Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Содержание
- 1 Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша
- 2 Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца
- 3 Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка
- 4 Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша
- 5 Физиологические особенности
- 6 Навыки
- 7 Распорядок дня
- 8 Развитие ребенка
- 9 Питание
- 10 Занятия и игры
- 11 Питание детей до полутора лет
- 12 Почему меняется рацион питания детей. Особенности пищеварения детей.
- 13 Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста
- 14 Основные требования к рациону питания детей
- 15 Сравнительная характеристика рациона питания до 3 лет
- 16 Необходимые продукты для ребенка до полутора лет
- 17 О молочных продуктах
- 18 Какие молочные продукты можно ребенку
- 19 Рыба
- 20 Мясо
- 21 Яйцо
- 22 Масла
- 23 Крупяные блюда
- 24 Хлеб, макароны
- 25 Овощи и фрукты
- 26 Сладости
- 27 Примерное меню на один день для ребенка 1.5 лет
Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша
- Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
- Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
- Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
- Зубы. По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.
Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.
Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца
Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.
Что умеют дети к этому возрасту
- Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут! - Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу. - Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.» - Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
- Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов, знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
- Совершают с игрушками определенные действия, играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.
В 1 год и 4 месяца рекомендуют начать процесс приучения к горшку. Не упустите нужный момент, иначе ребенок привыкнет не реагировать на желание сходить в туалет. И тогда отучать его от подгузников будет гораздо сложнее.
Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка
Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.
В остальном всё, как обычно:
- утреннее умывание;
- чистка зубов;
- вечерние водные процедуры.
Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:
- дневной сон — 2-3 часа;
- обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.
Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.
Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.
Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.
Примерный размер порций на каждый прием пищи
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Каша — 150 гр Чай с молоком или молоко — 150 мл Хлеб с маслом -40 гр/5 гр |
Салат овощной — 10гр Суп — 100 мл Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл |
Творог — 50 гр Фрукты — 100гр Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр |
Каша или овощное пюре — 150 гр Чай с молоком — 150 мл |
Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.
Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.
Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.
Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша
В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.
Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти. Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче. Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально. Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.
В таком возрасте крохе непросто — он уже хочет самостоятельно бегать, играть, исследовать окружающий мир, но непослушные ножки и ручки часто подводят малыша, поэтому малютка и капризничает. В 1 год и 4 месяца высок риск травм. Дети лезут на возвышения (стулья, диваны, лавочки), учатся бегать – падений не избежать. Нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.
Физиологические особенности
В этом возрасте можно ориентироваться на следующие физиологические параметры:
- Рост: в пределах 78–80 см, причем девочки выше. Не стоить забывать, что этот параметр зависит от того, с каким ростом родился малыш, и от генетических особенностей (если родители высокие, то и кроха будет опережать сверстников).
- Вес: от 10,5 до 11,3 кг, а вот вес у мальчиков больше, чем у девочек.
- Голова: размер головы по окружности от 45,5 до 48,9 см.
- Грудная клетка: окружность груди в пределах 47,2–53,2 см.
- Количество зубов: у малыша по нормам должно уже быть 8–12 штук, и в этот период начинают прорезываться клыки на верхней десне. Часто малыш на прорезывание клыков реагирует особенно болезненно, может повышаться температура, нарушаться сон. Нужно обеспечить кроху прорезывателями, при сильном беспокойстве поможет обезболивающий гель. Зуб может преодолевать десну до месяца, иногда дольше.
Зубы режутся не только у самых маленьких детишек: в год и четыре месяца ребенок сталкивается с появлением клыков, которые особенно болезненны в прорезывании
Ребенок может не соответствовать вышеприведенным параметрам: это нормально, ведь каждый малыш индивидуален. Если ребенок активен, нормально кушает и спит – поводов для беспокойства нет.
Навыки
Навыки у деток одного возраста отличаются. Согласно нормам, к 16 месяцам ребенок:
- Умеет вставать из положений лежа и сидя, ходить, держась за руку или стенку. Малыш осваивает подъемы-спуски по лестнице (придерживаясь за руку или перила), пытается вскарабкаться на кровати, стулья и другие возвышения. Координация движений еще не отточена, поэтому часто попытки заканчиваются падением. Важно не оставлять чадо без присмотра, обезопасить в доме потенциально опасные места. Не нужно забывать о розетках, дверцах шкафчиков. Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше.
- Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище. Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки.
- Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе.
- Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе.
- В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках.
- Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать.
- Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет.
В этом возрасте кроха продолжает исследовать мир всеми органами чувств: трогает, пробует на вкус, рассматривает, прислушивается ко всему происходящему. Нужно утолить информационный голод и дать возможность выплеснуть энергию — идеально подходят длительные прогулки, причем в теплое время желательно выбирать разные маршруты.
Распорядок дня
К этому возрасту режим дня уже прочно сформировался, важно придерживаться его постоянно – это дает малышу чувство уверенности и благоприятно сказывается на работе всего организма, да и маме проще спланировать свой день. Примерный режим дня:
- подъем, утренняя гимнастика с мамой;
- умывание, чистка зубов;
- завтрак;
- развивающие игры;
- прогулка;
- обед;
- дневной сон от 1 до 3 часов;
- подъем, полдник;
- развивающие игры;
- прогулка;
- ужин;
- спокойные занятия;
- сон.
В 1 год и 4 месяца можно изменить режим купаний: реже мыть кроху, достаточно одного раза перед сном, если не случилось «аварии». В холодное время необязательно купать каждый день, но подмывать ежевечернее обязательно.
Гулять с ребенком в этом возрасте необходимо: на свежем воздухе он активно двигается, изучает окружающий мир, получает новые навыки и впечатления
Развитие ребенка
Речь ребенка с 1 года 4 месяцев стремительно развивается. Запас слов у каждого разный: один говорит четыре слова, а другой 25 – все зависит от индивидуальных особенностей. Для стимуляции развития необходимы занятия с мамой, не стоит спешить отдавать кроху в школы раннего развития, в домашних условиях информация усваивается лучше. Детки, которым хватает любви и внимания, быстрее начинают говорить. Как развить речь:
(подробнее в статье: как развить речь у ребенка в 1 год?)
- Лучше всего на развитие крохи влияет чтение. Начинать нужно с коротких стишков-потешек, затем увеличивать объем текста. Идеально подходят стихи Чуковского, Маршака, Барто.
- Чтобы информация лучше усваивалась, книги должны быть яркими и с хорошими иллюстрациями.
- При чтении стоит показывать на картинках, о чем или ком идет речь.
- Побуждать ребенка произносить слова из стишков. Для этого стоит останавливаться в конце строки и давать время малышу, чтобы вставить слово.
Расширяется и эмоциональный спектр:
- радость или расстройство по поводу достижения желаемого;
- выражение эмоций через мимику и жесты;
- разная реакция на своих и чужих;
- испуг от неожиданного;
- «цепная реакция» — если один малыш на площадке заплакал, второй может подхватить «за компанию», так же и со смехом.
Ярче проявляется разница между полами: девочки более эмоциональны, восприимчивы, нуждаются в телесном контакте с родными, а мальчишки уже проявляют самостоятельность и независимость, хотя бывают и исключения.
Совместное чтение с малышом — прекрасный вариант дневного или вечернего досуга. Помимо эмоционального контакта с мамой малыш получает порцию позитива и активно задействует воображение
Питание
Доктор Комаровский советует к 16 месяцам переходить на питание 4 раза в день, но если ребенок плохо кушает и не съедает порцию, можно дополнить рацион кефирчиком, йогуртом или молочком. При покупке детских молочных продуктов обязательно обращать внимание на срок годности – натуральный продукт не может храниться более 5–7 дней.
После года детей постепенно переводят на общее меню, но с учетом возрастных ограничений и потребностей детки. Следует стремиться кормить ребенка в одно и то же время — это способствует лучшему усвоению пищи, да и малыш привыкнет и будет проще накормить нехочуху ( чем кормить ребенка после года: примерное меню). Желательно выработать режим питания, чтобы завтрак проходил в период с 8 до 9 утра, обед – с 12 до 13, полдник – с 15 до 16, а ужин – с 19 до 20 часов. Пример меню на день для малыша в 1 год и 4 месяца приведен в таблице.
Завтрак: | Обед: | Полдник: | Ужин: |
|
|
|
|
Важно развивать в крохе навыки жевания твердой пищи. Основное питание в виде пюре или мелко нарезанное, но небольшое количество добавляется в неизмельченном виде.
Рацион ребенка после 1 года должен быть разнообразным, пища – вкусной. В интернете есть рецепты множества детских блюд. Не нужно повторять одни и те же чаще двух раз в неделю, также не стоит спешить со сладостями: чем позже они попадут в детское питание, тем лучше для здоровья.
Занятия и игры
Дети в 1 год и 4 месяца склонны повторять действия, особенно за взрослыми. На помощь придут игрушечные веники, посуда и утюги для девочек и инструменты для мальчиков. С помощью правильных игр можно научить кроху всем необходимым навыкам:
- В магазинах большой выбор развивающих игрушек. Для малыша подойдут мозаики и конструкторы с крупными яркими деталями, всевозможные шнуровки. Такие игры тренируют мелкую моторику ручек, что благотворно отображается на развитии.
- В домашних условиях занять малыша можно нанизыванием на прочную нить крупных бусин или пуговичек.
- Заинтересуют кроху разные стаканчики, которые можно прятать друг в друга, матрешки, пирамидки.
- Можно начинать осваивать занятия посложнее: рамки со вкладышами, сортеры, лабиринты.
- Смотреть развивающие видео с малышом. Только не больше 15 минут.
Нужно учитывать различия между мальчиками и девочками. Маленькие дамы предпочитают спокойные занятия с мелкими предметами и игры на бытовые темы (больничка, посудка, уборка), а вот юным джентльменам по душе бегалки, прыгалки, машинки. Можно купить тесто для лепки или пластилин.
Можно понемногу осваивать цвета, формы, сравнение (маленький-большой, мягкий-твердый и так далее). Важно, чтобы занятия были в радость маме и малышу, если заставлять кроху – это плохо скажется любознательности.
С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.
Если питание детей до года освещается в статьях и руководствах очень подробно, то питанию детей от 1 до 3 лет уделяется гораздо меньше внимания. В этом возрасте имеются особенности как в количественном, так и в качественном составе пищи, есть ограничения на многие виды продуктов и особенности режима питания. Обычно медиками проводятся разграничения в питании с 1 до 1.6 лет, и питание ребенка от полутора до 3 лет.
Питание детей до полутора лет
Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:
- дети становятся более активными и аккуратными за столом, они обучаются использованию столовых приборов, питью с чашки, использованию салфетки
- дети активно пьют воду, запивая ею еду, делая это многократно за время приема пищи
- дети могут принимать пищу в движении, зачастую их сложно удержать за столом, и они периодически подбегают к матери, берут кусочки пищи, и продолжают движение, вертятся в стуле, разбрасывают еду
- проявляют избирательность в еде, могут перебирать пищу, выкидывая из тарелки то, что, по их мнению, невкусно, устраивают «забастовки», требуя определенной пищи.
Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.
Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:
- Завтрак (8.00-8.30)
- Второй завтрак (10.30-11.00)
- Обед (12.30-13.00)
- Полдник (15.30.-16.00)
- Ужин (18.30-19.00)
В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.
Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:
- При грудном вскармливании молоко матери постепенно в дневное время вытесняется продуктами прикорма и становится дополнительным питанием. Но, по мнению ВОЗ, кормление грудью после года завершать не нужно, желательно продолжать его до полутора-двух лет, постепенно и плавно отлучая ребенка от груди. В период до полутора лет кормления грудью еще могут сохраняться в дневное время перед сном и как перекусы между приемами пищи, постепенно кормления сводятся к сосанию груди на ночной сон и ночью, а также прикладывания к груди не для питания, а большей частью для общения и успокоения.
- При нахождении ребенка на адаптированных смесях, происходит переход на смеси-троечки, особые молочные продукты, которые призваны заменить в этом возрасте коровье молоко, не рекомендованное в питании детей раннего возраста из-за высокой аллергенности. Смесь в основном дается на ночь, днем заменяясь на обычные продукты.
Почему меняется рацион питания детей. Особенности пищеварения детей.
Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.
Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.
- Ребенок начинает потреблять большие объемы пищи в виду увеличения объема желудка примерно до 250-300 мл, при этом его опорожнение от пищи происходит примерно каждые 3-4 часа с момента предыдущего приема.
- Это и обуславливает формирование нового режима приема пищи, сначала пятиразового, а по мере взросления – перехода на четырехразовое питание к возрасту трех лет.
- В сутки объем пищи составляет в этом возрасте около 1200-1300 мл, объем средней порции питания при пятиразовом питании примерно равен 250 мл с небольшими отклонениями в пределах 30-50 г.
- Консистенция пищи с появлением зубов должна постепенно уплотняться от кашицеобразной к привычной пище мягкой консистенции (отварные овощи, крупы, макароны, мясные котлеты, тефтели и тд.), которую можно кусать и жевать.
В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.
Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста
- пища должна быть полноценно термически обработана, продукты не должны быть переварены, предпочтительно паровое приготовление или варка на медленном огне
- пищу готовят непосредственно к ее приему, недопустимо ее разогревание и хранение даже сутки в холодильнике, это резко снижает ее пищевую ценность и повышает риск ее порчи, обсеменения опасными микробами и пищевых отравлений, особенно в теплое время года
- супы и каши готовят в протертом виде, овощи и фрукты разминают вилкой, мясо и рыбу дают в виде фарша, рубленых изделий или суфле
- блюда готовятся в отварном, тушеном или паровом виде без добавления к ним специй, чеснока и перца.
Основные требования к рациону питания детей
Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:
- правильным и сбалансированным по всем основным компонентам
- меню должно быть разнообразным, составленным на неделю с разными блюдами и продуктами
- выверенным по белкам, жирам и углеводам, витаминам и минеральным компонентам.
Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.
Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.
В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.
Сравнительная характеристика рациона питания до 3 лет
Основные характеристики | С 1 до 1.6 лет | С 1.6 до 3 лет |
Количество зубов у ребенка | 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. | 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи |
Объем желудка | 250-300 мл | 300-350 мл |
Количество приемов пищи | 5-разовое питание | 4- разовое питание |
Объем одного приема пищи | 250 мл | 300-350 мл |
Суточный объем питания | 1200-1300 мл | 1400-1500 мл. |
Распределение калорийности приемов пищи |
|
|
Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.
Необходимые продукты для ребенка до полутора лет
Можно | Не желательно | Сколько примерно гр. в день | |
Овощи |
|
|
200 -300 гр. |
Фрукты |
|
|
100-200 гр. |
Молочные продукты |
сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры |
|
Каждый день:
Через день:
Всего молочка 400 мл. в день |
Крупы, хлеб, макароны |
|
— |
|
Рыба |
|
|
1-2 раза в неделю, 100 гр. |
Мясо, птица |
|
|
100 гр. |
Яйцо |
|
— | 1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное |
О молочных продуктах
Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — можно ли ребенку в 1-1,5 года давать цельное коровье молоко? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития аллергии на коровье молоко. Особенно осторожными с молоком нужно быть:
- детям с атопическим дерматитом
- при наличии непереносимости молока родителями ребенка
- детям с нарушениями пищеварения.
Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.
Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.
- Ежедневно должны быть в рационе молочные продукты — кефир, йогурт, простокваша
- Через день — творог, сыры, сметана или сливки
- Для детей с нормальной массой тела не рекомендован прием обезжиренных или пониженной жирности молочных продуктов.
- Суточный объем молочных продуктов, с учетом их расходов на приготовление блюд, составляет не менее 400 мл.
- Учитывается расход молока в каши, творога в блюда, сметаны и сливок в блюда.
Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.
Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.
Какие молочные продукты можно ребенку
Йогурт
Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.
Кефир
Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.
Творог
Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.
Сыр, сметана и сливки
Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.
Рыба
В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.
Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.
Мясо
- Мясо – основной источник животного белка для малыша и должно пребывать на столе ребенка не реже пяти раз в неделю.
- Разные сорта мяса и птицы можно вводить в рацион питания детей количеством 100г.
- Мясные блюда могут быть в виде фарша, фрикаделек, паровых котлет или мясных консервов для детей.
- Важно помнить, что мясо длительно усваивается и его необходимо вводить в первой половине дня – в обед.
- После года рацион расширяется за счет субпродуктов – языка, печени, сердца.
- Также полезно мясо птицы и кролика, индейки, ягненка
Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).
Яйцо
Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.
Масла
В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.
Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.
Крупяные блюда
После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.
После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.
Хлеб, макароны
Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.
В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.
Овощи и фрукты
В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.
Овощи
Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.
Можно | Нежелательно |
|
|
Фрукты
Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.
- До двух лет с осторожностью относится к клубнике и экзотическим фруктам (цитрусовые, киви и др.). Количество этих фруктов не должно превышать 100г.
- Полезными будут после года ягоды крыжовника, смородины, малины, клюквы и других. В протертом виде.
- Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.
Сладости
До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.
Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.
Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.
- При потреблении сладостей, из кишечника глюкоза активно и быстро всасывается в кровь, повышая свои концентрации в два-три раза. Такие резкие колебания уровня глюкозы крови приводят к напряжению работы поджелудочной железы в выработке инсулина. Глюкоза активно утилизируется в ткани, где перерабатывается в жиры, что ведет к избытку веса и метаболическим сдвигам, настраивающим организм в дальнейшем на работу в «аварийном» режиме.
- С раннего детства программируется склонность к атеросклерозу, диабету и ожирению.
- Кроме того, по данным последних исследований, избыток сахар в пище приводит к снижению иммунитета, выведению из организма полезных микроэлементов – хрома, магния и кальция, меди.
- Также сахар провоцирует в организме детей формирование аллергии с кожными, кишечными и легочными симптомами.
Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.
Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.
Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.
Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.
Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.
Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.
Примерное меню на один день для ребенка 1.5 лет
- Первый завтрак: овсяная каша с бананом, булочка белая с маслом сливочным, чай/с молоком
- Второй завтрак: банан, сок яблочный, сушки
- Обед: салат из огурца с помидором и оливковым маслом, борщ вегетарианский, овощное рагу с паровой котлетой из телятины, компот из шиповника
- Полдник: творожная запеканка с яблоком, йогурт
- Ужин: пюре из цветной капусты и картофеля, кефир, печенье, яблоко.
Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы — это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи — это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться таблицей соотношения роста и веса ребенка (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.
Прием пищи | Состав блюда | Количество |
Завтрак |
Овощное блюдо, каша Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет Салат или фрукты Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется) |
150 г 50 г 20г 100мл |
Второй завтрак |
Фрукты, печенье, булочка Йогурт, творожок, кефир, сок |
100г 100 мл |
Обед |
Закуска или салат из овощей Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне) Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса Гарнир Напиток |
30 г 100 мл 50г 100г 100 мл |
Полдник |
Йогурт, кефир, сок, компот Творог, крупяное, овощное блюдо Выпечка, печенье, сушки Фрукты, ягоды |
100мл 50г 30-40г 100г |
Ужин |
Творожное, овощное блюдо, каша Кефир, йогурт Фрукты |
150 г 150г 50 г |