Режим питания у детей различных возрастов

290

Глава 8. Обмен веществ и питание

Нейрогуморальная регуляция водного обмена: водный баланс регулируется корой надпочечников (минералокортикоиды) и гипоталамусом (антидиуретический гормон) (см. Мочевыделительная система). Центр жажды находится

вгипоталамусе.

Дети грудного возраста нуждаются в легкоусвояемой пище, обеспечивающей их высокую потребность в питательных веществах. Лучшая, наиболее физиологичная пища для ребенка первого года жизни — материнское молоко. Оно является экологически чистым продуктом питания, содержит питательные вещества, ферменты, гормоны и другие биологически активные вещества, которые исключительно важны для роста и развития младенца. Грудное вскармливание способствует гармоничному росту и развитию, повышает сопротивляемость инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды, способствует заселению кишечника новорожденного ребенка микроорганизмами, необходимыми для правильного пищеварения.

Вскармливание грудным молоком имеет существенное значение еще и потому, что мать и ребенок во время кормления находятся в тесном физическом и психологическом контакте, что очень важно для нормального развития психики ребенка. Согласно опубликованным данным, грудное вскармливание способствует лучшему интеллектуальному развитию ребенка, защищает его от ряда аллергических заболеваний. Кроме этого, при грудном кормлении ребенок может самостоятельно регулировать количество поступающей пищи в соответствии с потребностью организма.

Состав грудного молока идеально подходит для вскармливаниягрудногоребенка.Женскоемолокосодержитбольше альбуминов и меньше, чем коровье и козье, казеина. Белок грудного молока обеспечивает ребенка достаточным количеством незаменимых аминокислот. Жир женского молока более чем на 50% состоит из полиненасыщенных жирных кислот, в нем мало летучих жирных кислот, много фосфатидов. Жир находится в мелкоэмульгированном состоянии и содержит фермент, способствующий его перевариванию. Из углеводов в женском молоке содержится преимущественно бета-лактоза,которая в кишечнике распадается на глюкозу и галактозу, угнетает рост кишечной палочки,

режим питания у детей различных возрастов

способствует росту бифидобактерий и синтезу микробами кишечника витаминов группы В. Содержащаяся­ в коровьем молоке альфа-лактоза,наоборот, благоприятствует росту кишечной палочки. Состав минеральных веществ, макро- и микроэлементов в женском молоке лучше обеспечивает потребности ребенка, чем состав коровьего молока. В нем больше важных для кроветворения веществ: железа, меди, кобальта, марганца и других элементов, оно богаче ферментами и витаминами А, С, группы В и др.

В женском молоке основные пищевые вещества находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении. В желудке ребенка женское молоко свертывается более мелкими хлопьями, чем молоко млекопитающих. Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим вещества, препятствующие размножению вредоносных микробов, а его ингредиенты не обладают аллергическим действием.

Женское молоко по составу в зависимости от периода лактации неодинаково. Его состав отвечает потребностям ребенка на разных стадиях его адаптации к внеутробной жизни. Молозиво, выделяющееся в первые 3—5дней после родов, содержит в2—3раза больше белка и несколько больше минеральных солей, чем зрелое молоко. Особенностью его является также наличие так называемых молозивных телец, представляющих собой капельки молочного жира с лейкоцитами (защитными клетками крови). С молозивом в организм ребенка от матери поступают иммуноглобулины и гормоны.

Переходное молоко выделяется с 4—5-годня после родов. Оно богато жиром, но в остальном и по внешнему виду больше приближается к зрелому.

Материнское молоко становится зрелым к концу второй недели, состав его в дальнейшем меняется. Оно бывает различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления. Так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу — жирнее и гуще. Состав и количество грудного молока во многом зависят от состояния матери, ее режима, диеты. Есть данные, согласно которым грудное молоко может менять свой состав в соответствии с потребностями ребенка. Однако, если ребенок регулярно высасывает достаточное количество молока, но происходит задержка в увеличении массы тела, можно заподозрить недостаточную выработку молока женским организмом, неполноценность его состава или нарушение усвоения ребенком.

292

Глава 8. Обмен веществ и питание

Первое прикладывание к груди здорового доношенного ребенка рекомендовано сразу после рождения. Раннее прикладывание способствует установлению более тесного психологического контакта матери и ребенка, снижению родового стресса у новорожденного, стимулирует выделение молока.

Грудное молоко является оптимальным видом питания детей первых 4—5месяцев, но оно не может полностью обеспечить растущий организм необходимыми витаминами

имикроэлементами. По мере роста ребенку рекомендуется вводить в питание соки, овощные и фруктовые отвары

иприкормы овощами, кашами, мясными блюдами. Это необходимо для его правильного развития и предупреждения малокровия, рахита, отставания в физическом и психическом развитии.

Питание детей в возрасте от 1 года до 3 лет. На втором и третьем году жизни продолжается интенсивный рост организма, увеличивается подвижность ребенка, возрастают его энергетические затраты. Функциональная способность желудочно-кишечного тракта и активность пищеварительных ферментов повышаются, ребенок начинает разжевывать пищу, дифференцированно относиться к ее качеству, приучается самостоятельно есть и т.д.

На втором году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкая и полужидкая пища заменяется более твердой. Основные ингредиенты пищи (белки, жиры, углеводы) в этот период должны поступать в организм в соотношении 1 : 1 : 4 и составлять: белок — 4 г, жир — 4 г, углеводы — 15—16г на 1 кг массы тела. Для полноценного питания важно, чтобы 75% белков были животного происхождения. В рацион ребенка должны включаться продукты, содержащие наиболее полноценные жиры: сливки, сливочное и растительные (не менее10—20%)масла, желтки, рыбий жир. Потребность в углеводах покрывается за счет сахара, хлеба, овощей, картофеля, каш. С овощами и фруктами ребенок получает необходимые минеральные соли, а также витамины С, А, группы В.

В период от одного года до трех лет активно продолжается формирование скелета, увеличивается мышечная масса, сохраняется высокая потребность в минеральных веществах. Повышается суммарная потребность в витаминах. Важным пищевым продуктом является молоко, необходимый объем его — 600—650мл в сутки. Часть его желательно заменять кефиром, который легче усваива-

режим питания у детей различных возрастов

ется и нормализует микробный состав кишечника ребенка. Очень ценен творог, поскольку он содержит полноценные белки и большое количество кальция и фосфора. Солями кальция и фосфора богат и сыр. Помимо молочных продуктов, потребность в полноценном белке покрывается мясными продуктами (нежирные сорта мяса, птицы), можно вводить в рацион нежирные сорта рыбы. В ежедневный рацион входит также хлеб, разные виды круп (овсяная, гречневая, рисовая, пшеничная, кукурузная, пшенная и их смеси). Основными источниками растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов в этом возрасте являются овощи, зелень, ягоды, фрукты.

Поскольку физиологически незрелая пищеварительная система ребенка раннего возраста не может быстро приспосабливаться к резким изменениям рациона, каждый новый вид пищи вначале дается небольшими порциями. Важно, чтобы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка и возбуждал аппетит.

Питание детей дошкольного возраста. Питание дошкольников отличается от питания детей раннего возраста как в количественном, так и в качественном отношении.

Масса тела ребенка с 4 до 7 лет нарастает в среднем с 15 до 25 кг, а прирост тела в длину составляет 20—30см. Общая подвижность детей несколько уменьшается, но увеличиваются физические нагрузки: пешие переходы, физкультурные и спортивные занятия и игры.

В периоды вытягивания и нарастания массы тела особенно важно обеспечить детей полноценной пищей. Недостаток в рационе важных питательных веществ сказывается на величине массы тела, на размерах и функциях отдельных органов, состоянии желез внутренней секреции. На увеличение тела в длину (рост) обычно это влияет в меньшей степени. В настоящее время дошкольники часто занимаются в спортивных секциях и кружках, музыкальных школах, по­этому диета для них должна быть обоснованной и иметь соответствующую калорийность. Несбалансированное питание и значительные физические и умственные нагрузки могут приводить к ослаблению иммунитета и, как следствие, к заболеванию детей. Поэтому одним из важнейших в дошкольном возрасте остается принцип сбалансированного питания.

Для растущего организма необходим полноценный белок, количество животных белков должно составлять у трехлетнего ребенка 70%, упяти-семилетнего— 60%

294

Глава 8. Обмен веществ и питание

общего их числа. При правильном соотношении животных и растительных белков их усвоение происходит более полно. Белок в пище детей дошкольного возраста в среднем должен обеспечивать 15% ее общей калорийной ценности.

Количество жиров, необходимое после трех лет, практически такое же, как и белков (соотношение 1 : 1). В диете детей дошкольного и школьного возраста жиры должны быть не только животного, но и растительного происхождения, причем количество последних на уровне5—10%,а иногда и 25% всех жиров. Необходимость употребления жиров растительного происхождения связана с большим содержанием в них незаменимых ненасыщенных жирных кислот.

Соотношение между белками, жирами и углеводами, так же как и в раннем возрасте, должно составлять 1 : 1 : 4. Излишек углеводов в питании ребенка дошкольного возраста угнетает аппетит, увеличивает брожение в кишечнике, вызывает вздутие, способствует всасыванию недостаточно расщепленных веществ и аллергизации организма, приводит к ожирению, уменьшению подвижности ребенка, снижению сопротивляемости инфекциям. Недостаток углеводов снижает активность нервных клеток, способствует расщеплению жиров и белков и появлению в тканях недо­ окисленных продуктов.

Суточная калорийность пищи на 50% должна покрываться за счет углеводов. Часть их должны составлять легкоусвояемые углеводы (сахара), а часть — трудноусвояемые, которые на более длительное время создают чувство сытости. Растительная клетчатка в рационе способствует нормализации перистальтики кишечника и выводу шлаков из организма.

Разнообразное питание детей дошкольного возраста обеспечивает в достаточном количестве солями кальция, фосфора, калия, магния. Однако дефицит их может возникнуть из-занарушения переваривания и всасывания, в частности, такого важного продукта питания, как молоко. Многие здоровые дети не любят молоко в его натуральном виде, у примерно 10% здоровых детей оно плохо переваривается. Бóльшая часть таких детей может употреблять кисломолочные продукты и творог, которыми в рационе можно заменить молоко. Если дети не переносят молочного белка ни в каком виде, то они нуждаются в консультации врача и составлении специальной диеты с преобладанием других источников незаменимых питательных веществ (рыба, яйца, крупы, бобовые).

Питание школьников и подростков. Специфика питания школьников связана с анатомо-физиологическими осо-

режим питания у детей различных возрастов

бенностями растущего организма и условиями их деятельности. Повышенная калорийность питания по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, активным ростом организма, особенно в периоды вытягивания, усиленной теплоотдачей и большей подвижностью. Кроме того, напряженная умственная деятельность в процессе обучения приводит к дополнительным расходам энергии и питательных веществ.

Для растущего организма в этот период необходимы мясо, рыба, молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — полноценные источники белка, кальция и других жизненно важных соединений. В качестве гарнира целесо­ образно использовать тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок), содержащие большое количество микроэлементов и витаминов. Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их источниками являются мясо, рыба и яйца.

Необходимый компонент пищи школьника — сложные углеводы, содержащиеся в муке грубого помола, крупах, сырых овощах и фруктах. Долго расщепляясь в желудочнокишечном тракте, они сохраняют относительно равномерную концентрацию питательных веществ (простых углеводов) в крови в течение длительного промежутка времени. Кроме того, сопутствующая им в продуктах питания растительная клетчатка обеспечивает правильное пищеварение. Важным компонентом пищи, необходимым для удовлетворения энергетических потребностей школьников, являются жиры как животного, так и растительного происхождения. В отличие от детей более младшего возраста школьники

иподростки могут употреблять тугоплавкие животные жиры, но в ограниченном количестве.

Дети и подростки, имеющие повышенные умственные

ифизические нагрузки (в том числе занимающиеся спортом), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120г в возрасте10—13лет и до132—140г в возрасте14—17лет.

Интенсивный обмен веществ в этих возрастных периодах требует поступления достаточного количества жидкости: не менее одного-полуторалитров жидкости (воды, фруктовых или овощных соков, чая, молока).

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед

Гаспачо с сальсой из авокадо

Суп из шампиньонов

Суп из сушеных грибов

Дмитрогорская окрошка на кефире

Холодный дынный суп с сорбетом

Щи из свежей и квашеной капусты

Венгерский вишневый суп

Холодный томатный суп с водкой

Холодный суп из огурца и креветок

Холодный томатный суп с базиликом

Суп из огурца и лосося с сальсой

Тыквенный суп с печеным чесноком и томатной сальсой

Грибной суп

Томатный суп с кремом из красного перца

Парижский луковый суп

Суп из спаржи и горошка с сыром пармезан

Суп-крем из цветной капусты

Французский луковый суп

Суп из баклажанов с моцареллой и гремолатой

Грибной крем-суп с кростини с козьим сыром

Суп мисо с зеленым луком и тофу

Суп из помидоров черри с песто из рукколы

Португальский чесночный суп с яйцом

Авголемоно

Том ям с тофу

Ирландский картофельный суп

Суп из пастернака

Пряный морковный суп во время зимних холодов

Тосканский фасолевый суп

Американский суп из красной фасоли с сальсой гуакамоле

Острый чечевичный суп с кремом из петрушки

Суп с лапшой рамен в Токийском стиле

Малайзийская лакса с креветками

Японский суп-лапша

Утиный бульон с фрикадельками

Марокканский куриный суп с пряным маслом

Куриный суп с сельдереем и луком-пореем

Куриный суп с кокосом

Куриный суп с кнейдлах

Марокканская харира

Ирландский домашний суп с бараниной

Суп-рагу с говядиной и ягненком

Суп с колбасками чоризо и нутом

Мексиканский суп из говядины с чили и сырными начос

Кисло-сладкий суп со свининой

Суп мисо со свининой и овощами

Суп пад-тай с треской

Ямайский суп с соленой треской из риса и фасоли

Суп из копченой пикши с картофелем

Матлот

Испанский рыбный суп с апельсином

Суп-карри из лосося

Лососевый суп с сальсой и пастой руй

Мясо в рукаве

Тыква с мясом

Овощное рагу с мясом

Говядина в духовке с грибами под майонезом

Говядина по-французски

Говядина в духовке со сливами

Говядина в духовке с горчицей

Телятина в духовке с кабачками

Говядина по-испански

Говядина, запеченная с пивом

Телячья грудка фаршированная

Говядина по-купечески

Телятина с сыром и ветчиной в слоеном тесте

Картошка, запечённая с фаршем

Мясо тушеное

Картошка с мясом

Ветчина с рисом и папоротником

Рецепты шашлыков из говядины и телятины

Энчилады с говядиной

Говядина с рисом по-японски

Мясной рулет

Антрекоты, маринованные в красном вине

Жареная говядина с имбирем

Говядина в пиве

Говядина с чесночным соусом по-немецки

Мясо с помидорами

Мясо, запеченное в тесте

Мясо с луком

Мясо в фольге

Мясо с ананасами

Манты с мясом

Мясо по-французски

Тушеная в воке свинина с красным перцем и тофу

Свиная поджарка с ананасами

Свинина с арахисом и имбирем в воке

Свинина с овощами и белой фасолью в воке

Жареная свиная вырезка в гранатовом соусе

Свинина с кизиловым соусом

Свиные отбивные с яблоками

Рагу из свиных рёбрышек с картофелем и кабачками

Бефстроганов из свинины

Свинина в капустных листьях

Бефстроганов из свинины с грибами

Свинина, тушеная с грибами

Свиной бифштекс под горчичным соусом

Карбонат по-фламандски

Свинина, тушеная с рисом

Свинина по-домашнему

Свинина тушеная с квашеной капустой

Тушеная свинина с луком и вином

Филиппинское барбекю

Свинина с солеными огурцами

Свинина, тушеная с паприкой

Свиные отбивные с сыром

Шницель смачный

Свиная вырезка с чесноком и травами

Свинина в тесте

Свинина с помидорами

Свиные отбивные во фруктовом желе

Фаршированная свиная корейка

Рецепты шашлыков из свинины

Свинина по-восточному

Свинина, запеченная с соевым соусом

Свинина, тушенная в апельсиновом соке

Свиные отбивные, жаренные на решетке

Свинина по-мексикански с рисом и кукурузой

Тушеная свинина с капустой и горошком

Пикантная тушеная свинина с нутом и сардельками

Свинина, тушенная с репой

Свинина на гриле

Режим (распорядок) дня состоит из отрезков времени, состоящих из длительности сна (1) и бодрствования (2), достаточности пребывания на свежем воздухе (3), осуществления оздоровительных (4) и профилактических (5) мероприятий и проведения учебных занятий у школьников или труда у взрослых (6). Продолжительность затрат времени на эти периоды дня и ночи должны соответствовать гигиеническим нормам. Медработникам необходимо знать основные составляющие режима дня для различных групп населения.

Рассмотрим принципы составления режима дня на примере детей дошкольного возраста.

Гигиенические принципы построения режима дня .

Режим дня определяется распорядком дня – т.е. распределением определенных видов деятельности по времени: удовлетворение интеллектуальных и вегетативных потребностей (сон, пища), в игровой и трудовой деятельности.

Сон — это отдых, обеспечивающий восстановление работоспособности всех физиологических систем и в первую очередь коры головного мозга. Сколько спать – зависит от уровня работоспособности ЦНС ребенка. Новорожденные спят 16,5 час. До трех лет количество дневных периодов сна сокращается с 4 до 1-го, а продолжительность дневного сна до 1,2 – 2 часа сохраняется до 8 лет. К 17-18 годам сон приближается к норме взрослого человека – 8 – 8,5 часа.

Режим питания – это время приема пищи. Оно должно быть постоянным и соответствовать физиологическим особенностям разных возрастных групп. При беспорядочном приеме пищи не вырабатывается пищевой рефлекс (1), нет аппетита — отсутствует запальный желудочный сок (2), нарушается нормальное функционирование органов пищеварения.

Рассмотрим режим питания и принципы по его соблюдению на примере детей дошкольного возраста. У детей раннего и дошкольного возраста процесс пищеварения длится 3 – 3,5 часа. Поэтому они должны получать пищу 4 раза в день с интервалами 3 –3,5 часа. Наиболее физиологический режим питания: завтрак – 7.30 –8.30; обед – 11.30 – 12.30; полдник – 15.00-16.00 и ужин 18.30 — 20.00 час.

Сидеть за столом детям рекомендуется в завтрак – 20 мин. в обед – 25 -30 мин. не съел – всё! – прием пищи окончен. В промежутки детям запрещается давать печенье, конфеты, булочки. До детсада – не кормить.

Перед приемом пищи и после его надо предусмотреть гигиенические моменты: мытье рук, полоскание рта и чистку зубов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Ребенок должен есть медленно, тщательно пережевывая пищу. После игр у ребенка появляется усталость и, в результате, снижается секреция желудочного сока. Поэтому за 30 – 35 мин. до приема пищи дать ребенку успокоиться. Температура пищи должна быть 50 о С. Правильный режим питания включает и получение ребенком всех продуктов по физиологическим нормам. Наиболее ценное – второе блюдо. Поэтому нельзя увеличивать объем 1-го блюда (супа, борща). Учитывая жажду ребенка, перед едой можно дать ему выпить полстакана чистой воды.

Игровая деятельность. Дети в игре познают окружающий мир. Продолжительность игр зависит от возраста и должна быть направлена на развитие органов чувств, речи и движений. В игре развиваются внимание, речь, воображение, мышление. Большую роль играет общение со взрослыми. Но нельзя играть в эмоциональные игры перед сном и едой.

Трудовая деятельность. Дети начинают различать особенности игры и труда с 5-6 лет. С этого времени детей надо привлекать к труду: одеваться, раздеваться, уход за растениями, накрывание стола, уборка постели, мытье посуды, игрушек и т.д. Вводится ручной труд – работа с тканью, картоном, изготовление поделок.

В дошкольных учреждениях количество учебных занятий в неделю должно составлять в младших и средних группах – 10, старшей – 15 и подготовительной – 19 занятий. Продолжительность 1-го занятия: в младшей группе — 10-15, средней – 20 — 25 и подготовительной – 25-30 мин. В план воспитания детей всех групп дошкольного учреждения должно включаться с учетом возраста систематическое гигиеническое воспитание (чистка зубов, мытье рук и пр.).

Гигиенические основы чередования труда и отдыха

В разделе гигиены труда (тема №13) мы останавливались на понятии рациональный труд и отдых , из которых складывается гигиенический режим трудового дня. К личной гигиене относится соблюдение периодов чередования труда и отдыха, как элемента санитарной культуры человека. Правильно организованный труд сочетает в себе продолжительность нагрузки и период отдыха, которые зависят от характера труда, возраста, пола и индивидуальных особенностей. По учению И.П. Павлова в утомлении ведущую роль играет высшая нервная система и, чтоб остаться здоровым, надо предупреждать истощение ЦНС. Этому служит правильная организация труда и отдыха. Отдых должен быть противоположен труду, но всегда активным и со сменой деятельности: смена занятий снимает утомление. После физической работы должна быть легкая нагрузка на незагруженные мышцы. Людям умственного труда целесообразен отдых в виде легкой физической работы. Бездеятельный отдых не способствует восстановлению сил. Производственная гимнастика для сидячих профессий в перерывах увеличивает производительность труда на 14%. В то же время отдых в отличие от работы должен быть непродолжителен, так как проходит состояние врабатываемости.

Работы, представленные на сайте предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте

Сайт управляется SiNG cms 2010-2015

2. Основные компоненты режима

отдых по собственному выбору;

прием пищи, личная гигиена.

Содержание и деятельность каждого из этих компонентов изменяются, приобретая новые особенности и характерные черты. Сон -это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем. Физиологическая потребность в сне детей раннего возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы. Так, в период новорожденности длительность сна около 16,5 ч. Такая потребность в сне объясняется тем, что даже незначительные внешние раздражители оказываются для новорожденного сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызывая охранительное торможение. Поэтому сон -это физиологическое состояние ребенка этого возраста.

В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается суточный режим сна:

ночной -10-11 ч;

дневной -6-6,5 ч.

В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, а уменьшение общей суточной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5-2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного возраста. К 7-8 годам формируется монофазный сон в ночное время. К 17-18 годам длительность сна приближается к норме (8-8,5 ч). Систематическое недосыпание может привести к снижению умственной работоспособности. Прогулки -наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обусловлена повышенной оксигенацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания. Пребывание на воздухе -действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии. Характер и длительность прогулок имеет определенные особенности. До 1,5 лет пребывание на воздухе -это его дневной сон. С 1,5 лет в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2- 3-летнего возраста предусматриваются 2-3 прогулки, общая продолжительность прогулок -до 4,5-5 ч. В дальнейшем длительность прогулок для младших школьников 3,5 ч, старших -2,5 ч в сутки. Учебные занятия в раннем возрасте (первый, второй год) носят характер игры, продолжительность их составляет не более 10 мин. В дошкольном возрасте в режиме предусматриваются занятия по 20-30 мин, направленные на развитие речи, устный счет, т. е. способность оперировать отвлеченными понятиями.

Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков. Уровень морфологического и функционального развития организма подростка в 15- 16 лет позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих стереотипов. Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Время игровой деятельности в суточном бюджете детей раннего возраста закономерно увеличивается в связи с сокращением продолжительности дневного сна и удлинения периодов бодрствования. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5-5 ч, у школьников отдых по собственному выбору. Приемы пищи, как и личная гигиена, являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. Они воспитывают и развивают гигиенические культурные навыки, знания, умения. Водные процедуры являются элементами закаливания. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для приемов пищи, утреннего, вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой. Важно рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена, чередование. В процессе выполнения этого принципа необходимо исходить из учета биологических ритмов, рационального чередования деятельности, использования механизма повышения работоспособности.

По поведению маленького ребенка, трудно судить, в чем именно он нуждается, что его тревожит в данный момент. О самых разных потребностях младенец сообщает одинаково — чаще всего плачем .
Младенец перестает сосать грудь и кричит. Мы были бы не правы, заключив, что он не хочет есть, напротив, есть он хочет, но молоко плохо поступает. (А быть может, у него болят ушки?)
Малыш не может уснуть, ворочается, плачет. Может создаться ложное впечатление, что ребенок не хочет спать. Но быть может, он слишком долго бодрствовал и перевозбудился?
Чаще всего плач младенца расценивается взрослыми как признак того, что он хочет есть. Но так бывает далеко не всегда.

Младенец быстро утомляется. Именно поэтому он нуждается в чередовании непродолжительных отрезков бодрствования с периодами сна, в течение которых работоспособность нервных клеток восстанавливалась бы. Нуждается младенец и в более частых кормлениях, чем ребенок постарше, — ведь его органы пищеварения приспособлены к приему и усвоению лишь небольших объемов пищи. С учетом физиологических потребностей детей в необходимой продолжительности сна и бодрствования, в количестве кормлений, величине интервалов между ними и разработаны режимы дня дли детей различных возрастных групп. В них предусмотрена также наилучшая последовательность в чередовании сна, бодрствования, кормления.
Единственный способ удовлетворить истинные потребности ребенка— приучить его к режиму дня. Если ребенок спит, ест, бодрствует в определенные часы, у него образуются условные рефлексы на время, с помощью которых организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности.
Так, например, если ребенок принимает пищу всегда в одни и те же часы, то к привычному времени кормления усиливается отделение пищеварительных соков, поэтому малыш ест с аппетитом, лучше усваивает то, что съел. Сон также наступает быстрее, если ребенка укладывают в определенный час. Вообще режим вносит упорядоченность в жизнь ребенка и тем создает, особенно у самых маленьких, ощущение благополучия — все идет как надо.
Как строится режим? Конечно, режим не может оставаться неизменным — развитие ребенка на первом году идет бурно, поэтому режим приходится неоднократно изменять — примерно с начала каждой новой четверти года.
Введение режима дня начинается с того, что ребенка приучают есть в определенные часы. Уже в родильном доме детей кормят через известные промежутки времени, обычно через каждые 3 часа. Такого режима кормления (если врач не назначит иного) придерживаются до 2,5—3 месяцев (с шестичасовым интервалом от полуночи до 6 часов утра). Если младенец плачет до того, как пришла пора кормить его, это еще не значит, что он проголодался. Мать, спешащая при каждом незначительном беспокойстве ребенка покормить его, затрудняет образование ритма, который облегчит жизнь и малышу, и ей.
С конца первого — начала второго месяца жизни пора приучать ребенка не только есть, но и спать, и бодрствовать в определенные часы.

Из какого принципа исходить при построении режима? Понаблюдайте за поведением малыша. Когда он сыт, т.о он спокоен, настроен радостно, активен. Наигравшись, он охотно ест. Наиболее целесообразно поэтому строить режим так: после еды младенец бодрствует, затем спит, а после сна кормится.
Ошибаются те матери, которые считают, что ребенку лучше засыпать сразу после еды. Проспав некоторое время, он просыпается до наступления времени кормления и плачет (ведь ощущение сытости у него уже прошло). Бодрствование не доставляет ему никакой радости, проходит без пользы. А ведь именно в это время малыш может многое узнать и многому научиться! Ко времени кормления он устает и поэтому плохо ест, засыпает, не высосав положенной нормы. Проспав немного, просыпается оттого, что хочет есть.
Рекомендуемая последовательность не устанавливается сама собою, ребенка придется приучить к ней. Как? После кормления разверните его, освободите ручки, покажите погремушку (пусть он следит за тем, как вы ее перемещаете), ласково поговорите с малышом, привлеките к себе его взор, — в общем, постарайтесь, чтобы он не заснул после еды. Уже через несколько дней вы с удовлетворением отметите, что ваши старания не проходят даром. На протяжении второго месяца младенец бодрствует всего 30—40 минут подряд, а к 3 месяцам — уже час-полтора.
Принцип изменения режима на протяжении первого года прост: уменьшается количество «порций» дневного сна и соответственно этому число кормлений.
До 3 месяцев малыш спит днем 5 раз, до 6 месяцев — 4 раза, до 9 месяцев — 3 раза, после 9 месяцев — 2 раза. (Продолжительность каждого сна — 1,5 — 2 часа; в последней четверти года — 2—2,5 часа.)
Значит, учитывая полуночное кормление и кормление после пробуждения утром, вы получите число кормлений в сутки: 7, 6, 5 раз. К концу года, когда по согласованию с врачом будет отменено ночное кормление, ребенок будет есть 4 раза в сутки.
На основе этого принципа и составлен предлагаемый здесь примерный режим.
Естественно, начало дня будет определяться привычным укладом жизни вашей семьи. Кроме того, вы примете во внимание индивидуальные особенности ребенка. Малышам, которые быстро устают, физически ослабленным детям иногда полезно несколько удлинить сон, позднее переводить их на новый возрастной режим.
Если ребенок утомился, зевает, приходится немного отступить от режима, уложить его раньше. Малыша можно покормить минут на 15 раньше установленного времени, если он проснулся и плачет. Но если такое повторяется изо дня в день — посоветуйтесь с врачом, не изменить ли режим дня, проверьте, достаточно ли пищи получает ребенок.
Если ребенок не приучен к режиму дня. Нет такого ребенка, который не мог бы привыкнуть к режиму дня, если составлен этот режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Зато встречается немало мнимо сердобольных взрослых, которые кормят и укладывают детей спать хаотически, предполагая, что они считаются с «желаниями» малыша. Допустим даже, что им удается правильно истолковать — что весьма сомнительно! — потребности маленького ребенка. Но ведь и сами эти потребности нуждаются в упорядочении! Нередко ребенок бывает не приучен к режиму не вследствие такой вот «принципиальной позиции», а потому, что взрослые своевременно не располагали нужными сведениями или уже имели место какие-то чрезвычайные обстоятельства.
Но так или иначе отчетливо обнаруживающиеся неудобства, недостатки в поведении малыша вынуждают всех рано или поздно приниматься за упорядочение жизни малыша. Скажем прямо: это сложнее. Но разумеется, это возможно — если взрослые проявят последовательность и некоторую выдержку. Это, безусловно, не значит, что надо хладнокровно взирать на плачущего малыша. Есть ведь способы успокоить его, не нарушая того распорядка дня, к которому вы взялись приучать его: можно дать попить, развлечь игрушками, положить на другое место.
Для того чтобы ребенок начал привыкать спать в нужное время, выносите его для дневного сна на улицу (на веранду, балкон) — и всего за несколько дней малыш «полюбит» предлагаемый распорядок дня.
Для того чтобы режим дня выполнялся легко, важно не только чтобы он был правилен сам по себе. Особых трудностей не возникает, если и сон, и кормление, и бодрствование проходят в благоприятных условиях. Создать такие условия — это ваша важная задача.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Последние материалы

Похожие материалы

Источники: пока нет!

Loading…

Как будто вчера звучал последний звонок, и снова – приготовления к новому учебному году: школьная форма, принадлежности. В этой суете без должного внимания, нередко остается один из главных факторов, который напрямую влияет на качество обучения ребенка и его здоровье – осознанное, качественное питание своего ребенка.

Детский организм всегда нуждается в полноценном питании, но во время обучения – особенно. По статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место. И именно детство и школьные годы формируют у детей пищевые привычки, которые будут сопровождать их всю жизнь.

“Repetitio est mater studiorum”, то есть повторение – мать учения, – говорили древние. Перед новым учебным годом стоит освежить знания, цена которых очень высока.

Физиологическая буря

Именно так психологи окрестили первые 2-3 недели обучения в школе. Изменение привычного образа жизни школьника привлекает все системы его организма, используется большая часть возможностей его здоровья.

Вследствие этого в сентябре многие школьники, и особенно первоклассников начинают болеть. Еда также может стать источником стресса и ухудшению здоровья, или, наоборот, помочь ему успешно адаптироваться к обучению.

Особенности питания школьников разного возраста

Питание детей от 6 до 11 лет

Этот период особенно важно для детей, потому что они начинают учиться в школе, меняется режим отдыха, увеличивается психоэмоциональная нагрузка.

На первый завтрак обязательно должны быть блюда, богатые белком – из яиц, сыра, рыбы, мяса. Они обеспечивают длительное чувство сытости.

Количество приемов пищи – 5.

Питание детей от 11 до 14 лет и подростков

В этом возрасте, кроме психоэмоциональных и информационных нагрузок, формируется половая система. Рацион питания должен быть богат всеми пищевыми веществами, особенно белками, витаминами и минералами, в частности, витаминами группы В, С, магнием и цинком.

Количество приемов пищи – 4.

Но каким бы полезным ни был бутерброд, он не может заменить полноценного обеда . Фото kingscopse.hants.sch.uk
Омега-3 для всех

Для активной мозговой деятельности необходимы продукты, богатые йодом, например морская капуста , а также омега-3 кислоты . Они повышают умственные способности (память, логическое мышление, внимание и т. д.), скорость восприятия информации и скорость мыслительных реакций, активизируют обработку и анализ информации.

Содержатся главным образом в морской рыбе, морепродуктах и растительных маслах. Режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены

При любой формы обучения можно составить оптимальный режим питания, который может иметь следующий вид.

Первая смена

7.30 – 8.00 Завтрак дома

10.00 – 11.00 Горячий завтрак в школе

12.00 – 13.00 Обед дома или в школе

19.00 – 19.30 Ужин дома

Вторая смена

8.00 – 8.30 Завтрак дома

12.30 – 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)

16.00 – 16.30 Горячее питание в школе

19.30 – 20.00 Ужин дома

Способы приготовления пищи для детей и подростков

Варка, запекания, реже – тушения, ограничения (лучше полное исключение) жареных блюд, ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др..

Вода и напитки для детей

Лучшим напитком является вода : обычная, фильтрованная или бутилированная.

Полезные напитки: чай зеленый и черный некрепкий, с лимоном, молоком, какао с молоком, напиток кофейный из цикория, компоты из фруктов, ягод и сухофруктов без сахара или с небольшим количеством сахара, морсы, кисели, свежие соки (разбавленные пополам с водой, не более 1 стакана в день), кисломолочные напитки.

Сладкие газированные напитки и промышленные соки максимально ограничить, поскольку они истощают поджелудочную железу и способствуют развитию ожирения и сахарного диабета 2 типа, ограничивают резервы организма ребенка и подростка.

“Пустое брюхо к учению глухо” . Правильный завтрак для ребенка.

Уже, наверное, все знают, что он просто необходим, так как дает пищу всему организму, а в первую очередь – мозга школьника, выдерживает огромные нагрузки информацией, эмоциями и стрессом.

Корм для завтрака обязательно должна включать белковые блюда: вареное яйцо или паровые омлет, котлету, рыбу, белый мягкий сыр, дополнены зерновым гарниром – кашей. Полезно дополнять завтрак ягодами и овощами.

Напитки: чай некрепкий с лимоном или молоком нормальной жирности, домашнее какао с молоком, а не готовый полуфабрикатным напиток, кофейный напиток из цикория с молоком, свежий сок. Завтрак с собой

Его обязательно нужно давать. Идеальным резервуаром есть специальная пластиковая коробочка для еды – обед-бокс, который легко открывается и плотно закрывается.

Если ребенок находится в школе до обеда или позже, нужно, чтобы дома ее ждал полноценный обед. Фото smak.ua
Корм для школьного завтрака: бутерброд с цельнозернового или отрубного хлеба (надо смотреть, чтобы не крошился) с отварным мясом или нежирным и неострым сыром, запеченные или паровые (только НЕ жареные) сырники, творожные запеканки.

Фрукты и овощи: яблока, груши, огурец или морковь.

Напитки: в фляжке или бутылке фруктово-ягодные компот, негустой кисель, зеленый чай с лимоном и медом.

Салфетку также не забыть положить, чтобы ребенок вытерла руки до и после еды.

Горячий обед ребенку необходим

Но каким бы полезным ни был бутерброд, он не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, что необходимо есть горячие блюда, особенно если она остается после уроков на группу продленного дня. Если же ребенок находится в школе до обеда или позже, нужно, чтобы дома ее ждал полноценный обед.

Корм для обеда: суп овощной или на нежирном непрочном бульоне, котлета паровая мясная или рыбная, каша с добавлением небольшого количества 82% сливочного масла, салат из свежих или тушеных овощей с оливковым маслом, кусок отрубей, украинском или зернового хлеба.

Напитки: компот из ягод, фруктов или сухофруктов, или некрепкий настой шиповника . Полдник

Это небольшой, но обязательный перекус, который даст энергию мозга ребенка, готовит домашние задания.

Корм для полдника: фрукты или ягоды – свежие или размороженные (клубника, малина, черника, голубика) или булочка отрубей с джемом или печенье цельнозерновая с натуральным йогуртом (кефиром, ацидофилин, ряженка), чай с молоком.

Особенность ужина для детей

Важно, чтобы она была также полноценной, но с невысокой калорийностью, чтобы не способствовать избыточном весе и ожирению. Не менее важным является совместное времяпрепровождение с близкими, доброжелательные разговоры, которые способствуют снятию стресса, накопившегося за день и хорошем настроение. Не забывайте об этом никогда.

Еда: вареная или тушеная курица, индейка или рыба с тушеными сезонными овощами.

Напитки: компот из ягод, фруктов или сухофруктов

Перед сном – стакан кисломолочного напитка

Способствует нормальной работе желудочно-кишечного тракта, иммунной системы и крепкому сну.

Маленькая стакан 2,6% или 3,2% кефира (просто кулаги, ацидофилина или ряженки).

Улыбка перед школой

“Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым” , – говорил Оскар Уайльд. А это значит – и здоровой.

Школьные годы наших детей пролетают быстро, будто журавли в небе. Это время навсегда останется в их и нашей, родительской, памяти. И прекрасно, если он будет ассоциироваться с приятными воспоминаниями, первой учительницей, общими семейными вкусными завтраками, радостными ужинами и воскресными обедами.

“Ребенок не может жить без смеха” , – писал Василий Сухомлинский. Улыбнитесь и радуйтесь – ваш ребенок идет в школу!

Оксана Скиталинская, диетолог, 100rokiv.com , специально для УП.Життя

p.s. Рады, что вы читаете Интересные-новости в нашем издании. Предлагаем поделиться ссылкой на наш сайт, пусть друзья узнают интересное от ledilid.com

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *