Принципы питания детей школьного возраста

Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

принципы питания детей школьного возраста Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде Принципы здорового питания

Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

  • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
  • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
  • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
  • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
  • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
  • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
  • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
  • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
  • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

принципы питания детей школьного возраста Включите в рацион ребенка свежевыжатые соки из овощей и фруктов Потребности ребенка-школьника

6-9 лет

10-13 лет

14-17 лет

Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

Потребность в белках (г в день)

80-90

90-100

100-110

Потребность в жирах (г в день)

85-95

90-100

Потребность в углеводах (г в день)

320-260

360-400

400-440

Творог

50 г

50 г

60 г

Мясо

140 г

170 г

200-220 г

Молоко и молочные продукты

500 мл

500 мл

500-600 мл

Яйца

1 штука

1 штука

1 штука

Сыр

10-15 г

10-15 г

10-15 г

Рыба

50 г

50 г

60-70 г

Сахар и сладости

70 г

80 г

80-100 г

Хлебобулочные изделия

225 г

300 г

300-400 г

Из них ржаной хлеб

75 г

100 г

100-150 г

Мука

25 г

30 г

30-35 г

Крупы, макароны и бобовые

35-45 г

50 г

50-60 г

Овощи

275-300 г

300 г

320-350 г

Картофель

200 г

250 г

250-300 г

Фрукты сырые

150-300 г

150-300 г

150-300 г

Фрукты сушеные

15 г

20 г

20-25 г

Сливочное масло

25 г

30 г

30-40 г

Растительное масло

10 г

15 г

15-20 г

Режим питания

На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

  • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
  • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
  • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
  • Ужинает дома примерно в 19 часов.

Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

  • Завтракает дома в 8-9 часов.
  • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
  • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
  • Ужинает дома примерно в 20 часов.

Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

принципы питания детей школьного возраста Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня Какими способами лучше готовить пищу?

Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

Какие продукты нужно ограничить в рационе?

Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

  • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
  • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
  • Маргарин.
  • Не сезонные фрукты и овощи.
  • Сладкую газировку.
  • Продукты с кофеином.
  • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
  • Острые блюда.
  • Фастфуд.
  • Сырокопченые колбасы.
  • Грибы.
  • Блюда, которые готовятся во фритюре.
  • Соки в пакетах.
  • Жвачки и леденцы.

принципы питания детей школьного возраста Газированные напитки и продукты с вредными добавками стоит по максимуму исключить из рациона Какие давать жидкости?

Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

Как составлять меню?

  • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
  • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
  • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
  • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
  • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

принципы питания детей школьного возраста Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды Пример правильного меню на неделю

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Понедельник

Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из капусты и моркови (100 г)

Борщ (300 мл)

Котлета из кролика (100 г)

Картофельное пюре (200 г)

Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Апельсин (100 г)

Печенье (50 г)

Омлет с зеленым горошком (200 г)

Настой шиповника (200 мл)

Хлеб (75 г)

Вторник

Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из свеклы (100 г)

Бульон с яйцом (300 мл)

Биточки из говядины (100 г)

Тушеная капуста с кабачками (200 г)

Яблочный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Булочка с творогом (100 г)

Яблоко свежее (100 г)

Картофельные зразы с мясом (300 г)

Чай с медом (200 мл)

Хлеб (75 г)

Среда

Омлет с сыром (200 г)

Рыбная котлета (100 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Баклажанная икра (100 г)

Картофельный суп с клецками (300 мл)

Тушеная печень (100 г)

Кукурузная каша (200 г)

Фруктовый кисель (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Запеченное яблоко (100 г)

Овсяное печенье (50 г)

Блины с творогом и изюмом (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Четверг

Гречневая молочная каша (300 г)

Цикорий (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из редиса и яйца (100 г)

Рассольник домашний (300 мл)

Куриная котлета (100 г)

Цветная капуста отварная (200 г)

Гранатовый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Пирожок с яблоками (100 г)

Запеканка из вермишели и творога (300 г)

Чай с вареньем (200 мл)

Хлеб (75 г)

Пятница

Творожные оладьи с медом (300 г)

Чай с молоком (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

Бульон с лапшой (300 мл)

Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

Компот из винограда и яблок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Фруктовое желе (100 г)

Простокваша (200 мл)

Бисквит (100 г)

Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

Кефир (200 мл)

Хлеб (75 г)

Суббота

Овсяная каша с ягодами (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Кабачковая икра (100 г)

Свекольник (300 мл)

Запеченная рыба (100 г)

Картофель отварной с зеленым горошком (200 г)

Персиковый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молочное желе (100 г)

Чай (200 мл)

Булочка с изюмом (100 г)

Омлет с помидорами (200 г)

Цикорий с молоком (200 мл)

Хлеб (75 г)

Воскресенье

Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

Чай с медом (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из огурцов и помидор (100 г)

Суп-пюре из овощей (300 мл)

Биточки из кальмара (100 г)

Отварные макароны (200 г)

Томатный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Груша (100 г)

Творожное печенье (50 г)

Картофельные котлеты со сметаной (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Несколько полезных рецептов Рыбные зразы с творогом

Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

Рассольник

Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

Заливные шарики из мяса

Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

принципы питания детей школьного возраста Кормите ребенка-школьника с общего стола и показывайте своим примером, как нужно питаться Возможные проблемы

В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.

Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

Быстрые перекусы в школьной столовой

Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.

Отсутствие аппетита из-за стресса

Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.

принципы питания детей школьного возраста Отсутствие аппетита часто бывает вызвано стрессом. Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

  • Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
  • У него появились проблемы со стулом.
  • Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
  • Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
  • На коже появились высыпания.

Переедание

Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.

принципы питания детей школьного возраста Неправильное питание и стрессы — самые частые причины повышенного веса ребенка Советы

  • Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
  • Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
  • Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

Питание детей дошкольного и школьного возраста отличается от питания в раннем детском возрасте как в количественном, так и в качественном отношении. Дети этого возраста едят преимущественно ту же пищу, что и взрослые. Однако потребности в энергии и в пластических веществах у детей относительно выше, что обусловлено более интенсивным обменом веществ, высокими темпами развития и роста детского организма.

Масса тела ребенка с 3 до 7 лет возрастает в среднем с 15 до 25 кг, увеличение длины тела составляет 20—30 см. В школьном возрасте масса тела увеличивается ежегодно в среднем на 2 кг, длина тела — на 4—5 см, а в период полового созревания темпы физического развития существенно возрастают — ежегодная прибавка массы тела может составлять 3-5 кг, а длина тела — 6—10 см. Несоблюдение принципов сбалансированности, мультикомпонентности питания может отразиться не только на линейных размерах тела, но и на размерах, дифференцировке, функциональном состоянии отдельных органов и систем. Для растущего организма особенно необходим полноценный белок. Количество животных белков в пище ребенка3-4 лет должно составлять65—70%, 5-10 лет — 60% и 11-17 лет — не менее 50%от общего их количества.

Необходимость в полиненасыщенных жирных кислотах. Жирами покрывается около 30—35% всей калорийности питания. При этом жиры в растущем организме выполняют не только энергетическую, но и пластическую роль. Они входят в состав клеточных мембран, ферментов, гормонов, оказывают влияние на всасывание некоторых витаминов (жирорастворимых), минеральных солей и др. Удовлетворение потребности организма в жирах происходит в первую очередь за счет сливочного и растительного масел, сливок, молока, творога и других молочных продуктов, яиц. Избыток жиров, особенно тугоплавких (баранина, говядина, свинина), недопустим, поскольку он приводит к нарушению ферментативной обработки пищи, снижению аппетита и т. д.

Углеводы в организме ребенка используются в основном как источник энергии. Потребность детей в углеводах удовлетворяется в основном за счет овощей и фруктов, содержащих полисахариды, клетчатку, минеральные вещества, витамины. Не следует злоупотреблять рафинированными (легкоусвояемыми) углеводами — сахаром, кондитерскими изделиями, выпечкой, хлебом, прежде всего белым, крупами, макаронными изделиями. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Излишек углеводов угнетает аппетит, может способствовать бродильным процессам в кишечнике, приводить к развитию избыточной массы тела. Суточная калорийность рациона на 50% должна покрываться за счет углеводов.

В процессе роста требуются определенные количества минеральных веществ в оптимальном соотношении. При формировании костной, мышечной и других тканей организм нуждается в поступлении солей кальция, фосфора, железа, магния, калия, натрия, а также меди, цинка, кобальта и других микроэлементов. Потребность в солях кальция удовлетворяют за счет введения в рацион молока и молочных продуктов, особенно сыра. Наибольшее количество фосфора содержится в продуктах животного происхождения: в рыбе, молоке, мясе, яичном желтке и др. Чтобы обеспечить организм ребенка железом, в рацион следует включать достаточное количество продуктов животного происхождения, в частности мяса, яиц, бобовых, овсяной крупы, творога. В коровьем молоке количество железа очень невелико (0,5 мг в литре).

Необходимый набор продуктов для детей 6—17 лет

Наименование продуктов

Норма на одного ребенка школьного возраста, г

Хлеб: ржаной пшеничный

Мука: пшеничная

картофельная

Крупа, бобовые, макаронные изделия

Картофель

Овощи и другая зелень

Фрукты свежие

Соки

Фрукты сухие

Сахар

Кондитерские изделия

Кофе

Какао

Чай

Мясо

Птица

Рыба и сельдь

Колбасные изделия

Молоко, кисломолочные продукты

Творог

Сметана

Сыр

Масло: сливочное

растительное

Яйцо (шт.)

Специи

Соль

Дрожжи

Важное значение имеет обеспечение детей достаточным количеством витаминов.

Режим питания детей дошкольного и школьного возраста предусматривает 4-разовый прием пищи. В первую половину дня дети должны есть белковую пищу, которая более длительно задерживается в желудочно-кишечном тракте, а во вторую — углеводную и молочно-растительную.

Завтракдля детей дошкольного возрастасоставляет25%суточной калорийности (7 ч 30 мин -8ч),обед — 35-40%(12-13 ч),полдник — 10%(16-16 ч 30 мин),ужин — 20-25%(19-19 ч 30 мин). При 5-разовом питании ребенок может получить стакан кефира или фрукты непосредственно перед сном.

Если дети посещают школу в первую смену, то устанавливают следующий режим питания: 1-й завтрак — 7 ч 30 мин -8ч. (20% суточной калорийности), 2-й завтрак — в школе в 11 ч 30 мин (20—30% суточной калорийности), обед (около 40% суточной калорийности) — дома в 14 ч 30 мин—15 ч 30 мин, ужин -19 ч 30 мин (20% суточной калорийности).

Необходимо строго соблюдать режим питания, исключить «кусовничания», что может ухудшать аппетит и усвоение пищи. Кондитерские изделия, фрукты, ягоды, мороженое, а также соки дают только в часы приема пищи.

Важное значение в питании придают объему поступающей пищи. Ориентировочно объемную массу продуктов суточного стола можно рассчитать следующим способом: 1000 + 150 nг или мл (не считая чая и напитков), где п — количество лет (табл. 1.58). Естественно, возможны индивидуальные колебания. Избыточный объем пищи ухудшает функционирование органов. Важна продолжительность приема пищи. Продолжительность завтрака и ужина должна составлять 15 минут, обеда — 30. Более быстрая или медленная еда отрицательно влияет на организм ребенка. С 4-летнего возраста детей приучают пользоваться вилкой, а с 5-летнего возраста — ножом, причем дети должны правильно держать в руках столовые приборы.

Рациональное питание не только способствует нормальному физиологическому развитию ребенка, но и является важнейшим фактором профилактики различных заболеваний.

здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны (Академик Российской Академии Образования, Директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук М.М. Безруких).

ребенок должен питаться теми продуктами, которые являются для него наиболее естественными в соответствующем возрасте. И, наверняка, отсутствует надобность доказывать кому-либо, что нет и не может быть для новорожденного ребенка ничего более ценного (естественного), чем материнское молоко. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальное развитие и рост ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания детей необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах. поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи. При неправильном питании различные болезненнее состояния возникают тем чаще, чем меньше возраст ребенка.

В ОСНОВУ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени – главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка. Это способствует установлению взаимодействия между пищевыми центрами и секреторным аппаратом желудка, а значит, благотворно влияет на функционирование пищеварительного тракта, деятельность всех отделов которого тесно взаимосвязана.

. Питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период, то есть необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и всего организма в целом. Характер и режим питания должны изменяться в соответствии с возрастом.

. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой. Для грудного возраста это соотношение составляет 1:3:6, для дошкольного — 1:1:3(4), для школьного — 1:1:4(5).

. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей организма ребенка, состояния его здоровья, реакции на пищу и др.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА По своему составу и свойствам молозиво и грудное молоко являются наиболее ценными продуктами питания для ребенка периода новорожденности и грудного возраста. Грудное молоко – основная еда ребенка в течение первых 5-6 месяцев жизни, однако потребности быстро развивающегося детского организма в питательных веществах постоянно возрастают, в связи, с чем изменяется и характер питания.

Начиная со второго месяца в рацион ребенка постепенно вводят осветленные фруктовые соки (яблочный, черносмородиновый, вишневый) и фруктовые пюре, чтобы к концу второго месяца ребенок получал 30 мл (6 чайных ложек) сока и 20 г (4 чайные ложки) пюре в сутки.

На третьем месяце основным продуктом питания остается грудное молоко, но ассортимент используемых соков расширяется. Ребенку можно давать сливовый, клюквенный, персиковый, айвовый, абрикосовый, гранатовый, морковный, свекольный, черничный и брусничный соки. Суточное количество их остается прежним – 30 мл.

Начиная с четвертого месяца ребенку можно давать соки с мякотью в объеме 30 мл и несколько увеличивать суточное количество фруктового пюре – до 40 г. С 3,5 месяцев в рацион вводят сваренного вкрутую яичного желтка. !!! В первые 4 месяца ребенок получает шестиразовое питание.

На пятом месяце грудное молоко уже не может обеспечивать пищевые потребности организма ребенка, поэтому вводят первый прикорм в виде овощного пюре, которым, увеличивая объем до 150 г, заменяют одно кормление грудью, а ребенка постепенно переводят на пятиразовое питание. В овощное пюре целесообразно добавлять яичного желтка. Одновременно с прикормом в рацион вводят творог, начиная с 3-5 г, и постепенно доводят его количество до 20 г. Объем фруктовых соков увеличивают до 40-50 мл, а количество фруктового пюре – до 50 г.

С шестого месяца вводят второй прикорм в виде каши (5%-ная, а затем 10%-ная), объем которой постепенно доводят до 150 г, и заменяют ею еще одно молочное кормление. Объем фруктовых соков увеличивают до 50-60 мл, фруктовое пюре – до 50-60 г.

На седьмом месяце в рацион ребенка дополнительно вводят мясной бульон в объеме 20 мл, который дают вместе с овощным пюре. К концу седьмого месяца добавляют отварное мясо и субпродукты – печень, язык в количестве 20-30 г, которые перед приготовлением блюд измельчают, дважды пропуская через мясорубку. Суточное количество творога составляет 40 г.

Количество грудного молока у матери к восьмому месяцу жизни ребенка существенно уменьшается, что требует как увеличения объема пищи, так и изменения ее количественного состава. В этот период в рацион ребенка включают новый для него продукт питания – кефир, которым заменяют еще одно молочное кормление. Объем всех блюд увеличивается: овощных пюре и каш – до 170 г, мясного бульона – до 30 г, мясного пюре – до 50 г, фруктовых соков и пюре – до 70 г. Объем творога по-прежнему составляет 40 г. В бульон добавляют сухари или 5 г белого хлеба. Кормление грудью в это время производят обычно 2 раза в сутки – в начале и в конце дня.

На девятом месяце объем блюд несколько увеличивается, а к десятому месяцу постепенно изменяется и способ обработки некоторых пищевых продуктов, используемых в питании ребенка. К этому времени у большинства детей уже имеются 4 зуба, что позволяет готовить ребенку более грубую пищу и приучать к ее пережевыванию. Вместо потертых мясных блюд можно готовит фрикадельки, которые подают в бульоне, супе или с овощным пюре.

К одиннадцатому месяцу количество молока у матери значительно уменьшается и его обычно хватает не больше чем на одно (утреннее кормление). Пищу дают ребенку более плотную, в меню постепенно включают новые блюда – запеканки, пудинги, отварную вермишель, паровые котлеты, тертые сырые овощи, кисели.

На двенадцатом месяце у большинства детей имеется уже 8 зубов, и в их рационе необходимо увеличивать количество более плотных блюд. В целом пищевой рацион ребенка такой же, как и в предыдущем месяце.

ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ После года характер питания ребенка существенно изменяется, что обусловлено возрастными изменениями, как органов пищеварения, так и всего организма в целом. К этому времени дети начинают, как правило, ходить и у них усиленно развивается мускулатура, что требует больших энергетических затрат, которые могут быть восполнены только при правильном питании.

Продолжается рост молочных зубов, ребенок уже может жевать пищу, у него развивается ее вкусовое восприятие. Эти факторы способствуют усиленной выработке пищеварительных соков в желудке, а, следовательно, лучшему перевариванию и усвоению пищи. Удельный вес жидкой и полужидкой пищи необходимо постепенно уменьшать и заменять ее более плотной. До полутора лет ослабленному ребенку лучше сохранить пятиразовое кормление, но обычно для здоровых детей организуют четырехразовое питание.

В питании детей старше года основная роль принадлежит продуктам, богатым животными белками, — молоку, молочным продуктам, мясу, субпродуктам (печень, язык), птице, яйцам. С двухлетнего возраста в рацион детей необходимо вводить салаты из вареных и сырых овощей, вареное и тушеное мясо (небольшими кусочками).

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ Для детей этого возраста по-прежнему важно соблюдать режим питания и определенные промежутки между кормлениями. Уже с трех лет детям можно давать пищу обычной кулинарной обработки, только без острых приправ и пряностей. Характерной особенностью рациона является увеличение в нем доли углеводов за счет крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий, а также растительных белков и жиров. Углеводы и жиры покрывают значительные энергетические затраты, которые характерны для детей этой возрастной группы. По-прежнему, как и для детей, более младшего возраста, в питании необходимо широко использовать молоко, молочные и мясные продукты как источники животного белка, а также овощи, фрукты и фруктовые соки как источники витаминов и минеральных веществ.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для школьного периода жизни ребенка, охватывающего возраст от 6-7 до 17 лет, характерны следующие особенности развития организма: интенсивный рост и связанное с этим увеличение массы костной (скелета) и мышечной тканей, сложные изменения в обмене веществ, обусловленные окончательным становлением функции желез внутренней секреции, значительная нагрузка на центральную нервную систему, в частности на головной мозг. Следовательно, для обеспечения всех этих жизненно важных процессов необходимо организовать правильное и полноценное питание, обеспечить повышенные потребности ребенка в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.

В связи с усиленным ростом особенно важно включение в рацион продуктов, богатых белками, причем белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от их общего количества. Столь же необходимы организму ребенка в этот период и жиры, как животные (сливочное масло), так и легкоусвояемые растительные, доля которых должна составлять не менее 20% от общего количества жиров.

В этот период жизни особенно велика потребность детей в углеводах, что объясняется как повышенными энергетическими затратами организма в целом, так и интенсивной работой головного мозга, для нормального функционирования которого углеводы, а именно образующаяся из них глюкоза, являются главным энергетическим материалом.

Обеспечить организм школьника достаточным количеством полноценных питательных веществ можно только при включении в рацион разнообразных продуктов питания.

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *