Культура питания особенности питания детей и подростков

Тема урока: Культура питания. Особенности питания детей и подростков.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием культура питания, режим дня. Составление собственного суточного пищевого рациона

Задачи:

Образовательные:

1.Расширить представления учащихся о культуре питания.

Развивающие:

1.Формирорвание навыков правильного питания.

2.Развивать здоровые привычки.

Воспитательные:

1.Воспитывать желание питаться правильно, вести здоровый образ жизни.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Методы ведения урока: словесный, наглядно – демонстрационный, практический.

Виды контроля: устный опрос.

Межпредметные связи: биология, русский язык.

Оборудование:  учебник, таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности, тетради для лабораторных работ, компьютер, презентация по теме.

Ход урока:

1.Орг. момент.

  1. Приветствие
  2. Проверка отсутствующих
  3. Готовность к уроку
  4. Проверка организации рабочих мест.

2.  Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)

Какую роль в организме играют белки?

Как происходит обмен белков?

Как происходит обмен углеводов?

Какова роль жиров в организме?

Какую роль играет вода в организме?

Каково значение в организме минеральных веществ?

Что такое витамины?

Каково значение витаминов для организма?

Какие нарушения возникают при недостатке витаминов В1, В2, В6?

Каково значение витамина С, А и D? В каких продуктах они содержатся?

3.Сообщение темы и цели урока.

«Наша жизнь зависит от пищи:  наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение наших тканей.

Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни – всё это результат нашего питания.

Мы то – что мы едим.

Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения»

(Поль Брэгг)

            Действительно существует распространенное выражение:  « Мы есть то, что мы едим». Мы едим каждый день и не очень- то задумываемся об этом. Если на улице холодно, то  мы предпочитаем тарелку горячего супа. Если идет дождь —  мороженое продается гораздо хуже, чем в жаркий день. Если нам грустно, иногда хочется съесть что-нибудь сладкое или вообще обойтись без еды. Но правильное ли это питание? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

4. Изучение нового материала.

Культура питания – важнейшая часть общей культуры здорового образа жизни любого человека. Казалось бы,странный вопрос :Какая может быть культура у еды? Но это только для тех, кто никогда не задумывался над вопросом, для чего и почему мы едим?. Каждый должен знать- мы едим для того,чтобы поддерживать свое существование.. Мы едим потому, что мы голодны!  Но, на практике к сожаленью бывает, что мы едим просто за компанию или потому,что вкусно. Чаще всего едим картофель с мясом, чай, кофе. Не любим щи, борщи.

Мы не любим бульоны. А это необходимое условие правильного питания. Бульоны способствуют обильному сокоотделению. Они содержат уже готовые к всасыванию вещества и не требуют дополнительного расщепления вещества. Всасываясь в кровь, эти вещества усиливают деятельность пищеварительных желез. Мало употребляем овощей и фруктов. Ни для кого  не секрет, что особое значение правильное питание приобретает в школьном  возрасте, когда организм активно растет и развивается.

Рациональное питание – это разнообразное питание с учётом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды.

Гаспачо с сальсой из авокадо

Суп из шампиньонов

Суп из сушеных грибов

Дмитрогорская окрошка на кефире

Холодный дынный суп с сорбетом

Щи из свежей и квашеной капусты

Венгерский вишневый суп

Холодный томатный суп с водкой

Холодный суп из огурца и креветок

Холодный томатный суп с базиликом

Суп из огурца и лосося с сальсой

Тыквенный суп с печеным чесноком и томатной сальсой

Грибной суп

Томатный суп с кремом из красного перца

Парижский луковый суп

Суп из спаржи и горошка с сыром пармезан

Суп-крем из цветной капусты

Французский луковый суп

Суп из баклажанов с моцареллой и гремолатой

Грибной крем-суп с кростини с козьим сыром

Суп мисо с зеленым луком и тофу

Суп из помидоров черри с песто из рукколы

Португальский чесночный суп с яйцом

Авголемоно

Том ям с тофу

Ирландский картофельный суп

Суп из пастернака

Пряный морковный суп во время зимних холодов

Тосканский фасолевый суп

Американский суп из красной фасоли с сальсой гуакамоле

Острый чечевичный суп с кремом из петрушки

Суп с лапшой рамен в Токийском стиле

Малайзийская лакса с креветками

Японский суп-лапша

Утиный бульон с фрикадельками

Марокканский куриный суп с пряным маслом

Куриный суп с сельдереем и луком-пореем

Куриный суп с кокосом

Куриный суп с кнейдлах

Марокканская харира

Ирландский домашний суп с бараниной

Суп-рагу с говядиной и ягненком

Суп с колбасками чоризо и нутом

Мексиканский суп из говядины с чили и сырными начос

Кисло-сладкий суп со свининой

Суп мисо со свининой и овощами

Суп пад-тай с треской

Ямайский суп с соленой треской из риса и фасоли

Суп из копченой пикши с картофелем

Матлот

Испанский рыбный суп с апельсином

Суп-карри из лосося

Лососевый суп с сальсой и пастой руй

Мясо в рукаве

Тыква с мясом

Овощное рагу с мясом

Говядина в духовке с грибами под майонезом

Говядина по-французски

Говядина в духовке со сливами

Говядина в духовке с горчицей

Телятина в духовке с кабачками

Говядина по-испански

Говядина, запеченная с пивом

Телячья грудка фаршированная

Говядина по-купечески

Телятина с сыром и ветчиной в слоеном тесте

Картошка, запечённая с фаршем

Мясо тушеное

Картошка с мясом

Ветчина с рисом и папоротником

Рецепты шашлыков из говядины и телятины

Энчилады с говядиной

Говядина с рисом по-японски

Мясной рулет

Антрекоты, маринованные в красном вине

Жареная говядина с имбирем

Говядина в пиве

Говядина с чесночным соусом по-немецки

Мясо с помидорами

Мясо, запеченное в тесте

Мясо с луком

Мясо в фольге

Мясо с ананасами

Манты с мясом

Мясо по-французски

Тушеная в воке свинина с красным перцем и тофу

Свиная поджарка с ананасами

Свинина с арахисом и имбирем в воке

Свинина с овощами и белой фасолью в воке

Жареная свиная вырезка в гранатовом соусе

Свинина с кизиловым соусом

Свиные отбивные с яблоками

Рагу из свиных рёбрышек с картофелем и кабачками

Бефстроганов из свинины

Свинина в капустных листьях

Бефстроганов из свинины с грибами

Свинина, тушеная с грибами

Свиной бифштекс под горчичным соусом

Карбонат по-фламандски

Свинина, тушеная с рисом

Свинина по-домашнему

Свинина тушеная с квашеной капустой

Тушеная свинина с луком и вином

Филиппинское барбекю

Свинина с солеными огурцами

Свинина, тушеная с паприкой

Свиные отбивные с сыром

Шницель смачный

Свиная вырезка с чесноком и травами

Свинина в тесте

Свинина с помидорами

Свиные отбивные во фруктовом желе

Фаршированная свиная корейка

Рецепты шашлыков из свинины

Свинина по-восточному

Свинина, запеченная с соевым соусом

Свинина, тушенная в апельсиновом соке

Свиные отбивные, жаренные на решетке

Свинина по-мексикански с рисом и кукурузой

Тушеная свинина с капустой и горошком

Пикантная тушеная свинина с нутом и сардельками

Свинина, тушенная с репой

Свинина на гриле

Важную роль в физическом развитии и профилак­тике заболеваний детей играет рациональное питание, которое, базируется не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других про­дуктов, но и на обязательном использовании овощей, фруктов и ягод в питании растущего организма.

Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требо­ваний к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма. Пра­вильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического раз­вития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.

Недостаток или избыток пищи нередко служит при­чиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, излишнего нарастания массы те­ла, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, при­водит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они про­являются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагоприятных внешних условиях, заболеваниях, по­вышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.

Известные специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возника­ющих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подрост­кового или юношеского периода, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать должна есть за двоих — за себя и будущего младенца. Пока это пожелание было трудноосуществимым из-за недостатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня беременные женщины нередко едят слишком много и ча­сто. Наукой установлено, что у будущей матери суще­ственно увеличивается потребность в белке, витаминах и минеральных элементах, а в жирах и углеводах почти не возрастает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности пищи, богатой белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жизнеспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потом­ство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.

В случаях, когда за время беременности прибавка к массе достигает 1-5 кг и более, у женщин в 2—3 раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождаю­щиеся повышением артериального давления, отёками и т. д. Нормальная масса новорожденного мальчика — до 3800 г, девочки — до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые пов­реждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить да­же опытный акушер. К сожалению, число таких ново­рожденных с каждым годом увеличивается.

Но вот ребенок родился. В прежние времена в подав­ляющем большинстве случаев ему грозило голодное дет­ство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а родители продолжают откармливать малышей, оказываясь в ре­зультате виновниками их будущих болезней.

Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует коли­чество поступающей пищи. Однако в наше время все больше младенцев получают молоко из бутылочки, ко­торое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают: чем больше его вольется, тем лучше. Иссле­дованиями установлено, что такие дети становятся более толстыми, чем те, которых кормили материнским моло­ком.

Ребенок растет вместе со стремлением любящих роди­телей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жиро­вые клетки.  Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Каждая из них может уменьшиться в размерах при длительном голодании, но сохранится навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет мучиться различной ограничительной диетой.

Будущей матери необходимо «соблюдать общие прин­ципы рационального питания, которые изложены в пре­дыдущем разделе книги, а также хорошо изучить дет­ское питание.

У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, кото­рые необходимы не только для возмещения потерь в структурных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1       года ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг массы  тела   в  сутки,   в  7  лет — 3   г,   в   11 —13  лет —2 г, в 17 лет—1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2—1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в ра­ционах детей от 1 до 6 лет должен быть 65—70%, в школьном возрасте — 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник живот­ного белка для детского организма — молоко. В ясель­ном возрасте ребенку ежедневно рекомендуется давать 600—700 мл, школьникам — 400—500 мл.

Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно предус­мотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка при­ближаются к таким продуктам животного происхожде­ния, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые да­же превосходят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16—20 г белка, рыбы—13—19 г, творога—14—18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый го­рошек и др.) являются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно около 70 г с крупяными и макарон­ными изделиями.

В детском возрасте отмечается повышенная потреб­ность в незаменимых, не синтезируемых в организме аминокислотах (основные структурные единицы молеку­лы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокисло­той является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синтезироваться в необходимых количе­ствах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это — лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка ви­теллина, который находится в соединении с лецити­ном. Вителлин играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной тка­ни, в том числе клеток головного мозга. Вот почему ре­бенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет — одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.

Значение жира в питании детей весьма многообраз­но. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивают в связи с тем, что они представляют более концентрированные источники энергии, чем угле­воды, и содержат жизненно важные для детей витамины А и D, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей нежелателен, так как это нарушает процесс об­мена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищева­рение и ведет к ожирению. При избытке жира нару­шается усвоение белков. Наиболее биологически ценный источник жира для детей — сливочное масло, сливки, молоко и другие легкоусвояемые молочные продукты,, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, бо­гатые полиненасыщенными жирными кислотами, которые должны составлять около 25—30% от общего содер­жания жира в рационе в зависимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливоч­ного и 10—15 i г (столовая ложка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гарниров лучше использовать нерафинированное рас­тительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологически ценные ве­щества.

В детском питании целесообразно использовать нату­ральные растительные продукты, богатые маслами, поли­ненасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Эти­ми веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др.

Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреб­лять 15—20 г этих продуктов.

Детям младшего возраста углеводов требуется мень­ше, чем старшим. Избыточное количество углеводов, особенно содержащихся в рафинированном сахаре, угне­тает рост и развитие детей, приводит к снижению имму­нитета и повышенной заболеваемости кариесом зубов. Как известно, нерафинированный (желтый) сахар не прилипает к поверхности зубов и содержит такие хи­мические соединения, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовле­ния кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафи­нированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мы­шечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избыточная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяже­лее и часто сопровождаются осложнениями.

Соотношение белков, жиров и углеводов в младшем возрасте должно быть 1:1:3, в старшем— 1:1:4.

Хорошими источниками углеводов для питания детей являются овощи, фрукты, ягоды и свежие соки, а также молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. В рационе питания детей необходимо регулировать в пределах физиологических потребностей печенье, па­стилу, конфеты, варенье и другие кондитерские изде­лия — не более 19—25 г ежедневно, в зависимости от возраста. Детям и подросткам рекомендуется давать 20% простых Сахаров (глюкоза, фруктоза, лактоза, сахаро­за), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клет­чатки от общего количества углеводов в суточном ра­ционе. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно упот­реблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобулоч­ных и макаронно-крупяных изделий, а также 700—800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.

Дети более чувствительны к недостатку любых вита­минов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных про­явлений, связанных с авитаминозом, у детей отмеча­ются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляе­мость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Особенно важное значение для них имеют вита­мины А и D, дефицит которых приводит к задержке роста, снижению массы тела, нарушениям зрения, появлению рахита, кариеса и другим неблагоприятным, по­следствиям.

Недостаток витамина А приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумереч­ному (ночному) зрению (куриная слепота), сухость конъюнктивы и роговицы, ведущая к их изъязвлению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишечным и. ле­гочным инфекциям, повышает смертность, обусловленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в витамине А выше и они чаще страдают лихорадочными заболеваниями, истощающими его запасы. В нашей стране глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наб­людаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих витамин А. В зимне-весенний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.

Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизнеде­ятельности. Основной источник витамина С — овощи, ягоды, фрукты. Эти растительные продукты рекоменду­ется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9—10-х классов свежие овощи, плоды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена веществ.

Содержание витаминов в пище значительно колеб­лется в зависимости от сезона, условий хранения и качества продуктов. Согласно и ныне действующему при­казу Министерства здравоохранения СССР от 24 ав­густа 1972 г., № 695, «О дальнейшем улучшении проводимой а СССР обязательной С-витаминизации пи­тания в лечебно-профилактических и других учрежде­ниях», в детских яслях и садах, домах ребенка, детских больницах, санаториях и профилакториях, дет­ских молочных кухнях, школах-интернатах, лесных шко­лах, профессионально-технических училищах, столовых школ предусмотрена обязательная С-витаминизация го­товой пищи. Детям до года добавляют по 30 мг вита­мина С, от 1 года до б лет — 40 мг, от 6 до 12 лет — 50 мг, от 12 до 17 лет — 70 мг в день.

Витаминизация блюд должна проводиться в соответ­ствии с действующей «Инструкцией по проведению С-витаминизации питания», утвержденной Главным госу­дарственным санитарным врачом СССР б июня 1972 г., № 978—72 и согласованной с Президиумом ВЦСПС 30 апреля 1972 г., № 14—14а. Это обусловлено тем, что значительная часть аскорбиновой кислоты в процессе кулинарной обработки разрушается. В готовой пище ее содержание нередко составляет лишь 10—30% от исход­ного количества, а при грубых нарушениях техноло­гии приготовления блюд витамин С может вообще отсутствовать.

Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда — компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таб­леток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и раст­воряют в 0,5—1 стакане жидкой части блюда. Получен­ный раствор вливают в котел за 15 минут до выдачи пищи, так как через 1 час после витаминизации раз­рушается 10% аскорбиновой кислоты, через 1,5 часа — 17%, через 2,5 часа — 25—50%. Подогревать витамини­зированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается полностью.

Минеральные вещества, как и белки, являются пла­стическим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регу­ляции кислотно-щелочного состояния организма. Уче­ными доказано, что в крови и межклеточных жидко­стях поддерживается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состоянии всего организма. В зависимости от минераль­ного состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают сдвиги в сторону щелочной реакции, а другие (мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы) — кислот­ного состояния. Продукты щелочной направленности при­меняют при недостаточности кровообращения, нарушении функции почек и печени, при тяжелых формах сахарного диабета, мочекаменной болезни и т. д. Рационы пита­ния щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно реко­мендовать для профилактики близорукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислотность.

Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жид­костях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и продуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пи­щеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нормальные процессы кроветворения и свертывания кро­ви не могут происходить без участия железа, меди, кобальта, никеля, марганца, калия и других минеральных веществ, которые входят в состав ферментов или акти­вируют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ.

Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища поставляет детям необходимое количество минеральных веществ в том случае, если в ней до­статочно молока и молочных продуктов — важных ис­точников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необ­ходим витамин D, который содержится в продуктах животного происхождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, икра, молочные жиры). Этот витамин обра­зуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необходимо ежедневно бывать на свежем воздухе, умеренно принимать солнечные ванны, которые вместе с другими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма ви­тамином D, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зубов.

В северных регионах нашей страны отмечается не­достаточное количество солнечных дней, что снижает уровень удовлетворения организма в витамине D. В этих случаях рекомендуется, по согласованию с леча­щим врачом, проводить умеренную D-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фос­фора.

В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное участие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Желе­зо входит в состав гемоглобина, доставляющего кисло­род к органам и тканям, миоглобина мышц, фермен­тов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть мало­кровием. Наибольшее количество усваиваемого организмом железа поступает с мясными продуктами (15— 30%). Достаточно велико содержание этого элемента в хлебе, яйцах и овощах, но из-за наличия в них и большого количества щавелевой кислоты, связывающей железо в нерастворимые комплексы, усваивается его не более 2—5%. Очень мало железа в молочных про­дуктах. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах его тоже немного, но усваивается оно хорошо, поэтому эти продукты полезны детям.

Для полноценного питания детей и подростков реко­мендуется использовать разнообразный ассортимент ово­щей, фруктов и ягод. Клубнеплоды (в основном кар­тофель) обычно составляют в детском питании около ‘/з всех овощей и плодов.

Для сохранения и укрепления здоровья детей важно сочетать рациональный режим питания и правильно ор­ганизованный распорядок дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии детей и сопротивляемости их организма неблагоприятным факто­рам окружающей среды. Для детей старше года наибо­лее оптимальным является четырехразовое питание. Це­лесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основных питательных веществ в течение дня. У детей младшего возраста завтрак должен составлять 25%, обед — 30%, полдник — 20%, ужин — 25% общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста — соответственно 25, 35, 15 и 25%. Количество пищи, употребляемое ребенком: единовремен­но, должно соответствовать возрасту.

Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на J0—15% больше. Для подростков, обучающихся в производственно-технических училищах, а также для детей, занимающихся спор­том, потребность в пищевых веществах и энергии повы­шается на 10—15%, что необходимо учитывать при ор­ганизации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомендуется распределять с учетом времени тре­нировок в течение дня. Перед тренировкой рекомен­дуется давать небольшое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то зав­трак должен быть не позже чем за 2 часа до физи­ческих нагрузок и составлять 35%, обед — не ранее чем через час после тренировки — 35%, полдник — 5%, и ужин — 25% общей энергетической ценности суточно­го рациона питания.

При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети «младшего возраста должны получать пищу из продуктов, подверг­шихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие. Так, ребенку полутора лет рекомендуются мяс­ные паровые котлеты и фрикадельки, паровые запеканки. С возрастом расширяется ассортимент блюд и изменяет­ся их кулинарная обработка. Вместо пюре можно да­вать тушеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2—3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жа­реный картофель.

Организация рационального питания детей и под­ростков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для групп детей, перенесших острые забо­левания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка и кишечника, а также для детей, страдающих хрони­ческими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие  диеты.   В  таких  случаях  питание  строят  на основе оптимального обеспечения детей всеми основны­ми пищевыми ингредиентами с включением разнообраз­ных продуктов и специальной формы их кулинарной обработки. Мясо и рыбу отваривают или приготавли­вают в рубленом виде на пару. Крупы и овощи раз­варивают до мягкости делают пюре. Допускается легкое запекание блюд в духовом шкафу. Жареные блю­да исключают совсем. Супы готовят только вегетариан­ские. Не используют такие продукты, как свиное, го­вяжье и баранье сало, маргарин, жирные сорта мя­са, птицы и рыбы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.

Рациональное питание не только удовлетворяет физи­ологическую потребность детей в пищевых веществах и энергии. Оно также улучшает работоспособность и успеваемость и вырабатывает у детей привычку к созна­тельному соблюдению правильного режима питания, ра­зумному использованию разнообразных продуктов, с обя­зательным ежедневным употреблением овощей и плодов. Кроме того, такое питание будет способствовать приобре­тению культурных навыков приема пищи и поведения за столом.

Скачать файл

Тема урока: Культура питания. Особенности питания детей и подростков.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием культура питания, режим дня. Составление собственного суточного пищевого рациона

Задачи:

Образовательные:

1.Расширить представления учащихся о культуре питания.

Развивающие:

1.Формирорвание навыков правильного питания.

2.Развивать здоровые привычки.

Воспитательные:

1.Воспитывать желание питаться правильно, вести здоровый образ жизни.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Методы ведения урока: словесный, наглядно – демонстрационный, практический.

Виды контроля: устный опрос.

Межпредметные связи: биология, русский язык.

Оборудование:  учебник, таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности, тетради для лабораторных работ, компьютер, презентация по теме.

Ход урока:

1.Орг. момент.

  1. Приветствие

  2. Проверка отсутствующих

  3. Готовность к уроку

  4. Проверка организации рабочих мест.

2. Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)

Какую роль в организме играют белки?

Как происходит обмен белков?

Как происходит обмен углеводов?

Какова роль жиров в организме?

Какую роль играет вода в организме?

Каково значение в организме минеральных веществ?

Что такое витамины?

Каково значение витаминов для организма?

Какие нарушения возникают при недостатке витаминов В1, В2, В6?

Каково значение витамина С, А и D? В каких продуктах они содержатся?

3.Сообщение темы и цели урока.

«Наша жизнь зависит от пищи:  наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение наших тканей.

Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни – всё это результат нашего питания.

Мы то – что мы едим.

Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения»

(Поль Брэгг)

  Действительно существует распространенное выражение:  « Мы есть то, что мы едим». Мы едим каждый день и не очень- то задумываемся об этом. Если на улице холодно, то  мы предпочитаем тарелку горячего супа. Если идет дождь —  мороженое продается гораздо хуже, чем в жаркий день. Если нам грустно, иногда хочется съесть что-нибудь сладкое или вообще обойтись без еды. Но правильное ли это питание? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

4. Изучение нового материала.

Культура питания – важнейшая часть общей культуры здорового образа жизни любого человека. Казалось бы ,странный вопрос :Какая может быть культура у еды? Но это только для тех, кто никогда не задумывался над вопросом, для чего и почему мы едим?. Каждый должен знать- мы едим для того ,чтобы поддерживать свое существование. . Мы едим потому, что мы голодны!  Но, на практике к сожаленью бывает, что мы едим просто за компанию или потому ,что вкусно. Чаще всего едим картофель с мясом, чай, кофе. Не любим щи, борщи.

Мы не любим бульоны. А это необходимое условие правильного питания. Бульоны способствуют обильному сокоотделению. Они содержат уже готовые к всасыванию вещества и не требуют дополнительного расщепления вещества. Всасываясь в кровь, эти вещества усиливают деятельность пищеварительных желез. Мало употребляем овощей и фруктов. Ни для кого  не секрет, что особое значение правильное питание приобретает в школьном  возрасте, когда организм активно растет и развивается.

Рациональное питание – это разнообразное питание с учётом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды.

Рациональное питание является важнейшим условием здоровья человека и его работоспособности.

С пищей человек получает все необходимые элементы, требующиеся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимой для жизнедеятельности.

Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Рационально питаться – значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все эти вещества.

Углеводы – основной источник энергии. Углеводы содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах и фруктах.

Жиры также являются важным компонентом в питании человека. Они входят в состав клеток и тканей организма и участвуют во многих жизненно важных функциях. Жиры представляют источник энергии, превосходящий другие пищевые вещества, и входят в определённом количестве во многие пищевые продукты (масло, орехи, шоколад, сало).

Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма. Источниками белка являются мясо, рыба, яйца, творог, сыр, молоко, хлеб, картофель, фасоль, горох, рис, орехи.

Витамины необходимы организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины повышают физическую и умственную работоспособность человека и способствуют устойчивости организма к различным заболеваниям. Витамины поступают в организм с пищевыми продуктами животного и растительного происхождения. Главным источником витаминов являются овощи, фрукты и ягоды.

Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.

Вода – один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости – около 2 л.

Для того чтобы в достаточном количестве получать все необходимые питательные вещества, необходимо питаться 4 раза в день: завтрак, второй завтрак, обед и ужин. Конечно, ваше питание зависит от семейных традиций, но многое определяете и лично вы. Старайтесь употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов, не злоупотребляйте сладостями. Для того чтобы пища, которую вы потребляете, шла на пользу, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.

Первое из них – относиться к еде с уважением и ответственностью. Во время приёма пищи не следует смотреть телевизор или слушать радио.

Каждый кусок желательно пережёвывать очень тщательно, делая не менее 30 жевательных движений. Самые тонкие ароматы пища выделяет вследствие длительного пережёвывания. Чем тщательнее пища пережёвывается, чем дольше слюна воздействует на пищу, тем лучше желудок будет подготовлен к перевариванию.

Не следует садиться за стол возбуждённым или усталым.

Следующее правило – питаться по возможности разнообразно и не переедать. Человек должен есть достаточно и не страдать от голода, но помнить, что переесть гораздо опаснее, чем недоесть. Воду и соки лучше пить за 15-20 мин до еды. Если во время еды и после неё пить, то пищевые соки разбавляются, пищеварение замедляется.

Правила питания
1. После употребления белковой пищи (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, грибы) не пить жидкости (особенно сладкие). Из-за этого разбавляется желудочный сок, а это, в свою очередь, затрудняет переваривание пищи.
2. Не ешьте вместе белки и углеводы. Белкам для переваривания нужна кислая среда, а углеводам — щелочная. Желудок не может так быстро переключаться, и при употреблении в пищу и того, и другого, еда не переваривается до конца. Белковая пища может начать загнивать в желудке, а углеводная начнет брожение.
3. После употребления значительного количества углеводной пищи нельзя есть в течении двух — трех часов. Необходимо дать пище усвоиться.
4. Не ешьте фрукты после еды. Фрукты должны быть либо отдельным приемом пищи (лучше завтрак или перекус), либо их надо употреблять в начале приема пищи.
5. Не ешьте сладости после основной еды, особенно белковой.

Правила гигиены питания.

Каждый прием пищи надо начинать с сырых овощей или фруктов. Овощи и и фрукты, съеденные на пустой желудок, стимулируют работу пищеварительных желез, моторику желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации микрофлоры кишечника.. Есть фрукты на десерт — вредно!

  • Тщательно пережевывайте пищу. При жевании происходит не только механическое измельчение пищи, но и частичное расщепление углеводов и некоторых белков под действием ферментов, содержащихся в слюне.

  • Ешьте не торопясь, делайте перерывы между блюдами — хотя бы 5, а лучше 10 минут. Завтрак и ужин должны продолжаться не менее получаса, обед — не менее 40 минут.

  • Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды. Пить надо минимум за полчаса до еды и не ранее чем через час после еды.

  • Не употребляйте очень холодную (значительно ниже комнатной температуры) и очень горячую (обжигающую рот и губы) пищу и напитки.

  • Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните.. Перерыв должен составлять не менее 15 минут в случае легкой и не менее получаса в случае тяжелой физической работы .

Особенности питания детей и подростков

Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5—2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием, процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. В связи с усиленной мышечной активностью у них повышены общие энергетические затраты.

Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет: до 1 года — 100; от 1 до 3 лет — 100-90; 4-6 лет — 90-80; 7-10 лет — 80-70; 11 —13 лет — 70-65; 14-17 лет — 65-45; взрослых людей — 45.

Большое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка и его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции.

Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела необходимо белка: детям в возрасте от 1 года до 3 лет — 4 г; 4-6 лет — 4-3,5 г; 7-10 лет — 3 г; 11-13 лет — 2,5-2 г; 14-17 лет — 2—1,5 г.

Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65-70 %, школьного — 60 % суточной нормы этого пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста — не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца, — продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.

Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами A, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5—10% общего количества).

У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10—15 г на 1 кг массы тела.

В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество Сахаров должно составлять 25% общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.

В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена.

Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины A, D как факторы роста. Источниками этих витаминов служат молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А — каротин. Витамин С с витаминами групп В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор.

Режим питания детей и подростков.

Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуют принимать пищу четыре раза в день, через каждые 3 ч, в одно и то же время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак — 25 %, обед — 35 %, полдник — 15 %, ужин — 25 %.

В школьном возрасте также целесообразно четырехразовое питание с равномерным распределением суточного рациона: завтрак — 25 %, второй завтрак — 20 %, обед — 35 %, ужин — 20 %. Важным оздоровительным мероприятием для детей-учащихся служит правильная организация питания в школе в виде горячих школьных завтраков и обедов в группах продленного дня, рацион которых должен составлять 50—70 % суточной нормы. Энергетическая ценность школьного питания должна соответствовать энергозатратам детей.

Четырехразовый режим питания школьников и учащихся ПУ устанавливают в зависимости от распорядка занятий. Для младших школьников завтраки организуют во вторую перемену, а для старших — в третью.

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы для беседы.

1) В чём состоит значение рационального питания?

2) Назовите основные правила приёма пищи.

3) Сравните свой режим питания в рабочий и выходной день. Попытайтесь определить, какой режим питания более соответствует условиям здорового образа жизни и почему.

4) Какую роль играет рациональное питание в сохранении

и укреплении здоровья человека?

5) Что входит в понятие «рациональное питание»?

6) Почему необходимо соблюдать общепринятые правила рационального питания?

Выполнение практической работы № 5

Тема: Составление суточного пищевого рациона (рабочая тетрадь с. 20)

6. Домашнее задание.

Найти пословицы или поговорки о правильном питании

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *