Питание для детей с нарушением зрения

Зрение — это сложный биохимический процесс восприятия качественных и количественных характеристик предметов, который является важнейшим компонентом для формирования образа реального мира наряду со слухом и другими органами чувств.

Глаз человека улавливает световые волны, длина которых не меньше 390 нм и не больше 760 нм.

Ультрафиолет и инфракрасный свет не воспринимаются человеческим глазом.

Глазное яблоко образует сложнейшую светооптическую систему и состоит из большого числа тканей и светочувствительных клеток.

Палочки и колбочки (клетки сетчатки) осуществляют преобразование световых лучей в нервные импульсы, которые в свою очередь по зрительному нерву поступают в затылочную долю коры головного мозга для формирования зрительного образа.

За дневное зрение отвечают колбочки, в их функции также входят распознание цвета и формы предмета, его детализация. Палочковидные клетки сетчатки обеспечивают процессы сумеречного зрения. Расстройство хотя бы одного из участников зрительного процесса вызывает ухудшение зрения, которое при отсутствии соответствующего лечения может привести к полной слепоте.

Содержание

Врожденные и приобретенные заболевания зрительного анализатора

Различают врожденные и приобретенные заболевания зрительного анализатора. Патологической основой для первых является недоразвитие глаза или его придатков (поражение глазных мышц, слезной железы, зрительного нерва и т. д.) под влиянием плохой наследственности или мутагенного фактора, действующего на плод.

Приобретенные болезни в большей степени распространены и разнообразны по причинности возникновения:

1) воспалительные заболевания (блефарит, конъюнктивит, кератит, склерит, хориодит, иридоциклит, ретинит);

2) нарушение аккомодации (близорукость, дальнозоркость);

3) катаракта (помутнение хрусталика);

4) глаукома (нарушение циркуляции внутриглазной жидкости);

5) поражение органа зрения при заболеваниях различных органов и систем (ретинопатия при сахарном диабете);

6) повреждения глаз (ушиб, ранение, ожог).

В таблице 37 представлено краткое изложение причин возникновения и симптомов наиболее распространенных заболеваний органов зрения.

Таблица 37. Причины возникновения и симптомы некоторых заболеваний органов зрения
питание для детей с нарушением зрения

При обнаружении симптомов поражения глаз необходимо незамедлительно обратиться к врачу, который назначит индивидуальный лечебный комплекс. Одним из важнейших компонентов этого комплекса является лечебное питание (диетотерапия).

Связано это прежде всего с наличием огромной взаимосвязи между нормальным функционированием органа зрения и общего обмена веществ в организме. При неправильном питании ухудшается снабжение глазных мышц необходимыми питательными веществами, развивается мышечное утомление и нарушение сократимости мышечных волокон.

Необходимые витамины для глаз

Недостаточное обеспечение сетчатки глаза необходимыми витаминами и метаболитами приводит к формированию слабых нервных импульсов, что негативно сказывается на создании зрительных образов корой головного мозга. Витамины попадают в организм преимущественно с пищей (хотя некоторые могут вырабатываться организмом).

Необходимо максимально увеличить в рационе человека с расстройством зрения продукты с высоким содержанием витамина А, витаминов группы В (B1, В2, В6, В12) и витамина С.

Витамин А является важнейшим для зрения. Он входит в состав светочувствительной сетчатки глаза. Недостаток этого витамина неотвратимо приводит к «куриной слепоте» -тяжелому заболеванию, при котором человек теряет способность видеть в сумерках. Также при нехватке витамина А развиваются блефарит, конъюнктивит и светобоязнь.

Продукты, содержащие витамин А:

1) печень трески;

2) печень крупного рогатого скота;

3) желток куриного яйца;

4) сливки;

5) рыбий жир;

6) сливочное масло;

7) витаминизированный маргарин;

8) сыр «Чеддер».

Помимо поступления с пищей, часть витамина может синтезироваться в организме из каротина.

Продукты, содержащие каротин:

1) морковь;

2) облепиха;

3) сладкий перец;

4) зеленый лук;

5) шиповник;

6) абрикосы;

7) щавель;

8) петрушка;

9) сырой шпинат;

10) плоды рябины;

11) салат.

Усвоение моркови в кулинарных блюдах происходит в десятки раз лучше при добавлении жиров.

Витамины группы В призваны поддерживать в основном нервную систему. Орган зрения изобилует наличием нервных волокон и окончаний, что свидетельствует о необходимости достаточного поступления в организм витаминсодержащих продуктов.

Витамин В1 (тиамин) отвечает за иннервацию глазного яблока. При его недостатке у человека появляется раздражительность, снижается работоспособность, начинает страдать самочувствие, появляются головные боли.

Продукты, содержащие витамин В1:

1) мясо;

2) печень;

3) почки;

4) ржаной хлеб;

5) ячмень;

6) дрожжи;

7) бобовые;

8) проращенная пшеница;

9) стручковые;

10) картофель;

11) все виды овощей.

Витамин В 2 (рибофлавин) участвует в обмене веществ роговицы и хрусталика. Рибофлавин активно снабжает глазные мышцы энергией, принимая участие в углеводном обмене. При нехватке витамина В2 нарушается сумеречное зрение, появляется чувство жжения в глазах и происходит разрыв мелких глазных сосудов.

Продукты, содержащие витамин В2:

1) яблоки;

2) проращенные зерна пшеницы;

3) дрожжи;

4) зерновые культуры;

5) молоко;

6) творог;

7) сыр;

8) яйца;

9) орехи;

10) печень;

11) мясо.

Витамин В 6 (пиридоксин) участвует в белковом обмене. При его недостатке быстро развивается утомление глаз, появляются глазные подергивания.

Продукты, содержащие витамин В6:

1) молоко;

2) дрожжи;

3) печень;

4) капуста;

5) проращенные зерна пшеницы;

6) зерновые культуры;

7) яичный желток;

8) все виды рыбы.

Витамин В 12 (цианокобаламин) принимает активное участие в созревании эритроцитов и в создании клеточного вещества нервной системы. При его нехватке нарушается кровоснабжение глаз. Они становятся тусклыми и начинают слезиться.


Продукты, содержащие витамин В12:

1) яичный желток;

2) молоко;

3) сыр;

4) творог;

5) мясо;

6) печень крупного рогатого скота;

7) некоторые виды рыбы.

Для лучшего усвоения цианокобаламина в рацион вводят свеклу.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах и в углеводном обмене, обеспечивает нормальную проницаемость кровеносных капилляров. При его недостатке в организме разрушаются ткани глаза и происходят кровоизлияния в глаза из-за хрупкости кровеносных сосудов.

Продукты, содержащие витамин С: 1) высушенные плоды шиповника;

2) плоды рябины;

3) шпинат;

4) красный перец;

5) щавель;

6) морковь;

7) картофель;

8) помидоры;

9) белокочанная капуста.

Кулинарная обработка и приготовления продуктов для усвояемости витаминов

Кулинарная обработка и способы приготовления продуктов влияют на усвояемость витаминов и их содержание в готовых блюдах. Овощи, которые содержат витамины С и В2, не рекомендуется подвергать длительному кипячению для предотвращения разрушения этих витаминов. При контакте меди (железа) с витамином С возникает цепь окислительных реакций, уничтожающих витамин, поэтому необходимо избегать приготовления продуктов в медной или железной посуде.

Избыточное поступление витаминов в организм человека приводит к развитию гипервитаминозов — тяжелых заболеваний, расстраивающих нормальный обмен веществ. Назначение обильно витаминизированной пищи и витаминсодержащих препаратов должно строго контролироваться лечащим врачом.

Ткани глаза имеют в большинстве своем белковую основу. Наличие в рационе белковых продуктов сохранит и укрепит зрение. Фосфор и железо также имеют огромное питательное значение для глаз.

Важнейшим компонентом поглощаемой пищи должен стать калий. При его недостатке зрение быстро начинает ослабевать.

Продукты, богатые калием: 1) яблоки;

2) яблочный уксус

3) мед;

4) сельдерей;

5) петрушка;

6) картофель;

7) дыня;

8) апельсины;

9) изюм;

10) курага;

11) зеленый лук.

Принципы рационального питания для людей с ослабленным зрением: 1) максимальное  содержание  в  поглощаемой пище  всех необходимых питательных веществ;

2) ограничение употребления в пищу рафинированного сахара, консервов и сладостей (варенья, джемов, шоколада и т. д.);

3) акцентирование на свежих и натуральных продуктах — фруктах, овощах, высушенных плодах, орехах и молоке;

4) ограничение потребления мяса и рыбы до 1 раза в день;

5) умеренное потребление мучных изделий (хлеб грубого помола);

6) сокращение до минимума в рационе чая и кофе.

Примерный вариант ежедневного рациона представлен в таблице 38.

Таблица 38. Примерное ежедневное меню при нарушении зрения
питание для детей с нарушением зрения

Б.Ю. Ламихов, С.В. Глущенко, Д.А. Никулин, В.А. Подколзина, М.В. Бигеева, Е.А. Матыкина

Встретить ребенка в очках – привычное дело, многие даже не обращают внимания на это. Но врачи буквально «бьют в набат» — проблемы со зрением наступают и в раннем детском возрасте, количество диагностированных косоглазий, близорукости, астигматизма просто невероятное. Естественно, родители обеспокоены такой статистикой и пытаются предпринять какие-то меры по предотвращению ухудшений зрения. Такие мероприятия должны проводиться грамотно и только после консультации с офтальмологом.

Оглавление:   Посещение врача для профилактических осмотров  Профилактические меры по сохранению и улучшению зрения у детей  - Продукты, полезные для зрения   - Специальные упражнения  для улучшения зрения  

Посещение врача для профилактических осмотров

Чтобы своевременно выявить проблемы со зрением, родители должны регулярно приводить своего малыша на осмотр к офтальмологу. Впервые специалист осматривает новорожденного в роддоме, затем ребенок должен посетить врача офтальмолога в возрасте 1-3 месяца. Визит к офтальмологу в этом возрасте является «обязательной программой», специалист сможет уже выявить врожденные проблемы со зрением, а в некоторых случаях – сделать прогнозы по развитию близорукости и/или дальнозоркости в будущем.

Если при первом профилактическом осмотре ребенка никаких отклонений в развитии органов зрения не обнаружено, то дополнительные визиты в лечебное учреждение не нужны, а следующее посещение офтальмолога должно быть в трехлетнем возрасте малыша. В более старшем возрасте дети проходят профилактические осмотры у врача-окулиста только в рамках регулярных диспансеризаций.

Профилактические меры по сохранению и улучшению зрения у детей

Даже если осмотр офтальмолога не выявил каких-то нарушений зрения у ребенка, родители должны понимать, что только профилактические мероприятия помогут сохранить глаза малыша здоровыми. Профилактика нарушений зрения у детей подразумевает применение комплексных мероприятий, причем, ни один из «компонентов» исключать нельзя.

Продукты, полезные для зрения

Меню должно быть разнообразным. Ребенок должен вместе с продуктами получать необходимое количество витаминов и микроэлементов. Но не менее важно составить меню, которое будет «работать» и на сохранение зрения ребенка. Специалисты рекомендуют включать в рацион питания следующие продукты:

  1. Морковь. Этот овощ богат на различные витамины и микроэлементы, но в рассматриваемом случае особенно важным становится витамин А, которого в моркови действительно очень много. В этом корнеплоде содержится и каротин, который помогает поддерживать остроту зрения. Родители должны учитывать, что каротин относится к жирорастворимым элементам, поэтому будет целесообразно предложить малышу салат из моркови со сметаной (овощ натирается на мелкой терке). Морковь можно подавать малышу и в виде свежеприготовленного сока, оптимальным вариантом будет добавление в него сока из зелени петрушки, но такой коктейль не каждый ребенок захочет выпить – вкус у него все-таки специфический.
  2. Черника. В той ягоде содержатся витамины С и В1, лютеин – именно эти элементы способны поддерживать остроту зрения. Родители должны учесть, что чернику можно предлагать ребенку с двухлетнего возраста. Кстати, черника свои полезные свойства сохраняет и в замороженном виде, и после приготовления варенья.
  3. Шпинат. Этот овощ редко вводят в рацион питания ребенка, и совершенно напрасно! Если предложить шпинат малышу с 3 лет, то это поможет снизить риск развития различных заболеваний глаз на 10%. Шпинат можно добавить в омлет, предложить этот овощ в сочетании с мясным блюдом – в общем, заинтересовать малыша в употреблении этого полезного овоща вполне реально.
  4. Творог. Этот продукт вводится в рацион малыша с 6-8 месяцев, он содержит в своем составе рибофлавин, витамин В2 и цианокобаламин. Эти элементы способны улучшать кровоснабжение глаз и поддерживают их функциональность.
  5. Тыква. Она богата витаминами С, В1, А, В2, цинком, а эти элементы сохраняют полезные свойства даже при термообработке. Ребенку можно предложить тыкву в возрасте 6-7 месяцев в виде супов, каш и десертов. Самое простое – ввести в рацион малыша тыквенный сок, который и вкусный, и полезный.
  6. Рыба и рыбий жир. Раньше употребление рыбьего жира в детских садах и школах (начальные классы) было обязательной процедурой. И это не было простой прихотью врачей или ученых – рыбий жир действительно обладает массой полезных свойств, одно из которых – предотвращение дегенеративных процессов в органах зрения. Современная педиатрия настаивает на введении в рацион питания малыша тех сортов рыбы, которые богаты жирными кислотами омега-3 – например, сардина, скумбрия, сельдь, а лидером в этом списке выступает лосось.

Кроме этого, для профилактики нарушений зрения у детей будут полезными и фрукты – киви, персики, виноград, яблоки  и другие. Достаточно тяжело из группы фруктов выделить что-то конкретное – в принципе, все они оказывают благотворное влияние на остроту зрения в той или иной степени. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение фруктам зеленого и оранжевого цвета, если рассматривать их только в разрезе профилактики нарушения зрений.

Обратите внимание: для сохранения/укрепления зрения у ребенка в меню нужно вводить яйца, брокколи, зеленый перец. Но предварительно нужно проконсультироваться с педиатром и узнать, насколько безопасны будут эти продукты для общего здоровья малыша – они могут вызвать аллергическую реакцию.

Специальные упражнения  для улучшения зрения

Профилактика нарушений зрения у детей – это не только регулярные посещения офтальмолога для своевременной диагностики проблем и составление полезного меню. Врачи уверяют, что лучший вариант – гимнастика для глаз. Эти упражнения очень простые, их вполне реально выполнять в домашних условиях, но нужно следить за регулярностью и правильностью действий ребенка.

№1

Малыш должен двигать глазами по горизонтали – сначала влево, зафиксировать это положение на 5 секунд (пусть он сам посчитает вслух), затем переместить глаза вправо и тоже зафиксировать это положение. Затем взгляд перемещается вперед, и глаза закрываются. Это упражнение нужно повторить 4 раза подряд, но темп не должен быть быстрым.

№2

Предлагаем ребенку двигать глазами по вертикали – поднимаем взгляд вверх и фиксируем его в таком положении на 5 секунд, затем опускаем взгляд вниз и тоже задерживаем его. Заканчивается упражнение перемещением взгляда вперед, после чего нужно закрыть глаза на 2-3 секунды. Повторяется данное упражнение 4 раза.

№3

Надо показать ребенку, как можно скосить глаза – пусть он переведет взгляд на кончик собственного носа и задержит его в таком положении на 15-20 секунд. Затем, не переводя взгляд, ребенок должен закрыть глаза и отдохнуть секунд 10. Повторить это упражнение нужно 3 раза подряд, но с обязательным отдыхом меду ними.

№4

Отличное упражнение для профилактики нарушений зрения у детей – сильно зажмуриться и резко открыть глаза максимально широко. Повторять упражнение нужно 4 раза подряд.

Заканчивать комплекс гимнастики для глаз нужно быстро морганием в течение 30 секунд.

Обратите внимание: офтальмологи рекомендуют проводить такой комплекс гимнастики для глаз не менее 3 раз в день. Если малыш рисует, читает книгу или смотрит мультфильм, то каждые 20-30 минут необходимо прерывать занятие и проводить вышеописанные упражнения.

питание для детей с нарушением зрения

Чтобы профилактика нарушений зрения у детей выполнялась в полном объеме, родители должны запомнить несколько важных правил:

  1. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено – не важно, делает ли уроки школьник, лепит из пластилина фигурки малыш. Отличным выбором станут лампы дневного света, которые выпускаются в виде светильников с подвижными стойками – их можно направлять непосредственно в то место, где сосредоточено зрение ребенка.
  2. Необходимо строго дозировать нагрузку на глаза. Не стоит разрешать ребенку длительное время сидеть за книгой, просматривать телевизионные передачи, рисовать или выполнять все школьные задания «за один присест». Рекомендуется делать перерыв в занятиях через каждые 30-40 минут.
  3. Нужно защищать глаза от солнца. Это не означает, что ребенку нельзя находиться на улице в солнечную погоду, необходимо просто надеть на него солнцезащитные очки либо, если возраст слишком маленький, надевать панаму/кепку с широкими полями/козырьком.
  Как сохранить зрение: интересные факты о глазах

Профилактика нарушений зрения у детей – это работа родителей. Врачи могут только дать соответствующие рекомендации.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

1,973 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

(

голос., средний:

из 5)

Нарушение зрения

Нарушения зрение — это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм — основные виды нарушения зрения. Причем к нарушениям зрения относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодациями. Сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения. Согласно данным статистических исследований из более чем шестимиллиардного населения нашей планеты страдают нарушениями зрения около четырех миллиардов человек. Причем из них используют средства коррекции, только 1,3 миллиарда.

Расстройство работы зрительного анализатора приводит к формированию преград для большого количества видов занятости. Люди, имеющие плохое зрение, не допускаются к занятиям многими видами спорта, не могут пойти на службу в элитные войска, такие как десант или войска специального назначения. Кроме того, плохое зрение не позволяет пилотировать воздушную технику и многое другое. Разумеется, все это негативно отражается на психологическом и эмоциональном состоянии человека. По причине плохого зрения для человека сразу же возникают опасности в окружающем мире – это столкновения и падения на тротуаре, опасности на автомобильных дорога и т.д.

питание для детей с нарушением зрения Классификация нарушений зрения

  • расстройство рефракции, которое предполагает угнетение способности глаза четко рассматривать объекты, расположенные на определенной дистанции от органов зрения;
  • расстройство аккомодации, подразумевающее, к примеру, пресбиопию, или говоря простым языком дальнозоркость, когда человек не может четко рассмотреть объекты, находящиеся на различном удалении;
  • расстройство периферического или бокового зрения, когда человек не в состоянии разглядеть четко предметы, расположенные по сторонам от органов зрения либо не может рассмотреть движущиеся предметы;
  • расстройство адаптационной способности глаз, когда, например, зрение ухудшается при попытке приспособиться к условиям быстро изменяющего свою интенсивность освещения;
  • расстройство способности глаза ориентироваться в условиях сумерек либо в затемненном помещении. Такое нарушение носит в народе название куриная слепота.

Виды нарушения зрения

  • Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза.
  • Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов.
  • Нарушение периферического зрения — ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении.
  • Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться.
  • Гемералопия — нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia — куриная слепота).

Все виды нарушений зрения можно разделить на две группы – органические и функциональные виды нарушений зрения.

Органические виды нарушений зрения

Органические виды нарушения зрения включают офтальмологические патологии, которые развиваются в сопровождении структурных изменений – это атрофические поражения нерва зрения, блефарит и конъюнктивит, а также некоторые иные. Эти нарушения зрения могут сказываться в неправильном ходе световых лучей в органе зрения.

Функциональные виды нарушений зрения

Функциональные виды нарушений зрения также могут развиваться в сопровождении изменений структурного характера. Но ухудшение зрительной функции в таком случае обусловливается совершенно иной причиной – изменениями хода лучей света, которые, проникая в орган зрения, формируют изображение объекта. Эти виды нарушений зрения имеют отношения в патологиям рефракции.

Особенности нарушения зрения

Близорукость и дальнозоркость

Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие — плохо, а дальнозоркие (гиперметропы), наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.

У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения, отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.

У дальнозорких глаза, наоборот, отличаются слабой преломляющей силой или недостаточными размерами по передне-задней оси. Лучи света от далеких и близких предметов в таком глазе преломляются меньше, чем нужно, и четкого изображения на сетчатке не получается, так как фокус оказывается за сетчаткой глаза. Эти изменения условий фокусировки изображения в глазе, называемые рефракционными.

Дальнозорким и близоруким людям зрение улучшают при помощи очков. Установленное перед дальнозорким глазом выпуклое стекло увеличивает преломляющую силу глаза, фокус световых лучей переводится точно на сетчатку, и глаз работает с меньшим напряжением. Вогнутое стекло, помещенное перед близоруким глазом, уменьшает его преломляющую силу, лучи от далеких предметов сходятся в желтом пятне — зрение вдаль улучшается. Использование очков, однако, неизбежно приводит к ослаблению внутренних мышц глаза, в связи, с чем со временем очки приходится менять на более сильные.

Аккомодация

Способность глаза к аккомодации исследуют с помощью, так называемой глазной эргографии, позволяющей точно определить степень зрительного утомления. Эргография также оказалась ценным методом выявления расстройств динамической рефракции глаза у близоруких детей и подростков, с ее помощью оценивают зрение лиц, занятых на тонких и точных производственных операциях.

Аккомодация глаза — важнейший регулятор функции зрения. С возрастом ее степень постепенно падает, ибо сам хрусталик становится менее эластичным. Возникает явление, называемое пресбиопией, или старческой дальнозоркостью. В связи с ослаблением аккомодации человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц) или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами.

Астигматизм

Астигматизм — искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление или отражение лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие, изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом.

Причины нарушения зрения

  • 43% – нескорректированные аномалии рефракции, такие как дальнозоркость, близорукость и астигматизм;
  • 33% – катаракта – частичное или полное помутнение хрусталика, естественной линзы глаза;
  • 2% – глаукома – повреждение нерва, соединяющего глаз с мозгом, вызвано повышенным давлением внутри глаза.

Среди распространенных причин также называют:

  • возрастную макулярную дегенерации (ВМД),
  • помутнение роговицы,
  • диабетическую ретинопатию,
  • врожденную слепоту,
  • трахому и онхоцеркоз.

Нарушения зрения чаще всего являются симптомами различных заболеваний:

  • заболеваний непосредственно самих глаз: хрусталика, роговицы или сетчатки;
  • общих заболеваний;
  • заболеваний тканей, окружающих глаз, мышц, жировой ткани, сосудов.

К факторам, которые могут вызвать нарушения зрения, отнесены следующие:

  • Дегенерация желтого пятна, ухудшение центральной части сетчатки;
  • Механические повреждения глаз;
  • Опухоли, поражающие глаз или окружающие его области;
  • Наличие диабета;
  • При наличии гипертонии (повышенное кровяное давление);
  • При цереброваскулярных заболеваниях – заболеваниях сосудов головного мозга;
  • Перенесение инсульта;
  • При атеросклеротических заболеваниях (отложениях холестерина в кровеносных сосудах, в том числе в глазных);
  • При заражении вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в результате заражения цитомегаловирусом, который оказывает влияние на глаза;
  • При дефиците витамина А;
  • При глазных инфекциях.

Причины нарушения зрения при вегетососудистой дистонии

  • Слабое кровоснабжение. Ухудшение снабжение кровью зрительной системы (глаза, затылочная часть больших полушарий, проводящие пути) может привести к некорректному визуальному восприятию мира. В случае вегетососудистой дистонии, как правило, имеет место плохая работа капилляров.
  • Дефицит питательных веществ. Нарушение зрения может быть вызвано неполноценным обеспечением мозга и сетчатки глаз питательными веществами. Но ведь такое отклонение является одним из симптомов ВСД. Если мозг недостаточно получает витаминов, кальция, фосфора, магния, кислорода, углерода и других веществ, то работать он будет неустойчиво. Информация от органов зрения, поступающая в него, обработается некорректно.
  • Тревожное состояние. ВСД – это результат негативных мыслительных процессов, которые ввиду определенных обстоятельств перешли из сознания на подсознательный уровень и закрепились там. Очаги возбуждения мозга, которые заняты обработкой негативных мыслей, могут распространяться на другие участки, захватывая зрительные области больших полушарий. Это мешает правильному преобразованию информации, полученной от органов зрения, в тождественные образы.

При нарушении зрения во время вегетососудистой дистонии больной может иметь следующие симптомы:

  • Мушки в глазах, одиночные вспышки. Это происходит периодически, как правило, при резком принятии вертикального положения.
  • Потемнение общего фона видимого пространства.
  • Боль в глазных яблоках. Она может быть постоянной, ноющей или проявляться при определенных условиях: ярком свете, открытых глазах или прикосновении к ним через закрытые веки.
  • Искаженное изображение.

Восстановить зрение в данном случае поможет лишь избавление от причин возникновения вегетососудистой дистонии. Вы можете поднять самочувствие и улучшить зрительное восприятие, делая специальные упражнения. Полезны занятия асанами из йоги (перевернутые положения), а также дыхательная гимнастика.

Расстройство зрения может являться симптомом следующих заболеваний:

Коррекция нарушений зрения

Основополагающим способом коррекции нарушения зрения является очковая коррекция. Ниже приведен список правил, которым необходимо пользоваться при использовании очков.

  • Очки необходимо подбирать не реже, чем один раз в год.
  • Очки должны быть правильно подобраны по форме, размеру. Если они неплотно сидят на лице и постоянно съезжают к кончику носа, то это затруднит видение через них. С другой стороны, если очки сильно сжимают нос, то из-за нарушений проходимости слезного канала могут возникнуть проблемы со слезными железами. К тому же натирание переносицы приносит постоянный дискомфорт. Желательно, чтобы дужки очков были толстыми и прочными.
  • Линзы очков должны быть обязательно чистыми и прозрачными. Грязь и пятна на линзах могут быть причиной ещё больших нарушений остроты зрения. Линзы не должны иметь царапин, которые возникают, когда очки кладут линзами на твердую поверхность. Царапины чаще возникают на пластиковых линзах. Всего этого легко достичь, если использовать пластиковые линзы со специальными просветляющими, антилипидными покрытиями.
  • Если очки загрязнены, их нужно мыть тёплой водой, при необходимости используя мягкое мыло. После мытья очки необходимо вытереть чистой мягкой тканью или полотенцем, а лучше всего использовать специальные салфетки из микрофибры, продающиеся в оптических салонах.
  • Хранить очки нужно в доступном месте и обязательно в футляре, чтобы они не сломались.
  • Очки должны быть всегда рядом с вами. Нельзя напрягать глаза.

В случае, если методы оптической коррекции не помогают, т. е. тогда когда имеются значительные нарушения зрительной функции в дело вступают специальные службы, которые осуществляют помощь этому типу населения.

Профилактика нарушений зрения

Сохранение хорошего зрения, профилактике болезней которого подчас уделяется недостаточно внимания,– задача достаточно трудная. Помимо регулярного посещения офтальмолога рекомендуется применять следующие методы.

Спорт

Занятия спортом помогут укрепить зрение и вернуть его остроту на начальных этапах развития болезни. В идеале стоит отдать предпочтение такому виду тренировок, где необходима постоянная фокусировка глаз, например, бадминтон, теннис, баскетбол, футбол.

Водные процедуры

Контрастные водные процедуры способствуют улучшению кровообращения в сетчатке глаза. С утра ополосните глаза попеременно теплой и холодной чистой водой примерно 20 раз. Альтернативой могут стать горячие и холодные компрессы, которые необходимо прикладывать по очереди к векам.

Читайте правильно

В положении сидя, держа книгу на достаточном расстоянии. Ребенок может использовать специальную подставку, обеспечивающую оптимальный наклон книги. Чтение лежа недопустимо – в таком положении тела пережимаются сосуды шеи, которые поставляют кровь к мозгу. А если Вы лежите на боку, один край книги оказывается ближе другого, в связи с чем необходимая установка глаз на строку постоянно меняется. Чтение в транспорте также нежелательно. Ваши глаза из-за хаотичных движений автомобиля или автобуса вынуждены постоянно заново фокусироваться на буквах, что способствует увеличению нагрузки на органы зрения.

Витаминная диета

Для сохранения зрения рекомендуется диета, богатая каротиноидами и, в частности, лютеином и зеаксантином. Данные вещества способны накапливаться в сетчатке глаз, повышая ее защиту от вредных внешних воздействий. Кроме каротиноидов положительное влияние на зрение оказывают такие антиоксиданты, как бета каротин, витамин С, витамин Е, а также цинк и омега-3 жирные кислоты. Этими питательными веществами богаты апельсины, морковь, киви, зеленые листовые овощи (брюссельская капуста, шпинат), болгарский перец, а также орехи, бобовые, молочные продукты и яйца.

Упражнения для профилактики нарушений зрения

Специальные упражнения для зрения хорошо влияют на усиление кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус, эластичность и силу глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают усталость. Техник выполнения гимнастики для глаз очень много. Предлагаем одну из самых простых. Ее может использовать как ребенок, так и взрослый человек во время перерыва в работе или учебе. Закройте глаза и посмотрите сначала направо, затем налево. Повторите 10 раз. Не открывая глаз, совершайте круговые движения глазами по часовой стрелке и в обратном направлении (тоже 10 раз). Откройте глаза, сведите зрачки к переносице (10 раз). Выберите близкий и отдаленный объекты перед собой. Переводите взгляд с одного на другой, фокусируя зрение на каждом. В заключение снова закройте глаза и начните описывать кончиком носа в воздухе буквы, цифры или фигуры.

Упражнения для коррекций зрения

Для лечения близорукости американский офтальмолог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генетической особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с помощью упражнений. Вот некоторые из них.

  • Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
  • Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего — в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
  • Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
  • В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
  • Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
  • Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Эти упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день. Спустя месяц сделать паузу на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует имассирует хрусталики, улучшает кровообра­щение и питание глаз.

Специальные упражнения упражнение для глазодвигательных мышц

Упражнения для глаз (повороты, круговые движения и т. п.) входили еще в древние гимнастические системы. Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области, хорошо снимают умственное утомление. После них люди чувствуют себя значительно бодрее. Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков вобласти нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и утраты ею упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение (рис. 2.3). Выполнять их следует примерно в течение 10 мин.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5—6 раз с интервалом 30 с.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое упражнение 3—4 раза с интервалом 1—2 мин.

Упражнения, снимающие утомление глаз

  • Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25—30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3—5 с. Опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
  • Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1—2 с убрать пальцы. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.

Дети с нарушением зрения

Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, в период с 3 до 7 лет достигается наилучший эффект при лечении вовремя выявленных проблем. Поэтому врачи-офтальмологи говорят, что основное, что должны знать родители о зрении своего ребенка – все основные проблемы со зрением детей появляются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные со школой и «вылезает на свет» все то, что не было замечено ранее и что можно было предотвратить: близорукость, астигматизм, амблиопия.

При этом с заболеванием бороться уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, а потому усилий для получения хорошего результата будет затрачено намного больше. К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально, а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, очень сложно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.

А уже после 12 лет проблемы с нарушением зрения у детей как правило не поддаются терапии и остается только ждать окончания детства, чтобы начать бороться с проблемой по-взрослому, то есть делать лазерную коррекцию зрения и другие операции, которых можно было бы избежать. Понятно, что все это также накладывает определенный отпечаток на психологию этих людей. Кроме того такие люди подвержены всевозможного рода опасностям ввиду плохого зрения. Это и падения, столкновения на улицах, дорожно-транспортные происшествия.

Дети с нарушением зрения: классификация

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:

  • Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.
  • Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.
  • Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4 Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.

Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:

  • Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.
  • Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось.

Виды нарушений зрения у детей

Нарушение зрения у детей – это проблема, имеющаяся от рождения или возникшая в результате полученных травм. Плохое зрение у детей является серьезным поводом для беспокойства родителей. У ребенка имеются определенные трудности в изучении окружающего мира, такие дети значительно ограничены в общественных контактах, в том числе, когда поступают в детский сад или школу. Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).
  • Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.
  • Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.
  • Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.
  • Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.
  • Амблиопия, или «ленивый глаз» — особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Причины нарушений зрения у ребенка

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

Врожденные причины

  • нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;
  • дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;
  • генетическая предрасположенность;
  • врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

Приобретенные причины

  • травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);
  • кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;
  • повышенное глазное давление;
  • последствия перенесенного заболевания;
  • преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

Профилактика и лечение нарушений зрения у ребенка

Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ. Специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище «ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС® Детский» — поликомпонентный продукт, в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у школьника с 7 лет:

  • лютеин,
  • зеаксантин,
  • ликопин,
  • экстракт ягод черники,
  • таурин,
  • витамины А, С, Е и цинк.

Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7-ми лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе. и снижает риск глазных заболеваний.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Человек с ограниченными возможностями ежедневно ощущает трудности. Это является результатом не только его ограниченных возможностей, но и особенностей психического развития. Дети с нарушением зрения с детства отличаются от своих сверстников и требуют особого подхода, как в общении, так и в обучении. Для этого родители должны понимать необходимость и своевременность лечения и обучения.

Психическое развитие

С малых лет дети с нарушениями зрения сталкиваются с трудностями при выполнении элементарных вещей. На фоне этого у них происходит изменение психического развития. Так, общаясь со сверстниками, у которых нет проблем со зрением, ребенок чувствует себя неуверенно, так как ощущает сложности в игре, общении. Такая неуверенность может способствовать тому, что ребенок рано или поздно замкнется в себе. Взрослея, ребенок будет ощущать большую неуверенность, причиной которой может стать плохая координация движений, ориентация в пространстве. Ребенок начнет чувствовать себя обделенным, что приведет к обострению его психического состояния.

Ребенок, ощущающий непонимание со стороны окружающих, замыкается в себе и не хочет никого пускать в свой мир. Нередко в результате усугубления психического развития ребенок может проявлять агрессию по отношению к окружающим. Агрессия – это своего рода защитная реакция. К тому же, особенности психического развития ребенка с нарушением зрения заключаются в его излишней эмоциональности, ребенок становится нервным, раздражительным, все время пребывает в стрессе. Если не оказать должного внимания такому ребенку, то особенности психического развития, в частности, пребывание в постоянном напряжении, могут негативно сказаться на коре головного мозга. В данном случае возможны сбои в балансе процессов возбуждения и торможения.

Физическое развитие

Особенности физического развития детей с нарушение зрения, так же как и психического, имеют некоторые отличия, которые выделяют этих детей среди остальных. Особенностями физического развития детей, имеющих проблемы со зрением, являются: Ребенок отличается от своих сверстников меньшей подвижностью, при этом его движения неловкие, ввиду того что у него присутствуют проблемы с координацией.

Упражнения выполняются медленнее, нежели обычными детьми, при этом страдает ловкость их выполнения. Движения могут быть неточными, неритмичными. Из-за измененного физического развития ребенку сложно ориентироваться в пространстве. Дети, имеющие проблемное зрение, плохо держат равновесие. Ребенку, с детства столкнувшемуся с проблемами зрения и ощутившему отличия своего физического развития, необходимо подобрать правильную программу обучения.

Программа, направленная на особенности физического развития, должна базироваться на следующих принципах: Для улучшения физического развития ребенка нужно уделить должное внимание его здоровью и нервной системе. С каждым днем необходимо совершенствовать возможности детского организма. Прикладывать максимум усилий для того, чтобы в полной мере достичь нормального физического развития.

Несмотря на особенности физического развития ребенка, ему необходимо прививать интерес к различным видам деятельности. Ребенок не должен ощущать страх при выполнении элементарных вещей. Ребенка нужно воспитывать личностью. Если ребенку с нарушением зрения вовремя уделить внимание и заняться его развитием, то от особенностей его прежнего физического развития можно будет избавиться.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом. Читать ему книги, просить, чтобы он пересказывал, описывать ему каждое свое действие и все, что видит взрослый, ведь именно глазами взрослого ребенок с проблемами зрения познает мир.

Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций

Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.

Вопросы и ответы по теме «Нарушение зрения»

Вопрос: Здравствуйте. Почему после операции по замене хрусталика на искусственный появилось двоение предметов, расположенных далее двух метров.

Ответ: Здравствуйте. Возможно, произошло нарушение правильного положения оптической части искусственного хрусталика. При незначительном смещении (децентрации) линзы у пациентов появляются жалобы на быструю утомляемость после зрительных нагрузок, нередко появляется двоение при взгляде вдаль, могут быть жалобы на неприятные ощущения в глазу. Жалобы, как правило, не постоянные и исчезают после отдыха. При значительном смещении ИОЛ (0,7- 1 мм ) больные ощущают постоянный зрительный дискомфорт, имеется двоение преимущественно при взгляде вдаль. Щадящий режим зрительной работы не дает эффекта. При развитии подобных жалоб требуется повторное хирургическое вмешательство, заключающееся в исправлении положения ИОЛ. Обратитесь к своему лечащему врачу.

Вопрос: Здравствуйте. После наркоза у сына с сахарным диабетом 1 типа упало зрение и кружиться голова. Могло это повредить и не грозит ли дальнейшему ухудшению? Признаки проявились через неделю после операции.

Ответ: Здравствуйте. Снижение остроты зрения (снижение зрения) является осложнением хирургии глаза, при других операциях данное нарушение не отмечается. К известным осложнением анестезии относят микроповреждения роговицы глаза, однако это патологические состояние встречается очень редко и не сопровождается изменением остроты зрения. Возможная причина снижения зрения может заключаться в усугублении течения сахарного диабета. Поэтому для точного ответа на Ваш вопрос необходимо заключение офтальмолога (глазного врача), а также определение уровня глюкозы крови. В тоже время, повторюсь ещё раз, что связь анестезии с нарушением зрения маловероятна.

Вопрос: Здравствуйте. После обеда внезапно нарушилось зрение, вижу как бы две картинки левым глазом и правым но они друг на друга не накладываються (не фокусируються). Обратился к окулисту, со зрением все нормально. Посоветовали обратиться к нервопатологу. К нему в нашем городе не попасть. Посоветуйте, что можно сделать? Офтальмолог сказал, что это нарушение нервной системы.

Ответ: Здравствуйте. Изолированное двоение может быть проявлением инсульта, миастении и др заболевений. Но на первом месте исключения стоит инсульт. Это острое состояние, если к неврологу не попасть, советую вам вызвать скорую, ехать в стационар, где необходимо исключить инсульт, это может сделать только невролог.

Вопрос: Здравствуйте. Мне 36 лет. Зрение в норме (100%). Несколько раз, проснувшись среди ночи и резко открыв глаза, я увидела все в красном цвете (вроде как через кровяное пятно), через пару секунд краснота разошлась. Работаю бухгалтером (в конце рабочего дня чувствуется усталость в глазах), поэтому контролирую уровень зрения постоянно. Никаких лекарственных препаратов не принимаю, я имею ввиду системно. Обследований по этому поводу не проходила. Хотелось бы узнать, это какое-то нарушение зрения и с чем это может быть связано?

Ответ: Здравствуйте. Необходимо пройти обследование у невролога на предмет нарушения кровоснабжения головного мозга.

Вопрос: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, происхождение и причину следующих симптомов. Приступ начинается с нарушения зрения — не могу сконцентрироваться на предметах, появляется пятнами темнота перед глазами, читать и писать не могу. Одновременно возникает чувство онемения в правой руке. Постепенно нарастает боль в голове. Затем это ощущение проходит, остается только сильная боль. Что больше всего меня пугает, приступ сопровождается нарушением речи — не могу вспомнить самые простые слова, теряю мысль. Обычно это состояние длится минут 25. Последний раз был дольше 40 минут и кроме руки онемело пол лица и губы. Головная боль может продлиться часов 6-8, обезболивающие не помогают. Такие приступы бывают по 3-4 раза в год, в последнее время — реже. Мне 20 лет, началось это лет пять назад. Может ли это все быть связанно с шеей? Она хрустит при наклонах, почти всегда болит в той или иной степени.

Ответ: Здравствуйте. Не откладывайте свой визит к неврологу! Вам необходимо комплексное обследование! Состояние может быть связано с изменениями в шейных позвонках, но не понятны речевые нарушения. Может как предобморочные состояния?

Вопрос: Здравствуйте. Скажите пожалуйста, в 42 года вижу далеко хорошо, близко буквы расплываются. Надо ли это лечить?

Ответ: Здравствуйте. Это не требует лечения. Это требует просто оптимальной очковой коррекции для близкого расстояния. С 40 лет в среднем начинаются проблемы с работой на близком расстоянии.

Задать вопрос по теме «Нарушение зрения»

К каким врачам обращаться при расстройстве зрения

По статистике, в мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения; из них 39 миллионов абсолютно слепы и 246 миллионов имеют пониженное зрение.

Проблемы со зрением у многих начинаются ещё с детства. В связи с этим очень важная роль отводится проведению профилактических мероприятий и своевременному принятию мер, нацеленных на предотвращение нежелательных последствий. 80% всех случаев нарушения зрения можно предотвратить или вылечить.

Определение зрения

Человек наделён природой пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир.

Зрение человека — это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.

Для того чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются коре головного мозга, в участок, отвечающий за их обработку и формирование определённого образа. В этом сложном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга. Если в каком-либо из этих элементов возникнет функциональный сбой, это вызывает ухудшение зрения. Повреждения разных структур проявляются различными нарушениями.питание для детей с нарушением зрения

Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Нарушение зрения частично или полностью лишает его такой возможности. Слабовидящие люди в наше время – это не редкость.

Виды нарушений

Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.

Миопия (близорукость)

При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов. Наиболее часто близорукость выявляется у взрослых людей, проводящих много времени за компьютером, и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. Данное нарушение корректируется очками и линзами, а также путём хирургического вмешательства.питание для детей с нарушением зрения

Незначительное ухудшение зрения можно исправить с помощью специальных зрительных упражнений.

Гиперметропия (дальнозоркость)

Дальнозоркость вызывается нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. При дальнозоркости средней и высокой степени изображение будет нечётким как вблизи, так и вдали. Данное нарушение часто возникает в детском возрасте, но не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребёнка патология проходит самостоятельно, однако процесс нужно контролировать, регулярно посещая окулиста.питание для детей с нарушением зрения

Астигматизм

При астигматизме поверхность глазного яблока приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет абсолютно круглую поверхность. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми.питание для детей с нарушением зрения

Астигматизм часто развивается в детстве, как правило, одновременно с дальнозоркостью или близорукостью. При отсутствии коррекции это нарушение может спровоцировать резкое ослабление остроты зрения, а также вызвать косоглазие.

Косоглазие (страбизм)

Косоглазие — это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации, из-за чего становится невозможным слияние двух изображений в одном. Косоглазие возникает из-за понижения остроты зрения одного или обоих глаз либо вследствие нарушения рефракции и аккомодации.питание для детей с нарушением зрения

Амблиопия

В народе это нарушение называют «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или обусловлено врождёнными аномалиями одного из них, а также является следствием невылеченного косоглазия. В результате в мозг передаётся нечёткое изображение, и он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения.

питание для детей с нарушением зренияРебенок с аблиопией

Если не лечить амблиопию, острота зрения будет ухудшаться.

По степени нарушений

питание для детей с нарушением зренияСтепень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют несколько групп людей с нарушением зрения:

  • Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение, а также сохранившие способность к светоощущению.
  • Тотально слепые – лица с полным отсутствием зрительных ощущений.
  • Частично слепые – люди, имеющие только светоощущения.
  • Слабовидящие – лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют 2 категории слепых:

  1. Слепорождённые – люди с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3 лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.
  2. Ослепшие – люди, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Проблемы со зрением у детей

Хорошее зрение является непременным условием здоровья и полноценного развития ребёнка. Именно через зрение ребёнок приобретает основные коммуникативные навыки, формирует представление об окружающем мире и собственное видение. Отсюда и начинается становление личности ребёнка

Если острота детского зрения снижена, развитие малыша может существенно затрудниться, поэтому вопросы о детском зрении чрезвычайно важны. Проблемы со зрением у ребёнка прежде всего затрагивают родителей, ведь они ответственны за здоровье своего чада. Запускать эти проблемы ни в коем случае нельзя.

Причины возникновения

питание для детей с нарушением зренияЛечить нарушения зрения у детей невозможно, если не знать их причины. Итак, основные факторы нарушения зрения у детей таковы:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Стрессы;
  • Пониженный уровень гемоглобина;
  • Несоблюдение гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещённости, чтение или игры на мобильном телефоне в положении лёжа, занятия на компьютере и пр.);
  • Несоблюдение правил безопасности зрения: манипуляции с острыми предметами, пристрастие смотреть на яркий свет без очков.

Наиболее частым нарушением детского зрения является близорукость. Это связано с тем, что возраст от 7 до 15 лет сочетается с повышенными зрительными нагрузками (чтение, письмо, уроки в школе). Несоблюдение правил просмотра телевизора и работы с компьютером, генетическая предрасположенность, дефицит питательных веществ и прочие негативные факторы могут привести к развитию косоглазия, миопии, амблиопии и другим проблемам со зрением у детей.

Любое нарушение зрения или заболевание глаз у ребёнка требует незамедлительного обращения к врачу. Помните: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на полное выздоровление и отсутствие проблем в будущем, независимо от причины нарушения зрения у детей. Сохранение зрения у детей является важной обязанностью родителей.

Особенности психоэмоционального развития

Недостатки зрительного восприятия приводят к формированию у ребёнка нечётких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведёт к затруднениям при обучении в школе, усвоению учебного материала. Кроме того, нарушение зрения значительно сужает сферу чувственного познания, тем самым влияя на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности, а значит и на формирование личностных качеств человека. Часто дети чувствуют себя обречёнными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.

Психологи отмечают, что дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику:питание для детей с нарушением зрения

  • У них отмечается повышенный личностный уровень тревожности;
  • Дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу;
  • Плохо соотносят эмоцию с выражением мимики;
  • Недостаточно компетентны в проявлении эмоций;
  • Слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.

Особенности физического развития

Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии: нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. У многих детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Из-за этого мышцы рук оказываются вялыми или, наоборот, слишком напряжёнными. Всё это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Проблемы со зрением у взрослых

Все наследственные нарушения в организме человека, в том числе и органов зрения, передаются от одного из родителей, часто через поколение, а врождённые развиваются уже в период развития плода в утробе матери. Приобретённые же нарушения появляются уже после рождения вследствие ряда причин.

Ниже перечислены болезни глаз, которые встречаются у взрослых людей человека чаще всего:

  • Амблиопия (описана выше в статье);
  • Катаракта. Данная патология зрения представляет собой помутнение хрусталика, которое могло возникнуть вследствие перенесенных в период внутриутробного развития различных инфекций, нарушения обмена веществ, а также из-за генетических нарушений. Катаракта – это одна из главных причин как взрослой, так и детской слепоты: её распространённость удваивается каждые 10 лет в возрасте после 40.
  • Глаукома. Это нарушение зрения имеет характерный симптом – повышенное внутриглазное давление. Глаукома способна вызвать потерю всех полей зрения у человека, а также гибель самого зрительного нерва. Именно поэтому важна своевременная диагностика и лечение данного заболевания.питание для детей с нарушением зрения

Причины возникновения

Хорошее зрение зависит не только от глаза, но и от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения делятся на 3 группы:

  1. Повреждения частей глаза или структурные нарушения.
  2. Нарушение рефракции, когда глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.
  3. Поражение той части мозга, которая отвечает за взаимодействие с глазом.

Факторы, способные стать причинами нарушения зрения:

  • питание для детей с нарушением зренияАктивная умственная деятельность, ведущая к перенапряжению глазных мышц и нервов. Известно, что при отсутствии нужного количества отдыха все эти системы начинают работать хуже и зрение снижается.
  • Длительная работа за компьютером. В данном случае человек реже моргает, поэтому глаза не получают нужного увлажнения. Также стоит помнить и о синем свете, который исходит от монитора. Ряд исследований подтвердил, что он способен оказывать негативное воздействие на сетчатку.
  • Плохое или очень яркое освещение в помещении. Недостаток света, так же как и его избыток, оказывают негативное воздействие на зрение.
  • Яркое солнце способно повредить сетчатку, а отсутствие света – вызывать большое напряжение глаз и провоцировать развитие близорукости.
  • Употребление алкоголя и курение. Токсины, содержащиеся в спиртных напитках и никотине, негативно сказываются на здоровье всего организма. В частности, они затрудняют кровообращение в сосудах глаза, что ведёт к недостаточному поступлению кислорода к тканям и нарушению зрения.
  • Неправильное питание. Диета, в которой присутствует большое количество жиров и «быстрых» углеводов, и почти отсутствуют витамины, содержащиеся в свежих фруктах и овощах, лишает наши глаза питательных веществ, необходимых для нормального зрения.

Особенности психоэмоционального развития

питание для детей с нарушением зрения

Психика слепых и слабовидящих людей существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью.

Нарушение зрения и его крайняя форма — слепота — значительно сужает сферу чувственного познания и может повлиять на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Многие исследователи отмечают, что слепота влечёт за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. Такие выводы были сделаны в ходе исследований поздно ослепших людей, тяжело переживающих утрату зрения, а также слепорождённых и рано ослепших людей.

Особенности физического развития

питание для детей с нарушением зрения

Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека — активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. Это явление объясняется тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать всё окружающее, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых людей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве.

Когда дают инвалидность

Плохое зрение и невозможность обходиться без посторонней помощи тоже являются одной из причин, по которым человеку дается инвалидность.

Определение группы инвалидности по зрению является прерогативой офтальмолога.

питание для детей с нарушением зренияI группа инвалидности устанавливается при четвертой степени нарушений работы органа зрения. Критерии этой степени — полная слепота (нулевое зрение обоих глаз); острота зрения лучше видящего глаза не выше 0,04 диоптрии; сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-0° от точки фиксации.

II группа инвалидности устанавливается при третьей степени нарушений в работе зрительного анализатора. Её критериями служат:

  • острота зрения лучше видящего глаза от 0,05 до 0,1;
  • сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-20° от точки фиксации.

При второй группе инвалидности трудовая деятельность человека возможна только в специально созданных условиях. Обычно это общества слепых, где люди выполняют работу руками.

Глазные капли Окулохель с инструкцией

Глазные капли от глаукомы и глазного давления Трусопт представлены в этой статье.

Что делать, если появился ячмень на глазу расскажет эта статья.

Третья группа инвалидности может устанавливаться при второй степени нарушений зрения, которые характеризуются:

  • снижением остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
  • односторонним сужением границ поля зрения менее 40° и не более 20° от точки фиксации.

Инвалиды третьей группы — это слабовидящие люди.

Несовершеннолетним гражданам с 1-3 группой инвалидности присваивается статус «ребёнок-инвалид».

Видео

Выводы

Таким образом, дефект нарушение зрения представляет собой физический или психологический недостаток, который влечёт за собой некоторые отклонения от нормального развития. Врождённые и приобретённые дефекты относятся к первичным нарушениям, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов как у взрослых, так и у детей.

Также читайте характеристику детей со зрительными отклонениями, и как получить инвалидность по зрению.

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *