Разнообразное питание для детей

Практически в каждом материале о здоровье и развитии ребенка есть фраза о важности разнообразного питания. Но что именно подразумевается под «разнообразием» и каковы основные принципы этого рациона для детей?

Главные элементы

В данном случае разнообразие совершенно не значит стол, ломящийся от разных и новых блюд. Как ни странно, разнообразное меню с точки зрения диетологов может быть относительно коротким. Главное, чтобы в нем неизменно встречались продукты из пяти основных категорий. 

  • Прежде всего, мясо. Из него организм черпает не только главный строительный элемент – белок, но и жизненно важные аминокислоты. В детском меню предпочтение лучше отдавать диетическому мясу индейки и кролика, а также курице, говядине и телятине. Свинина должна быть нежирной. Белки и аминокислоты в компании с ценным фосфором содержатся и в рыбе. Она может быть включена в детское меню 1-2 раза в неделю, но при условии, что у ребенка не проявлялись аллергические реакции. Предпочтение отдавайте говядине, телятине, куриному мясу, а также нежирной свинине, индейке, кролику. Малышу старше 10 месяцев можно предлагать рыбу – один из лучших источников белка, жира и минеральных веществ, особенно калия, магния и фосфора.
  • Основной источник полезных углеводов – крупы. Каши из гречки и риса, пшеничных круп, перловки и овсянки – прекрасный гарнир к мясу или рыбе или завтрак для ребенка. В них содержатся железо, витамины С, Е и группы В, калий и магний. Единственная «бедная» на витамины крупа – это пресловутая манка, которую так часто подавали на стол наши мамы и папы. 
  • Кисломолочные продукты имеют много преимуществ. Но для ребенка их главная польза заключается в кальции и витамине D. Эти элементы необходимы в большом количестве, поскольку детский организм практически постоянно пребывает на стадии активного роста. Кроме того, кефир и «живой» йогурт помогают пищеварению. 
  • Все знают, что свежие и тушеные овощи – кладезь витаминов. Но также они незаменимы в ежедневном рационе благодаря содержанию клетчатки. Пищевые волокна – второе название клетчатки – стимулируют работу кишечника и помогают организму очиститься от токсинов и шлаков. Дети должны есть овощи в салатах, супах и рагу.
  • Фрукты содержат чуть меньше клетчатки, чем овощи, зато совершенно не уступают им по количеству витаминов и минералов. Они хороши как в свежем виде, так и в компотах. Однако родители должны дозировать их количество из-за высокого содержания сахара и отслеживать возможные аллергические реакции, которые чаще других дают фрукты красного цвета (как, кстати, и овощи).

разнообразное питание для детей

Итак, разнообразное питание – это наличие в ежедневном рационе продуктов из всех пяти перечисленных категорий. При этом, если ребенок, к примеру, с удовольствием ест множество круп и фруктов, не жалуя «представителей» других групп – его меню, увы, разнообразным назвать нельзя.

Вредное разнообразие

Не стоит гнаться за излишним разнообразием внутри указанных категорий продуктов. Так, экзотические фрукты очень часто являются сильными аллергенами для детей. Риск их употребления, по крайней мере в дошкольном возрасте, не оправдан, поскольку тот же состав витаминов можно получить из фруктов, растущих в наших широтах. То же самое можно сказать о жирных сортах рыбы, морепродуктах и грибах, которые очень тяжелы для детского пищеварения.

Внешняя сторона разнообразия

Мы уже выяснили, что ежедневное меню может быть разнообразным и одновременно содержащим ограниченное количество блюд. Однако полезно задуматься и о внешней стороне разнообразия. Дело в том, что принципы здорового питания учитывают не только состав пищи, но и вкусовые привычки, большинство из которых вырабатываются уже в раннем детстве и сохраняются на долгие годы. 

Самый простой способ научить ребенка воспринимать здоровую пищу как единственно возможный вариант – это сделать ее красивой. Даже для нас, взрослых, очень важен внешний вид еды на столе, что уж говорить о малышах, которые приходят в восторг от всего яркого и красочного. Включайте фантазию во время приготовления и сервировки блюд. Овощи и фрукты, за счет своих цветов, превращаются из полезных продуктов еще и в яркие элементы оформления. Добавляйте на тарелку зелень и придавайте гарниру любую забавную форму. 

Такие простые детали делают для каждого ребенка процесс питания радужнее, настраивая на позитивное отношение к здоровой еде в целом.

Так уж повелось, что разнообразное питаниетрадиционно рассматривается в качестве пренепременного атрибута не только здорового образа жизни, но и достатка.

Есть одно и то же —«сидеть на хлебе и воде» —чем не признак бедности и несчастности? Иметь возможность три раза в день употреблять разнообразные продукты, видеть праздничный стол, заставленный тремя десятками всевозможных яств, — чем не признак сытости и благополучия?В системе «родственники — ребенок» ментальные представления о разнообразном питании приобретают особый смысл. Кормить дитя качественной разнообразной пищей —пренепременнейшее условие морального благополучия родителей. Последнее предложение может показаться весьма странным. Казалось бы, ну при чем здесь «моральное благополучие родителей»! Ведь разнообразное питание и самими родителями, и подавляющим большинством врачей признается, прежде всего, в качестве обязательного условия телесного благополучия ребенка. В этом аспекте собственное моральное благополучие —фактор явно вторичный, лишь бы дитю было хорошо, понятно, что в этом случае иродительский долг исполнен, и на душе спокойно.Но все далеко не так примитивно, как может показаться на первый взгляд. И, казалось бы, элементарное понятие «разнообразное питание» оказывается не таким уж простым и очевидным. Более того, уже упомянутые выше теоретические ментальные представленияо питательном разнообразии повсеместно трансформируются в реальные практические действия. А действия эти зачастую оказываются далеко не безобидными, а иногда и просто опасными. Опасными именно по отношению к тому самому ребенку, благополучие которого ставится во главу угла.Конкретных врачебных рекомендаций здесь явно недостаточно. Необходима общая философия, объективный взгляд на проблему, признание того факта, что проблема однозначно присутствует.Начнем с того, что человек как биологический вид живет и здравствует по общим законам живой природы. Факт наличия более развитых мозгов вовсе не отвергает эти законы, а, скорее, создает сложности в их исполнении. Мы даже не будем рассматривать особенности питания какого-нибудь червяка или бедной акулы, обреченной на то, чтобы всю жизнь питаться одной рыбой.Мы обратим внимание исключительно на класс млекопитающих, к коим небезосновательно причисляет себя гордый вид «человек разумный». И легко заметим то, что не заметить практически невозможно. Оказывается, по окончании периода «млекопитания» рацион всех представителей этого класса удивительно, просто до неприличия однообразен!Огромный кит, весящий более 100 тонн, ест один планктон. Корова щиплет травку. Волк ест мясо. Муравьед предпочитает муравьев. Летучие мыши ловят насекомых. И если медведь, кроме мяса, может себе иногда позволить еще пару блюд: рыбку поймать или в малиннике ягодами побаловаться —так это вовсе не отрицает общей однообразной тенденции.Сравнение всеядного человека с хищниками или травоядными может показаться не совсем корректным. Но другие всеядные млекопитающие (обезьяны, некоторые грызуны и т. п.) отнюдь не балуют себя особым разнообразием, а список кушаний может быть исчерпан пятью, максимум десятью позициями — и это если повезет. Более того, если некий зверь все-таки может себе позволить разнообразное питание, то оно, как правило, носит сезонный характер: когда мясо, когда жучки-червячки, когда травка, когда вообще ничего. Но три раза в день и каждый раз разное —об этом меньшие наши братья могут только мечтать.Вывод очевидный: однообразное питание вовсе не мешает существованию млекопитающих и не оказывает негативного влияния на их здоровье. Парадоксально, но именно однообразное питание является абсолютно естественным для всего живого на Земле.
История человечества подтверждает сформулированную тенденцию. Готовый съесть практически все, человек редко имел возможность реализовать на практике это свое желание. Большинство народов установило свои питательные приоритеты, определявшиеся реальными условиями бытия и средой обитания. Одни ели преимущественно рис, другие —рыбу, третьи —финики, четвертые —мясо и т. д.Современная цивилизация привнесла не только взаимообмен знаниями, но и взаимообмен продуктами. Сегодняшний список того, что человек может съесть и что ему может предложить пищевая промышленность —пугающе огромен. Наверное, целой жизни не хватит на то, чтобы все перепробовать.Стремление человека к познанию во многом опирается на органы чувств, а тяга к разнообразиюощущений приводит к множеству экспериментов. Анализ вкусовых качеств того или иного продукта —явление чрезвычайно занимательное. С одной стороны, это источник немалого удовольствия. С другой —источник самоутверждения. Согласитесь, сообщить приятелю о том, что вчера вами были съедены парочка омаров и суп с трюфелями, весьма приятно. При этом сама возможность сообщить зачастую оказывается намного более приятной, чем и омар, и трюфеля…Применительно к кормлению детей распространяемая среди друзей и знакомых информация о разнообразии продуктов приобретает особый смысл, она как бы характеризует родительскую полноценность в глазах окружающих. Сообщение соседки о том, что ее Машенька ну просто обожает авокадо, способно вызвать подколенную дрожь и стремление немедленно бежать в ближайший супермаркет, дабы наш Петенька, который совсем не хуже, этот то ли овощ, то ли фрукт незамедлительно отведал.К чему, собственно, все эти рассуждения? К тому, что необходимо четко определиться: тема (проблема) разнообразного питания имеет два принципиальных аспекта.
Медицинский аспект.Цель разнообразного питания —обеспечить организм человека полным комплексом веществ, необходимых для поддержания здоровья: белками, жирами, углеводами, витаминами, микро- и макроэлементами.Психологический аспект.Разнообразное питание, реализуемое по отношению к собственным к детям или к себе любимому, доставляет человеку удовольствие, повышает его (человека) самооценку и его значимость в глазах окружающих.Рассмотрим поближе медицинский аспект.Ест наш ребенок некий фрукт. Самый простой и привычный фрукт — яблоко. С жирами и белками явные проблемы, но углеводов, макро- и микроэлементов, некоторых витаминов — вполне достаточно. Имеются натрий, калий, фосфор, железо, магний, витамины В1 и В2, РР, С, бета-каротин. Состав других фруктов отличается, но нет в составе, допустим, груши или персика ничего такого, что в яблоке отсутствует в принципе.Ест наш ребенок куриное мясо. Сравнение с мясом других животных —с говядиной, свининой или крольчатиной —покажет по некоторым показателям серьезные различия. Но есть ли в кролике нечто такое, особо редкое и особо ценное, чего в курице нет? Ответ отрицательный.Возьмем некую крупу. Овсянку, например. Сравним ее состав с гречкой, рисом или перловкой. Разницу выявим. Но нет в овсянке ничего настолько уникального, чтоб в рисе этого не обнаружилось.Суть приведенных выше рассуждений сводится к следующему. Все продукты питания можно условно разделить на пять основных групп: мясное, молочное, овощи, фрукты, крупы.Если в рационе человека присутствуют продукты, представляющие все вышеупомянутые группы, — такое питание вполне можно назвать разнообразным. Более того: кулинарные изыски взрослых человеческих особей позволяют утверждать, что даже перечисленные нами пять продуктовых групп вовсе не являются обязательными. Вегетарианцы, полностью исключив из рациона мясное и молочное, годами не испытывают никаких проблем со здоровьем.И это лишний раз доказывает: меню, состоящее из кефира (молочное), курочки (мясное), хлеба (крупы), яблока (фрукты) и картофеля (овощи), —более чем способно обеспечить человеческий организм всем необходимым для нормальной жизнедеятельности. Но это обеспечение корректно и естественно лишь в медицинском аспекте. Психологический дискомфорт обнаружится пренепременно, а желание съесть что-нибудь еще —обязательно даст о себе знать. И чем больше возможностей к расширению рациона, тем активнее желание.Любые рассуждения о разнообразном питании неизбежно порождают реальную проблему — проблему постоянного конфликта биологических и психологических потребностей. И в этом нет ничего плохого и противоестественного. В конце концов, список удовольствий, доступных человеку в процессе его кратковременного пребывания на этом свете, не так уж велик. Вкусная пища —одно из таких удовольствий и ограничивать себя —более чем неразумно. Но!!! Очень важно при этом расставить точки над i и не пытаться морочить голову себе и окружающим, доказывая, что если в течение недели вы, питаясь три раза в день, съели двадцать одно различное блюдо, так это чрезвычайно полезно и гарантирует вам здоровье и долголетие.Парадоксально, но факт: в тонкости медицинского аспекта проблемы разнообразного питания посвящен очень узкий круг специалистов. С аспектом же психологическим все происходит с точностью до наоборот —специалистов миллионы, все поют гимны о полезности разнообразия, но толком объяснить его целесообразность, мало кто может.На ментальном, бытовом, подсознательном уровне разнообразное питание — всегда и при любых обстоятельствах — рассматривается однозначно (если не сказать однобоко) —как явление со знаком плюс. Спорить с тем, что разнообразие полезно, и сложно, и бессмысленно. Но ведь и минусы присутствуют! Может быть, не столь значимые, в сравнении с плюсами, но присутствуют! Остается лишь преодолеть подсознательное, вооружиться здравым смыслом и попытаться эти минусы проанализироватьПомните: если у малыша нет проблем со здоровьем, если он активен, весел и ест с аппетитом — значит, качественный и количественный состав пищи ребенка устраивает. И если дитя отказывается от овощей, но с удовольствием пьет кефир—значит, не надо расстраиваться по этому поводу. Просто для овощей еще время не пришло.

Если яблочный сок поглощается без проблем, апельсиновый вызывает сыпь, а сливовый —понос, так предлагайте только яблочный и не переживайте по поводу отсутствия разнообразия.
Если ребенок с удовольствием есть овсяную кашку, но отказывается от рисовой или манной — кормите овсянкой и не насилуйте дитя.
Если по материальным соображениям вы не можете позволить себе кролика или телятину, но зарабатываете на курочку — используйте только курятину: это вовсе не будет означать, что вы любите свое дитя меньше, и это никак не отразится на здоровье вашего ребенка.
Помните: рассуждения о полезности того или иного продукта всегда носят весьма условный характер, ибо само понятие «полезность» — неточное и расплывчатое. Апельсин полезнее яблока, потому что в апельсине в 4 раза больше витамина С! Нет, яблоко полезнее апельсина, ведь в яблоке в 70 раз больше железа… Перепелиное яйцо лучше куриного, потому, что лучше усваивается. Минуточку! А что, у вас куриное усваивается плохо? Тогда конечно. Нормально усваивается — так кормите, каким хотите.
Хотелось бы обратить внимание: приведенные выше правила и советы вовсе не относятся исключительно к малышам. Актуальны они для любого возраста, просто на этапе введения прикорма и перехода к взрослой еде отклонение от этих правил многократно более рискованно.
Главное — все-таки осознать, что желательное и полезное разнообразие не должно ни при каких обстоятельствах возводиться в культ.
Не хочет мяса? Ну что ж, тогда супчик на мясном бульоне, да и в молочных продуктах достаточно столь необходимого белка животного происхождения.
Невозможно «запихнуть» ничего молочного? А мороженое? Ведь неплохой заменитель! И в омлет можно (нужно) молока добавить…
Морковку выплевывает, а цветную капусту готов есть килограммами? Да проживет он припеваючи без морковки! Только не надо нервничать по этому поводу. При том очевидном условии, что папа зарабатывает на эту капусту.
Последний момент во всей теме разнообразия стоит особняком. Мы ведь и начали с этого —констатировали, что разнообразие зачастую обходится слишком дорого. Если представления конкретных родителей о разнообразном питании не отражаются на материальном достатке семьи и не вызывают у ребенка проблем — экспериментируйте на здоровье.
Только отдавайте себе отчет в том, что, во-первых, это надобно именно вам, а не ребенку, а во-вторых, что именно на этих ваших подсознательных желаниях зарабатываются миллионы. Каким образом? Элементарным!
Заходите вы в супермаркет и стоите перед витриной с детскими кашками. А кашек этих пять десятков. И все пять десятков одной фирмы. «Овсянка с яблоком», «Овсянка со сливой и персиком», «Овсянка с яблоком, сливой и персиком», «5 злаков», «6 злаков», «7 злаков» и т. д. А у другой фирмы еще 30 разных каш. Переводим взгляд на полочку с соками. Ситуация аналогичная. Овощные пюре — то же самое. А главный принцип выбора сплошь и рядом основан на классическом для нашей ментальности аргументе — «это мы еще не пробовали». И как приятно рассказать подружке о том, что мы уже 33 различных каши попробовали, 25 соков и 30 пюре. А какой это ужас — узнать, что соседский ребенок перепробовал все 50 каш фирмы «ААА» и уже осваивает «ВВВ»…
Описанное может показаться преувеличением, но ситуация именно так и обстоит. Крайний вариант этой тенденции — жалоба на то, что «мы пробовали 20 разных каш, и от всех диатез». При этом вопросы «а не пробовали ли вы давать одну кашу, только в меньшем количестве?» или «а не проще ли этих каш не давать?» — встречают искреннее непонимание — пропадет, бедняжка, без разнообразного питания…
Подведем итоги.
Разнообразное питание — совсем не сложно. И вовсе не требует существенных материальных затрат. Помимо привычных всем круп, овощей, фруктов, мяса и молока, есть ведь еще рыба и морепродукты, яйца, мед, орехи, растительное масло, грибы, ягоды, чай и т. д. В приведенном перечне всегда найдется 5-10 позиций, способных удовлетворить не только индивидуальные пристрастия конкретного ребенка, но и обеспечить его организм всем необходимым.
Упомянутые нами «индивидуальные пристрастия» нельзя недооценивать. Организм человека инстинктивно осуществляет выбор наиболее рациональных продуктов (рациональных и целесообразных именно для этого организма в данный период времени). Поэтому не следует искоренять тягу ребенка к конкретной каше или конкретному овощу. Еще в большей степени не следует навязывать дитю блюда, настойчиво им отвергаемые.
Важно при этом подчеркнуть: надо все-таки дифференцировать инстинктивные желания и тягу к продукту, сам процесс потребления которого не потребность, а всего лишь способ получить удовольствие. Когда малыш двух месяцев от роду улыбается, попробовав сладенький сок, так это не демонстрация потребности в соке, а всего лишь выражение удовольствия. Когда дитя готово килограммами есть шоколад — так это уж точно не инстинкт.
Еще раз подчеркнем: подлинное питательное разнообразие — это не поедание десяти сортов мяса или двадцати видов фруктов, а разнообразие продуктовых групп. Только такой вариант полезен ребенку в медицинском аспекте. Полезен, прежде всего, потому, что практически сводит на нет вероятность недополучения какого-либо микроэлемента или какого-либо витамина. И если родители в состоянии обеспечить потомству именно такое питание — их (родителей) совесть может быть спокойна.
Конечно, все не так просто. Возможны болезни, при которых нарушен обмен веществ, затруднено всасывание или усвоение определенных витаминов. Но коррекция питания в таких случаях — это уже задача и обязанность врача. Это ведь врачей, а не родителей учили тому, например, что при гриппе возрастает потребность в аскорбиновой кислоте, а при кори — в витамине А.
Витамины — это вообще отдельный разговор. Недаром ведь ВОЗ декларирует принцип: «Предпочесть разнообразное питание использованию комплексных витаминов». Понятно, что производители витаминов с этим лозунгом могут не соглашаться, но родители, по крайней мере, должны знать: любой витаминный комплекс есть лечебно-профилактический медицинский препарат. И подбор препарата надо осуществлять не на основании телевизионной рекламы, а на основании реальных потребностей конкретного ребенка. Выявление этих потребностей — с учетом образа жизни, характера питания и состояния здоровья — это, опять-таки, задача врача.

РЕЗЮМЕ

Что такое разнообразное питание и кому оно необходимо?
В медицинском аспекте — питание, способное обеспечить физиологические потребности человека, и оно необходимо всем, живущим на Земле, дабы быть здоровыми телесно и психологически.
Психологический аспект разнообразия не отражает необходимости последнего!
Разнообразное питание в этом аспекте — «всего лишь» позволяет человеку почувствовать себя человеком. А применительно к детям — полноценным родителем.

Разнообразный, сбалансированный рацион питания – это совокупность продуктов, обеспечивающая все потребности конкретного организма. Рацион у каждого человека свой, зависит от суточных энергозатрат, возраста, болезней и физиологического состояния. В целом рацион состоит из углеводов, белков и жиров, микро- и макроэлементов, витаминов и воды, однако соотношение частей требуется разное.

разнообразное питание для детей

Почему важно разнообразное питание?

Питаться разнообразно нужно потому, что каждый продукт содержит разные вещества для строительства и работы клеток, органов и систем. Если какого-то «кирпичика» не хватает, здание не может быть построено.

В рационе здорового среднестатистического человека весом до 70 кг суточный набор продуктов должен содержать 1 часть белка (животного и растительного), 1 часть жира и 4 части углеводов.

Необходимый минимум суточного рациона для здорового человека при общей калорийности 2500 килокалорий – 100 г белка, 60 г жира животного и 30 г растительного, 370 г углеводов.

Углеводы

Эти вещества – источник быстрой энергии. Для немедленного восстановления сил подойдут простые – сахар, мед и продукты с ними. Они дают всплеск уровня глюкозы в крови, расходуются быстро, но их избыток превращается в жир. Простые сахара нужны детям, выздоравливающим, истощенным, находящимся в стрессе или замерзшим людям. Всем остальным они вредны.

Сложные углеводы – это цельнозерновые каши, макароны из пшеницы твердых сортов, бобовые, грибы, несладкие фрукты, все овощи, какао. Помимо энергии, эти продукты поставляют нам клетчатку для формирования пищевого комка и весь набор минералов, микроэлементов и витаминов.

Жиры

Бывают насыщенные и ненасыщенные, необходимы для множества процессов:

  • окисление жиров дает энергию для биохимических превращений, проходящих в состоянии покоя;
  • составная часть мембран всех клеток;
  • составная часть многих гормонов;
  • витамины А, D, E, K – жирорастворимые;
  • каждый внутренний орган «обернут» жировой прослойкой;
  • содержание жира в головном мозге человека – 60%.

Самые полезные жиры имеются в растительных маслах (например, оливковом), морской рыбе, орехах, свином сале, сыре.

Без достаточного количества жиров невозможно полноценное строительство клеточных мембран и нормальный метаболизм.

Белки

Основной материал для синтеза клеток, ферментов, гормонов, гемоглобина, антител, работы мышц, переваривания пищи, свертывания крови. Белок не синтезируется в организме, попасть может только при приеме пищи. Из белка состоит молекула ДНК, передающая генетическую информацию. Без белка невозможна сама жизнь.

При белковом голодании организм пытается сохранить функции сердца и головного мозга, расходуя мышечную ткань. При потере мышечной массы более 50% продолжение жизни становится невозможным.

Любой белок состоит из аминокислот, которые бывают заменимыми и незаменимыми. Заменимые – те, которые организм может создать из имеющихся компонентов. Незаменимые – их всего 8 — синтезировать внутри организма невозможно никак, только получить с пищей. Незаменимыми аминокислоты называются потому, что без них невозможно создание полноценной белковой молекулы.

Незаменимые аминокислоты находятся преимущественно в животной пище. Некоторые есть и в растительной, но попытка создать белок только из растительных компонентов часто заканчивается неудачей, и наполовину собранная молекула распадается, ее остатки выводятся естественным образом.

Пища, содержащая различные аминокислоты

Если употреблять в течение суток хотя бы минимальное количество продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, здоровье будет в порядке.

Аминокислота Продукты
Валин
  • все цельные зерна;
  • бобовые;
  • все виды мяса;
  • все молочные продукты;
  • арахис;
  • грибы
Изолейцин
  • яйца;
  • мясо животных и птиц;
  • печень;
  • рыба;
  • рожь и чечевица;
  • кешью и миндаль;
  • соя;
  • нут или турецкий горох;
  • семена овощей и фруктов
Лейцин
  • мясо;
  • яйца;
  • рыба;
  • неочищенный рис;
  • овес;
  • орехи;
  • чечевица
Лизин
  • рыба;
  • мясо;
  • орехи;
  • молочные продукты;
  • пшеница;
  • орехи;
  • трава щирица (амарант)
Метионин
  • бобовые, особенно фасоль;
  • соя;
  • молочные продукты;
  • мясо;
  • яйца
Треонин
  • молочные продукты;
  • яйца;
  • бобовые;
  • орехи
Триптофан
  • мясо, особенно курица и индейка;
  • молочные продукты, особенно натуральный йогурт и творог;
  • кедровые орехи;
  • кунжут и арахис;
  • овес;
  • бобовые;
  • финики, особенно сушеные
Фенилаланин
  • мясо – говядина и курица;
  • молоко и творог;
  • яйца;
  • орехи;
  • бобовые

Есть еще 2 условно заменимые аминокислоты – аргинин и гистидин. Аргинин необходим детям для синтеза гормона роста, при недостатке этой аминокислоты дети вырастают низкорослыми. Содержится аргинин в тыквенных семечках, кунжуте и арахисе, сыре и йогурте, говядине и свинине.разнообразное питание для детей

Гистидин необходим для регенерации тканей и роста, формирования миелиновых оболочек периферических нервов, нужен взрослым и особенно детям. Содержится в бобовых, куриной грудке, говядине, лососе, тунце, сое, чечевице и арахисе.

Людям, придерживающимся вегетарианского питания, нужно составлять свой рацион так, чтобы поступали все необходимые вещества. На период инфекций от веганства лучше отказаться, поскольку без полноценного животного белка иммунный ответ замедляется или не развивается вовсе.

Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

разнообразное питание для детей Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде Принципы здорового питания

Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

  • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
  • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
  • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
  • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
  • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
  • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
  • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
  • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
  • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

разнообразное питание для детей Включите в рацион ребенка свежевыжатые соки из овощей и фруктов Потребности ребенка-школьника

6-9 лет

10-13 лет

14-17 лет

Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

Потребность в белках (г в день)

80-90

90-100

100-110

Потребность в жирах (г в день)

85-95

90-100

Потребность в углеводах (г в день)

320-260

360-400

400-440

Творог

50 г

50 г

60 г

Мясо

140 г

170 г

200-220 г

Молоко и молочные продукты

500 мл

500 мл

500-600 мл

Яйца

1 штука

1 штука

1 штука

Сыр

10-15 г

10-15 г

10-15 г

Рыба

50 г

50 г

60-70 г

Сахар и сладости

70 г

80 г

80-100 г

Хлебобулочные изделия

225 г

300 г

300-400 г

Из них ржаной хлеб

75 г

100 г

100-150 г

Мука

25 г

30 г

30-35 г

Крупы, макароны и бобовые

35-45 г

50 г

50-60 г

Овощи

275-300 г

300 г

320-350 г

Картофель

200 г

250 г

250-300 г

Фрукты сырые

150-300 г

150-300 г

150-300 г

Фрукты сушеные

15 г

20 г

20-25 г

Сливочное масло

25 г

30 г

30-40 г

Растительное масло

10 г

15 г

15-20 г

Режим питания

На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

  • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
  • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
  • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
  • Ужинает дома примерно в 19 часов.

Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

  • Завтракает дома в 8-9 часов.
  • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
  • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
  • Ужинает дома примерно в 20 часов.

Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

разнообразное питание для детей Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня Какими способами лучше готовить пищу?

Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

Какие продукты нужно ограничить в рационе?

Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

  • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
  • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
  • Маргарин.
  • Не сезонные фрукты и овощи.
  • Сладкую газировку.
  • Продукты с кофеином.
  • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
  • Острые блюда.
  • Фастфуд.
  • Сырокопченые колбасы.
  • Грибы.
  • Блюда, которые готовятся во фритюре.
  • Соки в пакетах.
  • Жвачки и леденцы.

разнообразное питание для детей Газированные напитки и продукты с вредными добавками стоит по максимуму исключить из рациона Какие давать жидкости?

Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

Как составлять меню?

  • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
  • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
  • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
  • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
  • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

разнообразное питание для детей Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды Пример правильного меню на неделю

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Понедельник

Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из капусты и моркови (100 г)

Борщ (300 мл)

Котлета из кролика (100 г)

Картофельное пюре (200 г)

Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Апельсин (100 г)

Печенье (50 г)

Омлет с зеленым горошком (200 г)

Настой шиповника (200 мл)

Хлеб (75 г)

Вторник

Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из свеклы (100 г)

Бульон с яйцом (300 мл)

Биточки из говядины (100 г)

Тушеная капуста с кабачками (200 г)

Яблочный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Булочка с творогом (100 г)

Яблоко свежее (100 г)

Картофельные зразы с мясом (300 г)

Чай с медом (200 мл)

Хлеб (75 г)

Среда

Омлет с сыром (200 г)

Рыбная котлета (100 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Баклажанная икра (100 г)

Картофельный суп с клецками (300 мл)

Тушеная печень (100 г)

Кукурузная каша (200 г)

Фруктовый кисель (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Запеченное яблоко (100 г)

Овсяное печенье (50 г)

Блины с творогом и изюмом (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Четверг

Гречневая молочная каша (300 г)

Цикорий (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из редиса и яйца (100 г)

Рассольник домашний (300 мл)

Куриная котлета (100 г)

Цветная капуста отварная (200 г)

Гранатовый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Пирожок с яблоками (100 г)

Запеканка из вермишели и творога (300 г)

Чай с вареньем (200 мл)

Хлеб (75 г)

Пятница

Творожные оладьи с медом (300 г)

Чай с молоком (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

Бульон с лапшой (300 мл)

Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

Компот из винограда и яблок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Фруктовое желе (100 г)

Простокваша (200 мл)

Бисквит (100 г)

Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

Кефир (200 мл)

Хлеб (75 г)

Суббота

Овсяная каша с ягодами (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Кабачковая икра (100 г)

Свекольник (300 мл)

Запеченная рыба (100 г)

Картофель отварной с зеленым горошком (200 г)

Персиковый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молочное желе (100 г)

Чай (200 мл)

Булочка с изюмом (100 г)

Омлет с помидорами (200 г)

Цикорий с молоком (200 мл)

Хлеб (75 г)

Воскресенье

Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

Чай с медом (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из огурцов и помидор (100 г)

Суп-пюре из овощей (300 мл)

Биточки из кальмара (100 г)

Отварные макароны (200 г)

Томатный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Груша (100 г)

Творожное печенье (50 г)

Картофельные котлеты со сметаной (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Несколько полезных рецептов Рыбные зразы с творогом

Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

Рассольник

Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

Заливные шарики из мяса

Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

разнообразное питание для детей Кормите ребенка-школьника с общего стола и показывайте своим примером, как нужно питаться Возможные проблемы

В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.

Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

Быстрые перекусы в школьной столовой

Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.

Отсутствие аппетита из-за стресса

Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.

разнообразное питание для детей Отсутствие аппетита часто бывает вызвано стрессом. Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

  • Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
  • У него появились проблемы со стулом.
  • Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
  • Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
  • На коже появились высыпания.

Переедание

Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.

разнообразное питание для детей Неправильное питание и стрессы — самые частые причины повышенного веса ребенка Советы

  • Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
  • Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
  • Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *