Важность здорового питания для детей

Питание и здоровье детей дошкольного возраста связаны между собой неразрывно, поскольку растущий организм требует большого количества питательных веществ.

важность здорового питания для детейПолноценное сбалансированное питание детей позволяет формировать здоровые ткани, закладывать фундамент для будущих школьных нагрузок. О том, каким должно быть питание детей в возрасте от 3- до 7-ми лет, можно узнать в предлагаемом материале. Представлены основные момент организации и разработки полноценного рациона.

Дети дошкольного возраста очень любознательны и подвижны, они много бегают, прыгают, значительное время проводят в активных играх на свежем воздухе, многие из них занимаются спортом, а такой образ жизни сопровождается большими энергетическими затратами.

В то же время в организме продолжаются процессы усиленного роста и развития, совершенствуется работа всех органов и систем, а обмен веществ протекает весьма интенсивно и напряженно. Достаточно сказать, что ежегодно рост ребенка увеличивается на 5-8 см, а в период первого физиологического вытяжения, приходящегося на 6 лет, — на 10 см и более. Вес 6-7-летнего ребенка вдвое больше, чем его вес в годовалом возрасте.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что потребность детского организма в пластических и энергетических материалах достаточно высока, поэтому очень важно обеспечить ребенка полноценным и сбалансированным питанием.

Влияние и значение правильного питания для здоровья детей

Значение правильного питания детей следует оценивать с точки зрения основных пищевых веществ — белков, жиров и углеводов, минералов и витаминов в питании ребенка, так же как и о необходимости правильного соотношения между ними, то есть о сбалансированности питания. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе дошкольника должно составлять 1:1:4.

Влияние питания на здоровье детей не обходится без достаточного количества белка, которое в суточном наборе продуктов должно составлять 70 г, из них животных белков должно быть не менее 65%, что составляет приблизительно 45-50 г.

Суточная потребность дошкольника в жирах — 70 г, из них растительное масло должно составлять 15%, то есть 10-12 г. Остальное количество ребенок получает со сливочным маслом, сметаной, сливками. Не забывайте о том, что жир поступает в организм в составе мясных и молочных продуктов, колбасных и кондитерских изделий.

Содержание углеводов в суточном рационе ребенка дошкольного возраста должно составлять 280-300 г. На первом месте должны стоять сложные углеводы, которые содержатся в овощах, фруктах, крупяных изделиях. А вот простые углеводы, дающие «пустые» калории, следует ограничивать до 60 г в сутки (сюда входят сахар, варенье, конфеты и кондитерские изделия).

Принцип регулярности питания должен обязательно соблюдаться в детском возрасте. Дошкольники обычно питаются 4 раза в сутки, причем распределение пищевой нагрузки по калорийности выглядит таким образом: завтрак — 30%, обед — 40%, полдник — 10%, ужин — 20%.

Следует иметь в виду, что качество белка зависит от степени его усвояемости в желудочно-кишечном тракте и последующего всасывания аминокислот. Легко усвояемым, а следовательно, более ценным являются молочный и рыбный белки, на втором месте — мясной белок, на третьем — белки растительного происхождения. Поэтому на ужин предлагайте ребенку молочные или рыбные блюда, чтобы не принуждать пищеварительный тракт к интенсивной работе в ночное время.

Меню полноценного питания детей: что обязательно включать в рацион дошкольника

При составлении меню полноценного питания детей старайтесь на завтрак предлагать ребенку кашу. Во-первых, это энергоемкое блюдо надолго дает ощущение сытости. Во-вторых, содержит клетчатку, которая не позволит кишечнику лениться. В-третьих, для отдыхавшего ночью желудка каша послужит разминкой перед напряженным рабочим днем.

Нужно обязательно включать в рацион детей большое количество свежих овощей и фруктов. На обед обязательно предлагайте салат из овощей, свежих, отварных или консервированных. С ними ребенок получит необходимые ему витамины, минеральные соли, микроэлементы, а также растительную клетчатку, способствующую перистальтике кишечника.

На ужин предпочтительно готовить легкоусвояемые блюда. Мы знаем, что легче всего перевариваются и усваиваются рыбные и молочные белки, поэтому желательно предлагать ребенку и всей семье рыбу в любом виде: отварную, жареную, рыбные котлеты и суфле, рыбу под маринадом. Если готовите мясное блюдо, то используйте рубленое мясо: котлеты, фрикадельки, биточки, голубцы, перец фаршированный и т. д.

На гарнир к мясу подавайте овощи и зелень. В их компании мясо лучше переваривается и усваивается, чем с углеводами (картофель, макароны, тесто).

Это основные принципы рационального питания, придерживаясь которых, любая хозяйка способна кормить семью вкусной и здоровой пищей. Рацион питания дошкольника должен соответствовать этим основам.

Примерное меню для дошкольника

важность здорового питания для детей

Завтрак (9.00-10.00): каша овсяная молочная с изюмом, хлеб с маслом и сыром, какао с молоком.

важность здорового питания для детей

Обед (12.00-13.00): салат из свежей капусты и моркови с растительным маслом, суп-лапша на курином бульоне, отварная курица с рисом, компот из сухофруктов.

важность здорового питания для детей

Полдник (16.00-17.00): пирожок с повидлом, отвар шиповника, фрукты.

важность здорового питания для детей

Ужин (20.00): салат из свежих огурцов и помидоров, рыбная котлета с картофельным пюре, чай.

В течение дня по желанию можно поесть сырые овощи и фрукты. Перед сном не возбраняется выпить стакан кефира, йогурта, простокваши, ацидофилина и т. д.

Примерный объем порций для дошкольника: каша — 200-250 г, салат— 50-60 г, первое блюдо— 150-200 мл, мясное, рыбное блюдо — 100-120 г, гарнир — 60-80 г, компот, напиток, чай, молоко, кефир — 150-200 мл. В течение дня ребенок должен получить хлеба и хлебобулочных изделий 100-120 г: ржаного хлеба — 40 г, пшеничного — 60-70 г. Если ребенок любит погрызть сухарики, сушки, баранки, печенье, количество хлеба в рационе следует уменьшить.

Как накормить ребенка малоежку: что делать

Что делать, если ребенок малоежка и категорически отказывается употреблять в пищу достаточное количества белка, жиров и углеводов?У каждого ребенка индивидуальные потребности в питании, поэтому приведенные выше нормы носят рекомендательный, а отнюдь не обязательный характер. «Малоежке» достаточно 150 г каши, а обед из трех блюд и вовсе ему не по силам, и не надо делать из этого трагедии. Если ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, активный, веселый и подвижный, значит, ему хватает того объема и калорийности, которые он получает. Перед тем как накормить ребенка малоежку, посчитайте примерное количество калорий, которые он затрачивает в течение дня.

А другому систематически не хватает предложенных порций, он постоянно требует добавки и «перекусов» между основными приемами пищи. Если это конституциональная особенность, связанная с повышенным обменом веществ, ничего страшного в этом нет. А если повышенный аппетит является следствием извращенного пищевого поведения, привитого чадолюбивыми родителями с пеленок и уже приведшего к избыточному весу, следует немедленно принимать самые строгие меры.

Причины снижения и плохого аппетита у детей: почему ребенок мало ест и что делать

Проблема, вызывающая беспокойство у родителей, а тем более у любящих бабушек, — стойкое снижение аппетита у детей, причины которого не ясны и пугают. Не стоит паниковать, если ребенок мало ест, причины могут быть вполне прозаичными и вызванными неправильным пищевым поведением в семье.

Аппетит (от латинского appelitus — стремление, желание) — приятное ощущение, связанное с потребностью в пище, а также физиологический механизм, регулирующий поступление в организм пищевых веществ. При длительном отсутствии пищи это приятное ощущение переходит в пренеприятнейшее чувство голода. Причины плохого аппетита у ребенка могут скрываться за неправильно разработанным рационом питания.

Хороший аппетит свидетельствует о физическом и психическом благополучии человека. Но и у этого приятного во всех отношениях спутника пищеварительного процесса существуют отклонения как в ту, так и в другую сторону: снижение аппетита (анорексия) или болезненное усиление аппетита (булимия). Узнать, почему у ребенка плохой аппетит, помогут предложенные далее советы по организации суточного рациона. Первое, что делать, если у ребенка плохой аппетит, это анализировать калорийность рациона, с учетом всех перекусов и употребляемых сладостей.

Анорексия означает снижение или полное отсутствие аппетита. Такое состояние может возникнуть и у здорового человека в жаркую погоду, утром после сна, во время увлечения каким-то интересным делом, при неприятных известиях и эмоциях. Однако длительные нарушения аппетита в сочетании с другими симптомами имеют существенное значение в диагностике заболеваний. Снижение аппетита наблюдается при острых инфекционных и соматических заболеваниях, при неврозах и эндокринных нарушениях, при аллергических реакциях и интоксикациях. При заболеваниях органов пищеварения снижается активность пищеварительных ферментов, поэтому анорексия является почти постоянным симптомом. У ребенка с хроническими заболеваниями носоглотки (аденоиды, тонзиллит, фарингит) очень часто язык обложен налетом, следовательно, чувствительность вкусовых рецепторов снижена, и нарушение аппетита является обычным делом.

Нередко наблюдается избирательная анорексия, т. е. отвращение к какому-то определенному продукту, например к мясу или молочным продуктам.

Стойкое снижение аппетита во многих случаях является первым признаком какого-либо заболевания, тем более, если до этого момента с аппетитом проблем не было. Обратитесь к врачу, пройдите необходимое обследование, чтобы не пропустить развития болезни.

Ребенок плохо кушает: как поднять аппетит

Задумайтесь над вопросом: не является ли нарушение аппетита следствием неправильного пищевого поведения в семье? Во многих случаях ребенка с детства кормят насильно, вырабатывая негативное отношение к пище и к самому процессу еды. Пока он маленький, противостоять напору мамы и бабушки ему не по силам. А в более старшем возрасте он отстаивает свое право на употребление пищи по потребности, а не по желанию родителей. Не стоит употреблять свою власть, чтобы совладать с непослушным едоком. Чувство голода — самый лучший стимулятор аппетита, поэтому надо сажать за стол проголодавшегося ребенка. Соблюдайте режим кормлений и не подсовывайте лакомых кусочков в перерывах между ними, тогда у него выработается здоровый интерес к еде. Перед тем как поднять аппетит, если ребенок плохо кушает, следует нормализовать его суточный рацион и ввести режим питания.

важность здорового питания для детейОрганизм человека — совершенный механизм, который сам определяет свои потребности. И эта способность предохранит ребенка от переедания и ненужных лишних килограммов.

Иногда жалобы мамы на плохой аппетит ребенка бывают совершенно необоснованными.

За завтраком он отказался от каши и бутерброда, выпил лишь два глотка какао. Зато на прогулке попросил купить пирожок или калорийную булочку и запил «сухой паек» пакетиком сливок или сока. А перед самым возвращением домой съел еще и банан. В общем, получилась не прогулка, а «завтрак на ходу».

Не успели домой вернуться, как мама уже обедать зовет. А какой тут обед, если желудок полон под завязку? Едва поковырялся в тарелке, чтобы мама не ругалась, да выпил стакан компота.

Дома всегда в наличии пряники, печенье, конфеты, которые он таскает между делом, а когда приходит время ужина, он опять не хочет есть.

Такая беспорядочная еда всухомятку нарушает работу пищеварительной системы и создает почву для хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, хотя вполне обеспечивает организм необходимыми калориями.

Надо ли заставлять ребенка есть?

Наведите порядок в режиме питания, и аппетит наладится. Никаких перекусов на ходу! Только нормальная пища в отведенное для этого время. Не спешите сажать ребенка за стол, лишь только он проснулся. Ответ на вопрос о том, надо ли заставлять ребенка есть в то время, когда он этого не хочет, прост. Пусть разгуляется и сам попросит кушать. Не позавтракал — ну и не надо, пусть теперь терпит до обеда. На улице не поддавайтесь на его нытье и просьбы «купить хоть печеньице или сока». Проявите характер, и в течение нескольких дней к ребенку вернется аппетит, а к вам — спокойствие.

Иногда причиной снижения аппетита является однообразная еда: «опять эта каша», «надоел этот суп». Добавьте в кашу горсточку изюма, свежих ягод, орешков, а в надоевший суп — макаронных изделий в виде звездочек, колечек, спиралек. Привлеченный необычным видом кушанья, «малоежка» еще и добавки попросит. Ведь красиво оформленное блюдо становится еще вкуснее. А вкусная еда — одно из главных удовольствий в жизни, вызывающее положительные эмоции.

Дети не знают о том, как пища влияет на здоровье. Им важнее получить от нее удовольствие, а не пользу, поэтому они отказываются от каш и супов, а вместо них требуют пельмени, жареную картошку, сухарики и чипсы, шоколадные конфеты. При этом многие родители идут у своих чад на поводу, находя для себя простое оправдание: «Лучше пусть кушает такое, чем ничего».

✔ Оглавление

  • 1. Что подразумевается под правильным питанием
  • 2. Какие вещества необходимы растущему организму?
  • 3. Основные принципы детского питания
  • 4. Примеры меню на каждый день для детей разного возраста
  • 5. Совет

Это в корне неверный подход, из-за которого молодая семья может столкнуться с серьезными проблемами. Сотрудники ВОЗ с сожалением констатируют, что статистика детского ожирения во всем мире выросла до катастрофических цифр. Современные дети испытывают большие физические и умственные нагрузки. После школы они не идут домой отдыхать, а бегут к репетиру по иностранному языку, на спортивную секцию или еще куда-нибудь, куда их записали заботливые мамы и папы.

важность здорового питания для детей

«Рабочий день» ребенка зачастую заканчивается гораздо позже, чем у них самих. В таком режиме организм никак не может обойтись без необходимого набора полезных веществ, если он будет получать одни лишь быстрые углеводы (сидеть на крекерах, пирожных и кока-коле), то рано или поздно даст сбой. Именно поэтому главная задача взрослых – организовать своему ребенку правильное питание на каждый день.

☘ Что подразумевается под правильным питанием

Ограничение выдачи карманных денег, чтобы сын или дочь не могли покупать сладости в ларьках – это не выход из ситуации. Здесь нужно действовать иначе: рассказывать о вреде такой еды, подавать хороший пример, постепенно приучать к здоровому рациону, состоящему исключительно из полезных блюд. То есть, все детские блюда должны быть приготовлены из качественных натуральных продуктов, в которых нет красителей, консервантов, усилителей вкуса и прочего медленного яда. Полученные вместе с ними микроэлементы и витамины принесут много пользы: зарядят энергией, обеспечат полноценное физическое, умственное и психическое развитие, укрепят иммунную систему.

важность здорового питания для детей

☘ Какие вещества необходимы растущему организму?

Их список достаточно большой.

· Углеводы – простые и сложные. Первые поднимут активность, только брать их нужно не из шоколадных батончиков (сахароза), а из фруктов, ягод, орехов, меда (фруктоза, глюкоза). В отличие от них сложные углеводы не дадут быстрый энергетический заряд. Они действуют постепенно и поддерживают активность ребенка на протяжении всего дня. На первом месте здесь злаки, овощи, зелень, грибы.

· Белки – важнейший компонент меню правильного питания для семьи с детьми. Это вещества, без которых невозможно нормальное развитие маленького человека. Больше всего их в мясе, рыбе, яйцах, кисломолочной продукции и бобовых.

важность здорового питания для детей

· Жиры – отказываться от них нельзя ни в коем случае, ведь организму нужна подкожная жировая прослойка. Вопрос только в их количестве и качестве. Чтобы уже в раннем возрасте на боках не появились характерные складки, ребенка следует оградить от насыщенных жиров животного происхождения и обеспечить его организм легкоусвояемыми растительными. Такими богаты растительные масла, орехи и рыбий жир.

· Микроэлементы – обязательная составляющая детского питания. Кальций нужен для роста и укрепления костей, калий – для развития мышц, в железе нуждается кровь, йод необходим для нормального функционирования щитовидной железы, фосфор, магний и селен требуется нервной системе, а фтор укрепляет зубную эмаль.

· Витамины – обеспечивают полноценное развитие. Витамины А, Е, D, РР и некоторые другие нормализуют работу внутренних органов, С является главным иммуномодулятором, В нужен нервным клеткам и клеткам мозга, он повышает активность и настроение.

· Клетчатка – нормализует пищеварение. Это вещество содержится далеко не во всех продуктах, а если и есть, то в минимальных дозах. Больше всего клетчатки в бобовых, зелени, овощах и фруктах.

важность здорового питания для детей

· Молочнокислые бактерии – составляют основную часть микрофлоры кишечника, препятствуют размножению вредных для здоровья гнилостных бактерий. Поддержать их количество на должном уровне помогут кефир, ряженка, сметана, творог.

Все вышеперечисленные вещества должны поступать в организм ребенка только со свежими натуральными продуктами. Именно из них надо сформировать рацион.

☘ Основные принципы детского питания

Сложно найти человека, которому бы не нравилась жареная пища. Довольно часто родители, заботясь о здоровье малыша, запрещают ему жареные блюда, при этом сами уплетают их за обе щеки, причем прямо у него на глазах. Подавать такой пример недопустимо, поскольку ребенок будет искать и найдет такую пищу за пределами дома.

Например, уличный фастфуд: картофель фри, блинчики, колбаски, куриные крылышки… Взрослые опомниться не успеют, как их ненаглядное чадо пристраститься к подобной еде. Чтобы не допустить этого, им самим надо отказаться от жареного и освоить другие способы приготовления блюд для всей семьи. Можно тушить, запекать, отваривать, готовить на пару. Вариантов много, нужно лишь собраться и изменить свои привычки.

важность здорового питания для детей

Отказ от жареного – это первый этап, здоровое питание для детей требует от родителей выполнения еще нескольких правил.

· Пища должна быть достаточно разнообразной, если варить одни только каши, юный гурман быстро от них откажется.

· Ежедневно в меню должны присутствовать фрукты, овощи и молочная продукция (молоко в свежем виде – не больше 200 г в сутки).

· Из рациона следует исключить кетчупы, майонезы, острые соусы и специи.

· Желательно снизить потребление соли и сахара.

· Если дочь или сын привыкли к кондитерским изделиям и газировкам, стоит поискать им альтернативную полезную замену.

· Рекомендуется разделить дневной объем пищи на 4-5 приемов.

· Важно уже с ранних лет знакомить свое чадо с азбукой правильного питания. Для детей такую информацию следует подавать в особой форме. К примеру, чтобы пройти следующий уровень компьютерной игры, нужно скушать тарелку овсяной каши, которая добавит сил.

важность здорового питания для детей

Конечно, на одной овсянке рацион для ребенка не построишь. Придется постараться и научиться готовить много разных блюд. Важно понять, что вкусная и полезная еда для детей – это не фантастика. Она действительно может приносить и пользу, и удовольствие одновременно, а для ее приготовления подойдут привычные и вполне доступные продукты.

☘ Примеры меню на каждый день для детей разного возраста

Стремление сделать питание своего ребенка полноценным и максимально его разнообразить не должно стать причиной «конфликта поколений». При подборе продуктов также следует учитывать и его желания, если они не идут в разрез со здоровым образом жизни. Что можно предложить малышу утром, в обед, вечером и в качестве перекуса между основными приемами? В организации питания рекомендуется руководствоваться возрастными особенностями. Рассмотрим несколько образцов.

2-3 года

  • Завтрак – пшенная каша с кусочками тыквы, хлеб с маслом (легкий бутерброд), чай.
  • Обед – куриный суп, картофельное пюре с тефтелей, свежий сок.
  • Полдник – яблоко, печенье, домашний йогурт.
  • Ужин – творожная запеканка, компот.

важность здорового питания для детей

4-5 лет

До пяти лет продолжается четырехразовое питание, основанное на продуктах, способствующих правильному развитию ребенка.

  • Завтрак – рисовая каша на молоке, стакан какао.
  • Обед – гречневый суп, овощной салат, кисель.
  • Полдник – запеченные яблоки, овсяное печенье.
  • Ужин – рыбное филе, пудинг, сок.

важность здорового питания для детей

6-7 лет

В этом возрасте практически все дети становятся слишком уж капризными по отношению к еде, многое им не вкусу. Несмотря на это питание должно оставаться сбалансированным и достаточно калорийным, чтобы поддерживать энергию. Количество приемов пищи можно увеличить до пяти.

  • Завтрак – любая молочная каша, хлеб с маслом и твердым сыром, чай.
  • Второй завтрак – яблоко или банан (берет с собой в школу).
  • Обед – суп, тушеное мясо, салат из овощей, компот из сухофруктов.
  • Полдник – запеканка (как вариант – пудинг), свежий фрукт, кукурузное печенье с молоком.
  • Ужин – мясо кролика на пару, гарнир из тушеных овощей, кефир.

важность здорового питания для детей

☘ Совет

В организации правильного питания для детей важную роль играет родительский пример. Если папа или мама на глазах у ребенка кушает жареный окорочок с золотистой корочкой, не скрывает своего удовольствия и при этом рассказывает о вреде такой пищи, он не поверит ни одному слову. Мало того, ему будет завидно, очень обидно и обязательно захочется попробовать точно такой же. Поэтому взрослым желательно пересмотреть и свой рацион, это пойдет на пользу всей семье.

Как организовать питание ребенка, чтобы рацион мог удовлетворить все энергетические потребности в этом возрасте. В период, когда ребенок идет в школу, у него отмечается повышенная психологическая и физическая нагрузка, поэтому пища должна быть здоровой, питательной и максимально полезной. Правильное питание для детей школьного возраста – это залог его крепкого иммунитета, хорошей успеваемости и здоровья. Этой теме уделено много внимания, но некоторые вопросы так и остались нераскрыты. Какие продукты стоит ограничивать в рационе? Какой режим питания нужно выбрать? Какой способ приготовления пищи наиболее оптимальный?

Рекомендации по организации правильного питания для школьников

Педиатрами и диетологами всего мира общеприняты следующие принципы здорового питания школьников:

  • Калорийность. При создании рациона на каждый день, необходимо учитывать энергозатраты ребенка.
  • Разнообразие. Это один из главных принципов создания меню, только так можно обеспечить организм незаменимыми аминокислотами.
  • Режим. Питаться ребенок должен регулярно, промежутки между приемами пищи должны быть регламентированы.
  • Сбалансированный рацион. Обязательным считается наличие белков животного происхождения. Углеводы, которые быстро расщепляются, должны составлять не более 20%.
  • Витамины. В рационе должны присутствовать овощи и фрукты.

Конечно же, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Крайне важно, чтобы дети кушали рыбу, не менее одного или двух раз в неделю. Каждый день необходимо употреблять молочные продукты, особенно йогурт, молоко, сыр. Всевозможные сладкие вкусности и жирные блюда допускаются в рационе, но они не должны заменять собой здоровую пищу.

важность здорового питания для детей

Его величество – режим питания

Детей школьного возраста надо приучать к самостоятельности. Завтрак можно запланировать на 7-8 часов утра. Перекус приходится на 10-11 часов, в школе, на перемене. Обед может проходить либо дома, либо в школе. Ужин планируем на 19-20 часов вечера. Правильное питание для детей школьного возраста предусматривает, что завтрак и обед должны быть наиболее энергетически емкими, а вот ужинать лучше за два часа до сна.

Что же касается способа приготовления, то здесь нет каких-то особых рекомендаций. Если же ребенок склонен к набору лишнего веса, то стоит исключить из рациона жареную пищу, а также сладости и газированные напитки.

Несколько слов о калорийности

Считать калории можно не только в период похудения, а также для поддержания своего тела в тонусе. Также вы можете просчитывать калорийность и для своего ребенка.

  • Ученики младшей школы имеют свою норму калорий, которая составляет не более 2400ккалорий.
  • Школьники, которые учатся в средней школе, должны получать – 2500ккал.
  • Старшеклассникам положено до 2800ккал.
  • Дети, которые активно занимаются спортом, нуждаются в энергетически емком питании, поэтому должны употреблять на 300 ккал больше.

Если у вас нет времени подбирать калорийность рациона себе и членам своей семьи, можно воспользоваться готовыми меню от ГроуФуд.

Что надо прививать детям?

Подытоживая все по теме «Правильное питание для детей школьного возраста», хотелось бы сказать, что колоссальное значение имеет культура питания, а приучаться кушать правильную еду необходимо с детства. Поощряйте детей к употреблению разнообразной питательной пищи. Не стоит отказывать себе в свежих овощах и фруктах. Отдельного внимания заслуживают продукты с высоким содержанием крахмала, а польза от цельного молока, йогурта и сыров вообще несравнима. Основным источником поступления жидкости в организм должна быть вода, а не сладкие газировки.

Питание здорового ребенка.Биологическое значение пищи и обоснование потребности в ней у детей

Питание для живого организма — это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном отношении питание — важнейший фактор роста и гармоничного развития ребенка, адаптации к меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической резистентности. Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведет к возникновению дистрофических состояний (гипо- и паратрофия, ожирение), анемии, острых расстройств пищеварения, предрасполагает к инфекционным и другим болезням. Отечественные педиатры всегда с большой серьезностью относились к рекомендациям по питанию здорового ребенка и активно внедряли достижения науки в педиатрическую практику. Особое внимание уделялось при этом вскармливанию детей раннего возраста, процессы роста, развития, адаптации у которых исключительно напряжены, а морфологические и функциональные возможности системы пищеварения слишком ограничены. Обеспечение таких детей пищей, адекватной их возможностям, имеет важное профилактическое значение, ведет к снижению заболеваемости и детской смертности. Основой для разработок диетологии здорового и больного ребенка явились труды И.П. Павлова и Н.И. Красногорского по физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности, А.А. Покровского по влиянию питания на обмен веществ и реактивность организма. Большое значение имеют появившиеся в последние десятилетия работы А.М. Уголева по вопросам пристеночного пищеварения, регулятоного влияния энтериновой( кишечной гормональной) системы. В настоящее время разработка вопросов диетологии здорового и больного ребенка активно продолжается М.Я. Студеникиным, К.С.Ладодо, А.В. Мазуриным, И.М. Воронцовым, Е.Ч. Новиковой, В.Г. Киляковской, В.Д. Отт, Л.В. Дружининой, Е.М. Фатеевой, P.N. Bennett,P. Hahn, P.E. Hartmann, J.C. Kent и другими исследователями.

Быстрый рост и развитие организма ребенка обеспечивается большой интенсивностью обмена веществ с преобладанием ассимиляции над диссимиляцией. Пластические процессы сами по себе требуют значительных энергетических затрат. Особенно активно прибавка массы тела и роста идет в 1-й год жизни. Известно, что к 4-4,5 месяцам жизни масса тела ребенка удваивается, а к 10-11 — утраивается; рост ребенка к концу года увеличивается на 25 см. Для обеспечения быстрого нарастания массы тела и роста в первые 3 месяца расходуется 46% энергии, образующейся из поступающей пищи.

Постепенно пластические процессы замедляются и уменьшается расход на них энергетических запасов. В возрасте 3-6 месяцев он составляет 26%, 6-9 — 13%, в 9-12 месяцев — 8%.

Кроме расходов на рост и развитие энергия всегда используется на поддержание основных жизненных процессов в организме. Величина ее характеризуется показателем основного обмена — количеством энергии, затрачиваемой человеком, находящимся в расслабленном, комфортном состоянии, утром вскоре после пробуждения и через 14 часов после приема пищи (ВОЗ, докл. N 522). В связи со специфически динамическим действием пищи определенное количество энергии используется на усиление обмена веществ в ответ на принятую пищу. У детей этот вид затраты энергии значительно меньший, чем у взрослых. Повышение обмена более выражено при приеме белковой пищи и менее — содержащей жиры и углеводы.

С ростом и развитием ребенка повышаются расходы энергии на мышечную работу вследствие увеличения двигательной активности.

Однако это возрастание менее значительно, чем падение величины затрат энергии на рост. У детей раннего возраста двигательная активность относительно небольшая, но и у них расход энергии при крике и плаче может быть повышен на 100-200%.

Общую потребность в энергии ребенка составляет сумма затрат ее на обеспечение пластических процессов, связанных с ростом ребенка, на двигательную активность, а также на основной обмен и

специфически динамическое действие пищи.

Понятие «рациональное вскармливание» включает введение в рацион в оптимальных по количеству и качеству соотношениях основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных

солей, а также биологически активных элементов пищи (витаминов,

гормонов), обеспечивающее нормальные процессы обмена веществ.

Наиболее глубокое обоснование концепции сбалансированного питания дано в трудах А.А. Покровского (1974,1992), для детей — В.Д. Отт (1987), К.С. Ладодо (1987), R.C. Trang, B.L. Nichols (1988), R.A. Lawrence (1989).

В табл. 38 представлены потребности детей раннего возраста в основных пищевых веществах и калориях

Вскармливание детей раннего возраста

Грудное вскармливание. Анатомо-физиологические особенности и незрелость желудочно-кишечного тракта детей грудного возраста при повышенной потребности в пищевых веществах вызывают необходимость в легкоусвояемой пище, которая по количеству и качеству соответствовала бы потребностям ребенка. Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка 1-го года жизни является материнское молоко. Грудное вскармливание способствует гармоничному росту и развитию ребенка, повышает сопротивляемость его инфекциям, создает резервы, необходимые в стрессовых ситуациях. По-видимому, только женское молоко обеспечивает ребенку поступление незаменимых веществ в течение длительного времени.Некоторые незаменимые продукты должны содержаться в ежедневном рационе, другие могут накапливаться в организме и бывают необходимы периодически.

Зрелое женское молоко имеет самое низкое содержание белка по сравнению с молоком всех других млекопитающих. Среднее содержание белка грудного молока составляет1,10г/100мл(табл.39).

Содержание пригодного для питания белка может быть даже меньшим, чем 0,8г/100мл, если внести поправку на белки сыворотки(противоинфекционные белки, такие как секреторный иммуноглобулин А, лизоцим и лактоферрин),которые почти не расщепляются в желудочно-кишечном тракте и не могут быть поглощены. Тем не менее,этого количества белка достаточно для нормального роста детей.Белки необходимы ребенку не только как основной пластический материал, но и как важный элемент для синтеза гормонов, ферментов, выработки антител и формирования иммунитета. Организм ребенка высокочувствителен к недостатку белка и изменеи качественного состава его.Около 20% массы тела взрослого человека приходится на белки.Аминокислоты,составляющие их, относятся к незаменимым питательным веществам, участвующим в образовании протоплазмы клеток. Из 24 известных аминокислот 8 (треонин,валин,лейцин,изолейцин,лизин,триптофан,фенилаланин,метионин) являются незаменимыми эссенциальными,для детей первого года жизни незаменимой аминокислотой является и гистидин.Аргинин,цистин и таурин незаменимы для детей с низкой массой при рождении.

Женское молоко имеет более высокие уровни свободных аминокислот, таурина и цистина и более низкие метионина, чем коровье. Цистин необходим для развития плода и детей, родившихся раньше срока, так как активность цистатионазы, ускоряющей превращение метионина в цистин, недостаточна в мозге и печени. Таурин служит нейропередатчиком и нейромодулятором для развития ЦНС, а также необходим для образования солей желчи и,следовательно, для усвоения жиров. Дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин из цистина и метионина, и поэтому для

маленького ребенка таурин нужно рассматривать как незаменимую аминокислоту.

Потребность в белке при искусственном вскармливании относительно выше, чем при естественном, в связи с тем, что в желудочно-кишечном тракте усваивается около 90% белка коровьего

молока и менее 60% -растительного, в женском же молоке содержится наиболее «идеальный» белок, усваивающийся почти полностью.Белок растительной пищи отличается и низкой биологической ценностью, поскольку часто не содержит незаменимых аминокислот.Рекомендуемые величины суточного потребления белка для детей приведены в табл. 40

Недостаток белка в пище ведет к задержке роста, становления физиологических функций, уменьшению выработки гормонов, ферментов, развитию гипотрофии. Избыток поступления его в организм может вызвать аллергические реакции, дистрофические поражения почек и другие патологические явления.

Жиры — один из источников энергии для организма. Кроме того, жиры и продукты их обмена обеспечивают многие биологические функции организма: участвуют в образовании клеточных мембран, являются носителями жирорастворимых витаминов А,D,E,К и др. Приблизительно 98% натуральных жиров составляют триглицериды, оставшиеся 2% приходится на свободные жирные кислоты, моно- и диглицериды, холестерол и фосфолипиды, в том числе лецитин, цефалин, сфингомиелин и цереброзиды. Потребность в жирах у грудных детей относительно высока, к году она снижается с 7 до 5 г на 1 кг массы(табл.40). В другие возрастные периоды соотношение жира к белку в пище должно составлять 1:1.

В рацион ребенка нужно вводить до 10-15 % жиров в виде растительных жиров, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК).

По нормам ПНЖК должны обеспечить для новорожденных 5-6% общей

калорийности пищи, для детей раннего, дошкольного и школьного

возраста- 2-3% (М.Я.Студеникин, К.С.Ладодо, 1991).

В молоке матери содержится необходимое количество жира и

ПНЖК. Женское молоко по составу жирных кислот стабильно и содержит около 57% ненасыщенных и 42% насыщенных жирных кислот,

богато холестерином, фосфолипидами. Среди ПНЖК особенно важны

арахидоновая и линоленовая кислоты содержание их в женском молоке в 4 раза выше, чем в коровьем (0,4 и 0,1 г/100мл соответственно). ПНЖК необходимы для развития мозга, миелинизации нервных волокон, синтеза простогландинов и др. Дефицит ПНЖК при необходимости может быть покрыт за счет введения в пищу растительного масла.

При недостатке жира в пищу ребенка замедляется рост, снижается иммунитет, развиваются патологические изменения кожи.

Избыток же его угнетает секрецию пищеварительных желез, уменьшает уровень переваривания и усвоения белка, нарушает фосфорно-кальциевый обмен. Большая часть потребностей в калориях обеспечивается за счет углеводов, которые создают необходимый объем пищи. Углеводы депонируются в основном в виде гликогена в печени и мышцах, но составляют не более 1% массы тела. Однако, размеры печени ребенка 1-го года равны 10% массы таковой у взрослого человека, мышечная же масса — 2% , следовательно, количество гликогена у детей значительно меньшее, чем у взрослых ( примерно 3,5%). До 15% массы печени и 3% мыщц может составлять

гликоген, небольшие его количества находятся практически во

всех органах. При гликогенолизе в печени в основном образуется глюкоза, в мышцах — молочная кислота. Углеводы необходимы как пластический материал, поскольку входят в состав всех клеток и тканей организма, а также способствуют синтезу белков и окислению жиров. При введении в рацион 1г глюкозы окисляется 1,5 г жирных кислот.

Потребность в углеводах у детей различного возраста в

расчете на 1 кг массы тела примерно одинакова — 12-14 (максимум 16) г, что превышает необходимое количество белков и жиров в 4-5 раз. Лактоза является основным углеводом (7%) женского молока, хотя в нем присутствуют в небольших количествах галактоза, фруктоза и другие олигосахара, в том числе и олигоаминосахар — бифидофактор. Лактоза — специфический продукт питания в младенческом возрасте,так как фермент лактаза обнаружен только у детенышей млекопитающих. Важный компонент пищи — клетчатка, в нормальной диете в сутки она должна составлять 170-300 мг/кг. При употреблении высокорафинированных продуктов питания , содержащих мало растительных волокон, наблюдается склонность к запором, развитию аппендицита, адивертикулита и других заболеваний кишечника. Избыточное употребление клетчатки приводит к снижению абсорбции цинка, железа и других незаменимых веществ.

Как недостаток, так и избыток углеводов в пище ведет к

ухудшению процессов пищеварения. Чрезмерное поступление углеводов в организм усиливает синтез жира, отложение его в подкожной клетчатке и вокруг внутренних органов, а также способствует сенсибилизации организма к аллергенам. Избыточное потребление рафинированных сахаров может провоцировать развитие

атеросклероза.Минеральные вещества необходимы организму ребенка для построения скелета, правильного развития органов и систем, нервной, мышечной и костной ткани. Зольный остаток плода составляет только около 3% массы тела при рождении, увеличивается постепенно, достигая 4,35% массы тела у взрослого; 83% этого количества содержится в скелете, 10% — в мышцах. Каждый грамм белка в организме способствует отложению 0,3г минеральных веществ. У детей первых лет жизни особенно высокая потребность в кальции (до 1000мг в сутки) и фосфоре (до 1500мг в сутки).

Минеральные вещества в минимальных количествах входят в

состав всех клеток организма, а многие из них являются составными частями гормонов, ферментов и сами по себе стимулируют или ингибируют биохимические процессы. Железо, медь, кобальт,молибден, марганец и другие элементы имеют важное значение для кроветворения и предупреждения анемии. Суточная потребность в минеральных веществах приведена в табл.41.

Витамины не являются пластическим материалом или источником энергии, но они необходимы организму как важнейшие биокатализаторы и регуляторы обмена веществ. Многие из них входят в состав ферментов, способствуют росту и развитию организма ребенка, повышают его иммунологическую реактивность. Суточная потребность в витаминах приведена в табл.41.

Количество витаминов, необходимое ребенку, в расчете на

1 кг массы тела, значительно выше, чем у взрослых. Недостаток

их в пище может привести к задержке роста, нарушению обмена

веществ, развитию таких проявлений гиповитаминоза, как снижение сумеречного зрения, геморрагический синдром, рахит и др.

Жир женского молока находится в мелкоэмульгированном состоянии и благодаря высокой активности в нем липазы (в действительности, только человек и горилла из млекопитающих обеспечивают своих детенышей и питанием, и энзимом одновременно) лучше переваривается и усваивается. Из углеводов в женском молоке содержится преимущественно бета-лактоза, которая в кишечнике при

гидролизе распадается на глюкозу и галактозу. Бета-лактоза наряду с олигоаминосазаром(бифидофактор) угнетает рост кишечной

палочки, способствует росту бифидобактерий и синтезу микробами

кишечника витаминов группы В, витамина К. Содержащаяся в коровьем молоке альфа-лактоза, наоборот, благоприятствует росту

кишечной палочки. Состав минеральных веществ, макро- и микроэлементов в женском молоке относительно лучший, чем в коровьем.

В нем больше (табл.42) важных для гемопоэза веществ: железа,

меди, марганца, кобальта и др., оно богаче ферментами и витаминами группы В, А, С и др.

Основные пищевые вещества:белки, жиры и углеводы — в женском молоке находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении 1:3:6 ( в коровьем — 1:1:1).

В желудке ребенка женское молоко свертывется более мелкими хлопьями, чем молоко млекопитающих. Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим бактерицидные вещества, в частности иммуноглобулины, лизоцим, лактоферин, альфа-2-макроглобулин и др. Все основные ингредиенты женского молока абсолютно неантигенны по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способствует формированию контакта ребенка с матерью, что очень важно для нормального развития его психики.Следует учитывать, что женское молоко неодинаково по составу в зависимости от периода лактации(табл. 39 ).

Молозиво, выделяющееся в первые 3-5 дней после родов в количестве 10 — 100 мл/день, содержит меньше лактозы, жира и водорастворимых витаминов, чем зрелое молоко, зато больше белков, жирорастворимых витаминов (Е,А и К) и минеральных солей. В нем высок уровень иммуноглобулинов и множество других защитных факторов, что позволяет считать его не только продуктом питания, но и лекарством — модулятором развития ребенка.

Переходное молоко выделяется с 4-5-го дня после родов. Оно богато жиром, но по остальным составным частям и внешнему виду больше приближается к зрелому.

Материнское молоко становится зрелым к концу 2-й недели, однако в процессе лактации состав его еще меняется. Он бывает различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу- жирнее и гуще. Необходимо учитывать, что у различных матерей могут быть некоторые отклонения в приведенных средних показателях. Если в молоке содержится менее 2% жира, 4% сахара и обнаруживаются коагуляция молочных шариков, лейкоциты и молозивные тельца, оно считается неполноценным. Об этом можно думать и в том случае, если ребенок высасывает достаточное количество молока, но происходит задержка в нарастании массы тела, физического и нервно-психического развития. Состав и количество грудного молока во многом зависит от состояния здоровья матери, ее режима и диеты.

Режим и диета кормящей матери. Для достаточно полноценной лактации важно правильное питание уже в период беременности, что позволяет обеспечить наиболее оптимальный процесс формирования и роста плода, а также подготовить организм женщины к будущей лактации.

Суточный рацион беременной и кормящей грудью женщины должен содержать 100-130 г белка, около 100 г жира, 400-500 г углеводов, необходимое количество минеральных солей, особенно

кальция, фосфора, а также витаминов. Потребление жидкости кормящей женщиной составит до 2 л в сутки, достаточный диурез свидетельствуют об адекватном содержании жидкости в диете.

Неверным является мнение о лактогенном действии таких продуктов, как молоко, пиво, овсяная каша и чай.

Полноценное питание кормящей матери может быть обеспечено при ежедневном употреблении в пищу 180-200 г мяса,50 г масла,1 яйца, 800 г овощей и фруктов, не более 500 г хлеба. Особенно важно включать в рацион фрукты, овощи, свежую зелень, ягоды,овощные и фруктовые соки и соблюдать режим питания в течение дня.

Избыточное потребление кормящей матерью молока или молочных продуктов (более 0,5 литра в сутки) может вызвать сенсибилизацию организма ребенка к белку коровьего молока!

Рациональное полноценное питание необходимо сочетать с правильным режимом, что во многом предупреждает гипогалактию.

Кормящая мать должна находиться в спокойной обстановке, достаточно отдыхать, выполнять умеренную физическую работу, гулять на свежем воздухе и спать не менее 8-9 ч в сутки. Совершенно недопустимы курение и употребление спиртных напитков. Некоторые препараты, например мышьяк, барбитураты, бромиды, йодиды, медь,ртуть, салицилаты, опиум, атропин, ряд антимикробных средств (сульфаниламиды, левомицетин, метронидазол),антитиреоидные препараты, противоопухолевые средства, гидразиды изоникотиновой кислоты, могут передаваться с молоком и воздействовать на организм ребенка. Поэтому кормящая мать по возможности не должна принимать лекарств. Однако гипогалактия нередко развивается у женщин, находящихся в нормальных условиях жизни. Различают гипогалактию первичную и вторичную.Первичная гипогалактия обычно возникает на фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению.В таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм. Женщины, особенно первородящие, нередко расстраиваются от предположения, что у них мало молозива или молока, из-за повышенной чувствительности сосков или ощущения переполненности грудных желез на 4-5-й день после родов.Чувствительность сосков является одной из проблем в первый период кормления грудью. Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неправильным положением ребенка у груди. При кормлении необходимо менять положение ребенка , чтобы изменить силу давления сосания на разные участки соска.

Другой причиной является недостаточное сосание, в результате которого голодный ребенок сосет более рьяно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.

Чтобы избежать появление трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочной железой:

1. избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом, так

как при этом удаляется естественная смазка, защищающая кожу сосков.

2. Не пользоваться кремами и аэрозолями, раствором борной

кислоты, так как они могут вызвать развитие аллергического дерматита.

3. после кормления оставлять несколько капель молока на соске, чтобы они высохли на воздухе.

4. держать соски на открытом воздухе столько, сколько можно, по крайней мере ночью.

5. соски всегда должны быть сухими.

Если ребенок сосет правильно и в правильном положении, а соски остаются чувствительными, следует искать другие объяснения.

Возможно, что у ребенка молочница, тогда у матери могут нфицироваться соски, появится их болезненность. В этом случае необходимо лечить мать и ребенка. Может иметь место психо-соматическая болезненность сосков, особенно у первородящих женщин, если мать испытывает чувство беспокойства и неуверенности в способности кормить ребенка грудью. Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится кормить ребенка в открытой палате или в присутствии других лиц. Тревожное настроение женщины может быть связано и с тем, что она беспокоится о происходящем в ее отсутствии дома, о том, что

произойдет, когда она вернется домой. Внимательный врач должен

своевременно выявлять эти переживания ( особенно если это первородящая женщина) и тактичными объяснениями помочь избежать их или свести к минимуму (S.Inch, S.Garforth,1989).

Для борьбы со вторичной гипогалактией кроме нормализации рережима и питания применяются облучение молочных желез ртутно-кварцевой лампой, УВЧ, стимуляция ультразвуком, необходимы вита-

мины А, Е, никотиновая и глутаминовая кислота, апилак, гидролизат сухих пивных дрожжей. Противопоказаниями для кормления ребенка материнским молоком могут быть причины, связанные со здоровьем детей и матерей.

Абсолютными противопоказаниями к грудному вскармливанию

являются:

— септические состояния

— активная форма туберкулеза

— тиф и малярия

— злокачественные новообразования, лейкемия

— заболевания почек, сопровождающиеся почечной недостаточностью с азотемией

— врожденные нарушения метаболизма у ребенка ( галактоземия, фенилкетонурия, болезнь «кленового сиропа»)

— послеродовые психозы, тяжелые формы неврозов

— прием матерью в период лактации лекарственных препаратов, обладающих токсическим воздействием на новорожденного.

Относительными противопоказаниями к грудному вскармливанию являются:

— заболевания сердца с недостаточностью кровообращения

— выраженные формы гипертиреоза

— хроническая недостаточность питания

— гнойный мастит.

Вскармливание новорожденного

Первое прикладывание к груди здорового доношенного новорожденного

должно быть проведено сразу после родов. Подобно другим новорожденным млекопитающих, предоставленным самим себе, человеческие младенцы действуют по врожденной программе поиска питания в первые часы после рождения. Это заключается в карабкании по животу

матери к ее груди, координированной деятельности ручек и рта,

в активном поиске соска широко открытым ртом и, наконец, в цепком присасывании к груди и энергичном насыщении до наступления засыпания — все это продолжается в течение 120-150 минут после рождения (Widstrom A.M. al.,1987 ). Поэтому новорожденного следует обтереть и высушить, положить на живот матери, чтобы она могла взять его и приложить к груди. Новорожденный должен быть голым, что поддерживает необходимый физический контакт ребенка с телом матери. Рядом может находиться отец. Можно отказаться на час или два от таких процедур, выполняемых после родов, как измерение и одевание ребенка. Обычное применение средств для закапывания в глаза в целях предупреждения конъюнктивита целесообразно отложить на 15-20 минут, чтобы не мешать зрительному контакту матери и ребенка. Общение матери со своим ребенком в течение первого получаса после рождения будет способствовать полноценному восстановлению матери.

Практика прикладывания ребенка к груди сразу же после родов должна войти в обыкновенный режим поведения новорожденных и матерей в родильных отделениях. Определенные часы вскармливания в родильных отделениях были, вероятнее всего, установлены в интересах медперсонала, а не для удовлетворения потребностей детей. Кожный и зрительный контакт между матерью и ребенком, установившийся сразу же после рождения,следует поддерживать,и мать должна иметь неограниченный доступ к своему ребенку. Лучше всего, если ребенок и потом как можно дольше будет находиться с матерью в одной палате, так как. при этом мать будет чувствовать себя значительно спокойнее и увереннее,научится мастерству материнства, что позволит ей дома лучше справиться с уходом за ребенком. Необходимо позволить ребенку сосать грудь свободно, часто и без фиксированного распорядка. Его надо прикладывать к груди, как только у него возникает чувство голода и,независимо от того, появилось молоко у матери или нет. Частое сосание и опорожнение молочных желез является стимулом для выделения пролактина и окситоцина, способствуя лучшему и быстрому становлению лактации, ускоряет послеродовую инволюцию матки.

Раннее прикладывание к груди позволит ребенку испытать все преимущества молозива, в том числе с иммунологической точки зрения (предупреждение инфекционных болезней),с точки зрения развития желудочно-кишечного тракта (для обеспечения созревания слизистой оболочки кишечника), с питательной точки зрения (для обеспечения белками, жирами, углеводами, витаминами,минералами).

Риск развития неонатальной инфекции, которая является главным предметом тревоги педиатров, в действительности меньший в материнской комнате, чем в замкнутой среде палаты новорожденных. Контакт мать-ребенок благоприятствует образованию на коже ребенка и в желудочно-кишечном тракте колоний материнских микроорганизмов, которые, как правило, являются непатогенными и против которых в материнском молоке имеются антитела.

После рождения ребенку не следует давать ничего, кроме грудного молока, так как в нормальных условиях новорожденному достаточно естественных энергетических и водных запасов для поддержания его в течение первых нескольких дней жизни, пока полностью не установится лактации. Дача ребенку бутылочки или рожка с водой, настоем трав, растворами глюкозы или, хуже того, молочных смесей не только излишня в питательном отношении, но ухудшает сосательную способность новорожденного, уменьшает стимулирование лактации у матери. Это может привести к инфицированию ребенка, а дача молочных смесей — к сенсибилизации ребенка к белкам коровьего молока.

Матери должны знать, что чередование кормления с использованием искусственного стимула (резиновая соска) и естественного (грудь) лишь дезориентирует оральную реакцию их детей. Поскольку для сосания резиновой соски необходимо меньше работы, мышцы щек ослабляются и желание сосать грудь утрачивается. Поэтому детям, находящимся на грудном вскармливании, не следует давать никаких искусственных средств, имитирующих грудь или успокаивающих. В редких случаях, когда необходимо дополнительное питание, можно давать пищу с помощью чайной ложки, пипетки или небольшой чашки.

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *