Важность здорового питания для детей и в старости

Питание здорового ребенка.Биологическое значение пищи и обоснование потребности в ней у детей

Питание для живого организма — это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном отношении питание — важнейший фактор роста и гармоничного развития ребенка, адаптации к меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической резистентности. Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведет к возникновению дистрофических состояний (гипо- и паратрофия, ожирение), анемии, острых расстройств пищеварения, предрасполагает к инфекционным и другим болезням. Отечественные педиатры всегда с большой серьезностью относились к рекомендациям по питанию здорового ребенка и активно внедряли достижения науки в педиатрическую практику. Особое внимание уделялось при этом вскармливанию детей раннего возраста, процессы роста, развития, адаптации у которых исключительно напряжены, а морфологические и функциональные возможности системы пищеварения слишком ограничены. Обеспечение таких детей пищей, адекватной их возможностям, имеет важное профилактическое значение, ведет к снижению заболеваемости и детской смертности. Основой для разработок диетологии здорового и больного ребенка явились труды И.П. Павлова и Н.И. Красногорского по физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности, А.А. Покровского по влиянию питания на обмен веществ и реактивность организма. Большое значение имеют появившиеся в последние десятилетия работы А.М. Уголева по вопросам пристеночного пищеварения, регулятоного влияния энтериновой( кишечной гормональной) системы. В настоящее время разработка вопросов диетологии здорового и больного ребенка активно продолжается М.Я. Студеникиным, К.С.Ладодо, А.В. Мазуриным, И.М. Воронцовым, Е.Ч. Новиковой, В.Г. Киляковской, В.Д. Отт, Л.В. Дружининой, Е.М. Фатеевой, P.N. Bennett,P. Hahn, P.E. Hartmann, J.C. Kent и другими исследователями.

Быстрый рост и развитие организма ребенка обеспечивается большой интенсивностью обмена веществ с преобладанием ассимиляции над диссимиляцией. Пластические процессы сами по себе требуют значительных энергетических затрат. Особенно активно прибавка массы тела и роста идет в 1-й год жизни. Известно, что к 4-4,5 месяцам жизни масса тела ребенка удваивается, а к 10-11 — утраивается; рост ребенка к концу года увеличивается на 25 см. Для обеспечения быстрого нарастания массы тела и роста в первые 3 месяца расходуется 46% энергии, образующейся из поступающей пищи.

Постепенно пластические процессы замедляются и уменьшается расход на них энергетических запасов. В возрасте 3-6 месяцев он составляет 26%, 6-9 — 13%, в 9-12 месяцев — 8%.

Кроме расходов на рост и развитие энергия всегда используется на поддержание основных жизненных процессов в организме. Величина ее характеризуется показателем основного обмена — количеством энергии, затрачиваемой человеком, находящимся в расслабленном, комфортном состоянии, утром вскоре после пробуждения и через 14 часов после приема пищи (ВОЗ, докл. N 522). В связи со специфически динамическим действием пищи определенное количество энергии используется на усиление обмена веществ в ответ на принятую пищу. У детей этот вид затраты энергии значительно меньший, чем у взрослых. Повышение обмена более выражено при приеме белковой пищи и менее — содержащей жиры и углеводы.

С ростом и развитием ребенка повышаются расходы энергии на мышечную работу вследствие увеличения двигательной активности.

Однако это возрастание менее значительно, чем падение величины затрат энергии на рост. У детей раннего возраста двигательная активность относительно небольшая, но и у них расход энергии при крике и плаче может быть повышен на 100-200%.

Общую потребность в энергии ребенка составляет сумма затрат ее на обеспечение пластических процессов, связанных с ростом ребенка, на двигательную активность, а также на основной обмен и

специфически динамическое действие пищи.

Понятие «рациональное вскармливание» включает введение в рацион в оптимальных по количеству и качеству соотношениях основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных

солей, а также биологически активных элементов пищи (витаминов,

гормонов), обеспечивающее нормальные процессы обмена веществ.

Наиболее глубокое обоснование концепции сбалансированного питания дано в трудах А.А. Покровского (1974,1992), для детей — В.Д. Отт (1987), К.С. Ладодо (1987), R.C. Trang, B.L. Nichols (1988), R.A. Lawrence (1989).

В табл. 38 представлены потребности детей раннего возраста в основных пищевых веществах и калориях

Вскармливание детей раннего возраста

Грудное вскармливание. Анатомо-физиологические особенности и незрелость желудочно-кишечного тракта детей грудного возраста при повышенной потребности в пищевых веществах вызывают необходимость в легкоусвояемой пище, которая по количеству и качеству соответствовала бы потребностям ребенка. Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка 1-го года жизни является материнское молоко. Грудное вскармливание способствует гармоничному росту и развитию ребенка, повышает сопротивляемость его инфекциям, создает резервы, необходимые в стрессовых ситуациях. По-видимому, только женское молоко обеспечивает ребенку поступление незаменимых веществ в течение длительного времени.Некоторые незаменимые продукты должны содержаться в ежедневном рационе, другие могут накапливаться в организме и бывают необходимы периодически.

Зрелое женское молоко имеет самое низкое содержание белка по сравнению с молоком всех других млекопитающих. Среднее содержание белка грудного молока составляет1,10г/100мл(табл.39).

Содержание пригодного для питания белка может быть даже меньшим, чем 0,8г/100мл, если внести поправку на белки сыворотки(противоинфекционные белки, такие как секреторный иммуноглобулин А, лизоцим и лактоферрин),которые почти не расщепляются в желудочно-кишечном тракте и не могут быть поглощены. Тем не менее,этого количества белка достаточно для нормального роста детей.Белки необходимы ребенку не только как основной пластический материал, но и как важный элемент для синтеза гормонов, ферментов, выработки антител и формирования иммунитета. Организм ребенка высокочувствителен к недостатку белка и изменеи качественного состава его.Около 20% массы тела взрослого человека приходится на белки.Аминокислоты,составляющие их, относятся к незаменимым питательным веществам, участвующим в образовании протоплазмы клеток. Из 24 известных аминокислот 8 (треонин,валин,лейцин,изолейцин,лизин,триптофан,фенилаланин,метионин) являются незаменимыми эссенциальными,для детей первого года жизни незаменимой аминокислотой является и гистидин.Аргинин,цистин и таурин незаменимы для детей с низкой массой при рождении.

Женское молоко имеет более высокие уровни свободных аминокислот, таурина и цистина и более низкие метионина, чем коровье. Цистин необходим для развития плода и детей, родившихся раньше срока, так как активность цистатионазы, ускоряющей превращение метионина в цистин, недостаточна в мозге и печени. Таурин служит нейропередатчиком и нейромодулятором для развития ЦНС, а также необходим для образования солей желчи и,следовательно, для усвоения жиров. Дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин из цистина и метионина, и поэтому для

маленького ребенка таурин нужно рассматривать как незаменимую аминокислоту.

Потребность в белке при искусственном вскармливании относительно выше, чем при естественном, в связи с тем, что в желудочно-кишечном тракте усваивается около 90% белка коровьего

молока и менее 60% -растительного, в женском же молоке содержится наиболее «идеальный» белок, усваивающийся почти полностью.Белок растительной пищи отличается и низкой биологической ценностью, поскольку часто не содержит незаменимых аминокислот.Рекомендуемые величины суточного потребления белка для детей приведены в табл. 40

Недостаток белка в пище ведет к задержке роста, становления физиологических функций, уменьшению выработки гормонов, ферментов, развитию гипотрофии. Избыток поступления его в организм может вызвать аллергические реакции, дистрофические поражения почек и другие патологические явления.

Жиры — один из источников энергии для организма. Кроме того, жиры и продукты их обмена обеспечивают многие биологические функции организма: участвуют в образовании клеточных мембран, являются носителями жирорастворимых витаминов А,D,E,К и др. Приблизительно 98% натуральных жиров составляют триглицериды, оставшиеся 2% приходится на свободные жирные кислоты, моно- и диглицериды, холестерол и фосфолипиды, в том числе лецитин, цефалин, сфингомиелин и цереброзиды. Потребность в жирах у грудных детей относительно высока, к году она снижается с 7 до 5 г на 1 кг массы(табл.40). В другие возрастные периоды соотношение жира к белку в пище должно составлять 1:1.

В рацион ребенка нужно вводить до 10-15 % жиров в виде растительных жиров, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК).

По нормам ПНЖК должны обеспечить для новорожденных 5-6% общей

калорийности пищи, для детей раннего, дошкольного и школьного

возраста- 2-3% (М.Я.Студеникин, К.С.Ладодо, 1991).

В молоке матери содержится необходимое количество жира и

ПНЖК. Женское молоко по составу жирных кислот стабильно и содержит около 57% ненасыщенных и 42% насыщенных жирных кислот,

богато холестерином, фосфолипидами. Среди ПНЖК особенно важны

арахидоновая и линоленовая кислоты содержание их в женском молоке в 4 раза выше, чем в коровьем (0,4 и 0,1 г/100мл соответственно). ПНЖК необходимы для развития мозга, миелинизации нервных волокон, синтеза простогландинов и др. Дефицит ПНЖК при необходимости может быть покрыт за счет введения в пищу растительного масла.

При недостатке жира в пищу ребенка замедляется рост, снижается иммунитет, развиваются патологические изменения кожи.

Избыток же его угнетает секрецию пищеварительных желез, уменьшает уровень переваривания и усвоения белка, нарушает фосфорно-кальциевый обмен. Большая часть потребностей в калориях обеспечивается за счет углеводов, которые создают необходимый объем пищи. Углеводы депонируются в основном в виде гликогена в печени и мышцах, но составляют не более 1% массы тела. Однако, размеры печени ребенка 1-го года равны 10% массы таковой у взрослого человека, мышечная же масса — 2% , следовательно, количество гликогена у детей значительно меньшее, чем у взрослых ( примерно 3,5%). До 15% массы печени и 3% мыщц может составлять

гликоген, небольшие его количества находятся практически во

всех органах. При гликогенолизе в печени в основном образуется глюкоза, в мышцах — молочная кислота. Углеводы необходимы как пластический материал, поскольку входят в состав всех клеток и тканей организма, а также способствуют синтезу белков и окислению жиров. При введении в рацион 1г глюкозы окисляется 1,5 г жирных кислот.

Потребность в углеводах у детей различного возраста в

расчете на 1 кг массы тела примерно одинакова — 12-14 (максимум 16) г, что превышает необходимое количество белков и жиров в 4-5 раз. Лактоза является основным углеводом (7%) женского молока, хотя в нем присутствуют в небольших количествах галактоза, фруктоза и другие олигосахара, в том числе и олигоаминосахар — бифидофактор. Лактоза — специфический продукт питания в младенческом возрасте,так как фермент лактаза обнаружен только у детенышей млекопитающих. Важный компонент пищи — клетчатка, в нормальной диете в сутки она должна составлять 170-300 мг/кг. При употреблении высокорафинированных продуктов питания , содержащих мало растительных волокон, наблюдается склонность к запором, развитию аппендицита, адивертикулита и других заболеваний кишечника. Избыточное употребление клетчатки приводит к снижению абсорбции цинка, железа и других незаменимых веществ.

Как недостаток, так и избыток углеводов в пище ведет к

ухудшению процессов пищеварения. Чрезмерное поступление углеводов в организм усиливает синтез жира, отложение его в подкожной клетчатке и вокруг внутренних органов, а также способствует сенсибилизации организма к аллергенам. Избыточное потребление рафинированных сахаров может провоцировать развитие

атеросклероза.Минеральные вещества необходимы организму ребенка для построения скелета, правильного развития органов и систем, нервной, мышечной и костной ткани. Зольный остаток плода составляет только около 3% массы тела при рождении, увеличивается постепенно, достигая 4,35% массы тела у взрослого; 83% этого количества содержится в скелете, 10% — в мышцах. Каждый грамм белка в организме способствует отложению 0,3г минеральных веществ. У детей первых лет жизни особенно высокая потребность в кальции (до 1000мг в сутки) и фосфоре (до 1500мг в сутки).

Минеральные вещества в минимальных количествах входят в

состав всех клеток организма, а многие из них являются составными частями гормонов, ферментов и сами по себе стимулируют или ингибируют биохимические процессы. Железо, медь, кобальт,молибден, марганец и другие элементы имеют важное значение для кроветворения и предупреждения анемии. Суточная потребность в минеральных веществах приведена в табл.41.

Витамины не являются пластическим материалом или источником энергии, но они необходимы организму как важнейшие биокатализаторы и регуляторы обмена веществ. Многие из них входят в состав ферментов, способствуют росту и развитию организма ребенка, повышают его иммунологическую реактивность. Суточная потребность в витаминах приведена в табл.41.

Количество витаминов, необходимое ребенку, в расчете на

1 кг массы тела, значительно выше, чем у взрослых. Недостаток

их в пище может привести к задержке роста, нарушению обмена

веществ, развитию таких проявлений гиповитаминоза, как снижение сумеречного зрения, геморрагический синдром, рахит и др.

Жир женского молока находится в мелкоэмульгированном состоянии и благодаря высокой активности в нем липазы (в действительности, только человек и горилла из млекопитающих обеспечивают своих детенышей и питанием, и энзимом одновременно) лучше переваривается и усваивается. Из углеводов в женском молоке содержится преимущественно бета-лактоза, которая в кишечнике при

гидролизе распадается на глюкозу и галактозу. Бета-лактоза наряду с олигоаминосазаром(бифидофактор) угнетает рост кишечной

палочки, способствует росту бифидобактерий и синтезу микробами

кишечника витаминов группы В, витамина К. Содержащаяся в коровьем молоке альфа-лактоза, наоборот, благоприятствует росту

кишечной палочки. Состав минеральных веществ, макро- и микроэлементов в женском молоке относительно лучший, чем в коровьем.

В нем больше (табл.42) важных для гемопоэза веществ: железа,

меди, марганца, кобальта и др., оно богаче ферментами и витаминами группы В, А, С и др.

Основные пищевые вещества:белки, жиры и углеводы — в женском молоке находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении 1:3:6 ( в коровьем — 1:1:1).

В желудке ребенка женское молоко свертывется более мелкими хлопьями, чем молоко млекопитающих. Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим бактерицидные вещества, в частности иммуноглобулины, лизоцим, лактоферин, альфа-2-макроглобулин и др. Все основные ингредиенты женского молока абсолютно неантигенны по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способствует формированию контакта ребенка с матерью, что очень важно для нормального развития его психики.Следует учитывать, что женское молоко неодинаково по составу в зависимости от периода лактации(табл. 39 ).

Молозиво, выделяющееся в первые 3-5 дней после родов в количестве 10 — 100 мл/день, содержит меньше лактозы, жира и водорастворимых витаминов, чем зрелое молоко, зато больше белков, жирорастворимых витаминов (Е,А и К) и минеральных солей. В нем высок уровень иммуноглобулинов и множество других защитных факторов, что позволяет считать его не только продуктом питания, но и лекарством — модулятором развития ребенка.

Переходное молоко выделяется с 4-5-го дня после родов. Оно богато жиром, но по остальным составным частям и внешнему виду больше приближается к зрелому.

Материнское молоко становится зрелым к концу 2-й недели, однако в процессе лактации состав его еще меняется. Он бывает различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу- жирнее и гуще. Необходимо учитывать, что у различных матерей могут быть некоторые отклонения в приведенных средних показателях. Если в молоке содержится менее 2% жира, 4% сахара и обнаруживаются коагуляция молочных шариков, лейкоциты и молозивные тельца, оно считается неполноценным. Об этом можно думать и в том случае, если ребенок высасывает достаточное количество молока, но происходит задержка в нарастании массы тела, физического и нервно-психического развития. Состав и количество грудного молока во многом зависит от состояния здоровья матери, ее режима и диеты.

Режим и диета кормящей матери. Для достаточно полноценной лактации важно правильное питание уже в период беременности, что позволяет обеспечить наиболее оптимальный процесс формирования и роста плода, а также подготовить организм женщины к будущей лактации.

Суточный рацион беременной и кормящей грудью женщины должен содержать 100-130 г белка, около 100 г жира, 400-500 г углеводов, необходимое количество минеральных солей, особенно

кальция, фосфора, а также витаминов. Потребление жидкости кормящей женщиной составит до 2 л в сутки, достаточный диурез свидетельствуют об адекватном содержании жидкости в диете.

Неверным является мнение о лактогенном действии таких продуктов, как молоко, пиво, овсяная каша и чай.

Полноценное питание кормящей матери может быть обеспечено при ежедневном употреблении в пищу 180-200 г мяса,50 г масла,1 яйца, 800 г овощей и фруктов, не более 500 г хлеба. Особенно важно включать в рацион фрукты, овощи, свежую зелень, ягоды,овощные и фруктовые соки и соблюдать режим питания в течение дня.

Избыточное потребление кормящей матерью молока или молочных продуктов (более 0,5 литра в сутки) может вызвать сенсибилизацию организма ребенка к белку коровьего молока!

Рациональное полноценное питание необходимо сочетать с правильным режимом, что во многом предупреждает гипогалактию.

Кормящая мать должна находиться в спокойной обстановке, достаточно отдыхать, выполнять умеренную физическую работу, гулять на свежем воздухе и спать не менее 8-9 ч в сутки. Совершенно недопустимы курение и употребление спиртных напитков. Некоторые препараты, например мышьяк, барбитураты, бромиды, йодиды, медь,ртуть, салицилаты, опиум, атропин, ряд антимикробных средств (сульфаниламиды, левомицетин, метронидазол),антитиреоидные препараты, противоопухолевые средства, гидразиды изоникотиновой кислоты, могут передаваться с молоком и воздействовать на организм ребенка. Поэтому кормящая мать по возможности не должна принимать лекарств. Однако гипогалактия нередко развивается у женщин, находящихся в нормальных условиях жизни. Различают гипогалактию первичную и вторичную.Первичная гипогалактия обычно возникает на фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению.В таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм. Женщины, особенно первородящие, нередко расстраиваются от предположения, что у них мало молозива или молока, из-за повышенной чувствительности сосков или ощущения переполненности грудных желез на 4-5-й день после родов.Чувствительность сосков является одной из проблем в первый период кормления грудью. Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неправильным положением ребенка у груди. При кормлении необходимо менять положение ребенка , чтобы изменить силу давления сосания на разные участки соска.

Другой причиной является недостаточное сосание, в результате которого голодный ребенок сосет более рьяно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.

Чтобы избежать появление трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочной железой:

1. избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом, так

как при этом удаляется естественная смазка, защищающая кожу сосков.

2. Не пользоваться кремами и аэрозолями, раствором борной

кислоты, так как они могут вызвать развитие аллергического дерматита.

3. после кормления оставлять несколько капель молока на соске, чтобы они высохли на воздухе.

4. держать соски на открытом воздухе столько, сколько можно, по крайней мере ночью.

5. соски всегда должны быть сухими.

Если ребенок сосет правильно и в правильном положении, а соски остаются чувствительными, следует искать другие объяснения.

Возможно, что у ребенка молочница, тогда у матери могут нфицироваться соски, появится их болезненность. В этом случае необходимо лечить мать и ребенка. Может иметь место психо-соматическая болезненность сосков, особенно у первородящих женщин, если мать испытывает чувство беспокойства и неуверенности в способности кормить ребенка грудью. Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится кормить ребенка в открытой палате или в присутствии других лиц. Тревожное настроение женщины может быть связано и с тем, что она беспокоится о происходящем в ее отсутствии дома, о том, что

произойдет, когда она вернется домой. Внимательный врач должен

своевременно выявлять эти переживания ( особенно если это первородящая женщина) и тактичными объяснениями помочь избежать их или свести к минимуму (S.Inch, S.Garforth,1989).

Для борьбы со вторичной гипогалактией кроме нормализации рережима и питания применяются облучение молочных желез ртутно-кварцевой лампой, УВЧ, стимуляция ультразвуком, необходимы вита-

мины А, Е, никотиновая и глутаминовая кислота, апилак, гидролизат сухих пивных дрожжей. Противопоказаниями для кормления ребенка материнским молоком могут быть причины, связанные со здоровьем детей и матерей.

Абсолютными противопоказаниями к грудному вскармливанию

являются:

— септические состояния

— активная форма туберкулеза

— тиф и малярия

— злокачественные новообразования, лейкемия

— заболевания почек, сопровождающиеся почечной недостаточностью с азотемией

— врожденные нарушения метаболизма у ребенка ( галактоземия, фенилкетонурия, болезнь «кленового сиропа»)

— послеродовые психозы, тяжелые формы неврозов

— прием матерью в период лактации лекарственных препаратов, обладающих токсическим воздействием на новорожденного.

Относительными противопоказаниями к грудному вскармливанию являются:

— заболевания сердца с недостаточностью кровообращения

— выраженные формы гипертиреоза

— хроническая недостаточность питания

— гнойный мастит.

Вскармливание новорожденного

Первое прикладывание к груди здорового доношенного новорожденного

должно быть проведено сразу после родов. Подобно другим новорожденным млекопитающих, предоставленным самим себе, человеческие младенцы действуют по врожденной программе поиска питания в первые часы после рождения. Это заключается в карабкании по животу

матери к ее груди, координированной деятельности ручек и рта,

в активном поиске соска широко открытым ртом и, наконец, в цепком присасывании к груди и энергичном насыщении до наступления засыпания — все это продолжается в течение 120-150 минут после рождения (Widstrom A.M. al.,1987 ). Поэтому новорожденного следует обтереть и высушить, положить на живот матери, чтобы она могла взять его и приложить к груди. Новорожденный должен быть голым, что поддерживает необходимый физический контакт ребенка с телом матери. Рядом может находиться отец. Можно отказаться на час или два от таких процедур, выполняемых после родов, как измерение и одевание ребенка. Обычное применение средств для закапывания в глаза в целях предупреждения конъюнктивита целесообразно отложить на 15-20 минут, чтобы не мешать зрительному контакту матери и ребенка. Общение матери со своим ребенком в течение первого получаса после рождения будет способствовать полноценному восстановлению матери.

Практика прикладывания ребенка к груди сразу же после родов должна войти в обыкновенный режим поведения новорожденных и матерей в родильных отделениях. Определенные часы вскармливания в родильных отделениях были, вероятнее всего, установлены в интересах медперсонала, а не для удовлетворения потребностей детей. Кожный и зрительный контакт между матерью и ребенком, установившийся сразу же после рождения,следует поддерживать,и мать должна иметь неограниченный доступ к своему ребенку. Лучше всего, если ребенок и потом как можно дольше будет находиться с матерью в одной палате, так как. при этом мать будет чувствовать себя значительно спокойнее и увереннее,научится мастерству материнства, что позволит ей дома лучше справиться с уходом за ребенком. Необходимо позволить ребенку сосать грудь свободно, часто и без фиксированного распорядка. Его надо прикладывать к груди, как только у него возникает чувство голода и,независимо от того, появилось молоко у матери или нет. Частое сосание и опорожнение молочных желез является стимулом для выделения пролактина и окситоцина, способствуя лучшему и быстрому становлению лактации, ускоряет послеродовую инволюцию матки.

Раннее прикладывание к груди позволит ребенку испытать все преимущества молозива, в том числе с иммунологической точки зрения (предупреждение инфекционных болезней),с точки зрения развития желудочно-кишечного тракта (для обеспечения созревания слизистой оболочки кишечника), с питательной точки зрения (для обеспечения белками, жирами, углеводами, витаминами,минералами).

Риск развития неонатальной инфекции, которая является главным предметом тревоги педиатров, в действительности меньший в материнской комнате, чем в замкнутой среде палаты новорожденных. Контакт мать-ребенок благоприятствует образованию на коже ребенка и в желудочно-кишечном тракте колоний материнских микроорганизмов, которые, как правило, являются непатогенными и против которых в материнском молоке имеются антитела.

После рождения ребенку не следует давать ничего, кроме грудного молока, так как в нормальных условиях новорожденному достаточно естественных энергетических и водных запасов для поддержания его в течение первых нескольких дней жизни, пока полностью не установится лактации. Дача ребенку бутылочки или рожка с водой, настоем трав, растворами глюкозы или, хуже того, молочных смесей не только излишня в питательном отношении, но ухудшает сосательную способность новорожденного, уменьшает стимулирование лактации у матери. Это может привести к инфицированию ребенка, а дача молочных смесей — к сенсибилизации ребенка к белкам коровьего молока.

Матери должны знать, что чередование кормления с использованием искусственного стимула (резиновая соска) и естественного (грудь) лишь дезориентирует оральную реакцию их детей. Поскольку для сосания резиновой соски необходимо меньше работы, мышцы щек ослабляются и желание сосать грудь утрачивается. Поэтому детям, находящимся на грудном вскармливании, не следует давать никаких искусственных средств, имитирующих грудь или успокаивающих. В редких случаях, когда необходимо дополнительное питание, можно давать пищу с помощью чайной ложки, пипетки или небольшой чашки.

Как мало людей умирает просто от старости, прожив в добром здравии 100 лет и больше! О них пишут в газетах и рассказывают по телевизору. Большинство же людей умирает от разных болезней. Среди наиболее частых причин смерти сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Непременным условием долголетия, сохранения работоспособности, бодрости является правильное питание.

В пожилом возрасте человек должен больше заботиться о своем питании, чем в предыдущие периоды жизни. ПОЧЕМУ? На этот вопрос отвечает физиология.

Что приносит с собой пожилой возраст

  • ухудшается переваривание и усвоение пищи;
  • вследствие менее подвижного образа жизни, слабеет перистальтика кишечника, появляется склонность к запорам;
  • увеличивается потребность организма в некоторых компонентах, например в витаминах;
  • длительное употребление некоторых лекарств приводит к нехватке необходимых для организма компонентов;
  • плохие привычки, связанные с едой, в старости еще более усиливаются, а это в сочетании с незнанием правил рационального питания легко может привести к болезням, одряхлению и другим неприятным последствиям.

Чтобы оставаться здоровым в пожилом возрасте, необходимо хотя бы немного ориентироваться в том, как следует правильно питаться. При обследовании образа жизни долгожителей в различных регионах планеты было выявлено много общего:

  • суточный рацион пожилых и старых людей содержит около 50 г белка, 30 г жира, 300 г углеводов, что составляет около 1700 килокалорий в сутки.
  • Долгожители потребляют очень мало сахара и сладостей, бульонов и первых блюд на бульонах.
  • Много свежей и сушеной зелени, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов, орехов, большое количество блюд из фасоли, кукурузы и других зернобобовых.
  • Жиры преимущественно растительные.
  • Мясо – отварная тощая козлятина, баранина, говядина, птица.
  • Жажду чаще утоляют водой, пахтой, простоквашей другими кисломолочными продуктами.
  • В их рационах установлено высокое содержание витамина Е и других антиоксидантов (витаминов С, Р, РР, серосодержащих аминокислот, селена).

Рекомендации по правильному питанию в пожилом возрасте

Следует избегать переедания

особенно при малоподвижном образе жизни. Режим питания 4-5 разовый (по принципу: есть чаще, но понемногу, чтобы заморить чувство голода). Распределение продуктов должно быть примерно одинаковым, чтобы не перенапрягать желудочно-кишечный тракт. Это особенно важно для страдающих стенокардией, у которых переполнение желудка может провоцировать боли в сердце.

Самый калорийный продукт – жиры

Необходимо ограничить потребление животных жиров, богатых насыщенными жирными кислотами. В то же время, на долю продуктов, содержащих растительные жиры, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, фосфолипидами и витамином Е, надо увеличить. Содержание жира не должно превышать 50-70 г, доля растительного масла 30-40%. Желательно постепенно – заменять в питании животные жиры на низкокалорийные маргарины, с одержанием жира до 60%, как это давно принято на Западе.

Ограничение продуктов с легкоусвояемыми углеводами

Легкоусвояемые углеводы(сахароза, глюкоза), которые также содержат много калорий и, наоборот, обогащение продуктами с пищевыми волокнами (клетчаткой). Клетчатка, входящая в состав зерновых, овощей и фруктов, устраняет запоры, способствует “сжиганию” излишков жира, выведению холестерина, регулирует уровень глюкозы (тем самым предупреждает диабет), препятствует развитию опухолей желудочно-кишечного тракта. Зернобобовые культуры относятся к наиболее древним и являются основой питания населения всего земного шара, в Европе это пшеница, рожь, ячмень, овес и т.д., в Америке – кукуруза, фасоль, в Азии – рис, соя. Они являются основным источником растительного белка и углеводов, клетчатки, а также витаминов группы В.

Будьте осторожны с диетами, запрещающими хлеб, каши, картофель. Недостаток клетчатки приводит к нарушению пищеварения. Гиповитаминоз В1, В2, В6 – к нарушению функции центральной нервной системы (раздражительность, слабость, снижение памяти, угнетенное состояние, утомляемость), проблемам с кожей (сухость, шелушение, выпадение волос). Поэтому хлеб (особенно из муки грубого помола), крупы, картофель должны употребляться несколько раз в день. Овощей и фруктов необходимо употреблять 400-500 г в день, предпочтительно свежих и выращенных в месте проживания. Полезны также вареные и тушеные, а также замороженные овощи, фрукты и ягоды. Избегайте жареной пищи.

Ограничение животных белков

В большей степени за счет мяса и в меньшей – молока. Мясные продукты являются важным источником белка и железа. В то же время мясные продукты содержат достаточно большое количество насыщенных жирных кислот, что повышает риск развития гиперхолестеринемии и ССЗ. Поэтому мясные продукты с повышенным содержанием жира следует заменять на тощее мясо, птицу, рыбу, бобовые, которые содержат меньше насыщенных жиров.

Полный отказ от продуктов животного происхождения не менее вреден, чем их избыточное потребление. При длительном вегетарианском питании отмечается снижение иммунитета, анемия, повышенная утомляемость, слабость, головные боли, сухость кожи, выпадение волос, снижение сперматогенеза и половой активности у мужчин (дефицит цинка, витаминов А и В12, которые содержатся только в продуктах животного происхождения). Оптимальный вариант: мясо – 1-2 раза в неделю, рыба – 2-3 раза в неделю, яйца – один-два раза в неделю и каждый день молочные продукты.

Молочные продукты

являются важным источником кальция и белка. Кальций особенно необходим пожилым людям. Следует употреблять молоко с низким содержанием жира, а молочные продукты с низким содержанием соли, при этом кальций и белок остаются в них в прежнем количестве. Многие зарубежные диетологи считают, что молоко полезно детям до 3-х лет, а вот взрослому человеку – нет. Потому что у человека старше 30 лет молочный сахар – лактоза – не расщепляется.

В тоже время многие российские диетологи с этим не согласны. По их мнению, молоко незаменимо для людей старше 50 лет как источник кальция (но пить его нужно постоянно, тогда в желудке не будет непереваривания молока). Видимо, правы и те и другие. В настоящее время точно установлено, что количество фермента, отвечающего за расщепление молока, с возрастом уменьшается, но процесс этот индивидуален. А поэтому кому-то из взрослых людей молоко действительно может навредить, кому-то наоборот будет полезным. Те же диетологи утверждают, что молоко не напиток, а полноценная пища, и не стоит им утолять жажду и запивать молоком еду: оно блокирует нормальное выделение желудочного сока. Пить молоко желательно натощак небольшими глотками. Когда молоко пьют быстро и в большом количестве оно свертывается в большие хлопья и труднее переваривается. Удачным считается сочетание молока с хлебом.

Поваренная соль

снижает активность ферментов (липаз), способствующих перевариванию жиров, и усиливает проницаемость сосудистой стенки. Поэтому потребление её должно быть ограничено до 5 г в сутки. Чтобы есть меньше соли используйте приправы из трав (укроп, петрушка, тмин, зеленый лук, чеснок, мята и т.д.). Они придают блюдам аромат и своеобразный вкус, но самое главное облегчают пищеварение.

Витамины

необходимы в любом возрасте, но у пожилого человека потребность в них выше. А почему? Потому что он их хуже усваивает. Трудно перечислить все болезни, которые может вызвать их нехватка. Витамины стимулируют окислительно-восстановительные процессы и улучшают в связи с этим процессы переработки жиров и холестерина в организме, не позволяя им накапливаться (вит С, Е, Р, В6, РР, А). Витамины С и Р, кроме того, укрепляют стенки артерий, снижают их проницаемость для холестерина. Даже небольшой дефицит витамина С может привести к серьезным последствиям – смертность от сердечно-сосудистых заболеваний среди тех, кто получает около 50 мг аскорбиновой кислоты в сутки на 15% выше, чем у тех, кто получает вдвое больше. Витамин С помогает предотвращать малокровие. Дело в том, что он во много раз увеличивает усвоение железа, содержащегося в животных продуктах. На практике это означает, что если вы едите мясо, печень, желток (т.е. продукты, богатыежелезом), то добавьте к ним как можно больше зелени, и тогда усвоение железа возрастет в 3-4 раза. Витамин С, также как и витамин Р, содержится во многих фруктах и овощах, но дольше всего сохраняется в капусте, цитрусовых, сладком перце.

Когда у человека “третьи зубы”, т.е. протезы, он старается не есть салатов из сырых овощей, а предпочитает овощные пюре. Из-за “нежного” желудка и уже не совсем здоровой печени отказывается от черного хлеба. И в результате в пище не хватает тиамина (витамина В1), и хотя пожилая дама говорит: “У меня наверное, склероз, я все забываю”, ухудшение памяти не обязательно вызвано склеротическими изменениями, а, возможно, нехваткой витамина В1.

Такая неприятная деталь внешности как веерообразные морщины над верхней губой появляется при нехватке витамина В2(рибофлавина).

Нехватка витамина В3 (ниацин, или витамин РР) может вызвать симптомы, похожие на неврастению.

При недостатке витамина В6 быстрее развивается атеросклероз.

Витамин В12 повышает стойкость к кислородному голоданию, снижает уровень холестерина в крови, причем с возрастом все эффективнее (например, в 50-60 лет этот витамин не так помогает, как в 70 и старше).

Источником большинства витаминов группы В (кроме витамина В12) служат крупы, хлеб грубого помола, отруби, семечки, орехах, бобовые.

Витамин В12 содержится в продуктах животного происхождения – в печени, мясе, рыбе, яичном желтке, продуктах моря.

Витамин Е играет очень существенную роль в процессах образования новых и в продлении жизни старых клеток в организме человека, способствует усвоению витаминов А и D. Доказано, что витамин Е замедляет старение. Есть мнение, что “цветы старости”, т.е. пигментные пятна на коже, не появляются на старости лет, если в организме достаточно витамина Е.

Микроэлементы

Пища должна содержать достаточное количество продуктов богатых микроэлементами: кальцием,магнием, медью, хромом, цинком, йодом.

Кальций нужен для нормального состояния костей. Особенно он важен для женщин, т.к. они в 5 раз чаще мужчин страдают остеопорозом. Источником кальция являются молочные продукты. Больше всего кальция содержат сыры, но пожилым людям рекомендуется творог и кисломолочные продукты, потому что сыр плохо переваривается. Много кальция в сухом молоке, поэтому его можно добавлять в тесто, фарш, котлеты и т.п.

Благодаря магнию люди меньше страдают от склероза, легче переносят стрессы, реже появляются камни в почках, и геморрой. Много магния в гречневой крупе, овсянке, пшене, горохе, фасоли.

Йод активизирует распад холестерина (содержится в продуктах моря).

Селен препятствует развитию онкологических заболеваний – источником его являются продукты моря, особенно сельдь, крабы, омары, желток, субпродукты, ячмень (перловая, ячневая крупы), дрожжи, пшеничные отруби. Препятствуют усвоению селена простые углеводы (сладкие и мучные продукты).

Цинк участвует в процессах костеобразования, влияет на состояние кожи, делает нас более устойчивыми к стрессам, простудным заболеваниям. В этом микроэлементе больше нуждаются мужчины, так как в пожилом возрасте он предупреждает развитие простатита и рака предстательной железы (в молодом – способствует сперматогенезу). К богатым и доступным источникам цинка относятся сельдь, макрель, овсяные хлопья, грибы, хлеб из муки грубого помола, чеснок.

Все необходимые организму вещества лучше получать с пищевыми продуктами. Но в пожилом возрасте часто возникает необходимость в дополнительном приеме витаминов и микроэлементов. Отдельные витамины, как правило, выпускаются в лечебных дозах и применяются только по назначению врача при различных заболеваниях. С целью профилактики целесообразно приобрести в аптеке витаминный комплекс, лучше с микроэлементами.

Дорогие импортные или дешевые отечественные витамины?

Наши медики считают, что российские препараты ничуть не хуже импортных. В то же время западные производители настойчиво утверждают обратное. Однако никаких серьезных научных доказательств, подтверждающих правоту какой-либо стороны, просто нет. А потому выбор сделайте сами.

Из отечественных препаратов для людей старческого и пожилого возраста наиболее эффективен “Декамевит” и витаминно-минеральные комплексы “Комплевит” и “Квандевит”. Принимать их следует по 1 таблетке в день, желательно круглый год.

В пожилом возрасте следует пересмотреть некоторые свои привычки в питании и помнить, что такие продукты, как молоко, творог, кефир, рыба, хлеб грубого помола, гречневая и овсяная крупа, разнообразные овощи, фрукты, в том числе в сыром виде, сухофрукты, зелень, морскаякапуста и другие продукты моря, растительные масла, необходимо принимать в пищу ежедневно; другие – мясо, яйца, икра, сладости, мед, кондитерские и мучные изделия, шоколад, какао, кофе, чай – употреблять в ограниченном количестве. Тугоплавкие жиры (баранье, говяжье, свиное сало), утку, гуся, мясо жирных сортов, мозги, внутренние органы животных, копчености, следует употреблять изредка и в незначительных количествах. И, конечно, совершенно недопустимо злоупотребление алкогольными напитками и переедание.

Для наглядности приводим примерный продуктовый набор профилактической направленности.

Усредненный суточный продуктовый набор для пожилых людей

Продукты Количество г/сутки
Хлеб пшеничный 75
Хлеб ржаной 150
Макаронные изделия, крупы 50
Масло сливочное 20
Масло растительное 20
Мясо говяжье, колбасы 60
Рыба, рыбопродукты 50
Кисломолочные продукты 250
Сметана 20
Творог 50
Яйцо (1-2 шт. в неделю)
Мед или варенье 30
Капуста 200
Морковь 100
Свекла 100
Картофель 150
Лук репчатый, чеснок 50
Горошек зеленый 30
Яблоки (или другие фрукты) 500

Правильное питание в зрелом возрасте

Ольга Китухина
Формирование ценностей здорового образа жизни и представлений о правильном питании у детей раннего возраста

Презентации практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника на тему

Формирование ценностей здорового образа жизни и представлений о правильном питании у детей раннего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности.

1слайд: «Визитная карточка».

2 слайд: Тема презентации.

3 слайд: Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.

По определению академика А. А. Покровского, рациональное питание это прежде всего правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей достаточное количество нужного продукта.

Философ Сократ отмечал: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того. Чтобы жить».

Великий ученый Востока Абу Али Ибн — Сина, известный в Европе под именем Авиценна, в своем «Каноне» отмечал, что «Питание — непременное условие того, чтобы было в целости здоровье».

В толковом словаре даётся следующее определение: «Пища это – неорганические и органические вещества, получаемые животными и человеком из окружающей среды и используемые им для построения тканей своего организма, поддержания жизнедеятельности и восполнения расходуемой энергии». Итак, питание является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни.

4 слайд. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

Применительно к детскому возрасту значение питания многократно возрастает, так как рациональное питание детей дошкольного возраста является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальное психомоторное и интеллектуальной развитие, устойчивость к действию инфекций и различных неблагоприятных факторов внешней среды. Поэтому уже в дошкольном возрасте мы говорим о необходимости прививать детям культуру питания, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Знание полезных и вредных продуктов будет подталкивать детей и их родителей к разборчивости в вопросах питания.

Так же хочется отметить, что Правительством РФ был утверждён «План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2012г. №1134-р. Подписано Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев)». В нём отмечено, что «Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.

Под римской цифрой III определён — Механизм реализации государственной политики в области здорового питания. Основными направлениями которого, являются:

• усиление пропаганды здорового питания населения, в том числе с использованием средств массовой информации.

• Разработка общеобразовательных дополнительных программ по формированию культуры здорового питания обучающихся, воспитанников дошкольных учреждений.

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (от 1янвря 2014г) определена задача:

Задача ФГОС ДО – формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании.

ВЫВОД: здоровое питание— актуальная проблема, которую нужно решать.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении и помочь это сделать другим и явилась основной причиной создания нашего проекта.

5 слайд. Проблема, с которой столкнулась я, думаю, знакома и Вам – это несоблюдение режима питания детей дома. Зачастую дети на завтрак приходят с опозданием, перекусив что-то дома, либо приходят в группу с конфетой или пряником в руках. Вечером, забирая детей из детского сада, родители баловали своего ребенка сладостями, забывая о том, что дома их ждет ужин. Беспокоит рост популярности у родителей продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний.

Проведя анкетирование родителей, мониторинг по организации питания детей, анализ предметно-развивающей среды, я решила для реализации моих идей выбрать метод проектирования, отражающий более полный подход к проблеме.

6 слайд. Цели и задачи проекта.

7 слайд. «Ведущая педагогическая идея».

Наиболее перспективным путем обновления содержания работы по организации правильного питания, является создание единого информационного пространства для формирования ясных представлений о продуктах приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания как у детей, так и у родителей. Чем шире информационное поле, тем более услышанной, узнаваемой будет проблема и охвачены пути её решения.

8 – 14 слайды «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Великий ученый Востока Абу Али Ибн — Сина, известный в Европе под именем Авиценна, в своем «Каноне» привел правила питания: «Питание — непременное условие того, чтобы было в целости здоровье. То будет тяжело для условия, что ешь без аппетита и уменье. Ешь блюда влажные сперва, не нарушай законов естества. Желудок слаб, чтоб страдать, его едой нельзя утяжелять. Тяжелое мясное не годиться, полезны рыба свежая и птица. Остры и терпки — лук, чеснок, горчица, но польза в них великая таится. Питайся, если голод ощутил, еда нужна для поддержания сил. Но тот, кто много ест и пьет, светильник свой излишеством зальет. В компании приятной, честь по чести, есть следует в уютном, чистом месте».

Мною также были определены основные этапы работы….

9 слайд. На 2 ЭТАПЕ выделены основные направления проекта…. 10 слайд Предметно-развивающая среда, организованная в помещении группы детского сада, способствует воспитанию здорового образа жизни, развивает у детей потребность заботиться о своем здоровье, правильно питаться. Так постепенно сказочные персонажи, посещающие среду обитания детей, вовлекающие их во всевозможные интересные игры, не только формируют представление о рациональном и правильном питании, но и делают атмосферу уютной, домашней, сближают взрослых и ребят.

11-13 слайд. В своей работе я использовала формы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

1. Беседа о полезных и не очень полезных продуктах.

Цель: Дать первоначальное представление о витаминах, рассказать, в каких продуктах они «живут» и о их важности для детского организма. Расширять знания детей об окружающем мире.

2. Экскурсия на пищеблок.

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями. Рассказать о работе повара. Воспитывать интерес к труду взрослых, учить обращать внимания на трудовые действия повара и результат его работы. Продолжать знакомить детей с предметами окружающей обстановки, расширять словарный запас.

3. Рассматривание иллюстраций в книгах.

Цель: Развивать у детей чувства прекрасного, учить быть внимательными при просмотре книг, рассказать о составе блюда, которое приглянулось ребенку на картинке.

4. Игра – развлечение «В гости»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и животных, которые живут в лесу, о их питании. Развивать активность детей в двигательной деятельности, поддерживать бодрое и радостное настроение.

5. Театр игрушек «Маша обедает»

Цель: Учить внимательно слушать стихотворение, включаться в игру, подражать голосам животных. Закрепить знания детей о том, чем питаются люди, собака, курица, кошка. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными.

6. Игры: «Что можно, что нельзя», «Во саду ли, в огороде», «Съедобное – не съедобное».

Цель: Расширять и закреплять знания детей о том, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Доставить удовольствие от игры.

7. Сюжетно-ролевая игра «Помогите Мишке»

Цель: Закреплять знания детей о правилах гигиены: мыть руки перед едой, после посещения туалетной комнаты, после улицы, не брать в рот игрушки и другие предметы, не предназначенные для еды. Закреплять знания о профессии врача, его трудовых действиях и оборудовании доктора.

14 слайд. Работу по культуре питания надо начинать со взрослых. Ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьей.

С целью помощи родителям организовать правильное питание детей в домашних условиях, воспитать у них культуру еды, мною в родительских уголках помещалась разнообразная информация на темы:

«Здоровье ребенка в ваших руках»;

«Витаминные чаи при простуде», «Полезные и вредные продукты» и др.

Также были оформлены выставки детского творчества:

• Из соленого теста на тему: «Мы лепили и катали – баранки выпекали»,

• Фотовыставка — «Полезные продукты в сказке и наяву».

Кроме того, мною проводились встречи с родителями:

• родительское собрание на тему «Значение здоровой пищи в жизни детей».

• консультация на тему: «О запрещенных блюдах»,

• консультация медсестры на тему: «О технологии приготовления пищи».

В результате проведенной работы у родителей возник интерес к данной теме, и их позитивное отношение к питанию детей отразилось в создании «Поваренной книги группы», где родители делились между собой интересными рецептами.

15 слайд

Закономерным итогом нашей работы стала- готовность всех участников образовательного процесса активно создавать и сохранять культурные традиции дошкольного образовательного учреждения, а также -объединять усилия в воспитании у детей привычки к здоровому образу жизни.

Мой личный вклад в образовательный процесс ДОУ – презентация на педсовете проекта для детей раннего возраста «Полезные и вредные продукты» и показ открытого занятия для родителей «Молоко и каша – пища наша».

16слайд.

Использование проектной деятельности способствовало достижению положительных результатов работы по формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни. По -моему все участники проекта получили удовлетворение от совместной деятельности.

17 слайд. Всех желающих педагогов приглашаю на свою страничку в сетевое сообщество МААМ. ру, где они могут ознакомиться с данным проектом и некоторыми другими.

В своей работе мною использовалась разнообразная литература по тематики и интернет сайты. Можно отдельно отметить программу «Разговор о правильном питании» (авторы Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г., разработанную по инициативе Министерства образования РФ, при поддержки компании «Нестле». Её цель – сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здорового образа жизни.

Спасибо за внимание!

Какую же роль играет здоровое питание для детей, которые находятся в дошкольном возрасте? Обретя определённую самостоятельность при движении ближе к трёхлетнему возрасту, каждый ребёнок неутомимо познаёт окружающий мир. Наверное, многие родители не раз замечали, что даже после подвижных игр на свежем воздухе днём, к вечеру детей достаточно непросто угомонить. Они буквально пышут энергией. В то же время они растут, клетки их организмов активно развиваются. Всё это требует сбалансированного питания и правильного режима принятия пищи, поскольку именно из неё ребёнок получает необходимые для полноценного физического и умственного развития элементы. Начиная посещать детский сад в среднем в возрасте 2-3-х лет, дети привыкают к принятому в детском саду рациону и 4-х разовому режиму питания. Но в утренние и вечерние часы, а также в выходные и другие дни, оставаясь дома, дети живут по устоявшимся в семье правилам. Для того чтобы не нарушался баланс витаминов и микроэлементов, получаемых организмом в детском садике, воспитатели сообщают родителям состав меню на каждый день. Давайте же разберёмся, как должен быть организован домашний режим и рацион питания детей, чтобы он способствовал правильному и полноценному развитию детей.

Содержимое статьи:
Правила здорового питания для детей
Секреты здорового питания для детей возраста дошкольного
Рецепты здорового питания
Правильное питание как привычка с детства

важность здорового питания для детей и в старости

Правила здорового питания для детей

Здоровое питание – это питание, укрепляющее здоровье. Дошкольное воспитание детей – это не только подготовка к получению знаний и навыков, предусмотренных школьной программой. В возрасте от трёх лет у детей закладывается характер, вырабатываются определённые привычки поведения. В том числе и привычка питаться в установленном взрослыми режиме. Вырабатывается и привычная потребность в тех продуктах, которые чаще всего встречаются в рационе. Конечно, наиболее вредные продукты, такие как чипсы и газировки, приправлены усилителями вкуса, что вызывает у ребёнка достаточно быстрое привыкание к их вкусу. Но если с самого раннего возраста малыш замечает, что в семье соблюдаются установленные правила по режиму питания, это воспитывает и в нём такое же отношение к еде.

Прежде всего, следует стараться принимать пищу в одни и те же часы. Это способствует правильной работе системы пищеварительного тракта. В течение дня у детей в возрасте 3-4-х лет должно быть не менее 4-х приёмов пищи. Допускается и пять, но при этом желательно, чтобы ужин был лёгким и не позже, чем за полтора часа до сна. Перекусов между основными приёмами пищи быть не должно. Небольшими перекусами могут стать второй завтрак и полдник. Нормальная калорийность суточного объёма пищи для 4-хлетних детей составляет около 1700 ккал, а для шестилеток – около 2200 ккал. Распределение калорийности в течение дня желательно соблюдать следующее: завтрак и ужин – по 25% суточной нормы, 40% – в обед и только 10% на полдник.

Секреты здорового питания для детей возраста дошкольного

Основные секреты, пожалуй, кроются в умелом распределении рациона и составлении суточного и недельного меню. Для этого необходимо знать, каких именно веществ и в каких количествах не хватает детскому организму дошкольного и школьного возраста. Поскольку уже в 6 лет многие дети идут в первый класс, то мы затронем и вопросы питания детей школьного возраста.

От количества в детском питании белков, жиров и углеводов зависит нормальный рост, физическое и умственное развитие растущего организма. Общие правила распределения этих веществ на один килограмм веса ребёнка:

Правильное усвоение организмом всех питательных веществ обеспечивается их равномерным сочетанием в еде. Примерная формула для расчёта гармоничного сочетания такая: на 1 г белка должно приходиться 1 г жира и 4 г углеводов. Предоставим суточную норму веществ в граммах для детей дошкольного и раннего школьного возраста:
В рационе детей дошкольного возраста не должны встречаться острые приправы (горчица, хрен, уксус) и перец.

важность здорового питания для детей и в старости

Правильное употребление минеральных солей в пище способствует гармоничному обмену веществ, в частности, воды, в детском организме. Витамины не служат строительным материалом для клеток организма, но их содержание в дневном рационе имеет очень большое значение. Витамины отвечают за регуляцию большинства процессов в организме и потому влияют на работу всех его органов и систем.

От количества потребления воды зависит состояние здоровья любого организма, а тем более детского. Считается нормой рассчитывать количество питья, исходя из 60 мл жидкости на 1 кг веса ребёнка. То есть в среднем дети в возрасте 4-6 лет должны выпивать в день около 1,5 литров жидкости. Имеется в виду не только вода (желательно кипячённая), а и соки, компоты, чаи, молоко и кисломолочные напитки. Сладкую газировку, столь любимую детьми, лучше стараться совсем исключить из рациона дошколят.

Рецепты здорового питания

Разберёмся сначала с некоторыми правилами распределения объёма и содержания пищи по количеству её употребления в рацион питания в течение дня.

Завтрак. Основными блюдами могут быть каши, творог, омлет и бутерброд с маслом. Количество – 250 г. Напиток – 200 мл чая или компота.

Обед. Овощной салат (50 г), первое блюдо (200-250 г), на второе – гарнир (120-150 г) с рыбой или мясом (50-100 г). Напиток – 150 мл. Хлеб – до 90 г.

Полдник. Напиток в объёме 200 мл и фрукты или выпечка в количестве до 60 г.

Ужин. Молочная каша (200 г) и напиток (150 мл). Можно добавить 40 г хлеба.

Одним из главных правил составления меню является стремление не повторять одни и те же блюда чаще, чем раз в три дня.

Конечно, у каждой хозяйки свои рецепты и свои секреты, но поскольку самая лучшая рекомендация – это готовый пример, то приведём здесь несколько рецептов блюд для здорового питания детей дошкольного возраста.

Творожная запеканка с морковью

200 г тёртой моркови слегка обжарить на 10 г сливочного масла, добавить манку (10 г) и помешивать до готовности. Охладить и взбить с 1 яйцом, добавить творог (80 г) и 2 ч.л. сахара. Тщательно перемешать. Выложить в ёмкость для запекания, сверху смазать сметаной (10-15 г). Запекать в разогретой духовке до готовности.

Блины с овощной начинкой

Тесто на блины завести по обычному рецепту. Для начинки нашинковать 150 г капусты (белокочанной), 30 г репчатого лука и 120 г моркови. Припустить овощи на растительном масле и слегка посолить. Готовую начинку выкладывать столовой ложкой на каждый блинчик и заворачивать конвертиком. Можно перед подачей слегка обжарить на растительном масле.

Здоровое питание для детей школьных возрастов будет отличаться постепенным добавлением «взрослых» блюд. Однако многим взрослым стоит пересмотреть и свой рацион, и возможно обзавестись новыми «здоровыми» привычками в еде. Жизненный уклад семьи впитывается ребёнком как губкой, в том числе и привычка перекусывать между основными приёмами пищи или есть курицу, обжаренную до хрустящей корочки, да ещё и без снятия кожицы. Именно в семейных традициях либо зарождается, либо гибнет здоровое питание детей. Рецепты некоторых блюд, надеемся, помогут решить проблему быстрого приготовления полезной еды. Очень часто родители дают детям в школу с собой бутерброды. Основные правила при этом: не использовать сдобные булки и не смазывать их майонезом, кетчупом и другими соусами. Приведём для примера некоторые рецепты.

Мясные канапе на шпажках

Взять гренку или кусочек слегка обжаренного на сливочном масле хлеба (из муки грубого помола), нанизать к нему кусочек свежего перца или огурца (в зимний период это может быть маринованный огурчик), затем кусочек буженины (можно взять отварное мясо курицы), кусочек твёрдого сыра. В летнее время можно украсить это зеленью (петрушка, укроп), в зимнее – оливками.

Рулетики из ветчины с сыром

Название говорит само за себя. В тоненько нарезанные кусочки ветчины завернуть кусочек твёрдого сыра и проткнуть шпажкой, чтобы конструкция не распалась.

Правильное питание как привычка с детства

важность здорового питания для детей и в старости

Никто не любит, когда его принуждают что-либо делать. Секреты поведения взрослых в общении с детьми кроются в наблюдениях и мягких подсказках к действиям. Старайтесь уделять внимание ребёнку и в то время, когда готовите на кухне. Уже с 4-хлетнего возраста его можно приобщать к приготовлению пищи. Еда, приготовленная им самим, будет съедаться моментально и с удовольствием.

На кухне дети могут выполнить совсем несложную работу: помыть овощи и фрукты, разложить зелень на салате или бутербродах, выложить творожную начинку на блины. И такие блюда сразу попадут в разряд любимых и будут охотно съедаться без всяких капризов. При этом дети будут приучаться к домашнему труду и перенимать семейные традиции в питании, которые сыграют свою положительную роль в студенческие годы.

Приятных Вам и вкусных совместных кулинарных экспериментов!

Похожие публикации:

Правила размещения комментариев

Высказать своё мнение и оставить комментарий может каждый посетитель сайта.

Публикация комментариев осуществляется после их модерации (то есть — комментарии на сайте публикуются после просмотра и одобрения администратором сайта на предмет соответствия правилам комментариев). Несоблюдение правил комментарии удаляются!

Модерация комментариев осуществляется по мере возможности, без конкретных временных рамок.

Администрация сайта имеют полное право удалять (изменять), опубликовать либо отказать в публикации любого комментария в любое время на своё усмотрение, БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ КАКИХ-ЛИБО ПРИЧИН.

  1. Запрещено размещение комментариев, содержащих ненормативную лексику, мат, тексты порнографического содержания.
  2. В комментариях запрещены проявления расовой, национальной, религиозной, языковой и идеологической нетерпимости, призывы к насилию, нарушению законодательства.
  3. Удаляются грубые, оскорбительные комментарии в адрес интернет-пользователей или администрации сайта.
  4. Запрещено размещение любых ссылок на сторонние сайты или услуги.

Путеводитель по сайту

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *