Лора Кротова
Консультация для педагогов и родителей «Питание детей 3–4 лет»
Питание детей 3-4 лет Переводим ребенка на общий стол
Пока ребенок на грудном вскармливании,
с режимом и процессом кормления все
понятно. Введение прикорма проблем
обычно тоже не вызывает – пюре, кефир,
творожок с молочной кухни, каши «из
коробочек». Но спустя некоторое время
перед родителями встает следующий вопрос:
когда? Когда переводить малыша на общий
стол, позабыв про блендеры, баночки и
бутылочки? А также насколько общим
должен быть этот общий стол?
Кесарю – кесарево, а детям – детское
На первый взгляд, никаких проблем с переходом на «настоящую еду» нет. В большинстве своем дети с удовольствием пробуют то, что едят папа и мама: стоит только отвернуться, и ваш малыш торопливо набивает рот утащенными из маминой тарелки макаронами. Однако сосиски, сладости и упомянутые выше макароны – совсем не та еда, которая нужна ребенку, и задача родителей – приучить его питаться полноценно, в соответствии с возрастом.
Маленькие хитрости
Чтобы ребенок не отвлекался, уберите со стола сладости и то, что может приглянуться вместо супа или каши. Сыр и фрукты могут подождать и в холодильнике. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, а если Вы что–то предлагаете, то это должно быть что-то легкое (фрукты, ягоды, йогурт).
Хвалите ребенка за каждую съеденную ложку, и он будет стараться есть еще и еще. Накладывайте понемногу. Быстро съедая небольшую порцию, ребенок ощущает себя победителем и просит добавки.
И наоборот: если сразу положить много, то часть еды останется в тарелке, рождая ощущение собственной слабости и чувство вины. Никогда не ругайте ребенка за то, что он плохо ест, и не ущемляйте его чувство собственного достоинства, а наоборот, подбадривайте его, ставьте в пример сказочных персонажей, как они хорошо кушают. Можно почитать во время приема пищи стишки или потешки про питание, например:
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели по-немножку!
Тили-час, тили-час
Вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
Супчик ели, супчик ели!
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать? Ну так что ж?
Ай да супчик! Ай, хорош!
Творог — творог — творожок
Ням-ням-ням — как вкусно!
Творог — творог — творожок
Белый, как капуста!
В ротик — ам! И творожок
Как снежинка тает,
Творог — творог — наш дружок!
Зубки укрепляет!
Если ребенка кормят окружающие, то развитие его ловкости и самостоятельности замедляется. Давайте малышу возможность есть самому. Хвалите ребенка за то, что он самостоятельно ест.
Готовьте вместе с ребенком, ведь некоторые дети очень любят есть приготовленное своими руками.
Приучайте детей к тщательному пережевыванию еды. Это способствует не только лучшему перевариванию и усвоению, но и правильному формированию зубов.
Приучайте ребенка к медленному жеванию, таким образом, Вы сохраните его здоровье на долгие годы.
Этот капризный аппетит.
«Он ничего не ест!» – эту фраза регулярно звучит в кругу молодых мам.
Проблема действительно существует, однако является комплексной, то есть помимо реальной части имеет еще и мнимую.
В отличие от взрослых ребенок не имеет привычки есть, и его аппетит может сильно меняться в зависимости от физической активности: ребенок, в грудничковом возрасте радовавший родителей круглыми щечками, став старше, может превратиться в «малоежку», обзавестись вычурными вкусовыми пристрастиями или вообще начать периодически отказываться от еды.
Реакция родителей легко предсказуема: «Не хочешь — заставим». А что говорят по этому поводу специалисты?
«Нет необходимости принуждать ребенка есть. Нет постоянно добровольно голодающих детей.
Детям не следует навязывать еду силой: наибольшие расстройства аппетита у детей младшего возраста объясняются тем, что их кормили насильно. Позже к этому добавляются боли в животе, беспокойный сон, расстройства поведения: чем старше ребенок, тем больше его аппетит связан с психологическими элементами.
Выделяют три периода у детей от рождения и до семи лет: грудной (до года, ранний возраст (от года до трех) и дошкольный (от трех до семи лет).
Эти цифры не случайны: для каждого временного отрезка характерны свои особенности развития отдельных органов и систем, физиологических функций и обмена веществ, которые требуют учета при организации питания.
На втором году жизни развивается жевательный аппарат, что позволяет ребенку питаться не только продуктами, переработанными до пюреобразного состояния.
Помимо этого, в этом возрасте происходит дальнейшее развитие пищеварительной системы, увеличивается объем желудка. И, наконец, вырабатываются вкусовые пристрастия – они могут быть преходящими, но некоторые закрепляются и формируют пищевое поведение в будущей взрослой жизни. На формирование их в первую очередь влияет тот пример, который ребенок имеет перед собой.
Возраст 3–5 лет характеризуется совершенствованием развития головного мозга, всех органов и систем организма. Физическое развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет неравномерные периоды прибавки веса и роста. Это возраст, когда ребенку можно давать все пищевые продукты. Развито сознание ребенка, он легко поддается обучению и хочет быть более похожим на взрослых, поэтому следует начинать закладывать навыки полезного правильного питания, культуры поведения за столом.
Питание для укрепления иммунитета ребенка в детском саду.
Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе дошкольных учреждений всегда сопровождается психологическими трудностями, при этом может снижаться аппетит, появиться бессонница и невротические реакции, снижается общая сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Правильно организованное питание поможет справиться с этими проблемами. Необходимо домашнюю еду приблизить к пище, получаемой в детском саду, особенно если имеются блюда, которых раньше ребенок никогда не ел. Нужно рассказать детям, что предлагаемая им еда вкусная и полезная, объяснить из чего и как она приготовлена, чем полезна, нахваливать предлагаемую пищу, показывать своим примером, как она вам нравится, какая она вкусная.
Для профилактики сезонных простудных заболеваний уделять внимание содержанию витаминов в еде, используя витаминизированные свежие пищевые продукты, пить курсами витаминные препараты. Обязательно ребенок должен есть мясо, поскольку белок является структурным материалом иммунной системы. Можно пить курсами в 2–3 недели отвары из шиповника, мяты, липы, ромашки, калины, клюквенные морсы, особенно полезны чаи и напитки с имбирем с добавлением лимона и ложечки меда.
Приучайте ребенка к луку и чесноку: они содержат фитонциды – вещества, обладающие мощными противовирусными и антимикробными свойствами.
И не стоит забывать употреблять продукты, богатые железом. Приучайте детей есть молча, пользоваться салфеткой, при выходе из-за стола заставлять за собой стул и благодарить взрослых. Сохранение в возрасте 3–7 лет хорошего аппетита, воспитание привычки ребенка есть в определенное время, владение культурно-гигиеническими навыками – это прекрасная подготовка к школе.
Альбина Николаева
Консультация для родителей «Правильное питание ребенка 4–5 лет»
Организовать правильный рацион для ребенка 4-5 лет – задача не из легких. С одной стороны, дети в этом возрасте знакомы со всеми продуктами и питаются вместе с родителями. С другой – остаются особенности приготовления детской пищи, которые надо учитывать. Кроме того, дошкольники постоянно нуждаются в определенном наборе витаминов и минералов.
На пятом году жизни у детей очень часто нарушается аппетит и вкусовые привычки. Это связано с тем, что теперь они сами могут устраивать себе перекусы, выпрашивая бутерброд или беря из холодильника «вкусненькое». При этом почти все дети в этом возрасте неимоверно подвижны и тратят очень много энергии на игры. Восполнить эти потери и обеспечить организм всеми необходимыми веществами — белками, жирами, углеводами, витаминами, минералами и микроэлементами — может только полноценное питание, соответствующее возрасту ребенка, вкупе с подходящим витаминно-минеральным комплексом.
Режим питания
Интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед и ужин) должны составлять 4 часа, поскольку именно столько времени пища переваривается в желудке ребенка. Если в вашей семье принято плотно ужинать, трапеза должна проходить не позднее, чем за 3 часа до сна. Легкий же ужин позволителен и за 2 часа. Часы кормления могут быть примерно следующими: 9.00 — завтрак, 13.00 — обед, 16.00 — полдник, 19.00 — ужин. Этот график, конечно, составляется с учетом индивидуального режима дня. Однако действительно важно подавать на стол в одно и то же время изо дня в день. Так детский организм привыкнет чувствовать голод в одно и то же время, и вам удастся избежать вредных перекусов.
Размер порций во многом зависит от аппетита ребенка. Но учтите, что объем желудка в этом возрасте составляет примерно 450-500 г. Соответственно, общий суточный объем пищи, в среднем, должен быть равен 1700-1800 г. Если вы видите, что у малыша прекрасный аппетит и он полностью съедает блюда, поданные на стол, вводить пятую трапезу за день не нужно. И наоборот, когда ребенок не отличается хорошим аппетитом и на его тарелке часто остается еда, можно подумать о втором завтраке или дополнительном полднике. Калорийность суточного рациона ребенка в 4-5 лет тоже равна 1700-1800 ккал. Распределяться она должна следующим образом: 25% — на завтрак, 40% — на обед, 10-15% — на полдник и 20-25% — на ужин.
Питательный состав рациона
Понятно, что чем разнообразнее набор продуктов на детском столе, тем больше «выгоды» извлекает из них организм. Однако условно все продукты можно поделить на два типа — животного происхождения и растительного. К первым мы относим молочные продукты, яйца, мясо и рыбу. Их ценность заключается в богатстве полноценными белками и целым рядом витаминов и микроэлементов.
Говоря именно о молочных продуктах, дети 4-5 лет должны ежедневно получать не менее 500 мл, но сюда входит не только обычное молоко, но и кефир, йогурт, ряженка и даже творог. Очень полезным продуктом для ребенка становятся яйца. Один только желток содержит комплекс витаминов А, В, Е и D, не говоря уже о большой концентрации белков. Тем не менее, яйца не должны встречаться в ежедневном меню ребенка, поскольку они могут вызвать аллергию. Но вы можете 3 раза в неделю подавать 1-2 яйца, сваренные вкрутую, или в виде омлета на завтрак.
Мясо — важнейший источник не только белка, но и железа вместе с витаминами группы В. Поэтому говядина, курица, индейка, нежирная свинина или телятина вполне могут предлагаться малышу ежедневно. Но по-прежнему стоит избегать тяжелого мяса гуся и утки. А от 1 до 3 раз в неделю «мясные» дни в меню нужно заменять на «рыбные». В ней в большом количестве содержатся легкоусвояемые белки, фосфор и аминокислоты, которых попросту нет в мясе. Используйте такие нежирные сорта рыбы, как судак, хек, морской окунь и треска. Желательно говорить именно филе, поскольку ребенку еще тяжело самостоятельно отделять кости.
Продукты растительного происхождения ценятся за разнообразные углеводы, которые служат главным источником энергии, а также жизненно важные витамины и минералы — это, главным образом, витамины А, B, С, Е, D, K, H, PP. Из этих продуктов каждый день на столе ребенка должны оказываться крупы, хлебные изделия, овощи и фрукты. Хлеб наиболее полезен из ржаной и пшеничной муки грубого помола — он богаче пищевыми волокнами, стимулирующими работу кишечника. А набор круп для детей 4-5 лет остается все тем же — рис, гречка, геркулес, пшено. Ребенку необходимо есть их каждый день в виде утренних каш или гарнира на обед и ужин.
Сезонные овощи, фрукты и ягоды всегда предпочтительны в свежем виде. Но в зимний период приносят пользу уже заготовленные пюре, соки, квашеная капуста, соленые помидоры и огурцы. Старайтесь избегать экзотических фруктов, поскольку они могут вызывать аллергические реакции, а содержащиеся в них витамины и минералы так же присутствуют и в привычных нам плодах.
Ни в коем случае нельзя забывать о воде. Без достаточного количества жидкости невозможно правильное пищеварение и функционирование организма в целом. У ребенка всегда в свободном доступе должна быть чистая вода, морс или чай. Если вы заметили, что ребенок активно играет и уже давно не пил воды — предложите ему сами. Но не компенсируйте потерю жидкости сладкими компотами, поскольку они подавляют аппетит.