Особенности питания детей с острыми расстройствами пищеварения

Острые расстройства пищеварения у детей грудного возраста — довольно распространенная патология, которая по праву занимает второе место после острых респираторных заболеваний. Высокая распространенность острых расстройств пищеварения у детей первого года жизни обусловлена анатомо-физиологическими особенностями пищеварительного канала.

На VIII Всесоюзном съезде детских врачей в 1962 году была утверждена классификация желудочно-кишечных заболеваний, предложенная Г.Н. Сперанским. Согласно этой классификации выделяют: 1) заболевания функционального происхождения: а) диспепсии (простая, токсическая (кишечный токсикоз), парентеральная); б) дискинезии и дисфункции (пилороспазм, атония различных отделов пищевого канала, спастический запор); 2) заболевания инфекционного происхождения (дизентерия бактериальная, дизентерия амебная, сальмонеллез, кишечная инфекция, кишечная форма стафилококковой, энтерококковой, микозной инфекции, вирусная диарея, кишечная инфекция невыясненной этиологии); 3) пороки развития пищеварительного тракта (пилоростеноз, мегадуоденум, мегаколон, атрезии (пищевода, отделов кишечника, ануса), дивертикул, другие пороки пищеварительного канала).

ПРОСТАЯ ДИСПЕПСИЯ — острое расстройство пищеварения функционального характера, характеризующееся рвотой, поносом без значительного нарушения общего состояния.

ЭТИОЛОГИЯ. В этиологии ведущими являются алиментарный фактор, дефекты ухода (перегревание, нарушение режима кормления), а также инфекционный фактор (чаще всего — кишечная палочка). Предрасполагающими факторами являются: раннее искусственное и смешанное вскармливание, рахит, экссудативно-катаральный диатез, гипотрофия, недоношенность.

ПАТОГЕНЕЗ. При перекорме или кормлении пищей, не соответствующей возрасту в силу недостаточности ферментативной активности и низкой кислотности желудочного сока у детей раннего возраста, пища недостаточно обрабатывается в желудке, что вызывает перенапряжение функции желудка. Недостаточно подготовленная пища поступает в тонкий кишечник. Нарушается обычный ход пищеварения. Поскольку в кишечнике щелочная среда, то в пищевом комке начинают усиленно размножаться бактерии, усиливаются патогенные свойства постоянной микрофлоры кишечника.

Бактериальное расщепление путем гниения и брожения в кишечнике содействует образованию токсичных продуктов (индола, скатола, уксусной кислоты) и газов (рис. 8).

Раздражение рецепторов слизистой оболочки желудка и кишечника токсическими продуктами ведет к появлению защитных реакций в виде срыгивания, рвоты, усиленной перистальтики кишечника, увеличения отделения слизи железами кишечника и поноса. Жирные кислоты, которые образовались в результате неправильного расщепления жира в кишечнике, нейтрализуются путем поступления из межклеточной жидкости и тканей организма солей кальция, магния, натрия, калия. Эти соли вступают в реакцию с жирными кислотами и образуют мыла жирных кислот.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. Заболевание начинается остро. Снижается аппетит, появляется вялость, нарушается сон. Главными симптомами являются одно- или двукратная рвота и жидкий стул зеленого цвета со слизью и белыми комочками. Стул 5—8 раз в сутки. Испражнения имеют кислый запах. Зеленый стул обусловлен ускоренным переходом гидробилирубина в биливердин в кислой среде, а белые комочки — это мыла, образовавшиеся в результате нейтрализации жирных кислот солями кальция, магния, натрия, калия.

Кроме того, периодически у ребенка возникают кишечные колики из-за скопившихся в кишечнике газов, после отхождения которых ребенок успокаивается. Температура тела чаще нормальная, но иногда может наблюдаться субфебрильная.

При осмотре вне приступа кишечной колики состояние ребенка относительно удовлетворительное. Отмечается некоторая бледность кожных покровов, обложенный язык, иногда молочница на слизистой ротовой полости. Живот вздут, при пальпации урчание, в области ануса опрелости (реакция кала кислая, что вызывает раздражение кожи).

Диагноз не представляет трудностей. Правильно собранный анамнез (нарушение режима питания, перекорм, перегревание и др.), эпидемиологический анамнез (отсутствие контакта с больными диареей), а также клиническая картина позволяют правильно поставить диагноз. Но необходимо дифференцировать с такими заболеваниями, как дизентерия, инвагинация, аппендицит. Поэтому прежде всего надо исключить те заболевания, которые требуют безотлагательной хирургической помощи

ЛЕЧЕНИЕ. Включает промывание кишечника, назначение водно-чайной диеты в течение 6—8 ч (используют регидрон, оралит, физиологический раствор натрия хлорида, 2%-й раствор глюкозы, кипяченую воду, чай в количестве 150 мл на 1 кг массы тела в сутки), диетотерапию.

Обычно в 1-й день назначают 70—80 мл женского молока с сохранением режима кормления или прикладывают к груди на 3—4 минуты (обычно за 1 мин ребенок высасывает 20 мл). При отсутствии женского молока используют адаптированные кисломолочные смеси или кефир в разведении 2:1 с рисовым отваром. С каждым днем количество увеличивается, и к 5-му дню объем пищи должен достигать объема, который ребенок употреблял до заболевания. С 6-го дня от начала заболевания можно вводить прикорм, если ребенок получал его, но вводить постепенно. Тертое яблоко и соки назначают с 6—7-го дня.

Для оральной регидратации при острых расстройствах пищеварения у детей грудного возраста австрийская фирма «HIPP» выпускает лечебный продукт — морковно-рисовый отвар «HIPP ORS 200». Основными ингредиентами этого продукта являются морковь, рис, глюкоза, соль, цитрат натрия, цитрат калия, лимонная кислота. Морковно-рисовый отвар «HIPP ORS 200» является гомогенизированным, стерильным, готовым к употреблению питанием. В 100 мл продукта содержится 0,3 г белка; 0,1 г жира; 4,2 г углеводов; 120 мг натрия; 98 мг калия; 145 мг хлоридов; 135 мг цитрата; энергетическая ценность — 19 ккал/100 мл; осмолярность — 240 мОсм/л.

Пектиновые вещества, содержащиеся в «HIPP ORS 200», обладают свойством адсорбировать токсины микроорганизмов, газы, продукты неполного гидролиза и брожения пищевых веществ. Рисовая слизь и крахмал, благодаря обволакивающему действию, способствуют регенерации слизистой оболочки кишечника и восстановлению процессов пищеварения.

Рекомендуемое количество «HIPP ORS 200» при легкой степени дегидратации составляет 35—50 мл на 1 кг массы тела ребенка в сутки, при средней степени — 50—100 мл на 1 кг в сутки. Многократная рвота у детей грудного возраста не является противопоказанием для применения лечебного питания «HIPP ORS 200». Обязательным условием использования «HIPP ORS 200» при рвоте является его употребление небольшими количествами через короткие промежутки времени, например каждые 10 мин по 1—2 чайной ложке «HIPP ORS 200».

Обязательно применяют ферментотерапию. Обычно используют соляную кислоту с пепсином. Хорошим терапевтическим эффектом обладает креон (панкреатин с минимальной активностью липазы, амилазы и протеаз), который обеспечивает переваривание пищевых ингредиентов, облегчает их всасывание, стимулирует выделение собственных ферментов пищеварительного тракта, улучшает его функциональное состояние и нормализует процессы пищеварения. Препарат назначают по 1 капсуле 3—4 раза в сутки во время еды с небольшим количеством воды. Можно смешивать содержимое капсулы с небольшим количеством яблочного пюре, запивать соком или теплым чаем. При недостаточной эффективности можно увеличить суточную дозу до 6—12 капсул.

Рекомендуется назначать ликреазу. Новорожденным назначают 1 — 2 капсулы в сутки (максимальная доза — 4 капсулы в сутки). Капсулы можно предварительно раскрыть и развести в молоке. Детям до 5 лет назначают 2—4 капсулы в сутки, от 5 до 10 лет — 4—6 капсул, старше 10 лет • — 6—8 капсул в сутки.

Можно также применять фестал, мезим форте, панкреатин, дигестал и другие ферментные препараты, но поскольку отсутствуют их детские формы, то к дозировке препаратов следует подходить осторожно.

Антибактериальные препараты назначают только при подозрении или подтверждении инфекционной этиологии: фуразолидон (по 10 мг/кг в сутки 4 раза в день после еды), полимиксин (по 100 000 ЕД/кг в сутки 4 раза в день).

Симптоматическое лечение включает при выраженном метеоризме отведение газов через газоотводную трубку, назначение белой глины (по 0,25 г 3 раза в сутки), карболена (по 0,25 г 3 раза в сутки), смекты (1 пакетик в сутки в 50 мл кипяченой воды, дают в течение дня). При кишечной колике используют компресс на живот, лечебные клизмы с валерианой (1 капля валерианы на месяц жизни ребенка), назначают 1%-й раствор брома с валерианой. В последующем для восстановления нормальной кишечной микрофлоры показаны эубиотики.

Дисбактериоз кишечника

При дисбактериозе кишечника уже с первых дней прибытия ребенка из роддома под наблюдение педиатра отмечается ряд симптомов, которые впоследствии могут привести к нарушениям здоровья малыша. Это недостаточная прибавка в массе тела, отставание в росте, развитие рахита и дефицитной анемии. О наличии заболевания могут свидетельствовать и такие симптомы, как изменение характера стула, чередование запоров с поносами, кишечная колика, метеоризм, частые срыгивания, что сказывается на изменении поведения: малыш становится беспокойным. В тяжелых случаях происходит задержка психомоторного развития.

Первопричиной вышеназванных симптомов есть нарушения соотношения количественного и качественного состава нормальной и условно-патогенной кишечной микрофлоры, а также присоединение патогенной микрофлоры, что и определяет так называемый дисбактериоз кишечника.

Кишечник ребенка заселяется естественной микрофлорой непосредственно с момента рождения, и основным ее источником является мать. В первые часы жизни, при первых кормлениях грудью кишечник ребенка заселяется лакто-, бифидобактериями. Непосредственное значение в формировании нормальной микрофлоры кишечника ребенка имеет и так называемая бактериальная экосистема отделения и обслуживающего персонала родильного дома, в котором новорожденный находится в первые часы жизни.

Существует множество причинных факторов, влияющих на неправильное формирование соотношений нормальной, условно-патогенной и патогенной микрофлоры. Наиболее актуальны заболевания матери как инфекционного, так и неинфекционного характера (хронический пиелонефрит, хронический тонзиллит, заболевания желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, осложненные роды (кесарево сечение, гипоксия плода), применение женщиной в анте- и постнатальном периоде антибактериальных средств. На неправильное формирование микрофлоры кишечника ребенка в более поздние сроки влияет искусственное вскармливание неадаптированными смесями, неблагоприятные условия проживания, воздействие на ребенка радиоактивной загрязненности, токсических веществ, солей тяжелых металлов.

К сожалению, диагностика дисбактериоза кишечника в поликлинических условиях в большинстве случаев опирается только на клинические данные. Анализ кала на дисбактериоз в связи с высокой стоимостью сред обогащения для выращивания микрофлоры зачастую становится недоступной роскошью для многих семей, особенно с неблагоприятным социальным статусом. Несмотря на это, задача вовремя выявить болезнь, скорригировать питание ребенка, назначить правильное лечение стоит перед каждым педиатром и является его обязанностью.

Для формирования диагноза при лечении заболевания наиболее удобной является классификация, предложенная профессором К. Ладодо в 1991 году и дополненная П. Щербаковым в 1998 году, используемая и по сегодняшний день. Согласно этой классификации, различают четыре степени дисбактериоза.

Первая степень — латентная фаза, так называемый компенсированный дисбактериоз, характеризуется преобладанием анаэробов над аэробами, при этом уровень бифидо- и лактобактерий сохраняется в пределах нормы. Развивается у здорового ребенка и проявляется только после влияния определенных отрицательных факторов, в частности нарушения режима или качества питания. Дисфункция кишечника отсутствует.

Вторая степень — пусковая фаза. При анализе кала на дисбактериоз кишечника определяется состояние кишечника, при котором количество анаэробов равно или превышает количество аэробов, при этом уровень бифидо- и лактобактерий очень низкий. В некоторых случаях выявляются гемолизирующие кокки и палочки.

Клинически эта фаза характеризуется снижением аппетита, медленным нарастанием массы тела, изменением характера стула: пенистый стул чередуется с нормальным.

Третья степень — фаза растормаживания и агрессии микробных ассоциаций. При анализе кала на дисбактериоз кишечника количество анаэробов ниже аэробов. Нарушаются процессы пищеварения и всасывания в кишечнике, усиливается газообразование и моторика кишечника. Общее состояние ребенка нарушено незначительно. Но при этом появляются частые срыгивания, масса тела нарастает медленно или не изменяется. Характер стула пенистый с примесью зелени и слизи. Периодически возникают высыпания на лице и конечностях. Вторую и третью степень дисбактериоза можно представить как субкомпенсированную.

Четвертая степень — фаза ассоциированного (декомпенсированного) дисбактериоза. На этой стадии болезни в анализе кала на дисбактериоз кишечника отсутствуют бифидо- и лактобактерии, отмечается значительный рост условнопатогенных микроорганизмов (стафилококков, протеев, клостридий и других). Клинически упорно нарастают диспептические расстройства, при которых у ребенка наблюдается вздутие живота, частые срыгивания, снижение аппетита, стул имеет резкий неприятный запах, жидкий, с зеленым оттенком. На этой стадии болезни развивается гиповитаминоз, дефицитная анемия, рахит, дерматит аллергического характера, который впоследствии может привести к формированию детской экземы.

Лечение дисбактериозаВ данный момент на рынке детского питания в нашей стране имеется большой ассортимент такой продукции, особенностью лечебного эффекта которой является содержание в детских смесях бифидобактерий, лактобактерий, лактулозы, необходимых для формирования нормальной микрофлоры в кишечнике ребенка. При третьей и четвертой степени болезни родителям ребенка не рекомендуется использовать диетотерапию как самостоятельный вид лечения. В этих случаях для корригирования нормальной кишечной микрофлоры педиатром назначаются пре- и пробиотики. Хорошо зарекомендовали себя пребиотики, содержащие лактулозу, которая стимулирует и активизирует пищеварение, обладает бифидогенным фактором. На рынке медицинских препаратов в нашей стране пробиотики представлены различными формами живых микроорганизмов, в частности лиофилизатами бифидо- и лактобактерий, колибактерий, спорообразующими штаммами естественной микрофлоры кишечника (комбинацией живых кисломолочных бактерий, концентратом продуктов обмена симбионтов тонкого и толстого кишечника), а также специфическими бактериофагами (колипротейный, стафилококковый).

Наиболее оптимальной методикой лечения дисбактериоза на сегодняшний день является комплексное лечение, включающее в себя не только диетотерапию, но и назначение специфических препаратов, улучшающих моторную и секреторную функцию желудочно-кишечного тракта. В качестве дополнительных средств можно использовать отвары ромашки, фенхеля, укропной воды. При соблюдении назначенного врачом лечения устраняются спастические боли, метеоризм, наряду с применением ферментных препаратов улучшается секреторная функция поджелудочной железы, нормализуется стул. Если лечение пробиотиками недостаточно эффективно и условно-патогенная микрофлора выделяется при повторных посевах, необходимо применять кишечные антисептики, особенностью действия которых является прицельное воздействие на условно-патогенную микрофлору, при этом не влияя на естественную микрофлору кишечника.

Основные виды острых расстройств пищеварения у детей. Причины возникновения простой, токсической и парентеральной диспепсии, особенности их лечения. Формы стоматитов, их патогенез. Хронические расстройства питания и пищеварения, их симптомы и лечение. Подобные документы

  • Характеристика желудочно-кишечных расстройств детей раннего возраста. Исследование этиологии, патогенеза и клинической картины простой диспепсии. Симптомы обезвоживания у ребенка. Лечение и профилактика токсической диспепсии. Степени тяжести эксикоза.

    презентация , добавлен 26.05.2014

  • Сущность процесса пищеварения. Типы пищеварения: собственное, симбионтное и аутолитическое. Функции желудочно-кишечного тракта. Роль и основные эффекты гастроинтестимальных гормонов. Причины возникновения расстройства и заболеваний органов пищеварения.

    доклад , добавлен 05.06.2010

  • Виды хронических расстройств питания. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии и паратрофии. Их клинические симптомы, осложнения, методы диагностики, профилактика, принципы лечения. Сестринский процесс при данных заболеваниях.

    презентация , добавлен 24.12.2012

  • Функциональные нарушения органов пищеварительного тракта. Рецидивирующее течение и патогенез пищевой аллергии, причины клинических обострений. Патогенез функциональной диспепсии, ее медикаментозное лечение. Характеристика клинических проявлений запора.

    презентация , добавлен 03.12.2012

  • Теоретические аспекты анализа болезней органов пищеварения. Боли в животе и болезни пищевода. Исследование этиологии, патогенеза, клинической картины дискинезии желчевыводящих путей. Особенности диагностики и основные методы лечения заболевания у детей.

    реферат , добавлен 14.11.2014

  • Описания хронических расстройств питания и трофики тканей, вследствие которых нарушается развитие ребенка. Классификация и клиническая картина гипотрофии. Диагностика, принципы лечения и диетотерапии. Сестринский процесс при расстройствах питания у детей.

    реферат , добавлен 18.12.2014

  • Заболевания и функциональные нарушения органов пищеварения в детском возрасте, их проявления, профилактика и гигиена. Развитие гастрита, воспаление слизистой оболочки желудка. Основные симптомы кишечных расстройств. Проведение анализов и лечение.

    презентация , добавлен 03.05.2014

  • Понятие и классификация хронических расстройств питания у детей, их типы: врожденное и приобретенное. Этиология возникновения, факторы развития и степени заболевания, характер патологического процесса и оценка его негативного влияния на организм.

    презентация , добавлен 25.05.2015

  • Развитие зооантропонозного бактериального острого инфекционного заболевания с контактным механизмом. Симптомы столбняка. Поражение органов дыхания у новорожденных, формы острых и хронических расстройств питания, пищеварения. Способы лечения болезни.

    презентация , добавлен 13.04.2015

  • Патологическая физиология пищеварительной системы, основные нарушения, этиология, патогенез. Особенности патологии пищеварения у детей. Влияние алкоголя и никотина на пищеварение. Роль кариеса и пародонтоза в патологии пищеварения в желудке и кишечнике.

    реферат , добавлен 22.01.2010

  Термин «диспепсия» означает нарушение пищеварения.

  Простая диспепсия — острое расстройство пищеварения функционального характера, характеризующееся рвотой и поносом без значительного нарушения общего состояния ребенка.

  Этиология. В возникновении простой диспепсии важную роль играют алиментарные факторы. Нарушение функции пищеварения может наступить в результате повышенных требований, предъявляемых организму при неправильном вскармливании ребенка. Наиболее часто диспепсия развивается при неправильном смешанном или искусственном вскармливании. Избыточное введение общего количества пищи, неправильный качественный состав ее, недостаточное количество витаминов могут привести к нарушению пищеварения.

  При грудном вскармливании диспепсия  развивается реже и причиной ее является нарушение режима питания — несоблюдение промежутков времени между кормлениями, неправильное введение прикорма.

  В возникновении диспепсии большое значение имеет реактивность организма ребенка. У детей с пониженной реактивностью — недоношенных, больных рахитом, дистрофией, экссудативным  диатезом — диспепсия может развиваться при получении ими полноценной пищи, но при дефектах ухода, особенно при перегревании.

  Важное место в развитии диспепсии занимает инфекционный фактор, чаще всего патогенные штаммы кишечной палочки. Проникновеиие инфекции в желудочно-кишечный тракт ребенка возможно через рот е пищей (при неправильном хранении продуктов детского питания) и водой, реже — через соски, игрушки, предметы ухода.

  Патогенез. Диспепсия у детей раннего возраста развивается в результате несоответствия между требованиями, предъявляемыми организму (объем и состав пищи), и возможностью переваривать эту пищу нормальным количеством ферментов пищеварительного тракта.

  При перекармливании ребенка, а также кормлении его пищей, не соответствующей возрасту, наблюдается функциональное перенапряжение и истощение пищеварительных желез, уменьшение количества пищеварительных соков и ферментативной силы их. Вследствие этого нарушается нормальный ход пищеварительного процесса. В кишечник поступает недостаточно обработанная ферментами пища, которая легче подвергается брожению.

 
  Все это изменяет состав химуса кишечника и создает условия, повышающие патогенные свойства постоянной микрофлоры кишечника (в первую очередь кишечной палочки). В этих условиях происходит не только размножение кишечной палочки, но и восхождение ее из толстого кишечника и нижних отделов тонкого вверх, вплоть до желудка, и участие ее в процессе пищеварения. Бактериальное расщепление пищи сопровождается образованием большого количества газов, уксусной кислоты и низших жирных кислот, индола, скатола и др.

  Раздражение рецепторов слизистой желудка и кишечника обильной или несоответствующей возрасту пищей, измененным составом химуса, продуктами бактериального расщепления пищи ведет к изменению возбудимости коры головного мозга и появлению импульсов защиты. Рвота, усиление перистальтики, понос, метеоризм являются ответной защитной реакцией со стороны желудочно-кишечного тракта. Наблюдается перестройка различных звеньев обмена веществ. Нейтрализация кислот в кишечнике осуществляется путем поступления из межклеточной жидкости и тканей организма солей кальция, магния, натрия, калия, которые вступают в соединение с жирными кислотами и образуют мыла жирных кислот.

  В патогенезе алиментарной диспепсии ведущая роль принадлежит функциональному нарушению деятельности желудка и кишечника, извращающему нормальный ход пищеварения, бактериальная инвазия является вторичной.

  Клиническая картина. Простая диспепсия развивается остро. В анамнезе удается выявить нарушения вскармливания ребенка. Заболевайте начинается с одно-двукратной рвоты сразу или через 10—20 мин после кормления. Стул 5—8 раз в сутки, жидкий, зеленовато-желтого цвета с незначительной примесью слизи и комочков белого или желтого цвета, напоминающих по внешнему виду рубленый белок яйца. Эти комочки представляют собой мыла жирных кислот. Испражнения имеют кислый запах и дают кислую реакцию. Зеленоватая окраска их обусловлена ускоренным переходом гидробилирубина в биливердин в кислой среде кишечника.

  Наблюдается вздутие живота, урчание в кишечнике, частое отхождение газов. Изменяется поведение ребенка: периодически он становится беспокойным, часто просыпается, плачет. После отхождения газов, а нередко и прикладывания теплой грелки, он успокаивается и не проявляет каких-либо признаков нарушения состояния — играет, улыбается, интересуется окружающим. Температура чаще нормальная, у некоторых детей субфебрильная. Аппетит снижается.

  При осмотре определяется незначительная бледность кожных покровов. Язык обложен. На слизистой оболочке языка, щек, мягкого неба иногда развивается молочница. Наблюдается замедление прибавки в весе или незначительное снижение его. Живот периодически вздут, чувствителен при надавливании.

  Диагноз. В диагностике диспепсии решающее значение имеет клиника заболевания. Для исключения инфекционной природы диспепсии проводятся дополнительные исследования: копрологичес-кое, бактериологическое исследование кала.

  При копрологическом исследовании в кале определяется большое количество нейтрального жира, свободных жирных кислот, мыла низших жирных кислот, единичные (5—6 в поле зрения) лейкоциты. Со стороны крови, мочи отклонений от нормы не наблюдается.

Дифференциальный диагноз. Простую алиментарную диспепсию следует отличать от функциональных дискинетичес-ких расстройств у детей раннего возраста: срыгивания, рвоты, а также атипичных форм острых заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызванных инфекционными факторами.

  У детей первых месяцев жизни нередко наблюдается срыгивание или рвота. При этом не нарушается общее состояние, нормальный стул, ребенок прибавляет в весе. Такое срыгивание не является симптомом диспепсии, а часто обусловлено анатомо-физиологическими особенностями органов пищеварения.

 
  У некоторых детей срыгивание и рвота связаны с беспорядочным кормлением или высасыванием избыточного количества молока из груди матери. Устранение дефектов в технике кормления, вертикальное положение ребенка после кормления бывают достаточны для устранения срыгивания и рвоты.
 
  У некоторых новорожденных детей наблюдаются учащение стула, жидкая его консистенция, иногда зеленоватая окраска, т. е. явления диспепсии при правильном вскармливании ребенка. Срыгивания и рвоты у них не бывает, общее состояние не нарушается. Иногда наблюдается незначительное вздутие живота. Такие нарушения функции кишечника у новорожденных называются физиологической диспепсией.

  Восстановление функции кишечника при правильном вскармливании, уходе, исключении инфекционного фактора, но без лечебных мероприятий подтверждают наличие физиологической диспепсии. Наибольшие трудности наблюдаются в распознавании диспепсии инфекционной природы у детей раннего возраста (особенно дизентерии) при сходстве клиники с простой диспепсией.

  Следует обратить внимание на то, что при инфекционной природе заболевание сопровождается повышением температуры, быстрее нарушается обмен веществ и снижается вес.

  Важное дифференциально-диагностическое значение имеет характер стула. При дизентерии, в отличие от простой диспепсии, наблюдается учащение стула до 15— 20 и более раз в сутки. Испражнения скудные, зеленого цвета, с большим количеством слизи, а иногда и прожилками крови. При акте дефекации ребенок тужится (тенезмы), становится беспокойным, лицо его краснеет, тогда как при простой диспепсии тенезмов не наблюдается. В отличие от простой диспепсии, при дизентерии диетотерапия не дает быстрого эффекта. При копрологическом исследовании в кале обнаруживается большое количество лейкоцитов, а иногда и эритроцитов. При бактериологическом исследовании у 90—95% больных обнаруживаются дизентерийные палочки — возбудители заболевания. Важное значение имеет эпидемиологический анамнез (заболевание дизентерией родителей ребенка, персонала и т. д.).

  Легкая форма диспепсии, вызванная патогенными штаммами кишечной палочки, напоминает простую диспепсию, но в отличие от нее чаще начинается более остро с субфебрильной или кратковременно высокой температуры, диспепсические явления выражены в большей степени. Стул частый (10—15 раз в сутки), водянистый, порой брызжущий, с наличием слизи и зелени. Период выздоровления более длительный.

  Осложнения. Несвоевременное и неправильное лечение больного простой диспепсией может привести к глубокому нарушению обмена веществ и, следовательно, к развитию синдрома токсикоза. При затяжном течении диспепсии возможно хроническое расстройство питания — дистрофия. У больных дистрофией, рахитом, экссудативно-катаральным диатезом могут развиваться пиелонефрит, отит и др.

ЛЕЧЕНИЕ

  Для успешного лечения больных диспепсией необходимо создать хорошие гигиенические условия в помещении, где находится ребенок, обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми (купание), оберегать от перегревания.

  При простой диспепсии терапевтические мероприятия должны быть направлены на устранение причины, вызвавшей ее (этиологическое лечение), и восстановление нарушенных функций организма (патогенетическое лечение).

  Наиболее эффективным и необходимым методом лечения детей, больных простой диспепсией, является диетотерапия, которая проводится с учетом вида вскармливания и состояния питания ребенка.

  Если диспепсия развилась у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, в результате перекорма, то достаточно восстановить нормальный режим кормления, и явления диспепсии ликвидируются. Если до заболевания ребенок находился на смешанном или искусственном вскармливании и получал смеси, богатые углеводами и жирами, или пищу, не соответствующую возрасту, такое питание следует отменить и назначить строгую диету.

  При простой диспепсии назначается водно-чайная диета на 6—12 часов. В это время ребенок получает жидкость в виде подслащенного чая, 5% раствора глюкозы, раствора Рингера, изотонического раствора натрия хлорида. Жидкость надо охладить и давать пить небольшими порциями. Суточное количество необходимой ребенку жидкости должно быть не менее 150 мл на 1 кг веса.

  После водно-чайной паузы ребенка начинают кормить женским молоком. Дозирование пищи при грудном вскармливании достигается либо ограничением длительности каждого кормления, либо кормлением сцеженным молоком.

  После водно-чайной диеты обязательно надо ограничить продолжительность каждого кормления до 5 мин. При кормлении сцеженным молоком разовое количество его уменьшается до 70—80 мл. Число кормлений — 5—6 раз в сутки в зависимости от возраста ребенка. Недостающий по возрасту объем пищи восполняют жидкостями.

  На вторые сутки продолжительность каждого кормления грудью удлиняется до 7—8 мин, количество сцеженного грудного молока до 100 мл.

На 3—4-е сутки продолжительность каждого кормления и количество молока на одно кормление увеличиваются.

  При такой диетотерапии к 6—7-му дню полностью ликвидируются симптомы диспепсии, что позволяет перейти на кормление соответственно возрасту. К этому времени можно возвратиться к прикорму, если ребенок получал его до болезни.

  При заболевании диспепсией детей, находящихся на искусственном вскармливании, весьма желательной является диетотерапия грудным сцеженным молоком. Если нет такой возможности, вскармливание ребенка надо проводить лечебными смесями: кефир, белконое молоко, смеси с крупяными отварами — Б-кефир, В-кефир и др.

  Диетотерапия при искусственном вскармливании состоит в назначении 50—70 мл одной из указанных смесей в первый день после 6— 12-часовой водно-чайной диеты.

  Со 2-го дня количество смеси увеличивают до 70—100 мл. В дальнейшем ежедневно количество пищи увеличивают на 25—30 мл на каждое кормление. С 3-го дня вводят фруктовые соки, начиная с 10 мл в день.

С 6—7-х суток разрешается кормление ребенка соответственно возрасту.

  При простой диспепсии у детей, страдающих дистрофией, время водно-чайной диеты сокращается до 6—8ч. Затем назначается сцеженное грудное молоко или одна из лечебных смесей по 20—30 мл 8—10 раз в день. В дальнейшем ежедневно однократная доза пищи увеличивается на 5—10 мл, недостающее количество ее дополняется жидкостями. По мере улучшения состояния больного увеличивается калорийность пищи путем добавления белков, жиров.

  Лекарственная терапия больных простой диспепсией состоит в назначении ферментов — пепсина (0,05—0,1 г в 1 —3% растворе соляной кислоты 2—3 раза в день перед едой); панкреатина (0,1—0,15 & 2—3 раза в день после еды) или желудочного сока, а также тиамина — 0,002—0,003 г,   рибофлавина — 0,002—0,003 г,   аскорбиновой   кислоты 0,05—0,1 г, никотиновой кислоты —0,003 г —3 раза в день и др.

  При беспокойстве ребенка, связанном с метеоризмом, назначают карболен (0,5—1 г 2—3 раза в день), для отхождения газов в прямую кишку вводят газоотводную трубку, дают ветрогонную воду. Согревающий компресс или грелка уменьшают боли в животе.

  При затяжном течении диспепсии, особенно у детей с пониженным питанием, проводят стимулирующую терапию: переливание плазмы (5—10 мл на 1 кл веса через 3—5 дней), массаж, лечебную физкультуру.

  Антибиотики и сульфаниламидные препараты назначаются лишь при подтверждении инфекционной природы заболевания.

  Профилактика. В профилактике диспепсии у детей исключительно важное значение имеет правильная организация питания: соблюдение правил грудного вскармливания детей первого года жизни; постепенное и своевременное введение физиологического прикорма; отнятие ребенка от груди в холодное время года; при смешанном и искусственном вскармливании — правильность приготовления, стерилизации и хранения молочных смесей; необходимо также избегать перекорма и односторонности кормления.

  Наряду с соблюдением диеты надо улучшить гигиенический уход, избегать перегревания ребенка, проводить закаливающие мероприятия, повышающие сопротивляемость организма.

  В санитарно-просветительной работе среди матерей основное внимание необходимо уделить пропаганде естественного вскармливания ребенка, гигиенических норм ухода за детьми раннего возраста.

  Прогноз благоприятный. Наличие очагов инфекции у больных с пониженной сопротивляемостью, плохие уход и бытовые условия у больных дистрофией, рахитом, экссудативно-катаральным диатезом значительно ухудшают прогноз.

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *