Предоставление бесплатного питания для детей-инвалидов в школах не предусмотрено на Федеральном уровне. В каких случаях семья может рассчитывать, что за обеды ребенка с ограниченными возможностями платить не придется? Куда обращаться за получением этой льготы, и какие документы собирать?
Содержание
Законодательное регулирование
Целый ряд законодательных актов регулирует процесс образования и содержания детей в образовательных учреждениях. Если вопросы касаются детей с инвалидностью, то нужно учитывать и законодательные акты, принятые для поддержки социально незащищенных слоев населения в Российской Федерации. К ним относятся:
- Статья 37 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании» в Российской Федерации.
- Федеральный закон № 62 от 31.05.2002 года «О гражданстве» Российской Федерации.
- Федеральный закон № 195 от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения РФ».
- Федеральный закон № 178 от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи».
- Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ».
- Федеральный закон № 143 от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния граждан РФ».
Положено ли бесплатное питание в школе ребенку-инвалиду? Ни один закон не устанавливает обязательность обеспечения ребенка-инвалида бесплатным питанием в школе или в другом образовательном учреждении. Порядок обеспечения завтраками и (или) обедами полностью возложен на школы, а будут ли выделены средства из бюджета для отдельных категорий детей, зависит от возможностей и принятых законов в каждом конкретном регионе. Поэтому, в одной области дети-инвалиды могут обедать в школе, и их родителям не придется тратить на это средства, а в другой за питание инвалида придется платить из собственного кармана.
Подробнее в статье: «Компенсация за питание в школе».
Кто имеет право на бесплатное питание
Если право обучающегося на бесплатное питание закреплено на местном уровне, то, как правило, в регионах придерживаются следующего порядка:
- Если ребенок из малообеспеченной или многодетной семьи, то его питание полностью или частично бесплатное. Иногда одного из детей кормят полностью за счет бюджетных средств, а остальных – финансируют на 50%.
- Дети-сироты, проживающие в государственных учреждениях, находятся на полном государственном обеспечении, и питание им предоставляется также бесплатно. В некоторых случаях продолжают предоставляться льготы сиротам после 18 лет.
- Семьи, где родители имеют группу инвалидности, обычно первую или вторую, как правило, тоже обеспечены некоторыми мерами поддержки. И компенсация за питание входит в перечень этих мер. В данном случае ребенка кормят бесплатно целый день или, например, только обедом, а за остальные приемы пищи платит семья.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» в Российской Федерации, дети-инвалиды, которые обучаются в специализированных школах и находятся на гособеспечении, должны получать питание бесплатно. Но не каждый ребенок-инвалид имеет такой статус. Поэтому, если он учится на общих условиях, то и питанием он обеспечивается согласно законам, принятым по месту жительства.
Как оформить компенсацию
Перечень документов для получения льготы формируется на основании законов, принятых в регионе. Необходимые бумаги должны предоставляться администрацией школы по требованию родителей. Но в любом случае придется написать заявление, в котором нужно указать основание для льготы, персональные данные заявителя, ребенка, указать наименование учреждения, в которое подается заявка. Она пишется на имя директора образовательного учреждения.
Второй вариант обращения – в органы соцзащиты по месту жительства. Понадобится собрать пакет документов и написать заявление на имя ответственного лица в государственном учреждении, а после этого дождаться решения. В случае, если оно будет положительным, родитель получит справку о том, что его ребенку полагается та или иная форма обеспечения льготным питанием. Документ нужно передать в администрацию учебного заведения.
В перечень документов входят:
- паспорта родителей;
- свидетельства: о рождении детей, о браке, о разводе;
- справка о составе семьи;
- удостоверение об инвалидности.
Если заявитель обращается в органы соцзащиты, то в учебном заведении нужно взять справку о том, что у них числится ребенок.
Если многодетная семья, то нужно подтвердить это свидетельством. Инвалидность подтверждается медицинскими документами. Малоимущие семьи предоставляют информацию о доходах.
Возможны 2 варианта предоставления льготы: школа изначально не берет плату за питание или взимает ее по льготному тарифу; учебное заведение компенсирует родителям затраты после полной оплаты с их стороны.
Условия предоставления
В зависимости от ряда факторов, в которые входит и качественное обучение инвалидов, детям могут предоставлять бесплатное питание по нескольким схемам. Какая из них используется в учебном заведении, зависит от местных законов и решения руководителя учреждения.
В школе
В школах может быть установлен один из следующих вариантов:
- детей младших классов кормят бесплатно один или два раза в день;
- детей в любом классе кормят частично бесплатно один или два раза в день;
- детей, находящихся на гособеспечении, кормят за бюджетный счет.
В техникуме
Техникумы, колледжи и прочие учебные заведения, дающие средне-специальное образование, тоже по решению местных законодателей должны обеспечивать детей с тяжелыми жизненными обстоятельствами бесплатной пищей. При этом, если ребенок проживает недалеко, то кормят его дважды, а если в общежитии, то государство кормит его бесплатно трижды в день.
На дому
В каком порядке предоставляется бесплатное питание ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому? Некоторые дети по состоянию здоровья не могут выходить из дома и посещать общеобразовательные школы. В этом случае у них надомное образование, во время которого они тоже должны кушать. В этом случае полным питанием их обеспечивают родители из собственных средств. В результате, у семьи появляется право получить компенсацию понесенных трат. Она возвращается в виде надбавки к выплатам по инвалидности.
Постановление правительства РФ №333 от 09.04.2015 «Об утверждении правил формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов», вытекающее из требований ФЗ «О государственной социальной помощи», определяет, что специальное меню включается в набор льгот, предоставляемых гражданам. Лечебное питание для детей-инвалидов полагается лицам с определенными заболеваниями.
Перечень продуктов пересматривается ежегодно на заседании специальной комиссии Министерства здравоохранения. Исходя из специфики заболеваний в рацион питания ребенка-инвалида вне зависимости от того 1 год ему или 8 лет, включаются сухие смеси, порошки и жидкие продукты. На 2018 год список состоит из 71 наименования.
Сколько государством дается средств на питание ребенка-инвалида зависит от финансового благополучия семья, способа обучения ребенка, состояния его здоровья и других факторов. Сумма пересматривается ежегодно.
Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос
- Статья 37 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон № 62-ФЗ от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации».
- Федеральный закон № 195-ФЗ от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».
- Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи».
- Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральный закон № 143-ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния граждан Российской Федерации»;
- Постановление правительства РФ №333 от 09.04.2015 «Об утверждении правил формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов».
Теги:
Как работает сайт?
Пользователь задает
вопрос на сайте
Вопрос поступает
дежурному юристу
Вопрос обрабатывается:
определяется его тематика,
анализ вопроса, поиск ответа
Решение проблем
пользователя — это ответ на
его вопрос
Юрист связывается
с пользователем и
предоставляет ему
консультацию
задать вопрос юристу:
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 350-81-93
Читайте также:
02.04.2018
Бесплатное социальное такси для инвалидов: как…
26.03.2018
Льготы ребенку-инвалиду и его родителям в 2018…
26.03.2018
Правила оформления и оплаты больничных листов по…
Новости:
11.06.2018
11.06.2018
11.06.2018
11.06.2018
Прокурор вынес представление о том, что дети-инвалиды, получающие общее образование и дошкольное образование на дому должны обеспечиваються бесплатным двухразовым питанием или денежной компенсацией. При этом ссылается на статью 79 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Правомерно ли требование прокурора?
Сообщаю Вам следующее:
Дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте (п. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Письме Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81), следовательно, требование прокурора следует признать правомерным.
Обоснование:
В соответствии с п. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Исходя из разъяснений данной нормы Закона, приведенных в Письме Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому», дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
На основании упомянутой нормы федерального законодательства на уровне субъектов РФ и муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие нормативные акты, устанавливающие размер денежной компенсации и стоимость сухого пайка. На это также указано в п. 4 ст. 37 Закона об образовании, согласно которому порядок и случаи обеспечения питанием обучающихся за счет ассигнований местных бюджетов определяются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
За нарушение прав детей-инвалидов на меры социальной поддержки при получении образования должностные лица образовательного учреждения могут быть привлечены к установленной законом ответственности. Так, в рамках прокурорского надзора такие нарушения выявлены в одной из образовательных организаций Пермского края. Причиной нарушений, вероятнее всего, явилось отсутствие соответствующих нормативных актов в указанном субъекте РФ. Хотя Законодательное собрание Пермского края Постановлением 25.08.2016 N 2491 «О ходе исполнения Закона Пермского края от 12.03.2014 N 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» в части получения образования лицами с ОВЗ рекомендовало Правительству Пермского края до 30.12.2016 принять меры по решению вопроса обеспечения прав обучающихся с ОВЗ, находящихся на полном государственном обеспечении, в том числе обеспечения питанием, одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в случаях и порядке, установленных федеральным и краевым законодательством, и предоставить информацию об обеспечении прав обучающихся с ОВЗ, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также прав обучающихся с ОВЗ, не проживающих в образовательной организации, на получение двухразового питания, документа, подтверждающего исполнение данного Постановления, в доступных информационных ресурсах не найдено.
Вместе с этим согласно ст. 18.9 Закона Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» в 2016 — 2017 учебном году стоимость дотации на питание для льготных категорий обучающихся с 01.09.2016 составляет:
— для 1 — 4-х классов — 55,97 руб. в день;
— для 5 — 11-х классов — 62,75 руб. в день.
По нашему мнению, компенсацию следует выплачивать исходя из указанной стоимости питания.
Таким образом, решение о выдаче компенсации на питание и ее размере или обеспечении сухим пайком детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, должно быть принято на уровне субъектов и муниципалитетов, а также учредителя образовательного учреждения. А уже на основании этих документов образовательная организация издает свой нормативный акт, которым устанавливается размер компенсации или порядок выдачи сухого пайка.
{Вопрос: В каком порядке дети-инвалиды, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте? («Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6) {КонсультантПлюс}}
{Вопрос: В каком порядке дети-инвалиды, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте? («Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6) {КонсультантПлюс}}
Ситуация: Кто имеет право на бесплатное питание в школе? («Электронный журнал «Азбука права», 2018) {КонсультантПлюс}
Постановление Правительства Пермского края от 06.07.2007 N 130-п (ред. от 21.09.2016) «О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей, и беременным женщинам» {КонсультантПлюс}
Статья: Доступная среда образовательных учреждений (Лунина О.) («Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 6) {КонсультантПлюс}
{Вопрос: Об организации питания в общеобразовательных организациях («Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы», 2016) {КонсультантПлюс}}
Ответ подготовил эксперт Линии консультаций
Кожина Снежана Римовна
Ответ актуален на 08.02.2018.
Астра:
Все верно. Это в СО экономят на питании домашников.
По ФЗ нет различия,там просто дети с ОВЗ,форма обучения не указана.
Получается как в мульте Простоквашио. Где почтальон Печкин приносит посылку д. Фёдору и говорит:» Я Вам посылку принёс, только я вам её не отдам потому, что у вас докУментов нету.»
— Зачем же вы её принесли?
— Потому что так положено. Раз посылка пришла, я должен её принести. А раз документов нету, я не должен её отдавать.
— А как же быть?
— Не знаю как. Только я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу. Так две недели. А потом посылка в город уедет. Раз её не получил никто.
— И это правильно?
— Это по правилам, — отвечает Печкин. — Я, может, вас очень люблю. Я, может, плакать буду. А только правила нарушать нельзя…»
Не напоминает вам нашу ситуацию?
По ФЗ «Об образовании в России» ребёнок-инвалид и дети с ОВЗ имеют право на школьное бесплатное двухразовое питание ( в законе говорится об очном обучении, но не подразделяется на домашнем или нет) и им для этого из бюджета выделяются деньги, но в нашей области эти дети не могут воспользоваться этим (т.к. пост.пр-ва обл. отнесло надомников в категорию «фактически не посещающих», но такие дети априоре не могут фактически её посещать по состоянию здоровья, даже если и захотят, из-за этого их и вывели на домашнее обучение) и выделенные деньги уходят обратно в бюджет, как неиспользованные.
Вот и получается, по закону вам деньги выделили, но воспользоваться вы ими не имеете права по обл. постановлению. Вам будут выделять, а потом обратно отдавать потому, что так положено… :eerm:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
«ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ»
Право на получение среднего образования
Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 19 Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений»)
КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом общеобразовательная школа должна принимать всех детей, не зависимо от их состояния здоровья. Поэтому школа не имеет право отказаться принимать ребенка на том основании, что он инвалид. Однако, следует помнить, что общеобразовательная школа не обязана создавать специальные условия для обучения ребенка-инвалида в виде введения для него специальной учебной программы (например, разработанной для обучения умственно-отсталых детей), привлечения дефектологов и т. п. Частные школы не обязаны принимать детей-инвалидов, но имеют право это делать.
Дети-инвалиды имеют право учиться в специальных (коррекционных) школах с согласия родителей. Они направляются в специальные школы органами управления образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 10 статьи 50)
Дети-инвалиды имеют право обучаться на дому с согласия родителей при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения. (Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не дарственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 N 861, пункты 1 и 2.)
КОММЕНТАРИЙ: Согласно двум приведенным выше правилам дети-инвалиды направляются в специальные школы, либо обучаются на дому только с согласия родителей Поэтому, выбор этих форм обучения является правом, а не обязанностью родителей. Никто не имеет право принуждать родителей к выбору указанных форм обучения.
Родители имеют право обучать ребенка-инвалида на дому самостоятельно. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 10; Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861, пункт 8.)
КОММЕНТАРИИ: В данном случае речь идет о семейном образовании. Его надо отличать от обучения на дому. При надомном обучении учителя из школы, к которой прикреплен ребенок, бесплатно приходят к нему домой и проводят с ним занятия, а также осуществляют промежуточную и итоговую аттестацию
его знаний. Родители при этом получают только компенсацию на питание ребенка (см. о ней ниже), а труд учителей оплачивает государство. При семейном обучении родители сами организуют процесс обучения своего ребенка. Они могут обучать ребенка самостоятельно или нанять для этих целей преподавателя. При этом государство выплачивает им компенсацию в размере государственных и местных нормативов затрат на обучение и воспитание ребенка в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь ввиду, что если в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии ребенку рекомендовано обучение в специальной (коррекционной) школе, то и компенсация при семейном обучении должна выплачиваться в размере нормативов затрат на его обучение в такой школе. Дело в том, что нормативы затрат на обучение в специальных школах выше, чем в обычных. При семейном образовании между родителями, местным органом управления образованием и школой или спецшколой (если обучение ребенка финансируется по нормативам спецшколы) заключается трехсторонний договор. По этому договору местные органы управления образованием выплачивает компенсацию, родители организуют обучение ребенка, а школа по договоренности с родителями проводит промежуточную и итоговую аттестацию ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации договор может быть расторгнут и компенсация подлежит возврату. Следует иметь ввиду, что порядок семейного обучения детей-инвалидов в той части, в которой он отличается от семейного обучения обычных детей (выплата повышенной компенсации, контроль за семейном обучением со стороны специальных школ и т. д.) в настоящее время не урегулирован нормативными актами.
Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и Xl (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация провод в обстановке, исключающей влияние негативных факто на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей – инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию: с Московским комитетом образования (на основании представлений окружных управлений образования) — для выпускников XI (XII) классов и с окружным управлением образования — для выпускников IX классов.
(Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Москвы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 01.01.01 г. N 155 пункт 2.2)
КОММЕНТАРИИ: По общему правилу выпускники 9 класса сдают не менее 4 экзаменов (письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучаемых в 9 классе). Выпускникиклассов сдают не менее 5 экзаменов (письменные по алгебре и началу анализа и литературе, а также три экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучаемых в 10,классах). Экзамены по выбранным предметам могут сдаваться как в письменной, так и в устной форме. Форма проведения экзаменов по конкретному предмету устанавливается Минобразованием и школой. Дети-инвалиды могут сдавать все экзамены, установленные для здоровых выпускников, но потребовать при этом замену письменной форы сдачи экзаменов на устную. Аля детей-инвалидов может быть также сокращено количество сдаваемых экзаменов до двух письменных. В случае сокращения количества экзаменов также может быть заменена письменная форма сдаваемых экзаменов на устную. Выпускные экзамены для детей-инвалидов, должны про-
водится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей-инвалидов. Это может выражаться в приеме выпускных экзаменов в медицинском кабинете школы отдельно от других учащихся или на дому, и т. п. Вопросы, связанные с созданием специальных условий для сдачи выпускных экзаменов, решаются в отношении каждого ребенка-инвалида индивидуально. Установленные правила сдачи выпускных экзаменов распространяются на государственные, муниципальные и частные школы.
Дети-инвалиды, обучающиеся в специальных школах и общеобразовательных школах для больных детей и детей-инвалидов (школы надомного обучения), обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. В порядке исключения производится выплата компенсаций на питание указанным детям-инвалидам, не питающимся в школе (обучающимся на дому) в суммах стоимости двухразового льготного питания -37 рублей в день.
(Постановление Правительства Москвы «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2001 году и комплексной программе мер по социальной защите москвичей в 2002 году» от 01.01.01 г. N 65-ПП, пункт 3.5; Приказ Московского департамента образования «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы в 2002/03 учебном году» от 01.01.01 г. N 745, пункты!.3 и 1.4)
КОММЕНТАРИИ: Указанный порядок выплаты компенсации действует в 2002/03 учебном году.
Дети-инвалиды, обучаются в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы бесплатно.
(Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы, утвержденный Приказом Комитета по культуре от 6 мая 2002 г. N 205, пункт 4)
2. Право на получение среднего и высшего профессионального образования
Дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях.
(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16)
КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом инвалид должен быть зачислен в учебное заведение, если он сдал вступительные экзамены на оценку «удовлетворительно». Таким образом, для инвалидов установлен льготный порядок поступления в учебные заведения, поскольку для других лиц существует конкурс — зачисляется тот, кто лучше всех сдал вступительные экзамены. Частные учебные заведения не обязаны устанавливать подобный льготный порядок приема, но имеют право это делать. Право инвалида на получение среднего и высшего образования (в отличии от получения среднего образования) может быть ограничено, поскольку его индивидуальная программа реабилитации может содержать противопоказания для его обучения в отдельных учебных заведениях.
Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государственных и муниципальных ВУЗах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.
(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16)
КОММЕНТАРИЙ: Смысл этого правила заключается в том, что размер любых стипендий, назначаемых указанной категории инвалидов, должен повышаться на 50 процентов по сравнению с размером стипендий, назначенных остальным студентам на тех же основаниях, что и инвалидам. Данное правило распространяется ; только на инвалидов, в ВУЗах.
Инвалиды I и II группы и инвалиды боевых действий, бесплатно обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, имеют право на получение социальной стипендии, которая выплачивается независимо от успехов в учебе. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 487, пункты 7 и 24)
КОММЕНТАРИЙ: Наиболее распространенными видами стипендий, выплачиваемых студентам, являются академическая и социальная стипендия. Академическая стипендия выплачивается всем студентам, которые сдают экзамены на оценки «хорошо» и «отлично». Социальная стипендия выплачивается только отдельным категориям студентов и не зависит от успехов их учебы.
Учебным заведениям рекомендовано освобождать инвалидов I и II группы, которые бесплатно учатся в этих учебных заведениях, от оплаты за проживание в общежитиях.
(Письмо Госкомвуза РФ от 01.01.01 г. N ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги»)
КОММЕНТАРИИ: В настоящее время учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать размер платы за проживание в принадлежащих им общежитиях. Правило об освобождении от такой платы инвалидов носит рекомендательный характер, т. е. учебные заведения могут это предписание не исполнять.
Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют
право:
вне конкурса поступать в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;
поступать на подготовительные отделения государственных ВУЗов не зависимо от наличия свободных мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем.
стипендии этим инвалидам повышаются на 50 процентов (Закон РФ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 01.01.01 г. N 3061-I, с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 18 статьи 14)
КОММЕНТАРИИ: Особенности этих правил заключаются в том, что они распространяются на всех инвалидов вследствие аварии на чернобыльской АЭС, не зависимо от группы инвалидности. Но при этом льготы предоставляются только при поступлении в государственные учебные заведения. Также стипендия этим инвалидам повышается на 50 процентов, если они являются студентами учреждений не только высшего, но и среднего профессионального образования.
Инвалиды воины имеют право поступать вне конкурса в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также на курсы обучения соответствующим профессиям.
(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 15 статьи 14)
КОММЕНТАРИИ: Особенности этой льготы такие же, как и у инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Она распространяется на всех инвалидов войны, не зависимо от группы инвалидности, и не применяется при поступлении в муниципальные и частные учебные заведения.
Инвалидам на вступительных экзаменах в ВУЗ предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более 1.5 часов.
(Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования»)
Принятые в ВУЗ студенты-инвалиды обучаются по индивидуальным планам, утвержденным ректором, а также по предложенной ВУЗом форме обучения, включая экстернат. На каждый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, предусматривающий в отдельных случаях и возможность посещения преподавателями студентов-инвалидов на дому.
(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расширении возможностей получения высшего образования для инвалидов» от 5 сентября 1989 г. N 1/16/18)
Учащиеся-инвалиды, принятые в средние специальные учебные заведения, обучаются по индивидуальному графику, утвержденному директором и предусматривающим при необходимости и возможности посещения преподавателями учащихся по месту их жительства, а также по предложенной форме обучения, включая экстернат.
(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расширении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов» от 3 ноября 1989 г. N 1-141-У)
ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (ИПР)
ИПР должна предусматривать получение инвалидом среднего образования.
ИПР может предусматривать получение инвалидом среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с ИПР инвалиду в рамках региональной базовой программы реабилитации бесплатно предоставляются технические средства, облегчающие его жизнь и учебу.
ИПР обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.
(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 01.01.01 г. N 181-ФЗ, с изменениями
на 29.05.2002, статья 9 и статья 11)
КОММЕНТАРИЙ: Ст. 43 Конституции РФ и ст. 5 Закона РФ «Образовании» предусматривает право ребенка достигшего школьного возраста, на получение образования независимо от состояния здоровья Как уже говорилось выше, школы обязаны принимать для обучения детей-инвалидов, не зависимо от со стояния их здоровья. Поэтому, получение инвалидом среднего образования гарантировано законом и при составлении ИПР специалисты не имеют право отказать родителям ребенка-инвалида внести в ИПР пункт о необходимости получения ребенком-инвалидом среднего образования. Кроме того, как уже говорилось выше, общеобразовательные школы обязаны принимать для обучения детей-инвалидов, не зависимо от состояния их здоровья. Поэтому, если родители хотят, чтобы их ребенок-инвалид обучался в общеобразовательной школе, то запись об этом также должна быть сделана в ИПР.
Вместе с тем, право на получение среднего и высшего профессионального образования может быть ограничено. Критерии ограничения этого права должны были быть установлены Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, принятие которой предусмотрено Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ». Эта программа должна установить единые для всей России стандартные правила реабилитации инвалидов. Однако, данная программа до сих пор не принята. Поэтому большинство вопросов реабилитации инвалидов каждый регион решает по-своему. В Москве, например, действует Региональная базовая программа реабилитации инвалидов Москвы, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 01.01.01 г. N 183. В ней установлены критерии, на основании которых решается вопрос о получении инвалидом среднего и высшего профессионального образования.
В соответствии с ИПР инвалид бесплатно обеспечивается техническими средствами реабилитации (колясками, слуховыми аппаратами и т. п.). Это имеет большое значение для создания специальных условий для обучения инвалида. Технические средства реабилитации
могут облегчить обучение инвалида в учебном заведении для здоровых людей. В связи с отсутствием Федеральной базовой программы реабилитации инвалидов перечень технических средств реабилитации, предоставляемых бесплатно инвалиду, а также условия их предоставления (количество, на какой срок, каким инвалидам) каждый регион устанавливает самостоятельно в зависимости от состояния регионального бюджета и других факторов.
Обязательность ИПР для всех органов власти и организаций усиливает правовую защиту инвалидов. Наличие в ИПР записи о необходимости получения инвалидом образования подтверждает право инвалида на это. Любое учебное заведение обязано выполнять предписание ИПР. И это относится не только к государственным и муниципальным, но и к частным учебным заведениям. Законодательство не устанавливает льготный порядок поступления в частные учебные заведения. Но если инвалид выполнил требования, которые частное учебное заведение предъявляет ко всем поступающим в него лицам (сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, внес плату за обучение и т. д.), то учебное заведение не имеет право отказать ему в приеме на том основании, что он инвалид.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ В ЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Новые здания приспосабливаются для доступа инвалидов в период их строительства
Уже построенные здания приспосабливаются для доступа инвалидов в период их реконструкции.
Когда невозможно построенные здания полностью приспособить для инвалидов, принимаются меры для минимального удовлетворения нужд инвалидов.
Государственные и муниципальные расходы на приспособление зданий для доступа инвалидов осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 01.01.01 г. N 181-ФЗ, с изменениями на 29.05.2002, статья 15)
КОММЕНТАРИЙ: Правила о приспособлении здании для доступа инвалидов (под таким приспособлением понимается строительство пандусов, лифтов для инвалидов-колясочников, дублирование всех основных надписей на шрифте Брайля и т. п.) имеют важное значение для создания специальных условий для обучения инвалидов, особенно в учебных заведениях для здоровых людей. Однако действие этих правил существенно ограничено. Ссылаясь на то, что государственные и муниципальные расходы на подобное приспособление зданий осуществляются в пределах ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете, государственные чиновники могут не приспосабливать для доступа инвалидов все вновь строящиеся или реконструирующиеся учебные заведения, предусмотрев в бюджете финансирование подобных мероприятий только для части учебных заведений. Например, в Москве из 13 общеобразовательных школ, построенных в 2002 г., только 3 школы приспособлены для доступа инвалидов. Приведенное положение Закона, позволяющее по сути решать чиновникам вопрос о том, в какие здания инвалид сможет войти, а в какие нет, нарушает статью 27 Конституции РФ, закрепляющую право человека на свободу передвижения. Поэтому необходимо отменить это положение, подав заявление в Конституционный Суд РФ, который должен признать это положение Закона не имеющим юридической силы. Существующие ограничения не распространяются на частные организации. Поэтому, если частная организация является собственником здания учебного заведения и производит его строительство или реконструкцию, то она обязана приспособить это здание для доступа инвалидов, полностью выполнив связанные с этим вопросом строительные нормы и правила. Если частная организация этого не сделала, то ее можно заставить сделать здание доступным для инвалидов через суд.
ИТОГОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Российское законодательство предусматривает гарантии для приема детей-инвалидов в общеобразовательные школы и устанавливает, что иные формы обучения детей-инвалидов могут быть использованы только с согласия их родителей. Законодательством также установлен льготный порядок приема инвалидов в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также ряд льгот, направленных на их материальную поддержку в период обучения в этих учреждениях. Согласно законодательству инвалиды бесплатно обеспечиваются определенными техническими средствами, которые могут облегчить их учебу. Предусмотрено также приспособление зданий учебных заведений для доступа в них инвалидов. Таким образом, российское законодательство предусматривает создание ряда условий для получения инвалидами образования в учебных заведениях для здоровых людей. Поэтому на сегодняшний день есть правовые гарантии для получения инвалидами образования в подобных учебных заведениях, если инвалиды могут учиться по учебным программам этих учебных заведений и с помощью тех технических средств, которые им бесплатно предоставляются в соответствии с ИПР.
Памятка составлена Жаворонковым Романом