«Согласовано» «Утверждаю» Председатель Управляющего Совета Директор МОУ «Малинская МОУ «Малинская средняя средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» Ступинского муниципального района _______________ ______________ Протокол №___от «___» _____2011 г Приказ №_____ от «___» _____2011 г. . |
Программа
«Здоровое питание – здоровые дети»
по совершенствованию качества организации школьного питания
на годы
Паспорт
программы «Здоровое питание – здоровые дети»
на годы
Наименование Программы |
Содержание Программа «Здоровое питание – здоровые дети» по совершенствованию качества организации школьного питания. |
Основание для разработки Программы |
§ Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 000-1 «Об образовании». § Закон Московской области № 41/2009-ОЗ «Об образовании». § Положение об организации питания учащихся в МОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа». |
Разработчики Программы |
Администрация МОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа» Ступинского муниципального района |
Цель Программы |
Создание условий для обеспечения школьников рациональным питанием в целях сохранения и укрепления их здоровья и профилактики заболеваний. |
Задачи Программы |
1. Совершенствовать существующую систему организации питания, развитие механизмов координации и контроля в системе школьного питания в образовательном учреждении. 2. Укреплять материально-техническую базу школьной столовой. 3. Переоснастить высокотехнологичным оборудованием пищеблок школьной столовой. 4. Обеспечить учащихся школы полноценным сбалансированным питанием с целью снижения заболеваемости. 5. Увеличить охват учащихся всеми видами питания. 6. Формировать культуру и навыки здорового питания учащихся и их родителей. 7. Развивать систему мониторинга состояния здоровья обучающихся. 8. Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании. 9. Использовать разные формы и методики организации питания. |
Сроки реализации Программы |
гг. |
Исполнители Программы |
Администрация, педагогический, ученический коллектив МОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа», родительская общественность. Ступинское райпо. |
Объемы и источники финансирования |
Источниками финансирования Программы являются средства муниципального бюджета и внебюджетные средства. |
Ожидаемые результаты |
1. Организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков с учетом их возрастных особенностей. 2. Улучшение качества питания школьников и обеспечение его безопасности. 3. Развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся. 4. Оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся. 5. Увеличение количества детей, получающих горячее питание в школьной столовой до 100%. 6. Активизация системы мониторинга школьного питания. 7. Повышение уровня знаний родителей и учащихся школы по вопросам здорового питания, здорового образа жизни и предупреждения заболеваемости. 8. Оснащение новым технологическим оборудованием школьного пищеблока. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением Программы «Здоровое питание — здоровые дети» осуществляет Управление образования администрации Ступинского муниципального района. По итогам каждого года реализации программы представляется Публичный отчет. |
Куда направляется данная версия Программы |
Направляется на конкурс муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы по совершенствованию организации питания обучающихся |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
1. Информационная справка о школе………………………………… стр. 6-7
2. Актуальность Программы ………………………………………… стр. 7-9
3. Анализ состояния школьного питания …………………. ………… стр. 9
3.1. Материально-техническая база…………………………………….. стр. 10
3.2. Режим работы……………………………………………………….. стр. 10-11
3.3. Обеспечение льготным питанием…………………………………. стр. 11
3.4. Характеристика существующей организации горячего
школьного питания ………………………………………………… стр. 11-12
3.5. Работа школьных комиссий по контролю за качеством
и организацией питания …………………………………………… стр. 12
3.6. Мероприятия по формированию знаний о здоровом питании
среди учащихся и родителей……………………………………….. стр. 12-15
3.7. Состояние здоровья обучающихся ………………………………… стр. 15-17
4. Проблемы в организации питания ………………………………… стр. 17
Раздел П
1. Цели и задачи Программы ……………………………………………стр. 17
2. Сроки этапы реализации Программы ……………………………….стр. 18
3. Ресурсное обеспечение Программы…………………………………. стр. 18
4. Система контроля за реализацией Программы ………………………стр. 18
5. Ожидаемые результаты реализации Программы ……………………стр. 18
6. Оценка эффективности реализации Программы…………………….стр. 19
7. Основные направления реализации Программы …………………….стр. 19
8. План мероприятий по реализации Программы
«Здоровое питание — здоровые дети» на ……………………стр. 19-24
9. Риски и стратегия их устранения ………………………………………стр. 24
Раздел Ш
1. Заключение ………………………………………………………………стр. 24-25
2. Приложение Перспективное 10-дневное меню……………………стр. 26-27
Раздел I.
1. Информационная справка о школе.
Адрес: Московская область Ступинский
район, поселок Малино, ул.
Телефоны: (8-2, (8-2,
E-mail: malino_school@mail.ru
Сайт: *****
МОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа» находится в тридцати километрах от районного центра г. Ступино. В поселке Малино проживает 2792 человека. Из них: пенсионеры – 30%, трудоспособного населения – 54%, безработные – 16%.
В посёлке Малино два детских сада, с которыми мы осуществляем преемственность в воспитании и обучении детей.
В радиусе 3-17 километров находятся пять сельских школ с количеством учащихся от 70 до 120 человек. Некоторые дети этих школ переходят в Малинскую СОШ в связи с тем, что школа имеет конкурентные преимущества.
МОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа» открыта в 1972 году.
Школа относится к типовым общеобразовательным учреждениям. Общая площадь учреждения .0 кв. м.
Количество кабинетов — 25. Актовый зал на 80 посадочных мест. Столярно-слесарная мастерская, спортивный зал, столовая на 100 мест, пищеблок; библиотека и читальный зал, музей, медицинский кабинет и кабинет психолога. На территории школы – хоккейная площадка, футбольное поле, спортивный городок волейбольная и баскетбольная площадки.
В школе — 408 обучающихся из 312 семей.
Это учащиеся из посёлка Малино, войсковой части Харино, д. Дубнево, сел: Алфимово, Березнецово, Карпово, Савельево, Больше-Алексеевское, Аксиньино, Сотниково.
Скомплектовано 18 классов.
Ступени образования |
Кол-во классов |
Кол-во учащихся |
Начальная школа |
||
Основная школа |
||
Средняя школа |
||
Всего |
Численность учащихся на протяжении последних лет стабильна:
1 – 4 классы — обучаются по пятидневной учебной неделе
5-11 классы — по шестидневной учебной неделе.
Школа работает в две смены: 1 смена – 15 классов
2 смена — 3 класса и 2 группы продленного дня.
Продолжительность урока в 1-х классах – 35 минут -1-2 четверть, 45 минут -3-4 четверти
Во 2-11 классах – 45 минут.
Среднее количество уроков в день: в 1-4-х классах – 4, в 5-11 классах – 5-7 уроков.
Во второй половине дня в школе работают кружки, спортивные секции, элективные курсы, дополнительные занятия, проводятся общешкольные и районные мероприятия.
2. Актуальность Программы
В настоящее время сложилась достаточно сложная ситуация с обеспечением школьников горячим питанием, а ведь именно школьное питание является «первичным звеном» в цепочке проблем российского общественного здоровья.
Поэтому организация школьного питания — стратегическое направление в деятельности Правительства Российской Федерации.
В направлении «Развитие школьной инфраструктуры» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» подчёркивается, что «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь».
В последние годы в нашей стране, согласно данным Российской Академии Медицинских Наук было установлено, что ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками 70-х годов ХХ века связано с вполне конкретными и четко выявленными причинами. В комплексе с увеличением объема образовательных нагрузок, интенсификацией процесса обучения, причиной менее адекватного реагирования и более выраженного утомления школьников на образовательные нагрузки является нарушение питания детей и подростков.
Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. В настоящее время повсеместно продолжает возрастать число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением правил рационального питания.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболевания, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создаёт условия для адаптации детей к окружающей среде.
Значение рационального питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки. Современные учебные программы очень насыщены. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома.
Учащиеся должны ежедневно получать необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, различные минеральные вещества, фрукты и овощи.
Рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и способствует повышению успеваемости.
Обучающиеся проводят в школе большую часть времени, значит, они должны получать в школе полноценные завтрак и обед.
Рекомендуемый суточный набор продуктов для школьников (г, мл)
Продукты |
Возраст (лет) |
|||
7-10 |
11-13 |
14-17 |
||
юноши |
девушки |
|||
Хлеб пшеничный |
||||
Хлеб ржаной |
||||
Мука пшеничная |
||||
Крупа, бобовые, макаронные изделия |
||||
Картофель |
||||
Овощи разные |
||||
Фрукты свежие |
150-300 |
150-300 |
150-500 |
150-500 |
Фрукты сухие |
||||
Сахар |
||||
Кондитерские изделия |
||||
Масло сливочное |
||||
Масло растительное |
||||
Яйцо, шт. |
||||
Молоко |
||||
Творог |
||||
Сметана |
||||
Сыр |
||||
Мясо |
||||
Рыба |
Суточная потребность детей и подростков в килокалориях
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
ПРОГРАММА ШКОЛЫ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
«Приятного аппетита»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование Программы |
Программа «Приятного аппетита» на период с 2016 по 2020 гг. |
2. Основание для разработки Программы |
Конвенция о правах ребенка. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» Постановление главного санитарного врача РФ от 31.09.2006 года №30 «Об организации питания учащихся в ОУ» |
3. Разработчики Программы |
Администрация МБОУ «Благословенская СОШ» |
4. Цель Программы |
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания школьников, увеличение охвата учащихся горячим питанием. |
5. Основные задачи Программы |
обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; обеспечение доступности школьного питания; гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании; предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями; пропаганда принципов здорового и полноценного питания; организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания. |
6. Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в период 2016 — 2020 гг. в три этапа: I этап – организационный: организационные мероприятия; разработка и написание программы. II этап – 2016 – 2020 г: реализация программы III этап – 2020 г.: обобщающий систематизация накопительного опыта, подведение итогов и анализ реализации программы. |
7. Объемы и источники финансирования |
Средства Федерального бюджета Средства Регионального бюджета Средства бюджета муниципального образования Родительские средства Другие источники |
8. Ожидаемые результаты реализации Программы |
наличие пакета документов по организации школьного питания; обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; обеспечение доступности школьного питания; обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании; отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями; сохранение и укрепление здоровья школьников; увеличение охвата горячим питанием школьников, и доведение его до 100%; улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния школьной столовой; |
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Обоснование необходимости реализации Программы:
Программа по совершенствованию организации здорового питания «Приятного аппетита» вызвана необходимостью создания условий в МБОУ «Благословенская СОШ» учреждении, обеспечивающих развитие культуры здоровья учащихся и вызвана следующими причинами:
· Необходимостью формирования здорового образа жизни учащегося с детского возраста (здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью);
· Физиологическими сенситивными особенностями в развитии человеческого организма.
В связи с этим рациональное питание учащихся является одним из условий создания здоровьесберегающей среды. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание.
Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация МБОУ «Благословенская СОШ» сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Школьного питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени учащиеся проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Очень важно, чтобы школы стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В связи с этим в школе разработана программа организации развития питания школьников Школа здорового питания-«Приятного аппетита»
Таблица 1.
«Характеристика контингента учащихся и их семей»
2016-2017 учебный год
Категория семьи:
Многодетные: 13 семей (45 детей)
Малообеспеченные: 5 семей (18 детей)
Неполные: 12 семей (17 детей)
Семей социального риска: 4 семьи (15 детей)
Опекаемые: 2 семья (2 ребенок). (Приложение №26 Социальный паспорт.)
Цель программы:
Создать условия для обеспечения здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Задачи программы:
— Обеспечить соответствие школьного питания детей установленным нормам и стандартам, региональным, экологическим, социальным и культурным особенностям.
Обеспечить сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания по всем пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи.
— Обеспечить 100% учащихся школьным питанием.
— Привести материально-техническую базу школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.
— Организовать просветительскую и образовательно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания среди участников образовательных отношений.
Ресурсы, которыми располагает общеобразовательное учреждение для эффективного решения поставленных задач:
Практика организации питания в нашей школе убедила нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность обеспечения на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность. С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.
Школьная столовая укомплектована бригадой. Бригада состоит из шеф повара и повара. Все сотрудники имеют специальное профессиональное образование. Сотрудники получают повышение квалификации раз в пять лет, гигиеническое обучение – один раз в два года.
В столовой МБОУ «Благословенская СОШ» выполняются все санитарно – эпидемиологические требования к организации питания учащихся в школе. Столовая укомплектована необходимым оборудованием.
Таблица 2
«Перечень столового оборудования»
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1. |
Шкаф холодильный ШН-0,5 |
|
2. |
Машина протирочная МП350-01 |
|
3. |
Шкаф холодильный «Копри» -0,5 СК |
2 |
4. |
Стеллаж с 4-мя полками для тарелок |
|
5. |
Ванна моечная трехсекционная |
1 |
6. |
Шкаф жарочный ШЖ-9 двухсекционный |
2 |
7. |
Мясорубка ТМ-32М |
1 |
8. |
Шкаф холодильный ШХ-8 (для оовощей) — |
|
9. |
Холодильник « Орск-408 |
1 |
10. |
Электросковорода СЭСМ |
1 |
11. |
Морозильная камера « Орск-115» |
1 |
12. |
Плита электрическая ЭП-4 ЖШГ |
1 |
13. |
Жарочный шкаф |
1 |
14. |
Кухонные приборы для питания (ложки, вилки,тарелки) |
155 |
16. |
Стол кухонный метал. |
5 |
17. |
Стеллаж металлический |
1 |
18. |
Весы для контрольного блюда |
1 |
19. |
Мармит для вторых блюд |
1 |
22. |
Водонагреватель «Deloni» |
1 |
23. |
Стол обеденный |
8 |
24. |
Лавочки |
16 |
25. |
Весы для сырой продукции |
1 |
26. |
Миксер |
1 |
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией. Перед входом в помещение столовой для мытья рук, учащимся организовано специальное место, оборудованное раковинами.
В школе оформлен стенд по организации питания и здоровому образу жизни.
Сроки реализации Программы.
Для совершенствования организации школьного питания в школе разработана программа школы здорового питания «Приятного аппетита» на 2016 – 2020 г. г.
Программа реализуется в период 2016 — 2020 гг. в три этапа:
I этап – организационный: организационные мероприятия;
разработка и написание программы: август 2016г
II этап – 2016 – 2020 г: реализация программы
III этап – 2020 г.: обобщающий систематизация накопительного опыта, подведение итогов и анализ реализации программы.
Перечень и описание программных мероприятий по совершенствованию организации питания.
Школа располагает столовой на 47 посадочных мест. Время завтраков и обедов учащихся установлено расписанием, которое соответствует определенной учебной нагрузке.
Таблица 3
«График питания»
п/п |
Перемена |
Время |
Классы /ГПД |
1 |
2 (горячий завтрак) |
10.10 – 10.30 |
1,2 |
2 |
3(горячий завтрак) |
11.15 – 11.35 |
3,4,5,6,7,8,9,10,11 |
3 |
Обед |
14.10 |
ГПД,кадетский класс |
4 |
Полдник |
16.00 |
ГПД,кадетский класс |
Организовано ежедневное дежурство учащихся 5 – 11 классов согласно графику. На каждой перемене в столовой дежурит учитель, который смотрит за порядком в зале, оказывает посильную помощь в организации горячего питания.
В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.
Проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с обслуживающим персоналом столовой. Так, по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», проведенное в 2016 году 85% старшеклассников и 99% учащихся начальных классов покидают столовую с хорошим настроением. Регулярно, на общешкольном родительском собрании, ответственная за питание учащихся, Попова В.И.(завхоз) информирует родителей об организации горячего питания в школе. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос — удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? – 85% родителей дали положительный ответ. А на вопрос — удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 80% родителей ответили «Да».
Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье (праздники, беседы, классных часы, родительские собрания, семинары, конкусы рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Выполнение программы Школа здорового питания «Приятного аппетита»позволит школе достигнуть следующих результатов:
— Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
— Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
— Продолжить формировать навыки здорового питания у учащихся и их родителей;
— Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
— Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок;
— Совершенствовать разработанную систему мониторингасостояния здоровья учащихся;
— Оказывать социальную поддержку отдельным категориям учащихся.
— В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:
— улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшение репродуктивного здоровья;
— снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
— рост учебного потенциала детей и подростков;
— улучшение успеваемости школьников;
— повышение их общего культурного уровня.
Система организации контроля за исполнением Программы.
Шеф- повар, повар столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.
Есть обеденный на 46 посадочных мест.
Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется лабораторией производственного контроля ФБУЗ «Центра гигиены и эпидимиологии в Оренбургской области» (договор №4238)
В школе ведутся журналы:
— санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе;
— журнал учета температурного режима холодильного оборудования
— журнал бракеража готовой пищевой продукции;
— журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
— журнал контроля за рационом питания;
— журнал здоровья.
За качеством питания постоянно следит комиссия, в ее составе учителя, обязательно член первичной профсоюзной организации. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика школы.
Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Используется двухнедельное цикличное меню в соответствии с нормами
СанПиН, утвержденное управлением Роспотребнадзора.
Таблица 4
«План мероприятий программы»
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
||||
1 |
Организация питания школьников в школьной столовой. |
В течение учебного года |
Директор школы, Зав. Столовой. |
|||||
2 |
Систематически вести контроль за санитарным состоянием обеденного зала. |
Ежелневно |
Мед.работник, зав. столовой |
|||||
3 |
Работа по привитию культурно- гигиенических навыков (работа с учащимися, родителями) |
В течение учебного года |
Классные руководители, |
|||||
4 |
Родительское собрание «Оптимальное питание – основа здорового детства» |
Октябрь |
1 – 11 классы |
Зам. директора по УВР, медсестра, классные руководители . |
||||
5 |
Оформление стенда, оформление информации на школьном сайте |
Сентябрь — октябрь |
Зам. директора по ВР, ответственный за организацию школьного питания |
|||||
6 |
Проведение анкетирования, мониторинговых исследований по вопросам здорового питания, работы школьной столовой |
В течение учебного года |
1 – 11 классы |
Ответственные за организацию школьного питания, классные |
||||
руководители |
||||||||
7 |
Классный час «Разговор о правильном питании » |
Сентябрь |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
||||
8 |
Подготовка памяток для родителей «Организация правильного питания в семье», |
Октябрь |
1 – 8 классы |
Мед.работник, классные руководители |
||||
9 |
Классный час «Что мы едим» |
Октябрь |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
||||
10 |
Акция «Мы за здоровый образ жизни»; — конкурс рисунков «Я за здоровое питание» — конкурс плакатов Питание – для здоровья!» — викторина «Огород» ; — игра «Всем, кто хочет быть здоров» |
1 – 4 классы 5 – 8 классы 5-е классы 2-е классы |
ноябрь |
Классные руководители, педагоги- организаторы. |
||||
11 |
Классный час «Хлеб — драгоценность, им не сори |
ноябрь |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
||||
12 |
Родительские собрания Еда, как друг и враг», |
Декабрь |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
||||
13 |
Классный час ««Страна Витаминия» |
Декабрь |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
||||
14 |
Анкетирование «Правильно ли питаются Ваши дети?» |
Январь |
1 – 11 классы |
Педагог-психолог |
15 |
Праздник «Сладкоежка» |
Январь |
2 – 3 классы |
Кл.руководители |
16 |
Классный час «Спорт, здоровье и питание» |
февраль |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
17 |
Родительское собрание «Роль питания в укреплении здоровья детей в современных экологических условиях» |
март |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
18 |
Классный час ««Вкусные традиции моей семьи» |
март |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
19 |
конкурс «Мой Самый здоровый класс» |
апрель |
1 – 11 классы |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
20 |
Классный час », «Хорошие пищевые привычки» |
Май |
1 – 11 классы |
Классные руководители |
21 |
Контроль за деятельностью школы по вопросам организации питания учащихся, соблюдения СанПиН |
В течение учебного года |
Директор школы |
План реализации Программы школы здорового питания
«Приятного аппетита!»
№ |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
||||
I. Организационно – аналитическая деятельность, информационное обеспечение |
|||||||
1. |
Издание приказов по организации питания на 2016-2017 учебный год |
Август-сентябрь |
Ермошкина Н.А. Синянская Е.А |
||||
2. |
Разработка плана работы по организации питания МБОУ «Благословенская СОШ» на 2016-2017 учебный год |
Август-сентябрь |
Ермошкина Н.А. Синянская Е.А |
||||
3. |
Заседание совета по питанию |
1 раз в месяц |
Ермошкина Н.А. |
||||
4. |
Контроль за состоянием и функционированием технологического оборудования |
ежедневно |
Шеф- повара Морозова Н.П. Демисинова А.К. |
||||
5. |
Приобретение спецодежды для поваров |
Ноябрь-декабрь 2016 года |
Попова В.И. Квасова О.А. |
||||
6. |
Разработка нормативно-методической документации для организации контроля за питанием детей |
сентябрь |
Совет по питанию |
||||
7. |
Замена посуды для пищеблока: кастрюли, тазы, ножи, доски. Приобретение ведер для отходов. |
В течение года |
Ермошкина Н.А. |
||||
8. |
Своевременная замена колотой посуды. |
По мере необходимости |
Попова В.И. Квасова О.А. |
||||
9. |
Утверждение и апробирование новых технологических карт |
по мере необходимости |
Синянская Е.А. |
||||
10. |
Приобретение скатертей для групп. |
март |
Синянская Е.А. |
||||
II. Работа по воспитанию культуры питания среди родителей |
|||||||
1. |
Информирование родителей об ассортименте питания детей (меню на сегодня). |
ежедневно |
Попова В.И. Квасова О.А. |
||||
2. |
Индивидуальное консультирование родителей детей с плохим аппетитом. |
по мере необходимости |
Классные руководители воспитатели групп |
||||
3. |
Консультирование по вопросам организации питания детей в семье через уголки для родителей |
1 раз в месяц |
воспитатели групп |
||||
4. |
Оформление стенда «Приятного аппетита» |
октябрь |
Бугаева А.И. |
||||
5. |
Фотовыставка «Питание и воспитание» |
ноябрь |
воспитатели групп |
||||
6. |
Выпуск газеты «Поговорим о правильном питании» |
январь |
Пресс-центр «Золотое перышко» воспитатели групп |
||||
7. |
Родительские собрания «Питание – основа здоровья детей» |
январь |
Классные руководители воспитатели групп |
||||
III.Работа с кадрами |
|||||||
1. |
Проверка знаний СанПиНов поваров. |
Сентябрь |
Попова В.И. |
||||
2. |
Консультация для младших воспитателей на тему: «Организация процесса питания». |
Октябрь |
Верхова С.Ю. |
||||
3. |
Оперативный контроль «Привитие культурно — гигиенических навыков». |
Ноябрь |
Винник А.В. |
||||
4. |
Производственное совещание: 1. «Роль младшего воспитателя в организации питания детей» 2. «Отчет комиссии по контролю за организацией питания детей в группах» |
декабрь |
Сяткина О.Н. Павлова А.А. |
||||
5. |
Плановая проверка «Состояние работы по организации питания детей». |
февраль |
Синянская Е.А. |
||||
6. |
Рабочие совещания по итогам проверки групп |
1 раз в месяц |
|||||
7. |
Педагогический совет «Организация питания воспитанников в ДОУ». |
16.03.2016 г. |
Синянская Е.А. |
||||
2. |
Выставка детского творчества из соленого теста «Мы лепили и катали, в печке русской выпекали». |
Октябрь |
воспитатели групп |
||||
3. |
Коллаж «Приглашаем к столу» |
ноябрь |
воспитатели групп |
||||
4. |
Экскурсия детей на пищеблок. |
ноябрь |
воспитатели групп |
||||
5. |
Праздник «Путешествие в страну полезных продуктов» |
декабрь |
воспитатели групп |
||||
6. |
Изготовление атрибутов из соленого теста для сюжетно-ролевой игры «Магазин продуктов» |
январь |
воспитатели групп |
||||
7. |
Коллаж «Что такое хорошо, и что такое плохо» |
февраль |
воспитатели групп |
||||
8. |
Создание центров этикета в группах |
март |
воспитатели групп |
||||
9. |
Выставка детского творчества из круп «Мы фантазеры» |
апрель |
воспитатели групп |
||||
10. |
Изготовление макета «Живые витаминки» |
май |
воспитатели групп |
||||
IV.Контроль за организацией питания |
|||||||
1. |
Осуществление осмотра при поступлении каждой партии продукции |
ежедневно |
Попова В.И. |
||||
2. |
Соблюдение правил хранения и товарного соседства |
ежедневно |
Попова В.И. |
||||
3. |
Контроль за санитарным состоянием рабочего места |
ежедневно |
Попова В.И. |
||||
4. |
Соблюдение санитарных требований к отпуску готовой продукции |
ежедневно |
Попова В.И. |
||||
5. |
Соблюдение и выполнение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания |
ежедневно |
Попова В.И. Синянская Е.А. |
||||
6. |
Соблюдение технологических инструкций |
ежедневно |
Попова В.И. |
||||
7. |
Снятие суточной пробы и отбор для хранения |
ежедневно |
Морозова Н.П. Демисинова А.К. |
||||
8. |
Обеспечение С-витаминизации и йодирования рациона питания. |
Ежедневно |
Морозова Н.П. Демисинова А.К. |
||||
9. |
Осуществление контроля качества продукции, наличия товаросопроводительных документов, ведение учётно-отчётной документации |
постоянно |
Попова В.И. Квасова О.А.. |
||||
10. |
Контроль за закладкой продуктов на пищеблоке |
ежедневно |
Комиссия по питанию |
||||
11. |
Осуществление входного контроля за условиями транспортировки продуктов питания от поставщиков |
по мере привоза продуктов |
Попова В.И. |
||||
12. |
Контроль за организацией процесса кормления в группах |
систематически |
Комиссия по питанию |
||||
13. |
Контрольные взвешивания порций на группах |
по мере необходимости |
Комиссия по питанию |
||||
14. |
Соблюдение инструкций выполнения технологических процессов на пищеблоке |
постоянно |
Попова В.И. |
||||
15. |
Соблюдение графика выдачи готовой продукции на группе |
ежедневно |
Комиссия по питанию |
||||
16. |
Контроль за состоянием уборочного и разделочного инвентаря на пищеблоке. |
1 раз в месяц |
Санитарная комиссия |
||||
17. |
Контроль за температурным режимом в холодильных установках. |
ежедневно |
Попова В.И.. |
||||
18. |
Снятие остатков продуктов питания на складе |
1 раз в месяц |
Попова В.И.. |
||||
19. |
Анализ выполнения натуральных норм питания |
1 раз в месяц |
Совет по питанию |
||||
V.Работа с поставщиками |
|||||||
1. |
Заключение договора на поставку продуктов. |
1 раз в квартал |
Попова В.И.. |
||||
2. |
Подача заявок на продукты. |
2 раза в неделю |
Попова В.И.. |
||||
3. |
Постоянный контроль за качеством поставляемых продуктов. |
По мере поступления |
Совет по питанию |
||||
VI. Работа по воспитанию культуры питания среди учащихся, дошкольников. Единые классные часы. |
|||||||
1 |
Если хочешь быть здоров! |
октябрь |
|||||
Самые полезные продукты |
ноябрь |
||||||
2 |
Из чего варят кашу. Роль завтрака в здоровье человека. |
декабрь |
|||||
3 |
«Плох обед ,если хлеба нет!» |
февраль |
|||||
4 |
Время есть булочки. Роль полдника в здоровье человека. |
март |
|||||
5 |
Пора ужинать! |
апрель |
|||||
6 |
Как утолить жажду? |
май |
|||||
7 |
Выпуск информационно-наглядных агитаций о здоровом питании. |
1 раз в четверть |
|||||
План работы бракеражной комиссии на 2016/2017 учебный год
МБОУ «Благословенская СОШ»
Мероприятия в детском саду |
Сроки |
Ответственный |
Проведение организационных совещаний |
15.10.2016 г |
Председатель комиссии |
Отслеживание качества готовых блюд |
Ежедневно |
Члены комиссии: Синянская Е.А. Квасова О.А. Морозова Н.П. Демисинова О.С. |
Отслеживание составления меню в соответствии с нормами и калорийностью блюд |
Ежеквартально: |
Члены комиссии: Синянская Е.А. Квасова О.А. Морозова Н.П. Демисинова О.С. |
Контроль сроков реализации продуктов |
1 раз в месяц (15-16 число) |
Члены комиссии: Синянская Е.А. Квасова О.А. Морозова Н.П. Демисинова О.С. |
Отслеживание технологии приготовления, закладки продуктов, выхода блюд |
1–2 раза в неделю |
Члены комиссии: Синянская Е.А. Квасова О.А. Морозова Н.П. Демисинова О.С. |
Контроль санитарно-гигиенического состояния пищеблока |
Ежедневно |
Члены комиссии: Синянская Е.А. Квасова О.А. Демисинова О.С. Председатель комиссии: Медицинский работник: |
Разъяснительная работа с педагогами |
3 раза в год: |
Председатель комиссии: Медицинский работник: |
Работа с родителями (на общих родительских собраниях) |
2 раза в год: |
Председатель комиссии: |
Отчет на Совете школы Отчет на Совете ДОУ о проделанной работе комиссии |
Декабрь, май |
Председатель комиссии: |
Мониторинг организации здорового питания обучающихся
МБОУ «Благословенская СОШ»
Название мероприятия |
Форма проведения |
Сроки |
Изучение уровня владения основами здорового питания |
Мониторинговое исследование |
Октябрь май |
Качество системы школьного питания (школьный уровень) |
Мониторинговое исследование |
Февраль-март Март-май |
Мнение участников образовательного процесса о качестве школьного питания. |
Социологическое исследование |
Декабрь Май |
«Ваши предложения на новый учебный год по развитию школьного питания» |
Анкетирование родителей Анкетирование учащихся |
Апрель-май |
Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.
1. Задачи администрации школы:
Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;
— Контроль качества питания;
— Контроль обеспечения порядка в столовой;
— Контроль культуры принятия пищи;
— Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи;
— Контроль расходования средств на питание в школьной столовой.
2. Обязанности работников столовой:
— Составление рационального питания на день и перспективного меню
— Включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод;
— Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи;
— Использование современных технологии приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.
3. Обязанности классных руководителей:
— Проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;
— Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;
— Проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье; Организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.
4. Обязанности родителей:
— Прививать навыки культуры питания в семье;
— Выполнять рекомендации классных руководителей и медработников по питанию в семье.
5. Обязанности учащихся:
— Соблюдать правила культуры приема пищи;
— Дежурить по столовой;
— Принимать участие в выпуске тематических газет
Ожидаемые конечные результаты программы:
— сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
— повышение приоритета здорового питания;
— повышение мотивации к здоровому образу жизни;
— поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;
— улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи;
— повышение качества и безопасности питания учащихся;
— обеспечение всех обучающихся питанием;
— обеспечение льготным питанием детей из социально-незащищенных семей.
Заключение
Содержание программы позволяет осуществить связь со всеми предметами, изучаемыми в школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием); окружающим миром; литературным чтением, ИЗО (рисунки, роспись посуды), технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей) и дргих. Формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии.
Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.
Учитывая тот факт, что дети и подростки первую половину дня находятся в школе и питание в школе должно составлять 60% — 70% ежедневного рациона учащихся, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.
Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.
Приложение № 1
к программе «Приятного аппетита»
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы».
2 или 3 команды должны разложить продукты (названия которых написаны на карточках, или нарисованы) на 3 стола, покрытые скатертями трех цветов:
зеленой (продукты ежедневного рациона);
желтой (полезные продукты, используемые достаточно часто);
красной (продукты, присутствующие на столе изредка).
Победителем становится команда, первой выполнившая задание правильно.
Динамическая игра «Поезд»
Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.
Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный (непривычный).
Нет вагонов, нет колес,
В нем: капуста, мед, овес,
Лук, петрушка и укроп…
Остановка!
Поезд, стоп!
Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок).
Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками продуктов, которые можно есть лишь изредка.
Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками полезных продуктов, которые не следует есть каждый день.
В составе поезда остаются самые полезные продукты. Каждый ученик рассказывает, чем полезен продукт, изображенный на рисунке.
«Помоги Кубику или Бусинке»
На столе 4 карточки, на которых написаны блюда для завтрака, обеда, полдника и ужина. Задание: положите карточки к тем часам, на которых указано время этого приема пищи.
Доскажи пословицу
Каждая пословица написана на 2-х карточках, надо найти правильное продолжение. Кто не умерен в еде — (враг себе)
Хочешь есть калачи — (не сиди на печи)
Когда я ем — (я глух и нем)
Снег на полях — (хлеб в закромах).
Игра «Знатоки»
На столе раскладываются различные колоски. В блюдцах — крупы. Ребятам предлагается по виду колоса определить название растения (пшеница, гречиха, овес…), а затем найти в блюдцах соответствующую крупу и тоже назвать ее (манная, гречневая, овсяная). Следует обратить внимание ребят на форму крупы, ее размеры, цвет.
Конкурс «Самая вкусная и полезная каша»
С помощью работников столовой или родителей педагог подготавливает несколько тарелочек с разными видами каш. Рядом располагаются блюдца с добавками: семечки, сухофрукты, варенье и т. п.
Команды учащихся должны с помощью добавок «придумать» свою кашу и дать ей оригинальное название. Жюри (в него могут войти родители, старшеклассники) определяют победителя.
В ходе конкурса учитель обращает внимание на соблюдение ребятами правил личной гигиены (вымытые руки, использование «личной» ложки, дегустация не из общей тарелки, а из отдельного блюдца или розетки), а также правил этикета. Все это также может оцениваться жюри.
Игра «Поварята»
В блюдцах насыпаны вперемешку крупы — рисовая, гречневая, пшенная. Задание «поварятам» отделить крупы друг от друга и разложить по отдельным кастрюлям. Победителем станет тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
Венок из пословиц
Педагог заранее готовит макет венка из колосков и отдельные колоски. Детям предлагается вспомнить и назвать все пословицы о хлебе. После каждой названной пословицы педагог вплетает в венок новый колосок. После окончания игры венок может украсить класс.
Хлебушко — пирогу дедушка.
Без печки холодно — без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба — нет обеда.
Много снега — много хлеба.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Хлеб на стол — и стол престол.
Хлеб — батюшка-кормилец.
Без хлеба несытно, без него и у воды жить худо.
Хлеб — всему голова.
Все приедается, а хлеб — нет.
Приложение № 2
к Программе «Приятного аппетита»
Питайтесь правильно и будьте здоровы!
2. Анкета для школьников
«Завтракал ли ты?»
вопрос |
ответ |
Что ты ел сегодня на завтрак? |
|
Считаешь ли ты завтрак необходимым? |
|
Твои любимые овощи? |
|
Какие овощи ты не ешь? |
|
Сколько раз в день ты ешь овощи? |
|
Любишь ли ты фрукты? |
|
Твои любимые фрукты? |
|
Сколько раз в день ты ешь фрукты? |
|
Что ты ешь чаще всего между основными приемами пищи? |
|
Считаешь ли ты продукты, которые употребляешь полезными для себя? |
|
Считаешь ли ты, что твой вес — нормальный — избыточный — недостаточный |
Анкета для школьников
«Чем я питался сегодня?»
фрукты и овощи |
хлеб и крупяные изделия |
мясо |
молоко |
прочее |
|
завтрак |
|||||
обед |
|||||
ужин |
|||||
легкие закуски |
|||||
прочие продукты |
Анкета для родителей
1. Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?
2. Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?
3. Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи в школьной столовой? Ваши предложения
Рецепты низкокалорийных блюд с указанием калорий
Само понятие «низкокалорийные блюда» говорит…
Сколько калорий в курице
В связи с тем, что многие люди любят куриное…
Диета и примерное меню на 1200 калорий в день на неделю
Меню на 1200 калорий не неделю позволяет…
Диета доктора Борменталя: похудеть просто
Популярная диета доктора Борменталя к самому…
Рецепты овощных диетических салатов для похудения
При приготовлении диетических салатов…
Диета на 1500 калорий: меню на неделю
Похудение без особых ограничений в питании…
Диетические меню для похудения на неделю для диеты на 1100 калорий в день
Предлагаемое диетическое меню на неделю…
Эффективная диета на 2 недели
В отличие от кратковременной диеты, которая…
Диетические мясные рецепты блюд белковой диеты
Диетические мясные рецепт отличаются тем,…
Диетические рецепты блюд из овощей для похудения
Овощные диетические блюда — это основа…
Диета на 1300 калорий в день: примерное меню на 12 дней
Диета на 1300 калорий в день позволяет уменьшить…
Белковые рецепты и диетические куриные блюда из птицы
Правильно приготовить блюда из птицы рецепты…
Питание для детей располагает своими особенностями и сложностями.
Особенности детского питания
При планировании рациона питания ребенка нужно учитывать определенные особенности детского организма. Какие из них — рассмотрим далее.
Рост организма ребенка
Главное отличие детского питания – это рост организма ребенка. То есть малыш нуждается в большем количестве белков, нежели взрослый. Зная об этом, многие взрослые совершают ошибку, делая акцент на создании высокобелкового рациона, хотя даже обычная белковая пища, потребляемая взрослыми, содержит больше белка, чем грудное молоко.
Высокая подвижность
Еще одна особенность детского питания – дети очень подвижны в отличие от взрослых. Большая подвижность организма ребенка способствует нормализации обмена. Если насильственно ограничивать детей в движениях, это спровоцирует недостаточную секрецию гормонов роста, заболевания и как итог – отставание в развитии.
О потреблении сладостей
Из-за высокой интенсивности обмена дети в отличие от взрослых способны поглощать значительно больше сладостей без особого для себя вреда. Однако потворствовать им в этом не стоит. Хотя сладкие продукты природного происхождения очень полезны для ребенка.
О холестерине
Кроме того, дети по сравнению с взрослыми значительно активнее используют холестерин. Он чрезвычайно важен для здоровья, является основным компонентом мембраны, которая окружает клетки всего организма. А ребенок растет, и у него образуется много новых клеток.
Важный нюанс – жировые клетки, которые составляют «сало» по большей части формируются в течение первых лет жизни. В последующем они увеличиваются и разрастаются в размерах. Следовательно, то, как выглядит взрослый человек во многом связано именно с питанием в детстве.
Совершенство регуляторных механизмов
Напоследок – самая важная особенность детского питания. В организме ребенка регуляторные механизмы, контролирующие приход и расход энергии, функционируют в совершенстве. Его организм точно знает, какая пища и в каких количествах ему нужна. Однако если имеет место изобилие вкусно приготовленных (со специями, жареных, жирных и т.д.) и сладких блюд, координировать будет аппетит язык, а не физиологическая потребность.
Такой уровень регуляции остается до 14 – 17 лет. В дальнейшем он сохраняется при условии, что человек ведет здоровый образ жизни.
Правила детского питания
Можно обозначить ряд общих правил — рекомендаций, к которым имеет смысл прислушаться, чтобы обеспечить ребенку правильный рацион питания.
1 правило детского питания – режим питания
Правильное питание ребенка предполагает отсутствие строгого соблюдения режима питания. Какой обед, если нужно запустить ракету или уложить куклу спать? Такие дела для ребенка также важны, как для взрослого любовь, интересная работа, отдых. Дети – это крохотные, но полноправные люди, которые пока еще нуждаются в заботе.
Кроме того, когда нет чувства голода, то есть организм пока еще не готов к приему пищи, едят без удовольствия, поэтому еда не пойдет впрок. Когда проголодается, малыш сам попросит. И нет проблемы в том, что ребенок покушал вместо трех, два или пять раз в день. Если пища нормальная и к ребенку не применять насилия, то не будет ни недоедания, ни переедания.
2 правило детского питания – ненасилие
В большинстве случаев ребенка уговаривают «съесть за папу, дедушку, маму и т.д.», либо просто приказывают «пока не доешь, не встанешь из-за стола». А если представить, как бы мы себя чувствовали в такой ситуации? Организму малыша в данный момент не нужна еда, поэтому он и не хочет, только и всего. Аппетит может возникнуть спустя какое-то время, и нет смысла обижаться. Однако аппетит должен быть к натуральным продуктам – каше, картошке, яблоку, молоку, а не к конфетам и печенью. В некоторых случаях, правда, бывают капризы и хитрости.
3 правило детского питания – болезни
Отдельно стоит остановиться на правильном питании ребенка при заболеваниях. Очень широко практикуется практика «закармливать» больных детей. Существует мнение, что это дает организму дополнительную энергию для борьбы с болезнью.
Парадокс — в следующем: организм действительно нуждается в силах, он мобилизует все ресурсы, чтобы восстановить пошатнувшееся равновесие. И у больного нет аппетита именно потому, что вся энергия направлена на борьбу с болезнью, и ее просто не остается на процесс пищеварения. Здесь работает животный инстинкт, который направлен на выживание, и никакая пища просто «не лезет». К примеру, больные звери не притрагиваются к еде, даже если она лежит перед носом.
И принудительное кормление в лечебных целях несет ребенку прямой вред. Предпочтительнее всего – предлагать ему горячее питье – чай с медом, теплый морс и т.д.
4 правило – свобода в повседневном питании
В условиях повседневного питания лучше, если у детей есть возможность выбора продуктов. Таким образом, сама по себе решается проблема сбалансированного по необходимым питательным веществам и калориям рациона.
На основе многолетних наблюдений, было выявлено, что при наличии свободы выбора дети на уровне интуиции или подсознания способны составлять меню, которое будет наилучшим во всех отношениях. Функция взрослых здесь – ориентировать ребенка в отношении правильного сочетания продуктов.
5 правило – фрукты
Фрукты детям можно есть без каких-либо ограничений, практически невозможно ими объесться, и они являются очень полезными. Но если ребенок отказывается, не нужно принуждать. При недостатке какого-либо минерального вещества или витамина ребенок сам попросит нужное ему яблоко или даже зелень.
Следует только координировать сочетание фруктов с другими продуктами. Эти правила сочетания объективны как для детей, так и для взрослых. Если продукты правильно совмещать, у здоровых детей будет отсутствовать газовыделение, стул будет без запаха с нормальной консистенцией, язык – красным и чистым.
6 правило детского питания – белковая пища
Белковую пищу следует давать ребенку 1-2 раза в день по желанию, однако не переживать, если он отдает предпочтение рису или картофелю вместо творога или гороховой каши. Но избыток, как и недостаток белков, может привести к неприятным последствиям.
Не стоит ребенка приучать к колбасе, поскольку это ненатуральная пища, которая обманывает вкусовые органы. Из продуктов природного происхождения ребенок должен иметь возможность выбирать из того, что едят взрослые.
7 правило детского питания – молочная продукция
Молоко, простокваша, кефир, йогурт представляют собой великолепную еду для детей. Однако их нежелательно совмещать с крахмалами. Ребенка в возрасте года – полтора не стоит кормить кашами на молоке.
Наилучший вариант — молоко и кисломолочную продукцию (комнатной температуры) давать в качестве отдельной еды. Хорошей вариацией является сочетание творога с помидорами (морковью) с кефиром, йогуртом или молоком.
8 правило детского питания – сладости
Если кормить ребенка сладостями, то точно не после еды. Лучше всего давать за полчаса – час до основной трапезы. Как правило, дают всегда после.
Сладкое действительно необходимо детскому организму. Сладости природного происхождения – фрукты, мед, сухофрукты покрывают потребности организма ребенка.
В случае болезненных состояний, сниженного иммунитета хорошим вариантов будет предложить ему замоченные сухофрукты, фрукты, дыни, арбузы и горячие напитки. И больше никаких блюд и продуктов. Несколько таких дней в месяц восполнят ресурсы детского организма.
9 правило детского питания – вода
Воды стоит давать столько, сколько хочет ребенок. Самой лучшей является талая вода. Желательно понемногу приучать ребенка пить по четверти – половине стакана воды после пробуждения утром, за 30 минут до основной трапезы и перед сном, вечером.
10 правило детского питания
Не нужно запрещать детям после приема пищи играть, бегать, а тем более не стоит уговаривать их полежать. Поскольку дети почти никогда не едят впрок в отличие от взрослых, не «заедают» свои печали, скуку и плохое настроение. И как результат — они не переедают. Такая подвижность после еды не принесет никакого вреда здоровью.
Отдельно о взаимосвязи питания и интеллекта для правильного питания ребенка
Для полноценной работы мозга требуется соответствующее питание. Важно, чтобы в достаточном количестве поступали ненасыщенные жирные кислоты, значительное количество которых содержится в оливковом, льняном, подсолнечном масле.
Американскими учеными было проведено исследование среди школьников штата Алабама. В результате выяснили, какие продукты питания способствуют повышению коэффициента умственных способностей, улучшению навыков чтения. К «умным» продуктам отнесли сыр, йогурт, молоко, рыбу, хлеб из муки грубого помола, горох, брокколи, сухие бобы, манго, папайя, ягоды и фрукты.
Что касается минеральных веществ, необходимо нормальное поступление магния, фосфора, железа, серы, кальция, меди, цинка в организм ребенка. Фосфор нужен для образования клеток мозга, сера насыщает их кислородом. Чрезвычайно важен для интеллектуальной деятельности йод, не меньшее значение принадлежит и цинку. Исследования британских ученых выявили непосредственную связь между уровнем содержания цинка в мозгу и способностью к обучению языкам. У детей, которые с трудом усваивали текст, был обнаружен 50%-й дефицит микроэлемента в организме. Было установлено, что правильно питание ребенка (включающее цинкосодержащие продукты) способно оказывать влияние на развитие памяти и сообразительности.
Кроме того, для мозга крайне важен нормальный уровень содержания в организме витамина Е и витаминов группы В (в особенности В6, В1 и В3). Полезными свойствами для интеллектуальной деятельности обладает витамин С. Согласно расчетам известного французского врача Ж. Бурра, когда уровень витамина С в организме увеличивается на 50%, интеллектуальные возможности повышаются на четыре пункта.
Также кислород требуется мозгу в значительных количествах. Процессу насыщения способствуют такие продукты, как лук, петрушка, картофель, помидоры, хрен, мята, редис.
Таким образом, построение правильного питания для детей требует учета особенностей организма ребенка, знаний некоторых правил и принципов здорового питания.
Материалы к статье указаны в общем списке http://properdiet.ru/literatura/