Рациональное питание здоровых детей первого года жизни

Наряду с физнагрузками не менее важна правильная организация питания детей раннего возраста: от того, какие пищевые привычки у человека сформированы с младенчества, в дальнейшем будут зависеть его вкусовые пристрастия.

рациональное питание здоровых детей первого года жизни Если в рацион питания малыша уже год будет включен фастфуд, ничего хорошего организму это не сулит. Сделайте все для того, чтобы вовремя нормализовать и упорядочить питание детей, ведь влияние на здоровье правильной пищи неоспоримо.

Содержание

Правильно питание – залог здоровья для детей первого года жизни

Питание детей раннего возраста является важным фактором, определяющим темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способности к обучению, формирование иммунитета и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Особенно чувствительны к последствиям неправильного питания дети первых 3 лет жизни, так как в этом возрасте происходит интенсивный рост организма, закладываются основы для интеллектуального развития, эмоциональных способностей и социальных связей.

Во многих семьях дети после первого дня рождения переводятся на общий стол на том основании, что «мы уже большие и больше всего любим сосиски». Поэтому основными ошибками в питании, не способствующим здоровью ребенка, являются избыточное потребление животных жиров, недостаток в рационе полиненасыщенных жирных кислот, дефицит животного белка, недостаток витаминов и микроэлементов, недостаточное количество пищевых волокон.

Со всей уверенностью можно сказать, что правильное питание – это залог здоровья для детей первых лет жизни.

Принципы здорового питания детей раннего возраста

Основными принципами питания детей раннего возраста являются:

  • пища должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям ребенка данного возраста;
  • по энергетическому содержанию пища должна обеспечивать рост и созревание всех органов и систем детского организма;
  • пища должна быть сбалансированной по всем пищевым веществам: белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным солям;
  • пища должна быть разнообразной;
  • технологическая и кулинарная обработка продуктов должна соответствовать возрасту ребенка.

Конечно, рациональное питание детей раннего возраста зависит от социальных факторов, в первую очередь от материального положения семьи и знакомства матери с основными вопросами питания детей различного возраста.

Питание – основа здоровья человека: правила рациона для детей первых трех лет жизни

Каждая мама должна знать основные правила здорового питания, ведь это основа здоровья детей:

  • пища должна доставлять ребенку удовольствие, поэтому нельзя заставлять ребенка есть, тем более насильно кормить его;
  • рацион должен содержать достаточное количество основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов), витаминов и микроэлементов;
  • недопустимо систематическое превышение объема съеденной пищи;
  • следует употреблять больше фруктов и овощей, чтобы обеспечить организм растительной клетчаткой;
  • не надо увлекаться сладкими и солеными блюдами;
  • дети до 3 лет должны принимать пищу 4 — 6 раз в день небольшими порциями;
  • продукты питания для детей должны быть вкусными, разнообразными, соответствовать национальным традициям.

Значение питания для здоровья взрослого человека и маленьких детей сложно переоценить. С пищей организм получает энергию, которая должна обеспечить нормальный рост и развитие ребенка, а также затраты на физическую деятельность, активность которой после года значительно возрастает. Вы же знаете, что, научившись ходить, ваш постреленок не сидит на месте, а постоянно находится в движении, изучая окружающий мир и его окрестности.

После года у детей сохраняется высокая интенсивность роста: за второй год жизни ребенок подрастает на 12-13 см, прибавляет в весе на 3-4 кг, за третий год рост увеличивается на 7-9 см, а вес возрастает на 2 кг. После трех лет скорость нарастания роста и веса снижается.

А как изменяется состояние желудочно-кишечного тракта? Значительно возрастает объем желудка: от 15 мл у новорожденного до 250 мл у ребенка к концу первого года жизни; к трем годам желудок имеет объем 500 мл, а к школьному возрасту емкость желудка составляет 1000 мл.

Нарастает активность пищеварительных ферментов, что положительно сказывается на переваривающей способности желудочно-кишечного тракта, повышается всасывающая функция стенки тонкого кишечника, совершенствуется деятельность печени. Поэтому питание детей первых трех лет жизни должно быть рациональным и обязательно здоровым.

Какой должен быть рацион питания у годовалого ребенка?

С возрастом значительно развивается жевательный аппарат: к году у ребенка имеется 8 резцов, которыми он откусывает кусочек булочки, яблочка, а жует пока деснами. К 2-2,5 годам вырастают все 20 молочных зубов, из которых 8 являются коренными, принимающими активное участие в процессе жевания. Имеется самая тесная связь между наличием зубов и плотностью предлагаемой ребенку пищи.

Так, беззубый младенец до 3-4 месяцев питается исключительно жидкой пищей (материнское молоко, адаптированная смесь). В 4-5 месяцев появляются первые жевательные движения, и ребенок получает пищу в виде фруктовых или овощных пюре. С 6-8 месяцев ребенку предлагается протертая пища, которую он берет с ложечки губами. В 9-10 месяцев и до года малыш уже способен откусывать кусочки, жевать деснами, перемещать пищевой комок языком, поэтому в рацион включаются хорошо проваренные и прокрученные в мясорубке мясные и овощные продукты, сырые овощи и фрукты в рубленом виде.

А какой рацион питания у годовалого ребенка должен быть в идеале? После года возрастает жевательная активность челюстей, двигательная функция языка, и ребенок способен справиться с котлеткой или фрикаделькой из рубленого мяса, кусочками овощей и фруктов.

Так постепенно ребенок учится жевать, формировать пищевой комок, перемещать его к глотке с помощью языка и проглатывать. Поэтому для правильного питания детей раннего возраста нужно постепенно включать более плотную и крупную пищу.

Еда, которую получает ребенок, должна быть вкусной и вызывать у него положительные эмоции. Известно, что плод в материнской утробе уже умеет различать основные вкусовые качества пищи, которую употребляет мама. Новорожденный тем более способен отличить сладкое молочко от горького или кислого лекарства. Доказано, что ребенок может отказаться от груди, если мама употребила в пищу чеснок, хрен, острые приправы или маринованные продукты, которые изменили вкус молока. Напротив, употребление в пищу тмина, укропа, аниса, меда делает молочко слаще и вкуснее, поэтому младенец будет сосать грудь, причмокивая от удовольствия.

Влияние питания на здоровье детей

Правильное пищевое поведение формируется у человека с рождения. Поэтому при организации здорового питания детей раннего возраста важно не допустить предпочтения какого-либо продукта в ущерб остальным. В первую очередь это касается сладких блюд. Доказано, что у людей имеется врожденное предпочтение сладкого вкуса, и если поощрять его, то ребенок вырастет «сладкоежкой», который в скором времени пополнит ряды толстяков и проведет всю оставшуюся жизнь в тщетном стремлении похудеть. Другая крайность, более присущая мальчикам, — предпочтение мясных блюд, сосисок, колбас, что ведет к избыточному потреблению животных жиров и повышенной нагрузке на почки.

Вкус формируется на первом году жизни и зависит от вкуса материнского молока, который, в свою очередь, зависит от продуктов, которые предпочитает мать, и пищи, характерной для ее культуры. Так, в первые месяцы жизни, когда совершенствуются обоняние и вкусовая чувствительность, младенец получает молочко с разными вкусами и ароматами, закрепляя на длительный срок пищевые привычки к продуктам, которыми питалась мать в период лактации. Более полно проявляются вкусовые пристрастия к 3-летнему возрасту, в дальнейшем они могут изменяться под влиянием жизненных обстоятельств. Многие наши соотечественники, переселившиеся на другие континенты, с тоской вспоминают вкус черного хлеба и селедки, к которым привыкли с детства, и никакие заморские яства не могут компенсировать этих вкусовых ощущений.

Помня об особенностях питания детей раннего возраста, постарайтесь сформировать у малышей «правильные» вкусовые пристрастия.

Рацион правильного питания для здоровья ребенка от 1 года

Годовалый ребенок продолжает активно расти и развиваться, поэтому его организму требуются пластические и энергетические ресурсы, обеспечивающие сложные процессы формирования и совершенствования всех органов и систем.

Основным строительным материалом, из которого формируются собственные органы и ткани, являются белки, поступающие с пищей. В состав белков входят разные аминокислоты. Всего их 20, а 8 из них являются незаменимыми, то есть они не синтезируются в организме и обязательно должны поступать с пищей, чтобы обеспечить растущий организм жизненно необходимыми веществами. Незаменимые аминокислоты содержатся в белках животного происхождения, которые должны составлять 75% от суточного объема белков. Оставшиеся 25% должны приходиться на долю растительных белков, содержащихся в крупах, овощах, зелени.

рациональное питание здоровых детей первого года жизниВ рацион питания ребенка в 1 год обязательно должны входить жиры – они являются основным источником энергии, а также входят в состав всех клеток организма, участвуют в обмене веществ и являются поставщиками жирорастворимых витаминов и ПНЖК (полиненасыщенных жирных кислот). Огромное значение для здоровья детей одного года при организации питания имеет качество жира. Из животных жиров наиболее ценными для ребенка являются сливочное масло, сметана и сливки. При этом 15-20% жиров должны быть растительного происхождения, поставляющих полиненасыщенные жирные кислоты, из которых наиболее важны в питании детей линолевая и арахидоновая. Первая содержится в подсолнечном, кукурузном, хлопковом масле, а вторая — в льняном и конопляном.

Углеводы поставляют организму энергию, принимают участие в обменных процессах, входят в состав клеток и тканей. Соотношение между основными питательными веществами, являющееся основой сбалансированного питания, должно быть таким: Б:Ж:У = 1:1:4.

Калорийность суточного рациона для ребенка в возрасте от 1 года до 1,5 лет должна составлять 1100-1200 ккал, а в возрасте от 1,5 до 3 лет— 1300-1400 ккал.

Молочные продукты в рационе ребенка одного года

Чем можно кормить ребенка в год, чтобы сформировать у него правильные вкусовые привычки? Основу рациона «годовичка» по-прежнему составляют молочные продукты—до 600 мл в сутки. В этот объем входит не только молоко, но и кисломолочные продукты, представленные в настоящее время в изобилии: кефир, простокваша, йогурт, ацидофилин, ряженка и т. д. Отдайте предпочтение тем продуктам, в состав которых добавлены полезные бифидобактерии.

Творог и творожные изделия (сырки, сырковая масса) богаты белком, хорошо усваиваются организмом, являются источником кальция, который необходим в этом возрасте из-за интенсивного появления зубов. Поэтому молочные продукты в рационе ребенка одного года должны появляться на столе 3-4 раза в неделю. Дети любят творожную запеканку, сырники, ленивые вареники, к которым подается сметана, соус из сливок, сливочное масло или джем.

Успешно применяется в детском питании сыр, мягкий, неострый, лучше плавленый или натертый, которым можно посыпать кусочек хлеба с маслом или добавить в макаронные изделия.

Введение твердых продуктов рацион ребенка

Ребенок в возрасте 1 года имеет 8 передних зубов, которые не предназначены для пережевывания пищи. Это обстоятельство следует иметь в виду и не торопиться с введением твердой пищи. Тщательное измельчение пищи теперь ни к чему, но мясо по-прежнему следует пропускать через мясорубку, а кусочки овощей в супе разминать вилкой. Малыш уже умеет жевать (деснами), но для него этот процесс является трудной работой, и он быстро устает, поэтому не торопитесь с твердой пищей. В полтора года добавятся еще 6 зубов, в том числе 4 коренных. Вот теперь пора нагружать их, чтобы они выполняли свою работу, тем более что скоро появятся и все остальные. К двум годам весь комплект молочных зубов красуется на своем месте, а меню становится разнообразнее. И дело не только в появлении зубов, но и в повышении активности пищеварительных ферментов и улучшении моторной функции кишечника.

Период протертой пищи закончился. Малыш уже активно жует и вполне справляется с кусочками овощей, вареного или тушеного мяса. Во время введения твердых продуктов в рацион ребенка не забывайте напоминать ребенку о необходимости тщательного пережевывания пищи и не торопите его.

Количество мяса в рационе постепенно увеличивается. Рекомендуются в основном говядина и телятина, но иногда можно давать нежирную свинину, утятину, гусятину. В детском питании успехом пользуются куры, индейка, крольчатина, имеющие нежное и вкусное мясо, а также субпродукты, богатые минеральными веществами: печень, язык. В дневном рационе мясо должно присутствовать в количестве 100-120 г.

Чем кормить маленького ребенка в год: рацион питания малыша

Решая вопрос о том, чем кормить маленького ребенка, не увлекайтесь колбасными изделиями: натурального мяса в них немного, а различных наполнителей и жира — сверх меры. К сожалению, быстрота и простота приготовления делают эти продукты чрезвычайно популярными у молодых мам, к тому же дети с удовольствием поглощают сосиски и сардельки, да и от бутерброда с колбаской не отказываются. Если уж не можете совсем отказаться от любимого народного кушанья (колбасы), используйте для детского питания только вареную с минимальным количеством жира, а сосиски и сардельки — только из говяжьего мяса.

рациональное питание здоровых детей первого года жизниА вот рыба в питании детей первого года жизни должна присутствовать обязательно. Это источник высококачественного белка, который к тому же переваривается и усваивается лучше, чем мясо. В рыбе содержится витамин А, минеральные вещества и полиненасыщенные жирные кислоты, которые способствуют развитию центральной нервной системы. Можно готовить морскую и речную рыбу, только будьте осторожны с косточками, тщательно выбирайте их перед подачей блюда ребенку. Рыба и морепродукты – одни из основных составляющих правильное питание ребенка в год, так как являются поставщиками йода, необходимого для нормальной мозговой деятельности. Дефицит йода приводит к отставанию в умственном развитии. Об этом должны знать все, тем более, что в центральной России 20% населения страдают эндемическим зобом, а 90% московских детей испытывают недостаток йода. Используйте в питании всей семьи йодированную соль, это восполнит дефицит важного микроэлемента в вашем рационе.

Особого разговора при организации правильного питания для здоровья ребенка заслуживает употребление икры. Многие родители считают этот деликатес незаменимым по пищевой ценности продуктом, и покупают специально «только для маленького». На самом деле для ребенка это не самый лучший продукт: из-за высокого содержания жира икра плохо переваривается и усваивается, нередко вызывает аллергические реакции. Так что икру лучше съешьте сами, а малыш удовольствуется котлеткой из трески. За неделю ребенок должен 2-3 раза получить рыбное блюдо (по 70-100 г).

В детском питании широко используются куриные и перепелиные яйца, богатые белком, минеральными веществами, витаминами А, D и группы В. В яичном желтке содержится около 30% жира в виде мелкодисперсной эмульсии, которая легко усваивается организмом. Яйца являются продуктом повышенной биологической ценности по составу и усвояемости незаменимых аминокислот. В неделю ребенок должен употреблять 2-3 яйца в виде омлета или сваренных вкрутую. Не рекомендуются для детского питания утиные и гусиные яйца, так как водоплавающие часто бывают заражены сальмонеллами. Если у ребенка аллергия на яичный белок, придется давать ему только желток.

Жиры для детей раннего возраста необходимы в виде сливочного и растительного масла. Никаких маргаринов и «облегченного» или «диетического» масла, так как эти жировые продукты содержат гидрогенизированные жиры, нарушающие все обменные процессы в организме. Они и для взрослых-то людей чрезвычайно вредны, а для растущего детского организма и подавно! Только натуральное сливочное масло 25-30 г в день в виде бутерброда или добавки в кашу, пюре. Готовить на нем пищу не следует, термическая обработка снижает пищевую ценность.

Растительное масло (подсолнечное, оливковое, соевое) используется для заправки салатов, винегретов и для приготовления пищи. Его суточная норма — 8-10 г (2 чайные ложки). Старайтесь употреблять в питании всей семьи не только рафинированное, но и нерафинированное масло, в котором содержатся ценные биологически активные соединения — фосфолипиды.

Здоровое питание детей: чем можно кормить ребенка после года

Хлебобулочные изделия для ребенка от 1 года до 3 лет должны составлять от 80 до 100 г в сутки. Обязательно предлагайте малышу ржаной хлеб — 30 г, так как в нем содержатся витамины группы В, растительная клетчатка, заставляющая кишечник работать. Пшеничный хлеб, сдобная булочка, пряники, печенье, пирожок — общий вес этих изделий не должен превышать 70 г в день. Ежедневное избыточное употребление простых углеводов быстро приведет к избыточному весу и ожирению.

А вот сложным углеводам в виде фруктов и овощей отводится почетное место в наборе продуктов для детей раннего возраста. Они богаты минеральными веществами, витаминами, органическими кислотами, растительной клетчаткой, пектином, помогающими процессам пищеварения и обмена веществ. Сложные углеводы медленно расщепляются и постепенно всасываются в кровь, поддерживая постоянный уровень глюкозы. А сахар и кондитерские изделия относятся к быстрым углеводам, которые быстро поступают в кровь и откладываются в тканях в виде жиров. Чем можно кормить ребенка после года, чтобы пища приносила пользу? В питании детей этого возраста должны преобладать сложные углеводы (фрукты, овощи) — до 400 г в сутки, а сахар и кондитерские изделия — не более 50 г.

рациональное питание здоровых детей первого года жизниКрупяные и макаронные изделия в питании детей первых трех лет жизни используются широко в виде каш, запеканок, гарниров. Практически любая крупа годится для приготовления каши. А если в кашу еще добавлять тертое яблоко, изюм, курагу, орехи или ягоды, то каждый день можно баловать малыша разными кулинарными шедеврами. Тогда он не будет отказываться от надоевшей каши, и требовать колбасы.

Не увлекайтесь макаронными изделиями, в них много углеводов. Поэтому для детей с избыточным весом использование макарон нежелательно, лучше приготовить овощной гарнир. К нашему второму хлебу — картофелю — тоже относитесь без особого пристрастия все из-за тех же углеводов, не более 100 г в день. Зато все остальные овощи и зелень должны радовать вас своим широким ассортиментом ежедневно. Аккуратно относитесь к бобовым растениям (фасоль, горох, бобы), многие дети плохо переносят их и после употребления, например, горохового супа жалуются на боли и вздутие живота.

Из напитков детям раннего возраста рекомендуются фруктовые и овощные соки, компоты из свежих и сушеных фруктов, настой шиповника, травяные чаи. Чем позднее ваш малыш познакомится с разноцветными газированными напитками, тем лучше для его пищеварительной системы. А вот минеральная водичка без газа или природная питьевая вода здоровью не повредят.

Желательно соблюдать режим кормления детей. Это приучает желудок к ритмичной работе, способствует выработке пищеварительных ферментов и поддержанию постоянного уровня глюкозы в крови.

Малыш в возрасте от 1 года до 1, 5 лет должен получать пищу часто — 5 или 6 раз (если просыпается рано). Не спешите сажать ребенка за стол, как только он открыл глазки. Пусть «нагуляет» аппетит, а пока можно предложить стаканчик сока (100-150 мл).

Перед сном можно предложить стакан молока, кефира, ряженки, ацидофилина — 150 г. На весь день ребенку положено 10 г ржаного и 40 г пшеничного хлеба.

Энергетическая ценность рациона для ребенка в возрасте 1-1,5 лет должна составлять 1300 ккал, а объем — 1000-1200 мл. Завтрак и ужин по калорийности должны составлять 25%, обед—35%, полдник 15% от общего количества калорий.

Для ребенка от 1,5 до 3 лет режим питания сохраняется тот же, но порции несколько увеличиваются. Сразу после пробуждения предложите малышу фруктовый сок или фруктовое пюре — 150 г.

Перед сном можно предложить стакан кефира, сока, фрукты — 200 г. На весь день ребенку потребуется 30 г ржаного и 50 г пшеничного хлеба.

Меню для ребенка составляйте в соответствии с вкусовыми пристрастиями малыша и собственным здравым смыслом, не допускайте перекосов в сторону избыточного содержания углеводов или мясных продуктов, чем нередко грешат мамы мальчиков: «Мужичок растет — мяса требует!». Питание должно быть сбалансированным по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.

Перегружать рацион ребенка животными белками — значит давать повышенную нагрузку почкам и вызывать нарушения азотистого обмена.

Аппетит у всех детей разный, да и в течение дня (недели, месяца) он может меняться. Относитесь к этому спокойно. Если завтракал неохотно, не осилил всю порцию — не беда, наверстает в обед. Если обед из трех блюд ребенку не под силу, уберите из него салат или гарнир. Пусть рыбную или мясную котлетку съест с салатом. Никогда не заставляйте ребенка съесть все до последней крошки, «иначе гулять не пойдешь», тем более не кормите насильно под задорные песни семейного хора и танец с саблями в исполнении дедушки. Так вы формируете привычку к поглощению пищи в избыточном количестве и переход вашего чада в недалеком будущем в разряд толстячков.

Еще до года (примерно в 9-10 месяцев) ребенок потянется за ложкой и сделает попытку кушать самостоятельно. Конечно же, это получится не сразу. Особенно трудно малышу справиться с жидкой пищей, которую никак не удается донести до ротика.

Но не отбирайте ложку, а помогайте малышу направлять ее по адресу. Если перед малышом стоит тарелка с густым блюдом, он постарается обойтись без столовых приборов и станет, есть руками. Уговорите его взять в руку ложку и пользоваться ею. Купите ему ложку с толстым круглым черенком—ее удобнее держать. Орудовать ложкой для ребенка — настоящий труд, поэтому он быстро устает. В таком случае докормите его сами.

Чтобы уберечь одежду от разноцветных пятен, надевайте малышу клеенчатый нагрудник с карманом, куда будет стекать не попавшая в рот пища. Ежедневные тренировки с ложкой скоро принесут свои результаты, и в возрасте 14 месяцев большинство детей уверенно справляются с задачей — едят самостоятельно. Правда, часть еды по-прежнему попадает мимо рта, но требовать аккуратности от малыша второго года жизни несколько преждевременно, хотя обучать правилам поведения за столом уже пора.

1. Современные принципы рационального питания здоровых детей старше 1 года жизни

Питание детей раннего возраста (1–1,5 года; 1,5–3 года)

Питание в этих группах различается по:

1) объему суточного рациона;

2) величине разовых порций;

3) кулинарной обработке пищи.

Развитие жевательного аппарата позволяет вводить более твердую пищу, но ребенок быстро устает от процесса жевания. После первого года жизни пищу можно разнообразить, приближая ее по составу и вкусу к пище взрослых (см. табл. 7). После 1 года пищу можно размельчать вилкой, а мясо и рыбу пропускать через мясорубку 1 раз. К 2 годам у ребенка 20 молочных зубов, и полужидкую пищу необходимо заменять более плотной. В питании детей старше 1 года по-прежнему большое место занимают молоко и молочные продукты (600 мл в сутки). Кроме творога, уже можно добавить неострый сыр, который богат жиром, солями кальция и фосфора, сметану в небольшом количестве. К 2 годам молочные продукты, кроме молока, можно употреблять через 1–2 дня, молоко ежедневно. К 3 годам можно приготовить творожную запеканку (100–120 г творога и 20–25 г сметаны). Потребность в нутриентах у детей 2–3 лет мало отличается от таковых у грудных детей. В питании детей 1–3 лет обычно используют говядину и телятину, допустимы нежирная свинина, молодая баранина, мясо кролика, курицы. До 3 лет нельзя давать мясо утки, гуся, до 2 лет – сосиски, колбасу, сардельки, так как в этих продуктах содержится большое количество трудноусвояемых жиров. В то же время субпродукты содержат ценные микроэлементы (Fe, Pb, Cu, Ca), полезные для организма. Рыба содержит легкоперевариваемые белки. Для питания пригодны сорта многих морских и речных рыб (исключение составляют жирные и деликатесные сорта – треска, хек, карп, окунь).

Мясо и рыбу включают в меню ежедневно. Мясо 5–6 раз в неделю. Рыбу 1–2 раза. Обязателен хлеб разных сортов. После 2 лет, кроме манной, гречневой овсяной, рисовой круп, можно вводить пшено, ячневую, кукурузную, перловую крупы. Можно вводить пастилу, мармелад, варенье, фруктовую карамель, мед. Потребность ребенка 1–3 лет в сахаре составляет 40–50 г. Фрукты и овощи содержат витамины, железо, растительный белок, органические кислоты, ферменты.

Таблица 7. Примерный объем блюд для детей от 1 года до 3 лет

Питание детей дошкольного возраста

Оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов составляет 1: 1: 4. Животные белки должны составлять не менее 65 % общего белка, растительные жиры – 15 % от общего количества жиров, пектиновые вещества и клетчатка – не менее 3 % от суточного количества углеводов. Молока для детей дошкольного возраста требуется не менее 500–600 мл в сутки, часть суточной нормы рекомендуется давать в виде кисломолочных продуктов. Белковая часть рациона обеспечивается за счет творога, мяса, рыбы, птицы (до 150 г в сутки) и яиц (в среднем 0,5 яйца в сутки). Жировая часть рациона обеспечивается за счет указанных продуктов и за счет сливочного (25 г) и растительного (9—10 г) масла. Потребность детей в углеводах в основном удовлетворяется за счет овощей и фруктов, а не хлеба и круп, сахара. В сутки положено до 500 г различных овощей (доля картофеля составляет не более половины), 150–200 г свежих овощей и столько же натуральных фруктовых или овощных соков. Хлеба ребенку-дошкольнику достаточно 150–170 г в сутки, общее количество круп и макаронных изделий не должно превышать 40–50 г в сутки, количество сахара и кондитерских изделий – до 50–60 г. У детей 3–7 лет желудок освобождается от пищи примерно через 3,5–4 ч. В связи с этим устанавливается режим питания с промежутками между приемами пищи в среднем 4 ч, обычное число приемов пищи – 4, для ослабленных детей – 5 раз. Наиболее физиологичным для детей дошкольного возраста считается такой режим, при котором завтрак начинается в 7.30—8.00 ч, обед – в 11.30–12.00 ч, полдник – в 16.00–16.30 ч, ужин – в 19.00–20.00 ч. При 5-разовом кормлении ребенок должен получить стакан кефира или фрукты непосредственно перед сном или рано утром. Отклонения от принятого режима не должны превышать 15–20 мин. Важно не давать ребенку какую-либо пищу в промежутках между кормлениями. Не рекомендуются использовать в качестве питья сладкие соки, сладкий чай.

Недопустимы между кормлениями сладости, кондитерские изделия. Под правильным режимом питания понимается также количественное и качественное распределение продуктов. В отличие от детей раннего возраста, которым рекомендуется более равномерное деление суточного объема и калорийности пищи, детям 3–7 лет это деление неравномерно. Калорийность завтрака и ужина должна составлять по 25 % суточной калорийности рациона, обед – 35–40 %, полдник – 10–15 %. Суточный объем пищи в этом возрасте находится в пределах 1800–2000 мл. Превышение этих объемов снижает аппетит.

Не следует допускать увеличения объемов первых блюд у детей с пониженным аппетитом. Правильный режим питания детей предусматривает также соответствующее распределение продуктов в течение суток. Продукты, богатые животными белками и жирами, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, поэтому их следует включать в рацион питания в первую половину дня, когда ребенок находится в более активном состоянии. На ужин рекомендуются легкоусваиваемые продукты. Таким образом, на завтрак и обед рекомендуются блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, на ужин – молочно-растительные продукты. На обед рекомендуется дать закуску, лучше в виде салата из сырых овощей, оказывающих сокогонное действие, не слишком объемное первое блюдо, полноценное мясное или рыбное высококалорийное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей, на сладкое – лучше всего фруктовый сок, свежие фрукты, компот или кисель. На завтрак, как и на ужин, детям дошкольного возраста можно давать различные каши, предпочтительнее гречневую и овсяную. Каши лучше готовить с овощами или фруктами, молочные каши чередовать с блюдами из различных овощей в виде овощных рагу, запеканок, котлет, винегретов, салатов. Если на завтрак дается каша, то на ужин должны быть овощи.

На завтрак и ужин рекомендуются различные блюда из творога, особенно в сочетании с фруктами. На завтрак желательны блюда из мяса и рыбы (сосиски, сардельки, отварная или жареная рыба), блюда из яиц. В качестве питья лучше всего горячее молоко или кофейный напиток на молоке. На ужин в качестве питья лучше давать кефир или другой кисломолочный напиток, его можно также давать через 1,5–2 ч после ужина, перед сном. Полдник обычно состоит из какого-либо кисломолочного напитка и хлебобулочных или кондитерских изделий. Хорошо включать свежие фрукты или ягоды.

При их отсутствии можно использовать консервированные фрукты.

Следующая глава >

Молодые мамы беспокоятся о том, достаточно ли питания малышу. Так как узнать, хватает ли питания малышу? Ведь дети часто отказываются кушать или вообще могут заснуть во время кормления.

Хватает ли ребенку молока?

1.

Сытый и здоровый ребенок всегда розовенький и вкусно пахнет, кожа его чистая и бархатистая.

2.

Сытый ребенок всегда спокоен и весел.

3.

После кормления он засыпает и не издает голодного плача.

4.

Младенец, который находится на грудном вскармливании и получает достаточно молока, более устойчив к заболеваниям и хорошо прибавляет в массе.

5.

Стул у новорожденных должен быть от одного до восьми раз в сутки.

Во время кормления грудью надо обращать внимание не только на активность сосательных, но и глотательных движений.

Рационально питается ваш ребенок или нет?

1.

Главный показатель при определении рационального питания — это вес малыша. Если ребенку достаточно питания, и он хорошо кушает, то малыш должен набирать вес. Не нужно каждый день взвешивать ребенка, достаточно следить за среднемесячной прибавкой веса. В первые полгода ребенок должен набирать в месяц около 800 граммов. Если у ребенка есть какие-либо проблемы со здоровьем, к примеру, родовые травмы или проблемы с пищеварительной системой, то, скорее всего ребенок не будет набирать вес.

2.

Внимание необходимо обратить и на стул ребенка. Нормальный стул должен быть около 3-4 раз в сутки. Признаком нехватки молока может служить очень жидкий стул или наоборот очень густой и редкий.

3.

Если у малыша запор, не стоит сразу делать клизму, для начала убедитесь, что ребенок скушал достаточное количество молока. Белые сгустки в стуле ребенка говорят о том, что молоко не усваивается полностью. В связи с этим маме необходимо поменять свой рацион, при условии, что малыш находится на грудном вскармливании. Если же ребенок на искусственном вскармливании, то необходимо подобрать другую смесь.

4.

Хватает ли ребенку питания можно определить методом мокрых пеленок. Маме нужно посчитать, сколько раз в день мочиться ребенок. Нормой считается 6-8 раз в день. У новорожденных мочеиспускание может быть 20-25 раз. У сытых детей моча бесцветная и без резкого запаха. Этот метод считается вредным если малыш не получает жидкости, кроме молока или смесей.

Рациональное питание детей

Рациональное питание детей — это важное условие, обеспечивающее правильное физическое и психическое развитие и состояние здоровья, в значительной степени определяющее благополучие организма на всю жизнь. ребенок первого года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным ростом, бурным психомоторным развитием и формированием всех органов и систем.

Вскармливание здорового ребенка первого года жизни

В зависимости от того, получает ли ребенок материнское молоко и в каком количестве, выделяют три вида вскармливания: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание детей

Естественное вскармливание — это питание детей грудного возраста материнским молоком с коррекцией после 1-го месяца и введением прикорма с 5 мес. При этом содержание материнского молока в суточном рационе должно составлять не менее 4/$.

Здорового новорожденного рекомендуется прикладывать к груди через 2 ч после рождения. Раннее начало грудного вскармливания благоприятно сказывается на здоровье матери и ребенка. Под влиянием акта сосания у матери вырабатывается гормон окситоцин, который стимулирует сокращение матки и тем самым предупреждает маточное кровотечение; кроме того, лактация устанавливается раньше и на более длительный срок, нагрубание молочных желез происходит менее болезненно. У ребенка при раннем прикладывании к груди быстрее устанавливается сосательный рефлекс, создается нормальная биологическая среда в кишечнике, повышается уровень иммуноглобулинов и других факторов защиты против инфекции.

Питание здорового ребенка

Лактация является секреторным процессом молочной железы, при котором регуляция сложных нейроэндокринных процессов находится под контролем коры большого мозга. Большое влияние на нее оказывают психогенные факторы, поэтому внешние и внутренние условия отражаются на количестве и качественном составе молока. Лактация начинается с момента поступления в гипоталамус нервных импульсов с поверхности соска и ареолы, а также при опорожнении молочных ходов и цистерн. Под воздействием гипоталамуса гипофиз секретирует пролактин, способствующий синтезу компонентов молока, и окситоцин, осуществляющий продвижение и выделение молока. Основными условиями, обеспечивающими полноту и продолжительность лактации, являются активность сосания и регулярное сцеживание молока. Биохимический и морфологический состав молока устанавливается не сразу. Сначала выделяется молозиво, с 4 -5-го дня — переходное молоко и со 2 — 3-й недели — зрелое.

Молозиво — густая жидкость желтого цвета с повышенным содержанием белка, близкого к белкам сыворотки крови ребенка. Содержание солей и витаминов в нем в несколько раз выше, чем в зрелом грудном молоке. Энергетическая ценность достигает 150 ккал в 100 мл, в то время как в зрелом молоке только 70 ккал в том же объеме. Молозиво — единственный оптимальный продукт питания для новорожденного. Благодаря наличию в нем различных факторов защиты и прежде всего иммуноглобулинов высокой концентрации, особенно класса А, оно имеет исключительное антисептическое значение для ребенка первых часов и дней жизни, когда происходит максимальное бактериально-вирусное его обсеменение.

Молозиво обладает иммунной активностью по отношению к различным микроорганизмам, особенно к размножающимся в кишечнике. Антитела молозива и молока в просвете кишечника обезвреживают чужеродные антигены, не всасываясь в кровь.

Первыми порциями молозива начинается пассивная энтеральная иммунизация новорожденного, не имеющего еще собственной сформировавшейся системы защиты. Со 2 -3-го дня концентрация иммуноглобулинов в грудном молоке снижается, но за счет увеличения объема секреции молока ежедневная доза их практически не меняется.

Биологические и химические свойства грудного молока принято оценивать в сравнении с коровьим, которое наиболее часто используется для приготовления заменителей грудного молока. Соотношение белков, жиров и углеводов в грудном молоке наиболее оптимально для усвоения и выражается как 1 :3 :6. Оно покрывает требующееся их количество при естественном вскармливании (белка 2 — 2,5 г/кг, жира 6 — 6,5 г/кг, углеводов 10-14 г/кг в сутки).

Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, но по структуре он близок белкам клеток ребенка, в его составе преобладают мелкодисперсные фракции и соотношение аминокислот отвечает потребностям растущего организма. Кроме того, частицы грубодисперсного белка казеина в грудном молоке в несколько раз мельче, чем в коровьем, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более легкое его переваривание.

Количество жира в грудном молоке такое же, как в коровьем, но качественный состав его имеет существенные отличия. Жир грудного молока содержит в 1 1/2 ~ 2 раза больше ненасыщенных жирных кислот, в том числе линолевую, которая не синтезируется в организме. Эти кислоты являются незаменимыми факторами питания и легче усваиваются. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствуя регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка первого года жизни.

Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большем количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит бета-лактоза, которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, бета-лактоза участвует в синтезе витаминов В.

Исключительно богато грудное молоко различными ферментами: диастазой, трипсином, липазой (липазы в женском молоке больше, чем в коровьем, почти в 15 раз, а амилазы — в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментативную активность пищеварительного тракта ребенка и обеспечивает усвоение относительно большого объема пищи.

Минеральный состав пищи

Особо важное значение для растущего организма ребенка имеет минеральный состав пищи. Содержание кальция и фосфора в грудном молоке ниже, чем в коровьем, но соотношение этих ингредиентов более благоприятно для усвоения. В нем в нужной концентрации обнаруживается железо, медь, цинк, уровень которых с 3 — 4 мес лактации снижается, что требует коррекции путем назначения ребенку фруктово-овощных соков и соответствующего прикорма. Грудное молоко отличается от коровьего и по содержанию витаминов. Оно богаче витаминами A, D и С, а коровье — тиамином, рибофлавином, пантотеновой кислотой, биотином, витамином Bi2- Следует учитывать, что при термической обработке и разведении коровьего молока содержание витаминов в нем снижается. Гормоны материнского молока, поступая в организм ребенка, создают условия для физиологического дозревания эндокринной системы, а постепенное отлучение ребенка от груди обеспечивает плавный переход ее на самостоятельную деятельность.

Материнское молоко обеспечивает защиту ребенка от инфекции не только благодаря содержанию в нем иммуноглобулинов. Такую же роль выполняют лейкоциты: они синтезируют интерферон; макрофаги проявляют способность к фагоцитозу. Лизоцим грудного молока высокоактивен по отношению к грамположительной флоре. Большое значение в антибактериальной защите имеют бифидус-фактор, необходимый для жизнедеятельности бифидофлоры, а также третий компонент комплемента и лактоферрин. Нельзя не принимать во внимание и то, что из груди ребенок получает относительно стерильное молоко и температура его благоприятна для пищеварения.Указанные свойства грудного молока позволяют считать его идеальным продуктом для питания ребенка грудного возраста. Однако этим не ограничиваются преимущества естественного вскармливания. Сам процесс кормления грудью является основой хорошего эмоционального состояния и биологического развития ребенка, способствует более раннему становлению психомоторных функций.

Как кормить ребенка грудью?

Техника кормления грудью

Перед кормлением мать моет руки, надевает защитную маску и косынку на волосы. В первые дни после родов кормление проводится в постели, лежа на боку, в дальнейшем сидя (под ноги подставляется скамеечка). Сосание — врожденный рефлекс, поэтому здоровый новорожденный, как правило, сразу же после прикосновения соска к губам энергично берет грудь. Необходимо следить, чтобы ребенок захватывал не только сосок, но и часть ареолы; продолжительность кормления сначала может доходить до 30 мин, далее до 15 — 20 мин. Сосок изо рта ребенка во избежание мацерации следует вынимать осторожно. После кормления мать сцеживает остатки молока.

В каждое кормление ребенок прикладывается, как правило, только к одной груди (попеременно). Если молока недостаточно, используют обе груди, но при условии полного опорожения одной из них. В таких случаях следующее кормление начинается с той груди, которая не была до конца опорожнена. Чаще из обеих грудей кормятся близнецы.

Остатки молока после кормления сцеживают. Значительные излишки молока собирают на донорских пунктах при поликлиниках. Там оно пастеризуется в градуированных бутылочках для детского питание при температуре 85 °С в течение 5 мин и выдается по назначению врача матерям нуждающихся в молоке детей.

При термической обработке молока денатурируются белки, разрушаются иммуноглобулины, ферменты, снижается калорийная ценность молока. Поэтому целесообразно подбирать индивидуального донора и изыскивать пути использования сырого донорского молока. Необходимо, чтобы женщина-донор и ее ребенок были здоровы, а молоко сцеживалось в чистом помещении тщательно вымытыми руками в стерильную посуду. Сцеженную порцию молока закрывают стерильной крышкой и сразу же доставляют ребенку-реципиенту. Во избежание инфицирования не следует сливать вместе несколько порций молока. Опыт показывает, что при правильном хранении в домашних условиях стерильно собранное молоко может использоваться сырым в течение 6 ч. В настоящее время разрабатываются методы консервирования грудного молока (замораживание, лиофилизация).

Режим кормления ребенка

Режим кормления в значительной степени отражается на длительности и объеме лактации. Чем короче интервалы между кормлениями, тем выше степень лактации у матери при условии полного опорожнения молочной железы.

Режим кормления устанавливается в зависимости от возраста ребенка, количества молока матери; при этом учитываются индивидуальные потребности ребенка и другие моменты.

В первые 3 — 4 мес жизни здоровых доношенных детей кормят в основном 7 раз, т. е. каждые 3 ч с 6-часовым ночным перерывом. Если ребенок выдерживает более длительный промежуток времени между кормлениями, его переводят на 6- или 5-разовое питание. С 41/2 — 5 мес большинство детей кормят 5 раз в сутки. При упорной гипогалактии, склонности ребенка к срыгиваниям и невозможности выдержать указанные интервалы между кормлениями изредка в течение короткого периода используют 8- или 10-разовое кормление.

Помимо строго регламентированного, существует свободный режим кормления, при котором частота прикладывания к груди и объем пищи определяются желанием ребенка, его поведением. Этот метод имеет свои достоинства и недостатки, так как беспокойство ребенка может быть вызвано не только голодом. Руководствоваться им для определения числа кормлений рискованно, наиболее целесообразным и приемлемым в домашних условиях является частично свободный режим вскармливания. При этом здорового ребенка кормят грудью в определенное время, но без коррекции количества всасываемого молока. Допустимы эпизодические отклонения от времени кормления на 20 — 30 мин. Если отклонения приобретают постоянный характер, необходимо изменить режим кормления.

При беспокойстве в промежутках между кормлениями или несвоевременном бодрствовании ребенку дают пить (без сахара или слегка подслащенную воду). Дополнительное введение жидкости особенно необходимо в жаркое время года (до 150 — 200 мл в сутки). Некоторые дети не пьют воду, так как полностью удовлетворяют потребность в ней молоком.

Расчет необходимого объема пищи производится при недостаточном нарастании массы тела или беспокойстве ребенка в период между кормлениями. Определять дозу питания требуется также при вскармливании сцеженным молоком и его заменителями.

Наиболее простой способ подсчета количества молока, необходимого новорожденному в первые 9 дней жизни, следующий: на разовое кормление требуется 10 мл молока, умноженные на день жизни (при 6 — 7-разовом кормлении). С 10-го по 14-й день суточный объем молока остается неизменным. С двухнедельного возраста необходимое количество пищи определяется с учетом суточной потребности в калориях на каждый килограмм массы тела.

Суточная потребность в килокалориях на 1 кг массы тела: I четверть года — 125, II- 120, III- 115, IV- 11О.

Зная возраст, массу тела, можно рассчитать количество молока, которое требуется ребенку в сутки (х). Например, ребенок в возрасте 1 мес имеет массу тела 4 кг и, следовательно, нуждается в 500 ккал в сутки. 1 л грудного молока содержит около 700 ккал. Следовательно:

Можно пользоваться и менее точным, но более простым методом расчета по объему от массы тела. Например, ребенку в возрасте 1 мес с массой тела 4 кг требуется 1/5 от 4 кг, что составляет 800 мл в сутки.

Суточный объем пищи детей первого года жизни не должен превышать 1000-1100 мл.

Все варианты расчета позволяют лишь приблизительно определить необходимый объем питания. Следует иметь в виду индивидуальную потребность ребенка в количестве молока. Она зависит от нескольких факторов, в том числе от степени двигательной активности ребенка, уровня основных компонентов в грудном молоке и т. д.

Исходя из потребностей растущего организма со 2-го месяца жизни дополнительно вводят витамины и минеральные вещества. При кормлении только грудным молоком после месяца жизни может возникнуть дефицит витаминов А, В2, В6, С, а также железа, фосфора, магния, кальция, меди и цинка. Во избежание этого дефицита в питание здорового ребенка включают фруктовые и овощные соки; вначале ребенку дают несколько капель сока, и постепенно к концу 2-го месяца жизни количество его доводят до 10 мл в день, к 5 — 6 мес — до 50 мл в день. Сначала используют соки яблок, моркови, капусты, лимонов, гранат; во втором полугодии этот ассортимент расширяется. Не рекомендуются соки плодов, содержащих облигатные аллергены (мандарины, апельсины, клубника). Соки дают непосредственно до или после кормления, в некоторых случаях в промежутках между кормлениями. Целесообразно в течение дня давать разнообразные соки, не смешивая их. Со 2-3-го месяца жизни, кроме соков, ребенку можно назначать также тертые и мятые свежие фрукты и ягоды.

При отсутствии натуральных продуктов можно использовать специальные консервированные соки, предназначенные для детского питания. В целях обогащения пищевого рациона минеральными веществами и при непереносимости ребенком натуральных соков можно вместо питья использовать овощной отвар в количестве 50 — 70 мл.

Как вводить прикорм ребенку?

Прикорм — введение новой пищи, более концентрированной и калорийной, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью. К 5 мес. дети, как правило, удваивают массу тела, получая около 1 л грудного молока, которое в этом объеме не может обеспечить организм ребенка основными ингредиентами.

Как вводить прикорм при грудном вскармливании?

Начиная с возраста в 5 мес. часть грудного молока постепенно заменяется блюдами прикорма. Если ребенку во втором полугодии жизни не вводят прикорм, у него из-за дефицита питательных веществ развивается анемия, рахит, дистрофия. С прикормом ребенок получает продукты растительного и животного происхождения: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, а также клетчатку, которая необходима для правильного функционирования пищеварительного тракта. Потребность в количестве белка с введением прикорма увеличивается до 3 — 3,5 г и соотношение белков, жиров, углеводов изменяется (1:2:4). Вместе с тем ребенок приучается к пище густой консистенции, которую дают с ложки.

Первый прикорм грудного ребенка

Первым прикормом (в возрасте 5 мес) является овощное пюре или 5 % манная каша, приготовленная на овощном отваре или 50 % молоке. Через 2 нед 5% манную кашу заменяют 10% на цельном молоке. С 6 мес манную кашу чередуют с гречневой, овсяной, рисовой. В блюда прикорма вводят 3 — 5 г сливочного или растительного масла, которые, в частности, обогащают рацион витамином А и полиненасыщенными жирными кислотами, а также вареный яичный желток — вначале 1/4, затем 1/2 через день и творог (20 — 50 г). Вначале дают несколько ложек прикорма перед прикладыванием к груди. При хорошей переносимости прикорм увеличивают в объеме и в течение недели он вытесняет одно кормление грудью.

Второй прикорм грудного ребенка

Второй прикорм назначается в возрасте 6 мес в виде каши (манная и др.) или овощного пюре, если оно не было использовано в качестве первого прикорма. Таким образом, к 7 мес жизни два кормления грудным молоком заменяются блюдами прикорма.

Примерное меню грудного ребенка

В возрасте 7 мес ребенок получает 3-й прикорм — нежирный мясной бульон (не более 50 мл) или мясной фарш (около 30 г) из вареного мяса. Экстрактивные вещества, содержащиеся в бульоне, стимулируют желудочную секрецию, действуют возбуждающе на ЦНС и повышают аппетит. Поэтому детям с пониженным аппетитом мясной бульон можно назначить раньше, чем фарш. С 7-месячного возраста в питание вводят печенье, сухари; мясо можно заменять рыбой (с 8 мес) и печенью; ребенка начинают приучать пить из чашки (во время кормления он должен уже сидеть). Для улучшения вкусовых качеств и усвоения пищи блюда прикорма комбинируют (бульон с овощным пюре, каши с фруктовым соком).

Примерное меню ребенка 8 мес: 6 ч — грудное молоко; 10 ч — каша (150 г), желток (1/2), фрукты тертые или сок (50 г); 14 г — бульон (50 мл), мясной фарш (30 г), овощное пюре (100 г), сок (50 мл); 18 ч — кефир (150 мл), творог (50 г), печенье (15 г); 22 ч — грудное молоко.

По достижении 10 мес ребенку дают мясо в виде фрикаделек, суп овощной на мясном бульоне, хлеб и яблоко кусочками, чтобы он привыкал жевать плотную пищу. Оставшиеся кормления грудью заменяются кормлением цельным молоком или кефиром с 5% сахара. Таким образом, к концу первого года жизни ребенка переводят на питание с общего стола, но механически и химически щадящее. Оно должно быть сбалансированным по основным ингредиентам, должно обеспечивать интенсивно идущий обмен веществ. Планомерное отлучение от груди постепенно приводит к угасанию лактации, но в некоторых случаях для этого используется давящая повязка на грудь. Прекращать кормление грудным молоком в летнее время и при остром заболевании ребенка, а также во время проведения профилактических прививок не рекомендуется во избежание расстройства пищеварения.

Рацион питания ребенка в 6 месяцев

Полгода — это своеобразный рубеж для ребенка. Он начинает действовать осознанно, появляется масса раздражителей, на которые он раньше просто не обращал внимание. Однако однозначно важный аспект кормления остаётся важным и сейчас.

Стоит понять, что 6 месяцев — это рубеж для ввода прикорма из мяса, молока, овощей. Все эти продукты повлекут за собой массу изменений и быстрый рост малыша. Повыситься трофика мышц, усилится уровень интереса к окружающему миру, начнется активное познание всего, начнутся изменения не только в рационе питания, но и в режиме жизни.

Помните, что с вводом новых прикормов в рацион малыша начнутся изменения в его стуле. Сначала он будет адаптироваться к новым условиям жизни, а потом привыкнет. Поэтому не пугайтесь первым запорам, и нежеланию малыша какать. Войдите в положение, такого он ещё не знал и не ощущал.

Какие продуты должны быть в рационе питания ребенка в полгода?

1.

Вводить новое лучше с подобного. Иными словами используйте козье молоко, кисломолочные продукты. Эти белки помогут ребенку в 6 месяцев адаптироваться к тому, что собственно есть другие белки. Кроме того, ввод кисломолочного прикорма, позволит облегчить ситуацию с пищеварением и дефекацией.

2.

Овощи нужно вводить по одному в строгой последовательности. Сначала в рацион питания ребенка попадает морковь, затем тыква, картофель, капуста и после бобовые. Готовьте овощные пюре сначала из одного овоща. Потом когда введёте по очереди весь ряд, начинайте их смешивать.

3.

Отличный прикорм ребенка в 6 месяцев — это гречневая каша. Она хорошо влияет на сердечно-сосудистую систему, способствует выводу токсинов и просто хорошо усваивается организмом крохи.

4.

Мясо — это очень важный момент в рационе ребенка в 6 месяцев. Мясо лучше вводить с гречневой кашей или овощным пюре. Сначала пол чайной ложки, потом увеличивайте дозу. Мясной прикорм имеет отличные, а главное заметные результаты. Младенец становиться активнее, сильнее физически.

5.

С прикормами в питание полугодовалого ребенка вводят и первые растительные масла. Лучше использовать оливковое и кунжутное масло.

6.

Весте с твёрдой пищей, в рацион питания можно начинать вводить и новую жидкость. В частности чай и компоты. Сахароза и фруктоза необходимы для развития ребёнка, и жидкость идеальный вариант для ввода этих веществ.

Примерное меню ребенка 6,5 мес: 6ч — грудное молоко, 10 ч — 10% манная каша (150 мл), желток (1/2), сок (50 мл); 14 ч — грудное молоко; 18 ч — овощное пюре (150 мл), творог (30 г), тертое яблоко (20 г); 22 ч — грудное молоко. Для сохранения лактации и облегчения пищеварения кормления грудью целесообразно чередовать с прикормом.

Перед тем как сформировать рацион питания ребенка в 6 месяцев, определитесь с диетой и исключите сразу те продукты, которые вызвали аллергию, посредством контакта через молоко матери.

Рацион питания ребенка после года

Посмотрим, каким должно быть питание детей после года.

У здоровых детей уже к концу грудного периода расширяется ассортимент блюд, пища становится более разнообразной и густой по консистенции. Со второго года жизни ее необязательно готовить для ребенка отдельно, могут быть использованы блюда с общего стола: каши, супы, пудинги, гарниры, котлеты и др. Рацион питания ребенка после года должен включать котлеты из нежирных сортов мяса на пару, а трехлетние дети могут получать мясо, нарезанное кусочками, в поджаренном виде.

Острые приправы заменяют сливочным и растительным маслом или сметаной, из питания исключают крепкий чай и натуральный кофе; в раннем возрасте противопоказаны также какао и шоколад. В состав пищи должно входить определенное количество шлаков, которые необходимы для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта.

Потребность в пищевых ингредиентах

В связи с продолжающимся интенсивным увеличением массы тела и дифференцировкой различных органов и систем ребенок нуждается в полноценной, разноообразной и сравнительно легко усвояемой пище. Относительная калорийность суточного его рациона с возрастом уменьшается (таблица).

Белки в питании детей после года

Аналогично изменяется и потребность в белке. Его количество для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5 — 4 г/кг, от 12 до 15 лет — 2 — 2,5 г/кг в сутки. Отклонения в ту или другую сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребенка. Недостаток белка в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей требует напряженной работы пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов межуточного обмена, увеличивает нагрузку на клубочковый и канальцевый аппараты почек в связи с усиленной экскрецией конечных продуктов азотистого обмена.

Дети после года нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белка, поэтому в сбалансированных пищевых рационах должен быть использован различный по аминокислотному составу белок животного и растительного происхождения. Количество животного белка в пище у детей от 1 года до 3 лет должно составлять около 75%, от 7 лет и старше — 50%.

Соотношение белка и жира в пищевом рационе детей после первого года жизни составляет приблизительно 1:1. Жирами покрывается около 40 — 50% всей калорийности питания, из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров.

Углеводы для детей всех возрастных групп обеспечивают энергетические затраты организма. Суточная потребность в них по мере роста также уменьшается с 12-14 г/кг в первые годы жизни до 10 г/кг к концу периода детства.

Потребность ребенка в минеральных веществах и витаминах обычно удовлетворяется пищевыми продуктами, если ассортимент их достаточно разнообразен.

Рацион питания ребенка после 2 лет

До 2 лет ребенок питается 4 — 5 раз в день, а после этого, как правило, 4 раза. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать определенные часы приема пищи. В промежутках между ними ребенка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного часа кормления, ему разрешается дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4 — 1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает, по мнению И. П. Павлова, выраженным сокогонным эффектом.

В течение дня важно правильно распределить пищевой рацион по калорийности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой — допустимую нагрузку на пищеварительный аппарат. Каждое кормление должно включать высококалорийные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также легкоусвояемые и содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей. У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточного калоража и состоять примерно из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе «Здоровье» с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно легкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приема пищи.

На обед ребенка после года приходится 35% общей суточной калорийности; рекомендуются супы, мясо или рыба с гарниром. На ужин и полдник (40% калорийности) включаются овощные блюда, творог, молоко, печеные изделия.

Для детей школьного возраста режим питания изменяется с учетом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Они получают дополнительный горячий завтрак в школе. Калорийность их пищевого рациона в течение дня распределяется следующим образом: первый завтрак -25%, второй — 20%, обед — 35% и ужин — 20%.

При организации рационального питания детей дошкольного и школьного возраста используются вновь созданные продукты, обогащенные белком, незаменимыми жирными кислотами, минеральными веществами и витаминами, например, творог «Здоровье», сметана «Детская», сливочное масло «Диетическое», а также обогащенные молочным белком булочки «Орленок», «Школьные» и крупы «Здоровье», «Пионерская», «Спортивная».

Режим питания дня ребенка

Эстетика питания

С конца первого года жизни следует уделять внимание внешнему оформлению процесса питания ребенка. Он должен готовиться к приему пищи: отдохнуть после бурных и подвижных игр, помыть руки. Сервировка стола и соответствующая спокойная обстановка направлены на то, чтобы вызвать положительные эмоции и интерес к еде.

С 1 года 2 мес ребенка приучают при умывании подставлять руки под струю, самостоятельно садиться на стул и задвигать его, пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки.

С 1/2 лет ребенок привыкает мыть руки перед едой, самостоятельно есть, пользоваться салфеткой. На 3-м году жизни ребенок ест опрятно, держит ложку в правой руке, а на 4-м году может пользоваться вилкой.

Как составить режим питания?

Правильный режим питания для ребенка в любом возрасте очень важен. Соблюдая промежутки времени между приемами пищи у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс, который обеспечивает ритмичную работу желудка.

Прием пищи должен быть регулярным и не зависеть от числа кормлений. В промежутках между кормлениями малышам ни в коем случае нельзя давать продукты, соки, фрукты. А особенно сладкое. Это все может привести к снижению аппетита, ребенок может отказаться от полезных блюд. В возрасте больше года питание ребенка приближается к питанию взрослого человека. В этом возрасте развивается жевательный аппарат, поэтому ребенок может справляться почти с любой пищей.

Составлять режим питания для ребенка очень важно и это требует особого подхода. При его составлении необходимо учитывать возраст ребенка, состояние здоровья и особенности развития.

У здорового малыша всегда устойчивый аппетит. Уже с рождения нужно прививать малышу правильный режим питания. Ведь точное его соблюдение способствует нормальному аппетиту.

1.

Количество приемов пищи должно быть определенным, а в ночное время ребенок должен отдыхать. Грудных детей это не касается. Кормить их необходимо в определенное время, этот процесс не должен быть быстрым или очень долгим.

2.

Пищи нужно давать столько, чтобы малыш наелся. По мере роста малыша, его рацион нужно обогащать новыми продуктами.

3.

Чтобы не нарушать аппетит ребенка избегайте отрицательных эмоций при кормлении. Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае не заставляйте его. Иногда можно пропустить прием пищи, это приводит к усилению аппетита. Если малыш и дальше продолжает отказываться от приема пищи, обратитесь к врачу.

4.

При составлении режима питания нужно учитывать, чтобы еда, богатая белками, попадала в желудок малыша в первой половине дня. На ужин лучше давать творог, картофель или овощи.

5.

Если ребенок уже учится в школе, то режим питания нужно составить с учетом его занятий. Следите за тем, чтобы дети не покупали вредные продукты, к ним относятся чипсы, гамбургеры, кока-кола, заменяйте их нормальной едой. Соблюдение всех этих правил, здорового питания и правильного режима приема пищи, являются основой нормального развития ребенка.

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА

Н.В. ДМИТРИЕВА Т.Г. ТКАЧЕНКО

Рязань, 2001

Введение

Питание оказывает основное, определяющее влияние на жиз­недеятельность организма, физическое, нервно-психическое развитие, состояние здоровья, познавательные способности восприятия.

Велико значение рационального питания детей первого года жизни, для поддержания процессов интенсивного роста, совер­шенствования всех систем жизнеобеспечения, развития интел­лекта.

Признавая важность рационального вскармливания детей, нельзя забывать о диететике беременной и кормящей женщины, главных поставщиках всех питательных веществ, необходимых для формирования здоровья плода и ребенка.

Сбалансированное питание является главным противодействи­ем и защитой против инфекционных, алиментарно-зависимых, онкологических и эндокринных заболеваний.

Наиболее трудным представляется вскармливание детей с атопическим диатезом. В связи с этим в издаваемых реко­мендациях по питанию представлены меню по вскармливанию здорового ребенка и с атопическим диатезом, угрожаемым по развитию пищевой аллергии.

Второе издание методических рекомендаций дополнено новыми сведениями о продуктах питания для кормящей женщи­ны, здорового ребенка, больного атопическим дерматитом, дис-бактериозом кишечника, диетической коррекцией срыгиваний у детей.

Данные методические рекомендации будут полезны для сту­дентов, медицинских работников и родителей.

Значение основных пищевых веществ в питании ребенка

Для обеспечения рационального питания ребенка в его раци­он должны входить все основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода в необхо­димом количестве и правильном соотношении.

Темпы роста ребенка, а следовательно и потребность в пита­тельных веществах, для обеспечения нормального развития в ран­нем возрасте выше, чем в любой другой период жизни. В то же время в этом возрасте почки, печень, кишечник еще незрелы и их способность выделять избыток питательных веществ ограничена. Следовательно, разница между потребностями рас­тущего организма и максимальной переносимостью пищи неве­лика, что требует от питания сбалансированности.

Белки являются основными структурными элементами всех клеток и тканей организма. Энергетическая ценность белка рав­на 4 ккал/г. Их нельзя заменить другими компонентами пищи, так как они содержат незаменимые аминокислоты. Наибольшей биологической ценностью обладают белки животного происхожде­ния.

Избыток белка приводит к перегрузке выделительных орга­нов, почек, что может проявиться интоксикацией, накоплением мочевины в крови, развитием уремии, субфебрилитетом, дисфун­кцией кишечника. Аллергия к белкам молока приводит к аллер­гическому дерматиту и дисфункциям ЖКГ—«кишечным коли­кам».

Потребность в белке для доношенных новорожденных состав­ляет 1,8-2 г/кг/сутки. После срочных родов молоко, содержа­щее 1,9 г белка в 100 мл, покрывает потребность ребенка в белке при нормальном объеме питания.

Для недоношенных потребность в белке выше — 3,5-4 г/ кг/сутки. Но поскольку после преждевременных родов молоко в первые две недели содержит лишь 1,7 г белка в 100 мл, то для обеспечения роста требуется дополнительное питание при огра­ниченном объеме.

В грудном периоде потребность белка составляет при:

— грудном вскармливании — 2,0-2,5 г/кг/сутки;

— смешанном — 3,0 г/кг/сутки при использовании адапти­рованных смесей, 3,5 г/кг/сутки при приеме неадаптированной смеси;

— искусственном вскармливании — 3,5 г/кг/сутки-4 г/кг /сутки.

После введения прикорма потребность в белке составляет при естественном и смешанном вскармливании 3-3,5 г/кг/сут­ки, искусственном — 3,5-4 г/кг/сутки.

Углеводы являются основным легкоусвояемым источником энергии и в их присутствии улучшается использование белков и жиров пищи. Энергетическая ценность углеводов 3,75 ккал/г. Основным углеводом молока является молочный сахар (лакто­за).

Недостаток углеводов приводит к скрытой белковой недо­статочности и нарушению развития ребенка.

Избыток углеводов в рационе ведет к гиповитаминозу b|, повышению образования жира, метеоризму.

В 10-20% случаев возможна мальабсорбция лактозы, спро­воцированная перенесенной кишечной инфекцией, гипотрофией, реже первичная.

Потребность в углеводах в течение 1-го года жизни 12-14 г/сутки, независимо от вида вскармливания и типа смеси.

Жиры входят в состав клеток организма, обеспечивают нор­мальное состояние клеточных мембран, иммунитета, выполняют роль запасного питательного, защитного и теплоизоляционного материала. Являются источником жирорастворимых витаминов и незаменимых полиненасыщенных жирных кислот. Энергети­ческая ценность жира 9 ккал/г.

Недостаток жира приводит к нарушению всех видов обмена, роста и развития ребенка, иммунитета.

Избыток жира снижает секреторную деятельность ЖКТ, спо­собствует повышенному выделению солей кальция, магния, отло­жению жира в организме.

Возможна мальабсорбция жира и жирорастворимых витаминов у недоношенных детей с низкой продукцией желчи и липазной ак­тивности при муковисцидозе, синдроме короткой толстой кишки.

Потребность в жире у детей до введения прикорма — 6,5-6, с 5 до 9 месяцев — 6-5,5, от 9 до 12 месяцев — 5,5-5 г/кг/ сутки, независимо от вида вскармливания.

Витамины — незаменимые пищевые вещества в процессах регуляции обменных процессов, развитии детей и их иммуни­тета. Основным источником витаминов являются пищевые про­дукты, и только витамины группы К, группы В могут образо­вываться в организме микрофлорой кишечника, витамин D — в коже под воздействием УФО.

Недостаток витаминов вызывает снижение противоинфек-ционной защиты, дистрофические изменения в органах, нарушение роста и развития детей, в том числе формирование аномалий развития в антенатальном периоде.

Избыток витамина D приводит к полисистемным изменениям, в том числе и нарушению функции почек, ЦНС, сердечно­сосудистой и эндокринной систем, гипервитаминоз С может спро­воцировать раннее половое созревание, глюкозурию, развитие сахарного диабета у детей с наследственной предраспо­ложенностью, микроангиопатию, образование мочевых камней, нарушение поведения, крапивницу, ангионевротический отек, раз­дражение слизистой ЖКТ. Высокие дозы фолиевой кислоты могут привести к нарушению функции канальцев почек.

Минералы участвуют во всех процессах обмена веществ, так как являются составной частью ферментов, секретов, гормонов. Начиная с 30-й недели гестации и на протяжении всего периода грудного детства основным минералом человеческого организма является кальций — 37,6%, за ним следует фосфор — 23,8%. Хлориды, натрий и калий в совокупности соответствуют уровню кальция, а магний является самой малой частью пула минералов. Метаболизм кальция, фосфора, витамина Д тесно взаимосвязан, что обеспечивает адекватное усвоение кальция, приводящее к нормальному росту костей. Для доношенных детей рекомендуется кальций 60 мг/кг/сутки, что покрывается грудным моло­ком. Для быстрорастущего недоношенного ребенка нужно 160-200 мг/кг/сутки. Однако за счет грудного молока покрывается 45 мг/кг/сутки, поэтому им необходима дотация кальция.

Потребление кальция может колебаться от 100 до 200 мг/ сутки в течение первого года жизни. Рекомендуемый ежеднев­ный прием составляет 400 мг/сутки с рождения ребенка до 6 месяцев и 800 мг/сутки с 6 до 12 месяцев. Как правило, по­требное количество кальция удовлетворяется привычным пи­танием. Главным источником кальция являются молочные про­дукты. При выборе питательной смеси для вскармливания ре­бенка первого года жизни необходимо оценить уровень кальция в 100 мл и рассчитать питание без ущерба для малыша. Для примера можно учесть, что 150 мг кальция = 125 мл молока = 1 йогурту = 100 г творога = 30 г сыра.

Железо играет важнейшую роль в развитии ребенка, при его недостатке происходит отставание в умственном и психо­моторном развитии. Грудное вскармливание лучше обеспечива­ет железом, чем неадаптированные смеси. Дефицит железа вы­является в период с 4-го по 12-й месяцы.

Избыток железа приводит к гемосидерозу.

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *