Национальная стратегия питания детей в рк

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 06.04.2011 № 380.

      В целях реализации Приоритета 4 Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана, сформулированного в послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» и Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию здорового образа жизни и здорового питания.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 

     Премьер-Министр

  Республики Казахстан

                                                  Одобрена

                                          постановлением Правительства

                                             Республики Казахстан

                                            от 7 июня 1999 г. № 710

 
 
                     Концепция здорового образа жизни и
                           здорового питания
 
                          1. Общие положения
 
      В резолюции 30 сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения здоровье для всех рекомендовано возвести в ранг государственных политик, «Основная социальная задача Правительств и ВОЗ в предстоящее десятилетие должна заключаться в достижении к 2000 году всеми жителями Земли такого уровня здоровья, которое позволит им жить продуктивно в социальном и экономическом плане». В этой связи принимается, что:
      1. Одним из ведущих факторов, определяющих состояние здоровья, является образ жизни, в связи с чем первостепенной целью в достижении высокого уровня здоровья является формирование здорового образа жизни и нового отношения гражданина к своему здоровью, которые должны стать естественной и внутренней потребностью каждого человека. Общая стратегия укрепления здоровья включает такие элементы, как общественная политика здорового образа жизни, стереотип поведения, переориентация служб здравоохранения, особенно в части взаимодействия с населением, образование и др.
      2. Целью стратегии здорового образа жизни является обеспечение для всего населения равного доступа к факторам, определяющим здоровье, начиная от служб, способствующих формированию и поддержанию здорового образа жизни, и кончая потребительскими товарами и услугами.
      3. Здоровый образ жизни является одной из основных задач в реализации генеральной стратегии ВОЗ по достижению здоровья для всех (WНО, 1993), в формулировке которой сказано: » К 2000 г. во всех государствах — членах должны применяться постоянные усилия, направленные на активное укрепление и поддержку здорового образа жизни, характеризующегося сбалансированным питанием, занятиями физической культурой…».
      4. К основным путям решения задачи здорового образа жизни относится, по определению ВОЗ, «стимулирование и пропагандирование здоровых привычек приема пищи, основанных на имеющихся рекомендациях в отношении нормативов и режима питания.»
      5. Существенная роль питания как компонента первичной медико- санитарной помощи определена в декларации исторической международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ по первичной медико-санитарной помощи (г. Алма-Ата, 1978).
      6. Концепция здорового образа жизни рассматривается в контексте здорового питания — ключевого звена в формировании здорового образа жизни.
      В соответствии с долгосрочным приоритетом 4: «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана», Посланием Президента народу Казахстана «Казахстан — 2030» здоровый образ жизни является исключительно политическим, экономическим и медико-социальным критерием развития страны.
      7. В настоящем долгосрочном приоритете в качестве основных проблем охраны и укрепления здоровья определены: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни, борьба с наркоманией и наркобизнесом, сокращение потребления алкоголя и табака, улучшение здоровья женщин и детей, улучшение питания; чистота окружающей среды и экологии.
 
            2. Состояние здоровья и образа жизни населения Республики
                                  Казахстан
 
      В последние годы усилились негативные тенденции в состоянии здоровья населения, снижаются темпы прироста населения и рождаемость, сохраняются на низком уровне показатели здоровья женского и детского населения, имеет место значительный рост заболеваемости туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, остается высокая распространенность вирусным гепатитом.
      С 1990 по 1996 гг. показатель средней продолжительности предстоящей жизни уменьшился на 4,1 года у мужчин и на 2,7 года — у женщин, составив 59,7 и 70,4 года соответственно.
      По данному показателю Республика Казахстан находится на предпоследнем месте среди Центрально-азиатских государств и отстает от европейских стран на 10-15 лет.
      Наиболее опасная тенденция по показателям смертности и средней продолжительности предстоящей жизни складывается в возрастной группе мужчин молодого возраста, последствием чего являются огромные экономические и социальные потери. Базовыми критериальными факторами являются:
      8. Заболевания сердечно-сосудистой системы, от которых ежегодно умирает более 45 тысяч человек; среди причин смертности они имеют первое место. На втором месте — несчастные случаи, травмы и отравления. Третье место в структуре причин смертности занимают злокачественные новообразования.
      К основным факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний относятся: курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая физическая активность, психо-змоциональные перегрузки и т. д.
      Немаловажное значение в снижении медико-демографических показателей имеют обусловленные переходным периодом социально-экономические трудности, повлекшие рост бедности, социального неравенства, сложности психо- эмоциональной перестройки, падение нравственности и морально-этических норм.
      9. Низкий уровень занятий физкультурой и спортом. Среди взрослого населения доля регулярно занимающихся спортом и физической культурой не превышает 8%, среди детей только 5% посещают спортивные секции, в частности, в учебных программах обычного и профессионального образования количество учебных занятий по физической культуре в 3-4 раза меньше научно-обоснованных нормативов, не более 50% нуждающихся занимается в специализированных группах. На грани полного развала специализированная медицинская служба по спортивной медицине и врачебному контролю за занимающимися спортом и физической культурой.
      10. Отсутствие достаточно достоверных сведений в целом по республике о численности курящих в разрезе отдельных социально-демографических групп населения. По данным отдельных исследований курит 61,5% мужчин и 9,2% женщин, однако эти цифры полностью не отражают истинного состояния, в последние годы имеет место явное увеличение доли курящих среди детей школьного возраста и молодых. Табакокурение является одним из основных факторов риска развития онкологической патологий легких, ишемической болезни сердца, хронических неспецифических заболеваний легких, а также внезапной младенческой смерти.
      11. Устойчивая тенденция роста числа больных хроническим алкоголизмом. Только в 1997 году было взято на учет более 37,6 тыс. человек, на диспансерном учете состояло более 200 000, свыше 31 тыс. находилось на стационарном учете.
      12. Регистрируется увеличение числа лиц, употребляющих наркотики, снижение среднего возраста наркоманов. В частности, доля несовершеннолетних и молодых равна не менее 2/3. В 1997 году на учете состояло более 25,6 тыс. человек, регулярно употребляющих наркотики.
      13. Крайне сложная обстановка по инфекционным заболеваниям, в том числе передающимся половым путем. Средний показатель распространенности сифилиса составляет по Казахстану 268,9 на 100 000 населения. О высокой скрытой заболеваемости свидетельствует относительно высокий процент (2,3%) выявления сифилиса при стационарном обследовании терапевтических и неврологических больных. В 1997 году врожденный сифилис регистрировался у 0,41 на 10000 новорожденных, заболеваемость гонореей составила 91,1 на 100000 населения. По данным республиканского центра по борьбе со СПИДом, на 01.05.98 г. в Казахстане зарегистрировано 667 ВИЧ-инфицированных, в т.ч. 10 больных детей до 15 лет. Ежегодно в республике регистрируется от 44 до 55 тысяч случаев вирусного гепатита и острых кишечных инфекций, 80% из которых — отмечены у детей. В среднем в год выявляется 13,0-14,5 тыс. больных туберкулезом, состоит на учете — 52,2 тыс. больных, в том числе 14 тыс. бактериовыделителей. Казахстан относится к категории государств с неблагополучной ситуацией по туберкулезу.
      14. Неблагополучна в республике и экологическая обстановка: более 630 тыс.кв. км площади отнесены к экологически неблагополучным, свыше 800 промышленных предприятий не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
      Данные свидетельствуют о неблагоприятной медико-демографической и экологической ситуации в Республике Казахстан, что требует принятия на правительственном уровне срочных мер по повышению здоровья населения.
 
                    3. Состояние питания населения
 
      Одним из негативных последствий для переходного периода стало увеличение доли населения, для которой недоступно полноценное потребление доброкачественных продуктов питания, снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и массивное поступление на внутренний рынок новых, зачастую низкокачественных товаров импортного производства.
      Дефицит питания в основном касается мясных, молочных и плодоовощных категорий продуктов питания, что влечет за собой недостаточное потребление белков животного происхождения, витаминов С, А, Е и ряда микроэлементов (железо, селен).
      Наряду с дефицитом потребления основных пищевых продуктов в республике среди отдельных групп населения сохраняется тенденция перехода к «обильным» и расбалансированным рационам с преобладанием насыщенных жиров, углеводов, недостаточным содержанием витаминов и микроэлементов, высокой энергетической ценностью. Последнее способствует росту заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистой патологии, ожирения, диабета и т.д. Анализ состояния питания населения показывает, что:
      15. Имеет место резкий дефицит содержания витамина А в молоке у кормящих матерей (0,029 мг/100 мл при средней норме — 0,061 мг/100 мл). Наиболее низкие показатели регистрировались у женщин, проживающих в сельской местности (0,028 мг/100 мл), и казахской национальности (0,027 мг/100 мл). Настоящая низкая концентрация витамина в женском грудном молоке является прямым следствием его дефицита в рационах питания кормящих матерей и фактором риска формирования гиповитаминозов А у детей. Даже при умеренной недостаточности витамина А наблюдается задержка в росте, снижается устойчивость к инфекции, увеличиваются показатели детской смертности. В настоящее время достаточно четко установлено, что с помощью ликвидации или уменьшения дефицита витамина А можно существенно снизить детскую смертность. Смертность среди детей, плохо питающихся, но получающих достаточное количество витамина А была меньше , чем у детей, получавших достаточно пищи, но дефицитной по витамину А.
      16. К наиболее опасным микронутриентным дефицитам относится железодефицитная анемия, связанная с недостаточным потреблением, либо нарушенным усвоением пищевого железа. Группами риска по данному виду патологии являются беременные женщины, кормящие матери и дети раннего возраста. Наличие железодефицитной анемии определяет высокие уровни материнской и детской смертности, отставание в физическом и умственном развитии детей, низкую устойчивость к инфекционным заболеваниям и неблагоприятному воздействию факторов внешней среды. 46% женщин репродуктивного возраста в республике страдают железодефицитной анемией, нетяжелые формы малокровия встречаются в 70% случаев, в 2,8% регистрируется тяжелая степень заболевания (DНS,1996). Среди детей раннего возраста железодефицитная анемия распространена в 69,2% случаев, в том числе у 1/3 — выраженная, а у 5% — тяжелая степень.
      17. Не менее важным микронутриентным дефицитом является йодная недостаточность, следствием которой могут быть существенные задержки в психическом и физическом развитии детей, нарушение обменных процессов и иммунологической реактивности организма. Из 14 областей республики 11 относятся к зндемичным по дефициту йода в почве, воде и местных пищевых продуктах, наиболее сложная ситуация по гипотиреозу сложилась в южных регионах республики. Так, среди населения юга Казахстана гипотиреоз определяется в 6-8% случаев, а у детей, рожденных женщинами, страдающими гипотиреозом — в 14%. Частота неонатального гипотиреоза составляет 7,3%. Общая распространенность зоба среди школьников г.Кентау достигает 24%.
      Ликвидация микронутриентных дефицитов наряду с комплексной иммунизацией, санитарно-гигиеническими мероприятиями является одним из эффективных методов профилактики против инфекционных болезней, особенно острых кишечных инфекций и острых респираторных заболеваний, занимающих ведущее место в структуре причин детской смертности.
      18. Важное значение в проблеме здорового питания имеет грудное вскармливание, как ведущий фактор, обеспечивающий полноценное развитие ребенка, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, а также высокий уровень здоровья кормящих матерей и профилактика ряда форм онкологической патологии. Кроме того,грудное вскармливание влияет на сроки восстановления овуляции после родов и риск наступления беременности.
      В Казахстане доля кормящих женщин с гипогалактией составляет 32%. К 4 месяцам жизни более 40% детей нуждается в искусственном либо смешанном вскармливании.
      Исключительно грудное вскармливание в возрасте до 3 месяцев жизни, рекомендуемое ВОЗ (WНО/UNIСЕF, 1990), имеет место только в 12% случаях, 24% младенцев указанного возраста в дополнении к грудному молоку получают воду, 52% — другие пищевые продукты и жидкости. Средняя продолжительность грудного вскармливания по Казахстану составляет 14 месяцев, однако имеются значительные региональные различия ( в г. Алматы — 9 месяцев, в северо- восточном регионе — 5 месяцев).
      Приведенные данные свидетельствуют о недостаточном распространении национальной политики поддержки грудного вскармливания в республике и низком уровне знаний среди беременных и кормящих матерей в области грудного вскармливания и кормления детей первого года жизни.
      19. Несмотря на высокие потребности, в республике практически отсутствует промышленный выпуск продуктов детского питания, бездействуют специализированные цеха на молокоперерабатывающих заводах в гг. Павлодаре, Таразе, Шахтинске. Резко сократилась сеть ранее функционировавших детских молочных кухонь с более чем 2000 до чуть более 180, мощность которых обеспечивает потребность республики только на 7-9%. Даже самые минимальные потребности в сухих молочных смесях за счет импортных поставок удовлетворяются примерно на 50%, в плодоовощных консервах — на 9%, в мясных — на 2%, в жидких и пастообразных продуктах — на 12%.
      Действовавшие предприятия пищевой отрасли промышленности прекратили выпуск продуктов питания для школьников (молоко, творог, кисломолочные напитки, сыр, сосиски, сардельки и др.) в мелкой расфасовке по доступным для населения ценам.
      20. Проблема здорового питания органически взаимосвязана с вопросами стандартизации, сертификации, контроля качества продуктов питания и продовольственной продукции.
      Настоящая система нуждается в совершенствовании законодательно-правовой базы, в частности, принятии специального закона «О качестве и безопасности продуктов питания и пищевого сырья», совершенствовании ряда законодательных актов («О лекарственном обеспечении…», «О стандартизации», «О защите прав потребителя» и др.).
      Также нуждаются в существенном совершенствовании и приведении к международным требованиям ФАО/ВОЗ действующие государственные стандарты на продовольственную продукцию, нормативно-техническая документация на них, методически-регламентирующие материалы и т.д.
      21. Для рационализации питания и здорового образа жизни исключительно важное значение имеет информированность населения. Выборочные исследования свидетельствуют о крайне низкой осведомленности населения в вопросах здорового питания с сохранением отрицательных привычек и традиций питания. Немалая доля людей приобретает новый тип болезней, связанных с перееданием, ожирением и низкой физической активностью. При этом потребляются в избыточном количестве насыщенные жиры, простые сахара, поваренная соль, низка доля растительной клетчатки, витаминов и микроэлементов. Последнее способствует росту заболеваемости сердечно-сосудистой патологией, остеопорозом, диабетом, тромбозимитом, раком и др.
      Данные экспериментальных и клинических исследований, выполненных в Институте питания МН-АН РК, свидетельствуют о том, что между отдельными распространенными видами рака (пищевода, желудка, прямой кишки, молочной железы) и некоторыми факторами питания (насыщенные жиры, дефицит витаминов С, А и Е, железа) существует прямая связь.
      Нередко дефицит питания у детей раннего возраста возникает не из-за нехватки продуктов питания, а в результате недостатка знаний у родителей вопросов гигиенических навыков и потребностей детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Матери могут быть не осведомлены о медико- биологических достоинствах конкретных видов прикормов, способах их приготовления, особенно с использованием местных и традиционных продуктов питания, о сроках и методах грудного вскармливания.
      Образование населения заключается и в том, чтобы продукты питания были доступны в первую очередь категориям больше всех в них нуждающимся: детям в период отнятия от груди, беременным женщинам и кормящим матерям. Необходимо обучение производителей продовольственной продукции и семьи методам выращивания, обработки, хранения, обогащения продуктов питания необходимыми микроэлементами и витаминами (муку — железом, соль — йодом, детские продукты питания — железом, йодом, селеном, масло и маргарин — витамином А и т.д.), что должно способствовать предупреждению и ликвидации нарушений и заболеваний, связанных с дефицитом этих факторов.
      22. Общими рекомендациями по здоровому питанию являются: потребление разнообразной пищи; поддержание нормального веса тела; низкое потребление насыщенных жиров и холестерина; достаточное содержание в рационах витаминов (овощи, фрукты, зерновые); ограничение приема сахара, соли и натрия; умеренное потребление алкоголя.
      Решение этих задач возможно при условии тесной интеграции правительственных органов, профессиональных работников в области здравоохранения и пищевой промышленности, органов и средств массовой информации, общественных организаций и самого населения.
      Система образования и средства массовой информации должны способствовать формированию у населения осознанной важности для здоровья правильного питания и образа жизни. Образование потребителей и маркировка в соответствии с международными требованиями продовольственной продукции создадут условия для выборочного потребления наиболее ценных продуктов питания, являющихся компонентами здорового питания. Последнее должно явиться мотивацией для производителей продовольственной продукции к выпуску продуктов питания, отвечающих потребностям потребителей.
      Вместе с тем, здоровое питание, являясь не единственным, хотя и главным фактором, определяющим уровень здоровья, должно сочетаться с соблюдением других правил здорового образа жизни.
 
             4. Стратегическая цель и приоритеты концепции
 
      23. Стратегической целью концепции здорового образа жизни и здорового питания является подъем уровня здоровья населения, обеспечивающий его социально-экономическую и физиологическую продуктивную деятельность, путем формирования здорового образа жизни и питания, улучшения качества среды обитания.
      24. Приоритетами в реализации цели стратегии здорового образа жизни и

здорового питания должны стать следующие:

     разработка и реализация государственной программы здорового образа

жизни;

     максимально возможное  создание социально-экономических условий для

сохранения и повышения уровня здоровья населения;

     пропаганда здорового образа жизни;

     переориентация деятельности органов и учреждений здравоохранения на

первичную профилактику, совершенствование и развитие первичной медико-

санитарной помощи;

     разработка и реализация национальной программы политики в области

питания.

     25. Основными принципами концепции и ее реализации являются:

     координация на правительственном уровне и межсекторальное

взаимодействие;

     использование мирового опыта и сотрудничество с международными

организациями;

     обеспечение  соответствующей законодательной базы и механизма

стимулирования внедрения здорового образа жизни и здорового питания;

     научное обоснование и сопровождение хода реализации программ и

проектов;

     образование населения на индивидуальном, семейном и национальном

уровнях.

     26. Приоритетными должны быть определены следующие стратегии:

     содействие здоровому питанию;

     развитие физической культуры и спорта;

     борьба с пьянством и наркоманией, табакокурением;

     половое воспитание, профилактика болезней, передаваемых половым путем

и СПИДа;

     профилактика вирусного гепатита, острых кишечных инфекций;

     борьба с туберкулезом;

     экология и здоровье.

              5. Стратегия содействия здоровому питанию

     27. Основные приоритеты стратегии:

 
       1. Разработка и совершенствование физиологических норм потребностей в энергии и основных пищевых веществах для различных групп населения.
      2. Обоснование и утверждение минимальной потребительской продуктовой корзины в соответствии с принципами здорового питания.
      3. Разработка государственных стандартов на новые и национальные продукты питания, продовольственное сырье, совершенствование действующих стандартов в соответствии с требованиями ФАО/ВОЗ и международного «Кодекса алиментариуса».
      4. Ликвидация железодефицитной анемии у женщин репродуктивного периода и детей раннего возраста.
      5. Снижение до спорадических случаев гипотиреоза.
      6. Распространение и поддержание грудного вскармливания.
      7. Создание индустрии по промышленному производству продуктов детского питания, лечебно-профилактических продуктов питания и биологически активных добавок к пище.
      8. Совершенствование государственной системы контроля качества и безопасности продовольственной продукции.
      9. Образование в области рационального питания.
 
      28. Пути и формы реализации основных приоритетов:
      1. Принятие постановления Правительства РК по межведомственному взаимодействию в обеспечении качества продовольственной продукции.
      2. Принятие постановления Правительства РК «Об устранении и профилактике йододефицитных расстройств и их последствий среди населения РК».
      3. Поэтапная реализация программы по ликвидации железодефицитных состояний у женщин репродуктивного периода и детей раннего возраста по методу ЮНИСЕФ еженедельного приема таблеток, содержащих сульфат железа и фолиевую кислоту.
      4. Внедрение в деятельность всех родовспомогательных учреждений республики рекомендуемых ВОЗ и ЮНИСЕФ принципов «госпиталей дружелюбного отношения к ребенку» и «10 шагов поддержки грудного вскармливания».
      5. Организация промышленного производства на молокоперерабатывающих предприятиях республики специализированных антианемических продуктов питания на кисломолочной основе.
      6. Организация индустрии по промышленному производству продуктов

детского питания на молочной, зерновой, плодоовощной и мясной основах на

предприятиях пищевой промышленности.

     7. Установка современного мини-технологического оборудования

на детских молочных кухнях областных центров, крупных городов и населенных

пунктах.

     8. Внедрение на мукомольных предприятиях метода обогащения муки

препаратами железа.

     9. Создание потребительской информационной системы по продовольственной

продукции.

     10. Разработка учебных программ по здоровому питанию для дошкольных

учреждений, общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

     11. Расширение учебных программ в высших и средних медицинских учебных,

заведениях по вопросам рационального питания, методам пропаганды и

обучения населения основам здорового питания.

     12. Использование всех средств массовой информации в пропаганде основ

рационального питания и его роли в формировании здорового образа жизни.

     13. Организация рационального питания в детских дошкольных учреждениях.

     14. В экологически неблагоприятных регионах реализация программ

комплексной витаминизации среди наиболее уязвимых групп населения (дети

раннего возраста, беременные и кормящие женщины).

            6. Стратегия развития физической культуры и спорта

     29. Основные приоритеты:

     1. Содействие массовому внедрению занятий населением физической

культурой и спортом.

     2. Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов.

     3. Научно-методическое и медицинское обеспечение физической культуры,

спорта и туризма.

 
       4. Формирование среди различных групп населения осознанной потребности занятий физической культурой и спортом с использованием всех средств массовой информации и учебных программ.
      30. Пути и формы реализации основных приоритетов:
      1. Приведение в соответствие с физиологическими нормами объемов учебных занятий в дошкольных и школьных учреждениях по физической подготовке, организация специализированных групп для категорий, занимающихся физической культурой по медицинским показаниям.
      2. Увеличение в учебных программах высших и средних учебных заведений занятий по физической культуре, организация работы спортивных секций, регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий.
      3. Обеспечение жилых микрорайонов физкультурно-оздоровительными и

спортивными сооружениями, их доступности для всех желающих заниматься

физической культурой и спортом.

     4. Организация при крупных предприятиях, учреждениях, учебных

заведениях спортивно-оздоровительных комплексов.

     5. Развитие и совершенствование службы врачебного контроля за

занимающимися физической культурой и спортом.

     6. Пропаганда и популяризация физической культуры, как основного

элемента здорового образа жизни с использованием всех средств массовой

информации и учебных программ.

     7. Разработка и повсеместное внедрение системы поощрения, включая и

материальное, способствующей мотивации вести физически активный, здоровый

образ жизни.

            7. Стратегия борьбы с алкоголизмом, наркоманией и

                            табакокурением

     31. Основные приоритеты стратегии:

     1. Принятие специальных законодательных актов.

     2. Совершенствование контроля за производством, импортом, реализацией

и рекламой алкогольной и табачной продукции.

 
       3. Разработка и реализация эффективных национальных программ по социально-психологической и медицинской реабилитации лиц, ранее страдавших алкоголизмом и наркоманией.
      4. Организация республиканского и региональных фондов по борьбе с алкоголизмом и наркоманией.
      5. Создание социально-экономических и морально-психологических условий, способствующих отказу от приема алкоголя, употребления наркотических веществ и табакокурения.
      6. Широкая пропаганда и образование населения через средства массовой информации вопросам медико-социальной опасности наркомании и алкоголизма, вреда для здоровья табакокурения.
      32. Пути и формы реализации стратегии:
      1. Принятие ряда законодательных актов либо включение в действующие следующих положений:
      детские, культурные и спортивные объекты, места отдыха определить зонами, свободными от продажи и употребления алкоголя;
      о запрещении в средствах массовой информации всех видов рекламы вино-водочных изделий и табачной продукции.
      2. Обеспечение научного сопровождения всех целевых национальных и

региональных программ по борьбе с наркоманией и алкоголизмом.

     3. Пропаганда и образование через средства массовой информации и

учебные программы всех уровней общего и специального образования опасности

и вреда для здоровья наркомании, алкоголизма и табакокурения.

     4. Тесное сотрудничество с международными организациями по реализации

проектов борьбы с наркоманией и алкоголизмом.

     5. Совершенствование системы контроля за качеством производимых

импортируемых вино-водочных и табачных изделий.

         8. Стратегия профилактики болезней, передаваемых половым путем,

                                 и СПИДа

     33 Основные приоритеты стратегии:

     1. Формирование в поведении населения культуры сексуальной жизни и

принципов безопасного полового поведения.

     2. Первичная профилактика болезней, передаваемых половым путем.

 
       3. Тесное межсекторальное взаимодействие, участие общественных организаций в борьбе с болезнями, передаваемыми половым путем, и СПИДом.
      4. Усиление уголовной и административной ответственности за воспитание детей, их вовлечение в пьянство, употребление наркотических средств, проституцию.
      5. Создание социальных норм и условий жизни, содействующих культуре сексуального поведения и профилактике СПИДа.
      34. Формы и пути реализации стратегии:
      1. Организация координационных советов с участием медицинских работников, педагогов, работников культуры, правоохранительных органов по борьбе с болезнями, передаваемыми половым путем, и СПИДом.
      2. Широкая пропаганда и обучение всеми средствами массовой информации вопросам культуры сексуальной жизни и безопасного секса.
      3. Разработка законодательных актов по образованию населения в вопросах борьбы с болезнями, передаваемыми половым путем, и СПИДом.
      4. Расширение круга научных исследований по проблемам формирования сексуальной культуры поведения.
      5. Совместная реализация с международными организациями проектов профилактики болезней, передаваемых половым путем, и СПИДа.
      6. Совершенствование учебных программ на всех уровнях образования по сексуальной культуре и опасности болезней, передаваемых половым путем, и СПИДа.
      7. Подготовка специалистов по вопросам сексопатологии, сексологии; развитие сети специализированных кабинетов и учреждений.
      8. Повышение доступности средств индивидуальной защиты для безопасного секса.
 
       9. Стратегия профилактики и снижения заболеваемости вирусным
                   гепатитом и острыми кишечными инфекциями
 
      35. Основные приоритеты стратегии:
      1. Разработка новых стандартов и нормативов в области гигиены,

направленных на пути передачи вирусного гепатита и острых кишечных инфекций.

     2. Осуществление программ вакцинации детей против вирусного гепатита.

     3. Совершенствование системы ранней диагностики, особенно групп

населения повышенного риска заболеваемости.

     4. Медико-санитарное просвещение населения по вопросам профилактики

вирусного гепатита и острых кишечных инфекций.  

     5. Улучшение питания детей первого года жизни.

     6. Улучшение санитарного благоустройства населенных пунктов.

     7. Совершенствование системы госсаннадзора за качеством питьевого

водоснабжения и продовольственной продукции.

     36. Формы и пути реализации стратегии:

     1. Разработка региональных программ по профилактике вирусного

гепатита и острых кишечных инфекций. Тесное межсекторальное взаимодействие

при их реализации.

     2. Совершенствование системы мониторинга и лабораторной диагностики.

     3. Осуществление широкой санитарно-просветительской работы через все

средства массовой информации.

     4. Усиление мер санитарного контроля на объектах общественного питания,

торговли, отдыха.

     5. Расширение в учебных программах дошкольного воспитания и школьного

образования разделов по обучению правилам личной гигиены и основам

санитарии.

     6. Поддержка и распространение грудного вскармливания.

     7. Научная разработка новых методов ранней диагностики и

иммунопрофилактики.

              10. Стратегия «Здоровье и окружающая среда»

     37. Основные приоритеты:

 
       1. Снижение смертности и заболеваемости, связанных с неблагоприятным воздействием на организм человека факторов окружающей среды.
      2. Межсекторальное взаимодействие в вопросах охраны окружающей среды.
      3. Широкое привлечение населения, международных общественных организаций к реализации национальных и региональных программ по охране и оздоровлению окружающей среды.
      4. Совершенствование законодательной базы в области охраны окружающей среды и ответственности за еҰ загрязнение.
      5. Участие в реализации программ по ликвидации последствий экологических катастроф.
      38. Формы и пути реализации стратегии:
      1. Разработка и реализация региональных программ «Здоровые города», обеспечение их научного сопровождения.
      2. Обеспечение реализации в полном объеме программ медико-социальной реабилитации населения, проживающего в регионах Приаралья и бывшего Семипалатинского ядерного испытательного полигона.
      3. Создание общенациональной системы мониторинга и банка данных об основных источниках водоснабжения, загрязнителях атмосферного воздуха, почвы, водоемов.
      4. Расширение научных исследований в области экологии с разработкой прогноза состояния окружающей среды и путей ее оздоровления.
      5. Широкая просветительская работа и обучение по вопросам экологии.
 
      (Специалист: Кушенова Д.)
 

Стратегия «Казахстан-2050»

В декабре 2012 года в Послании Главы государства народу страны была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель — создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира.

Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов:

1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.

3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.

4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.

6. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление  региональной и глобальной безопасности.

7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.

Скачать полное описание программы

Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы

Программа «Нұрлы жол» была утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030.

Цель — формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана, а также реализация антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках.

Ключевыми задачами программы являются:

  • создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по «лучевому» принципу;
  • развитие индустриальной инфраструктуры и туристской инфраструктуры;
  • укрепление энергетической инфраструктуры в рамках Единой электроэнергетической системы;
  • модернизация (реконструкция и строительство) инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения;
  • повышение доступности жилья для граждан;
  • развитие инфраструктуры сферы образования;
  • повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства;
  • поддержка отечественного машиностроения;
  • поддержка экспорта;
  • повышение конкурентоспособности субъектов АПК;
  • обеспечение инфраструктурой проектов Дорожной карты бизнеса — 2020;
  • обеспечение безопасности качества продукции через развитие лабораторных баз;
  • обеспечение изученности территории Казахстана с оценкой прогнозных ресурсов 

За период реализации программы планируется достижение следующих целевых индикаторов:

  • в 2019 году обеспечение роста ВВП на 15,7% к 2014 году;
  • в 2015 — 2019 годах создание рабочих мест на 395,5 тыс. чел., в том числе:

постоянных — 86,9 тыс. чел.;

временных — 308,6 тыс. чел.

  • в 2019 году повышение рейтинга ВЭФ по качеству базовой инфраструктуры до 57 места

Скачать полное описание программы

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года был утвержден Указом Президента Республики Казахстан № 636 от 15 февраля 2018 года.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года является документом системы государственного планирования на среднесрочный период и разработан в реализацию долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2050 года.

Стратегический план до 2025 года запускает процессы Третьей модернизации страны, объявленные Главой государства в начале 2017 года, и ставит задачи по ускоренному качественному экономическому росту и повышению уровня жизни в стране.

Стратегический план до 2025 года приходит на смену Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года, который нивелировал последствия глобального финансового кризиса и ускорил переход к диверсифицированному устойчивому росту экономики. Основные задачи и целевые индикаторы Стратегического плана до 2020 года исполнены, оставшиеся реализуются через государственные программы и планы.

Главная цель до 2025 года – добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Качественный рост экономики должен основываться на повышении конкурентоспособности бизнеса и человеческого капитала, технологической модернизации, совершенствовании институциональной среды, а также минимизации негативного влияния человека на природу. При этом важным ориентиром будут являться Цели устойчивого развития ООН.

Стратегический план до 2025 года построен вокруг семи важнейших системных реформ и семи приоритетных политик, которые будут осуществляться в экономике и социальной жизни страны в период до 2025 года. Для измерения прогресса страны на пути вхождения в число 30-ти развитых стран мира определены ключевые национальные индикаторы и международные индексы. 

национальная стратегия питания детей в рк

Скачать полное описание программы

Государственная программа индустриально-инновационного развития

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан была утверждена Указом Президента Республики Казахстана № 874 от 1 августа 2014 года.

Цель программы – Стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Ключевыми задачами программы являются:

  • опережающее развитие обрабатывающей промышленности;
  • повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах;
  • расширение рынков для реализации несырьевых товаров;
  • увеличение продуктивной занятости;
  • придание нового уровня технологичности приоритетным секторам обрабатывающей промышленности и создание основы для развития
  • секторов будущего через формирование инновационных кластеров;
  • стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности

В результате реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития к 2019 году Казахстан должен достичь следующих экономических показателей:

  • прирост объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43 % в реальном выражении;
  • рост валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза в реальном выражении;
  • рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении;
  • рост стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза;
  • снижение энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15 %;
  • рост занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек 

Скачать полное описание программы

Государственная программа развития образования Республики Казахстан

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы принята Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря 2010 года

(внесены изменения Указом Президента Республики Казахстан от 02.11.2012 № 423; интегрирована программа «Балапан» на 2010 — 2020 годы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением Указом Президента Республики Казахстан от 12.08.2014 № 893).

Цель — повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики

В результате реализации Государственной программы развития образования Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:

  • увеличение доли высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов к 2015 году — 49%, к 2020 году — 54%;
  • увеличение охвата дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет, к 2015 году — 77,7%, 2020 году — 100%;
  • увеличение доли выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие, к 2015 году — 75%, 2020 году — 80%;
  • увеличение доли выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза, к 2015 году — 78%, 2020 году — 80%;
  • увеличение количества вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов, к 2015 году — 1, 2020 году — 2;
  • увеличение доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам, к 2015 году — 50%, 2020 году — 65%;
  • увеличение доли молодежи, принимающей активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи, к 2015 году — 31%, 2020 году — 55%.

Скачать полное описание программы

Государственная программа «Информационный Казахстан — 2020»

Программа «Информационный Казахстан — 2020» была утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года №464.

Цель Программы – Создание условий для перехода к информационному обществу.

Ключевые задачи программы:

  • Обеспечение эффективности системы государственного управления
  • Обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры
  • Создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества
  • Развитие отечественного информационного пространства

Целевые индикаторы программы:

  • Казахстан в рейтинге Doing Business Всемирного банка в 2020 году должен находиться в списке первых 35 стран;
  • индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран;
  • доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры в домохозяйствах Республики Казахстан — 100 %;
  • количество пользователей сети Интернет в 2020 году — 75 %;
  • охват эфирным цифровым телерадиовещанием населения Казахстана — 95 %;
  • доля сектора информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в ВВП страны — 4 %;
  • доля организаций здравоохранения, подключенных к единой сети здравоохранения, — 100 %;
  • доля научно-образовательных учреждений, подключенных к единой национальной научно-образовательной сети, — 100 %;
  • уровень компьютерной грамотности — 80 %;
  • доля электронных средств массовых информаций (далее — СМИ) к общему числу зарегистрированных в Казахстане СМИ — 100 %;
  • доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, — 40 %;
  • доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, — 50 %;
  • доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, — 80 %. khstan among the top 30 global economies by 2050.

Скачать полное описание программы

Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан

Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы была принята Указом Президента Республики Казахстана № 110 от 29 июня 2011 года.

Цель Программы – гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане.

Ключевыми задачи программы являются:

  • совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку;
  • развитие инфраструктуры обучения государственному языку;
  • стимулирование процесса обучения государственному языку;
  • повышение престижа употребления государственного языка;
  • повышение востребованности государственного языка;
  • усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка;
  • совершенствование языковой культуры;
  • функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве;
  • сохранение языкового многообразия в Казахстане;
  • изучение английского и других иностранных языков.

В результате реализации Государственной программы развития и функционирования языков Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:

  • увеличение доли взрослого населения, владеющего государственным языком по результатам сдачи «Казтест»: к 2014 году – до 20%, к 2017 году – до 80%, к 2020 году – до 95%;
  • увеличение доли выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 к 2017 году – до 70%, к 2020 году – до 100%;
  • увеличение доли казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации к 2014 году – до 53%, к 2017 году – до 60%, к 2020 году – до 70%;
  • повышение степени удовлетворенности населения работой ономастических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения к 2014 году – до 60%, к 2017 году – до 75%, к 2020 году – до 90%;
  • увеличение доли упорядоченного терминологического фонда казахского языка к 2014 году – до 20%, к 2017 году – до 60%, к 2020 году – до 100%;
  • увеличение доли взрослого населения республики, владеющего русским языком к 2020 году – до 90%;
  • увеличение доли этносов, охваченных курсами по обучению родному языку при национально-культурных объединениях к 2014 году – до 60%, к 2017 году – до 80%, к 2020 году – до 90%;
  • увеличение доли населения республики, владеющего английским языком к 2014 году – до 10%, к 2017 году – до 15%, к 2020 году – до 20%;
  • увеличение доли населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским) к 2014 году – до 10%, к 2017 году – до 12%, к 2020 году — до 15%.

Все мероприятия, предусмотренные данной Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан Казахстана. 

Скачать полное описание программы

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016 — 2019 годы

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016 — 2019 годы принята Указом Президента Республики Казахстана № 176 от 15 января 2016 года.

Цель Программы — Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны

За период реализации программы планируется достижение следующих целевых индикаторов:

Школьники являются одной из самых многочисленных и социально активных групп населения. За последние пять лет заболеваемость школьников выросла на 22%, в том числе: анемии – в 2,5 раза, эндокринные болезни и расстройства питания – в 1,4 раза, болезни нервной системы – в 1,5 раза. По данным скрининговых исследований 2011года, анализируемых Национальным центром проблем формирования здорового образа жизни, в структуре заболеваемости детей в возрасте от 0–18 лет 1-е место занимают болезни органов пищеварения 25,07%, на 2-м месте (22,28%) – болезни крови и отдельные нарушения иммунной системы, 5,05% – занимают расстройства питания и нарушения обмена веществ. По мнению специалистов, такая ситуация напрямую связана с режимом и рационом питания, материально-техническим оснащением школ, с учётом национальных и культурных традиций, социальных условий и возможностей семьи и школы. Для снижения негативного воздействия на здоровье детей отдельных видов продуктов питания в дошкольных и общеобразовательных организациях постановлением главного санитарного врача РК от 30 марта 2007 года № 12 запрещена реализация газированных и безалкогольных энергетических напитков, чипсов, сухариков. По реализации данного постановления проводятся рейды совместно со специалистами санитарно-эпидемиологической службы, но ситуация не улучшается.

Организация питания учащихся в общеобразовательных школах является важным направлением деятельности системы образования, определяющим не только здоровье школьников, но и эффективность их обучения. Большое значение для поддержания здоровья и профилактики болезней приобретает культура питания. Насколько здоровыми будут расти сегодняшние школьники, во многом будет зависеть здоровье страны в целом. Вопрос организации правильного питания школьников весьма актуален и вызывает неподдельный интерес у многих: у врачей, педагогов, родителей. Ведь развитие ребёнка, особенно в период с 6 до 17 лет, обусловлено той средой, в которой он находится, и это не только дом, но и школа, где ребёнок, особенно в современных условиях, проводит большое количество времени. Как вообще организовано питание школьника, насколько оно полноценно и качественно – от этого будет зависеть не только успеваемость ребёнка, его самочувствие, но и качество жизни в целом. Ведь именно в школьные годы происходят бурный рост всего организма, половое созревание и социальная адаптация, а это, в свою очередь, требует немалых духовных и психических сил, хорошей физической формы.

В Казахстане количество детского населения составляет около 4295692 млн человек, т.е. каждый 4-й житель республики – это ребёнок. Ежегодно рождается свыше 370 тыс. детей и около 270 тыс. идут в первый класс. Детские дошкольные учреждения посещает не менее 200 тыс. детей в возрасте до 6 лет, школы – более 2,5 млн детей.

Не менее серьёзное беспокойство у специалистов вызывает такая довольно распространённая на сегодня проблема, как избыточная масса тела и ожирение у детей. Не секрет, что этому в огромной степени способствует гиподинамия, нарушение питания, в части кратность приёма пищи, качество и сбалансированность потребляемых продуктов, а также модные пристрастия к фаст-фудам.

Необходимо отметить, что Казахстан к тому же находится в зоне умеренного йододефицита, а это значит, что 20–30, а в некоторых районах и 70% населения страны страдают эндемическим зобом. Что касается детей, то, по данным исследований, распространённость зоба у детей в регионах Казахстана, традиционно считавшихся эндемичными по зобу, составляет 21–59%. А потому вопрос рационального питания детей школьного возраста крайне важен и многогранен. Именно поэтому для его решения необходимо не только взаимодействие различных структур, но и государственная поддержка.

Так существуют санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных школах, а также интернатах. Среди прочих вопросов речь в данном случае идёт о санитарных нормах, которые предъявляются к помещениям, имеющих столовые и буфеты, а также рассматриваются вопросы их содержания. Кроме того, в тех же методических рекомендациях об организации горячего питания учащихся в школьных столовых определены основные требования по обеспечению качественным и безопасным питанием школьников в зависимости от их возраста.

На сегодняшний день школьники младших классов должны получать горячее сбалансированное питание за счёт средств местного бюджета. При этом следует отметить, что только 76,7% общеобразовательных школ республики имеют возможность организовать горячее питание для школьников. При этом бесплатное горячее питание имеют право получать пока лишь 34% школьников. В каждой пятой школе имеется буфетная продукция.

Тем не менее Министерство здравоохранения РК утвердило специальные нормы, которые чётко регламентируют суточную потребность ребёнка в основных пищевых веществах, витаминах и минералах. К примеру, дети до шести лет должны получать не менее 2000 ккал в сутки. Для подростков 14–17 лет этот показатель увеличен до 2600 ккал. При этом крайне важно, что при общей калорийности рациона белки должны составлять 14%, жиры 30% и углеводы 56%.

Никто не отменял и режим питания. Он в школьном возрасте очень важен. Для детей-школьников это четырёхразовое питание с интервалом не более чем в 3–4 часа. Что касается детей шести лет, то при нахождении в школе им рекомендуется трёхразовое питание: горячий завтрак, обед и полдник.

Растущему организму необходимо разнообразие, в том числе и в питании. Как говорят специалисты, ежедневный рацион школьника должен содержать, ни много, ни мало, 15 наименований продуктов. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов. Каждый день в рационе питания ребёнка должны присутствовать такие продукты, как мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты должны присутствовать в рационе питания 2–3 раза в течение недели.

Следует отметить, что многие родители зачастую занимаются самолечением, назначая лекарственные препараты, в частности, витамины, с целью повышения иммунитета своих детей в период заболевания, без консультации специалистов, хотя все витамины содержатся в продуктах питания. Усиленное питание, правильный подбор продуктов оказывают положительное влияние на организм растущего ребёнка.

Питание является понятием, в котором сконцентрированы и интегрированы многочисленные аспекты и развития здорового образа жизни.

Пресс-служба Национального центра

проблем формирования здорового образа жизни

25 октября 2017 года в Астане Страновым офисом Всемирной Организации Здравоохранения в Казахстане проведен круглый стол по проекту «Школы, способствующие укреплению здоровья в Казахстане».

В круглом столе приняли участие ключевые стороны, которые могут обеспечить дальнейшее распространение проекта здоровых школ по всей стране:

— представители государственных органов (Министерства здравоохранения РК, Министерства образования и науки РК, Министерства финансов РК);

— профессиональный сектор (Республиканский центр развития здравоохранения, Национальный центр формирования здорового образа жизни, Национальные координаторы SHE в Назарбаев интеллектуальных школах, казахстанского отраслевого профсоюза работников образования);

— международные организации (ВОЗ, ЮНФПА, ЮНИСЕФ);

— представители регионов Казахстана, участвующих в пилотном проекте ВОЗ (Центр молодежного здоровья Кызылординской области, Центр здорового образа жизни Мангыстауской области, директоры школ, участвующих в проектах).

На круглом столе были представлены результаты национального исследования Европейской Инициативы ВОЗ по эпидемиологическому надзору за детским ожирением (сокращенно «COSI»), а также результаты и рекомендации по дальнейшей реализации пилотного проекта ВОЗ «Школы, способствующие укреплению здоровья в Казахстане».

Для обзора проблемы детского ожирения Национальным центром проблем формирования ЗОЖ в 2015-2016 учебном году был проведен первый мониторинг избыточного веса и ожирения, поведенческих факторов образа жизни среди детей начальных классов (8-10 лет). Данное исследование было проведено на основе протокола COSI. Были проанализированы ключевые индикаторы, которые позволяют оценить распространенность ожирения на республиканском и региональном уровне. В исследовании приняло участие более 5500 детей, около 5000 семей, 142 школы. Распространенность избыточной массы тела составляет 13,1%, ожирение – 6%.

Таким образом, к сожалению, по полученным в РК данным, в Казахстане каждый пятый ребенок в возрасте 8-10 лет имеет избыточную массу тела или ожирение.

Участники круглого стола обсудили вопросы внедрения инноваций в школьной медицине Казахстана. Гуф Бауэрс, эксперт ВОЗ, консультант Сети Школ Здоровья в Европе (сокращенно «SHE») представил практическое руководство для школ-участниц проекта на русском языке. Также были выработаны совместные рекомендации по разработке национальной стратегии и усилению мер в Казахстане по укреплению программы школьного здоровья.

В Казахстане пилотный проект ВОЗ внедрен в четырех регионах – Мангистауской, Кызылординской областях и городах Алматы и Астана. Представители казахстанских общеобразовательных школ рассказали о достижении ключевых индикаторов данного проекта непосредственно в школах.

Екатерина Анисимова, директор школы № 116 г. Алматы:

«Я представляю одну из пилотных школ г. Алматы. Знакомство с Протоколом по проблемам воды и здоровья как главным инструментом общеевропейской политики в области WASH послужил для нас внести изменения в один из нормативных документов школы, а именно «Программу укрепления здоровья школьников на 2016-2021гг.» в условиях учебно-воспитательного процесса учебного заведения.

Мы откорректировали много вопросов, убедились, что комплексный подход, при котором поощряется здоровый образ жизни, способствует укреплению здоровья, повышению уровня здоровья и благополучия всех учащихся, учителей, родителей.

Мы повысили качество питания школьников, доступность правильного питания, обеспечили безопасное и сбалансированное меню, организовали систему просветительской и методической работы с педагогами и родителями, что не только укрепляет здоровье школьников, но и повысило успеваемость школьников».

Ербол Аренов, учитель школы-гимназии № 10 г. Астаны:

«Наша школа с февраля 2017 года в пилотном проекте по Казахстану.  Мы – школа, способствующая укреплению здоровья школьников. За это время в школе была проделана огромная работа. Мы получили инструкции экспертов ВОЗ, на основании которых мы разработали план действий, проводили оценку и мониторинг ситуации в школе.

С внедрением проекта в нашей школе произошли колоссальные изменения. К примеру, были установлены питьевые фонтанчики, оборудована лечебно-физическая комната для учащихся, установлены тактильные указатели и оборудована специальная туалетная комната в рамках программы инклюзивного образования для детей с ограниченными физическими возможностями. Приобретена спортивная форма, спортивный инвентарь, что способствовало росту числа учащихся, занимающихся спортом. Приобретена методическая литература, открыты новые кружки, азбука здоровья для 1-4 классов. Ученики старших классов не только занимаются спортом с малышами, но и проводятся с ними различные тренинги, прививающие культура здорового образа, правильного питания и других аспектов».

Министерством здравоохранения с 2017 года внедряется национальный проект по развитию Службы общественного здравоохранения, в рамках которого предусмотрено улучшение школьной медицины и тиражирование успешного опыта пилотных школ во все школы Казахстана согласно методике ВОЗ.

Практическое руководство для школ-участниц, представленное экспертами ВОЗ для Казахстана в скором времени будет переведено на государственный язык и распространено всем желающим на интернет-ресурсе РЦРЗ.

Для увеличения числа Школ, способствующие укреплению здоровья в Казахстане» планируется создание казахстанского сайта по аналогии с сайтом Сети Школ Здоровья в Европе: Внедрение проекта ВОЗ «Школы, способствующие укреплению здоровья в Казахстане» дает возможность создать условия, в которых можно поддерживать и укреплять здоровье детей и подростков.

11 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *