключительно растительным маслом • Соки (для детского питания, лучше несладкие) • Яйцо – половина, включая белок • Расширение ассортимента кисломолочных продуктов (творог, ряженка, простокваша, кефир йогурты не более 3, 2% жирности). Без наполнителей промышленного производства, несладкие! • Расширение ассортимента каш (добавляются пшеничные, ячневая, перловая, коричневый рис, кукурузная, пшено вводится последним, т. к. ферментов, расщепляющих зерно еще мало), варить на молоке пополам с водой • Все виды мяса и рыба, не только белая • Бобовые (стручковая фасоль, горох, чечевица), макаронные изделия – 30 г • Сыр кусочком или тертый – 5 г • Сметана до 20% жирности — не более 5 г (для заправки первых блюд) • Масло сливочное – 15 г; масло растительное (подсолнечное, кукурузное, оливковое) – до 10 г • Кондитерские изделия – пастила, мармелад, зефир – 10 г

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковСпорные продукты • Сахар – 37 г в сутки, включая полученные кондитерские изделия. Подслащивать напитки, кисели. Считается, что ограничение сахара ниже нормы в этом возрасте не допустимо • Шоколад молочный – допускается с 2 года жизни в ограниченном количестве • Какао, кофейный напиток – начиная с 2 лет, 0, 5 – 1 г/сутки • Мороженое – только пломбир, несколько ложек, очень редко, начиная с 2, 5 лет (нет натурального пломбира и наличие атерогенных жиров в рецептуре современного мороженого) • Творожки промышленные (много ароматизаторов, желатина, многовато кальция)– только с 3 лет • Отруби – только с 3 лет • Дрожжи? • Соль – не более 4 г/сутки. Рекомендуют ограничить до 2 г. Пища на вкус недосолена • Специи – разрешаются до достижения оттенка вкуса, кроме острых или жгучих (красный перец, черный) • Запрещены: грибы, консервы (детские мясо-овощные или рыбно-овощные консервы разрешены), маринады, томатный соус, уксус, хрен, горчица, майонез, концентраты соков и напитков, сладкие газированные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки, комбинированные жиры, слоеное тесто, торты и пирожные.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковНовое в наборе продуктов начиная с 3 года жизни • Наряду с овощными вводятся супы на мясном бульоне • Творожные десерты • Морепродукты • Вафли, пряники, крекеры, сдоба, кексы • Изделия в шоколаде (не более 15 г) • «Детские» колбасные изделия (запрещены копченые) – с низким содержанием жира, гостированный состав, низкое содержание соли, исключены жгучие специи.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковВеличина основного обмена у детей в 1, 5 -2 раза превышает основной обмен взрослого человека. Относительная величина основного обмена (в килокалориях на 1 кг массы тела) с возрастом уменьшается: у детей 2 -3 лет — 55 6 -7 лет — 42 10 -11 лет — 33 12 -13 лет — 34 у взрослых —

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковРациональное соотношение белков и жиров в питании детей 1: 1. Приблизительное содержание белков, жиров и углеводов в пище 1: 1: 3 для детей младшего возраста и 1: 1: 4 — старшего возраста.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковВ образовательных учреждениях используются новые формы организации обслуживания учащихся: • организация питания с предоставлением 2 и более вариантов рационов питания (по типу «шведского стола» ); • использование скомплектованных рационов питания по типу рационов бортового питания пассажиров авиарейсов; • использование современных способов приготовления пищи; • быстрого снижения температуры приготовленной пищи до +4 °С; • доставка пищи в школьные столовые, ее регенерация и предоставление детям.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковСодержание белков, жиров и углеводов в суточном рационе питания детей школьного возраста, %

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков12 ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ 1. Употребляйте разнообразные пищевые продукты, большинство которых — растительного, а не животного происхождения. 2. Хлеб, изделия из муки, крупы, картофель употребляйте несколько раз в день. 3. Ешьте несколько раз в день разнообразные овощи и фрукты, лучше — свежие и выращенные в местности проживания (не менее 400 г в день).

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков12 ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ 4. Чтобы поддерживать массу тела в рекомендуемых пределах, необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка. 5. Контролируйте поступление жира с пищей (не более 30% от суточной калорийности) и заменяйте животный жир на жир растительных масел. 6. Жирному мясу и мясным продуктам предпочитайте бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков12 ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ 7. Употребляйте молоко с низким содержанием жира и молочные продукты (кефир, простоквашу, йогурт и сыр) с низким содержанием жира и соли. 8. Выбирайте продукты с низким содержанием сахара и употребляйте сахар умеренно, ограничивая количество сладостей и сладких напитков. 9. Ешьте меньше соли. Общее ее количество в пище не должно превышать 1 чайной ложки (6 г в день). Следует употреблять йодированную соль.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков12 ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ 10. Приготовление пищи должно обеспечивать ее безопасность. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи, выпечка или кипячение помогут уменьшить количество используемых в процессе готовки жира, масла, соли и сахара. 11. Способствуйте вскармливанию новорожденных только грудью примерно в течение первых 6 мес. Вводить прикорм следует постепенно, не отказываясь совсем от грудного вскармливания.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковВажным фактором риска развития отклонений в состоянии здоровья является нерациональное питание детей. В настоящее время недостаточен охват учащихся питанием.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковВ субъектах Российской Федерации в регионах за последние 15 лет сложились 3 основных модели организации питания школьников. 1. Самостоятельная организация питания на школьных пищеблоках. 2. Организация питания совместно с комбинатами школьного питания. 3. Организация питания на основе договоров с предприятиями общественного питания.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковОрганизация питания в школе полного дня обеспечивает 3 -х разовый прием школьниками горячей пищи: завтрак (09. 40 час. ), обед из трех блюд с холодной закуской и соком (13. 05 час. ), полдник, состоящий из горячих вторых блюд, горячих напитков, выпечки, кисло-молочных продуктов, фруктов (16. 20 час. )

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковРежим дня

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПитание трехразовое (четырехразовое для дошкольников): 09. 40 — завтрак; 13. 05 — горячий обед из трех блюд с холодными закусками, сок; 15. 50 — полдник с фруктами, выпечкой. (15. 30 и 17. 00 — полдник для подготовительного центра)

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковМеню питания разрабатывается медицинским работником в соответствии с возрастными нормами, медицинскими показаниями и с учетом сбалансированности рациона по содержанию белков, жиров, углеводов и калорийности блюд.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Завтрак — 25% Обед — 35% 1 -й полдник — 15 % Полдник (ужин)- 25%

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПИТАНИЯ Индивидуальный план питания выбирается с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка, группы здоровья и назначенной диеты, строго по показаниям, на основании заключений и рекомендаций медицинских лечебных учреждений.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПИТАНИЯ Ежедневное сбалансированное меню в школе соответствует принципам щадящего питания, предусматривающего использование определенных способов приготовления блюд из качественных продуктов.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковДля детей, нуждающихся в диетическом питании, разрабатываются еженедельные меню в соответствии с их заболеваниями. Готовится меню по 5 диетам (стол № 1, 4, 5, 7, 9), а также осуществляются замены питания с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка, группы здоровья, назначенной диеты, индивидуальных вкусовых пристрастий.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПИТАНИЯ Дошкольного центра

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПИТАНИЯ При организации питания учащихся и составления сбалансированного меню за основу принимаются рекомендации ГУ НИИ питания РАМН, Управления Роспотребнадзора по г. Москве, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПИТАНИЯ Школы

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковРазработка меню и приобретение продуктов производится на основании медицинских рекомендаций с учетом особенностей и потребностей детского организма в пищевых веществах и энергии с предоставлением возможности диетического питания (стол № 1, 4, 5, 7, 9)

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПРИМЕРНОЕ ДЕСЯТИДНЕВНОЕ МЕНЮ Общий стол. День 1.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПРИМЕРНОЕ ДЕСЯТИДНЕВНОЕ МЕНЮ Диетический стол № 1. День 1.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПРИМЕРНОЕ ДЕСЯТИДНЕВНОЕ МЕНЮ Диетический стол № 5. День 1.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковОбеденный зал.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковПРИМЕРНОЕ ДЕСЯТИДНЕВНОЕ МЕНЮ Диетический стол № 9. День 1.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПИТАНИЯ Примерное меню разработано с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастам обучающихся и воспитанников.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковВсе продукты, используемые для приготовления пищи, должны иметь сертификаты качества и реализуются в соответствии со сроками хранения.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковФинансирование деятельности школьной столовой включает организацию сбалансированного трехразового питания. Ежемесячно в смету расходов включаются статьи связанные с приобретением хозяйственного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковСлабая инфраструктура и материально-техническая база школьных столовых, медленное внедрение новых форм организации питания школьников и недостаточная эффективность производственного контроля на объектах школьного питания усугубляют негативное влияние фактора питания на здоровье детей.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростковНеобходимы регламенты формирования рациона питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях с использованием пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности.

питания детей и подростков кафедра гигиены детей и подростков

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *