Питание детей первого года жизни и детей старше года

За последние годы существенно изменились подходы к вскармливанию детей раннего возраста. Особенно это относится к детям первого года жизни, характеризующимся интенсивным ростом и развитием и являющимся наиболее критическим периодом жизни. А так как относительно ограничены возможности ферментативных систем желудочно-кишечного тракта, то и велики требования не только к количеству, но и химическому составу поступающих пластических пищевых веществ. Он должен соответствовать физиологическим особенностям желудочно-кишечного тракта и уровню обменных процессов.

Все это послужило основанием для пересмотра сложившегося ранее отношения к вскармливанию ребенка женским молоком, сроков коррекции питания и введения прикорма. Появление в настоящее время адаптированных смесей для детского питания высокого качества позволило наиболее рационально подойти и к искусственному вскармливанию. Пересмотрен также питьевой режим и режим вскармливания.
Три основных вида вскармливания используется на первом году жизни ребенка: естественное, искусственное, смешанное.

Естественное вскармливание — вид вскармливания, когда ребенок первые 4-4,5 месяца получает женское молоко в полном суточном объеме или его доля составляет не менее 80%.
Искусственное вскармливание представляет собой вид вскармливания, при котором ребенок получает только молочные смеси или доля женского молока в суточном объеме питания составляет менее 20%.
Смешанное вскармливание предусматривает сочетание женского молока в объеме менее 80%, но более 20% от суточной нормы питания ребенка с докормом молочными смесями.
Педиатры всего мира все более убеждаются в необходимости естественного вскармливания для правильного роста и развития ребенка первого года жизни. Это связано с биологическими характеристиками женского молока. Оно обладает оптимальным и сбалансированным составом, высокой усвояемостью, широким спектром биологически активных веществ — ферментов, гормонов, антител и др. Наличие бифидогенных факторов обеспечивает формирование нормального биоценоза кишечника. При естественном вскармливании снижается риск развития аллергических состояний.
Кроме того, психоэмоциональный контакт между матерью и ребенком во время кормления оказывает благоприятное воздействие на формирование в дальнейшем у ребенка поведенческих реакций и влияет на его интеллектуальное развитие. В связи с этим женское молоко можно рассматривать как «золотой стандарт», единственно незаменимый продукт, созданный самой природой для вскармливания детей первого года жизни.
В международном документе ООН «План действий по осуществлению декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», подписанном и представителями России поставлена цель по обеспечения кормления всеми женщинами своих детей грудным молоком в течение первых 4-6 месяцев жизни. Во втором полугодии жизни к грудному вскармливанию добавляется еще и введение прикорма. Требование это обосновано научными исследованиями, проведенными в различных странах мира. Бороться за сохранение грудного вскармливания должен весь персонал женских консультаций, роддомов и детских поликлиник.

Естественное вскармливание

Важной задачей в работе участкового педиатра должно стать сохранение естественного вскармливания у максимального количества детей первого года жизни. Это может быть достигнуто с помощью убеждения матери в преимуществах грудного вскармливания ребенка и обеспечения его гармоничного развития. Грудное вскармливание бывает успешным лишь тогда, когда мать уверена, что именно она может дать своему ребенку все необходимое и для этого она предпринимает все, чтобы сохранить лактацию. Кормящим матерям необходимо объяснить, как подготовиться к лактации поддерживать ее. При этом акцент должен быть сделан, в первую очередь, на необходимость сбалансированного питания.
В случае невозможности кормления ребенка грудью (госпитализация, выход на работу, причины, связанные со строением груди, и пороки развития ребенка) кормления следует продолжить сцеженным молоком. Для этого необходимо научить мать правильно сцеживать и хранить свое молоко. Сцеживание производят в соответствии с графиком кормлений в пластмассовые или стеклянные бутылочки, предварительно простелиризованные или в стерильные пакеты для сбора грудного молока. Грудное молоко хранится в холодильнике в течение 12 часов. По истечении этого времени молоко необходимо пастеризовать, при этом срок хранения молока увеличивается до 24 часов. Для хранения грудного молока можно использовать также морозильную камеру, при этом срок хранения может достигать 6 месяцев, а при температуре -20С — до 1 года. Перед кормлением бутылочку с молоком подогревают на водяной бане или под струей теплой воды до температуры 36,5-37С. После чего ее интенсивно встряхивают и перемешивают до получения однородности.
В последнее время появилось много сторонников свободного вскармливания детей. Свободное вскармливание, в том числе, рекомендовано ВОЗ. Однако наблюдения показывают, что этот метод имеет ряд недостатков: невозможность контролировать объем кормления, сцеживать молоко после кормления, что может привести к снижению лактации, беспокойство ребенка, неконтролируемая прибавка массы тела ребенка, особенно в первые месяцы. Этот метод оправдан лишь первые 10-14 дней жизни ребенка. В последующем младенец сам устанавливает индивидуальный режим кормлений, который, в зависимости от степени адаптации ребенка, может составлять от 6 до 8 раз в сутки. Однако практически все дети предпочитают при этом не соблюдать длительный ночной перерыв.

Для расчета объема пищи используется несколько методов:

1. Расчет питания первые 10 дней жизни ребенка производится по формуле Филькенштейна: объем кормления составляет 10хn, где n — число дней.
2. Объемный. Используется для расчета питания детей старше 10 дней. При этом учитывается фактическая масса тела. Ребенок от 10 дней до 2-х месяцев должен получать 1/5 часть от своего веса, от 2 до 4-х месяцев — 1/6, 4-5 месяцев — 1/7 часть массы тела, но не более 1 литра. Объем питания, равный 1 литру — суточный объем для ребенка старше 5 месяцев.
3. По формуле Шкарина. Ребенок в возрасте 2 месяцев (8 недель) должен получать в сутки 800 мл молока. На каждую неделю, недостающую до 8 недель вычитают 50 мл, а на каждый месяц после 2-х прибавляют 50 мл.
Грудное молоко является наиболее оптимальным для питания детей первых 4-5 месяцев жизни, но оно не может обеспечить растущий организм необходимыми витаминами и микроэлементами. Поэтому по мере взросления ребенка необходимо проводить коррекцию питания, вводя в рацион питания ребенка соки, овощные, фруктовые пюре. Это является основой правильного его развития, профилактики рахита, железодефицитных состояний, дисфункции пищеварительного тракта.
При естественном вскармливании с 3,5-4 месяцев следует вводить соки. Более раннее введение соков с 1,5-2 месяцев, как это было принято раньше, нецелесообразно, так как может приводить к нарушению процессов переваривания, аллергизации организма. Соки назначают между кормлениями, начиная с 2-5 капель, постепенно увеличивая дневную дозу. Суточное количество соков можно определить по формуле 10хn, где n — количество месяцев. Соки не входят в общий объем питания и не учитываются.
Лучшим первым соком является сок из зеленых яблок. Через 2 недели — 1 месяц после его введения можно давать морковный, капустный, черносмородиновый, гранатовый, вишневый и др. соки. При склонности к запорам можно использовать сливовый, морковный, свекольный соки, а при неустойчивом стуле — лимонный, вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный. Малиновый, клубничный, апельсиновый, мандариновый, томатный соки дают детям не раньше 6 месяцев, но с большой осторожность в силу их выраженных аллергизирующих свойств. После 4-х месяцев можно давать мякотные соки — грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый соки.
При появлении метеоризма у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, из рациона питания матери следует исключить продукты, способствующие газообразованию — капуста, бобовые, орехи, молоко, черный хлеб др. Ребенку можно давать чаи с ромашкой и фенхелем, которые сейчас можно в большом разнообразии найти на нашем рынке.
Через 2 недели после введения в рацион питания ребенка соков в возрасте 4-4,5 месяцев вводятся пюре из яблок, абрикосов и др. фруктов.
Со временем грудное молоко перестает удовлетворять потребности растущего организма и, кроме того, необходима тренировка развивающейся пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляция моторной активности кишечника. В этой целью в возрасте 4-5- месяцев вводится прикорм.
Более раннее введение прикорма показано при рахите, железодефицитной анемии, упорных срыгиваниях, запорах, отставании в физическом развитии, недоношенным детям.
Прикорм — это блюда, постепенно вытесняющие женское молоко (смеси), приучающие ребенка к взрослой пище. Он вводится с помощью ложечки, начиная с небольших объемов (1/2 чайной ложки), дополняя недостающий объем молоком или смесью. Постепенно в течение нескольких дней доводят объем до полного кормления.
Первый прикорм — овощное пюре. Введение овощного прикорма следует начинать с одного вида овощей (картофель, вымоченный в течение 10-12 часов, капуста, кабачок и др.). Это позволит в случае появления пищевой аллергии наиболее рано выявить аллерген и исключить его из рациона питания. На каждый новый вкус отводится не менее 2-х недель. Постепенно ассортимент овощей увеличивается, возможно приготовление овощных смесей, содержащих различные виды овощей. Позднее всего вводятся томаты, зеленый горошек, тыква.
Второй прикорм вводится только после замены одного кормления овощным прикормом. В качестве 2-го прикорма используются безглютеновые злаки (рисовая, гречневая, кукурузная мука), которые предотвращают развитие глютеновой энтеропатии. Первые 1-2 недели прикорм вводится в виде 5% каши, спустя 1-2 недели — 10% каша. Если ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к неустойчивому стулу, целесообразно в рацион питания вначале ввести кашу, а затем овощное пюре.
С 6-7 месяцев можно вводить в рацион желток куриного яйца, сваренного вкрутую, с ¼ части и растертого с грудным молоком, 2-3 раза в неделю. С 7-8 месяцев рекомендуется вводить творог с дозы 5-10 г перед основным кормлением. К году доза творога составляет 50 г. Более раннее введение творога, как это было принято раньше, нецелесообразно, так как необходимое количество белка ребенок получает с грудным молоком.
Мясо в виде мясного пюре вводится с 7 месяцев. В дальнейшем оно заменяется фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетками (10-12 месяцев).
С 7,5-8 месяцев начинает вводиться 3-й прикорм в виде кисломолочных продуктов. Могут назначаться также молочные продукты на основе коровьего молока с низким содержанием белка и оптимальным набором жирных кислот, минеральных веществ и витаминов.
Использовать неадаптированные молочные смеси в более раннем возрасте нецелесообразно, так как это может привести к аллергизации организма, нарушению кислотно-основного состояния, задержке физического развития ребенка.
С 8-9 месяцев вместо мясного блюда дается рыбное 1-2 раза в неделю. Можно давать хлеб, белые сухарики, печенье, они предварительно размачиваются в одном из видов прикорма. С 10-12 месяцев вводится тертый сыр.
Растительное масло вводится уже в первый прикорм, начиная с 1/2-1/3 чайной ложки до 1 чайной ложки к 12 месяцам. Сливочное масло вводится лишь, начиная с 6 месяцев.
Приблизительно к году ребенка начинают отлучать от груди. Если по достижению годовалого возраста ребенка у женщины сохраняется лактация и имеется обоюдное желание продолжить питание грудным молоком при условии, что оно сочетается с адекватным по возрасту прикормом, то этому не стоит противиться. В этом случае ребенок сам откажется от груди. Однако, кормление грудью свыше 3-х лет не может считаться оправданным, так как мешает нормальному развитию личности ребенка.
Гармоничное развитие ребенка, хорошее эмоциональное состояние, своевременное прорезывание зубов, своевременное формирование двигательной активности, хороший иммунитет, правильное формирование скелета служат признаками, указывающими на адекватное по возрасту и полноценное питание.

Смешанное и искусственное вскармливание

На смешанное и искусственное вскармливание следует переходить только в случаях, когда не удалось сохранить в достаточном объеме лактацию или по медицинским показаниям, как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
В настоящее время создано много адаптированных молочных смесей, как пресных, так и кисломолочных, сухих и жидких. Наибольшее распространение получили смеси от 0 до 12 месяцев жизни. Однако по современным данным при выборе той или иной смеси следует придерживаться возраста. Наиболее оптимальными для питания первого полугодия жизни являются смеси, в названии которых присутствует цифра «1». Эти смеси максимально приближены к женскому молоку, что, безусловно, способствует оптимальному росту и развитию ребенка.
По достижении ребенком возраста 5-6 месяцев следует переходить на смеси, в названии которых стоит цифра «2» или имеется запись о том, что данная смесь рекомендуется для кормления детей, начиная с 5-6 месяцев. Содержание белка и энергетическая ценность таких смесей выше, что соответствует возросшим потребностям организма.
При выборе смеси следует учитывать:
1. возраст ребенка. В первые 2 — 3 недели следует использовать для питания ребенка пресные смеси. В последующем в рационе питания могут присутствовать и кисломолочные смеси в соотношении 50:50;
2. степень адаптированности смеси. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени он нуждается в максимально адаптированных смесях;
3. индивидуальную переносимость смеси.

Несколько слов о лечебном питании

Лечебное питание играет огромную роль в терапии любого заболевания детского возраста. Питание при различных заболеваниях ребенка является мощным лечебным фактором, при котором правильно составленная диета становится ключевым механизмом, позволяющим воздействовать на нарушенные звенья метаболизма, нормализовать функции пищеварительной системы, активизировать защитные силы организма, что во многом определяет течение и исход болезни.
Все это послужило основание для разработки специальных видов лечебных продуктов с заданным составом в соответствии с особенностями патологии, при которых используется данный продукт.
Производство специализированных продуктов для диетического и лечебного питания в настоящее время представляет собой особое направление в деятельности ряда ведущих фирм, занимающихся выпуском детского питания.
Специальные научные исследования показали, что при большинстве заболеваний потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах и энергии практически не отличается от потребности здорового ребенка. И только если во время болезни значительно нарушаются обменные процессы, потребности в некоторых пищевых веществах могут меняться либо в сторону увеличения в связи с большим их расходованием больным организмом, либо снижаться из-за плохой переносимости того или иного ингредиента. При некоторых заболеваниях требуется качественное изменение какого-либо компонента — белка, жира или углеводов.
Учитывая особенности лечебного и диетического питания при различных патологических состояниях, промышленностью выпускается большой ассортимент специализированных продуктов, которые условно могут быть поделены на следующие основные группы:

1. Продукты на молочной основе.
2. Продукты на основе гидролизатов белка.
3. Продукты на основе растительного белка.

В каждой из основных групп можно найти продукты, содержащие тот или иной белковый, жировой или углеводный состав: высокобелковые, малобелковые, низколактозные, безлактозные смеси. Жидкие и сухие смеси, обогащенные железом, содержащие бифидогенные факторы и с добавлением бифидобактерий. Гипоаллергенные продукты с низкой и высокой степенью гидролиза белка. Продукты с низким содержанием или лишенные фенилаланина, безглютеновые и продукты на основе соевого белка.
Остается лишь добавить, что многие смеси содержать таурин и селен, необходимые для формирования центральной нервной системы, построения сетчатки глаза, коньюгации желчных кислот, осморегуляции, поддержания структур клеточных и субклеточных мембран и др.

Питание детей старше года

В питании детей старше года по-прежнему большая роль отводится молочным продуктам, которые должны входить в ежедневный рацион. Белковая часть рациона обеспечивается также за счет мяса, рыбы и птицы, причем ассортимент их значительно расширяется. Дети могут получать говядину, нежирные сорта свинины, мясо кур, кролика. После года детям также дают колбасные изделия — сосиски, вареные колбасы. Количество рыбы в рационе питания по сравнению с первым годом увеличивается до 3-х раз в неделю. Ребенок может получать цельное яйцо, однако больше, чем ½ яйца в день давать не следует.
Пища детей до 1,5 лет по кулинарной обработке отвечает тем же требованиям, что и на первом году жизни, старше 1,5 лет можно предлагать более густую пищу, а при появлении коренных зубов — салаты, отварное, тушеное мясо, порезанное кусочками. С этого же возраста необходимо приучать ребенка к самостоятельному питанию, активному жеванию твердой пищи, что способствует правильному развитию зубов, челюсти и лицевого скелета.

Питьевой режим

Существует мнение, что ребенок, находящийся на грудном вскармливании не нуждается в дополнительном введении жидкости. Однако, достаточно большое количество жидкости ребенок должен получать в первые дни после рождения, оправданно также введение 5% раствора глюкозы для восполнения энергетических затрат в период ранней адаптации ребенка и в связи с катаболической направленностью обмена веществ. В дальнейшем потребности ребенка в воде уменьшаются. Следует, однако, помнить, что при жирном грудном молоке ребенок нуждается в дополнительном введении жидкости. При этом потребности в воде в сутки составляют двойной объем кормления.
При искусственном вскармливании режим питья тот же, т.е. объем жидкости определяется потребностями ребенка. В жаркое время года, если температуры выше 25, суточный объем жидкости увеличивается в 1,5 раза, а при температуре 35 и выше — в 2 раза.
Детям старше года жидкость дается в виде молока, компотов, чая, минеральной воды. Суточное количество жидкости регулирует сам ребенок, в зависимости от характера пищи и времени года.

Особенности вскармливания недоношенных детей

Недоношенный ребенок, по сравнению с доношенным, отличается недостаточной зрелостью органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, лабильностью обменных процессов, большей интенсивностью нарастания массы тела и роста, низкой сопротивляемостью к различным факторам внешней среды.
Изучение моторики желудочно-кишечного тракта недоношенного ребенка показало выраженные отличия от взрослого человека и доношенного ребенка. У недоношенных детей снижен тонус нижних отделов пищевода, отсрочено опорожнение желудка, а способность сосать появляется у новорожденных только после 32 недели гестации. При применении минимального количества энтерального питания отмечается повышение концентрации желудочно-кишечных пептидов, регулирующих моторику кишечника (гастрин, мотилин и др.). Хорошо известен то факт, что энтеральное питание во многом определяет развитие желудочно-кишечного тракта у новорожденного ребенка. Поступление питательных веществ в желудочно-кишечный тракт способствует процессам созревания моторики. У новорожденных детей, получавших парентеральное питание в течение длительного времени, отмечалось снижение уровня гормонов кишечника и снижался уровень обмена белка.
В настоящее время действует концепция «минимального энтерального питания» или «трофического питания». Сформулированы основные рекомендации по «трофическому питанию»:

1. трофическое питание направлено на кишечник, а не на ребенка в целом;
2. цель трофического питания — предотвращение атрофии слизистой и развитие моторики кишечника;
3. начинается вскоре после рождения (в пределах 12-48 часов);
4. начинается с очень маленького объема (10 мл/кг/день с очень медленным увеличением объема);
5. лучше всего использовать грудное молоко (молозиво).

Поэтому к смесям, применяемым для питания недоношенных детей, предъявляются особые требования, они должны быть адаптированы к особенностям пищеварительной системы и обменных процессов.
Расчет питания при естественном вскармливании и вскармливании смесями, не предназначенными для кормления недоношенных детей, производят по объемному методу с поправкой на приблизительно долженствующий вес (М+20%М). Ребенку с I степенью недоношенности объем питания на долженствующую массу считают с 11-го дня жизни, со II степенью — с 15дня, а с III и IV степенью — с месяца.
Самым оптимальным видом вскармливания для недоношенного ребенка является грудное. Следует строго следить за количеством высасываемого ребенком молока. Поэтому недоношенный ребенок должен быть обеспечен весами.

Однако, как показали многочисленные исследования, несмотря на все преимущества грудного молока, у него есть существенный недостаток: оно не обеспечивает необходимого для недоношенного ребенка количества белка и некоторых минералов. Поэтому в настоящее время во многих странах разработаны и используются в клиниках специальные белково-минеральные добавки к грудному молоку. Оптимальным вариантом является добавка, созданная на основе грудного молока, однако сейчас имеется несколько вариантов добавок, созданных на основе белка коровьего молока.
В случаях недостаточного высасывания грудного молока требуется докармливание. При этом используются специальные адаптированные сухие молочные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности, по сравнению с обычными адаптированными смесями. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.
Таким образом, с помощью рационального питания в настоящее время можно сохранить здоровье здоровым детям и уменьшить риск реализации неблагоприятных факторов, способствующих развитию различной патологии у детей раннего возраста.

Источник: mamadeti.ru; Педиатр клиники «Мать и Дитя» Федяева Галина Анатольевна

Если питание ребенка во втором полугодии жизни было организовано правильно, то к моменту отнятия от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. К одному году у ребенка имеется лишь 6-8 зубов, поэтому пища в этом возрасте и в возрасте до ! ,5 лет должна быть в основном протертой. Следует давать также пищу, требующую жевания: фрикадельки, паровые котлеты, печенье. С возрастом пища должна быть более плотной, это будет способствовать развитию пищеварительных желез и всего жевательного аппарата. Развитие акта жевания имеет большое значение, так как при этом усиливается выработка пищеварительных соков. Очень важно стремиться к тому, чтобы ребенок ел не по принуждению, потому что аппетит способствует усиленной работе пищеварительных желех

Питание детей старше одного года должно быть более разнообразным. Мясо можно давать в виде суфле, фрикаделек, паровых котлет, а из овощей и круп можно готовить не только каши и пюре, но и запеканки.

После того как появились вторые коренные зубы (с 1 года 8 мес), необходимо давать пищу, требующую «активного» жевания. Супы с не протертыми, но хорошо разваренными овощами и крупой, винегреты, паровые котлеты, фрукты (кусочками и целиком), хлеб, сухари. В возрасте 2 лет в рацион детей должны вводиться салаты из разных овощей, к 3 годам — мясо, нарезанное мелкими кусочками.

Переход к такой разнообразной пище должен осуществляться постепенно, но делать это надо своевременно и настойчиво. Детей до 1,5 лет наиболее целесообразно кормить 5 раз, старше — 4 раза.

Пишу ребенок должен получать всегда в определенное время: завтрак в 7-8 ч утра, обед в 12-13 ч дня, полдник в 16-17 ч дня, ужин в 19-20 ч вечера. В промежутках между ними ребенка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного часа кормления, ему можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей.

Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4 стакана простой воды комнатной температуры. По мнению И.П.Павлова, она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Распределение энергетической ценности пищи в процентах следующее: завтрак -около 25%, обед 30-40%, полдник 10-15%, ужин 25%. При 5-разовом кормлении ребенок получает второй завтрак.

При составлении суточного рациона нужно учитывать состав пищевых ингредиентов. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, овощи, сахар) обязательно включают в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) дают не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

Вводить в рацион новые продукты можно только тогда, когда ребенок здоров. Суточный объем пищи в возрасте от 1 года до 1,5 лет составляет 1000-1100 мл, от 1 года до 3 лет — 1200- i 500 мл. В среднем энергетическая потребность в возрасте от 1 года до 3 лет равна 110 ккал/кт.

При кормлении ребенка важно, чтобы он ел из одной и той же посуды. Детей старше года усаживают для еды за стол. Предварительно им моют руки и повязывают салфетку. С самого раннего возраста необходимо приучить ребенка к известному порядку, это создает у него гигиенические навыки. Пища должна быть теплой.

С 1,5 лет ребенка приучают есть самостоятельно. Для этого ему в руки дают ложку, мать в это время вначале кормит его другой ложкой. Постепенно ребенок привыкает есть без посторонней помощи. Самостоятельная еда» способствует улучшению аппетита, ребенок начинает есть охотнее, его заинтересовывает сама процедура еды.

На 3-м году жизни ребенок ест опрятно, держит ложку в правой руке, а на 4-м году может пользоваться вилкой.

Пиша должна быть не только вкусно приготовленной, но и иметь приятный вид и запах, что способствует выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно добавлять свежую или высушенную зелень, ягоды, фрукты, овощи в различных видах, а в качестве пряностей — петрушку, лук, укроп, щавель, ревень.

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко, которое может использоваться в натуральном виде, а также в виде простокваши, кефира, ацидофилина. В основном употребляется коровье молоко.

К полноценным белковым продуктам относится мясо. Целесообразно давать говядину, телятину, цыплят, мясо кролика, нежирную свинину. Не рекомендуется жирная говядина, жирная свинина, гусь и утка В детском питании можно использовать субпродукты — мозги, язык, сердце. Наибольшее применение из субпродуктов имеет печень. Она содержит витамины А, Д, группы В, соли кальция, железа, микроэлементы. Из колбасных изделий с 1,5—2-летнего возраста можно давать сосиски, вареную колбасу (типа докторской).

Рыба по своим питательным свойствам равноценна мясу, является источником легкоусвояемых, полноценных белков. Жир рыбы обладает высокой биологической ценностью. Однако жир рыбы в больших количествах детьми переносится плохо. Для питания детей до 3 лет используются нежирные сорта рыб (треска, хек, судак, морской окунь). В питании детей можно также использовать специализированные мясные и рыбные консервы.

Мясо и рыбу не следует вымачивать, так как при этом часть белков и минеральных веществ переходит в воду.

Ценным продуктом детского питания являются куриные яйца. Усвояемость сырых яиц хуже, чем вареных. Кроме того, сырые яйца могут быть обсеменены микроорганизмами, поэтому применять сырые яйца и яйца водоплавающих птиц (утиные, гусиные) не рекомендуется. Целое яйцо ребенку рекомендуется давать в возрасте старше 2 лет (если нет экссудативного диатеза), причем не чаще, чем через день. Избыточное количество яиц вредно для ребенка, так как может вызвать возбуждение нервной системы и привести к запорам. Хорошо чередовать яйца с творогом.

Масло в питании детей используется преимущественно сливочное, оно обладает хорошими вкусовыми качествами, содержит витамины А, Д. При термической кулинарной обработке сливочное масло теряет ряд своих ценных свойств, поэтому использовать его следует в натуральном виде — намазывать на хлеб или класть в готовое блюдо. Большое значение в питании детей раннего возраста имеют растительные жиры, ценность которых определяется содержанием в них в больших количествах ненасыщенных жирных кислот. Тугоплавкие жиры и маргарин в питании детей раннего возраста не используется.

Хлеб употребляется детьми s пище ежедневно (30 г ржаного и 70 г пшеничного хлеба, в чту норму включают сдобную булку и печенье). Черный хлеб дают детям с 1,5 лет.

В питание детей включается разнообразный набор круп: гречневая, овсяная манная, рис. Крупу для каши разваривают в воде и только после этого добавляют молоко. Макаронные изделия богаты углеводами, обладают хорошими вкусовыми качествами, легко усваиваются и их можно использовать в питании детей раннего возраста, но необходимо хорошо разваривать.

Особое место в питании детей раннего возраста принадлежит овощам, фруктам, «ягодам, зелени. При отсутствии свежих фруктов и овошей можно пользоваться консервированными компотами, соками, пюре.

Суточная потребность детей раннего возраста в белках составляет 4 г на I кг массы тела (не менее 65% вводимых белков должны быть животного происхождения); жиров они получают 4 г на 1 кг массы тела (примерно 85% животного происхождения, в основном в виде сливочного масла, и 15% — в виде растительного масла); углеводов — 16 г на 1 кг массы тела в сутки. Таким образом, их соотношение 1: 1:4.

Количество жидкости составляет примерено 80 мл на 1 кг массы тела в сутки с учетом жидкости, содержащейся в пище; в жаркое время года количество потребляемой жидкости увеличивается до 100-120 мл на 1 кг массы тела. Для питья следует давать воду комнатной температуры., кипяченую и не сладкую.

У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной калорийности и состоять, примерно, из каши на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе «Здоровье» с молоком. На обед приходится 35% общей суточной калорийности, рекомендуются супы, мясо или рыба с гарниром. На полдник и ужин (40% калорийности) включаются творог, молоко, печеные изделия, овощные блюда Нельзя давать детям на ужин пищу, возбуждающую жажду.

Для дemeй школьного возраста режим питания применяется с учетом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Они получают дополнительный горячий завтрак в школе. Калорийность из пищевого рациона в течение дня распределяется следующим образом: первый завтрак — 25%, второй — 20%, обед — 35%, ужин — 20%.

Потребности детей дошкольного и школьного возраста в белках, жирах, углеводах и калориях представлены в табл. 7.

Необходимо помнить, что только организация правильного, рационального питания способствует нормальному росту и развитию детского организма.

Таблица 7

Потребности детей дошкольного возраста и школьников в нутригнтах (г/кг) и энергии (ккал/кг)

Нутриенты

Возрастные группы

4-6 лет

7-11 лет

12-16 лет

Белки

3,0-3,5 |

2,5-3,0

2,0-2,5

Жиры

3.0-3,5

2,5-3,0

2,0-2,5

Углеводы

12,0-14,0

10,0-12,0

8,0-10,0

Энергетическая потребность

90 — 95

70-80

55 — 65

Ингреди-

Возраст,

Вид вскармливания ребёнка

енты

мес

Естественное

Смешанное

Искусственное

|До_введения прикорма

2,0- 2,5

а) при использовании адаптированных смесей

2,5- 3,0

2,5- 3,0

Белки

(г/кг)

б) при использовании неадаптированных смесей

3,0-3,5

3,5-4,0

После введения прикорма (до 6 мес)

2,5-3,0

3,0-3,5

3,0-3,5

(7-12 мес)

3,0-3,5

3,0-3,5

3,5-4,0

0-3 месяца

Жиры

4-6 месяцев

(г/кг)

7-9 месяцев

10 — 12 месяцев

Угле­воды

(г/кг)

0-12 месяцев

12,0-14,0

12,0-14,0

12,0-14,0

Если родители внимательно относились к питанию своего малыша на 1-м году его жизни, приучили его к определенному режиму, то и в питании ребенка более старшего возраста у них не возникнет особых затруднений. В питании детей большую роль играют режимные моменты. Прием пищи у детей старшего возраста, как и у малышей, должен производиться в установленные часы с определенными интервалами.

До 1,5 лет ребенка можно кормить 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Многие дети в этом возрасте сами отказываются от пятого кормления. Детям ослабленным и с плохим аппетитом следует постараться сохранить пятое кормление в виде кефира или молока. В возрасте 1 года 6 месяцев и старше, как правило, ребенок должен получать питание 4 раза в сутки, всегда в одни и те же часы. Важно, чтобы от кормления до кормления желудок успевал освободиться от пищи (в среднем через 4 часа). В промежутках между кормлениями дети не должны получать никакой еды. Сладости, фрукты, ягоды и фруктовые соки следует давать во время основного питания.

Если у ребенка нет четкого режима дня, он ест на ходу, между основными приемами пищи, это приводит к снижению аппетита. Вредным является и более редкое питание.

В течение первого года жизни ребенка постепенно приучают к новым продуктам (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, овощи, крупы). Такое постепенное введение в питание ребенка ряда продуктов стимулирует отделение пищеварительных соков. В результате этого переваривающая способность желудочно-кишечного тракта к возрасту 1 года достигает значительного совершенства и набор продуктов, который можно использовать в их питании, становится еще более разнообразным.

С начала второго года жизни в питание детей можно включать молоко и молочные продукты, яйца, мясо (говядину, телятину, нежирную свинину), курицу, печень, мозги, нежирные сорта рыбы, различные крупы, муку и изделия из нее, сахар. Крайне важно, чтобы в меню входили разнообразные овощи, фрукты, ягоды, как подвергнутые кулинарной обработке, так и в свежем виде.

В Институте питания АМН СССР путем специальных расчетов составлены примерные суточные наборы продуктов для детей различных возрастов, при использовании которых можно покрыть потребность детского организма во всех необходимых веществах (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины).

Ниже приводятся эти наборы продуктов с тем, чтобы каждая мать могла проверить насколько правильно питается ее ребенок, в достаточном ли количестве он получает те или иные продукты. Часто приходится наблюдать, что излишек одних каких-либо продуктов в питании ребенка ведет к недостаточному использованию других, не менее ценных.

Продукты 1—1,5 года 1,5— 3 года 3—5 лет
Хлеб пшеничный 40 70 100
Хлеб ржаной 10 30 30
Крупа, макаронные изделия, бобовые 25 35 40
Картофель 100 150 200
Овощи разные 100 150 200
Сахар и сладости 70 70 70
Мясо 55 60 75
Рыба 5 10 20
Яйцо 1/4 шт. 1/2 шт. 1/2 шт.
Масло сливочное 15 18 25
Масло растительное 2 5
Молоко 700 700 600
Творог 35 35 45
Сливки 10
Сметана 5 10
Сыр 3 5 5

В суточных наборах продуктов не указывается количество фруктов, так как эго связано с сезоном года и материальными возможностями семьи.

Такие продукты, как молоко, масло, сахар, хлеб, овощи, крупы, включаются в питание ежедневно, а творог, сыр, сметана, яйца могут употребляться не каждый день. Пусть родителей не смущает, что суточная норма сыра, сметаны, икры для детей до 3 лет составляет 5 г. Эти продукты нет необходимости давать ежедневно, а можно ограничиться их использованием 2—3 раза в неделю, но в удвоенном или утроенном количестве. В этом возрасте полагается 1/2 яйца в день, целесообразно дать одно яйцо через день. Сыр можно дать примерно 3 раза в неделю по кусочку на хлеб в виде бутерброда и т. д.

Желательно, чтобы из сладостей употребляли варенье, повидло, джем, мармелад, цукаты, мед, сухое печенье и только с 2—3-летнего возраста можно разрешить в ограниченном количестве шоколадные конфеты и шоколад. Примерно 1/4 потребности в углеводах должна покрываться за счет хлеба и мучных изделий, крупы, картофеля, овощей и фруктов.

Жиры в пищевом рационе должны быть представлены главным образом жиром молока (масло, сливки). Необходимо, чтобы в рацион входило растительное масло. Сало, говяжий и бараний жир в питании детей раннего возраста использовать не следует.

Детям старше 2 лет можно разрешить употреблять в питание свежую вареную колбасу, сосиски, нежирную ветчину. Консервы, маринады, копчения детям раннего возраста давать не следует.

Важно, чтобы дети во все возрастные периоды получали необходимое количество молока и молочных продуктов. Дети до 5 лет должны получать в день около 600 мл, а старше 5 лет не менее 500 мл.

Недопустимо давать ребенку молоко вместо воды при жажде, так как это портит аппетит. Избыточное употребление молока приводит к отказу от другой пищи.

При составлении меню необходимо руководствоваться следующим построением питания. На завтрак можно давать разнообразные каши, овощи, яйца, творог и блюда из него, кусочек мяса или рыбы с гарниром, бутерброды. Как жидкое блюдо чаще употребляется кофе (не натуральное), но можно молоко, чай с молоком, изредка какао. Обед должен состоять из супа (мясного, овощного или молочного), второго блюда (мясного или рыбного, с гарниром), в отдельных случаях могут быть изделия из творога, пудинги, запеканки, лапшевники, крупяники и т. д.

На сладкое блюдо даются кисель, компот, мусс, свежие фрукты или ягоды. Желательно, чтобы перед первым блюдом была закуска в виде винегрета, салата из сырых и вареных овощей. На полдник рекомендуется давать жидкое блюдо, чаще всего простоквашу, молоко, компот или чай с различными изделиями из теста, печеньем, фрукты. Ужин строится по принципу завтрака, если утром было крупяное блюдо, вечером дети могут получить различно приготовленные овощи.

Важно, чтобы продукты, богатые белком и экстрактивными веществами, возбуждающими нервную систему (мясо, рыба, бобовые), употреблялись в питании в первую половину дня (завтрак, обед); на ужин следует использовать молочные, крупяные и овощные блюда.

Установлено, что усвоение пищи происходит более полно и с меньшей затратой энергии, если питание ребенка не будет односторонним не только в течение дня, во время каждого его приема.

Например, если мать решила приготовить на ужин кашу, то запивать ее следует не киселем, а молоком, и хорошо, если в этот же прием пищи ребенок получит бутерброд с сыром.

Таким образом, блюдо, богатое углеводами (каша), будет сочетаться с продуктами, богатыми белком и содержащими жир (молоко, сыр).

Во время каждого кормления обязательным условием является наличие горячих блюд, так как еда всухомятку нарушает процессы пищеварения.

Известную роль в процессе пищеварения играет и температура получаемого питания. Теплая пища, температура которой равна температуре тела, переходит в кишечник быстрее, чем горячая или холодная.

  1—1,5 года 1,5— 3 года 3—5 лет
     
Каша, овощное блюдо 150 200 200
Кофе с молоком 150 150 150
     
Суп 100 150 150
Пюре мясное / Котлета 50 50  
Мясо отварное, жареное     70
Гарнир (овощи или каша) 50 60 80
Кисель / Компот 100 100 150
     
Молоко, кефир, чай 150 150 200
Творог 30 30 50
Фруктовое пюре 50
Фрукты 100 100
     
Крупяное или овощное блюдо 150 200 200
Кефир, молоко Чай с молоком 150 150 150

В меню необходимо включать такое количество жидкости, чтобы по возможности обеспечить потребность растущего организма в воде (молоко, чай, кофе, суп, кисель, компот). Большей частью жидкое блюдо дают вместе с плотной пищей. При правильно построенном питании дети не должны испытывать жажду и это исключает беспорядочное питье в остальное время. В жаркую погоду потребность в воде может увеличиться. При пониженном слюноотделении можно перед едой или во время еды дать ребенку небольшое количество кипяченой воды.

Питание в течение дня обычно распределяется неравномерно. Наиболее калорийным является обед, он составляет в среднем 30—35% от суточного рациона, полдник — 15—20% и остальные 50% калорийности всего рациона делятся поровну на утренний завтрак и ужин.

Для детей различного возраста существуют определенные объемы питания, установленные в течение многих лет практическими наблюдениями и научными исследованиями. Это значит, что для большинства детей эти объемы соответствуют их потребности, но в отдельных случаях могут быть отклонения.

Если ребенок получит очень калорийное блюдо, которое удовлетворит его потребность в пищевых веществах, но будет иметь небольшой объем, ему снова скоро захочется есть. Для правильного питания ребенка важно не только то, чтобы он получил все необходимые ему питательные вещества, но и вызвать чувство насыщения, в известной мере связанное с объемом пищи. Поэтому калорийную творожную запеканку дают с киселем или фруктовым пюре или к яйцу добавляют винегрет и т. д.

Длительность чувства насыщения имеет известное значение и для других режимных моментов, например, если ребенок сыт, он спокойно играет, а школьник работоспособен. С другой стороны, чрезмерно большой объем порций снижает аппетит, нарушает нормальную функцию пищеварительных органов, ухудшает усвоение пищи.

Крайне важно, чтобы ребенок привык пережевывать пищу. Дети в возрасте до 1,5—2 лет недостаточно хорошо пережевывают пищу, так как первые зубы являются резцами, в основном приспособленными для откусывания. Поэтому до 1,5 лет дети получают пищу, механически обработанную (мясо в виде паровых котлет, фрикаделек, овощи в виде пюре или хорошо разваренные, каши тоже хорошо разваренные). Данная обработка пищи способствует более легкому ее усвоению и в то же время более плотные по составу блюда (мясные фрикадельки, паровые котлеты, черствый хлеб, печенье) постепенно приучают детей к более грубой пище. Иногда встречаются дети в возрасте 1,5—2 лет, которых не приучили к жеванию, и они отказываются от твердой пищи, а у некоторых даже маленькие комочки пищи вызывают рвоту. Начиная с 2-летнего возраста, овощи можно готовить тушеными, поджаренными и мелко нарубленными (салат, винегрет). После 3 лет мясо дают отварное, тушеное, жареное мелкими кусочками.

При приготовлении пищи для детей нельзя употреблять пряности. В качестве приправ очень полезно использовать зелень, овощи, фрукты, лук, чеснок, грибы.

Крайне важно постепенно, но в то же время терпеливо и настойчиво приучать малыша к новому виду пищи. Особенно это относится к блюдам из овощей и творога. В отдельных случаях нелюбимые овощи приходится маскировать (например, морковные котлеты готовят с клюквенной подливой и др.).

При разнообразном и полноценном питании с достаточным количеством овощей и фруктов потребность в витаминах полностью покрывается. Но в весеннее время, когда прошлогодние овощи и фрукты теряют значительную часть содержащихся в них витаминов, витамины необходимо давать ребенку в виде готовых аптечных препаратов (предварительно посоветовавшись с врачом о необходимой дозировке). Крайне желательно, чтобы дети старше 1 года продолжали получать рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А.

Рыбий жир следует принимать не вначале, а в конце еды, перед сладким.

Для правильного усвоения пищи большое значение имеет работа пищеварительных желез, поэтому очень важно создать условия, благоприятствующие их работе.

Пищу для ребенка нужно приготовить так, чтобы ее вид, запах и вкус вызывали аппетит. При плохом внешнем виде пищи, неприятном запахе выделение пищеварительных соков затормаживается.

Большое значение для сохранения аппетита имеет правильная организация других режимных моментов. Например, у возбудимых детей после шумных увлекательных игр снижается секреция пищеварительных соков. Поэтому перед приемом пищи следует устраивать спокойную паузу.

Детей следует приучать к аккуратности, мытье рук перед едой должно войти у них в правило. Во время еды за столом каждый ребенок должен иметь свое постоянное место.

Детей старше 1 года следует приучать есть самостоятельно, для этого в руки ребенка дают ложку, а мать в это время кормит его другой ложкой. Самостоятельная еда способствует улучшению аппетита, ребенка при этом интересует процедура еды. Если ребенок развлекается во время еды, ест, не замечая, что ему дают, то пищеварительных соков выделится очень мало и после приема пищи она долго будет задерживаться в желудке. Во время еды нельзя ни развлекать, ни уговаривать ребенка, а тем более угрожать или наказывать. Чрезмерное возбуждение и оживленные разговоры во время еды также мешают нормальному пищеварению.

Нельзя ставить одновременно на стол всю полагающуюся в данное время еду. Пока не съедено первое блюдо не рекомендуется подавать второе, а тем более третье. Не следует приучать ребенка к остаткам, на детскую тарелочку необходимо положить только то количество пищи, которое ему полагается. Если ребенок отказывается от еды из-за капризов, спокойно оставьте тарелку с едой и накормите его в следующее положенное время. Не задавайте ребенку вопросов, будет ли он есть то или иное блюдо, не высказывайте к этому блюду отрицательного отношения. Иногда разговаривая между собой, взрослые отмечают, что они не любят то или иное кушанье, этого бывает достаточно, чтобы ребенок тоже перестал его есть.

Нельзя допускать, чтобы дети ели неряшливо, наспех, плохо пережевывая пищу. Необходимо приучать ребенка есть не торопясь, но и не отвлекаясь. Длительное пребывание детей за столом (больше 30 минут) не рекомендуется.

Правильно организованное полноценное питание должно сочетаться с соблюдением режима дня, повседневным использованием естественных факторов природы — воды, воздуха, света, занятиями физкультурой, спортом, педагогическим воспитанием.

Питание детей до года

Грудной ребенок в связи с интенсивным ростом и активным психомоторным развитием нуждается в полноценном сбалансированном рационе. Масса тела новорожденного к четвертому месяцу жизни удваивается, а к году утраивается. Такой стремительный рост и развитие органов и систем возможны только при достаточном поступлении питательных веществ — белков, жиров, углеводов, солей и витаминов. Помните, от организации правильного питания ребенка первого года жизни зависит его последующее развитие и здоровье.

В зависимости от того, получает ли ребенок материнское молоко и в каком количестве, различают три вида вскармливания детей до года:

Естественное вскармливание

Давно уже известно, что природным и наилучшим для ребенка является грудное вскармливание, то есть кормление молоком матери. Только молоко матери содержит все необходимое для полноценного развития малыша и полностью отвечает его потребностям.

Естественное вскармливание — это питание детей до года молоком матери с введением со временем коррекции и прикорма. При этом количество грудного молока должно быть не менее 4/5 общего суточного объема пищи.

Смешанное вскармливание

Под смешанным вскармливанием подразумевается вскармливание ребенка грудным молоком в сочетании с молочными смесями. При этом грудное молоко должно составлять не менее 1/5 общего суточного объема.

При этом виде вскармливания в связи с недостатком материнского молока малыша докармливают молочными смесями.

Искусственное вскармливание

Под искусственным вскармливанием понимают вскармливание ребенка первого года жизни молочными смесями. Грудное молоко при этом отсутствует или составляет менее 1/5 общего объема пищи.

Режим кормления

Режим питания ребенка будет зависеть от вида вскармливания, на котором он находится.

  • При естественном вскармливании рекомендуется придерживаться свободного режима, то есть кормить малыша по его желанию и требованию.
  • При искусственном вскармливании между кормлениями необходимо выдерживать фиксированные интервалы времени. Это связано с тем, что искусственные молочные смеси дольше задерживаются в желудке ребенка чем грудное молоко.
  • При смешанном вскармливании режим питания индивидуален, и зависит от количества грудного молока у матери. При умеренном его снижении режим питания будет схож с таковым при естественном вскармливании, а при значительном снижении — с режимом при искусственном вскармливании.

Коррекция питания

Грудное молоко полностью обеспечивает потребности ребенка только до определенного возраста. Поэтому необходимо дополнительное введение корригирующих пищевых добавок.

  • С 6 месяцев фруктовое пюре. Начинают с 5 мл и к году доводят до 90–100 мл в сутки.
  • С 7 месяцев фруктовый сок. Начинают с 5 мл и к году увеличивают до 90–100 мл в сутки.
  • С 8 месяцев желток сваренного вкрутую яйца. Начинают с 1/4, с 10 месяцев — 1/2 желтка ежедневно.
  • С 9 месяцев — творог. Начинают с 10 г и доводят до 50 г к году.

Прикорм

Цель введения прикорма — восполнить ребенку недостающие пищевые белки, жиры и углеводы и постепенно отлучить от груди. Прикорм дается до кормления грудью, постепенно его количество доводится до 180–200 г. Таким образом, со временем одно кормление полностью заменяется одним прикормом.

  • Первый прикорм при естественном* вскармливании вводится с 6,5 месяцев в виде овощного пюре с целью покрытия дефицита микроэлементов.
  • Второй прикорм вводят с 7,5 месяцев в виде молочных каш.
  • Третий прикорм — с 9–10 месяцев, это кисломолочная смесь (кефир, ацидофильное молоко и др.).

С 9 месяцев прикорм расширяют введением мясного фарша, доводя его количество до 50–60 г в сутки. Мясо дают с овощным пюре. С 1 года в рацион вводят рыбу нежирных сортов.

*При смешанном и искусственном вскармливании коррекцию и прикорм начинают вводить на 1 месяц раньше, чем при естественном.

Смешанное вскармливание. Питание детей старше года. Режим питания детей старше года.

При недостаточности молока у матери вводят докорм теми же молочными смесями, что и при искусственном вскармливании. Сначала ребёнку дают грудь и только после полного её опорожнения докармливают смесью. С целью сохранения лактации ребёнка прикладывают к груди чаще. Чередование кормлений грудью и смесями нежелательно, так как это приводит к снижению лактации и затруднению переваривания компонентов коровьего молока. Вводить докорм рекомендуют через соску с небольшим отверстием, так как при свободном поступлении докорма из бутылочки ребёнок может отказаться от груди. Как и при искусственном вскармливании, потребность ребёнка в калориях, белках, жирах, углеводах, сроки введения прикорма зависят от вида молочных смесей, используемых при докорме.

Питание детей старше года

У детей после 1 года увеличивается ёмкость желудка, активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат. К 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион ребёнка пищу, требующую пережёвывания. Процесс жевания сложен, и не все дети сразу привыкают к твёрдой пище кусочками и хорошо жуют, особенно те из них, кто на первом году длительно получал очень жидкую пищу. Для того чтобы приучить ребёнка к процессу жевания, следует постепенно и последовательно включать в его рацион всё более густые блюда. В возрасте от 1 до 1,5 лет пищу готовят в протёртом виде, затем постепенно включают блюда с более густой консистенцией. На 2-м году жизни можно использовать молочные смеси, частично заменяя ими коровье молоко, а также каши, рекомендуемые детям первого года жизни.

Для детей в возрасте 2-3 лет и старше калорийность рациона иная, чем на первом году.

Потребность в белках с возрастом изменяется. Количество белков для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5-4 г/кг/сут, от 12 до 15 лет — 2-2,5 г/кг/сут. Отклонения в ту или иную сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребёнка. Недостаток белков в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей приводит к напряжённой работе пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов обмена, увеличивает нагрузку на почки. Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белков, поэтому в сбалансированных пищевых рационах необходимо использовать различные по аминокислотному составу белки животного и растительного происхождения. Количество животных белков в пище у детей от 1 до 3 лет должно составлять 75%, от 7 лет и старше — 50%. Соотношение белков и жиров в пищевом рационе детей после года составляет примерно 1:1. Широко применяют мясо и мясные продукты, содержащие полноценные белки и жиры. Можно использовать и субпродукты — язык, сердце, мозги. Нельзя забывать о рыбе, содержащей высококачественный по аминокислотному составу белок. Детям до 3 лет дают нежирные сорта рыб — треску, хека, судака, морского окуня.

Суточная потребность в калориях у детей различного возраста

Жиры покрывают около 40-50% всей энергетической потребности; из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров, так как жиры, образующиеся в организме из углеводов и белков, как и животный жир, поступающий с пищей, состоят преимущественно из насыщенных жирных кислот.

Углеводы выполняют в основном энергетические, в меньшей степени пластические функции. Ими обеспечивается около 55% энергетических затрат. Суточная потребность в них уменьшается с 12-14 г/кг в первые годы жизни до 10 г/кг.

Основные продукты, рекомендуемые для питания детей

Молоко и молочные продукты незаменимы для детского питания. Молоко можно давать в натуральном виде, а также в виде кисломолочных продуктов — простокваши, кефира, йогурта, ацидофилина и др. Необходимое количество их для детей 1-3 лет — 600 мл/сут, в более старшем возрасте — 500 мл/сут. К молочным продуктам с высоким содержанием белка относят творог и сыр.

Детям до 1,5-2 лет сыр лучше давать в протёртом виде или в виде плавленых сырков. Сметаной заправляют суп, сливки добавляют в каши и пюре.

В набор продуктов для детского питания необходимо включать разнообразные крупы (гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, манную). Целесообразно сочетание гречневой крупы (ядрицы) с молоком, так как при этом аминокислотный состав оптимален.

Добавление сахара ко многим видам пищи улучшает её вкус. Сахар — источник углеводов. Однако избыток сахара вреден для детей. Из сладостей лучше рекомендовать варенье, мармелад, печенье, мёд.

Овощи, фрукты, зелень имеют особое значение в питании детей. Большинство плодов и овощей содержит мало белка и незаменимых аминокислот, но при их употреблении значительно лучше усваиваются белки других продуктов.

Потребность ребёнка в минеральных веществах и витаминах обычно бывает удовлетворена пищевыми продуктами, если рацион достаточно разнообразен. Вегетарианство, особенно строгое, т.е. с исключением молочных продуктов, заметно нарушает оптимальный состав микроэлементов. В таблице 3-5 представлено содержание микроэлементов и витаминов в овощах и фруктах.

Содержание основных микроэлементов и витаминов в овощах и фруктах

Микроэлементы и витамины

Питание в первый год жизни ребенка

Первый год жизни ребенка — важнейший с точки зрения педиатров. Именно в этот период активного роста закладывается здоровье малыша, и то, каким оно будет, во многом зависит от питания. которое получает ребенок. Поэтому родителям нужно постараться обеспечить ему полноценный рацион, в который будут входить только качественные, натуральные продукты.

Грудное вскармливание

Все мамы знают о пользе естественного вскармливания для ребенка. Именно грудное молоко содержит все необходимые витамины, микроэлементы, ферменты и питательные вещества, которые позволяют малышу активно развиваться, приобрести иммунитет ко многим болезням и расти здоровым.

Если же кормление грудью по каким-либо причинам невозможно, то для питания малыша стоит выбирать только современные адаптированные молочные смеси, соответствующие его возрасту. Бывает, что мама хочет самостоятельно кормить малыша, но, к сожалению, у нее недостаточная лактация. Ребенку не хватает еды, он плохо набирает в весе, становится раздражительным и часто плачет. Тогда, конечно же, нужно докармливать его молочными смесями, при этом, стараясь сохранить грудное молоко как можно дольше (даже небольшая ежедневная его порция будет очень полезна).

Прикорм

Многие педиатры спорят о том, нужно ли вводить прикорм дополнительными продуктами в первые месяцы жизни малыша. Мы считаем, что если ребенок находится на полноценном грудном вскармливании, он хорошо набирает в весе и здоров, то введение в его рацион первой «взрослой» пищи стоит отложить до исполнения ему шести месяцев. Далее можно включать новые продукты в рацион малыша, руководствуясь следующей схемой:

6 месяцев — фруктовые и овощные соки, пюре, гречневая, кукурузная, рисовая каша. Из фруктов в этом периоде лучше всего подойдут зеленые яблоки, из овощей — кабачки и картофель. Лучше, если детское питание будет приготовлено без добавления соли и сахара. И ещё: если малыш имеет избыточный вес, то надо начинать прикорм с фруктовых и овощных пюре, а если он худощав, начинайте с каш.

7-8 месяцев — в питание вводится творог, мясо (говядина), пшенная, геркулесовая, манная каши, новые фрукты и овощи (груша, банан, морковь, тыква).

9-10 месяцев — добавляем в рацион ребенка рыбу и курицу. Эти продукты способны вызвать аллергию у малыша, поэтому маме нужно внимательно следить за его реакцией на новую еду.

12 месяцев. В этом возрасте ребенок уже может есть практически всё. Важное условие: пища не должна содержать красители, консерванты, ГМО и прочие химические добавки. Выбирайте для приготовления детской еды только свежие, натуральные продукты, купленные в проверенных местах или пользуйтесь для кормления готовым детским питанием. Главное, чтобы у малыша не было аллергии на введенные в его рацион продукты, у него был нормальный стул и он набирал вес в соответствии с возрастными нормами. Более подробная схема введения прикорма здесь.

Похожие новости

Комментарии (0)

Источники: пока нет!

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *