Особенности питания детей ясельного возраста

290

Глава 8. Обмен веществ и питание

Нейрогуморальная регуляция водного обмена: водный баланс регулируется корой надпочечников (минералокортикоиды) и гипоталамусом (антидиуретический гормон) (см. Мочевыделительная система). Центр жажды находится

вгипоталамусе.

Дети грудного возраста нуждаются в легкоусвояемой пище, обеспечивающей их высокую потребность в питательных веществах. Лучшая, наиболее физиологичная пища для ребенка первого года жизни — материнское молоко. Оно является экологически чистым продуктом питания, содержит питательные вещества, ферменты, гормоны и другие биологически активные вещества, которые исключительно важны для роста и развития младенца. Грудное вскармливание способствует гармоничному росту и развитию, повышает сопротивляемость инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды, способствует заселению кишечника новорожденного ребенка микроорганизмами, необходимыми для правильного пищеварения.

Вскармливание грудным молоком имеет существенное значение еще и потому, что мать и ребенок во время кормления находятся в тесном физическом и психологическом контакте, что очень важно для нормального развития психики ребенка. Согласно опубликованным данным, грудное вскармливание способствует лучшему интеллектуальному развитию ребенка, защищает его от ряда аллергических заболеваний. Кроме этого, при грудном кормлении ребенок может самостоятельно регулировать количество поступающей пищи в соответствии с потребностью организма.

Состав грудного молока идеально подходит для вскармливаниягрудногоребенка.Женскоемолокосодержитбольше альбуминов и меньше, чем коровье и козье, казеина. Белок грудного молока обеспечивает ребенка достаточным количеством незаменимых аминокислот. Жир женского молока более чем на 50% состоит из полиненасыщенных жирных кислот, в нем мало летучих жирных кислот, много фосфатидов. Жир находится в мелкоэмульгированном состоянии и содержит фермент, способствующий его перевариванию. Из углеводов в женском молоке содержится преимущественно бета-лактоза,которая в кишечнике распадается на глюкозу и галактозу, угнетает рост кишечной палочки,

особенности питания детей ясельного возраста

способствует росту бифидобактерий и синтезу микробами кишечника витаминов группы В. Содержащаяся­ в коровьем молоке альфа-лактоза,наоборот, благоприятствует росту кишечной палочки. Состав минеральных веществ, макро- и микроэлементов в женском молоке лучше обеспечивает потребности ребенка, чем состав коровьего молока. В нем больше важных для кроветворения веществ: железа, меди, кобальта, марганца и других элементов, оно богаче ферментами и витаминами А, С, группы В и др.

В женском молоке основные пищевые вещества находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении. В желудке ребенка женское молоко свертывается более мелкими хлопьями, чем молоко млекопитающих. Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим вещества, препятствующие размножению вредоносных микробов, а его ингредиенты не обладают аллергическим действием.

Женское молоко по составу в зависимости от периода лактации неодинаково. Его состав отвечает потребностям ребенка на разных стадиях его адаптации к внеутробной жизни. Молозиво, выделяющееся в первые 3—5дней после родов, содержит в2—3раза больше белка и несколько больше минеральных солей, чем зрелое молоко. Особенностью его является также наличие так называемых молозивных телец, представляющих собой капельки молочного жира с лейкоцитами (защитными клетками крови). С молозивом в организм ребенка от матери поступают иммуноглобулины и гормоны.

Переходное молоко выделяется с 4—5-годня после родов. Оно богато жиром, но в остальном и по внешнему виду больше приближается к зрелому.

Материнское молоко становится зрелым к концу второй недели, состав его в дальнейшем меняется. Оно бывает различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления. Так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу — жирнее и гуще. Состав и количество грудного молока во многом зависят от состояния матери, ее режима, диеты. Есть данные, согласно которым грудное молоко может менять свой состав в соответствии с потребностями ребенка. Однако, если ребенок регулярно высасывает достаточное количество молока, но происходит задержка в увеличении массы тела, можно заподозрить недостаточную выработку молока женским организмом, неполноценность его состава или нарушение усвоения ребенком.

292

Глава 8. Обмен веществ и питание

Первое прикладывание к груди здорового доношенного ребенка рекомендовано сразу после рождения. Раннее прикладывание способствует установлению более тесного психологического контакта матери и ребенка, снижению родового стресса у новорожденного, стимулирует выделение молока.

Грудное молоко является оптимальным видом питания детей первых 4—5месяцев, но оно не может полностью обеспечить растущий организм необходимыми витаминами

имикроэлементами. По мере роста ребенку рекомендуется вводить в питание соки, овощные и фруктовые отвары

иприкормы овощами, кашами, мясными блюдами. Это необходимо для его правильного развития и предупреждения малокровия, рахита, отставания в физическом и психическом развитии.

Питание детей в возрасте от 1 года до 3 лет. На втором и третьем году жизни продолжается интенсивный рост организма, увеличивается подвижность ребенка, возрастают его энергетические затраты. Функциональная способность желудочно-кишечного тракта и активность пищеварительных ферментов повышаются, ребенок начинает разжевывать пищу, дифференцированно относиться к ее качеству, приучается самостоятельно есть и т.д.

На втором году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкая и полужидкая пища заменяется более твердой. Основные ингредиенты пищи (белки, жиры, углеводы) в этот период должны поступать в организм в соотношении 1 : 1 : 4 и составлять: белок — 4 г, жир — 4 г, углеводы — 15—16г на 1 кг массы тела. Для полноценного питания важно, чтобы 75% белков были животного происхождения. В рацион ребенка должны включаться продукты, содержащие наиболее полноценные жиры: сливки, сливочное и растительные (не менее10—20%)масла, желтки, рыбий жир. Потребность в углеводах покрывается за счет сахара, хлеба, овощей, картофеля, каш. С овощами и фруктами ребенок получает необходимые минеральные соли, а также витамины С, А, группы В.

В период от одного года до трех лет активно продолжается формирование скелета, увеличивается мышечная масса, сохраняется высокая потребность в минеральных веществах. Повышается суммарная потребность в витаминах. Важным пищевым продуктом является молоко, необходимый объем его — 600—650мл в сутки. Часть его желательно заменять кефиром, который легче усваива-

особенности питания детей ясельного возраста

ется и нормализует микробный состав кишечника ребенка. Очень ценен творог, поскольку он содержит полноценные белки и большое количество кальция и фосфора. Солями кальция и фосфора богат и сыр. Помимо молочных продуктов, потребность в полноценном белке покрывается мясными продуктами (нежирные сорта мяса, птицы), можно вводить в рацион нежирные сорта рыбы. В ежедневный рацион входит также хлеб, разные виды круп (овсяная, гречневая, рисовая, пшеничная, кукурузная, пшенная и их смеси). Основными источниками растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов в этом возрасте являются овощи, зелень, ягоды, фрукты.

Поскольку физиологически незрелая пищеварительная система ребенка раннего возраста не может быстро приспосабливаться к резким изменениям рациона, каждый новый вид пищи вначале дается небольшими порциями. Важно, чтобы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка и возбуждал аппетит.

Питание детей дошкольного возраста. Питание дошкольников отличается от питания детей раннего возраста как в количественном, так и в качественном отношении.

Масса тела ребенка с 4 до 7 лет нарастает в среднем с 15 до 25 кг, а прирост тела в длину составляет 20—30см. Общая подвижность детей несколько уменьшается, но увеличиваются физические нагрузки: пешие переходы, физкультурные и спортивные занятия и игры.

В периоды вытягивания и нарастания массы тела особенно важно обеспечить детей полноценной пищей. Недостаток в рационе важных питательных веществ сказывается на величине массы тела, на размерах и функциях отдельных органов, состоянии желез внутренней секреции. На увеличение тела в длину (рост) обычно это влияет в меньшей степени. В настоящее время дошкольники часто занимаются в спортивных секциях и кружках, музыкальных школах, по­этому диета для них должна быть обоснованной и иметь соответствующую калорийность. Несбалансированное питание и значительные физические и умственные нагрузки могут приводить к ослаблению иммунитета и, как следствие, к заболеванию детей. Поэтому одним из важнейших в дошкольном возрасте остается принцип сбалансированного питания.

Для растущего организма необходим полноценный белок, количество животных белков должно составлять у трехлетнего ребенка 70%, упяти-семилетнего— 60%

294

Глава 8. Обмен веществ и питание

общего их числа. При правильном соотношении животных и растительных белков их усвоение происходит более полно. Белок в пище детей дошкольного возраста в среднем должен обеспечивать 15% ее общей калорийной ценности.

Количество жиров, необходимое после трех лет, практически такое же, как и белков (соотношение 1 : 1). В диете детей дошкольного и школьного возраста жиры должны быть не только животного, но и растительного происхождения, причем количество последних на уровне5—10%,а иногда и 25% всех жиров. Необходимость употребления жиров растительного происхождения связана с большим содержанием в них незаменимых ненасыщенных жирных кислот.

Соотношение между белками, жирами и углеводами, так же как и в раннем возрасте, должно составлять 1 : 1 : 4. Излишек углеводов в питании ребенка дошкольного возраста угнетает аппетит, увеличивает брожение в кишечнике, вызывает вздутие, способствует всасыванию недостаточно расщепленных веществ и аллергизации организма, приводит к ожирению, уменьшению подвижности ребенка, снижению сопротивляемости инфекциям. Недостаток углеводов снижает активность нервных клеток, способствует расщеплению жиров и белков и появлению в тканях недо­ окисленных продуктов.

Суточная калорийность пищи на 50% должна покрываться за счет углеводов. Часть их должны составлять легкоусвояемые углеводы (сахара), а часть — трудноусвояемые, которые на более длительное время создают чувство сытости. Растительная клетчатка в рационе способствует нормализации перистальтики кишечника и выводу шлаков из организма.

Разнообразное питание детей дошкольного возраста обеспечивает в достаточном количестве солями кальция, фосфора, калия, магния. Однако дефицит их может возникнуть из-занарушения переваривания и всасывания, в частности, такого важного продукта питания, как молоко. Многие здоровые дети не любят молоко в его натуральном виде, у примерно 10% здоровых детей оно плохо переваривается. Бóльшая часть таких детей может употреблять кисломолочные продукты и творог, которыми в рационе можно заменить молоко. Если дети не переносят молочного белка ни в каком виде, то они нуждаются в консультации врача и составлении специальной диеты с преобладанием других источников незаменимых питательных веществ (рыба, яйца, крупы, бобовые).

Питание школьников и подростков. Специфика питания школьников связана с анатомо-физиологическими осо-

особенности питания детей ясельного возраста

бенностями растущего организма и условиями их деятельности. Повышенная калорийность питания по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, активным ростом организма, особенно в периоды вытягивания, усиленной теплоотдачей и большей подвижностью. Кроме того, напряженная умственная деятельность в процессе обучения приводит к дополнительным расходам энергии и питательных веществ.

Для растущего организма в этот период необходимы мясо, рыба, молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — полноценные источники белка, кальция и других жизненно важных соединений. В качестве гарнира целесо­ образно использовать тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок), содержащие большое количество микроэлементов и витаминов. Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их источниками являются мясо, рыба и яйца.

Необходимый компонент пищи школьника — сложные углеводы, содержащиеся в муке грубого помола, крупах, сырых овощах и фруктах. Долго расщепляясь в желудочнокишечном тракте, они сохраняют относительно равномерную концентрацию питательных веществ (простых углеводов) в крови в течение длительного промежутка времени. Кроме того, сопутствующая им в продуктах питания растительная клетчатка обеспечивает правильное пищеварение. Важным компонентом пищи, необходимым для удовлетворения энергетических потребностей школьников, являются жиры как животного, так и растительного происхождения. В отличие от детей более младшего возраста школьники

иподростки могут употреблять тугоплавкие животные жиры, но в ограниченном количестве.

Дети и подростки, имеющие повышенные умственные

ифизические нагрузки (в том числе занимающиеся спортом), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120г в возрасте10—13лет и до132—140г в возрасте14—17лет.

Интенсивный обмен веществ в этих возрастных периодах требует поступления достаточного количества жидкости: не менее одного-полуторалитров жидкости (воды, фруктовых или овощных соков, чая, молока).

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед

—  Особенности питания младших школьников.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В настоящее время границы этого возраста устанавливаются с 6 — 7 до лет. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, легочной и иммунной систем и т. д.). Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг — формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности — ведущей в этом возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т. д.).

В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергией и пластическим материалом.

Недостаточное, нерациональное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в весе и росте, физическом и психическом развитии, и, как считают специалисты, последствия этого после 13 лет уже не могут быть скорректированы за счет совершенствования рациона. Хотя в питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия. Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка — поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.

В 9 лет у девочек и в 10 лет у мальчиков наблюдается напряжение желудочного пищеварения. Связано это с гормональными перестройками, происходящими в организме, и может проявляться в форме расстройства работы желудка. Это необходимо учитывать родителям и, по возможности, не давать детям грубую, тяжелую для переваривания пищу (жирную, пережаренную), а также пищу, содержащую много острых приправ, очень кислую и соленую.

Для детей характерна повышенная проницаемость кишечной стенки, где происходят основные процессы переваривания и всасывания пищи. Из-за этого иногда в кровь попадают нерасщепленные белковые молекулы, которые могут вызвать иммунный ответ организма. Вот почему в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей часто могут возникать аллергические реакции на поступление в организм той или иной пищи, токсикозы. Так как у ребенка пища покидает желудок примерно через каждые 4 — 5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для младшего школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т. д. нагрузок. Однако надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы. Для организации рационального питания важно также учитывать многие факторы — национальные традиции питания, климатические, сезонные, экологические условия жизни. Но в основе правильного питания лежит соблюдение 5 принципов — регулярность, разнообразие, адекватность питания, безопасность, а также удовольствие, положительные ощущения, источником которых является пища.

Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания обусловлено важнейшей закономерностью, связанной с деятельностью нашего организма. Все процессы, протекающие в организме, носят ритмичный характер и регулярность — непременное условие эффективного функционирования столь сложной биологической системы, которой является наш организм. Регулярное питание способствует лучшему перевариванию и усваиванию пищи и, по мнению диетологов, — самое простое и самое надежное средство предупреждения заболеваний органов пищеварения. Нерегулярное питание создает дополнительную нагрузку и напряжение для организма, а также благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья не только физического, но психического. Исследования показывают, что у детей, не соблюдающих режим, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками, им сложнее учиться.

Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Нехватка питательных веществ способна привести к серьезным сбоям в работе организма. Для того чтобы обеспечить организм всеми необходимыми для роста и развития веществами, в ежедневном меню ребенка должны быть разные продукты и блюда — мясные, рыбные, молочные, продукты из круп и злаков, фрукты и овощи. Поэтому очень важно с раннего детства формировать у ребенка разнообразный вкусовой «кругозор» так, чтобы ему нравились разнообразные продукты и блюда.

Адекватность. В среднем, в день школьник в возрасте 7 — 8 лет тратит около 2350 ккал. Однако эта цифра во многом зависит и от образа жизни ребенка. Так, дети, регулярно занимающиеся спортом, могут расходовать ежедневно на 25% калорий больше своих малоподвижных сверстников. Важно, чтобы количество калорий, получаемых ребенком с пищей, соответствовало его энерготратам. По оценке специалистов, регулярное превышение калорийности рациона на% (несколько «лишних» булочек или конфет) в 3 раза повышает вероятность появления у школьника лишнего веса. Полный ребенок оказывается в группе риска развития различных серьезных заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых.

Безопасность. Основное условие, которое необходимо выполнять, чтобы питание ребенка было безопасным, — контроль за сроком годности и условиями хранения продуктов. Обращайте внимание на информацию, приведенную на упаковке, — продукт, срок которого истек или истекает, а также неправильно сохраняющийся, может не только потерять свои полезные свойства, но и причинить существенный вред здоровью. Следует с осторожностью предлагать ребенку попробовать экзотические продукты и блюда. Конечно, такой опыт способствует расширению кулинарного «кругозора», но, одновременно, может вызвать аллергическую реакцию.

Удовольствие. Пища не только обеспечивает организм полезными веществами и энергией, но и  служит источником положительных ощущений, которые также необходимы нашему организму. Приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус изначально воспринимается организмом как сигнал тревоги, свидетельствуя об опасности продукта). Очень важно с раннего возраста научить ребенка получать удовольствие от вкусной и полезной пищи. Для этого необходимо приучить его есть за красиво сервированным столом и соблюдать правила этикета.

Рацион питания младшего школьника

Основными компонентами, входящими в состав пищи, являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.

Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших функций. С ними связаны основные проявления жизни — обмен веществ, сокращение мышц, способность к росту и размножению, работа нервных волокон, а именно перенос информации, иммунитет. Наш организм обладает лишь незначительными резервами белка и нуждается в постоянном его восполнении. Особенно важно регулярное поступление белка с пищей в детском и подростковом возрасте, когда организм активно растет и развивается. В рационе питания младшего школьника должно быть около 90 грамм белка. Источником белка является растительная и животная пища. Очень важно, чтобы в рационе питания ребенка были как растительные, так и животные белки. Причем на долю животных белков должно приходиться не менее 50% от общего количества белков в рационе. Животные белки имеют высокую биологическую ценность, содержат незаменимые аминокислоты, которые не могут синтезироваться в организме и обязательно должны поступать с пищей. Сегодня довольно популярными стали идеи вегетарианства — когда из рациона питания полностью или частично исключаются животные белки. Но диетологи предупреждают — такой тип питания недопустим для детского организма. Недостаток или отсутствие животных белков может вызвать серьезные нарушения развития. Жиры входят в состав всех клеток организма, участвуют во многих физиологических процессах, а также обеспечивают организм энергией. В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Основные источники полиненасыщенных жирных кислот, которые относятся к незаменимым пищевым веществам (обязательно должны поступать с пищей), — растительные жиры. В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот. Растительные жиры — источник витамина E и фосфолипидов. Животные жиры обеспечивают организм витаминами A и D. Среднесуточная потребность младшего школьника в жирах составляет около 100 грамм. В рационе питания младшего школьника должны сочетаться как растительные, так и животные жиры. При этом оптимальное соотношение составляет 1 к 2.

Углеводы — основной источник энергии для организма. Помимо этого углеводы входят в состав клеток и играют важную роль в обеспечении иммунитета. В среднем на углеводы приходится от 50 до 60% калорийности дневного рациона человека. Среди наиболее важных для питания — глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза (легко усваиваются) и крахмал, гликоген (медленно перевариваются),

клетчатка (неперевариваемый полисахарид). Необходимо, чтобы потребность организма в углеводах удовлетворялась, главным образом, за счет продуктов на основе цельных злаков (крупы, хлеб, готовые завтраки и т. д.), овощей и фруктов — около 350 грамм. Все они содержат медленно усваивающиеся углеводы, поставляющие организму энергию продолжительного действия. А вот источники легкоусвояемых углеводов (сахар, конфеты, кондитерские изделия) должны составлять не более% от общего количества суточной нормы углеводов.

Витамины и минеральные вещества участвуют в регулировании практически всех физиологических и метаболических процессов в организме и обязательно должны поступать с пищей. Источником этих веществ служат разные продукты — овощи, фрукты, мясо, молоко, крупы и т. д. А значит, для профилактики дефицита витаминов и минеральных веществ необходимо питаться разнообразно. Для того чтобы организм ребенка получал все необходимые питательные вещества, его рацион должен содержать следующие виды продуктов.

Овощи и фрукты. Растительная пища обеспечивает наш организм витаминами, пищевыми волокнами, которые стимулируют работу кишечника, нормализуют обмен веществ, а также абсорбируют на своей поверхности токсины и выводят их из организма. В ежедневном меню младшего школьника должно быть грамм овощей (без учета картофеля) и грамм фруктов и ягод (желательно в свежем виде). При этом следует использовать разные овощи и фрукты, так как они являются источниками разных витаминов и минеральных веществ.

Продукты из злаков. Являются источниками углеводов, белка, минеральных веществ и витаминов. Особенно велико содержание полезных веществ в продуктах, которые приготовлены из цельных злаков — хлебе, хлопьях, крупах и т. д. Их производят из неповрежденного зерна — молотого, раздробленного или превращенного в хлопья, содержащего все основные составляющие: эндосперм, зародыш и отруби в природной пропорции. По сравнению с рафинированной мукой или очищенным зерном в цельных злаках больше витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон. Нерастворимые пищевые волокна, набухая в желудочно-кишечном тракте, способствуют формированию чувства насыщения, стимулируют моторику кишечника, тем самым снижая вероятность запоров. Они замедляют расщепление и всасывание белков, жиров и углеводов, что обеспечивает стабильность концентрации сахара в крови. Растворимые пищевые волокна снижают уровень холестерина, а также являются питательной средой для полезных бактерий кишечника.

Мясо, птица и рыба. Блюда из мяса, птицы и рыбы являются важнейшими источниками белка, витаминов группы B, железа, цинка. В рыбных блюдах к тому же содержится витамин Д, жирные кислоты, йод. Все эти составляющие играют важную роль в развитии детского организма. Для питания ребенка рекомендуется использовать нежирную говядину, телятину, курицу, индейку. Полезны и субпродукты — почки, печень, сердце. Среди рекомендуемых видов рыб — треска, навага, судак и т. д. Не стоит часто включать в рацион питания ребенка рыбные консервы, так как они содержат значительное количество соли и способны оказывать раздражающее действие на желудок и кишечник детей. Среднесуточная норма блюд из мяса и птицы для младшего школьника составляет грамм, из рыбы — 50 грамм.

Молоко и молочные продукты. Молоко относится к наиболее ценным продуктам детского питания, являясь не только источником белка и жира, но и легкоусвояемого кальция, необходимого для формирования костной ткани. В молоке содержится витамин B2, играющий важную роль в обеспечении нормального зрения и участвующий в процессе кроветворения. Рекомендованная ребенку суточная норма молока — около 2 стаканов. Организм некоторых детей (в разных регионах страны их число колеблется от 20 до 80%) не может усваивать молоко. В этом случае полноценной заменой могут стать кисломолочные продукты — йогурт, кефир, простокваша. Все они обладают столь же ценными, как и молоко, пищевыми свойствами и прекрасно сочетаются с другими продуктами, повышая их усвояемость.

Растительные масла и жиры. Ежедневно младший школьник должен получать с пищей 20 – 40 грамм сливочного масла, грамм сметаны,грамм растительных масел. Растительное масло используется для заправки салатов и обжарки, сливочное — для приготовления бутербродов и заправки блюд (например, каши).

Вода и напитки. Младшему школьнику в сутки нужно приблизительно 1,5 литра жидкости. Но не забывайте, что ее источником являются не только вода и напитки, но и другая пища, которую ребенок съедает. Для детей лучше выбирать чистую природную воду с оптимально сбалансированным минеральным составом (так называемая столовая вода, содержащая не больше 1 г солей на литр).

Очень полезны для ребенка соки, на 100% изготавливаемые из фруктов или овощей. Они являются источником витаминов, минеральных солей, пищевых волокон. Однако использовать их следует умеренно из-за большого содержания глюкозы и фруктозы. Диетологи рекомендуют включать в рацион питания ребенка не более 2 стаканов сока в день. А вот газированные напитки нужно исключить из ежедневного рациона и давать их детям лишь изредка. Эти напитки готовятся из концентратов и содержат много консервантов, красящих веществ, ароматизаторов, которые также могут вызывать раздражение желудка и способствовать возникновению аллергии.

Важным условием организации рационального питания младшего школьника является правильное распределение калорийности и состава пищи в течение суток.

На завтрак ребенку можно предложить творожное блюдо, блюдо из яиц. Дополнительно — сыр, рыбу, сосиски. Хотя лучше, если утром ребенок будет получать не животные, а растительные белки. В качестве питья может быть какао — наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность же какао сопоставима с калорийностью сыра).Энергетическая ценность обеда составляет 40% от среднесуточного количества калорий. В его состав входит максимальное количество суточной нормы мяса, рыбы или птицы, а также значительная часть овощей. Обед должен состоять из 4 блюд; закуски, первого блюда, второго блюда, третьего блюда. Каждая составляющая обеда выполняет свою функцию: закуска, вызывающая сокогонный эффект, подготавливает желудочно-кишечный тракт к процессу пищеварения, первое и второе блюдо обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ, третье блюдо (как правило, это соки или компоты) поддерживает водный баланс организма, а также содержит витамины.

Полдник обычно бывает легким и включает молоко или кисломолочные напитки (кефир, ряженку, простоквашу, ацидофилин и др.) и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями (печеньем, сухариками, вафлями и пр.).

На ужин приходится% ежедневного количества питательных веществ, необходимых ребенку.

На ужин следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мясные и рыбные блюда, поскольку богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Особенно рекомендуются на ужин творожные блюда. 

Особенности режима питания в младшем школьном возрасте.

Гигиена питания младших школьников — ее роль в сохранении здоровья.

Рекомендуемое время для завтрака для школьников младших классов — 7ч Рекомендованное время для обеда — 13ч. При соблюдении регулярного питания организм заранее готовится к приему пищи, а у ребенка «вовремя» возникает аппетит. Регулярный прием пищи — лучшая профилактика гастрита. Не все дети могут быстро «настроиться» на обед. Поэтому не следует сажать ребенка за стол сразу же после шумных, подвижных игр, необходимо дать емуминут для того, чтобы успокоиться, что особенно важно для активных, легковозбудимых детей.

Оптимальное время для ужина — 18ч. При этом последний прием пищи должен быть не позднее 2-2,5 часов до сна. В том случае, если ребенок ужинает позже, нарушается его ночной сон, соответственно организм не имеет возможности полноценно отдохнуть.

Многие родители, не имеющие возможности контролировать питание ребенка в течение дня, пытаются компенсировать возможный недостаток питательных веществ обильным ужином. На самом деле, это не решает проблему полноценного питания, поскольку пища полностью не переваривается, ребенок плохо спит, становится беспокойным, легко утомляется. У некоторых детей (впрочем, как и у взрослых) наблюдаются так называемые приступы «ночного голода», когда аппетит возникает в позднее время. Связано это с особенностями синтеза в организме особого вещества — триптофана, способного стимулировать аппетит. Повышенная выработка триптофана, в свою очередь, обусловлена избыточным потреблением углеводов в течение дня.

Режим питания школьника должен учитывать его образ жизни (интенсивность учебной нагрузки, занятия спортом, посещение кружков и курсов и т. д.) и его распорядок дня. Так, режим питания школьника-спортсмена отличается от режима, принятого для детей данной возрастной группы. Если занятия спортом проводятся утром, энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35% от общей суточной калорийности рациона. При вечерних тренировках калорийность ужина повышается в 1,5 — 2 раза. В дни усиленных тренировок пища должна быть не объемной, но калорийной, богатой белками и углеводами. При этом следует избегать жирной пищи.

Особого внимания заслуживает вопрос, связанный с перекусами — едой между (а зачастую и вместо)основными приемами пищи. Зачастую для них используется высококалорийная пища, содержащая много жиров и углеводов. В результате при избыточной калорийности организм не получает необходимые питательные вещества, прежде всего, витамины. Питание «всухомятку» становится причиной многочисленных заболеваний желудочно-кишечного тракта, появления лишнего веса. Причина предпочтения перекусов нормальному питанию во многом коренится в несформированности у ребенка основ культуры питания. Нужно отметить, что перекусы могут быть в рационе питания ребенка, но для них рекомендуется использовать фрукты, салаты, молочные продукты, орехи. И перекусить такой пищей можно между основными приемами пищи, а не вместо обеда, завтрака или ужина. Их роль — помочь избавиться от чувства голода.

Профилактика витаминной недостаточности

Витамины и минеральные вещества — обязательные компоненты питания младшего школьника.

Основная функция витаминов — регулирование физиологических и метаболических процессов, т. к. минеральные вещества участвуют в построении структурных компонентов организма, в обменных процессах. Витамины и минеральные вещества не образуются в организме, поэтому даже небольшая нехватка витаминов может стать причиной серьезных нарушений развития. Источником витаминов служат самые разные продукты, поэтому основное условие профилактики витаминных дефицитов разнообразное питание.

Минеральные вещества, в зависимости от их содержания в организме, делятся на макроэлементы (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды) и микроэлементы (железо, медь, цинк, марганец, йод). Кальций составляет основу костной ткани. Помимо этого, он участвует в процессе свертывания крови, мышечного сокращения. Недостаточное поступление кальция с пищей или нарушение его всасывания может вести к задержке роста, нарушению формирования костной ткани, повышения нервной возбудимости у детей. Избыток кальция также может оказывать неблагоприятное влияние на организм. Наиболее важным источником кальция в питании человека служат молоко и молочные продукты, в особенности сыр и творог, содержащие кальций в легкоусвояемой форме.

Фосфор участвует в процессах хранения и передачи наследственной информации, обменныхпроцессах, поддерживает постоянство состава крови. Богаты фосфором сыр, творог, крупы, бобовые. Железо является составной частью гемоглобина, принимает участие в переносах кислорода кровью. Недостаток железа ведет к снижению физической работоспособности, быстрой утомляемости, снижению способности к обучению. Наиболее богаты железом печень, почки, бобовые, гречневая крупа, мясо, яблоки, черника. Йод участвует в построении гормона щитовидной железы — тироксина. Он, в свою очередь, контролирует энергетический обмен, физическое и психическое развитие, участвует в регулировании функционального состояния ЦНС и эмоционального тонуса. Недостаточность йода у детей вызывает развитие эндемического зоба, характеризующегося нарушением функций щитовидной железы. Недостаток йода носит эндемический характер и возникает там, где содержание йода в почве и воде заметно снижено. Наибольшее количество йода в морских водорослях, морепродуктах. Состояния, связанные с дефицитом того или иного витамина, разделяются на авитаминозы (отсутствие или минимальное содержание витамина в организме), гиповитаминозы и витаминную недостаточность. Если авитаминозы и гиповитаминозы встречаются довольно редко, то витаминная недостаточность, по оценке экспертов, отмечается у 40% детей школьного возраста. Витаминная недостаточность может быть обусловлена разными причинами. алиментарная недостаточность витаминов (связана с нерациональным построением пищевого рациона, длительным и неправильным хранением продуктов, нерациональной кулинарной обработкой, приводящей к разрушению витаминов и т. д.). Так, в питании детей младшего школьного возраста все больше используются рафинированные (очищенные) продукты;нарушение усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений; повышенная потребность в витаминах. Существует целый ряд состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. Если при этом сохраняется «обычный» рацион, это может вызвать нехватку витаминов в организме. К таким состояниям относятся: период интенсивного роста и развития у ребенка, интенсивная физическая нагрузка (как у спортсменов при подготовке к соревнованиям), интенсивная нервно-психическая нагрузка (как, например, подготовка к экзаменам), инфекционные заболевания и интоксикация. Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах: рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов; рациональная кулинарная обработка продуктов; дополнительное снабжение детей и подростков витаминами. Сейчас все большее распространение находят продукты, в которые добавляют специальные витаминно-минеральные смеси (премиксы) — витаминизированные хлебобулочные, кондитерские, молочные изделия. Витаминные комплексы могут добавляться и в готовую пищу. Информация о витаминизации продукта указывается на упаковке продуктов.

Формирование основ культуры питания и здорового образа жизни у младших школьников

Культура питания является важной составляющей здорового образа жизни ребенка. Ее ормирование должно начинаться в раннем возрасте, при этом на каждом этапе такая воспитательная работа должна строиться с учетом особенностей возраста, отвечать актуальным задачам развития, носить системный характер. Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек в младшем школьном возрасте является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения, связанные с питанием.

Здоровье — сложный, многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействие с окружающим миром. Формирование ценностного отношения к здоровью оказывается важнейшей социокультурной задачей для общества, определяющей его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Одной из важных составляющих культуры здоровья является формирование культуры питания.

При этом организация воспитательного процесса должна учитывать особенности конкретной возрастной группы. Так, в случае, если речь идет о младших школьниках, следует понимать, что у детей в этом возрасте отсутствует осознание объективной ценности здоровья — в большинстве случаев у них нет или почти нет опыта «нездоровья», они далеко не всегда могут осознать отдаленные негативные перспективы поведения, связанного с нарушением правил здорового образа жизни. Поэтому работа по формированию культуры здоровья в младшем школьном возрасте должна быть главным образом связана с формированием конкретных поведенческих навыков и интеграцией их в актуальную, значимую для младших школьников деятельность. Так, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой) должно осуществляться, главным образом, не только и даже не столько через разъяснение значимости и важности этой процедуры для здоровья, сколько за счет включения такой формы поведения в игровой соревновательный контекст (значимый и интересный для ребенка) — организацию соревнования между учениками, ведение специального дневника. В таких играх «незаметно» для ребенка происходит формирование полезной привычки.

При организации работы по формированию культуры здоровья следует учитывать возрастной ресурс ребенка — те новообразования возраста, которые могут стать основой здоровьесберегающего поведения. Так, в младшем школьном возрасте у ребенка возникает качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, позволяющий ребенку не только освоить виды деятельности, связанной с заботой и укреплением собственного здоровья, но и самому контролировать соблюдение правил здорового образа жизни. Поэтому родители могут использовать формы воспитательной работы, основанной на самоконтроле, самооценке своего поведения (ведение дневника, в котором отмечается соблюдение правил здорового питания, самоконтроль за временем приема пищи и т. д.). В младшем школьном возрасте происходит постепенная ориентация на группу сверстников, когда мнение и оценки друзей и одноклассников становятся столь же важными, что и оценки со стороны взрослых. Поэтому в деятельности по формированию основ здорового образа жизни могут быть использованы коллективные формы работы (дети в группе составляют меню завтрака, обеда, ужина).

В целом, формирование основ культуры здоровья должно отвечать следующим принципам: возрастная адекватность (вся информация и все формируемые навыки у ребенка должны быть востребованы в его повседневной жизни. Например, для ребенка 6 — 7 лет информация о видах и роли различных групп витаминов не имеет реального практического значения. Гораздо более важным оказывается формирование представления о необходимости регулярного употребления групп продуктов — основных источников витаминов; социокультурная адекватность. Формируемые навыки и привычки должны «пересекаться» и находить отражение в актуальной культуре общества. Так, к примеру, формирование основ культуры питания должно учитывать традиции и обычаи питания, сложившиеся в народной культуре; системность. Формирование полезных привычек — длительный и сложный процесс, охватывающий все стороны жизни ребенка. Так, воспитание культуры питания не может быть ограничено отдельными беседами или занятиями с ребенком. Успех будет возможен лишь тогда, когда во время каждого приема пищи ребенок будет получать подтверждение соблюдения правил рационального питания; пример взрослых. Родители являются главным образцом поведения для младших школьников. Даже самые эффективные обучающие методики не дадут положительного результата, если в семье родители не будут соблюдать правила здорового питания, заботиться о своем здоровье.

Основными задачами родителей, связанными с формированием основ здорового питания у детей младшего школьного возраста, являются:

    Важную роль в физическом развитии и профилак­тике заболеваний детей играет рациональное питание, которое, базируется не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других про­дуктов, но и на обязательном использовании овощей, фруктов и ягод в питании растущего организма.

    Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требо­ваний к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма. Пра­вильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического раз­вития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.

    Недостаток или избыток пищи нередко служит при­чиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, излишнего нарастания массы те­ла, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, при­водит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они про­являются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагоприятных внешних условиях, заболеваниях, по­вышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.

    Известные специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возника­ющих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подрост­кового или юношеского периода, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать должна есть за двоих — за себя и будущего младенца. Пока это пожелание было трудноосуществимым из-за недостатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня беременные женщины нередко едят слишком много и ча­сто. Наукой установлено, что у будущей матери суще­ственно увеличивается потребность в белке, витаминах и минеральных элементах, а в жирах и углеводах почти не возрастает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности пищи, богатой белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жизнеспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потом­ство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.

    В случаях, когда за время беременности прибавка к массе достигает 1-5 кг и более, у женщин в 2—3 раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождаю­щиеся повышением артериального давления, отёками и т. д. Нормальная масса новорожденного мальчика — до 3800 г, девочки — до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые пов­реждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить да­же опытный акушер. К сожалению, число таких ново­рожденных с каждым годом увеличивается.

    Но вот ребенок родился. В прежние времена в подав­ляющем большинстве случаев ему грозило голодное дет­ство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а родители продолжают откармливать малышей, оказываясь в ре­зультате виновниками их будущих болезней.

    Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует коли­чество поступающей пищи. Однако в наше время все больше младенцев получают молоко из бутылочки, ко­торое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают: чем больше его вольется, тем лучше. Иссле­дованиями установлено, что такие дети становятся более толстыми, чем те, которых кормили материнским моло­ком.

    Ребенок растет вместе со стремлением любящих роди­телей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жиро­вые клетки.  Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Каждая из них может уменьшиться в размерах при длительном голодании, но сохранится навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет мучиться различной ограничительной диетой.

    Будущей матери необходимо «соблюдать общие прин­ципы рационального питания, которые изложены в пре­дыдущем разделе книги, а также хорошо изучить дет­ское питание.

    У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, кото­рые необходимы не только для возмещения потерь в структурных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1       года ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг массы  тела   в  сутки,   в  7  лет — 3   г,   в   11 —13  лет —2 г, в 17 лет—1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2—1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в ра­ционах детей от 1 до 6 лет должен быть 65—70%, в школьном возрасте — 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник живот­ного белка для детского организма — молоко. В ясель­ном возрасте ребенку ежедневно рекомендуется давать 600—700 мл, школьникам — 400—500 мл.

    Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно предус­мотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка при­ближаются к таким продуктам животного происхожде­ния, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые да­же превосходят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16—20 г белка, рыбы—13—19 г, творога—14—18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый го­рошек и др.) являются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно около 70 г с крупяными и макарон­ными изделиями.

    В детском возрасте отмечается повышенная потреб­ность в незаменимых, не синтезируемых в организме аминокислотах (основные структурные единицы молеку­лы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокисло­той является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синтезироваться в необходимых количе­ствах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это — лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка ви­теллина, который находится в соединении с лецити­ном. Вителлин играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной тка­ни, в том числе клеток головного мозга. Вот почему ре­бенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет — одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.

    Значение жира в питании детей весьма многообраз­но. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивают в связи с тем, что они представляют более концентрированные источники энергии, чем угле­воды, и содержат жизненно важные для детей витамины А и D, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей нежелателен, так как это нарушает процесс об­мена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищева­рение и ведет к ожирению. При избытке жира нару­шается усвоение белков. Наиболее биологически ценный источник жира для детей — сливочное масло, сливки, молоко и другие легкоусвояемые молочные продукты,, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, бо­гатые полиненасыщенными жирными кислотами, которые должны составлять около 25—30% от общего содер­жания жира в рационе в зависимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливоч­ного и 10—15 i г (столовая ложка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гарниров лучше использовать нерафинированное рас­тительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологически ценные ве­щества.

    В детском питании целесообразно использовать нату­ральные растительные продукты, богатые маслами, поли­ненасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Эти­ми веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др.

    Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреб­лять 15—20 г этих продуктов.

    Детям младшего возраста углеводов требуется мень­ше, чем старшим. Избыточное количество углеводов, особенно содержащихся в рафинированном сахаре, угне­тает рост и развитие детей, приводит к снижению имму­нитета и повышенной заболеваемости кариесом зубов. Как известно, нерафинированный (желтый) сахар не прилипает к поверхности зубов и содержит такие хи­мические соединения, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовле­ния кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафи­нированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мы­шечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избыточная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяже­лее и часто сопровождаются осложнениями.

    Соотношение белков, жиров и углеводов в младшем возрасте должно быть 1:1:3, в старшем— 1:1:4.

    Хорошими источниками углеводов для питания детей являются овощи, фрукты, ягоды и свежие соки, а также молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. В рационе питания детей необходимо регулировать в пределах физиологических потребностей печенье, па­стилу, конфеты, варенье и другие кондитерские изде­лия — не более 19—25 г ежедневно, в зависимости от возраста. Детям и подросткам рекомендуется давать 20% простых Сахаров (глюкоза, фруктоза, лактоза, сахаро­за), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клет­чатки от общего количества углеводов в суточном ра­ционе. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно упот­реблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобулоч­ных и макаронно-крупяных изделий, а также 700—800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.

    Дети более чувствительны к недостатку любых вита­минов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных про­явлений, связанных с авитаминозом, у детей отмеча­ются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляе­мость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Особенно важное значение для них имеют вита­мины А и D, дефицит которых приводит к задержке роста, снижению массы тела, нарушениям зрения, появлению рахита, кариеса и другим неблагоприятным, по­следствиям.

    Недостаток витамина А приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумереч­ному (ночному) зрению (куриная слепота), сухость конъюнктивы и роговицы, ведущая к их изъязвлению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишечным и. ле­гочным инфекциям, повышает смертность, обусловленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в витамине А выше и они чаще страдают лихорадочными заболеваниями, истощающими его запасы. В нашей стране глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наб­людаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих витамин А. В зимне-весенний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.

    Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизнеде­ятельности. Основной источник витамина С — овощи, ягоды, фрукты. Эти растительные продукты рекоменду­ется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9—10-х классов свежие овощи, плоды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена веществ.

    Содержание витаминов в пище значительно колеб­лется в зависимости от сезона, условий хранения и качества продуктов. Согласно и ныне действующему при­казу Министерства здравоохранения СССР от 24 ав­густа 1972 г., № 695, «О дальнейшем улучшении проводимой а СССР обязательной С-витаминизации пи­тания в лечебно-профилактических и других учрежде­ниях», в детских яслях и садах, домах ребенка, детских больницах, санаториях и профилакториях, дет­ских молочных кухнях, школах-интернатах, лесных шко­лах, профессионально-технических училищах, столовых школ предусмотрена обязательная С-витаминизация го­товой пищи. Детям до года добавляют по 30 мг вита­мина С, от 1 года до б лет — 40 мг, от 6 до 12 лет — 50 мг, от 12 до 17 лет — 70 мг в день.

    Витаминизация блюд должна проводиться в соответ­ствии с действующей «Инструкцией по проведению С-витаминизации питания», утвержденной Главным госу­дарственным санитарным врачом СССР б июня 1972 г., № 978—72 и согласованной с Президиумом ВЦСПС 30 апреля 1972 г., № 14—14а. Это обусловлено тем, что значительная часть аскорбиновой кислоты в процессе кулинарной обработки разрушается. В готовой пище ее содержание нередко составляет лишь 10—30% от исход­ного количества, а при грубых нарушениях техноло­гии приготовления блюд витамин С может вообще отсутствовать.

    Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда — компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таб­леток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и раст­воряют в 0,5—1 стакане жидкой части блюда. Получен­ный раствор вливают в котел за 15 минут до выдачи пищи, так как через 1 час после витаминизации раз­рушается 10% аскорбиновой кислоты, через 1,5 часа — 17%, через 2,5 часа — 25—50%. Подогревать витамини­зированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается полностью.

    Минеральные вещества, как и белки, являются пла­стическим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регу­ляции кислотно-щелочного состояния организма. Уче­ными доказано, что в крови и межклеточных жидко­стях поддерживается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состоянии всего организма. В зависимости от минераль­ного состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают сдвиги в сторону щелочной реакции, а другие (мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы) — кислот­ного состояния. Продукты щелочной направленности при­меняют при недостаточности кровообращения, нарушении функции почек и печени, при тяжелых формах сахарного диабета, мочекаменной болезни и т. д. Рационы пита­ния щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно реко­мендовать для профилактики близорукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислотность.

    Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жид­костях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и продуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пи­щеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нормальные процессы кроветворения и свертывания кро­ви не могут происходить без участия железа, меди, кобальта, никеля, марганца, калия и других минеральных веществ, которые входят в состав ферментов или акти­вируют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ.

    Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища поставляет детям необходимое количество минеральных веществ в том случае, если в ней до­статочно молока и молочных продуктов — важных ис­точников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необ­ходим витамин D, который содержится в продуктах животного происхождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, икра, молочные жиры). Этот витамин обра­зуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необходимо ежедневно бывать на свежем воздухе, умеренно принимать солнечные ванны, которые вместе с другими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма ви­тамином D, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зубов.

    В северных регионах нашей страны отмечается не­достаточное количество солнечных дней, что снижает уровень удовлетворения организма в витамине D. В этих случаях рекомендуется, по согласованию с леча­щим врачом, проводить умеренную D-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фос­фора.

    В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное участие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Желе­зо входит в состав гемоглобина, доставляющего кисло­род к органам и тканям, миоглобина мышц, фермен­тов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть мало­кровием. Наибольшее количество усваиваемого организмом железа поступает с мясными продуктами (15— 30%). Достаточно велико содержание этого элемента в хлебе, яйцах и овощах, но из-за наличия в них и большого количества щавелевой кислоты, связывающей железо в нерастворимые комплексы, усваивается его не более 2—5%. Очень мало железа в молочных про­дуктах. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах его тоже немного, но усваивается оно хорошо, поэтому эти продукты полезны детям.

    Для полноценного питания детей и подростков реко­мендуется использовать разнообразный ассортимент ово­щей, фруктов и ягод. Клубнеплоды (в основном кар­тофель) обычно составляют в детском питании около ‘/з всех овощей и плодов.

    Для сохранения и укрепления здоровья детей важно сочетать рациональный режим питания и правильно ор­ганизованный распорядок дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии детей и сопротивляемости их организма неблагоприятным факто­рам окружающей среды. Для детей старше года наибо­лее оптимальным является четырехразовое питание. Це­лесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основных питательных веществ в течение дня. У детей младшего возраста завтрак должен составлять 25%, обед — 30%, полдник — 20%, ужин — 25% общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста — соответственно 25, 35, 15 и 25%. Количество пищи, употребляемое ребенком: единовремен­но, должно соответствовать возрасту.

    Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на J0—15% больше. Для подростков, обучающихся в производственно-технических училищах, а также для детей, занимающихся спор­том, потребность в пищевых веществах и энергии повы­шается на 10—15%, что необходимо учитывать при ор­ганизации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомендуется распределять с учетом времени тре­нировок в течение дня. Перед тренировкой рекомен­дуется давать небольшое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то зав­трак должен быть не позже чем за 2 часа до физи­ческих нагрузок и составлять 35%, обед — не ранее чем через час после тренировки — 35%, полдник — 5%, и ужин — 25% общей энергетической ценности суточно­го рациона питания.

    При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети «младшего возраста должны получать пищу из продуктов, подверг­шихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие. Так, ребенку полутора лет рекомендуются мяс­ные паровые котлеты и фрикадельки, паровые запеканки. С возрастом расширяется ассортимент блюд и изменяет­ся их кулинарная обработка. Вместо пюре можно да­вать тушеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2—3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жа­реный картофель.

    Организация рационального питания детей и под­ростков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для групп детей, перенесших острые забо­левания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка и кишечника, а также для детей, страдающих хрони­ческими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие  диеты.   В  таких  случаях  питание  строят  на основе оптимального обеспечения детей всеми основны­ми пищевыми ингредиентами с включением разнообраз­ных продуктов и специальной формы их кулинарной обработки. Мясо и рыбу отваривают или приготавли­вают в рубленом виде на пару. Крупы и овощи раз­варивают до мягкости делают пюре. Допускается легкое запекание блюд в духовом шкафу. Жареные блю­да исключают совсем. Супы готовят только вегетариан­ские. Не используют такие продукты, как свиное, го­вяжье и баранье сало, маргарин, жирные сорта мя­са, птицы и рыбы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.

    Рациональное питание не только удовлетворяет физи­ологическую потребность детей в пищевых веществах и энергии. Оно также улучшает работоспособность и успеваемость и вырабатывает у детей привычку к созна­тельному соблюдению правильного режима питания, ра­зумному использованию разнообразных продуктов, с обя­зательным ежедневным употреблением овощей и плодов. Кроме того, такое питание будет способствовать приобре­тению культурных навыков приема пищи и поведения за столом.

    особенности питания детей ясельного возраста

    В связи с тем, что дети довольно быстро растут и развиваются, молодым мамам приходиться все время адаптироваться. И в режиме питания ребенка, по мере его взросления, происходят изменения. С каждым месяцем пищеварительная система ребенка совершенствуется, увеличивается ферментативная активность, улучшается вкусовое восприятие, вместимость желудка увеличивается (что позволяет уменьшить число кормлений, одновременно увеличив разовую порцию).

    К концу первого года жизни у детей уже есть, как правило, 6-8 зубов, что позволяет не только глотать, но и пережевывать пищу. Эти факторы дают возможность разнообразить питание ребенка после года. И приблизить еду ребенка по вкусу, консистенции и составу к пище взрослых.

    Ошибки в питании детей

    Часто при кормлении детей, переступивших годичный рубеж, взрослые допускают типичные ошибки. Некоторые мамы годовалых малышей сразу начинают кормить их пищей, предназначенной для взрослых. Другие продолжают кормить детей пюреобразной пищей до 2-3 летнего возраста. И в одном, и в другом случае питание будет неполноценным. Переход от грудного питания и кашеобразной еды до полноценной взрослой пищи должен быть постепенным и включать в себя «переходную еду».

    Так как в возрасте от 1 до 2 лет жевательный аппарат еще не до конца развит (в этом возрасте, как правило, только начинают появляться жевательные зубы), еда должна быть мягкой, а не твердой и сухой, но в то же время не быть пюрированной. Мясо детям от 1 до 1, 5 года дают молотым, в форме пудингов, паровых котлет. Овощи и фрукты даются мелко натертыми. Детям постарше (когда начинают прорастать коренные зубы) уже есть смысл давать пищу, которая требует активного жевания.

    особенности питания детей ясельного возраста

    Основные принципы питания

    Для обеспечения полноценного питания ребенка необходимо соблюдать следующие принципы. Пища должна быть качественной, отвечать калорийным потребностям и обеспечивать дневной запас белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей.

    Белок — основной строительный материал. В этом возрасте недостаточное поступление белков неблагоприятно отражается на росте и развитии ребенка. Дневная норма поступления белков в возрасте 1-3 года составляет 30-40 г. в день. При этом 2/3 белков должно быть животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молочные продукты), а треть белков должна быть растительного происхождения (орехи, бобовые).

    Жиры — один из источников энергии. С ними поступают (и лучше усваиваются) витамины А, D, Е и К. Легкоперевариваемыми источниками жиров являются рыбий жир, жиры, содержащиеся в яичном желтке, молочные жиры (сливочное масло, молочные продукты).

    Углеводы — участвуют в обмене белков и жиров, легко усваиваются детским организмом. Дневная норма углеводов в возрасте 1-3 год оставляет около 130-200 г. Главными источниками углеводов в этом возрасте должны стать зерновые, фрукты, овощи, хлеб. С осторожностью надо относиться к сахару, т. к. его переизбыток негативно влияет на здоровье ребенка.

    Витамины — регулируют обменные процессы в организме. В связи с тем, какое огромное влияние они имеют на здоровье ребенка, необходимо уделить особое внимание количеству и качеству фруктов и овощей, ежедневно употребляемых ребенком (т.к. фрукты и овощи являются главными источниками витаминов). Причем следует стремиться к тому, чтоб на столе у ребенка присутствовали овощи и фрукты, растущие в том регионе, где обитает ребенок, и соответствующие сезону.

    Минеральные вещества — строительный элемент клеток и тканевых жидкостей, и в то же время они регулируют обменные процессы. Минеральные вещества содержатся в растительных и животных продуктах питания, поэтому необходимо разнообразить рацион ребенка этими продуктами.

    Вода. Организм ребенка после года на 85 % состоит из воды. Суточная потребность ребенка в воде составляет около 90 мл. на 1 кг веса. Кроме воды в этом возрасте можно употреблять компоты, отвар шиповника, чай, после полутора лет — какао.

    особенности питания детей ясельного возраста

    Что такое разнообразное питание ребенка?

    Можно сделать вывод, что ребенку необходимо обеспечивать богатое и разнообразное питание. Научно доказано, что при употреблении в пищу сочетаний разнообразных продуктов, отдельные питательные вещества усваиваются лучше. Ежедневное меню ребенка необходимо составлять из продуктов, входящих в 7 основных групп: 1. Молоко и молочные продукты. 2. Мясо и мясные продукты, рыба яйца. 3. Растительные и молочные жиры. 4. Хлеб, мука, зерновые. 5. Бобовые. 6. Овощи. 7. Фрукты.

    Для здоровья ребенка необходимо, чтоб в ежедневный рацион входили продукты из всех 7 групп. Однако не стоит считать, что ежедневно нужно употреблять все перечисленные продукты. Так, например, 2 раза в неделю должно исключаться мясо. Оно может быть заменено другими продуктами, содержащими животные белки: яйцами, молочными продуктами, рыбой. Это и считается разнообразным питанием.

    Ребенок еще в раннем возрасте должен привыкнуть к разнообразию продуктов и вкусов, чтобы не было вкусового пристрастия только к ограниченному числу продуктов, т. к. это влечет за собой опасность однообразного и одностороннего питания.

    Режим питания ребенка после года

    Наиболее полное усвоение питательных веществ, содержащихся в пище, возможно лишь при соблюдении рационального режима питания. Он обеспечивает физиологически обоснованное число кормлений в течение дня, интервалы между ними. Специальные научные исследования определили — наиболее оптимальны для детского организма интервалы между кормлениями не менее 4 часов. Если в этот интервал дети получают еще какую-либо пищу (конфеты, печенье, сладости, молоко), то возбудимость пищевого центра затормаживается, и к следующему кормлению ребенок теряет аппетит.

    Желудок также освобождается от принятой пищи не менее чем за 4 часа. При меньших интервалах между кормлениями пища, принятая в предыдущее и новое кормление, переполняет желудок, что очень плохо отражается на переваривании. Детям раннего возраста рекомендуют соблюдать 4-хкратный режим кормления, совмещая это с другими режимными моментами (сон, игры, прогулки).

    Наиболее подходящим режимом питания для детей раннего возраста является режим 4х-кратного питания при 4-хчасовом интервале между кормлениями и равномерном распределении пищи между кормлениями, как по количеству, так и по соотношению основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов).

    Организационные моменты

    При кормлении маленьких детей необходимо обеспечить спокойную обстановку, направляя все внимание ребенка на еду. Нельзя отвлекать его разговорами, песнями, играми и насильственно заставлять его съесть то количество пищи, которое вам кажется для него оптимальным. В этом возрасте следует прививать ребенку гигиенические и культурные навыки, обучать его питаться самостоятельно.

    Пища маленького ребенка должна быть приготовлена из высококачественных продуктов. Кушанья должны быть разнообразными, приятными на вкус и иметь привлекательный вид, теплыми, должны быть поданы в красивых детских приборах. Все это возбуждает аппетит ребенка. А все что съедено с аппетитом и усваивается намного лучше.

    2 года ago

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *