Тема урока: Культура питания. Особенности питания детей и подростков.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием культура питания, режим дня. Составление собственного суточного пищевого рациона
Задачи:
Образовательные:
1.Расширить представления учащихся о культуре питания.
Развивающие:
1.Формирорвание навыков правильного питания.
2.Развивать здоровые привычки.
Воспитательные:
1.Воспитывать желание питаться правильно, вести здоровый образ жизни.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Методы ведения урока: словесный, наглядно – демонстрационный, практический.
Виды контроля: устный опрос.
Межпредметные связи: биология, русский язык.
Оборудование: учебник, таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности, тетради для лабораторных работ, компьютер, презентация по теме.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Приветствие
- Проверка отсутствующих
- Готовность к уроку
- Проверка организации рабочих мест.
2. Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)
Какую роль в организме играют белки?
Как происходит обмен белков?
Как происходит обмен углеводов?
Какова роль жиров в организме?
Какую роль играет вода в организме?
Каково значение в организме минеральных веществ?
Что такое витамины?
Каково значение витаминов для организма?
Какие нарушения возникают при недостатке витаминов В1, В2, В6?
Каково значение витамина С, А и D? В каких продуктах они содержатся?
3.Сообщение темы и цели урока.
«Наша жизнь зависит от пищи: наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение наших тканей.
Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни – всё это результат нашего питания.
Мы то – что мы едим.
Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения»
(Поль Брэгг)
Действительно существует распространенное выражение: « Мы есть то, что мы едим». Мы едим каждый день и не очень- то задумываемся об этом. Если на улице холодно, то мы предпочитаем тарелку горячего супа. Если идет дождь — мороженое продается гораздо хуже, чем в жаркий день. Если нам грустно, иногда хочется съесть что-нибудь сладкое или вообще обойтись без еды. Но правильное ли это питание? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
4. Изучение нового материала.
Культура питания – важнейшая часть общей культуры здорового образа жизни любого человека. Казалось бы,странный вопрос :Какая может быть культура у еды? Но это только для тех, кто никогда не задумывался над вопросом, для чего и почему мы едим?. Каждый должен знать- мы едим для того,чтобы поддерживать свое существование.. Мы едим потому, что мы голодны! Но, на практике к сожаленью бывает, что мы едим просто за компанию или потому,что вкусно. Чаще всего едим картофель с мясом, чай, кофе. Не любим щи, борщи.
Мы не любим бульоны. А это необходимое условие правильного питания. Бульоны способствуют обильному сокоотделению. Они содержат уже готовые к всасыванию вещества и не требуют дополнительного расщепления вещества. Всасываясь в кровь, эти вещества усиливают деятельность пищеварительных желез. Мало употребляем овощей и фруктов. Ни для кого не секрет, что особое значение правильное питание приобретает в школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается.
Рациональное питание – это разнообразное питание с учётом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды.
Гаспачо с сальсой из авокадо
Суп из шампиньонов
Суп из сушеных грибов
Дмитрогорская окрошка на кефире
Холодный дынный суп с сорбетом
Щи из свежей и квашеной капусты
Венгерский вишневый суп
Холодный томатный суп с водкой
Холодный суп из огурца и креветок
Холодный томатный суп с базиликом
Суп из огурца и лосося с сальсой
Тыквенный суп с печеным чесноком и томатной сальсой
Грибной суп
Томатный суп с кремом из красного перца
Парижский луковый суп
Суп из спаржи и горошка с сыром пармезан
Суп-крем из цветной капусты
Французский луковый суп
Суп из баклажанов с моцареллой и гремолатой
Грибной крем-суп с кростини с козьим сыром
Суп мисо с зеленым луком и тофу
Суп из помидоров черри с песто из рукколы
Португальский чесночный суп с яйцом
Авголемоно
Том ям с тофу
Ирландский картофельный суп
Суп из пастернака
Пряный морковный суп во время зимних холодов
Тосканский фасолевый суп
Американский суп из красной фасоли с сальсой гуакамоле
Острый чечевичный суп с кремом из петрушки
Суп с лапшой рамен в Токийском стиле
Малайзийская лакса с креветками
Японский суп-лапша
Утиный бульон с фрикадельками
Марокканский куриный суп с пряным маслом
Куриный суп с сельдереем и луком-пореем
Куриный суп с кокосом
Куриный суп с кнейдлах
Марокканская харира
Ирландский домашний суп с бараниной
Суп-рагу с говядиной и ягненком
Суп с колбасками чоризо и нутом
Мексиканский суп из говядины с чили и сырными начос
Кисло-сладкий суп со свининой
Суп мисо со свининой и овощами
Суп пад-тай с треской
Ямайский суп с соленой треской из риса и фасоли
Суп из копченой пикши с картофелем
Матлот
Испанский рыбный суп с апельсином
Суп-карри из лосося
Лососевый суп с сальсой и пастой руй
Мясо в рукаве
Тыква с мясом
Овощное рагу с мясом
Говядина в духовке с грибами под майонезом
Говядина по-французски
Говядина в духовке со сливами
Говядина в духовке с горчицей
Телятина в духовке с кабачками
Говядина по-испански
Говядина, запеченная с пивом
Телячья грудка фаршированная
Говядина по-купечески
Телятина с сыром и ветчиной в слоеном тесте
Картошка, запечённая с фаршем
Мясо тушеное
Картошка с мясом
Ветчина с рисом и папоротником
Рецепты шашлыков из говядины и телятины
Энчилады с говядиной
Говядина с рисом по-японски
Мясной рулет
Антрекоты, маринованные в красном вине
Жареная говядина с имбирем
Говядина в пиве
Говядина с чесночным соусом по-немецки
Мясо с помидорами
Мясо, запеченное в тесте
Мясо с луком
Мясо в фольге
Мясо с ананасами
Манты с мясом
Мясо по-французски
Тушеная в воке свинина с красным перцем и тофу
Свиная поджарка с ананасами
Свинина с арахисом и имбирем в воке
Свинина с овощами и белой фасолью в воке
Жареная свиная вырезка в гранатовом соусе
Свинина с кизиловым соусом
Свиные отбивные с яблоками
Рагу из свиных рёбрышек с картофелем и кабачками
Бефстроганов из свинины
Свинина в капустных листьях
Бефстроганов из свинины с грибами
Свинина, тушеная с грибами
Свиной бифштекс под горчичным соусом
Карбонат по-фламандски
Свинина, тушеная с рисом
Свинина по-домашнему
Свинина тушеная с квашеной капустой
Тушеная свинина с луком и вином
Филиппинское барбекю
Свинина с солеными огурцами
Свинина, тушеная с паприкой
Свиные отбивные с сыром
Шницель смачный
Свиная вырезка с чесноком и травами
Свинина в тесте
Свинина с помидорами
Свиные отбивные во фруктовом желе
Фаршированная свиная корейка
Рецепты шашлыков из свинины
Свинина по-восточному
Свинина, запеченная с соевым соусом
Свинина, тушенная в апельсиновом соке
Свиные отбивные, жаренные на решетке
Свинина по-мексикански с рисом и кукурузой
Тушеная свинина с капустой и горошком
Пикантная тушеная свинина с нутом и сардельками
Свинина, тушенная с репой
Свинина на гриле
Важную роль в физическом развитии и профилактике заболеваний детей играет рациональное питание, которое, базируется не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других продуктов, но и на обязательном использовании овощей, фруктов и ягод в питании растущего организма.
Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требований к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма. Правильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.
Недостаток или избыток пищи нередко служит причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, излишнего нарастания массы тела, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, приводит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они проявляются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагоприятных внешних условиях, заболеваниях, повышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.
Известные специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возникающих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подросткового или юношеского периода, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать должна есть за двоих — за себя и будущего младенца. Пока это пожелание было трудноосуществимым из-за недостатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня беременные женщины нередко едят слишком много и часто. Наукой установлено, что у будущей матери существенно увеличивается потребность в белке, витаминах и минеральных элементах, а в жирах и углеводах почти не возрастает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности пищи, богатой белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жизнеспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потомство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.
В случаях, когда за время беременности прибавка к массе достигает 1-5 кг и более, у женщин в 2—3 раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождающиеся повышением артериального давления, отёками и т. д. Нормальная масса новорожденного мальчика — до 3800 г, девочки — до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые повреждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить даже опытный акушер. К сожалению, число таких новорожденных с каждым годом увеличивается.
Но вот ребенок родился. В прежние времена в подавляющем большинстве случаев ему грозило голодное детство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а родители продолжают откармливать малышей, оказываясь в результате виновниками их будущих болезней.
Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует количество поступающей пищи. Однако в наше время все больше младенцев получают молоко из бутылочки, которое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают: чем больше его вольется, тем лучше. Исследованиями установлено, что такие дети становятся более толстыми, чем те, которых кормили материнским молоком.
Ребенок растет вместе со стремлением любящих родителей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жировые клетки. Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Каждая из них может уменьшиться в размерах при длительном голодании, но сохранится навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет мучиться различной ограничительной диетой.
Будущей матери необходимо «соблюдать общие принципы рационального питания, которые изложены в предыдущем разделе книги, а также хорошо изучить детское питание.
У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, которые необходимы не только для возмещения потерь в структурных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1 года ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг массы тела в сутки, в 7 лет — 3 г, в 11 —13 лет —2 г, в 17 лет—1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2—1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в рационах детей от 1 до 6 лет должен быть 65—70%, в школьном возрасте — 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник животного белка для детского организма — молоко. В ясельном возрасте ребенку ежедневно рекомендуется давать 600—700 мл, школьникам — 400—500 мл.
Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно предусмотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка приближаются к таким продуктам животного происхождения, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые даже превосходят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16—20 г белка, рыбы—13—19 г, творога—14—18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый горошек и др.) являются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно около 70 г с крупяными и макаронными изделиями.
В детском возрасте отмечается повышенная потребность в незаменимых, не синтезируемых в организме аминокислотах (основные структурные единицы молекулы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокислотой является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синтезироваться в необходимых количествах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это — лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Вот почему ребенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет — одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.
Значение жира в питании детей весьма многообразно. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивают в связи с тем, что они представляют более концентрированные источники энергии, чем углеводы, и содержат жизненно важные для детей витамины А и D, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей нежелателен, так как это нарушает процесс обмена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищеварение и ведет к ожирению. При избытке жира нарушается усвоение белков. Наиболее биологически ценный источник жира для детей — сливочное масло, сливки, молоко и другие легкоусвояемые молочные продукты,, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, которые должны составлять около 25—30% от общего содержания жира в рационе в зависимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливочного и 10—15 i г (столовая ложка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гарниров лучше использовать нерафинированное растительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологически ценные вещества.
В детском питании целесообразно использовать натуральные растительные продукты, богатые маслами, полиненасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Этими веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др.
Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять 15—20 г этих продуктов.
Детям младшего возраста углеводов требуется меньше, чем старшим. Избыточное количество углеводов, особенно содержащихся в рафинированном сахаре, угнетает рост и развитие детей, приводит к снижению иммунитета и повышенной заболеваемости кариесом зубов. Как известно, нерафинированный (желтый) сахар не прилипает к поверхности зубов и содержит такие химические соединения, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовления кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафинированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мышечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избыточная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяжелее и часто сопровождаются осложнениями.
Соотношение белков, жиров и углеводов в младшем возрасте должно быть 1:1:3, в старшем— 1:1:4.
Хорошими источниками углеводов для питания детей являются овощи, фрукты, ягоды и свежие соки, а также молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. В рационе питания детей необходимо регулировать в пределах физиологических потребностей печенье, пастилу, конфеты, варенье и другие кондитерские изделия — не более 19—25 г ежедневно, в зависимости от возраста. Детям и подросткам рекомендуется давать 20% простых Сахаров (глюкоза, фруктоза, лактоза, сахароза), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клетчатки от общего количества углеводов в суточном рационе. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобулочных и макаронно-крупяных изделий, а также 700—800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.
Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных проявлений, связанных с авитаминозом, у детей отмечаются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Особенно важное значение для них имеют витамины А и D, дефицит которых приводит к задержке роста, снижению массы тела, нарушениям зрения, появлению рахита, кариеса и другим неблагоприятным, последствиям.
Недостаток витамина А приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумеречному (ночному) зрению (куриная слепота), сухость конъюнктивы и роговицы, ведущая к их изъязвлению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишечным и. легочным инфекциям, повышает смертность, обусловленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в витамине А выше и они чаще страдают лихорадочными заболеваниями, истощающими его запасы. В нашей стране глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наблюдаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих витамин А. В зимне-весенний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.
Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизнедеятельности. Основной источник витамина С — овощи, ягоды, фрукты. Эти растительные продукты рекомендуется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9—10-х классов свежие овощи, плоды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена веществ.
Содержание витаминов в пище значительно колеблется в зависимости от сезона, условий хранения и качества продуктов. Согласно и ныне действующему приказу Министерства здравоохранения СССР от 24 августа 1972 г., № 695, «О дальнейшем улучшении проводимой а СССР обязательной С-витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учреждениях», в детских яслях и садах, домах ребенка, детских больницах, санаториях и профилакториях, детских молочных кухнях, школах-интернатах, лесных школах, профессионально-технических училищах, столовых школ предусмотрена обязательная С-витаминизация готовой пищи. Детям до года добавляют по 30 мг витамина С, от 1 года до б лет — 40 мг, от 6 до 12 лет — 50 мг, от 12 до 17 лет — 70 мг в день.
Витаминизация блюд должна проводиться в соответствии с действующей «Инструкцией по проведению С-витаминизации питания», утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР б июня 1972 г., № 978—72 и согласованной с Президиумом ВЦСПС 30 апреля 1972 г., № 14—14а. Это обусловлено тем, что значительная часть аскорбиновой кислоты в процессе кулинарной обработки разрушается. В готовой пище ее содержание нередко составляет лишь 10—30% от исходного количества, а при грубых нарушениях технологии приготовления блюд витамин С может вообще отсутствовать.
Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда — компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таблеток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и растворяют в 0,5—1 стакане жидкой части блюда. Полученный раствор вливают в котел за 15 минут до выдачи пищи, так как через 1 час после витаминизации разрушается 10% аскорбиновой кислоты, через 1,5 часа — 17%, через 2,5 часа — 25—50%. Подогревать витаминизированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается полностью.
Минеральные вещества, как и белки, являются пластическим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регуляции кислотно-щелочного состояния организма. Учеными доказано, что в крови и межклеточных жидкостях поддерживается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состоянии всего организма. В зависимости от минерального состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают сдвиги в сторону щелочной реакции, а другие (мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы) — кислотного состояния. Продукты щелочной направленности применяют при недостаточности кровообращения, нарушении функции почек и печени, при тяжелых формах сахарного диабета, мочекаменной болезни и т. д. Рационы питания щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно рекомендовать для профилактики близорукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислотность.
Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жидкостях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и продуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нормальные процессы кроветворения и свертывания крови не могут происходить без участия железа, меди, кобальта, никеля, марганца, калия и других минеральных веществ, которые входят в состав ферментов или активируют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ.
Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища поставляет детям необходимое количество минеральных веществ в том случае, если в ней достаточно молока и молочных продуктов — важных источников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необходим витамин D, который содержится в продуктах животного происхождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, икра, молочные жиры). Этот витамин образуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необходимо ежедневно бывать на свежем воздухе, умеренно принимать солнечные ванны, которые вместе с другими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма витамином D, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зубов.
В северных регионах нашей страны отмечается недостаточное количество солнечных дней, что снижает уровень удовлетворения организма в витамине D. В этих случаях рекомендуется, по согласованию с лечащим врачом, проводить умеренную D-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фосфора.
В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное участие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Железо входит в состав гемоглобина, доставляющего кислород к органам и тканям, миоглобина мышц, ферментов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть малокровием. Наибольшее количество усваиваемого организмом железа поступает с мясными продуктами (15— 30%). Достаточно велико содержание этого элемента в хлебе, яйцах и овощах, но из-за наличия в них и большого количества щавелевой кислоты, связывающей железо в нерастворимые комплексы, усваивается его не более 2—5%. Очень мало железа в молочных продуктах. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах его тоже немного, но усваивается оно хорошо, поэтому эти продукты полезны детям.
Для полноценного питания детей и подростков рекомендуется использовать разнообразный ассортимент овощей, фруктов и ягод. Клубнеплоды (в основном картофель) обычно составляют в детском питании около ‘/з всех овощей и плодов.
Для сохранения и укрепления здоровья детей важно сочетать рациональный режим питания и правильно организованный распорядок дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии детей и сопротивляемости их организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Для детей старше года наиболее оптимальным является четырехразовое питание. Целесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основных питательных веществ в течение дня. У детей младшего возраста завтрак должен составлять 25%, обед — 30%, полдник — 20%, ужин — 25% общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста — соответственно 25, 35, 15 и 25%. Количество пищи, употребляемое ребенком: единовременно, должно соответствовать возрасту.
Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на J0—15% больше. Для подростков, обучающихся в производственно-технических училищах, а также для детей, занимающихся спортом, потребность в пищевых веществах и энергии повышается на 10—15%, что необходимо учитывать при организации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомендуется распределять с учетом времени тренировок в течение дня. Перед тренировкой рекомендуется давать небольшое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то завтрак должен быть не позже чем за 2 часа до физических нагрузок и составлять 35%, обед — не ранее чем через час после тренировки — 35%, полдник — 5%, и ужин — 25% общей энергетической ценности суточного рациона питания.
При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети «младшего возраста должны получать пищу из продуктов, подвергшихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие. Так, ребенку полутора лет рекомендуются мясные паровые котлеты и фрикадельки, паровые запеканки. С возрастом расширяется ассортимент блюд и изменяется их кулинарная обработка. Вместо пюре можно давать тушеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2—3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жареный картофель.
Организация рационального питания детей и подростков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для групп детей, перенесших острые заболевания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка и кишечника, а также для детей, страдающих хроническими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие диеты. В таких случаях питание строят на основе оптимального обеспечения детей всеми основными пищевыми ингредиентами с включением разнообразных продуктов и специальной формы их кулинарной обработки. Мясо и рыбу отваривают или приготавливают в рубленом виде на пару. Крупы и овощи разваривают до мягкости делают пюре. Допускается легкое запекание блюд в духовом шкафу. Жареные блюда исключают совсем. Супы готовят только вегетарианские. Не используют такие продукты, как свиное, говяжье и баранье сало, маргарин, жирные сорта мяса, птицы и рыбы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.
Рациональное питание не только удовлетворяет физиологическую потребность детей в пищевых веществах и энергии. Оно также улучшает работоспособность и успеваемость и вырабатывает у детей привычку к сознательному соблюдению правильного режима питания, разумному использованию разнообразных продуктов, с обязательным ежедневным употреблением овощей и плодов. Кроме того, такое питание будет способствовать приобретению культурных навыков приема пищи и поведения за столом.
Скачать файл
Тема урока: Культура питания. Особенности питания детей и подростков.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием культура питания, режим дня. Составление собственного суточного пищевого рациона
Задачи:
Образовательные:
1.Расширить представления учащихся о культуре питания.
Развивающие:
1.Формирорвание навыков правильного питания.
2.Развивать здоровые привычки.
Воспитательные:
1.Воспитывать желание питаться правильно, вести здоровый образ жизни.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Методы ведения урока: словесный, наглядно – демонстрационный, практический.
Виды контроля: устный опрос.
Межпредметные связи: биология, русский язык.
Оборудование: учебник, таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности, тетради для лабораторных работ, компьютер, презентация по теме.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-
Приветствие
-
Проверка отсутствующих
-
Готовность к уроку
-
Проверка организации рабочих мест.
2. Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)
Какую роль в организме играют белки?
Как происходит обмен белков?
Как происходит обмен углеводов?
Какова роль жиров в организме?
Какую роль играет вода в организме?
Каково значение в организме минеральных веществ?
Что такое витамины?
Каково значение витаминов для организма?
Какие нарушения возникают при недостатке витаминов В1, В2, В6?
Каково значение витамина С, А и D? В каких продуктах они содержатся?
3.Сообщение темы и цели урока.
«Наша жизнь зависит от пищи: наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение наших тканей.
Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни – всё это результат нашего питания.
Мы то – что мы едим.
Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения»
(Поль Брэгг)
Действительно существует распространенное выражение: « Мы есть то, что мы едим». Мы едим каждый день и не очень- то задумываемся об этом. Если на улице холодно, то мы предпочитаем тарелку горячего супа. Если идет дождь — мороженое продается гораздо хуже, чем в жаркий день. Если нам грустно, иногда хочется съесть что-нибудь сладкое или вообще обойтись без еды. Но правильное ли это питание? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
4. Изучение нового материала.
Культура питания – важнейшая часть общей культуры здорового образа жизни любого человека. Казалось бы ,странный вопрос :Какая может быть культура у еды? Но это только для тех, кто никогда не задумывался над вопросом, для чего и почему мы едим?. Каждый должен знать- мы едим для того ,чтобы поддерживать свое существование. . Мы едим потому, что мы голодны! Но, на практике к сожаленью бывает, что мы едим просто за компанию или потому ,что вкусно. Чаще всего едим картофель с мясом, чай, кофе. Не любим щи, борщи.
Мы не любим бульоны. А это необходимое условие правильного питания. Бульоны способствуют обильному сокоотделению. Они содержат уже готовые к всасыванию вещества и не требуют дополнительного расщепления вещества. Всасываясь в кровь, эти вещества усиливают деятельность пищеварительных желез. Мало употребляем овощей и фруктов. Ни для кого не секрет, что особое значение правильное питание приобретает в школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается.
Рациональное питание – это разнообразное питание с учётом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды.
Рациональное питание является важнейшим условием здоровья человека и его работоспособности.
С пищей человек получает все необходимые элементы, требующиеся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимой для жизнедеятельности.
Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Рационально питаться – значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все эти вещества.
Углеводы – основной источник энергии. Углеводы содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах и фруктах.
Жиры также являются важным компонентом в питании человека. Они входят в состав клеток и тканей организма и участвуют во многих жизненно важных функциях. Жиры представляют источник энергии, превосходящий другие пищевые вещества, и входят в определённом количестве во многие пищевые продукты (масло, орехи, шоколад, сало).
Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма. Источниками белка являются мясо, рыба, яйца, творог, сыр, молоко, хлеб, картофель, фасоль, горох, рис, орехи.
Витамины необходимы организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины повышают физическую и умственную работоспособность человека и способствуют устойчивости организма к различным заболеваниям. Витамины поступают в организм с пищевыми продуктами животного и растительного происхождения. Главным источником витаминов являются овощи, фрукты и ягоды.
Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.
Вода – один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости – около 2 л.
Для того чтобы в достаточном количестве получать все необходимые питательные вещества, необходимо питаться 4 раза в день: завтрак, второй завтрак, обед и ужин. Конечно, ваше питание зависит от семейных традиций, но многое определяете и лично вы. Старайтесь употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов, не злоупотребляйте сладостями. Для того чтобы пища, которую вы потребляете, шла на пользу, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.
Первое из них – относиться к еде с уважением и ответственностью. Во время приёма пищи не следует смотреть телевизор или слушать радио.
Каждый кусок желательно пережёвывать очень тщательно, делая не менее 30 жевательных движений. Самые тонкие ароматы пища выделяет вследствие длительного пережёвывания. Чем тщательнее пища пережёвывается, чем дольше слюна воздействует на пищу, тем лучше желудок будет подготовлен к перевариванию.
Не следует садиться за стол возбуждённым или усталым.
Следующее правило – питаться по возможности разнообразно и не переедать. Человек должен есть достаточно и не страдать от голода, но помнить, что переесть гораздо опаснее, чем недоесть. Воду и соки лучше пить за 15-20 мин до еды. Если во время еды и после неё пить, то пищевые соки разбавляются, пищеварение замедляется.
Правила питания
1. После употребления белковой пищи (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, грибы) не пить жидкости (особенно сладкие). Из-за этого разбавляется желудочный сок, а это, в свою очередь, затрудняет переваривание пищи.
2. Не ешьте вместе белки и углеводы. Белкам для переваривания нужна кислая среда, а углеводам — щелочная. Желудок не может так быстро переключаться, и при употреблении в пищу и того, и другого, еда не переваривается до конца. Белковая пища может начать загнивать в желудке, а углеводная начнет брожение.
3. После употребления значительного количества углеводной пищи нельзя есть в течении двух — трех часов. Необходимо дать пище усвоиться.
4. Не ешьте фрукты после еды. Фрукты должны быть либо отдельным приемом пищи (лучше завтрак или перекус), либо их надо употреблять в начале приема пищи.
5. Не ешьте сладости после основной еды, особенно белковой.
Правила гигиены питания.
Каждый прием пищи надо начинать с сырых овощей или фруктов. Овощи и и фрукты, съеденные на пустой желудок, стимулируют работу пищеварительных желез, моторику желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации микрофлоры кишечника.. Есть фрукты на десерт — вредно!
-
Тщательно пережевывайте пищу. При жевании происходит не только механическое измельчение пищи, но и частичное расщепление углеводов и некоторых белков под действием ферментов, содержащихся в слюне.
-
Ешьте не торопясь, делайте перерывы между блюдами — хотя бы 5, а лучше 10 минут. Завтрак и ужин должны продолжаться не менее получаса, обед — не менее 40 минут.
-
Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды. Пить надо минимум за полчаса до еды и не ранее чем через час после еды.
-
Не употребляйте очень холодную (значительно ниже комнатной температуры) и очень горячую (обжигающую рот и губы) пищу и напитки.
-
Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните.. Перерыв должен составлять не менее 15 минут в случае легкой и не менее получаса в случае тяжелой физической работы .
Особенности питания детей и подростков
Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5—2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием, процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. В связи с усиленной мышечной активностью у них повышены общие энергетические затраты.
Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет: до 1 года — 100; от 1 до 3 лет — 100-90; 4-6 лет — 90-80; 7-10 лет — 80-70; 11 —13 лет — 70-65; 14-17 лет — 65-45; взрослых людей — 45.
Большое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка и его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции.
Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела необходимо белка: детям в возрасте от 1 года до 3 лет — 4 г; 4-6 лет — 4-3,5 г; 7-10 лет — 3 г; 11-13 лет — 2,5-2 г; 14-17 лет — 2—1,5 г.
Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65-70 %, школьного — 60 % суточной нормы этого пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста — не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца, — продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.
Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами A, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5—10% общего количества).
У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10—15 г на 1 кг массы тела.
В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество Сахаров должно составлять 25% общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.
В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена.
Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины A, D как факторы роста. Источниками этих витаминов служат молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А — каротин. Витамин С с витаминами групп В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор.
Режим питания детей и подростков.
Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуют принимать пищу четыре раза в день, через каждые 3 ч, в одно и то же время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак — 25 %, обед — 35 %, полдник — 15 %, ужин — 25 %.
В школьном возрасте также целесообразно четырехразовое питание с равномерным распределением суточного рациона: завтрак — 25 %, второй завтрак — 20 %, обед — 35 %, ужин — 20 %. Важным оздоровительным мероприятием для детей-учащихся служит правильная организация питания в школе в виде горячих школьных завтраков и обедов в группах продленного дня, рацион которых должен составлять 50—70 % суточной нормы. Энергетическая ценность школьного питания должна соответствовать энергозатратам детей.
Четырехразовый режим питания школьников и учащихся ПУ устанавливают в зависимости от распорядка занятий. Для младших школьников завтраки организуют во вторую перемену, а для старших — в третью.
-
Закрепление изученного материала.
Вопросы для беседы.
1) В чём состоит значение рационального питания?
2) Назовите основные правила приёма пищи.
3) Сравните свой режим питания в рабочий и выходной день. Попытайтесь определить, какой режим питания более соответствует условиям здорового образа жизни и почему.
4) Какую роль играет рациональное питание в сохранении
и укреплении здоровья человека?
5) Что входит в понятие «рациональное питание»?
6) Почему необходимо соблюдать общепринятые правила рационального питания?
Выполнение практической работы № 5
Тема: Составление суточного пищевого рациона (рабочая тетрадь с. 20)
6. Домашнее задание.
Найти пословицы или поговорки о правильном питании