Требования безопасности к продовольственному (пищевому) сырью, используемому при производстве пищевых продуктовопределяются Техническим регламентом Таможенного союза»О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, который устанавливает:
- объекты технического регулирования;
- требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;
- правила идентификации объектов технического регулирования;
- формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
С 1 июля 2005 года введены в действие санитарные правила «Организация детского питания» СанПиН 2.3.2.1940-05″, которые подтверждают требование соответствия продуктов детского питания и их компонентов гигиеническим нормативам безопасности и пищевой ценности продуктов детского питания, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», за исключением требований к разработке новых отечественных продуктов или ввоза новых продуктов зарубежных производителей, показатели пищевой ценности которых отличаются. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие деятельность в области производства и оборота продуктов детского питания, несут ответственность за обеспечение их качества и безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствие с свидетельством о государственной регистрации установленного образца, которое выдается на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии (несоответствии) нормативным документам продуктов детского питания и представляемым техническим документам на их производство.
В соответствии с законодательством Российской Федерации производство продуктов детского питания осуществляется при наличии:
- санитарно-эпидемиологического заключения на производство продуктов детского питания;
- программ производственного контроля, утвержденных и согласованных в соответствии с санитарными правилами;
- технических документов, согласованных в установленном порядке.
Сырье, используемое в производстве продуктов детского питания, должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
Питьевая вода, используемая в качестве компонента при производстве продуктов детского питания, должна соответствовать нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24, зарегистрированное Минюстом России 31.10.2001, регистрационный N 3011).
Для производства продуктов детского питания для детей дошкольного и школьного возраста не используются следующие виды сырья:
- мясо убойных животных и птицы, подвергнутое повторному замораживанию;
- блоки замороженные из жилованного мяса говядины, свинины, а также субпродукты со сроками годности более 6 месяцев;
- говядина первой и второй категории жилованная с массовой долей жировой и соединительной ткани свыше 20 %;
- говядина жилованная колбасная с массовой долей соединительной и жировой ткани свыше 12 %;
- говяжье котлетное мясо с массовой долей соединительной и жировой ткани свыше 20 %;
- свинина жилованная с массовой долей жировой ткани свыше 70 %;
- баранина жилованная с массовой долей жировой и соединительной ткани свыше 12 %;
- субпродукты, за исключением печени, сердца, языка.
В питании детей раннего возраста, от рождения до 3 лет, не допускается использование биологически активных добавок к пище (далее — БАД) на основе дикорастущих и лекарственных растений, за исключением БАД на основе укропа, фенхеля и ромашки.
В питании детей с 3 до 14 лет разрешается использовать БАД, включающие только витамины, минеральные соли и микроэлементы, пищевые волокна, пробиотики и пребиотики, а также лекарственные и отдельные дикорастущие травы.
С учетом положений действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов готовые продукты детского питания для детей раннего возраста не содержат:
- ароматизаторов, красителей, стабилизаторов, консервантов, пищевых добавок, за исключением допущенных для производства продуктов детского питания санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок»;
- витаминов и минеральных солей, не включенных в приложение 2 к настоящим Санитарным правилам;
- искусственных подслащивающих веществ (сахарозаменителей);
- поваренной соли в продуктах прикорма свыше 0,4 %;
- пряностей, за исключением укропа, петрушки, сельдерея, лука, чеснока, тмина, базилика, сладкого белого и душистого перца, орегано, корицы, кориандра, гвоздики, лаврового листа.
Продукты детского питания для детей раннего возраста, как правило, выпускаются в фасованном виде в мелкоштучной герметичной упаковке; жидкие продукты для питания детей раннего возраста выпускаются в упаковке объемом не более 0,35 л.
Требования к информации, нанесенной на этикетку продуктов детского питания, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, регламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СРОКИ ВВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ И БЛЮД ПРИКОРМА ПРОМЫШЛЕННОГО ВЫПУСКА В ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
1. Продукты прикорма на зерновой и зерно-молочной основе (безмолочные и молочные каши).
Старше 4 месяцев жизни — безглютеновые: рисовая, гречневая.
Старше 5 месяцев жизни — безглютеновые: кукурузная и ее смесь с рисовой или гречневой; глютенсодержащие: пшеничная, манная, овсяная, толокно и др.; растворимое печенье.
Старше 6 месяцев жизни — безглютеновые и глютенсодержащие каши из смеси трех и более зерновых компонентов, включая тапиоку, пшено (не более 18 % пшена по массе продукта).
Старше 9 месяцев жизни — каши типа «мюсли».
Все виды каш могут включать в качестве дополнительных компонентов:
фруктовые наполнители — в соответствии с возрастными рекомендациями, приведенными в п. 2;
мед — старше 6 месяцев жизни;
какао — старше 9 месяцев жизни.
2. Продукты прикорма на плодово-овощной основе.
Соки и нектары фруктовые, фруктово-ягодные, фруктово-овощные и овощные
Старше 3 месяцев жизни — осветленные яблочный и грушевый соки.
Старше 4 месяцев жизни — яблочный и грушевый соки с мякотью; сливовый, персиковый, абрикосовый, тыквенный, морковный соки (осветленные и с мякотью); напиток на основе чернослива.
Старше 5 месяцев жизни — моно- и поликомпонентные соки и нектары из черной и красной смородины, малины, черешни, айвы, вишни, черники, брусники (до 20 %), клюквы (до 20 %) и др.
Старше 6 месяцев жизни — моно- и поликомпонентные соки и нектары из цитрусовых (мандаринов, апельсинов, грейпфрутов); дыни, тропических плодов (ананасов, бананов, манго); клубники, земляники, томатов и других плодов и овощей, обладающих высокой потенциальной аллергенностью; винограда (в составе смешанных соков) и др.
Старше 7 месяцев жизни — моно- и поликомпонентные соки и нектары из папайи, киви, гуавы.
Старше 9 месяцев жизни — виноградный осветленный сок.
Пюре фруктовые, фруктово-ягодные, фруктово-овощные
Старше 4 месяцев жизни — монокомпонентные пюре из яблок, груш, слив, персиков, абрикосов.
Старше 5 месяцев жизни — моно- и поликомпонентные пюре из плодов, ягод и овощей, включая пюре из черной и красной смородины, малины, черешни, айвы, вишни и др.
Старше 5–6 месяцев жизни — пюре фруктово-зерновые, фруктово-молочные, в т. ч. фруктово-йогуртные (с содержанием йогурта не выше 20 %) и другие комбинированные пюре.
Старше 6 месяцев — моно- и поликомпонентные пюре с включением цитрусовых, экзотических и других плодов и ягод, обладающих высокой потенциальной аллергенностью.
Пюре овощные
Старше 4,5 месяцев жизни — монокомпонентные пюре из кабачков, из цветной капусты, из капусты брокколи, из картофеля, из сладкого картофеля, из моркови.
Старше 5 месяцев жизни — моно- и поликомпонентные пюре с расширением ассортимента овощей за счет тыквы, свеклы, капусты белокочанной и др.
Старше 6 месяцев жизни — поликомпонентные, в том числе с добавлением томатов.
Старше 7 месяцев жизни — поликомпонентные с добавлением зеленого горошка.
Старше 8 месяцев жизни — поликомпонентные с добавлением шпината.
Пюре фруктовые, фруктово-ягодные, фруктово-овощные и овощные могут быть различной степени измельчения:
гомогенизированные (количество частиц мякоти размером 0,15 мм не > 30 %, из них частиц размером выше 0,3 мм не > 7 % от общего количества частиц) — для детей старше 4 месяцев жизни;
протертые (размер частиц не > 0,4 мм) и крупноизмельченные (размер частиц 2–5 мм) — для детей старше 6 месяцев жизни.
3. Продукты прикорма на мясной основе
Старше 6 месяцев жизни — из говядины, свинины, баранины, курицы, индейки, кролика и др.
Старше 8 месяцев жизни — пюре с добавлением субпродуктов (печень, сердце, язык).
4. Продукты прикорма на рыбной основе
Старше 8–9 месяцев жизни — из трески, хека, судака, лососевых, минтая, пикши, пиленгаса и других видов океанических, морских и пресноводных рыб.
5. Продукты прикорма на растительной основе с мясом и на мясо-растительной основе
Старше 6–7 месяцев жизни — в соответствии с ассортиментом и возрастными рекомендациями для овощей и мясных продуктов, представленными в пп. 2 и 3, с добавлением укропа и тмина.
Старше 8 месяцев жизни — поликомпонентные, в которые могут входить лук, чеснок, бобовые, сельдерей, петрушка.
Старше 9 месяцев жизни — поликомпонентные пюре, в которые могут включаться специи (сладкий и белый перец, лавровый лист).
Старше 10 месяцев жизни — консервы могут включать базилик, кориандр, душистый перец.
Консервы мясные, мясо-растительные и на растительной основе с мясом бывают трех степеней измельчения:
гомогенизированные (размер частиц до 0,3 мм (допускается до 20% частиц размером до 0,4 мм)) — для детей старше 6 месяцев жизни;
пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм (допускается до 20% частиц размером до 3,0 мм)) — для детей старше 8 месяцев жизни;
крупноизмельченные (размер частиц до 3,0 мм (допускается до 20% частиц размером до 5 мм)) — для детей старше 9–10 месяцев жизни.
6. Продукты прикорма на растительной основе с рыбой
Старше 8–9 месяцев жизни — в соответствии с ассортиментом рыбы, овощей, специй, представленным в пп. 2, 4 и 5.
Рыбо-растительные консервы бывают двух степеней измельчения:
пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм (допускается до 20 % частиц размером до 3,0 мм)) — для детей старше 8 месяцев жизни;
крупноизмельченные (размер частиц до 3,0 мм (допускается до 20 % частиц размером до 5 мм)) — для детей старше 9–10 месяцев жизни.
7. Неадаптированные кисломолочные продукты для детского питания (кефир, йогурт и др.) — старше 8 месяцев жизни.
8. Детские травяные чаи
Чаи гранулированные на основе сахаров (глюкозы, фруктозы, сахарозы) с включением экстрактов одного или нескольких (не более пяти) видов трав и сухих плодов — старше 4 месяцев жизни.
Монокомпонентные заварочные чаи в фильтр-пакетах, включающие укроп, фенхель или ромашку, — старше первого месяца жизни.
Статья 14. Понятия продуктов детского питания
1. Настоящая статья содержит общие понятия, характеризующие продукты детского питания. Понятия, характеризующие конкретные продукты детского питания, устанавливаются национальными стандартами с использованием установленных настоящим Федеральным законом основных общих понятий продуктов переработки молока, в том числе продуктов детского питания.
2. Под продуктами детского питания понимаются пищевые продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие соответствующим физиологическим потребностям детского организма.
3. Под продуктами детского питания на молочной основе понимаются продукты детского питания, произведенные из коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных с добавлением немолочных компонентов в количестве не более 20 процентов от общей массы этих продуктов или без их добавления.
4. Под продуктами детского питания для детей раннего возраста понимаются продукты детского питания, предназначенные для питания детей в возрасте от рождения до трех лет.
5. Под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме из молока сельскохозяйственных животных, белков сои (за исключением белков, полученных из сырья, содержащего генно-инженерно-модифицированные организмы), максимально приближенные по химическому составу и свойствам к женскому молоку и отвечающие физиологическим потребностям детей первого года жизни.
6. Под продуктами прикорма понимаются продукты детского питания для детей первого года жизни, вводимые в их рацион в качестве дополнения к женскому молоку, адаптированным молочным смесям (заменителям женского молока) и (или) последующим смесям и произведенные из продуктов животного и (или) растительного происхождения с учетом возрастных физиологических особенностей детей.
7. Под последующей смесью понимаются продукты детского питания для детей первого года жизни, произведенные на основе молока сельскохозяйственных животных, белков сои (за исключением белков, полученных из сырья, содержащего генно-инженерно-модифицированные организмы) и адаптированные или частично адаптированные для питания детей в возрасте старше шести месяцев.
8. Под продуктами детского питания моментального приготовления для детей раннего возраста понимаются сухие продукты детского питания для детей раннего возраста, восстанавливаемые до готовности в домашних условиях путем разведения питьевой водой, молоком, адаптированной молочной смесью или соком, температура которых не должна быть ниже 30 градусов Цельсия. Не допускается применение понятия «инстантный продукт».
9. Под продуктами детского питания для детей дошкольного возраста понимаются продукты детского питания, предназначенные для питания детей в возрасте от трех до шести лет.
10. Под продуктами детского питания для детей школьного возраста понимаются продукты детского питания, предназначенные для питания детей в возрасте от шести до 14 лет.
11. Под кашами на молочной основе, готовыми к употреблению, понимаются продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, произведенные из различных круп, молочных продуктов и (или) молокосодержащих продуктов с введением немолочных компонентов или без их введения.
12. Под безлактозными продуктами понимаются специализированные продукты детского питания, содержание лактозы в которых составляет не более 0,1 грамма на один литр такого готового к употреблению продукта.
13. Под низколактозными продуктами понимаются специализированные продукты детского питания, содержание лактозы в которых составляет не более 10 граммов на один литр такого готового к употреблению продукта.
Статья 15. Требования к продуктам детского питания на молочной основе
1. Пищевая ценность продуктов детского питания на молочной основе должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского питания на молочной основе должны быть безопасными для здоровья ребенка.
2. Продукты детского питания на молочной основе и их компоненты должны соответствовать требованиям безопасности и пищевой ценности, установленным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
3. Продукты детского питания на молочной основе не должны содержать компоненты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, искусственных красителей и ароматизаторов.
4. Показатели содержания потенциально опасных веществ, а также показатели окислительной порчи в продуктах детского питания на молочной основе для детей раннего возраста не должны превышать установленный приложением 5 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.
5. Показатели микробиологической безопасности в продуктах детского питания на молочной основе для детей раннего возраста не должны превышать установленный приложением 6 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.
6. При производстве адаптированных молочных смесей (заменителей женского молока) и последующих смесей в целях максимального приближения к составу женского молока допускается включение в их состав только L-аминокислот, таурина, нуклеотидов, пребиотиков (галакто- и фруктоолигосахаридов, лактулозы), бифидобактерий и других пробиотиков, а также рыбного жира и других концентратов полиненасыщенных жирных кислот.
7. Форма применения витаминов и минеральных веществ, используемых для производства продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, установлена приложением 15 к настоящему Федеральному закону. Содержание витаминов и минеральных веществ в продуктах детского питания должно соответствовать уровню, установленному приложением 16 к настоящему Федеральному закону.
8. При производстве продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста разрешается использование пищевых добавок, перечень которых установлен приложением 17 к настоящему Федеральному закону.
9. Требования к пищевой ценности продуктов детского питания на молочной основе, в том числе молочных продуктов, молочных составных продуктов и молокосодержащих продуктов, устанавливаются с учетом возраста детей, оценки степени риска для здоровья детей различных возрастных групп (детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и детей школьного возраста).
10. Показатели окислительной порчи, химической и радиологической безопасности продуктов детского питания на молочной основе для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста не должны превышать установленный приложением 7 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.
11. Показатели микробиологической безопасности продуктов детского питания на молочной основе для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста не должны превышать установленный приложением 8 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.
12. Немолочные компоненты, используемые для производства продуктов детского питания, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Статья 16. Требования к организации производства и процессам производства продуктов детского питания на молочной основе
1. Производство продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста осуществляется в организациях или в изолированных производственных помещениях организаций, территориально обособленных от других организаций.
2. Размещение организаций и производственных помещений, в которых осуществляется производство продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, должно исключить возможность неблагоприятного воздействия на них других организаций или производственных помещений. На территориях организаций и производственных помещений, в которых осуществляется производство продуктов детского питания на молочной основе, запрещается располагать здания, сооружения, не относящиеся к данному производству. Оборудование указанных организаций и производственных помещений должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить проведение мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. При необходимости для производства, стерилизации, фасования, охлаждения продуктов детского питания на молочной основе должны быть выделены отдельные производственные помещения, оборудованные для данных целей. Указанные производственные помещения должны быть отделаны водонепроницаемыми, неабсорбирующими, моющимися, нескользкими и нетоксичными материалами без трещин. Количество указанных производственных помещений должно быть достаточным для производства качественных продуктов детского питания на молочной основе.
3. Организации и производственные помещения, в которых осуществляется производство продуктов детского питания на молочной основе, должны быть оборудованы системами:
1) водоснабжения, в том числе горячего водоснабжения, с температурой не ниже 80 градусов Цельсия;
2) производства и подачи пара, не содержащего опасных для здоровья человека веществ или загрязняющих продукты детского питания на молочной основе веществ, при использовании пара в непосредственной близости от них либо от поверхностей, соприкасающихся с продуктами детского питания на молочной основе;
3) отведения технической воды по стокам, полностью изолированным и обозначенным специальным цветом;
4) освещения, вентиляции, канализации.
4. Технологическое оборудование (в том числе продуктопровод, водопровод, паропровод), инвентарь должны быть маркированы, доступны для проведения санитарной обработки в соответствии с санитарными нормами, изготовлены из разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, стойких к неоднократной очистке и дезинфекции, не имеющих и не придающих продуктам детского питания на молочной основе посторонних запахов или вкуса коррозиестойких нетоксичных материалов.
5. Производство продуктов детского питания на молочной основе для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста может осуществляться с использованием производственных мощностей (в начале смены или в отдельную смену после мойки и дезинфекции оборудования и инвентаря) в соответствии с требованиями, аналогичными требованиям к производству продуктов переработки молока.
6. На упаковке продуктов детского питания на молочной основе должна размещаться информация, предусмотренная статьей 36 настоящего Федерального закона.
Гаспачо с сальсой из авокадо
Суп из шампиньонов
Суп из сушеных грибов
Дмитрогорская окрошка на кефире
Холодный дынный суп с сорбетом
Щи из свежей и квашеной капусты
Венгерский вишневый суп
Холодный томатный суп с водкой
Холодный суп из огурца и креветок
Холодный томатный суп с базиликом
Суп из огурца и лосося с сальсой
Тыквенный суп с печеным чесноком и томатной сальсой
Грибной суп
Томатный суп с кремом из красного перца
Парижский луковый суп
Суп из спаржи и горошка с сыром пармезан
Суп-крем из цветной капусты
Французский луковый суп
Суп из баклажанов с моцареллой и гремолатой
Грибной крем-суп с кростини с козьим сыром
Суп мисо с зеленым луком и тофу
Суп из помидоров черри с песто из рукколы
Португальский чесночный суп с яйцом
Авголемоно
Том ям с тофу
Ирландский картофельный суп
Суп из пастернака
Пряный морковный суп во время зимних холодов
Тосканский фасолевый суп
Американский суп из красной фасоли с сальсой гуакамоле
Острый чечевичный суп с кремом из петрушки
Суп с лапшой рамен в Токийском стиле
Малайзийская лакса с креветками
Японский суп-лапша
Утиный бульон с фрикадельками
Марокканский куриный суп с пряным маслом
Куриный суп с сельдереем и луком-пореем
Куриный суп с кокосом
Куриный суп с кнейдлах
Марокканская харира
Ирландский домашний суп с бараниной
Суп-рагу с говядиной и ягненком
Суп с колбасками чоризо и нутом
Мексиканский суп из говядины с чили и сырными начос
Кисло-сладкий суп со свининой
Суп мисо со свининой и овощами
Суп пад-тай с треской
Ямайский суп с соленой треской из риса и фасоли
Суп из копченой пикши с картофелем
Матлот
Испанский рыбный суп с апельсином
Суп-карри из лосося
Лососевый суп с сальсой и пастой руй
Мясо в рукаве
Тыква с мясом
Овощное рагу с мясом
Говядина в духовке с грибами под майонезом
Говядина по-французски
Говядина в духовке со сливами
Говядина в духовке с горчицей
Телятина в духовке с кабачками
Говядина по-испански
Говядина, запеченная с пивом
Телячья грудка фаршированная
Говядина по-купечески
Телятина с сыром и ветчиной в слоеном тесте
Картошка, запечённая с фаршем
Мясо тушеное
Картошка с мясом
Ветчина с рисом и папоротником
Рецепты шашлыков из говядины и телятины
Энчилады с говядиной
Говядина с рисом по-японски
Мясной рулет
Антрекоты, маринованные в красном вине
Жареная говядина с имбирем
Говядина в пиве
Говядина с чесночным соусом по-немецки
Мясо с помидорами
Мясо, запеченное в тесте
Мясо с луком
Мясо в фольге
Мясо с ананасами
Манты с мясом
Мясо по-французски
Тушеная в воке свинина с красным перцем и тофу
Свиная поджарка с ананасами
Свинина с арахисом и имбирем в воке
Свинина с овощами и белой фасолью в воке
Жареная свиная вырезка в гранатовом соусе
Свинина с кизиловым соусом
Свиные отбивные с яблоками
Рагу из свиных рёбрышек с картофелем и кабачками
Бефстроганов из свинины
Свинина в капустных листьях
Бефстроганов из свинины с грибами
Свинина, тушеная с грибами
Свиной бифштекс под горчичным соусом
Карбонат по-фламандски
Свинина, тушеная с рисом
Свинина по-домашнему
Свинина тушеная с квашеной капустой
Тушеная свинина с луком и вином
Филиппинское барбекю
Свинина с солеными огурцами
Свинина, тушеная с паприкой
Свиные отбивные с сыром
Шницель смачный
Свиная вырезка с чесноком и травами
Свинина в тесте
Свинина с помидорами
Свиные отбивные во фруктовом желе
Фаршированная свиная корейка
Рецепты шашлыков из свинины
Свинина по-восточному
Свинина, запеченная с соевым соусом
Свинина, тушенная в апельсиновом соке
Свиные отбивные, жаренные на решетке
Свинина по-мексикански с рисом и кукурузой
Тушеная свинина с капустой и горошком
Пикантная тушеная свинина с нутом и сардельками
Свинина, тушенная с репой
Свинина на гриле
Версия для печати
И.Я.КОНЬ, Руководитель отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН (Москва), Заслуженный деятель науки РФ, профессор.
Физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются продолжающимися высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной и функциональной перестройкой отдельных органов, в том числе пищеварительной системы, дальнейшим развитием интеллектуальной сферы.
В связи с этим потребность детей этого возраста в основных пищевых веществах и энергии существенно увеличивается по сравнению с детьми раннего возраста. При этом суточная потребность в энергии должна удовлетворяться за счет углеводов на 55-60%, за счет белков – на 12-14%, жиров – на 25-35%.
Для удовлетворения этих потребностей ребенок должен получать необходимое количество различных продуктов в определенном соотношении. При этом соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4.
Белковый компонент пищевого рациона формируется, прежде всего, за счет продуктов, являющихся основными источниками белков, к числу которых относятся молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца. Ежедневное количество молока и молочных продуктов должно составлять около 500 мл, причем предпочтение отдается кисломолочным продуктам. Сохраняют свое значение творог и сыр, содержащие не только полноценный белок, но также являющиеся основными источниками кальция и витамина В2 (рибофлавина). Рекомендуемое количество мяса (включая субпродукты) составляет 100 г в день, рыбы – 50 г. В питании дошкольников можно использовать и субпродукты (сердце, язык, печень), богатые железом, витамином А, витамином В12 и фолиевой кислотой.
Жировой компонент рациона обычно формируется из сливочного и растительных масел, ежедневное количество которых составляет, примерно, 25 и 8-10 г, соответственно. Растительное масло необходимо как источник полиненасыщенных жирных кислот, не синтезирующихся в организме, и поступающих только с пищей. Растительные масла содержат также витамин Е – основной природный антиоксидант.
Основными источниками углеводов являются крупы, макаронные и хлебобулочные изделия, сахар и кондитерские изделия, овощи и фрукты. Рекомендуемое количество картофеля составляет 150-200 г, а овощей – 250-300 г в день, причем в разнообразном ассортименте (капуста, свекла, морковь, кабачки, тыква, томаты, огурцы, различная зелень). Фрукты (150-200 г в день) могут использоваться самые разные – от яблок до тропических манго и авокадо. Кроме того, могут использоваться соки, сухие и быстрозамороженные фрукты и овощи.
Крупы используются для приготовления каш, супов, гарниров, пудингов, запеканок и др. Их количество должно быть примерно 40-45 г в сутки. В рационе питания можно также использовать фасоль, горох, которые могут входить в состав супов, а зеленый горошек – в качестве гарнира и в салатах.
Ежедневное количество хлеба составляет 150-170 г, 1/3 которого приходится на долю ржаного хлеба.
Количество сахара должно составлять 40-50 г, кондитерских изделий – 20-40 г. Из сладостей лучше использовать мед (с учетом индивидуальной переносимости), джемы, варенье, зефир, пастилу, мармелад.
В правильной организации питания детей дошкольного возраста большое значение имеет и соблюдение необходимых объемов блюд. В этом возрасте общее количество пищи составляет примерно 1500 г. Рекомендуемые объемы отдельных блюд должны соответствовать рекомендациям, приведенным в таблице №1.
Таблица 1
Рекомендуемые объемы отдельных блюд для детей дошкольного возраста (г, мл)
Прием пищи |
Название блюд |
Дети 3-6 лет |
Завтрак |
Каша, овощное блюдо |
|
Омлет, мясное, рыбное блюдо |
80-100 |
|
Кофейный напиток, какао, молоко, чай |
||
Обед |
Салат, закуска |
|
Первое блюдо |
||
Блюдо из мяса, рыбы, птицы |
80-100 |
|
Гарнир овощной, крупяной |
150-200 |
|
Третье блюдо (напиток) |
||
Полдник |
Кефир, молоко |
|
Булочка |
||
Свежие фрукты, ягоды |
||
Ужин |
Овощное, творожное блюдо, каша |
190-230 |
Молоко, кефир |
||
Свежие фрукты, ягоды |
||
Хлеб на весь день |
150-180 |
Соблюдение режима питания также важное условие правильной организации питания. В дошкольном возрасте рекомендуется 4-разовое питание с промежутками между отдельными приемами пищи длительностью 3,5-4 часа.
Правильный режим питания предусматривает также соответствующее распределение продуктов в течение суток. В первую половину дня в рацион ребенка рекомендуется включать продукты, богатые белком и жиром, которые дольше задерживаются в желудке и требуют большего количества пищеварительных соков. В то же время на ужин следует давать легкоусвояемые продукты (овощи, фрукты, молочные, творожные, рыбные блюда), так как во время ночного сна процессы пищеварения замедляются и выделение пищеварительных соков уменьшается.
Питание детей в детских дошкольных учреждениях
Значительное число детей дошкольного возраста посещает детские дошкольные учреждения. Основную часть суточного рациона они получают именно в этих учреждениях. Поэтому организация питания в дошкольных учреждениях должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им пищевых веществ и энергии именно во время пребывания их в детском саду.
Дети, находящиеся в детском саду в дневное время (в течение 9-12 часов), получают трехразовое питание, которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75-80%. При этом на долю завтрака приходится 25% суточной калорийности, на долю обеда – 40%, полдника – 15%. Ужин, на который остается 20% суточной калорийности, дети получают дома.
Для детей, находящихся в дошкольном учреждении 12 часов, можно организовать как трехразовое (наиболее распространенное), так и четырехразовое питание. В первом случае их питание состоит из завтрака, на который приходится 25% суточной калорийности, обеда (35%) и более калорийного, чем обычно, полдника (20-25%). Это – так называемый уплотненный полдник. Реже предусматривается четвертый прием пищи – ужин, составляющий 25% суточной калорийности. При этом полдник дают более легким – из расчета 10% суточной калорийности. Так же организуют питание в круглосуточных группах.
Основой организации питания детей в детских дошкольных учреждениях является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов и меню. Эти наборы включают все основные группы продуктов, потребление которых позволяет удовлетворить физиологические потребности дошкольников в энергии и основных пищевых веществах, в первую очередь в незаменимых факторах питания. К числу этих продуктов относятся: мясо и мясные продукты (включая птицу), рыба, яйца (источники белка, жира, витаминов А, В12, железа, цинка и др.), молоко и молочные продукты (источники белка, кальция, витаминов А и В2), сливочное и растительные масла (источники жирных кислот, витаминов А и Е), хлеб, хлебобулочные изделия, крупы и макаронные изделия (носители углеводов – крахмала, как источника энергии, пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР, железа, магния, селена), овощи и фрукты (основные источники витаминов С, Р, бета-каротина, калия, пищевых волокон, органических кислот), сахар и кондитерские изделия.
Совершенно очевидно, что в зависимости от длительности пребывания ребенка в детском саду (9, 12 или 24 часа) меняется как число приемов пищи, так и количество требующихся ребенку энергии и пищевых веществ. Соответствующие дифференцированные наборы продуктов для дошкольных учреждений, утвержденные Министерством здравоохранения СССР в 1984 г , приведены в таблице №2, а наборы продуктов для ДОУ г. Москвы, разработанные в Отделе детского питания ГУ НИИ питания РАМН и утвержденные Комитетом образования г. Москвы в 2003 году – таблицах №№3 и 4.
Таблица 2 Нормы питания детей в дошкольных учреждениях
(граммы в день на 1 ребенка)
Продукты |
Количество для детей в возрасте |
||||
до 3 лет |
от 3 до 7 лет |
||||
В учреждениях с длительностью пребывания (часов) |
В учреждениях с длительностью пребывания (часов) |
||||
9-10,5 |
12-24 |
9-10,5 |
|||
Хлеб пшеничный |
|||||
Хлеб ржаной |
|||||
Мука пшеничная |
|||||
Мука картофельная |
|||||
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
|||||
Картофель |
|||||
Овощи разные |
|||||
Фрукты свежие |
|||||
Фрукты сухие |
|||||
Кондитерские изделия |
|||||
Сахар |
|||||
Масло сливочное |
|||||
Масло растительное |
|||||
Яйцо (штук) |
|||||
Молоко, кефир |
|||||
Творог |
|||||
Сметана |
|||||
Сыр |
|||||
Мясо, птица |
|||||
Рыба |
|||||
Чай |
|||||
Кофе злаковый |
|||||
Соль |
|||||
Дрожжи |
Таблица 3
Утвержденный среднесуточный набор продуктов для питания детей в ДОУ
с 12-ти часовым пребыванием (на одного ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет).
(утв. Комитетом образования г. Москвы, Приказ № 817 от 02.09.2003)
Название продуктов |
Количество, г |
Хлеб пшеничный |
|
Хлеб ржано-пшеничный |
|
Мука пшеничная |
|
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
|
Картофель |
|
Овощи разные (кроме картофеля) |
|
Фрукты свежие, сок |
|
Фрукты сухие, в т.ч. шиповник |
|
Кондитерские изделия, в том числе мучные кондитерские изделия |
|
Сахар |
|
Масло сливочное |
|
Масло растительное |
|
Яйцо (диетическое) |
0.5 шт. |
Молоко, кисломолочные продукты |
|
Творог |
|
Мясо (1 кат.) |
|
Птица (1 кат. п/п) |
|
Колбасные изделия1 |
|
Рыба-филе, в т.ч.сельдь |
|
Сметана |
|
Сыр2 |
|
Чай |
0.5 |
Какао-порошок |
0.45 |
Кофейный напиток злаковый |
0.6 |
Дрожжи хлебопекарные |
0.3 |
Соль йодированная |
|
Химический состав набора3: |
|
Белок, г |
|
Жир, г |
|
Углеводы, г |
|
Энергетическая ценность, ккал |
1- специально разрешенные для детского питания
2- при наличии денежных средств
3- химический состав наборов может несколько меняться в зависимости от сортности используемых продуктов (мяса, рыбы, сметаны, хлеба и т.д.)
Таблица 4
Утвержденный среднесуточный набор продуктов для питания в ДОУ с 12-ти часовым пребыванием (на одного ребенка в возрасте от 3-х до 7 лет).
(утв. Комитетом образования г. Москвы, Приказ № 817 от 02.09.2003)
Название продуктов |
Количество, г |
Хлеб пшеничный |
|
Хлеб ржано-пшеничный |
|
Мука пшеничная |
|
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
|
Картофель |
|
Овощи разные (без картофеля), зелень (укроп, петрушка) |
|
Фрукты свежие, сок |
|
Фрукты сухие, в т.ч. шиповник |
|
Кондитерские изделия, в том числе мучные кондитерские изделия |
|
Сахар |
|
Масло сливочное |
|
Масло растительное |
|
Яйцо диетическое |
0.5 шт. |
Молоко, кисломолочные продукты |
|
Творог |
|
Мясо (1 кат) |
|
Птица (1 кат, п/п) |
|
Колбасные изделия1 |
|
Рыба-филе, в т.ч. сельдь |
|
Сметана |
|
Сыр2 |
|
Чай |
0.5 |
Какао-порошок |
0.9 |
Кофейный напиток злаковый |
|
Дрожжи хлебопекарные |
0.4 |
Соль йодированная |
|
Химический состав набора3: |
|
Белок, г |
|
Жир, г |
|
Углеводы, г |
|
Энергетическая ценность, ккал |
1- специально разрешенные для детского питания
2- при наличии денежных средств
3- химический состав наборов может несколько меняться в зависимости от сортности используемых продуктов (мяса, рыбы, сметаны, хлеба и т.д.)
Таблица 4а
Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей в возрасте 1,5-3 и 3-7 лет в ДОУ с 24-часовым пребыванием (на одного ребенка, г брутто).
(утв. Департаментом образования г.Москвы, Приказ №122 от 22.03.2004)
Продукты | Практически здоровые дети | |
1,5-3 года | 3-7 лет | |
Хлеб пшеничный | ||
Хлеб ржано-пшеничный |
||
Мука пшеничная |
||
Мука картофельная (крахмал) |
||
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
||
Картофель |
||
Овощи разные, зелень |
||
Фрукты свежие, сок |
||
Фрукты сухие, в т.ч. шиповник |
||
Кондитерские изделия |
||
Сахар |
||
Масло сливочное |
||
Масло растительное |
||
Яйцо диетическое (шт.) |
||
Молоко, кефир и др. кисломолочные продукты |
||
Творог 9% |
||
Мясо (1 кат.) |
||
Птица (1 кат. п/п) |
||
Колбасные изделия |
||
Рыба-филе |
||
Сельдь |
||
Сметана 20% |
||
Сыр твердый |
||
Чай |
||
Кофейный напиток злаковый |
||
Какао порошок |
||
Дрожжи хлебопекарные |
||
Химический состав* | ||
Белок, г |
||
Жир, г |
||
Углеводы, г |
||
Энергетическая ценность, ккал |
- — Химический состав набора может несколько меняться в зависимости от сортности используемых продуктов (мяса, сметаны, хлеба и т.д.)
В правильной организации питания детей большое значение имеет общая обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности. Важно правильно соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью родителям необходимо систематически давать сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего практикуется вывешивание в группах ежедневного меню детей. Кроме того, воспитателям и медицинским работникам детского сада следует давать родителям рекомендации по составу домашних ужинов и питанию ребенка в выходные и праздничные дни. При этом на ужин рекомендуются те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду, а в выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к «детсадовскому».
Проводя с родителями беседы о детском питании, важно также предупредить их о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако, если ребенка приходится приводить в учреждение очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать легкий завтрак в виде горячего напитка (чая, какао), стакана сока и (или) каких-либо фруктов и бутерброда.
Говоря об организации питания детей в дошкольных учреждениях, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к этому учреждению.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитателям следует кормить его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к пище и к пребыванию в ДОУ.
Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости следует проводить дополнительную витаминизацию детей, используя широкий ассортимент имеющихся поливитаминных препаратов в виде напитков («Золотой шар», «Витастарт» и т.п.) и таблеток («Ундевит», «Компливит», «Юникап» и многие другие), включающие не только витамины, но и важнейшие микроэлементы (железо, цинк и др.). Препараты дают детям в течение достаточно длительного времени (до 3-6 месяцев).
Важнейшим условием правильной организации питания детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, является, как было уже отмечено, строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. Игнорирование этих требований может привести к серьезным нарушениям в здоровье детей: пищевым отравлениям, кишечным инфекциям и др.
Особое внимание надо обращать на правильное хранение и своевременное использование скоропортящихся пищевых продуктов. При нарушении условий и сроков хранения в них могут размножаться гнилостные и патогенные микроорганизмы, вызывающие порчу продуктов и возникновение бактериальных отравлений и острых кишечных заболеваний.
Очень важно обеспечить раздельное хранение продуктов, требующих (мясо, рыба и др.) и не требующих (хлеб, масло и др.) термической обработки; в детских дошкольных учреждениях запрещается хранить, даже в холодильнике, полуфабрикаты из мяса и рыбы (котлетный фарш, начинки и пр.). Их нужно готовить непосредственно перед тепловой кулинарной обработкой.
В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний в детских коллективах необходимо строго соблюдать установленные требования к технологической обработке продуктов. Одним из основных требований является раздельная обработка сырых и вареных продуктов. Их разделывание (после предварительной очистки и промывания) должно проводиться на разных специально выделенных столах с использованием соответствующим образом промаркированных разделочных досок и ножей. После работы с сырыми продуктами, особенно мясом и рыбой, необходимо тщательно вымыть руки, сменить фартук или халат.
Важно следить за соблюдением сроков термической обработки различных продуктов, поддержанием необходимой температуры в духовом шкафу при запекании блюд, проведением необходимой тепловой обработки некоторых блюд. Температура в духовом шкафу должна быть не ниже 220° С. При приготовлении вторых блюд из вареного мяса (запеканки, рулеты) они обязательно должны подвергаться вторичной тепловой обработке.
Санитарными правилами в детских дошкольных учреждениях запрещается изготовление простокваши, творога, кисломолочных продуктов, приготовление таких скоропортящихся блюд, как блинчики с мясом, макароны по-флотски, паштеты, студни, форшмаки. Запрещается использование в пищу грибов (за исключением грибов, полученных промышленным способом – шампиньонов и вешенок), фляжного и бочкового молока без кипячения, творога, сметаны без термической обработки, яиц и мяса водоплавающей птицы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления.
Категорически запрещается готовить пищу накануне, оставлять готовые блюда на следующий день, использовать остатки вчерашнего питания, так как это может привести к пищевым отравлениям.
Работники пищеблока обязаны четко знать и строго соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования к технологии приготовления пищи, периодически проходить медицинское обследование. Работники с подозрением на острое инфекционное заболевание и больные к работе не допускаются. Медицинские сестры учреждения должны ежедневно проводить осмотр работников пищеблока, и при выявлении у них гнойничковых заболеваний отстранить их от работы.
По окончании работ на пищеблоке проводится ежедневная уборка помещений. Для этого должен иметься специальный уборочный инвентарь, который, как и халат, не может использоваться для уборки других помещений, особенно туалета. Один раз в месяц на пищеблоке необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений оборудования и инвентаря.
Для правильной организации питания детей в дошкольных учреждениях должны иметься следующие документы:
— утвержденный набор продуктов для дошкольных учреждений;
— перспективные меню-раскладки и примерные меню — 7 или 10-дневные;
— накопительная ведомость расхода продуктов;
— бракеражный журнал;
— тетрадь бракеража сырой продукции:
— годовые и квартальные и месячные заявки на продукты;
— картотека блюд;
— нормы отходов продуктов при холодной кулинарной обработке;
— нормы выхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке;
— таблица замены продуктов по основным пищевым веществам
Питание детей и подростков школьного возраста
Школьный возраст является тем ключевым периодом развития человеческого организма, в котором завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, происходит резкая нервно-гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания подростков, возникают качественные изменения в нервно-психической сфере, связанные с процессом обучения. Интенсивный рост и увеличение массы тела в школьном возрасте сопоставимы по своей интенсивности лишь с периодом раннего детства.
Высокая скорость роста и лежащих в его основе анаболических процессов, требует постоянного поступления с пищей достаточного количества пластического материала и, прежде всего, белка и минеральных солей, а также экзогенных регуляторов метаболических процессов – витаминов и микроэлементов. Достаточное поступление этих нутриентов является абсолютно необходимым условием нормального роста и формирования костной ткани и скелетно-мышечного аппарата, тогда как их дефицит сопровождается замедлением роста.
Глубокая нейро-эндокринная перестройка, происходящая в школьном возрасте, создает определенные предпосылки для возникновения в этом возрасте эндокринопатий и нарушений обмена веществ. В частности, именно в этом возрасте у школьников часто отмечают наличие избыточной массы тела (а в ряде случаев – ожирения), развитие сахарного диабета, кушингоидного синдрома, поражений кожи (акне и др.) и других заболеваний, важная роль в генезе которых принадлежит алиментарному фактору.
Чрезвычайно серьезной проблемой питания школьников является также распространенный дефицит в их питании ряда эссенциальных микроэлементов и, в первую очередь, витаминов (А, Е, С, В1, В2 и др.) минеральных солей и микроэлементов (кальция, железа, цинка, селена и йода). Это ведет к значительной частоте возникновения у детей и подростков школьного возраста таких алиментарно-зависимых состояний как остеопороз, железо-дефицитная анемия, задержка роста, снижение способности к обучению и др.
Следует подчеркнуть, что дефицит йода на 30% повышает риск развития хронических заболеваний у школьников. Более того, в среднем, у каждого ребенка с зобом отмечается снижение слуховой и зрительной памяти, ухудшение способности к обучению, нарушение формирования личности.
Недостаточное поступление с пищей витаминов – антиоксидантов (Е, С, А, бета-каротина), цинка и селена ведет к нарушению антиоксидантного статуса организма, являющемуся одним из типовых патогенетических механизмов развития или осложнений многих заболеваний и, в частности, сахарного диабета, болезней кожи и суставов и др. Дефицит ряда витаминов (А, Е, С) и микроэлементов (цинка, селена и др.) служат одной их причин снижения иммунного ответа, предопределяющего повышение чувствительности школьников к различным инфекциям.
Весьма серьезной проблемой является также прогрессивный рост желудочно-кишечных заболеваний (язвенной болезни желудка, гастродуоденита и др.), которые в настоящее время занимают ведущее место в структуре заболеваемости школьников. В развитии этой группы заболеваний важную роль играют нарушения в режиме питания (связанные, в частности, с невозможностью получать горячее питание в школе).
Таким образом, рациональное питание школьников, обеспечивающее поступление всех необходимых пищевых веществ, включая все упомянутые микронутриенты, является важным фактором профилактики заболеваний детей школьного возраста. Как было уже отмечено, оптимальное питание может быть обеспечено только при максимальном разнообразии используемых в питании пищевых продуктов. Наряду с обеспечением школьников всеми группами продуктов важно соблюдение режима питания. который зависит от режима обучения в школе, учебной нагрузки, занятий спортом и других моментов. Можно рекомендовать следующие типовые режимы питания школьников, обучающихся в первую и вторую смены (таблица 5).
Таблица 5
Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены
Смена |
Часы приема пищи |
Вид и место питания |
Первая |
7.00 – 8.00 |
Завтрак дома |
10.00-11.00 |
Горячий завтрак в школе |
|
12.00-14.00 |
Обед дома или (для групп продленного дня) в школе |
|
19.00-20.00 |
Ужин дома |
|
Вторая |
8.00-8.30 |
Завтрак дома |
12.00-13.00 |
Обед дома (перед уходом в школу) |
|
16.00-16.30 |
Горячее питание в школе |
|
19.30-20.30 |
Ужин дома |
Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от времени посещения дополнительных занятий, спортивных секций, кружков по интересам и пр. Однако, надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в определенное время.
В отличие от дошкольников, кулинарная обработка продуктов для школьников старшего возраста практически не отличается от кулинарной обработки продуктов для взрослых. В их рационах могут быть и жареные, и запеченные блюда (в частности, антрекоты, шницели, эскалопы) и закусочные консервы. В то же время школьникам 7-10 лет необходимы определенные элементы щажения, и их рационы должны включать ограниченные количества жареных блюд, специй и пряностей, маринадов.
В питании школьников не следует использовать тугоплавкие жиры (бараний, гусиный, утиный, свиной), черный перец. Не рекомендуется широкое использование маргаринов, которые можно применять при обжаривании, выпечке, разогревании готовых блюд, тогда как при приготовлении бутербродов, заправке каш, пюре, супов следует использовать сливочное масло, а при изготовлении салатов – растительные масла.
Примерные рекомендуемые наборы продуктов для школьников разного возраста приведены в таблице 6.
Таблица 6
Рекомендуемый суточный набор продуктов для школьников и подростков (г, мл)
Продукты |
Возраст (лет) |
|||
7-10 |
11-13 |
14-17 |
14-17 |
|
юноши |
девушки |
|||
Хлеб пшеничный |
||||
Хлеб ржаной |
||||
Мука пшеничная |
||||
Крупы, бобовые, макаронные изд. |
||||
Картофель |
||||
Овощи разные |
||||
Фрукты свежие |
150-300 |
150-300 |
150-300 |
150-300 |
Фрукты сухие |
||||
Сахар |
||||
Кондитерские изделия |
||||
Масло сливочное |
||||
Масло растительное |
||||
Яйцо, шт. |
||||
Молоко |
||||
Творог |
||||
Сметана |
||||
Сыр |
||||
Мясо |
||||
Рыба |
||||
Химический состав рационов |
||||
Белки, г |
||||
Жиры, г |
||||
Углеводы, г |
||||
Энергетическая ценность, ккал |
Учитывая, что школьники проводят значительное время в школе, причем процесс обучения носит весьма интенсивный характер, важное значение, как было уже отмечено, имеет организация горячего питания в школах, в особенности, в современных условиях с учетом низкого социально-экономического уровня многих семей, неспособных обеспечить детей адекватным питанием дома. В идеале, школьное питание должно включать горячий завтрак и обед, а для детей, посещающих группы продленного дня — и полдник. Кроме того, во многих городских школах функционируют школьные буфеты, которыми пользуются, в основном, старшеклассники. В соответствии с традициями организации школьного питания в нашей стране и с учетом зарубежного опыта, горячее питание в школах должно удовлетворять значительную часть (55-60%) физиологических потребностей детей и подростков в энергии и пищевых веществах. Исходя из этого принципа, разработаны рекомендуемые рационы школьных завтраков и обедов, а также наборы продуктов и меню для школ-интернатов, где дети и подростки находятся круглосуточно и получают четырехразовое питание (таблица 7).
Таблица 7
Утвержденный среднесуточный рацион питания для учащихся школ-интернатов (на одного ребенка, г брутто)
Утвержден Московским Комитетом образования 25.02.99г., № 56
Продукты |
Возраст детей |
|
7-11 лет |
12-17 лет |
|
Хлеб пшеничный |
||
Хлеб ржано-пшеничный |
||
Мука пшеничная |
||
Мука картофельная (крахмал) |
||
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
||
Картофель |
||
Овощи разные, зелень |
||
Фрукты свежие |
||
Сок фруктовый |
||
Фрукты сухие |
||
Кондитерские изделия |
||
Сахар |
||
Масло сливочное |
||
Масло растительное |
||
Яйцо диетическое |
1 шт. |
1 шт. |
Молоко, кисломолочные продукты |
||
Творог (9% жирности) |
||
Мясо (1 кат.) |
||
Птица (1 кат. п/п) |
||
Колбасные изделия |
||
Рыба-филе, сельдь |
||
Сметана (20% жирности) |
||
Сыр твердый |
||
Чай |
||
Какао-порошок |
||
Кофейный напиток злаковый |
||
Дрожжи хлебопекарные |
||
Соль йодированная |
||
Специи |
||
Химический состав набора* |
||
Белки, г |
111.7 |
130.0 |
Жиры, г |
118.8 |
133.0 |
Углеводы, г |
424.0 |
498.0 |
Энергетическая ценность, ккал |
3209.0 |
3715.0 |
* Химический состав набора может несколько меняться в зависимости от сортности используемых продуктов (мяса, рыбы, сметаны, хлеба и т.д.)
Обобщая приведенные данные, можно сформулировать следующие основные медико-биологические требования к организации питания в школах:
- Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда, которые должны обеспечивать 25% и 35% от суточной потребности в энергии соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в сумме обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности;
- Рационы должны быть дифференцированы по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в зависимости от возраста (для 7-10 лет и 11-17 лет);
- Необходимо соблюдение режима питания – завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (в 10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна);
- Продукты, используемые в школьном питании, должны пройти гигиеническую экспертизу в установленном порядке и иметь соответствующие разрешительные документы (ТУ, утвержденные в установленном порядке гигиенический сертификат, санитарно-эпидемиологическое заключение или регистрационное удостоверение);
- Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение использования пищевых добавок и ароматизаторов, соли, специй).
Особенности организации питания детей и подростков в школе.
Как уже было отмечено, для учащихся общеобразовательных учреждений школьного типа предусматривается организация двухразового горячего питания, а также реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте.
Посещение детьми групп продленного дня допускается только при обязательной организации для них двух-трехразового питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении). Для учащихся образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием учащихся организуется 4-5 разовое (в зависимости от возраста и состояния здоровья детей) питание.
При формировании рациона детей и подростков и приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, должны соблюдаться уже рассмотренные принципы оптимального, сбалансированного питания, подразумевающего:
— удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриенты (витамины, минеральные соли, микроэлементы, флавоноиды и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;
— сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в т.ч. по аминокислотному и жирнокислотному составу, составу различных классов углеводов, содержанию витаминов, минеральных веществ и микроэлементов;
— максимальное разнообразие рациона, за счет использования широкого ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
— технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества готовых блюд и сохранность их пищевой ценности;
— исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающим действием на слизистую желудочно-кишечного тракта, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями в органах желудочно-кишечного тракта;
— учет индивидуальных особенностей детей (в том числе, непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд);
— включение в состав рационов продуктов и блюд, обогащенных различными микронутриентами, про-и пребиотиками.
Питание детей должно организовываться с учетом дифференциального подхода к рациону питания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Организация горячего питания предполагает использование горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков. Завтрак должен содержать какое-либо горячее блюдо – творожное, яичное, мясное, крупяное (молочно-крупяное), в качестве питья – горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток с молоком), а также витаминизированные напитки и соки. В обед обязательно первое блюдо, мясное или рыбное блюдо с гарниром, в том числе из овощей и напиток (соки, компоты из свежих или сухих фруктов); целесообразно также в обед давать детям свежие фрукты. На ужин обычно рекомендуется рыба, молочные, крупяные, овощные, творожные или яичные блюда. Блюда из мяса перед сном не рекомендуются. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан молока, кефира, ряженки и т.п. с печеньем, булочкой и т.д.
В рационе детей и подростков должны ежедневно присутствовать рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи. В течение недели в рационе обязательно должны присутствовать крупы и макаронные изделия, сметана, сыр, яйца, творог, фрукты (плоды и ягоды) или фруктовые соки. При условии строгого соблюдения технологии приготовления блюд в образовательных учреждениях допускается использовать такие субпродукты, как печень, сердце, язык.
В меню обязательно должны включаться свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, картофель, натуральные соки и витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки.
При организации в общеобразовательных школах бесплатного (льготного) питания учащихся за счет бюджетных средств (или из иных источников финансирования) предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся получают завтраки (обучающиеся во 2-ю смену — полдники).
В меню для детей школьного возраста в завтрак и ужин широко используются молочные каши с овощами и фруктами, которые можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе). Можно готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В завтрак и ужин целесообразно давать салаты из свежих овощей и фруктов.
В обед в качестве первых блюд можно использовать различные супы, как вегетарианские, так и на бульонах – курином, мясном, рыбном. Супы, заправляют овощами, крупами, клецками и др. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное или отварное мясо, гуляш, бефстроганов, тушеные овощи с мясом, запеканки. Как гарнир дают картофель, тушеные овощи, рагу, каши, макароны.
Полдник должен состоять из двух блюд – молочного напитка и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки), а также, желательно, третьего блюда – свежих фруктов или ягод. В группах с 3-х разовым питанием в состав полдника можно включать более калорийное блюдо – запеканку, пудинг, блюдо из творога, яиц.
Выход блюд предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией. В зависимости от возраста детей следует придерживаться массы (объема) порции, указанных ниже (таблица 8).
Таблица 8
Примерный объем порций для детей школьного возраста
Блюда |
7-10 лет |
11-17 лет |
Холодные закуски (салаты, винегреты) |
50-75 г |
50-100 г |
Каша, овощное блюдо |
200 г |
250 г |
Первые блюда |
250 г |
300 г |
Вторые блюда (мясо, рыба) |
75-130 г |
75-170 г |
Гарниры |
150-250 г |
200-270 г |
Напитки |
200 мл |
200 мл |
Хлеб* |
30 г (пшеничный), 20 г (ржано-пшеничный) |
* К завтраку рекомендуется давать пшеничный хлеб, к обеду – пшеничный и ржано-пшеничный
Повторение в рационе одних и тех же блюд или кулинарных изделий в смежные дни не допускается. В смежные дни следует избегать использования блюд, приготавливаемых из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного и того же вида круп, макаронные изделия в разных блюдах и т.п.)
При приготовлении крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником ряда пищевых веществ. В рационе должны присутствовать как чисто крупяные, так и молочно-крупяные блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами и макаронными изделиями в питании должны использоваться овощные, в том числе, сложные овощные гарниры (особенно с мясным блюдом), картофель с мясом и рыбой.
Не допускается повторение одних и тех же блюд в различные приемы пищи в один день. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготавливаться из этих продуктов.
При приготовлении блюд и кулинарных изделий не должны использоваться острые приправы, уксус, горчица, майонез. Допускается использовать белые коренья (петрушка, сельдерей, пастернак), укроп, лавровый лист, свежую зелень, а также корицу и ванилин.
Не допускается использование в питании кулинарного жира, свиного или бараньего сала. Маргарин допускается использовать только при производстве мучных кулинарных и кондитерских изделий. Ограничивается использование в питании детей и подростков жирных видов мяса (птицы). Не допускается использовать в питании мясо, предназначенное, в соответствии с заключением ветеринарно-санитарной службы, для промышленной переработки (категорий «А», «В» и «С»).
Сладкие блюда и кондитерские изделия включаются в рацион детей и подростков в качестве десерта в один из приемов пищи в день, как правило, в полдник, ужин или перед сном.
С учетом распространенного дефицита витаминов среди учащихся РФ необходимо проводить дополнительную витаминизацию рациона, с использованием специальных витаминизированных продуктов или препаратов витаминов в соответствии с соответствующими нормативно-методическими документами, утвержденными органами здравоохранения или Госсанэпиднадзора.
Для приготовления блюд и кулинарных изделий должна использоваться только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов или имеющая гигиеническое заключение (сертификат), выданное органами Госсанэпиднадзора.
Блюда из овощей урожая прошлого года (капуста, репчатый лук, корнеплоды), не прошедшие тепловую обработку, могут включаться в рацион питания учащихся только в период до 1 марта.
При организации питания детей и подростков не допускается приготовление или использование в питании следующих продуктов или блюд (кулинарных изделий):
— кремовых кондитерских изделий;
— студней, заливных блюд из мяса и рыбы, зельцев, паштетов, кровяных и ливерных колбас, форшмака из сельди;
— изделий собственного приготовления из мясной обрези, свиных боков, диафрагмы, крови, рулетов из мякоти голов;
— блинчиков с начинками (с творогом, мясом, ливерным фаршем и т.п.);
— пирожков, расстегаев, беляшей, кулебяк, чебуреков, пельменей и других мучных кулинарных изделий, при приготовлении которых в качестве начинки используется сырой фарш;
— фляжного (бочкового) не пастеризованного молока без тепловой обработки (кипячения);
— молока – «самокваса», простокваши и других кисломолочных продуктов- собственного (не промышленного) приготовления;
— творога или сметаны в натуральном виде, без тепловой обработки, за исключением готовых к употреблению кисломолочных продуктов (творога, йогуртов и т.п.) промышленного производства в индивидуальной промышленной упаковке, рассчитанной на одну порцию продукта;
— творога собственного (не промышленного) приготовления;
— холодных напитков собственного приготовления (в т.ч. морсов, кваса и т.п.);
— зеленый горошек без термической обработки;
— холодных супов (окрошка и т.п.)
— макарон по-флотски (с мясным фаршем), макарон с рубленым яйцом;
— яиц и мяса водоплавающих птиц;
— яичницы-глазуньи;
— сырокопченых мясных гастрономических изделий и колбас;
— грибов и приготовленных из них блюд, за исключением шампиньонов и вешенок;
— жареных во фритюре изделий (пирожки, пончики, картофель и т.п);
— неизвестных порошков в качестве рыхлителей теста;
— кофе натурального
Кроме того, в ассортименте основных продуктов питания для детей школьного возраста не рекомендуются такие продукты, как:
— мясо утки и гуся;
— кулинарные жиры;
— газированные напитки;
— закусочные консервы; маринованные овощи и фрукты;
— майонез, хрен, горчица.
При составлении меню, с учетом фактического наличия продуктов, допускается замена блюд (кулинарных изделий) при условии эквивалентности их пищевой и энергетической ценности.
Температура первого блюда при раздаче должна быть около 60 0С, второго – около 500С. продолжительность приема пищи ребенком должна быть 15-20 мин., обеда – 30 мин.
Питание подростков в организованных коллективах должно находиться под постоянным контролем со стороны медицинских работников подростковых учреждений. Повседневный медицинский контроль за питанием, осуществляемый медицинским работником учреждения, включает в себя ряд последовательных этапов. В частности, для оценки набора продуктов, используемых в питании школьников, ведется накопительная ведомость, в которой указывается количество (масса брутто), используемых в рационе продуктов того или иного вида за каждый день (общее количество и количество на одну порцию) и их пищевая и энергетическая ценность.
В обязанности медицинского работника образовательного учреждения или базового предприятия школьного питания входит осуществление контроля за качеством поступающих на пищеблок продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации, за качеством приготовляемой продукции, а также за соблюдением натуральных норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в пищевых веществах и энергии. Медицинские работники должны контролировать санитарное состояние и содержание пищеблока, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима на производстве, режима мытья посуды, соблюдение правил личной гигиены работниками.
Организация питания учащихся образовательных учреждений тем или иным предприятием общественного питания и работа его в качестве школьно-базового допускается только при наличии соответствующего положительного заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ.
скачать статью