Из всех факторов, влияющих на развитие ребенка, питание имеет особое значение. Рациональное питание обеспечивает правильное физическое, психическое развитие, хорошую сопротивляемость инфекционным заболеваниям и воздействиям неблагоприятных факторов окружающей среды.
Различают три вида вскармливания детей 1-го года жизни:
грудное (естественное), смешанное (докорм) и искусственное, Естественное (грудное) вскармливание Естественное вскармливание — это вскармливание, когда ребенок в течение первых 5 мес жизни получает только молоко матери, а после 5 мес до 1 года наряду с грудным молоком получает и прикорм.
Материнское молоко является самой лучшей пищей для ребенка 1-го года жизни, оно имеет ряд преимуществ перед коровьим молоком. Грудное молоко содержит все необходимые для ребенка пищевые ингредиенты и притом в таких количествах и соотношениях, которые наиболее полно удовлетворяют в этот период все потребности интенсивно растущего детского организма.
Белки, жиры и углеводы в грудном молоке находятся в таком сочетании (1 : 3 : 6), которое создает оптимальные условия для их переваривания и всасывания.
Коровье молоко содержит больше белка и минеральных солей, меньше углеводов и приблизительно столько жира, сколько грудное молоко.
Все составные части грудного и коровьего молока значительно отличаются друг от друга. В то время как белки женского молока состоят преимущественно из мелкодисперсной фракции — лактоальбумина, лактоглобулина, иммуноглобулина, коровье молоко содержит в большом количестве казеиноген. Лактоальбумин женского молока содержит наиболее ценные и жизненно важные аминокислоты. Казеин коровьего молока менее полноценен, так как содержит меньше аминокислот. Молочный сахар в женском молоке представлен бета-лактозой, которая благоприятствует созданию ацидофильной микрофлоры в кишечнике. Углеводы коровьего молока состоят из альфа-лактозы, способствующей росту кишечной палочки.
Жир грудного молока содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот, в то время как в составе жира коровьего молока преобладают насыщенные жирные кислоты, которые труднее расщепляются и усваиваются. Ненасыщенные жирные кислоты оказывают благотворное влияние на обменные процессы, способствуют проявлению физиологического действия ряда витаминов (С, Bi), повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Имеется существенная разница в качественном составе минеральных солей. Женское молоко содержит разнообразные микроэлементы, которые хотя и находятся в ничтожно малых количествах, но роль их велика — они, как и витамины, участвуют во всех обменных реакциях организма. В женском молоке содержится в 3 раза больше меди, чем в коровьем. Железа в женском молоке очень мало, но оно почти полностью всасывается, в коровьем молоке его в 3—4 раза меньше, а при разведении коровьего молока ребенок получает железа еще меньше. Хотя в женском молоке солей значительно меньше, чем в коровьем, всасывание и удержание их в 2—3 раза выше. Все это приводит к тому, что для переваривания женского молока требуется наименьшее количество пищеварительных соков и наименьшая активность содержащихся в них ферментов.
В том и другом молоке содержатся следующие основные витамины: a], Bi, B2, никотиновая кислота, Be, С, пантотеновая кислота, витамин D. Женское молоко значительно богаче по содержанию витаминов А, D и С. В то же время в коровьем молоке содержание витаминов b], Bz, пантотеновой кислоты, биотина, Big в несколько раз больше, чем в женском молоке. Однако при разведении коровьего молока и при его термической обработке количество витаминов резко снижается, что необходимо учитывать при назначении вскармливания.
В женском и коровьем молоке есть защитные иммунные тела, но следует иметь в виду, что усваиваются они только в молочной среде, соответствующей данному биологическому виду. Этим объясняется одно из преимуществ грудного вскармливания. С женским молоком в организм ребенка поступают главным образом защитные тела против кори. Этот защитный механизм эффективен только в первые недели жизни, он быстро исчезает с возрастом.
И женское, и коровье молоко содержит ферменты. Количество амилазы и каталазы одинаково в том и другом молоке, но зато в женском молоке содержится в 15—25 раз больше-Яи’-пазы, которая значительно облегчает переваривание жиров у ребенка, находящегося на грудном вскармливании.
Следует иметь в виду, что материнское молоко ребенок всегда получает в стерильном виде, а коровье молоко в той или иной мере загрязнено бактериями, Следовательно, материнское молоко — это ничем не заменимая пища для ребенка 1-го года жизни. С практической точки зрения грудное вскармливание экономит время и силы матери. Кроме того, кормление грудью помогает матери восстановить здоровье после родов. Когда ребенок сосет, мускулы стенок матки энергично сокращаются, что помогает ей вернуться к нормальным размерам и положению.
Качество женского молока различно в разные периоды лактации: в первые 2—3 дня после рождения выделяется молозиво, с 4— 5-го дня до конца 1-й недели — переходное молоко и затем выделяется зрелое молоко, которое имеет более или менее постоянный состав.
Молозиво — клейкая густая жидкость желтоватого цвета, солоноватого вкуса. По химическому составу оно отличается от зрелого молока тем, что в нем почти в 4 раза больше белка и в 2 раза больше солей. Кроме того, в молозиве содержится больше витаминов А и каротина, Bi, С, Bi2, E, ферментов, защитных иммунных тел, особенно много иммуноглобулина А. В первые дни оно имеет высокую калорийность (150—110 калорий в 100 г). В молозиве содержится антиген (его нет в зрелом молоке), который, по-видимому, оказывает влияние на обменные процессы. Молозиво особенно легко усваивается, и возможен переход его через стенки кишечника в неизмененном виде. По химическому составу молозиво ближе к тканям ребенка, чем зрелое молоко.
Следовательно, новорожденный в первые дни жизни с небольшим количеством материнского молока — молозива — получает весьма ценные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, соли, ферменты, гормоны, витамины, защитные иммунные тела.
Здорового доношенного ребенка первый раз прикладывают к груди через 12 ч после рождения и в дальнейшем устанавливают определенный режим кормления.
Перед кормлением мать должна тщательно вымыть руки и обмыть сосок и околососковый кружок. Первые порции молока (5—10 мл) необходимо сцедить, так как они содержат большое количество микроорганизмов.
В течение 1-го месяца жизни ребенка кормят 6—7 раз в сутки (днем перерывы между кормлениями 3 ч, ночью —6 ч), с 1 до 5 мес — 5—6 раз (днем паузы между кормлениями 3’/2 ч, ночью 7 ч), с 5 мес до 1 года —5 раз (днем перерывы между кормлениями 4 ч, ночью 8 ч). Такой порядок кормления ребенка необходим для выработки рефлекторной фазы в процессе пищеварения. Постоянный режим кормления очень быстро приводит к тому, что у ребенка вырабатывается устойчивый рефлекс на время, а это способствует выделению пищеварительных соков.
Конкретные часы кормления устанавливают в зависимости от жизненного уклада и степени занятости матери, но, безусловно, необходимо, чтобы они оставались постоянными изо дня в день, чтобы соблюдались правильные промежутки между кормлениями и был обеспечен ночной перерыв не менее 6 ч. Нельзя ориентировать мать на строжайшее соблюдение часов кормления, отклонения в пределах Vz— 1 ч .вполне допустимы.
В последние годы появились предложения заменить строго дозированное вскармливание по часам так называемым свободным кормлением, которое проводится различными способами. Согласно одному из них, ребенок сам по своему вкусу выбирает смеси и ест сколько хочет и когда хочет. Однако такое кормление таит в себе ряд опасностей. Свободное вскармливание можно рекомендовать только при большой опытности родителей или высокой квалификации обслуживающего персонала под самым строгим наблюдением детских врачей.
Кормление грудью должно длиться не больше 15—20 мин, только в первые дни после родов допускается увеличение продолжительности кормления до 25, максимум до 30 мин. После окончания кормления необходимо подержать ребенка вертикально 1—2 мин для отрыгивания воздуха. При засыпании ребенка у груди или вялом сосании можно попробовать «теребить» его поддерживающей рукой по щечкам или сцеживать ему в рот небольшое количество молока. Нецелесообразно подтягивать сосок и менять его положение во рту. Это приводит к выталкиванию и «жеванию» соска, приводящему- к его трав-мированию.
О насыщении ребенка, кроме взвешивания до и после кормления, можно судить по его поведению в промежутках между кормлениями, по нарастанию массы тела, характеру и частоте стула, количеству мочеиспускании, а также по общему виду ребенка.
Необходимо стремиться к тому, чтобы грудь была полностью опорожнена, так как последние порции молока отличаются наиболее высоким содержанием жиров. Кроме того, полное опорожнение груди- стимулирует секрецию молочной железы и снижает опасность развития маститов.
При каждом кормлении нужно давать ребенку только одну грудь. При недостатке молока у матери можно дать ребенку и вторую грудь. В таком случае, однако, при следующем кормлении вторую грудь нужно давать вначале.
Одним из показателей правильного грудного вскармливания ребенка является неуклонное нарастание массы его тела.
Матери часто жалуются на недостаточное количество молока. Чтобы проверить это, необходимо провести контрольные кормления. Ребенка (в одежде) взвешивают до и после прикладывания к груди при каждом кормлении в течение дня. При отдельных кормлениях количество высасываемого молока варьирует настолько, что по одному или двум взвешиваниям трудно определить количество высасываемого за день молока.
Необходимое суточное количество молока для ребенка можно определить несколькими способами. Наиболее простым является объемный. Этим способом расчета, при котором учитывается возраст ребенка и масса его тела, можно пользоваться в том случае, если масса тела ребенка соответствует средним возрастным нормам. Количество молока в сутки должно составлять для ребенка в возрасте от 2 нед до 2 мес — ‘/в массы его тела, 2—4 мес — ‘/б, 4—6 мес — ‘/7, в возрасте 6—9 мес — ‘/а массы его тела. Указанные объемы пищи следует принимать как приблизительные при первом назначении прикорма.
Наиболее правильным является метод калорийного расчета питания с учетом потребности ребенка в основных ингредиентах пищи на 1 кг массы тела. В первую четверть года потребность в калориях на 1 кг массы тела составляет 125—130, во вторую четверть — 120—125, в третью — 115—120, в четвертую четверть —110—115. Для расчета питания по этому способу необходимо знать возраст ребенка, массу его тела, калорийность пищи и потребность в калориях на 1 кг массы тела.
Объем пищи ‘в сутки не должен превышать 1 л. Чтобы быть уверенным в том, что ребенок получает пищу в необходимом количестве, надо периодически (1 раз в месяц, а при необходимости и чаще) производить расчет питания по фактически съеденной пище.
При грудном вскармливании потребность ребенка в белках на 1 кг массы тел а составляет 2—2,5 г, в жирах —6—7 г, в углеводах — 12—14 г. Потребность в воде — 150 мл на 1 кг массы тела. В первое время ребенку достаточно того количества минеральных солей, которое содержится в молоке, но через некоторое время оно не удовлетворяет потребности растущего организма, и соли вводят в виде овощных и фруктовых соков.
При правильном грудном вскармливании ребенок должен получать дополнительно витамины, которые имеют большое значение для правильного усвоения всех ингредиентов пищи.
В конце 1-го месяца жизни необходим витамин D, который водят в дозе 500 ME в сутки ежедневно (за исключением летних месяцев) . Витамин D можно давать и в виде рыбьего жира, который содержит еще и витамин А. Начинают с нескольких капель и, каждый день прибавляя по капле, в течение 10— 12. дней доводят его количество до 1—2 чайных ложек в день. Рыбий жир следует давать после кормления, так как он, как и любой другой жир, тормозит желудочную секрецию.
С 1— Г/2 мес ребенку необходимо давать витамин С в виде порошка аскорбиновой кислоты (50 мг/сут) или лучше в виде соков. С этого возраста детям можно давать яблочный, виноградный, черносмородиновый соки, с 3—3V2 мес — сливовый, вишневый, томатный, абрикосовый, морковный, малиновый. Начиная с ‘/2 чайной ложки 1—2 раза в день и постепенно увеличивая дозу, доводят количество соков до 10 чайных ложек. В таком количестве соки можно давать до конца 1-го года. Давать соки детям нужно после еды, так как они содержат большой процент сахара и употребление их перед едой снижает аппетит. Кроме витаминов, в соках имеются минеральные соли, предупреждающие развитие анемии (медь, железо, кобальт и др.). Они содержат также ферменты и пектиновые вещества, благотворно влияющие на процессы пищеварения и иммунные реакции детей. Целесообразно давать различные соки в течение дня и приготавливать их нужно всегда перед употреблением. Исключение составляют черная смородина и облепиха, которые можно заготавливать впрок.
После Г/а —2 мес жизни в качестве источника витаминов можно использовать небольшие количества специальных фруктовых гомогенизированных пюре для детского питания или яблоко в виде кашицы.
Одновременно назначают витамин b[ в виде пасты из пекарских дрожжей по 1 чайной ложке в день или гидролизата сухих пивных дрожжей по 2 чайные ложки в день.
Каждый ребенок с 5 мес должен получать прикорм независимо от количества грудного молока у матери. Необходимость введения прикорма каждому ребенку обусловлена следующими обстоятельствами. К 5 мес жизни наступает обеднение организма солями (в частности, солями железа, кальция, фосфора), происходит нарушение нормального нарастания внутриклеточных ферментов и необходимо дальнейшее усложнение рефлекторной фазы пищеварения. Прикорм удовлетворяет и возросшую потребность в сложных углеводах, вводятся балластные вещества в виде клетчатки, необходимые для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта. Кроме того, введение прикорма приучает ребенка к новым видам пищи, что постепенно подготавливает его к отнятию от груди.
При введении прикорма надо соблюдать следующие основные правила: прикорм давать перед кормлением грудью, начинать с малых количеств (1—2 чайные ложки), через 3—4 дня количество прикорма надо доводить до 150—200 г и одно грудное кормление заменять одним из видов прикорма. Переходить ко второму виду прикорма можно после того, как ребенок привыкнет к первому. Прикорм должен быть гомогенным и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.
В качестве первого прикорма в возрасте 4 ‘/а мес ребенку дают овощное пюре или 5—8 % кашу из гречневой, рисовой, овсяной круп на овощном отваре пополам с молоком, кисель, яичный желток. Особенно полезно назначать овощное пюре, так как в нем содержится большое количество минеральных солей и микроэлементов. Пюре в первую очередь необходимо детям, преждевременно родившимся, страдающим экссудативным диатезом, рахитом, гипотрофией.
Технологию приготовления основных блюд первого прикорма см. в Приложении 12.
Когда ребенок привыкнет к пюре или каше, можно начать давать, постепенно приучая к нему, яичный желток, который является источником фосфора, кальция, железа, витаминов А, D, Bi, B2, PP. Дают его в вареном виде во избежание аллер-гизации организма. Начинать нужно с ‘/2 чайной ложки и постепенно доводить до целого желтка.
С 4Vz мес в рацион ребенка вводя г сливочное масло. Режим питания ребенка 5 мес примерно следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — грудное молоко, соки (6 чайных ложек); третье кормление — овощное пюре с желтком; четвертое кормление — грудное молоко, соки (6 чайных ложек); пятое кормление — грудное молоко.
Второй прикорм вводят с 6 мес. Заменяют 8 % кашу на 10%, приготовленную на цельном молоке, причем манную кашу нужно чередовать с гречневой, овсяной, рисовой. Особенно полезна детям гречневая каша: она по сравнению с манной более богата лецитином, а также различными минеральными веществами. В этом возрасте дают суп на мясном бульоне и сухарик из белого хлеба. Таким образом, ребенку в 6 мес вводят второй прикорм в виде обеда, состоящего из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. Из овощей детям до 1 года ограничивают применение томатов, щавеля, цветной капусты, содержащих пуриновые основания.
Режим питания ребенка в возрасте 7 мес примерно следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — каша, соки; третье кормление — суп с мясным фаршем и с сухариком, яблочное пюре, четвертое кормление — грудное молоко, соки; пятое кормление — грудное молоко.
С 7 мес ребенку назначают третий прикорм в виде кефира, цельного молока, творога, сливок, печени, мяса (говяжье, куриное; не следует употреблять свинину и баранину). Вначале мясо дают в виде фарша (вареного, дважды провернутого), с 10 мес — в виде фрикаделек, к концу 1 года — в виде паровой котлеты. Полезно давать ребенку печень, мозги, речную рыбу (а из морской только треску).
Комбинацию отдельных блюд прикорма производят для создания наиболее выгодных условий пищеварения и опорожнения желудка. Нерационально давать в одно кормление’два плотных блюда (например, каша+пюре) или два жидких (бульон + кисель). В первом случае пища будет дольше перевариваться и дольше задерживаться в желудке, во втором — пища быстро перейдет из желудка в кишечник и вызовет у ребенка преждевременное чувство голода.
Примерный режим питания ребенка в возрасте 10 мес следующий: первое кормление — грудное молоко; второе кормление — гречневая каша с маслом, соки; третье кормление — суп с сухариком, картофельное пюре с мясным фаршем, соки; четвертое кормление — кефир; пятое кормление — грудное молоко.
Пищевая промышленность в настоящее время выпускает специальные консервированные продукты для прикорма детей 1-го года жизни. Эти продукты содержат все необходимые ребенку питательные вещества, стерильны и хорошо перевариваются. Их можно хранить долгое время,’ для приготовления многих из них не требуется много времени. Консервы и концентраты вырабатывают из первосортных, специально обработанных продуктов (овощей, фруктов, мяса, печени и др.). Применяемые способы тепловой обработки обеспечивают сохранение не только пищевой ценности, но и высоких качеств пищевых продуктов. Этими продуктами можно пользоваться в любое время года и в любых климатических условиях. На этикетках детских консервов и концентратов указаны способы приготовления и хранения, их пищевая ценность и возраст, на какой они рассчитаны.
Здорового доношенного ребенка, правильно развивающегося, обычно отнимают от груди к 11—12 мес.
При правильном вскармливании и постепенной замене грудного молока разнообразной пищей отнятие ребенка от груди проходит легко и безболезненно для ребенка и для матери. С этой целью одно или два кормления материнским молоком заменяют цельным коровьим молоком с добавлением 5 % сахара. Для того чтобы прекратить выделение молока, можно наложить на грудь давящую повязку. Если выделение молока продолжается, матери необходимо на несколько дней ограничить суточное количество пищи, особенно жидкой.
Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, во время заболевания и во время проведения профилактических прививок, даже если ему к этому времени исполнится 1 год,
Значение рационального питания заключается в энергетическом обеспечении детского организма. Еда — единственный источник жизненно важных веществ (белков, жиров, углеводов, минералов, микроэлементов, витаминов), необходимых для роста и формирования детского организма. Эти вещества необходимы для поддержания активной деятельности ребенка, а также для развития устойчивости к неблагоприятному воздействию внешней среды. Из продуктов расщепления пищевых веществ образуются ферменты, гормоны и другие активные соединения. Рост и развитие ребенка требует энергии, которая образуется в результате расщепления углеводов и жиров, в меньшей степени — белков. Чем меньше ребенок, тем больший приток энергии требуется для покрытия энергетических затрат, связанных с интенсивным ростом, развитием, обменом веществ и поддержанием основных жизненных функций.
Грудное вскармливание имеет важное значение в диференциации иммунологической системы, обеспечивает защиту от атопических реакций и заболеваний, формирует пути оптимального метаболизма нутриентов, способствует адаптации организма к введению прикорма, обусловливает психоэмоциональную связь младенца с матерью. Работа мышечного аппарата при сосании груди адекватно регулирует формирование черепа. Организм ребенка быстро реагирует на недостаток или избыточное количество тех или иных нутриентов изменением функций: нарушением физического и отставанием психического развития, расстройством деятельности органов, ослаблением естественного и приобретенного иммунитета. Поэтому питание по составу, количеству и качеству белков, жиров, углеводов, минеральных солей, микроэлементов, витаминов должен соответствовать возрастным физиологическим потребностям детского организма.
Принципы рационального питания
Принципы рационального питания: принцип высшей нервной регуляции, возрастной адекватности, оптимальности питания, полноценности качественного состава пищи, сбалансированности питания (коррекции пищевых веществ), постепенности.
Принцип сбалансированного питания при грудном кормлении: взаимоотношения белков, жиров и углеводов как 1:3:6 (белок 1,8-2,5 г на кг, жиров 6,5-5 г на кг, углеводы 12-14 г кг), соотношение кальция к фосфору в грудном молоке (1:2) способствует усвоению этих микроэлементов в 3-4 раза лучше, чем из коровьего молока, где соотношение иное (1:1); в грудном возрасте оптимальным соотношением жиров к углеводам есть 1:2; сбалансированность грудного молока идеальна.
ПИЩА И ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА
Пища — единственный источник таких материалов, как белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, микроэлементы и витамины, которые необходимы для построения и обновления клеток тканей и других сложных структурных образований организма.
Из продуктов расщепления пищевых веществ в организме путем сложных химических превращений происходит непрерывный синтез белков, жиров, углеводов, минеральных и других комплексных соединений и накопление их в органах и тканях. Однако на протяжении жизни наряду с процессами синтеза происходит и распад этих веществ вследствие изнашивания (старения) организма. Соотношение процессов синтеза и распада характеризует обмен веществ в организме, который имеет свои особенности в каждый возрастной период.
В организме взрослого человека имеется определенное равновесие между процессами синтеза и распада, в растущем организме ребенка преобладают процессы синтеза. Для осуществления процессов синтеза, поддержания основных функций организма, его роста, осуществления мышечной работы и т. д. необходим постоянный приток энергии. Организм получает энергию за счет той, которая освобождается при расщеплении белков, жиров и углеводов, поступающих с пищей в организм.
Чем младше ребенок, тем больший приток энергии требуется для возмещения энергетических затрат, связанных с его интенсивным ростом, развитием и обменом веществ.
Поэтому растущий организм ребенка быстро реагирует на недостаточность или несоответствие питания изменением важнейших своих функций — отставанием в развитии и росте, снижением естественных защитных сил.
Пища для детей раннего возраста должна быть полноценной по составу основных компонентов — белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов, отвечать возрастным физиологическим потребностям организма.
Вместе с тем в процессе приготовления пищи должны учитываться и функциональные особенности органов пищеварения у ребенка, которые в ранний грудной период еще не совершенны и достигают определенной степени активности лишь по мере созревания организма.
Организация рационального питания детей вообще и назначение правильной диеты каждому ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей является сложной и ответственной задачей, которая требует от врачей и средних медицинских работников повседневного внимания и соответствующих знаний в области диететики.
Соотношение белков, жиров и углеводов в детском питании
Согласно современным рекомендациям при искусственном вскармливании, следует считать оптимальным такое соотношение между белками, жирами и углеводами в суточном рационе, которое будет соответствовать в первом полугодии жизни ребенка 1 : 1,7 (1,3) : 3,1; а во втором полугодии — 1 : 1,2 : 3,3. Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет наиболее благоприятным соотношением между основными компонентами пищи является 1:1:4 (3,5).
Это означает, что на 1 г белка в суточном рационе должно приходиться 1 г жира и 4—3,5 г углеводов.
При нарушении этих соотношений, особенно в сторону избыточного содержания жира в рационе, усвоение белков снижается, у ребенка ухудшается аппетит. При недостаточном содержании жира в организме белки могут использоваться непродуктивно; часть их будет расходоваться не по назначению — для пластических целей,— а для покрытия энергетической потребности организма.
При правильном соотношении в рационе между белками, жирами и углеводами последние оказывают оберегающее действие на расход белка в организме и способствуют максимальному использованию его для пластических целей организма. При сгорании 1 г белка выделяется тепловая энергия, равная 4,1 ккал.
Белки в детском питании
Жиры в детском питании
Углеводы в детском питании
Витамины в детском питании
Минеральные вещества в детском питании
Основы рационального питания детей первого года жизни доцент кафедры детских инфекций Канкасова Маргарита Николаевна
Важной проблемой современной профилактической педиатрии является обеспечение оптимального здоровья ребенка. Оно формируется под влиянием сочетанных генетически запрограммированных, биологических, внешнесредовых факторов, и в том числе такого значимого фактора, как рациональное питание. Ребенок 1 -го года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным ростом, бурным психомоторным развитием и формированием всех органов и систем. Оптимальным продуктом питания для ребенка первых месяцев жизни является грудное молоко, соответствующее особенностям его пищеварительной системы и обмена веществ, обеспечивающее адекватное развитие детского организма при рациональном питании беременной и кормящей матери.
Питание женщины во время беременности призвано обеспечить правильное течение, благоприятный исход беременности и поддерживать оптимальное состояние здоровья женщины, тем самым способствовать нормальному формированию, росту и развитию плода. Неправильное питание в период беременности на ряду с другими причинами может привести к тяжелым последствиям – выкидышу, преждевременным родам, рождению ребенка с различными внутриутробными дефектами, отставанию в физическом и нервно-психическом развитии.
В период кормления грудью питание женщины должно строиться с учетом поддержания ее здоровья, обеспечения достаточной и продолжительной лактации и оптимального состава грудного молока. Питание кормящей матери должно удовлетворять ее физиологические потребности в пищевых веществах и энергии, а также возрастные потребности ребенка первых месяцев жизни.
Питание и режим кормящей матери — прием пищи 5 раз в день; — энергетическая ценность рациона 2970 ккал; — рацион должен содержать полноценные животные белки, легкоусвояемые жиры, растительные масла, овощи, фрукты, ягоды, свежую зелень.
— среднесуточный набор продуктов должен включать не менее 170 г мяса, 70 г рыбы, 50 г творога, 15 г сыра, 150 г хлеба, 500 г овощей, 300 г свежих фруктов, 150 мл сока, 600 мл молока и кисломолочных продуктов. — количество жидкости не менее 2 литров; — исключить крепкий кофе, алкогольные напитки, ограничить или полностью исключить аллергены (яйца, цитрусовые, мед, какао, шоколад) в зависимости от индивидуальной переносимости как матерью, так и ребенком.
— для улучшения состава рационов кормящих женщин, достаточной выработки грудного молока и оптимизации его состава следует использовать специализированные продукты для кормящих матерей: «Фемилак» (Россия), «Мадонна» (Россия), «Аннамария» (Россия), «Агу мама» (Россия), Дамил Мамам (Дания) и комплексных витаминно-минеральных препаратов (Мульти-табс перинатал, Элевит Пронаталь, Компливит Мама).
Для обеспечения хорошей лактации необходимо: — полноценный отдых; — сон не менее 8 часов; — спокойная обстановка в семье; — исключение тяжелой физической работы; — формирование «доминанты лактации» (это психологическая установка женщины на необходимости кормить ребенка грудным молоком).
Грудное вскармливание (ГВ)– это вскармливание ребенка грудным молоком матери при непосредственном прикладывании ребенка к груди со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма.
Преимущества грудного вскармливания: 1. Грудное молоко (ГМ)– имеет оптимальный состав по количеству и качеству Б, Ж, У, витаминов и минеральных веществ, который необходим для обеспечения интенсивного роста ребенка при незрелой системе органов пищеварения. 2. ГМ – обладает уникальными защитными свойствами от бактериальных и вирусных инфекций. 3. ГМ предупреждает возникновение аллергии, способствует формированию иммунологической толерантности (устойчивости) к антигенам пищевых продуктов, употребляемых матерью.
4. Управление ростом, развитием и тканевой дифференцировкой через широкий комплекс гормонов и др. биологически активных веществ, поступающих с женским молоком. 5. Обеспечение правильного анатомического формирования зубочелюстной системы, мозгового черепа, аппарата звуковоспроизведения. 6. Формирование тесной психоэмоциональной связи ребенка с кормящей матерью. 7. ГВ оказывает благоприятное влияние на здоровье человека не только в раннем возрасте, но и во всей последующей жизни: взрослые, получавшие в детстве ГМ реже болеют сахарным диабетом, атеросклерозом, раком, болезнями крови. 8. Для кормящей матери ГВ является наилучшим и единственным путем формирования материнского чувства к ребенку.
Состав грудного молока меняется по мере роста ребенка в соответствии с изменением его потребностей. В первые 3 -4 дня – молозиво – густая жидкость, очень близкая по составу к тканям новорожденного. Отличие от зрелого грудного молока: — более высокое содержание Б (2, 3 г/100 мл, в зрелом молоке 1, 1 г/100 мл); — более низкий уровень Ж (2, 9 г/100 мл, в зрелом молоке 4, 5 г/100 мл);
— уровень У и энергетическая ценность существенно не отличаются; — более высокое содержание витаминов А, Е, β-каротина, цинка, селена. — более высокая концентрация Jg. A и других факторов защиты. С 4 -5 дня после родов – молоко переходное. Со 2 -3 недели – зрелое грудное молоко, имеющее постоянный состав. Грудное молоко отличается по количественным и качественным характеристикам от коровьего.
Белки — общее содержание Б в женском молоке значительно меньше чем в коровьем: 0, 9 -1, 3 г/100 мл – в женском; 2, 8 -3, 2 г/100 мл – в коровьем. — Б ж. м. : 80% — сывороточные Б; 20% — казеин. — сывороточные Б содержат незаменимые аминокислоты в оптимальном соотношении, легче перевариваются и усваиваются. — лактоферин обеспечивает транспорт железа через слизистую кишечника; — таурин – свободная аминокислота, которую дети не могут синтезировать. Необходима для развития ЦНС, усвоения жиров.
Жиры Содержание Ж в женском и коровьем молоке ≈ 3, 9 г/100 мл. — высокое содержание незаменимых полиненасыщенных жирных кислот (линоленовая) в 12 -15 раз больше, чем в коровьем. Необходимы для развития ЦНС, минерализации нервных волокон, синтеза простагландинов.
— более высокое содержание холестерина, который необходим для формирования клеточных мембран, тканей нервной системы, биологически активных веществ (витамин Д). Холестерин грудного молока участвует в становлении процессов адекватной регуляции его собственного метаболизма в организме ребенка и профилактике нарушений в старшем возрасте.
Углеводы У в женском молоке – 7, 0 г/100 мл, в коровьем – 4, 8 г/100 мл. В женском молоке преобладает β-лактоза, а в коровьем λ-лактоза. β-лактоза стимулирует рост бифидо- и лактобактерий, способствует лучшему усвоению минеральных веществ (Са, Zn, Mg и др. ). Галактосахариды ж. молока – являются субстратом для роста бифидумбактерий. Противодействуют заселению кишечника патогенной флорой, оказывая протективное действие в отношении кишечных инфекций.
Минеральные вещества — содержание минеральных веществ в ж. молоке оптимально (при условии правильного питания беременной и кормящей женщины). — общее количество минеральных солей в ж. молоке меньше, но оптимальное соотношение их обеспечивает хорошую усвояемость и низкую осмолярность ж. молока → снижает нагрузку на выделительную систему ребенка. — Са и Р в ж. молоке меньше, но они находятся в оптимальном соотношении 2: 1 → обеспечивает высокий уровень усвоения.
— железа в ж. молоке меньше, чем в коровьем, но биодоступность составляет 50% (в коровьем 20%), что обусловлено адекватным соотношением с другими минералами (Cu, Zn) и присутствием железотранспортного Б – лактоферрина. — селена в ж. молоке больше, чем в коровьем. Он необходим для нормальной функции иммунной системы, эндокринной функции поджелудочной железы.
Витамины В ж. молоке имеются все водо- и жирорастворимые витамины. Содержание витаминов в ж. молоке определяется питанием кормящей матери и приемом поливитаминных препаратов. Ж. молоко богато ферментами: амилазой, липазой, трипсином. Это компенсирует временную низкую активность ферментов желудочно-кишечного тракта ребенка и, что облегчает переваривание Б. Ж. и У.
Защитные свойства женского молока Антиинфекционный эффект ж. молока является его ценным уникальным свойством, обусловлен сочетанным действием ряда факторов: — иммуноглобулины, содержащиеся в ж. молоке: • секреторный Jg. A, обеспечивает местную защиту слизистых оболочек пищеварительного тракта от патогенных возбудителей. • другие классы иммуноглобулинов: Jg. J, Jg. M обеспечивают пассивный иммунитет от многих инфекционных заболеваний.
— иммунокомпетентные клетки: Тлимфоциты, нейтрофилы, макрофаги. — другие защитные компоненты: интерфероны, лизоцим, интерлейкины, галактосахариды, лактоферрин, β-лактоза.
Женское молоко содержит: — биологически активные вещества, регулирующие процессы метаболизма, роста: — гормоны, предохраняющие эндокринную систему новорожденного от повышенной нагрузки. — простагландины. — нуклеотиды. — ферменты (пепсин, липаза, лактаза), облегчающие переваривание Б, Ж, У.
Принципы грудного вскармливания: 1. Исключительно грудное вскармливание должно быть нормой в первые 4 -6 месяцев. 2. Раннее прикладывание ребенка к груди – в первые 30 минут после родов. 3. Совместное пребывание матери и ребенка после родов в одной палате.
4. В периоде новорожденности (1 мес. ) соблюдать режим свободного вскармливания, когда ребенка кормят по требованию, а не по расписанию. Ребенок сам устанавливает свой индивидуальный ритм приема пищи. При этом частота прикладывания ребенка к груди может быть до 10 -12 раз без ночного перерыва. Свободное вскармливание до 1 мес. Однако в дальнейшем чрезмерно частое прикладывание к груди может привести к перекорму и ребенок вскармливается по режиму. С 1 мес. — 7 -8 раз в сутки, через 3 часа. С 3 мес. — 6 раз в сутки, через 3, 5 часа. С 5 мес. — 5 раз в сутки, через 4 часа.
5. Правильное положение при кормлении: ребенок должен захватывать не только сосок, но и ореолу, что является важным моментом стимуляции лактации. 6. Длительность кормления определяет сам ребенок. 7. Не давать никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями. 8. Ребенок сам регулирует количество необходимого молока при достаточной лактации.
Возможные противопоказания к прикладыванию к груди со стороны матери: — эклампсия; — большая кровопотеря во время родов и в послеродовом периоде; — выраженная декомпенсация при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени; — открытая форма туберкулеза; — особо-опасные инфекции (тиф, холера и др. ); — ВИЧ-инфицирование; — прием матерью иммуносупрессивных препаратов, антикоагулянтов, некоторых антибиотиков (макролиды, тетрациклины, фторхинолоны, хлорамфеникол).
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка: — оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов; — глубокая недоношенность; — нарушение мозгового кровообращения II-III степени; — тяжелые пороки развития (желудочнокишечного тракта, челюстно-лицевого аппарата, сердца и др. )
Оценка адекватности лактации: Основными критериями достаточности грудного молока являются: — спокойное поведение ребенка; — положительные эмоции; — глубокий длительный сон; — достаточная прибавка массы тела; — нормальное количество мочеиспусканий; — регулярный стул.
Способы расчета объема питания: — В первые 10 дней жизни: Суточный объем молока: 70(80)×n, где n – число дней. 70 – если масса при рождении 3200 г и ниже; 80 — если масса при рождении более 3200 г. Разовый объем молока = n • 10, где n – число дней.
— После 10 дней жизни подсчет суточного количества молока калорийным или объемным методом. Калорийный метод: Учитываются энергетические потребности детей: 1 -ое полугодие жизни – 115 ккал/кг, 2 -ое полугодие жизни – 110 ккал/кг. Калорийность смеси: 680 ккал/л.
Объемный метод: Менее точен, но более прост. Суточный объем молока в возрасте: 10 дней-2 мес. : 1/5 массы тела; 2 -4 мес. : 1/6 массы тела; 4 -6 мес. : 1/7 массы тела; 6 -8 мес. : 1/8 массы тела; 8 -12 мес. : 1/9 массы тела. Суточный объем пищи детей 1 -го полугодия жизни не должен превышать 1000 мл, второго – 1100 мл.
Несмотря на несомненные достоинства грудного молока, по мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона и введении к грудному молоку дополнительных продуктов – прикорма. Прикорм – пищевые продукты, отличные от материнского молока и дополняющие рацион ребенка различными пищевыми веществами.
Основная цель введения прикорма: 1. Дополнительное поступление пищевых нутриентов, необходимых для обеспечения дальнейшего роста и развития ребенка. 2. Стимуляция ферментативной деятельности ЖКТ. 3. Развитие жевательного аппарата и глотания. 4. Стимуляция моторики кишечника. 5. Формирование и развитие вкусовых привычек.
Прикорм вводится не ранее 4 -х месяцев. К этому возрасту ЖКТ морфологически и функционально становится более зрелым, более толерантным. Оптимальный срок введения прикорма в период с 4 -х до 6 -и месяцев, так как позднее введение прикорма (после 6 мес. ) может вызвать выраженный дефицит микронутрентов (железо, цинка и др. ) и необходимость быстрого введения большого ряда продуктов, что приводит к повышенной антигенной нагрузке, а так же к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи.
Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей пищеварительной системы, органов выделения, обмена веществ, а также степени развития и особенностей функционирования ЦНС.
Правила введения прикорма: 1. Прикорм дается с ложечки перед кормлением грудью, когда ребенок достаточно голоден. 2. Прикорм дается, начиная с малых количеств – 5 -20 г, после чего доводят постепенно (за 5 -7 дней) до необходимого объема (150 -180 гр). 3. Переходить к другому виду прикорма только после того, как ребенок привыкает к первому виду. 4. В период введения прикорма основным видом питания ребенка остается грудное молоко. 5. Блюда прикорма по консистенции должны быть гомогенны и не вызывать у ребенка затруднений при глотании.
6. Овощной прикорм начинают с одного вида овощей, затем постепенно вводят другие овощи. Введение фруктовых пюре и каш также начинают с монокомпонентных продуктов. 7. В качестве прикорма лучше использовать продукты промышленного производства (соки, фруктовые пюре, овощные пюре, каши), отличающиеся стабильным составом и изготавливаемые из экологически чистого сырья, обогащенные витаминами, имеющие различную степень измельчения. 8. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров. 9. Для сохранения лактации в период введения прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребенка к груди.
Ориентировочная схема введения прикорма: — в 4 мес. : соки осветленные (яблочный, грушевый) с ½ ч. л. , увеличивая за 5 -7 дней до 30 мл; к 5 мес. – 50 мл и к концу 1 года – 100 мл. С 5 мес. – соки поликомпонентные, после 6 мес. – высокоаллергенные соки (апельсиновый, мандариновый, клубничный, томатный). — с 4, 5 мес. : фруктовые пюре из тех же плодов, в той же последовательности, в том же объеме, что и соки.
— с 5 мес. : первое блюдо прикорма – овощное пюре, начиная с 1 ч. л. , постепенно увеличивая до 50 -200 мл, и полностью заменяют одно кормление грудным молоком. Начинают с монокомпонентного пюре из цветной капусты, кабачков, брокколи. С 5, 5 мес. – ассортимент расширяют за счет тыквы, белокочанной капусты, затем картофеля, моркови. До 6 мес. – гомогенизированная степень измельченности. С 6 мес. – протертые. С 9 мес. крупноизмельченные.
— с 5, 5 -6 мес: второе блюдо прикорма – каши, являются уникальным источником практически всех пищевых веществ. Начинают с безглютеновых каш (рисовая, гречневая), позднее кукурузная, пшеничная, овсяная. С 8 мес. – из 3 -х и более злаков. Начинают с 5 -10 мл, увеличивая до 150 -180 мл, к концу 1 -го года — до 200 мл. — с 6 мес. : мясо в виде пюре, начиная с ¼ ч. л. , увеличивая в течении 7 -10 дней до 30 г/сутки, с 8 мес. – 50 г, с 9 мес. – 60 -70 г/сутки. Начинают с нежирной говядины, телятины. Можно использовать мясо индейки, кролика, курицы, нежирную свинину.
— с 6 -6, 5 мес. : творог с 1 ч. л. , увеличивая до 40 г, и к концу 1 -го года до 50 г. — с 7 мес. : яичный желток, сваренный вкрутую, начиная с ¼ , в 8 мес. – ½ желтка. — с 8 мес. : третье блюдо прикорма – кисломолочные продукты: кефир, йогурты – в объеме не более 200 мл в сутки. — с 8 мес. : рыбное пюре с 1 ч. л. , увеличивая до 30 г и к концу года до 60 г. Дают 1 или 2 раза в нед. — с 7 мес. : сухари, печенье: 3 -5 г и к году 10 -15 г. — с 8 мес. : пшеничный хлеб: 5 г и к году — 10 г. — с 5 мес. : растительное и сливочное масло: 1 -3 мл и к концу года до 5 мл.
— Пища грудного ребенка должна быть малосоленой, т. к. из-за незрелости почек снижена концентрационная способность. В возрасте до 3 -х лет – не более 3 г соли в сутки. — После введения в рацион всех видов прикорма возможно постепенное отлучения ребенка от груди в возрасте 1 года. При достаточной лактации кормление грудью можно продолжить до 1, 5 лет, уменьшив частоту прикладывания к груди до 1 -3 раз.
Потребность в энергии и основных пищевых веществах Количество энергии: 1 -ое полугодие – 115 ккал/кг, 2 -ое полугодие – 110 ккал/кг. Б 0 -3 мес. 4 -6 мес. Ж У 2, 2 г/к 6, 5 г/к 13 г/кг г г 2, 6 г/к 6, 0 г/к 13 г/кг г г
Несмотря на все преимущества грудного вскармливания нередко возникает необходимость перевода ребенка на искусственное или смешанное вскармливание. Такой перевод должен быть четко обоснован, т. к. является для ребенка стрессовой ситуацией. Искусственное вскармливание (ИВ) называется такой вид вскармливания , когда грудное молоко в суточном рационе ребенка либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 общего объема пищи. Основным показанием для перевода ребенка на ИВ является отсутствие молока у матери – агалактия.
Правила проведения искусственного вскармливания: 1. Кормление проводится адаптированными молочными смесями. 2. Смесь для кормления ребенка выбирается в зависимости от возраста, фоновых состояний ребенка, индивидуальной непереносимости. 3. Введение смеси необходимо с небольших количеств, увеличивая за 5 -7 дней до необходимого по возрасту объема.
4. Должен соблюдаться режим кормления: в 1 ом полугодии – 6 -7 раз с интервалом 3 -3, 5 часа; с 5 мес. – 5 раз в сутки с интервалом 4 часа. 5. Суточный объем питания рассчитывается объемным или калорийным методом. 6. Необходимо назначить дополнительно жидкость (кипяченую воду, воду для детского питания) в объеме 80 -100 мл. 7. Потребность в калориях и пищевых ингредиентах такая же, как при грудном вскармливании. 8. Схема введения прикорма, как при грудном вскармливании.
Принципы изменения состава коровьего молока для создания адаптированных молочных смесей 1. Снижение общего содержания Б (до 1, 41, 6 г/100 мл, в грудном молоке 0, 91, 2 г/100 мл). 2. Коррекция белкового и аминокислотного состава (добавление сывороточных белков, цистеина, таурина). 3. Изменение состава Ж: частичная или полная замена животного Ж на растительные масла, богатые ПНЖК.
4. Увеличение уровня У за счет дополнительного введения лактозы и др. сахаров. 5. Коррекция минерального состава: уменьшение Na, Са, К. 6. Обогащение комплексом витаминов и микроэлементов (Fe, Zn, селен и др. ) 7. Обогащение биологически активными соединениями (таурином, карнитином, нуклеотидами). 8. Обогащение бифидогенными факторами.
Классификация современных адаптированных смесей: 1. По возрасту: — начальные (от 0 до 6 мес. ) — последующие (от 6 мес. до 1 года) — для детей от 0 до 12 мес. 2. По консистенции: — сухие. — жидкие. 3. По РН: — пресные. — кисломолочные.
1. Начальные смеси: Состав их максимально приближен к грудному молоку: «Нутрилон-1» , «Агуша 1» , «Нутрилак 0 -6» , «НАН 1» . 2. Последующие смеси: Содержат более высокое количество Б, Fe, выше энергетическая ценность, что соответствует возрастным потребностям детей 2 -го полугодия жизни в энергии и пищевых веществах: «Нутрилон 2» , «Нутрилак 6 -12» , «Агуша 2» , «НАН 2» . Смеси от 0 до 12 мес. используются в питании детей в течении всего 1 -го года жизни.
3. Жидкие смеси: «Агуша 1 и 2» , «Тутелли» , «НАН 1» имеют ряд преимуществ: — готовы к употреблению; — исключается неправильная дозировка порошка; — гарантируется качество применяемой воды.
Кисломолочные смеси (КМС) – широко используются в питании детей 1 -го года жизни. Классификация КМС: 1. по степени адаптации: — адаптированные: «НАН кисломолочный» , «Агуша кисломолочная» , «Нутрилак КМ» ; — неадаптированные: биолакт, ацилакт, кефир, биокефир, бифидок и др. 2. по консистенции: — жидкие: биокефир, йогурты и т. д. ; — пастообразные: детский творог; — сухие: «НАН кисломолочный» , «Лактофидус» .
Физиологические эффекты КМС: 1. Антиинфекционное действие: — нормализация микрофлоры кишечника; — стимуляция иммунного ответа; — синтез антибактериальных веществ – антибиотиков; — бактерицидное действие молочной кислоты. 2. Нормализация моторики кишечника. 3. Снижение аллергенности. 4. Повышение усвоения лактозы при лактазной недостаточности. 5. Антиканцерогенное действие.
Для приготовления КМС используются специальные штаммы лактобактерий и бифидобактерий. КМС используются в питании здоровых детей раннего возраста, в лечебном питании детей при заболеваниях кишечника, пищевой аллергии, лактазной недостаточности и других заболеваниях. Адаптированные КМС назначаются детям с первых недель жизни. Соотношение кислых и пресных смесей в суточном рационе должно быть 1: 2 – 1: 1. Неадаптированные КМС назначаются с 8 мес. , как 3 -е блюдо прикорма.
Смеси для лечебного питания: 1. Для вскармливания маловесных детей (недоношенных, с низким весом при рождении, с гипотрофией): «Пре НАН» , «Пре Нутрилак» , «Пре Нутрилон» . Эти смеси хорошо перевариваются и усваиваются в условиях функциональной незрелости ЖКТ. 2. Для детей с привычными срыгиваниями, запорами, коликами в возрасте от 0 до 12 мес. : «Нутрилон Антирефлюкс» , «Нутрилак Антирефлюкс» , «Фрисовом» .
3. Детям на искусственном вскармливании с первичной и вторичной лактазной недостаточностью: «НАН безлактозный» , «Нутрилон низколактозный» , «Нутрилак безлактозный» . 4. Детям с аллергией к белкам коровьего молока назначают: — смеси на основе высокогидролизованного белка: «Алфаре» , «Нутрилак нептиды СЦТ» , «Фрисопен АС» . — смеси на основе частично гидролизованного белка: «Нутрилак ГА» , «Нутрилон ГА 1 и 2» , «НАН ГА 1 и 2» .
Смешанное скармливание – это сочетание кормления ребенка первого года жизни грудным молоком, объем которого составляет не менее 1/5 суточного объема пищи, и адаптированными молочными смесями. Молочные смеси, используемые для восполнения недостаточного объема грудного молока, называются докормом. В качестве докорма применяются те же молочные смеси, что и при искусственном вскармливании.
Основное показание для перевода на смешанное вскармливание – гипогалактия у матери. Гипогалактия бывает: — первичная – вследствие нейроэндокринных нарушений в организме женщины, встречается редко; — вторичная – в подавляющем большинстве случаев.
Причины вторичной гипогалактии: 1. Отсутствие у женщины доминанты лактации (психологического настроя) 2. Эмоциональные стрессы. 3. Нарушения правил грудного вскармливания (позднее прикладывание к груди, редкое прикладывание к груди). 4. Раннее и необоснованное введение докорма смесями. 5. Болезни матери, переутомление.
Основные симптомы гипогалактии: 1. Малая прибавка массы тела за месяц. 2. Беспокойство ребенка, беспокойный сон. 3. Уменьшение суточного объема мочи – симптом «сухих пеленок» . 4. Редкий, скудный стул плотной консистенции. Окончательный диагноз гипогалактии может быть поставлен после определения суточного объема лактации, которое осуществляется с помощью контрольного взвешивания ребенка до и после кормления в течении суток.
Методы стимуляции лактации при вторичной гипогалактии: 1. Более частое прикладывание ребенка к груди, сохранение ночного кормления. 2. Воздействие на психологический настрой матери. 3. Ориентация всех членов семьи на поддержку грудного вскармливания. 4. Урегулирование режима дня и питания матери, оптимальный питьевой режим за счет дополнительного использования жидкости (не менее 1 л в виде чая, компотов, соков).
5. Контрастный душ на область молочных желез, мягкое растирание груди махровым полотенцем. 6. Использование специальных продуктов промышленного производства, обладающих лактогенным действием: «Лактамил» , «Млечный путь» (Россия). 7. Использование чаев с лактогенным действием для кормящих матерей: «Тип. Топ» , «Хи. ПП» , «Хумана» . 8. Сборы трав: лактовит, лактоген. 9. Гомеопатические препараты: млекоин. При безуспешности проведенных мероприятий ребенку вводят докорм.
Правила проведения смешанного вскармливания: 1. Докорм давать только после кормления грудью. 2. Прикладывать к груди каждое кормление, при невозможности – не менее 3 -х раз в сутки. 3. Даже при небольшом количестве молока у матери кормление грудью надо продолжать как можно дольше.
4. Ориентировочно объем докорма определяется по результатам контрольного взвешивания. 5. Докорм лучше давать чайной ложкой или из чашки, так как более легкое поступление молока через соску может привести к отказу ребенка от груди. 6. Сроки введение прикорма, потребность в основных пищевых веществах и энергии такие же, как при грудном вскармливании.