Набор продуктов используемых в питании детей старше года

Если питание ребенка во втором полугодии жизни было организовано правильно, то к моменту отнятия от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. К одному году у ребенка имеется лишь 6-8 зубов, поэтому пища в этом возрасте и в возрасте до ! ,5 лет должна быть в основном протертой. Следует давать также пищу, требующую жевания: фрикадельки, паровые котлеты, печенье. С возрастом пища должна быть более плотной, это будет способствовать развитию пищеварительных желез и всего жевательного аппарата. Развитие акта жевания имеет большое значение, так как при этом усиливается выработка пищеварительных соков. Очень важно стремиться к тому, чтобы ребенок ел не по принуждению, потому что аппетит способствует усиленной работе пищеварительных желех

Питание детей старше одного года должно быть более разнообразным. Мясо можно давать в виде суфле, фрикаделек, паровых котлет, а из овощей и круп можно готовить не только каши и пюре, но и запеканки.

После того как появились вторые коренные зубы (с 1 года 8 мес), необходимо давать пищу, требующую «активного» жевания. Супы с не протертыми, но хорошо разваренными овощами и крупой, винегреты, паровые котлеты, фрукты (кусочками и целиком), хлеб, сухари. В возрасте 2 лет в рацион детей должны вводиться салаты из разных овощей, к 3 годам — мясо, нарезанное мелкими кусочками.

Переход к такой разнообразной пище должен осуществляться постепенно, но делать это надо своевременно и настойчиво. Детей до 1,5 лет наиболее целесообразно кормить 5 раз, старше — 4 раза.

Пишу ребенок должен получать всегда в определенное время: завтрак в 7-8 ч утра, обед в 12-13 ч дня, полдник в 16-17 ч дня, ужин в 19-20 ч вечера. В промежутках между ними ребенка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного часа кормления, ему можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей.

Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4 стакана простой воды комнатной температуры. По мнению И.П.Павлова, она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Распределение энергетической ценности пищи в процентах следующее: завтрак -около 25%, обед 30-40%, полдник 10-15%, ужин 25%. При 5-разовом кормлении ребенок получает второй завтрак.

При составлении суточного рациона нужно учитывать состав пищевых ингредиентов. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, овощи, сахар) обязательно включают в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) дают не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

Вводить в рацион новые продукты можно только тогда, когда ребенок здоров. Суточный объем пищи в возрасте от 1 года до 1,5 лет составляет 1000-1100 мл, от 1 года до 3 лет — 1200- i 500 мл. В среднем энергетическая потребность в возрасте от 1 года до 3 лет равна 110 ккал/кт.

При кормлении ребенка важно, чтобы он ел из одной и той же посуды. Детей старше года усаживают для еды за стол. Предварительно им моют руки и повязывают салфетку. С самого раннего возраста необходимо приучить ребенка к известному порядку, это создает у него гигиенические навыки. Пища должна быть теплой.

С 1,5 лет ребенка приучают есть самостоятельно. Для этого ему в руки дают ложку, мать в это время вначале кормит его другой ложкой. Постепенно ребенок привыкает есть без посторонней помощи. Самостоятельная еда» способствует улучшению аппетита, ребенок начинает есть охотнее, его заинтересовывает сама процедура еды.

На 3-м году жизни ребенок ест опрятно, держит ложку в правой руке, а на 4-м году может пользоваться вилкой.

Пиша должна быть не только вкусно приготовленной, но и иметь приятный вид и запах, что способствует выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно добавлять свежую или высушенную зелень, ягоды, фрукты, овощи в различных видах, а в качестве пряностей — петрушку, лук, укроп, щавель, ревень.

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко, которое может использоваться в натуральном виде, а также в виде простокваши, кефира, ацидофилина. В основном употребляется коровье молоко.

К полноценным белковым продуктам относится мясо. Целесообразно давать говядину, телятину, цыплят, мясо кролика, нежирную свинину. Не рекомендуется жирная говядина, жирная свинина, гусь и утка В детском питании можно использовать субпродукты — мозги, язык, сердце. Наибольшее применение из субпродуктов имеет печень. Она содержит витамины А, Д, группы В, соли кальция, железа, микроэлементы. Из колбасных изделий с 1,5—2-летнего возраста можно давать сосиски, вареную колбасу (типа докторской).

Рыба по своим питательным свойствам равноценна мясу, является источником легкоусвояемых, полноценных белков. Жир рыбы обладает высокой биологической ценностью. Однако жир рыбы в больших количествах детьми переносится плохо. Для питания детей до 3 лет используются нежирные сорта рыб (треска, хек, судак, морской окунь). В питании детей можно также использовать специализированные мясные и рыбные консервы.

Мясо и рыбу не следует вымачивать, так как при этом часть белков и минеральных веществ переходит в воду.

Ценным продуктом детского питания являются куриные яйца. Усвояемость сырых яиц хуже, чем вареных. Кроме того, сырые яйца могут быть обсеменены микроорганизмами, поэтому применять сырые яйца и яйца водоплавающих птиц (утиные, гусиные) не рекомендуется. Целое яйцо ребенку рекомендуется давать в возрасте старше 2 лет (если нет экссудативного диатеза), причем не чаще, чем через день. Избыточное количество яиц вредно для ребенка, так как может вызвать возбуждение нервной системы и привести к запорам. Хорошо чередовать яйца с творогом.

Масло в питании детей используется преимущественно сливочное, оно обладает хорошими вкусовыми качествами, содержит витамины А, Д. При термической кулинарной обработке сливочное масло теряет ряд своих ценных свойств, поэтому использовать его следует в натуральном виде — намазывать на хлеб или класть в готовое блюдо. Большое значение в питании детей раннего возраста имеют растительные жиры, ценность которых определяется содержанием в них в больших количествах ненасыщенных жирных кислот. Тугоплавкие жиры и маргарин в питании детей раннего возраста не используется.

Хлеб употребляется детьми s пище ежедневно (30 г ржаного и 70 г пшеничного хлеба, в чту норму включают сдобную булку и печенье). Черный хлеб дают детям с 1,5 лет.

В питание детей включается разнообразный набор круп: гречневая, овсяная манная, рис. Крупу для каши разваривают в воде и только после этого добавляют молоко. Макаронные изделия богаты углеводами, обладают хорошими вкусовыми качествами, легко усваиваются и их можно использовать в питании детей раннего возраста, но необходимо хорошо разваривать.

Особое место в питании детей раннего возраста принадлежит овощам, фруктам, «ягодам, зелени. При отсутствии свежих фруктов и овошей можно пользоваться консервированными компотами, соками, пюре.

Суточная потребность детей раннего возраста в белках составляет 4 г на I кг массы тела (не менее 65% вводимых белков должны быть животного происхождения); жиров они получают 4 г на 1 кг массы тела (примерно 85% животного происхождения, в основном в виде сливочного масла, и 15% — в виде растительного масла); углеводов — 16 г на 1 кг массы тела в сутки. Таким образом, их соотношение 1: 1:4.

Количество жидкости составляет примерено 80 мл на 1 кг массы тела в сутки с учетом жидкости, содержащейся в пище; в жаркое время года количество потребляемой жидкости увеличивается до 100-120 мл на 1 кг массы тела. Для питья следует давать воду комнатной температуры., кипяченую и не сладкую.

У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной калорийности и состоять, примерно, из каши на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе «Здоровье» с молоком. На обед приходится 35% общей суточной калорийности, рекомендуются супы, мясо или рыба с гарниром. На полдник и ужин (40% калорийности) включаются творог, молоко, печеные изделия, овощные блюда Нельзя давать детям на ужин пищу, возбуждающую жажду.

Для дemeй школьного возраста режим питания применяется с учетом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Они получают дополнительный горячий завтрак в школе. Калорийность из пищевого рациона в течение дня распределяется следующим образом: первый завтрак — 25%, второй — 20%, обед — 35%, ужин — 20%.

Потребности детей дошкольного и школьного возраста в белках, жирах, углеводах и калориях представлены в табл. 7.

Необходимо помнить, что только организация правильного, рационального питания способствует нормальному росту и развитию детского организма.

Таблица 7

Потребности детей дошкольного возраста и школьников в нутригнтах (г/кг) и энергии (ккал/кг)

Нутриенты

Возрастные группы

4-6 лет

7-11 лет

12-16 лет

Белки

3,0-3,5 |

2,5-3,0

2,0-2,5

Жиры

3.0-3,5

2,5-3,0

2,0-2,5

Углеводы

12,0-14,0

10,0-12,0

8,0-10,0

Энергетическая потребность

90 — 95

70-80

55 — 65

Ингреди-

Возраст,

Вид вскармливания ребёнка

енты

мес

Естественное

Смешанное

Искусственное

|До_введения прикорма

2,0- 2,5

а) при использовании адаптированных смесей

2,5- 3,0

2,5- 3,0

Белки

(г/кг)

б) при использовании неадаптированных смесей

3,0-3,5

3,5-4,0

После введения прикорма (до 6 мес)

2,5-3,0

3,0-3,5

3,0-3,5

(7-12 мес)

3,0-3,5

3,0-3,5

3,5-4,0

0-3 месяца

Жиры

4-6 месяцев

(г/кг)

7-9 месяцев

10 — 12 месяцев

Угле­воды

(г/кг)

0-12 месяцев

12,0-14,0

12,0-14,0

12,0-14,0

Если родители внимательно относились к питанию своего малыша на 1-м году его жизни, приучили его к определенному режиму, то и в питании ребенка более старшего возраста у них не возникнет особых затруднений. В питании детей большую роль играют режимные моменты. Прием пищи у детей старшего возраста, как и у малышей, должен производиться в установленные часы с определенными интервалами.

До 1,5 лет ребенка можно кормить 5 раз в сутки с промежутками в 4 часа. Многие дети в этом возрасте сами отказываются от пятого кормления. Детям ослабленным и с плохим аппетитом следует постараться сохранить пятое кормление в виде кефира или молока. В возрасте 1 года 6 месяцев и старше, как правило, ребенок должен получать питание 4 раза в сутки, всегда в одни и те же часы. Важно, чтобы от кормления до кормления желудок успевал освободиться от пищи (в среднем через 4 часа). В промежутках между кормлениями дети не должны получать никакой еды. Сладости, фрукты, ягоды и фруктовые соки следует давать во время основного питания.

Если у ребенка нет четкого режима дня, он ест на ходу, между основными приемами пищи, это приводит к снижению аппетита. Вредным является и более редкое питание.

В течение первого года жизни ребенка постепенно приучают к новым продуктам (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, овощи, крупы). Такое постепенное введение в питание ребенка ряда продуктов стимулирует отделение пищеварительных соков. В результате этого переваривающая способность желудочно-кишечного тракта к возрасту 1 года достигает значительного совершенства и набор продуктов, который можно использовать в их питании, становится еще более разнообразным.

С начала второго года жизни в питание детей можно включать молоко и молочные продукты, яйца, мясо (говядину, телятину, нежирную свинину), курицу, печень, мозги, нежирные сорта рыбы, различные крупы, муку и изделия из нее, сахар. Крайне важно, чтобы в меню входили разнообразные овощи, фрукты, ягоды, как подвергнутые кулинарной обработке, так и в свежем виде.

В Институте питания АМН СССР путем специальных расчетов составлены примерные суточные наборы продуктов для детей различных возрастов, при использовании которых можно покрыть потребность детского организма во всех необходимых веществах (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины).

Ниже приводятся эти наборы продуктов с тем, чтобы каждая мать могла проверить насколько правильно питается ее ребенок, в достаточном ли количестве он получает те или иные продукты. Часто приходится наблюдать, что излишек одних каких-либо продуктов в питании ребенка ведет к недостаточному использованию других, не менее ценных.

Продукты 1—1,5 года 1,5— 3 года 3—5 лет
Хлеб пшеничный 40 70 100
Хлеб ржаной 10 30 30
Крупа, макаронные изделия, бобовые 25 35 40
Картофель 100 150 200
Овощи разные 100 150 200
Сахар и сладости 70 70 70
Мясо 55 60 75
Рыба 5 10 20
Яйцо 1/4 шт. 1/2 шт. 1/2 шт.
Масло сливочное 15 18 25
Масло растительное 2 5
Молоко 700 700 600
Творог 35 35 45
Сливки 10
Сметана 5 10
Сыр 3 5 5

В суточных наборах продуктов не указывается количество фруктов, так как эго связано с сезоном года и материальными возможностями семьи.

Такие продукты, как молоко, масло, сахар, хлеб, овощи, крупы, включаются в питание ежедневно, а творог, сыр, сметана, яйца могут употребляться не каждый день. Пусть родителей не смущает, что суточная норма сыра, сметаны, икры для детей до 3 лет составляет 5 г. Эти продукты нет необходимости давать ежедневно, а можно ограничиться их использованием 2—3 раза в неделю, но в удвоенном или утроенном количестве. В этом возрасте полагается 1/2 яйца в день, целесообразно дать одно яйцо через день. Сыр можно дать примерно 3 раза в неделю по кусочку на хлеб в виде бутерброда и т. д.

Желательно, чтобы из сладостей употребляли варенье, повидло, джем, мармелад, цукаты, мед, сухое печенье и только с 2—3-летнего возраста можно разрешить в ограниченном количестве шоколадные конфеты и шоколад. Примерно 1/4 потребности в углеводах должна покрываться за счет хлеба и мучных изделий, крупы, картофеля, овощей и фруктов.

Жиры в пищевом рационе должны быть представлены главным образом жиром молока (масло, сливки). Необходимо, чтобы в рацион входило растительное масло. Сало, говяжий и бараний жир в питании детей раннего возраста использовать не следует.

Детям старше 2 лет можно разрешить употреблять в питание свежую вареную колбасу, сосиски, нежирную ветчину. Консервы, маринады, копчения детям раннего возраста давать не следует.

Важно, чтобы дети во все возрастные периоды получали необходимое количество молока и молочных продуктов. Дети до 5 лет должны получать в день около 600 мл, а старше 5 лет не менее 500 мл.

Недопустимо давать ребенку молоко вместо воды при жажде, так как это портит аппетит. Избыточное употребление молока приводит к отказу от другой пищи.

При составлении меню необходимо руководствоваться следующим построением питания. На завтрак можно давать разнообразные каши, овощи, яйца, творог и блюда из него, кусочек мяса или рыбы с гарниром, бутерброды. Как жидкое блюдо чаще употребляется кофе (не натуральное), но можно молоко, чай с молоком, изредка какао. Обед должен состоять из супа (мясного, овощного или молочного), второго блюда (мясного или рыбного, с гарниром), в отдельных случаях могут быть изделия из творога, пудинги, запеканки, лапшевники, крупяники и т. д.

На сладкое блюдо даются кисель, компот, мусс, свежие фрукты или ягоды. Желательно, чтобы перед первым блюдом была закуска в виде винегрета, салата из сырых и вареных овощей. На полдник рекомендуется давать жидкое блюдо, чаще всего простоквашу, молоко, компот или чай с различными изделиями из теста, печеньем, фрукты. Ужин строится по принципу завтрака, если утром было крупяное блюдо, вечером дети могут получить различно приготовленные овощи.

Важно, чтобы продукты, богатые белком и экстрактивными веществами, возбуждающими нервную систему (мясо, рыба, бобовые), употреблялись в питании в первую половину дня (завтрак, обед); на ужин следует использовать молочные, крупяные и овощные блюда.

Установлено, что усвоение пищи происходит более полно и с меньшей затратой энергии, если питание ребенка не будет односторонним не только в течение дня, во время каждого его приема.

Например, если мать решила приготовить на ужин кашу, то запивать ее следует не киселем, а молоком, и хорошо, если в этот же прием пищи ребенок получит бутерброд с сыром.

Таким образом, блюдо, богатое углеводами (каша), будет сочетаться с продуктами, богатыми белком и содержащими жир (молоко, сыр).

Во время каждого кормления обязательным условием является наличие горячих блюд, так как еда всухомятку нарушает процессы пищеварения.

Известную роль в процессе пищеварения играет и температура получаемого питания. Теплая пища, температура которой равна температуре тела, переходит в кишечник быстрее, чем горячая или холодная.

  1—1,5 года 1,5— 3 года 3—5 лет
     
Каша, овощное блюдо 150 200 200
Кофе с молоком 150 150 150
     
Суп 100 150 150
Пюре мясное / Котлета 50 50  
Мясо отварное, жареное     70
Гарнир (овощи или каша) 50 60 80
Кисель / Компот 100 100 150
     
Молоко, кефир, чай 150 150 200
Творог 30 30 50
Фруктовое пюре 50
Фрукты 100 100
     
Крупяное или овощное блюдо 150 200 200
Кефир, молоко Чай с молоком 150 150 150

В меню необходимо включать такое количество жидкости, чтобы по возможности обеспечить потребность растущего организма в воде (молоко, чай, кофе, суп, кисель, компот). Большей частью жидкое блюдо дают вместе с плотной пищей. При правильно построенном питании дети не должны испытывать жажду и это исключает беспорядочное питье в остальное время. В жаркую погоду потребность в воде может увеличиться. При пониженном слюноотделении можно перед едой или во время еды дать ребенку небольшое количество кипяченой воды.

Питание в течение дня обычно распределяется неравномерно. Наиболее калорийным является обед, он составляет в среднем 30—35% от суточного рациона, полдник — 15—20% и остальные 50% калорийности всего рациона делятся поровну на утренний завтрак и ужин.

Для детей различного возраста существуют определенные объемы питания, установленные в течение многих лет практическими наблюдениями и научными исследованиями. Это значит, что для большинства детей эти объемы соответствуют их потребности, но в отдельных случаях могут быть отклонения.

Если ребенок получит очень калорийное блюдо, которое удовлетворит его потребность в пищевых веществах, но будет иметь небольшой объем, ему снова скоро захочется есть. Для правильного питания ребенка важно не только то, чтобы он получил все необходимые ему питательные вещества, но и вызвать чувство насыщения, в известной мере связанное с объемом пищи. Поэтому калорийную творожную запеканку дают с киселем или фруктовым пюре или к яйцу добавляют винегрет и т. д.

Длительность чувства насыщения имеет известное значение и для других режимных моментов, например, если ребенок сыт, он спокойно играет, а школьник работоспособен. С другой стороны, чрезмерно большой объем порций снижает аппетит, нарушает нормальную функцию пищеварительных органов, ухудшает усвоение пищи.

Крайне важно, чтобы ребенок привык пережевывать пищу. Дети в возрасте до 1,5—2 лет недостаточно хорошо пережевывают пищу, так как первые зубы являются резцами, в основном приспособленными для откусывания. Поэтому до 1,5 лет дети получают пищу, механически обработанную (мясо в виде паровых котлет, фрикаделек, овощи в виде пюре или хорошо разваренные, каши тоже хорошо разваренные). Данная обработка пищи способствует более легкому ее усвоению и в то же время более плотные по составу блюда (мясные фрикадельки, паровые котлеты, черствый хлеб, печенье) постепенно приучают детей к более грубой пище. Иногда встречаются дети в возрасте 1,5—2 лет, которых не приучили к жеванию, и они отказываются от твердой пищи, а у некоторых даже маленькие комочки пищи вызывают рвоту. Начиная с 2-летнего возраста, овощи можно готовить тушеными, поджаренными и мелко нарубленными (салат, винегрет). После 3 лет мясо дают отварное, тушеное, жареное мелкими кусочками.

При приготовлении пищи для детей нельзя употреблять пряности. В качестве приправ очень полезно использовать зелень, овощи, фрукты, лук, чеснок, грибы.

Крайне важно постепенно, но в то же время терпеливо и настойчиво приучать малыша к новому виду пищи. Особенно это относится к блюдам из овощей и творога. В отдельных случаях нелюбимые овощи приходится маскировать (например, морковные котлеты готовят с клюквенной подливой и др.).

При разнообразном и полноценном питании с достаточным количеством овощей и фруктов потребность в витаминах полностью покрывается. Но в весеннее время, когда прошлогодние овощи и фрукты теряют значительную часть содержащихся в них витаминов, витамины необходимо давать ребенку в виде готовых аптечных препаратов (предварительно посоветовавшись с врачом о необходимой дозировке). Крайне желательно, чтобы дети старше 1 года продолжали получать рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А.

Рыбий жир следует принимать не вначале, а в конце еды, перед сладким.

Для правильного усвоения пищи большое значение имеет работа пищеварительных желез, поэтому очень важно создать условия, благоприятствующие их работе.

Пищу для ребенка нужно приготовить так, чтобы ее вид, запах и вкус вызывали аппетит. При плохом внешнем виде пищи, неприятном запахе выделение пищеварительных соков затормаживается.

Большое значение для сохранения аппетита имеет правильная организация других режимных моментов. Например, у возбудимых детей после шумных увлекательных игр снижается секреция пищеварительных соков. Поэтому перед приемом пищи следует устраивать спокойную паузу.

Детей следует приучать к аккуратности, мытье рук перед едой должно войти у них в правило. Во время еды за столом каждый ребенок должен иметь свое постоянное место.

Детей старше 1 года следует приучать есть самостоятельно, для этого в руки ребенка дают ложку, а мать в это время кормит его другой ложкой. Самостоятельная еда способствует улучшению аппетита, ребенка при этом интересует процедура еды. Если ребенок развлекается во время еды, ест, не замечая, что ему дают, то пищеварительных соков выделится очень мало и после приема пищи она долго будет задерживаться в желудке. Во время еды нельзя ни развлекать, ни уговаривать ребенка, а тем более угрожать или наказывать. Чрезмерное возбуждение и оживленные разговоры во время еды также мешают нормальному пищеварению.

Нельзя ставить одновременно на стол всю полагающуюся в данное время еду. Пока не съедено первое блюдо не рекомендуется подавать второе, а тем более третье. Не следует приучать ребенка к остаткам, на детскую тарелочку необходимо положить только то количество пищи, которое ему полагается. Если ребенок отказывается от еды из-за капризов, спокойно оставьте тарелку с едой и накормите его в следующее положенное время. Не задавайте ребенку вопросов, будет ли он есть то или иное блюдо, не высказывайте к этому блюду отрицательного отношения. Иногда разговаривая между собой, взрослые отмечают, что они не любят то или иное кушанье, этого бывает достаточно, чтобы ребенок тоже перестал его есть.

Нельзя допускать, чтобы дети ели неряшливо, наспех, плохо пережевывая пищу. Необходимо приучать ребенка есть не торопясь, но и не отвлекаясь. Длительное пребывание детей за столом (больше 30 минут) не рекомендуется.

Правильно организованное полноценное питание должно сочетаться с соблюдением режима дня, повседневным использованием естественных факторов природы — воды, воздуха, света, занятиями физкультурой, спортом, педагогическим воспитанием.

набор продуктов используемых в питании детей старше года

Профессор Карпов Владимир Владимирович — Доктор медицинских наук, врач — педиатр высшей квалификационной, заведующий кафедры детских болезней РостГМУ, автор различных методик и научных трудов.

Профессор Чепурная Мария Михайловна — Доктор медицинских наук, Заслуженный врач Российской Федерации, Заведующая пульмонологическим отделением ГУЗ «Областная детская больница, г. Ростов-на-Дону

Андриященко Ирина Ивановна — врач педиатр высшей квалификационной категории.

Питание детей от 1 года до 3 лет

Книга: «Вскармливание детей раннего возраста» (В.В. Карпова, 2014г.)

Питание детей до 3-х лет

Суточное количество пищи для детей от одного до полутора лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г (питьё в данный объем не включается). Детям в возрасте от полутора до трех лет суточный объём пищи следует увеличить до 1300-1500 г. Превышение этих объёмов приводит к снижению аппетита, а уменьшение — к недоеданию.

Основные ингредиенты пищи в этот возрастной период должны поступать в организм в соотношении 1:1:4 (белки : жиры : углеводы).

Питание детей до 3-х лет

Для полноценного питания важно, чтобы 75% белков были животного происхождения. В рацион ребенка должны включаться продукты, содержащие наиболее полезные жиры: сливки, масло, желтки. Около 10% должны составлять растительные масла. Потребность в углеводах покрывается за счет сахара, хлеба, овощей, картофеля, каш. С овощами и фруктами ребенок получает необходимые минеральные соли и витамины.

В питании детей старше года большую роль играют молочные продукты. Они составляют значительную часть рациона ребенка (600 мл в сутки с учетом приготовления блюд). В настоящее время разработаны смеси «Нутрилон 3», «НЭННИ 3», «НАН 3», «Малютка 3», которые в отличие от неадаптированных продуктов позволяют предотвратить дефицит железа, кальция и витаминов, а так же обеспечивают организм ребенка эссенциальными полине- насыщенными жирными кислотами, участвующими в становлении противовоспалительных и иммунных реакций организма, развитии мозга и сетчатки глаза. Обогащение пребиотиками способствует не только нормальному биоценозу, но и репарации эпителия кишечника и становлению местных иммунных реакций. Молоко в натуральном виде лучше давать ребенку в виде кисломолочных продуктов (кефир, биокефир, ряженка, ацидофилин и др.). Можно использовать различные детские йогурты. Кроме того ребенок должен получать молоко в составе различных блюд — молочных каш, запеканок, кофейного напитка и т.д. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 400-450 мл.

Из молочных продуктов ребенку данного возраста необходим творог, как источник биологически ценного и легко усвояемого белка, а так же кальция. При этом лучше всего давать творог для детского питания, например «Агуша».

Творог можно использовать как в натуральном виде, так и для приготовления различных творожных блюд. Суточное количество творога составляет 30- 40 г. В набор употребляемых продуктов войдут и новые: сыр и сметана. Сыр богат жиром, солями кальция и фосфора. Детям лучше давать неострые сорта сыра. Среднесуточное количество сыра невелико и составляет всего 4-5 г. Сметану следует давать только в составе блюд и после термической обработки. Среднесуточное количество сметаны составляет 5-8 г.

В наборе продуктов постепенно увеличивается количество мяса и рыбы. Обычно используются говядина и телятина, допустимо употребление нежирной свинины, мяса кролика, курицы, молодой баранины. До двух лет нельзя давать колбасы, сосиски, сардельки; до трех лет — мясо водоплавающих птиц. В этих продуктах в большом количестве содержатся трудноусвояемые жиры. Рыба должна заменять мясо 1-2 раза в неделю. Для детей раннего возраста надо использовать рыбное филе. Пригодны многие виды морских и речных рыб, исключение составляют жирные и деликатесные сорта.

Ценным продуктом детского питания являются яйца. Детям в возрасте старше года можно давать яйцо целиком, а не один желток. Однако при этом следует проявлять осторожность, т.к. яйцо способно вызвать аллергическую реакцию. Рекомендуется давать яйцо в виде омлета или сваренное вкрутую.

Потребность ребенка в углеводах удовлетворяется за счет различных круп, хлеба, сахара, кондитерских изделий, а так же овощей и фруктов. Особенно полезны детям гречневая и овсяная крупы, более богатые витаминами и железом. Суточная норма круп и макаронных изделий составляет 30-40 г. В питании детей можно использовать также горох, фасоль, чечевицу, но не часто, т.к. возможны вздутие живота и разжижение стула.

Хлеб входит в ежедневный набор рекомендуемых для ребенка продуктов. Можно использовать и пшеничный, и ржаной хлеб. Примерная норма пшеничного хлеба для детей до 2 лет — 60 г, ржаного — 20 г, для детей от 2 до 3 лет — 80 и 30 г соответственно, Однако следует учесть, что когда малышу дают различные хлебобулочные изделия (булочки, сушки, баранки, сухарики и т.д.), количество хлеба следует соответственно уменьшить, чтобы не перегрузить рацион ребенка углеводами.

В качестве чисто углеводного компонента в рацион ребенка входит сахар. Суточная норма сахара для детей от 1 до 2 лет — 40 г, а от 2 до 3 лет — 45 г. Кондитерские изделия (зефир, мармелад, пастила) используются в количестве 15 г.

Овощи, фрукты и ягоды очень полезны для детей любого возраста. Они содержат большое количество углеводов, широкий набор минеральных веществ (калий, железо, медь, магний, фосфор и др.), богаты витаминами, в том числе группы С, В и РР, бета-каротинами. При использовании овощей и фруктов в значительной степени улучшается усвояемость белков и жиров. Суточное количество овощей в рационе ребенка раннего возраста должно составлять 240-280 г, картофеля — 190-220 г. Из фруктов наиболее полезны яблоки. Рекомендуется так же использование груш, слив, из ягод — черная смородина, крыжовник, брусника, черника. Общее количество фруктов и ягод должно составлять около 150 г.

Консистенция блюд должна быть менее гомогенизированной, чем на первом году. Не следует подавать на стол все блюда. Каждое последующее блюдо ребенок должен получить после того, как съест предыдущее. Необходимо уделять внимание красивой сервировке стола, желательно пользоваться посудой с детским рисунком. Важно, чтобы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка и возбуждал аппетит. Режим питания ребенка обычно не совпадает с режимом взрослых, но за одним из приемов пищи за столом должна собираться вся семья. До 1,5 лет у ребенка обычно сохраняется 5-разовое питание, позже переходят на 4-разовое. Часы приема пищи должны оставаться постоянными, чтобы у ребенка сформировался рефлекс на время, когда должна начаться выработка пищеварительных соков. Между кормлениями нельзя давать ребенку никакую пищу, т.к. это понижает аппетит и ребенок может отказаться от очередного приема пищи. Конфеты (мармелад, леденцы, ирис, карамель) лучше давать сразу после еды. Шоколад, а так же сильно раздражающие продукты — перец, горчицу детям такого возраста не рекомендуются.

Питание детей до 3-х лет

Питание детей до 3-х лет…

  У здоровых детей уже к концу грудного периода расширяется ассортимент блюд, пища становится более разнообразной и густой по консистенции. Со второго года жизни ее необязательно готовить для ребенка отдельно, могут быть использованы блюда с общего стола: каши, супы, пудинги, гарниры, котлеты и др. Для детей раннего возраста котлеты из нежирных сортов мяса готовят на пару, а трехлетние дети могут получать мясо, нарезанное кусочками, в поджаренном виде. Острые приправы заменяют сливочным и растительным маслом или сметаной, из питания исключают крепкий чай и натуральный кофе; в раннем возрасте противопоказаны также какао и шоколад. В состав пищи должно входить определенное количество шлаков, которые необходимы для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта.

Потребность в пищевых ингредиентах. В связи с продолжающимся интенсивным увеличением массы тела и дифференцировкой различных органов и систем ребенок нуждается в полноценной, разноообразной и сравнительно легко усвояемой пище. Относительная калорийность суточного его рациона с возрастом уменьшается (табл. 10).

Аналогично изменяется и потребность в белке. Его количество для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5 — 4 г/кг, от 12 до 15 лет — 2 — 2,5 г/кг в сутки. Отклонения в ту или другую сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребенка. Недостаток белка в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, на-

Таблица И)

Суточная потребность в калориях у детей различного возраста (по данным Комитета экспертов ФАО/ ВОЗ, 1974)

Возраст ребенка, годы Потребность, ккал/’к!
1-3 101
4-6 91
7-9 78
Мальчики
10-12 71
13-15 57
Девочки
10-12 62
13-15 50

рушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей требует напряженной работы пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов межуточного обмена, увеличивает нагрузку на клубочковый и канальцевый аппараты почек в связи с усиленной экскрецией конечных продуктов азотистого обмена. Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белка, поэтому в сбалансированных пищевых рационах должен быть использован различный по аминокислотному составу белок животного и растительного происхождения. Количество животного белка в пище у детей от 1 года до 3 лет должно составлять около 75%, от 7 лет и старше — 50%. Соотношение белка и жира в пищевом рационе детей после первого года жизни составляет приблизительно 1:1. Жирами покрывается около 40 — 50 % всей калорийности питания, из них не менее 10—15% должно приходиться на долю растительных жиров.

Углеводы для детей всех возрастных групп обеспечивают энергетические затраты организма. Суточная потребность в них по мере роста также уменьшается с 12—14 г/кг в первые годы жизни до 10 г/кг к концу периода детства.

Потребность ребенка в минеральных веществах и витаминах обычно удовлетворяется пищевыми продуктами, если ассортимент их достаточно разнообразен.

Режим питания детей старше года. До 11 /2 лет ребенок питается 4 — 5 раз в день, а после этого, как правило, 4 раза. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать определенные часы приема пищи. В промежутках между ними ребенка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного часа кормления, ему разрешается дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10—15 мин до еды можно выпить              2 стакана

простой воды комнатной температуры. Она обладает, по мнению И. П. Павлова, выраженным сокогонным эффектом.

В течение дня важно правильно распределить пищевой рацион по калорийности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой — допустимую нагрузку на пищеварительный аппарат. Каждое кормление должно включать высококалорийные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также легкоусвояемые и содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей. У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточного калоража и состоять примерно из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе «Здоровье» с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно легкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего

ill

приема пищи. На обед приходится 35% общей суточной калорийности; рекомендуются супы, мясо или рыба с гарниром. На ужин и полдник (40% калорийности) включаются овощные блюда, творог, молоко, печеные изделия.

Для детей школьного возраста режим питания изменяется с учетом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Они получают дополнительный горячий завтрак в школе. Калорийность их пищевого рациона в течение дня распределяется следующим образом: первый завтрак — 25%, второй — 20%, обед — 35% и ужин — 20%.

При организации рационального питания детей дошкольного и школьного возраста используются вновь созданные продукты, обогащенные белком, незаменимыми жирными кислотами, минеральными веществами и витаминами, например, творог «Здоровье», сметана «Детская», сливочное масло «Диетическое», а также обогащенные молочным белком булочки «Орленок», «Школьные» и крупы «Здоровье», «Пионерская», «Спортивная».

Эстетика питания. С конца первого года жизни следует уделять внимание внешнему оформлению процесса питания ребенка. Он должен готовиться к приему пищи: отдохнуть после бурных и подвижных игр, помыть руки. Сервировка стола и соответствующая спокойная обстановка направлены на то, чтобы вызвать положительные эмоции и интерес к еде. С 1 года 2 мес ребенка приучают при умывании подставлять руки под струю, самостоятельно садиться на стул и задвигать его, пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки. С V/2 лет ребенок привыкает мыть руки перед едой, самостоятельно есть, пользоваться салфеткой. На 3-м году жизни ребенок ест опрятно, держит ложку в правой руке, а на 4-м году может пользоваться вилкой.

12 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *