Новые технологии в питании детей

Здоровье любого человека зависит от того, что попадает в организм с питанием. Особенно важно это в нежном детском возрасте, когда внутренние системы еще только развиваются. Правильное взаимодействие ферментных структур, химических компонентов пищи – залог не только здоровья малыша, но и правильного развития ребенка. Для этого необходимо формировать его меню с использованием детского питания, молочных продуктов.

новые технологии в питании детей

Подходить друг другу

Разработанная в настоящее время технология детских продуктов питания позволяет изготавливать позиции, сочетающиеся с особенностями детского организма в самом нежном возрасте. При этом учитываются все стадии обработки пищи организмом. Речь идет не только о ЖКТ и происходящих в нем процессах всасывания, но и транспортировке компонентов к тканям, органам. Правильное питание ребенка должно обеспечивать поступление необходимых компонентов на клеточном уровне для дальнейшего субклеточного процесса обеспечения организма необходимыми соединениями.

Специализированные продукты детского питания создаются с учетом возрастных потребностей. Они должны быть высококачественными, обладать такими характеристиками, которые удовлетворяют требованиям обмена веществ. Посредством пищи в организме происходят ферментные процессы, поэтому очень важно наличие всех компонентов, необходимых для правильного протекания химической реакции.

Что есть?

В настоящее время пищевые продукты детского питания разделены на пять крупных категорий. Классификация основана на химических, биологических специфических качествах. Каждая из групп предназначена для определенного возраста жизни.

новые технологии в питании детей

Для самых маленьких детишек подходит питание, созданное для полугодовалого возраста. Организм еще незрелый, пищеварительный тракт только развивается. Процессы ферментации довольно слабые, и это накладывает серьезные ограничения на возможность употребления разнообразной пищи. Обычно до полугодовалого возраста ребенок преимущественно питается молоком матери, где есть все важные вещества, в которых нуждается малыш.

Растем и взрослеем

Гораздо шире выбор продукции второй категории, то есть предназначенной для детишек в возрасте до года, но уже старше шестимесячных. Производство продуктов детского питания этого класса основано на знаниях о пластическом питании, энергетических обменных процессах, происходящих в организме.

Наиболее важными для ребенка в этот период являются молоко и изготовленные на его базе продукты, разбавленные белками, крахмалом, железом, витаминами, минералами. Белок поступает из мяса, а зерно в виде крахмала обеспечивает энергический приток. Для обеспечения тканей организма железом в меню включают печень, овсянку, яичные желтки. Витаминные комплексы, минеральные дети получают из фруктов, овощей.

Третья группа

Такие продукты детского питания предназначены для детишек старше годовалого возраста, но младше трех лет. В это время организм активно развивается, что обязывает родителей обеспечить через пищу приток всех важных компонентов. Биохимические процессы протекают активно, физические системы развиваются и созревают. Во многом функции организма именно в этом возрасте становятся такими, какими они сохранятся на всю жизнь. У ребенка снижается потребность в белковых структурах; нужно несколько меньше витаминов, поставляющих энергию компонентов (расчеты производятся на килограмм массы).

новые технологии в питании детей

В указанный период разрешены самые разные продукты детского питания, их список намного шире, нежели перечисленные выше варианты. Для правильного развития организма необходимо обеспечить основные пищевые категории (практически без исключений). Важно учитывать особенности малолетнего возраста: это сказывается на требованиях к приготовлению блюда. Для детского питания рекомендованы специальные соотношения разных компонентов, нетипичные для взрослого населения. Упор по-прежнему делают на молоко и изготавливаемую из него продукцию. Дети нуждаются в хлебе, кашах, пюре, рыбе, мясе, овощах, фруктах, натуральных соках. Чтобы пища адекватно усваивалась, необходимо тщательно измельчать компоненты.

Ребенок растет

О том, чем должно питаться чадо старше трехлетнего возраста, но младше шестилетнего, можно узнать из норм продуктов питания в детском саду. Конечно, придерживаться их дома не обязательно, но родители должны понимать: такие правила разработаны специалистами с учетом детских особенностей и потребностей, поэтому ориентироваться в них точно не будет лишним.

В норме здоровый ребенок 3-6-летнего возраста без проблем усваивает почти все продукты детского питания (не только натуральные, но и консервацию). Наиболее полезными принято считать комбинированные, включающие компоненты минерального происхождения, белковые структуры. Это в большей степени важно для тех, кто посещает садик. Рекомендованы сладости, хлеб, крупы. Следует предпочесть богатые витаминами, аминокислотами, специализированные блюда, разработанные специально для детишек. Из витаминов самыми значимыми считаются принадлежащие к группе В.

Переходим в школу

В этот период продукты детского питания должны быть исключительно многообразными, а меню – богатым, чтобы удовлетворить все потребности растущего организма. В норме каждый день ребенок должен употреблять до полу-литра молока и продуктов на его основе. Салаты, супы следует кушать со сметаной, а сливочное масло рекомендовано без специальной обработки, в свежем виде. Следует включать в рацион рыбу, мясо, куриные яйца, овощи и фрукты. Для заправки овощей рекомендовано растительное масло.

новые технологии в питании детей

Перечень продуктов детского питания для школьного возраста включает хлебную продукцию. Особенного внимания заслуживают ржаные сорта и изделия, обогащенные полезными компонентами. Не будут лишними и крупы. Для нормального развития и роста ребенок нуждается в ягодах, овощах, неосветленных соках, содержащих мякоть, пектин.

Правильный подход – основа успеха

В настоящее время в нашей державе действуют специальные нормативы – «СанПин» по продуктам питания в детский сад. Это обусловлено необходимостью на государственном уровне развивать культуру питания малолетних граждан, чтобы обеспечить здоровое будущее нации. Правильное сочетание, наличие питательных компонентов – это не просто залог здоровья одного конкретного ребенка, но всего поколения. В сфере ответственности взрослых – обеспечить малышам продукцию, отрегулировать ритм и привить правильную пищевую культуру.

Сложности, связанные с контролем изготовления питания для детей, его продажи, обусловлены высокими требованиями действующей нормативной документации. Специализированными актами нормированы характеристики, дабы предназначенный для детей рацион при прочих равных условиях позволял удовлетворить все потребности организма. В то же время недопустимо, чтобы в меню попадали продукты, запрещенные в детском питании, так как их использование связано с потенциальной опасностью здоровью и даже жизни ребенка.

Некоторые особенности

Детские смеси в настоящее время не нужно специальным образом сертифицировать. Не подлежат такой операции и другие продукты, предназначенные для детей. Производитель должен задекларировать свой товар, официально подтвердить, что он удовлетворяет нормам. С точки зрения закона, декларация равноценна сертификату.

новые технологии в питании детей

Еще относительно недавно (до лета 2013-го) в стране действовала система регистрации по ГОСТ. Прежними правилами декларировалось, что смеси должны быть безопасными. Этот факт устанавливался сверкой со стандартами, принятыми на федеральном уровне. В 2013-м легализовали новые регламенты, включившие в себя некоторые пункты относительно питания детей.

Тщательное исследование темы

Аспекты безопасности продукции, используемой человеком для питания, традиционно волнуют широкий круг людей, ведь именно от этого зависит состояние их здоровья. Когда речь идет о детях, этот нюанс кажется еще более важным. Именно на базе такого общественного отношения были приняты законы, регламенты и правила, призванные регулировать эту тему. Кроме того, ситуация стала причиной организации специального исследования. Таковое было посвящено особенностям детского питания и проведено специализированным крупным агентством.

Довольно любопытны результаты исследования общественного мнения. Мероприятие проводилось с условием анонимности, чтобы все участники могли без опасений выражать свою позицию, отвечать искренне. По этой причине полученные данные оцениваются как достоверные. В рамках опроса исследовалось общественное мнение относительно действующей правовой системы регулирования соблюдения качества продуктов питания для детишек. Все опрошенные сошлись во мнении, что тема действительно важная, так как определяет будущее державы.

Общественность считает, что…

Как показал анализ собранной информации, многие обыватели твердо уверены, что полноценное развитие ребенка происходит в условиях включения в меню специализированных продуктов. Необходимо добавлять в рацион компоненты, обогащенные минералами и витаминам, микроскопическими жизненно важными элементами, которые с материнским грудным молоком уже в самом нежном возрасте поступают в недостаточной концентрации. Если несколько десятилетий тому назад эта тема волновала лишь специалистов, диетологов, в настоящее время ею озабочены широкие массы.

Специальное питание позволяет восполнить нехватку незаменимых веществ. Постепенно в рацион включают все более широкое разнообразие блюд, расширяют возможности продуктов, дополняют меню соками. Это делает проще переход малыша с материнского молока на более общедоступную пищу.

новые технологии в питании детей

На что смотреть?

Как показывают общественные опросы, почти 40 % всех граждан, выбирая детское питание, изучают состав на предмет обогащения полезными веществами. Около четверти всех пожелавших поделиться своим мнением отметили, что для них основной повод для выбора – отсутствие вредных соединений, консервирующих компонентов. На несколько процентов больше обывателей предпочитают покупать лишь только продукты ответственного производства, причем особенное внимание уделяют стоимости. Лишь одна десятая доля наших сограждан готова приобретать иностранное питание, аргументируя свою позицию повышенными требованиями к качеству, практикуемыми в других державах.

Действующее законодательство нашей державы устанавливает общие требования к качеству, особенностям производства продуктов детского питания, поэтому не стоит так безоглядно уверять себя, что только импортные товары могут быть достойными по своему уровню. Правовые документы, действующие в настоящий момент, регламентируют: все детское питание должно быть удовлетворяющим особенностям работы пищеварительной системы в том или ином возрасте. Только тогда малыши будут нормально расти и развиваться. Важность таких нормативных актов переоценить сложно – они законодательно закрепляют условия для будущего державы.

Все обоснованно

Чтобы продукты питания удовлетворяли потребностям детского организма, они должны содержать ряд специализированных компонентов, направленных на активизацию обменных процессов, стимуляцию иммунитета и роста, развития тканей и органов. Дополнительно включают вещества, помогающие слаборазвитой иммунной системе малыша сопротивляться инфекционным агентам, воспалительным процессам.

Чтобы детское питание было действительно качественным и эффективным, в его составе должны быть йод, селен. Обязательно включают жизненно необходимые минералы: марганец и цинк. Значима для детей медь, попадающая через пищеварительную систему в адекватных количествах. Конкретные концентрации этих веществ, необходимые малышу, определяются возрастом и индивидуальными особенностями. Именно по этой причине в продаже можно видеть специальные позиции для годовалых малышей, в то время как другие предназначены для трехлетнего возраста и старше.

новые технологии в питании детей

Лучшее детям

Любой современный отец, всякая мать заинтересованы в том, чтобы их чадо получало все только самое лучшее. Это касается всех аспектов развития: развивающие игры, спортивные секции, правильное питание. В последнее время общеизвестны и активно продвигаются принципы здорового питания, и до половины всех граждан уже следуют им, отмечая, что цена при этом является самым малозначимым фактором, в то время как реально важны лишь польза продукции и ее хорошие вкусовые качества. Многие потребители, основываясь на таких рассуждениях, предпочитают покупать исключительно товары крупных, хорошо зарекомендовавших себя брендов.

Необходимость внедрения новых технологий на предприятии общественного питания объясняется несколькими причинами:

  1. Импорт новых товаров, чему способствует внешнеэкономическая деятельность.
  2. Выпуск инновационного оборудования для приготовления блюд.
  3. Возможность длительного хранения сырья и готовой продукции.
  4. Развитие культуры потребления, этикета, уровня образованности современного общества.
  5. Переход к современным стандартам обслуживания.

В этом контексте новейшие технологии общественного питания необходимо рассматривать как баланс между сырьем, оборудованием и качеством готовой продукции. А теперь краткий обзор инноваций, используемых в пищевой промышленности.

Порошковые смеси

Голландский и красный соусы, бульоны, смеси специй, сухие закваски для приготовления йогуртов, кефира, сухие дрожжи – порошковые продукты упрощают и ускоряют процесс приготовления блюд.

новые технологии в питании детей

Пищевые порошки представлены в нескольких категориях:

  • мясной;
  • овощной;
  • пряностей и зелени;
  • грибной;
  • фруктовой;
  • травяной;
  • молочной;
  • концентратов сока.

В их состав производители включают модифицированный крахмал, красители, ароматизаторы, натуральные или синтетические добавки – их перечень указан на этикетках. Синтетические добавки в больших количествах вредны для здоровья – употреблять их следует дозированно.

Субпродукты

Новейшие технологии в питании основаны на рациональном расходовании сырья, безотходном производстве. Кровь, кости, субпродукты, полученные после убоя скота, активно используются в производстве колбас, мясных полуфабрикатов, а в диетическом меню субпродукты заменяют мясо.

новые технологии в питании детей

Из костей на мясокомбинатах делают костную муку, которая также входит в состав колбасы. Цельная кровь частично заменяет говяжье мясо и обеспечивает производителям серьезную экономию. Специалисты подсчитали, что использование тонны крови вместо мяса сокращает затраты почти на 200 тысяч рублей.

Лабораторные бактерии

У ветчины, окорока, копченых изделий характерный вкус и запах. В их формировании участвует микрофлора, которую специалисты научились выращивать в лабораториях.

новые технологии в питании детей

Бактерии, выращенные в стерильных условиях, безопасны для здоровья потребителей – это преимущественно кисломолочные микроорганизмы, ускоряющие ферментацию, блокирующие размножение патогенной флоры и гнилостные процессы.

Искусственное копчение

Продолжает тему окороков и копченостей прогрессивная разработка – искусственное копчение. Этот способ применяется при изготовлении мяса, колбас, полуфабрикатов, сухофруктов, сушеных овощей.

новые технологии в питании детей

Он задумывался как альтернатива классическому копчению дымом и предполагает пропитывание мясных полуфабрикатов коптильной жидкостью с последующим воздействием на них электрическим полем.

В результате время копчения сокращается до 5 минут – в классическом варианте процесс занимает несколько суток.

Тепловая обработка

Внедрение новых технологий в общественном питании касается не только продуктов, а и методов их обработки.

новые технологии в питании детей

  • Радуризация – метод, используемый в приготовлении вяленых и сушеных специй. Он предполагает радиационное облучение сырья без изменения внешних и вкусовых характеристик. Воздействие безопасно для организма человека, что подтверждено результатами исследований ВОЗ и ООН. При этом патогенные бактерии погибают, овощи прорастают медленнее.
  • ИК-нагрев активно используется в кондитерском производстве, при сушке и обжаривании продуктов для получения аппетитной хрустящей корочки. Преимущество метода – сохранение витаминов, входящих в состав сырья, естественного цвета и вкуса продуктов. ИК-обработка позволяет производить продукты без консервантов и химических красителей.
  • Индукционный нагрев предполагает воздействие переменным магнитным полем на сырье. Он особенно эффективен при обработке продукции повышенной влажности. Эксперты называют ИК-нагрев экономически перспективным направлением.
  • Криозаморозка – заморозка мясных, молочных полуфабрикатов, овощей и фруктов с применением жидкого азота. Под воздействием низкой температуры – она моментально опускается до -70-200 градусов – структура продукции, вкус, вес сохраняются, срок хранения увеличивается. При размораживании жидкий азот вытесняет кислород, замедляя реакцию окисления продуктов питания.

Сook-in

Эта техника предполагает обработку расфасованных и упакованных изделий. Она сокращает потребность в посуде в процессе производства, повышает гигиеничность процедуры, минимизирует потерю питательных веществ. К преимуществам способа следует отнести высокую скорость обработки и увеличение производительности.

Есть у Сook-in и недостатки. Для обслуживания технически сложного оборудования требуется персонал соответствующей квалификации, ведь ошибку, допущенную на первой стадии, невозможно будет исправить до конца производственного процесса.

Компьютеризация

Новые технологии и продукты в сфере общественного питания зависимы от процессов, происходящих в смежных отраслях и охватывающих весь мир. Современные печи, пароковенктоматы оснащены умной электроникой. Она упрощает выполнение отдельных процессов, температурный и временной контроль, исключает влияние человеческого фактора.

новые технологии в питании детей

Обслуживание потребителей – расчеты на кассе, составление рациона питания, подсчет калорийности блюда, планирование интерьера – производится с помощью компьютеров. Итог – повышение качества и скорости выполнения заказов в разы. Довольны продавцы и клиенты.

В настоящее время при организации питания школьников развито приготовление продукции в школьных столовых, работающих с полным циклом производства или на полуфабрикатах. Некоторые столовые ра-ботают как доготовочные и входят в комплекс с базовой столовой.

Наиболее перспективным направлением в организации школьного питания является внедрение новых технологий.

К новым технологиям приготовления пищи относятся:

— использование высокопроизводительного оборудования для приготовления пищи;

— быстрое охлаждение порционированных блюд в индивидуальной упаковке с последующим разогревом в школьных буфетах;

— использование многофункциональной тары для приготовления, транспортировки, разогрева и раздачи пищи.

Технология организации приема пищи школьниками в столовых с полным технологическим циклом, хотя и обеспечивают выполнение требо-ваний по рациону питания и ассортименту продукции, являются на сего-дняшний день самыми дорогостоящими в плане оснащения оборудованием предприятий. Однако эта форма организации питания останется в числе основных в регионах, где имеются проблемы с обеспечением надежности поставщиков сырья и готовой продукции для школьного питания, а также в небольших районных и сельских школах, где обеспечить рентабельность действующих комбинатов школьного питания невозможно.

На небольшом самостоятельном предприятии всегда легче органи-зовать контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм персона-лом, чем на крупном производственном предприятии.

Новыми формами обслуживания в школьных столовых являются:

· по типу «шведского стола»;

· с применением термоконтейнеров и индивидуальной посуды многоразового использования;

· с применением индивидуальной упаковки в одноразовой посуде «пилотный метод».

Организация школьного питания по типу «шведского стола»

В образовательных учреждениях апробируется метод организации питания по типу «шведского стола».

Для этого устанавливается линия раздачи по типу «шведского сто-ла» с использованием мобильных охлаждаемых и с подогревом тележек. Доставка пищи с основного производства комбината и раздача ее в бу-фете школы осуществляются в многофункциональной таре — гастроем-костях. Эта форма обслуживания позволила: расширить ассортимент блюд, детям самостоятельно выбирать блюда, сохранить температурный режим при раздаче пищи, повысить пропускную способность. Исполь-зование данного метода прививает учащимся навык к самообслужива-нию и культуре поведения в предприятиях общественного питания.

В целом подобная форма обслуживания позволяет увеличить охват учащихся питанием более чем в 3 раза.

Организация питания школьников по типу «шведского стола», раз-вивая высокую культуру приема пищи и исключая нарушения санитар-но-гигиенических норм в процессе транспортировки и хранения сырья и полуфабрикатов, не обеспечивает соблюдения гигиенических норм при организации приема пищи школьниками. Технология предполагает уча-стие школьника в порционировании готовой пищи в индивидуальную посуду из общих гастроемкостей, что не рекомендуется. Обеспечение санитарно-гигиенических норм при данной организации питания уча-щихся требует особого внимания.

Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 995;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

5.1Состояние и перспективы развития детского питания в России

Характер питания детей привлекает внимание как исследователей, так и общественности во многих странах с различным уровнем экономического развития. Среди факторов внешней среды, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие детей, одно из ведущих мест занимает рациональное питание, составленное с учетом особенностей детского организма.

Считают, что правильный режим и рацион питания играет важную роль с точки зрения профилактики различных заболеваний. Это особенно актуально в детском возрасте в связи с высокой интенсивностью обменных процессов растущего организма. Несбалансированное питание является одной из причин ухудшения состояния здоровья и физического развития детей и подростков, в частности нарушений иммунного статуса, сопряженных с возникновением многих заболеваний, увеличения числа детей с задержкой роста и сниженной массой тела, роста заболеваний органов пищеварения, ожирения.

Исследованиями установлено, что трудный характер ребенка является результатом неправильного питания, тогда как правильное питание улучшает умственные способности, развивает память детей и облегчает процесс обучения. И, наконец, здоровье нации определяется здоровьем детей.

В связи с этим актуальным является изучение фактического питания детей, в том числе в организованных коллективах, для разработки научно обос-нованных рекомендаций по улучшению структуры питания.

При изучении пищевого статуса детей как в целом по России, так и в Кузбассе в частности многочисленными исследованиями выявлено, что питание детей не рационально (в целом объем порций не соответствует возрасту детей; на 10-30 % снижено поступление животного белка, а также жиров, в том числе нарушено соотношение жиров животного и растительного происхождения).

Установлено, что количество поступающих углеводов превышает рекомендуемые нормы, причем наблюдается разбалансированность их структуры по группам (в основном они представлены легкоусвояемыми углеводами). Обращает на себя внимание низкое потребление детьми минеральных элементов (особенно кальция, фосфора и железа, а также нарушено соотношение Ca:P и Са:Мg).

Отметим, что поступление аскорбиновой кислоты составляет 35-70 % от физиологически-адекватных норм. Это обусловлено низким потреблением продуктов, богатых витамином С, а также полным отсутствием витаминизации первых и третьих блюд. Широкое распространение полигипоалиментарных состояний, их неблагоприятные последствия для здоровья молодого поколения диктуют настоятельную необходимость принятия широкомасштабных мер по профилактике дефицита пищевых веществ в организме детей.

Для решения имеющихся проблем необходим комплекс мероприятий, направленных на улучшение ситуации. К первоочередным мерам следует отнести: постоянный мониторинг за состоянием питания; изучение возможности использования всех видов сырья (в том числе нетрадиционных) для создания недорогих продуктов питания, обладающих повышенной пищевой и биологической ценностью; повсеместное внедрение программ профилактической витаминизации и минерализации; разработку ассортимента и технологии новых видов полуфабрикатов, выпуск которых возможен индустриальными способами с учетом требований к продуктам детского питания; повышение заинтересованности должностных лиц, ответственных за питание детей в организованных коллективах; разработку и внедрение законодательной и нормативной базы, необходимой для реализации намеченных направлений.

Обеспечение детей высококачественными, биологически полноценными продуктами питания — одно из основных условий их нормального роста, физического и психофизиологического развития, высокой сопротивляемости к различным заболеваниям и вредным факторам окружающей среды.

Все вышеизложенное никогда не вызывало сомнений, однако уже к началу 90-х годов в РФ сложилось критическое положение с питанием детей. В связи с этим в январе 1991 г. было принято постановление Правительства “О государственной программе развития индустрии детского питания”, которое предусматривало обеспечение биологической потребности детей раннего возраста в специальных продуктах по установленным нормам. Однако выполнение этого постановления в связи со сложившимися экономическими трудностями было сорвано, особенно в части ввода мощностей, создания новой техники, закупки импортного оборудования и увеличения объема производства продуктов для детского питания.

Одним из основных принципов государственной политики в области здорового питания, заложенных в Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г. (одобрена постановлением Правительства РФ № 917 от 10 августа 1998 г.), является рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, которые должны служить предметом особого внимания государства. Это координирует с ранее принятыми постановлениями, в которых предусмотрены: разработка схемы развития и размещения предприятий по производству продуктов питания для детей раннего возраста; изучение мировых тенденций развития производства продуктов питания для детей с целью внедрения передового опыта; создание нового оборудования; освоение новых, перспективных видов тары и средств упаковки; пересмотр существующих типов проектов предприятий по выпуску продуктов детского питания и разработка новых; совершенствование методов контроля качества сырья и готовой продукции; внедрение в производство технологий сухих белково-углеводных и витаминных концентратов; разработка технологий производства продуктов детского питания на плодоовощной основе с обогатителями; разработка технологий производства продуктов питания для детей, страдающих различными заболеваниями; создание различных витаминных добавок; освоение технологий (в том числе промышленных) производства продуктов для детей; научное обеспечение отраслей пищевой промышленности современной системой знаний о закономерностях изменения состава и свойств нативных компонентов сырья, используемого в детском питании.

Регулярное и массовое осуществление приведенных мероприятий должно занять достойное место в рамках соответствующих федеральных и местных программ, что позволит при относительно небольших затратах улучшить пищевой статус подрастающих поколений.

5.2 Основы детского питания.

Весь период детства условно разделяют на 11 периодов: новорожденности (до 1-го месяца), грудного возраста (до 1-го года), преддошкольного (от 1-го года до 3-х лет), дошкольного возраста (от 4-х до 6-ти лет), и школьного возраста (от 7-ми до 17-ти лет, с учетом полового деления начиная с 11-ти лет). Для каждого возрастного периода характерны особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ. По физиологическим особенностям организма детей школьный возраст делят на три этапа: младший (7-10 лет); средний (10-13 лет), старший (14-17 лет). В возрасте 7-10 лет нарастание массы тела происходит плавно, но в 10-11 лет у девочек и в 12-13 лет у мальчиков она увеличивается интенсивно, что связано с началом полового созревания.

В этот период происходит интенсивное увеличение мышечной ткани и силы мышц, высок уровень минерального обмена, обуславливающий рост скелета. У подростков возрастает функциональная нагрузка на все органы и системы и прежде всего на центральную нервную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы.

В настоящее время для развития детей характерна акселерация — негармоничное ускорение роста и массы тела, а также более раннее половое созревание детей и подростков; при этом от динамики увеличения роста и массы тела отстает функциональная и морфологическая зрелость отдельных органов и систем, что увеличивает неустойчивость организма к действию различных повреждающих факторов внутренней и внешней среды.

К основным принципам рационального питания детей относятся:

1. Соответствие калорийности рациона суточным энергозатратам. Энергозатраты детского организма складываются из расхода энергии на поддержание основных жизненных функций организма (энергия основного обмена); специфически-динамического действия пищи (усиление обмена в ответ на прием пищи); расхода энергии на рост, развитие и отложение тканевых веществ; расхода энергии на выполнение работы, двигательную активность, крик и плач у детей. При составлении рациона необходимо обратить внимание на обеспечение энергетического баланса: поступление калорий в организм должно быть строго сбалансировано с их расходом.

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию, при мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. По сравнению с расходом энергии при спокойном лежании он повышается даже при спокойном сидении на 12 %, при стоянии — на 20 %, при ходьбе — на 80-100 %, при беге — на 400 %. Это связано с тем, что основной обмен у детей по сравнению со взрослыми повышен более чем в 1,5-2 раза за счет расхода энергии на построение новых тканей.

2. Качественная адекватность питания — соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма. При обеспечении качественного питания необходимо обращать внимание на поступление незаменимых, строго нормируемых пищевых веществ. К ним относят белки, эссенциальные составные части пищевых жиров, витамины, минеральные соли и воду.

Указанные соединения не синтезируются в организме либо синтезируются недостаточно; не способны к формированию депо; их отсутствие в конечном итоге приводит к алиментарным дефицитным состояниям.

3. Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных элементов, а также белков животного и жиров растительного происхождения). Энергетическую ценность рациона распределяют следующим образом: за счет белков — около 14 %, жиров — около 31 %, углеводов — около 55 %. В питании для младшего возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:3; для старшего возраста — 1:1:4.

4. Режим питания — регулярность, кратность, распределение суточного рациона по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору следующий: до 1-го года — 6 раз в сутки, до 7-ми лет — 5 раз, у школьников — 4 раза. Для детей 1-3 лет на завтрак, обед, полдник и ужин должно приходиться 25, 35, 15, 25 % соответственно по энергоценности рациона; для детей от 3-х до 17-ти лет — соответственно 25, 40, 10, 25 %; для шестилеток, посещающих детские учреждения (ДУ), на завтрак — 25 %, на обед — 35 %, на полдник — 15 % от энергетической ценности рациона (остальное дома).

5. Правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических свойств и усвояемости пищевых веществ, а также снижение (исключение) образования в продуктах новых веществ, неблагоприятно действующих на организм детей (например, экстрактивные вещества и грубые поджаристые корочки с высоким количеством меланоидов нарушают процессы возбуждения и торможения нервной системы детей, отягощают функции печени и почек).

Суточная потребность детей в основных пищевых веществах и энергии определяется в соответствии с Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, которые приведены в табл. 2-4.

Таблица 2

Нормы физиологических потребностей в белках, жирах,

углеводах и энергии для детей и подростков (в день)

Возраст Пол Энергия, ккал Всего белка, г В т.ч. животного, г Жиры, г Углеводы, г
0-3 месяца не делятся 2,2 2,2 6,5 (0,7)
4-6 месяцев то же 2,6 2,5 6,0 (0,7)
7-12 месяцев -//- 2,9 2,3 5,5 (0,7)
1-3 года -//-
4-6 лет -//-
6 (школьники) -//-
7-10 лет -//-
11-13 лет мальчики
11-13 лет девочки
14-17 лет юноши
14-17 лет девушки

Примечания. 1. Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жире, углеводах, даны в расчете г/кг массы тела. 2. В скобках указана потребность в линолевой кислоте (г/кг массы тела). 3. Величины потребностей в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80 %; при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80 %, указанные величины необходимо увеличить на 20-25 %.

Потребность у детей в воде выше, чем у взрослых, так как рост клеток возможен только при наличии воды. Для взрослых на 1 кг веса тела требуется 40 мл воды в сутки, для детей до года — 150 мл, от одного года до трех лет — 100 мл, с трех до семи лет — 60 мл, с семи до восемнадцати лет — 50 мл.

Таблица 3

Нормы физиологических потребностей в минеральных

элементах для детей и подростков (в день)

Возраст Пол Са, мг Р, мг Mg, мг Fe, мг Zn, мг J, мкг
0-3 месяца не делятся
4-6 месяцев то же
7-12 месяцев -//-
1-3 года -//-
4-6 лет -//-
6 (школьники) -//-
7-10 лет -//-
11-13 лет мальчики
11-13 лет девочки
14-17 лет юноши
14-17 лет девушки

Таблица 4

Нормы физиологических потребностей в витаминах

для детей и подростков (в день)

Возраст Пол С, мг А, мкг рет. экв. Е, мг ток. экв. Д, мкг В1, мг В2, мг В6, мг Ниа- цин, мг ниац. экв. Фо- лат, мкг В12, мкг
0-3 месяца не дел.           0,3   0,4   0,4       0,3
4-6 месяцев то же 0,4 0,5 0,5 0,4
7-12 месяцев -//- 0,5 0,6 0,6 0,5
1-3 года -//- 0,8 0,9 0,9 1.0
4-6 лет -//- 2,5 0,9 1,0 1,3 1,5
6 (школьники) -//- 2,5 1,0 1,2 1,3 1,5
7-10 лет -//- 2,5 1,2 1,4 1,6 2,0
11-13 лет мал. 2,5 1,4 1,7 1,8 3,0
11-13 лет дев. 2,5 1,3 1,5 1,6 3,0
14-17 лет юн. 2,5 1,5 1,8 2,0 3,0
14-17 лет дев. 2,5 1,3 1,5 1,6 3,0

Примечания. 1. Потребность в витамине А выражена в мкг ретинол эквивалентах (1 мкг ретинолэквивалент = 1 мкг ретинола или 6 мкг b-каротина). 2. Потребность в витамине Е выражена в мг токоферолэквивалентах (1 мг токоферолэквивалент = 1 мг α-токоферола). 3. Потребность в витамине Д выражена в мкг холекальциферола (10 мг холикальциферола = 400 ИЕ витамина Д). 4. Потребность в ниацине выражена в ниацинэквалентах (1 ниацинэквивалент = 1 мг ниацина или 60 мг триптофана в рационе).

Потребности детей в белке повышены. Белки необходимы для построения тканей, возмещения потерь структурных элементов организма, для формирования иммунитета и на другие цели. Очень важно, чтобы дети потребляли адекватное количество полноценных белков, а также отдельных аминокислот (лизина, триптофана, гистидина). Белок молока является обязательным в рационе. Дети должны потреблять мясо, рыбу, яйца, орехи. Белково-лецитиновый комплекс куриных яиц (виттелин) необходим для формирования нервной системы и головного мозга.

Жиры являются поставщиками жирорастворимых витаминов, которые участвуют в обменных процессах, связанных с ростом и развитием ребенка; снабжают организм фосфатидами и ПНЖК, которые являются строительными материалами клеточных мембран и повышают иммунитет. Избыточное потребление жиров ухудшает всасывание белков, приводит к нарушению пищеварения и избыточному весу.

Углеводы являются источниками энергии и принимают участие в синтезе белка. В рационе должно быть предусмотрено около 30 % моно- и дисахаров, около 65 % — крахмала. Избыточное количество углеводов снижает иммунитет, приводит к аллергии, кариесу, ожирению, возбуждает центральную нервную систему.

Минеральные элементы участвуют в пластических процессах, служат материалом для формирования скелета, мышечной ткани, входят в состав гормонов, нервной ткани, клеток головного мозга. Особенно важно потреблять в рациональных количествах кальций, фосфор, магний, железо и йод.

Потребление витаминов обусловлено процессами роста и развития организма. Активное влияние на интенсивность роста скелета, эндокринную систему, гипофиз оказывают витамины А, С и D. Избыточное потребление витаминов А и D приводит к гипервитаминозу (отложение солей кальция в печени, почках и на стенках сосудов).

В соответствии с принятым делением пищевых веществ рекомендуют такое составление рационов для детей, которые содержат в качестве основы прежде всего незаменимые компоненты в количествах, удовлетворяющих потребности растущего организма. Простые подсчеты показали, что включение только существенно важных пищевых веществ не полностью удовлетворяет энергетические потребности детей. Недостающее количество калорий обеспечивают заменимыми пищевыми веществами — углеводами и отчасти неполноценными жирами.

Упомянутый общий принцип формирования суточных рационов имеет ряд преимуществ. Прежде всего это относится к случаям уменьшения двигательной активности детей. В таких условиях сокращается потребление пищи детьми в соответствии с уменьшением общего расхода энергии, причем, как правило, уменьшается потребление пропорционально всех составных ее частей.

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 899;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *