Основными принципами здорового питания школьников являются соблюдение простых правил — придерживаться норм содержания необходимых витаминов и микроэлементов, учитывая особенности детского организма.
Содержание
Нормы питания детей школьного возраста
Сбалансированность — пропорциональное соотношение питательных веществ. Кроме того, это не означает, что нужно быть обеспокоенным лишь правильным употреблением жиров, белков и углеводов, но что крайне важно, витаминов, минералов, некоторых жирных кислот и микроэлементов.
Идеальные нормы соотношения жиров, белков и углеводов в пище ребенка – 1: 1: 4.
Еда для ребенка 7 – 10 лет по калорийности не должна превышать 2400 ккал, и не более 2600 – 3000 ккал для подростка 14 – 17 лет. В том случае, когда ребенок при этом еще и занимается спортом, лучше дополнительно увеличить ее еще на 300 – 500 ккал.
Рациональное питание детей школьного возраста
Оптимальность. Это означает, что в промежутке между потреблением и расходом питательных веществ должен существовать определенный баланс. Их расход обусловлен личными потребностями каждого ребенка индивидуально, ростом и развитием его организма, физическими и эмоциональными нагрузками.
Белки. Лучше всего усваиваются детским организмом, а значит и более ценными являются белки рыбного и молочного происхождения. Далее идут мясной белок и белки растительного происхождения.
Ежедневная норма белка для школьника – 75 – 90 г.
Для этого в рацион школьника стоит включить следующие продукты: молоко или продукты кисломолочного происхождения, творог, рыба, сыр, яйца, мясные продукты.
Жиры. Они содержатся в таких продуктах, как сало, масло или сметана, а также в рыбе, мясе и молоке. Растительные жиры усваиваются лучше животных и к тому же содержат важнейшие для растущего организма жирорастворимые витамины и жирные кислоты.
Суточная норма жиров – до 80 – 90 г.
Главный источник энергии любого организма – углеводы. Самые полезные те углеводы, в которых содержатся не перевариваемые пищевые волокна.
Ребенку в сутки достаточно употребить углеводов не более 300 – 400 г.
К продуктам, содержащим углеводы можно отнести: хлеб, картофель, крупы, сухофрукты, мед, сахар.
Микроэлементы. В рационе детей непременно должны быть продукты питания, которые бы содержали такие вещества, как йод, железо, фтор, селен, медь, кобальт и многие другие.
Современный ребенок школьного возраста, по мнению специалистов, должен есть не менее четырех раз в день.
При этом дети часто не хотят есть черный хлеб, предпочитая ему белый. Родителям стоит приучить их к тому, что на самом деле черный хлеб гораздо полезнее. Чай же лучше всего употреблять некрепким.
Особенности питания детей школьного возраста
Количество жидкости, необходимое для питья, может колебаться в зависимости от времени года.
Но стоит помнить, что потребность в воде для ребенка в 3-4 раза выше, чем для взрослого человека, а значит сильно ограничивать употребление жидкости не стоит.
И, тем не менее, стоит помнить, что злоупотребление жидкостью может вымывать из организма ребенка витамины и минеральные соли. Некоторые из детей просят попить перед едой, а другие – во время.
Последнее может быть связано с сухостью слизистой оболочки, из-за чего пища не может в достаточной мере смачиваться слюной. Поэтому отказывать в такой просьбе ребенку не стоит, просто проследите, чтобы пил он немного и небольшими, короткими глотками.
Отрицательно на здоровье ребенка может сказаться отсутствие в его рационе достаточного количества и разнообразия овощных культур. В особенности это касается сырых овощей. Как правило, сейчас дети не имеют даже представления о том, какая на вкус репа, брюква или та же тыква.
Чуть чаще им предлагают попробовать редьку, свеклу или зеленый салат. А тем временем даже в зимнее время детский организм испытывает огромную потребность в сырых растительных продуктах, обладающих большой ценностью.
Которая заключается не только в растительных белках, углеводах и минеральных солях, о которых знают практически все, но и во многих других не менее полезных веществах, которые препятствуют развитию гнилостных бактерий в кишечнике.
Летнее время приносит и свои изменения в характер правильного питания детей. Высокая температура угнетает производство пищеварительных соков, моторику желудка, и, как результат, аппетит ребенка в целом.
Зная это, в летнее время стоит снижать калорийность питания.
Для возбуждения аппетита первыми стоит подавать холодные овощные или фруктово-вегетарианские блюда. Не стоит также подавать пищу чрезмерно горячей или холодной. К тому же, не менее важно для облегчения процесса приема ребенком пищи постоянно соблюдать режим в вопросах еды.
Содержание:
- Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста
- Минеральные вещества, мг
- Витамины
- Завтрак дома
- Завтрак с собой
- Горячий обед
- Домашняя упаковка
- Диета
Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:
- Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
- Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
- Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
- Оптимальный режим питания.
- Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
- Учет индивидуальных особенностей детей.
- Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
- Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
- Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
- На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
- Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.
При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.
К содержанию
Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
Энергия, ккал | 2350 | 2750 | 2500 | 3000 | 2600 |
Белки, г, в том числе животные | 77 46 |
90 54 |
82 49 |
98 59 |
90 54 |
Жиры, г | 79 | 92 | 84 | 100 | 90 |
Углеводы, г | 335 | 390 | 355 | 425 | 360 |
К содержанию
Минеральные вещества, мг
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
Кальций | 1100 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Фосфор | 1650 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 |
Магний | 250 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Железо | 12 | 15 | 18 | 15 | 18 |
Цинк | 10 | 15 | 12 | 15 | 12 |
Йод | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,13 | 0,13 |
К содержанию
Витамины
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
С, мг | 60 | 70 | 70 | 70 | 70 |
А, мкг | 700 | 1000 | 800 | 1000 | 800 |
Е, мг | 10 | 12 | 10 | 15 | 12 |
D, мкг | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
В1, мг | 1,2 | 1,4 | 1,3 | 1,5 | 1,3 |
В2, мг | 1,4 | 1,7 | 1,5 | 1,8 | 1,5 |
В6, мг | 1,6 | 1,8 | 1,6 | 2 | 1,6 |
РР, мг | 15 | 18 | 17 | 20 | 17 |
Фолат, мкг | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
В12, мкг | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.
Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.
Продукты | Возраст школьника | |||
7-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет Юноши | 14-17 лет Девушки | |
Хлеб пшеничный | 150 | 200 | 250 | 200 |
Хлеб ржаной | 70 | 100 | 150 | 100 |
Мука пшеничная | 25 | 30 | 35 | 30 |
Крупы, бобовые, макаронные изделия | 45 | 50 | 60 | 50 |
Картофель | 200 | 250 | 300 | 250 |
Овощи разные | 275 | 300 | 350 | 320 |
Фрукты свежие | 150-300 | 150-300 | 150-300 | 150-300 |
Фрукты сухие | 15 | 20 | 25 | 20 |
Сахар | 60 | 65 | 80 | 65 |
Кондитерские изделия | 10 | 15 | 20 | 15 |
Масло сливочное | 25 | 30 | 40 | 30 |
Масло растительное | 10 | 15 | 20 | 15 |
Яйцо, шт. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Молоко, КМПр | 500 | 500 | 600 | 500 |
Творог | 40 | 45 | 60 | 60 |
Сметана | 10 | 10 | 20 | 15 |
Сыр | 10 | 10 | 20 | 15 |
Мясо, птица, колбасы | 140 | 170 | 220 | 200 |
Рыба | 40 | 50 | 70 | 60 |
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.
Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.
Первая смена
- 7.30 — 8.00 Завтрак дома
- 10.00 — 11.00 Горячий завтрак в школе
- 12.00 — 13.00 Обед дома или в школе
- 19.00 — 19.30 Ужин дома
Вторая смена
- 8.00 — 8.30 Завтрак дома
- 12.30 — 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
- 16.00 — 16.30 Горячее питание в школе
- 19.30 — 20.00 Ужин дома
При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:
- Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
- Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
- Необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
- Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).
К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.
К содержанию
Завтрак дома
Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?
Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.
Пища для завтрака не должна быть «тяжелой», перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно — какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.
К содержанию
Завтрак с собой
С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай.
Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.
К содержанию
Горячий обед
«Школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на «продленку», что очень важно и полезно есть «горячее». Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.
К содержанию
Домашняя упаковка
Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.
К содержанию
Диета
У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.
При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, «разгрузочные дни», диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.
Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.
Статья предоставлена Институтом Данон
x
Вам понравилась статья?
Оцените статью
Обсуждение
Как специалист, имеющий отношение к здоровью школьников, валеолог, а также психофизиолог, могу отметить, что ценность данной статьи очень высока как с точки зрения информативности, так и с точки зрения доступности и ясности содержания текста.
31.10.2007 17:34:25, Ольга
.
Комментировать статью «Питание школьников»
“Приложение 8 к СанПиН 2.4.5.2409-08, Таблица 1”Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учрежденийЭкономический расчет стоимости набора пищевых продуктов (см Таблица 1 к Приложению 8 СанПиН 2.4.5.2409-08) Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся Закупочная цена (руб) за кг/шт Стоимость продуктов в зависимости от возраста обучающихся Наименование продуктовв г, мл, бруттов г, мл, неттоНаименование продуктовв рублях брутто 7-10 лет11-18 лет7-10 лет11-18 лет 7-10 лет11-18 лет Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)8012080120 бух 500гр12.00 Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)1.922.88Хлеб пшеничный150200150200 бух 500гр12.00 Хлеб пшеничный3.604.80Мука пшеничная15201520 кг17.40 Мука пшеничная0.260.35Крупы, бобовые45504550 Гречка/кг24.00 Крупы, бобовые1.081.20Макаронные изделия15201520 кг52.50 Макаронные изделия0.791.05Картофель250250188188 кг12.00 Картофель3.003.00Овощи свежие, зелень350400280320 Капуста/Морковь кг12.00 Овощи свежие, зелень4.204.80Фрукты (плоды) свежие200200185185 кг40.00 Фрукты (плоды) свежие8.008.00Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник15201520 кг150.00 Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник2.253.00Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные200200200200 литр30.00 Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные6.006.00Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат.951057078 кг140.00 Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат.13.3014.70Цыплята 1 категории потрошенные (куры 1 кат. п/п)51763553 кг95.00 Цыплята 1 категории потрошенные (куры 1 кат. п/п)4.857.22Рыба-филе60805877 кг120.00 Рыба-филе7.209.60Колбасные изделия152014.719.6 кг160.00 Колбасные изделия2.403.20Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)300300300300 литр32.00 Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)9.609.60Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5% 3,2%)150180150180 литр32.00 Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5% 3,2%)4.805.76Творог (массовая доля жира не более 9 %)50605060 кг140.00 Творог (массовая доля жира не более 9 %)7.008.40Сыр10129.811.8 кг190.00 Сыр1.902.28Сметана (массовая доля жира не более 15 %)10101010 литр60.00 Сметана (массовая доля жира не более 15 %)0.600.60Масло сливочное30353035 кг180.00 Масло сливочное5.406.30Масло растительное15181518 литр75.00 Масло растительное1.131.35Яйцо диетическое1 шт.1 шт.4040 шт4.00 Яйцо диетическое4.004.00Сахар***40454045 кг22.00 Сахар***0.880.99Кондитерские изделия10151015 кг70.00 Кондитерские изделия0.701.05Чай0.44.40.40.4 кг150.00 Чай0.060.66Какао1.21.21.21.2 кг150.00 Какао0.180.18Дрожжи хлебопекарные1211.2 кг30.00 Дрожжи хлебопекарные0.030.06Соль5757 кг10.00 Соль0.050.07
При организации питания детей школьного возраста необходимо учитывать особенности этого периода – значительное умственное напряжение и физическую нагрузку, что предъявляет к питанию школьника повышенные требования, связанные с высоким расходом энергии и значительным потреблением пищевых веществ. Организация питания школьников сложна, так как уже в этом возрасте складывается разнообразие конституционных свойств метаболизма, большая двигательная активность, стереотипы пищевого поведения.
Для растущего организма важно достаточное поступление полноценного белка, причем белка животного происхождения должно быть не менее 50% от общего количества белка. При физической нагрузке, умственном напряжении доля животного белка может возрастать до 60%. Большие энергетические затраты, связанные с условиями жизни и обучением, требуют значительного поступления в организм жиров и углеводов. Жиры растительного происхождения должны составлять до 20% от общего количества жира.
Для правильного развития, сохранения высокой работоспособности большое значение имеет соблюдение режима питания, построение которого зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки, занятий спортом, общественной работы. Срывы в режиме, несоблюдение постоянных часов приема пищи, изменение интервалов между приемами пищи часто приводят к нарушению аппетита, расстройствам деятельности ЖКТ, развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.
При составлении рациона для детей и подростков может быть использован примерный суточный набор продуктов.
Замену продуктов можно производить только на равноценные продукты, особенно по содержанию в них белков и жиров. Например, мясо можно заменить рыбой или творогом, но не крупой и мучными изделиями.
Для школьников в зависимости от нагрузки рекомендуется 4 или 5 приемов пищи в сутки. При составлении рациона питания школьника следует предусмотреть второй завтрак, если ребенок учится в первую смену, и полдник – для детей второй смены. Калорийность их должна составлять 10 – 15% от суточной калорийности. Школьный завтрак (полдник) должен состоять из мясного или рыбного второго блюда с гарниром, на третье – сок, компот, чай. Наиболее приемлемым для питания учащихся является наличие хорошо оборудованной школьной столовой, что позволяет на месте готовить горячие завтраки и обеды из сырых продуктов или полуфабрикатов.
В школах с группами продленного дня организация питания требует особого внимания: дети должны быть обеспечены 2-х разовым горячим питанием (завтрак и обед) или 3-х разовым (завтрак, обед, полдник). При этом школьный завтрак должен составлять 20%, обед – 35%, полдник – 15% от суточной энергетической ценности рациона.
Должного внимания заслуживает организация питания школьников-спортсменов. Учитывая, что при физической нагрузке возникает повышенная потребность в белке, его количество в пищевом рационе должно быть увеличено до 2,5 г/кг, а при интенсивных нагрузках – до 3г/кг. Количество белка увеличивается за счет мясных продуктов, рыбы, молока, молочнокислых продуктов. Количество жира в рационе спортсмена должно быть уменьшено так, чтобы соотношение белка и жира составило 1:0,7. Исключение составляют спортсмены, занимающиеся зимними видами спорта, теряющие во время занятий много тепла, поэтому в их рационе должно увеличиваться количество жиров. Для поддержания необходимого уровня углеводов в крови в течение более продолжительного времени спортсмены нуждаются в таких углеводах, как крахмал, полисахариды, которыми богаты многие крупы, хлеб, картофель.
При составлении рациона школьника – спортсмена важно учитывать время проведения спортивных занятий. Если занятия спортом проводятся в первую половину дня, то энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35% от общей суточной калорийности, а во вторую – калорийность обеда в 1,5 – 2 раза. Достигается это дополнительным включением в рацион продуктов, содержащих белок. После плотной еды к тренировкам или соревнованиям можно приступать спустя 2,5 – 3 часа.