Культура питания для детей

Диетологи утверждают – то как мы едим, также важно, как и то что мы едим. Для здорового роста и полноценного развития малыша имеет огромное значение не только качество пищи и ее вкус, но и окружающая обстановка во время еды, поэтому одним из первых навыков, который должен усвоить малыш, является культура поведения за столом. Когда начинать и как научить малыша кушать правильно?

Питания ребенка – одна из главных тем, волнующих родителей. Заботясь о правильном питании своего малыша, родителей больше беспокоят вопросы: какими полезными продуктами нужно кормить кроху и какие блюда приготовить, в то время как на задний план уходит воспитание у ребенка культуры потребления пищи. Да и сами взрослые далеко не всегда являются хорошим примером для своих малышей, часто перекусывая на бегу, на краю стола, заваленного посторонними предметами, сидя перед телевизором или компьютером. Между тем, полноценное и гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него культурно-гигиенических навыков, которые включают в себя знание и соблюдение правил личной гигиены,  умение вести себя за столом, следование этикету и соблюдение принципов здорового питания. Очень важно воспитывать культуру потребления пищи с раннего возраста, так как именно в детстве закладываются многие привычки, которые в дальнейшем формируют образ жизни, в том числе отношение человека к питанию и к своему здоровью. Кроме того, воспитание культурно-гигиенических навыков имеет большое значение не только для здоровья, но и для успешной социализации ребенка, вхождения малыша в мир взрослых. Хорошо усвоив правила и нормы поведения за столом, у ребенка появится уверенность в себе и чувство собственного достоинства, ему легче будет адаптироваться в новом коллективе и он сможет достойно вести себя в любой обстановке. Таким образом, прививая ребенку культуру употребления пищи с самого раннего детства, родители имеют возможность избежать многих проблем в будущем.

Всему основа – гигиена.

Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания, никакие хорошие манеры не будут иметь значение, если при этом садиться за неубранный стол с немытыми руками. поэтому обучение малыша культуре питания должно начинаться с соблюдения правил личной гигиены. Чем старше становится ребенок, тем активнее он взаимодействует с окружающим миром и тем чаще сталкивается с микробами и вирусами, являющимися возбудителями различных заболеваний. Незрелость многих систем делает детский организм особенно беззащитным перед неблагоприятными факторами окружающей среды. В отличие от взрослых кислотность желудочного сока у детей раннего возраста значительно ниже, относительно невысока активность пищеварительных фермен­тов, а иммунная систе­ма кишечника до конца не сформирована, поэтому бактерии, вирусы и яйца гельминтов, попавшие в организм крохи, например с грязными руками, могут беспрепятственно проникать из желудка в нижележащие отделы пищеваритель­ного тракта и, гораздо чаще чем у взрослых, вызывать различные заболевания. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства малыш усвоил следующие правила гигиены:

— нужно обязательно мыть руки с мылом перед едой (а также  после посещения туалета, после любых контактов с живот­ными, с землей или песком, по возвращении с улицы домой);

— нельзя пробовать немытые овощи, фрукты и ягоды;

— нельзя кушать поднятую с пола еду.

— принимать пищу нужно только за столом. Есть на ходу, на улице, в транспорте, в магазине, прикасаясь к пище немытыми руками,  негигиенично и некрасиво.

Несмотря на свою простоту, эти правила помогут сохранить здоровье ребенку и другим членам семьи и избежать многих неприятных и опасных заболеваний, таких как острые кишечные инфекции, вирусный гепатит А, заражение гельминтами и т. д.

Мытье рук перед едой должно стать для ребенка естественной и неотъемлемой частью приема пищи. Приучать малыша мыть руки перед едой нужно как можно раньше, начиная с первых «настоящих» приемов пищи. Сначала родители моют руки малышу сами, постепенно давая ему все больше самостоятельности. Каждый раз умывая малыша и моя ему руки, желательно доступно объяснять ему свои действия. Совсем крохе достаточно просто короткого пояснения (например, «сейчас мы моем ручки с мылом»), ребенку постарше можно рассказать историю о вредных микробах-«невидимках» и о том как важно и полезно соблюдать чистоту. Ребенку старше двух лет можно поставить к умывальнику скамейку или невысокий устойчивый стульчик, позволяющий ему самостоятельно дотягиваться до крана. В этом возрасте малыш уже сам в состоянии помыть себе руки, но до трех лет родителям все же лучше находиться рядом с ребенком и контролировать его действия, помогая и направляя, если у крохи что-то не получается. Необходимо выделить маленькому чистюле отдельное полотенце, лучше если оно будет с ярким детским рисунком. Добавит удовольствия от процесса специальное детское мыло в виде маленьких забавных фигурок с приятным запахом. И конечно, обязательным условием эффективного обучения является личный пример мамы и папы.

Место для еды. Желательно, чтобы у ребенка было свое определенное место для еды. Это может быть специальный детский стульчик, который стоит за общим столом или отдельный маленький столик и стул. Наличие собственного обеденного места поможет лучше организовать кормление и сформировать у ребенка привычку принимать пищу только за столом, а также даст возможность малышу почувствовать свою значимость и ощутить себя полноценным членом семьи. Независимо от того сидит ли ребенок за столом взрослых, или за маленьким столиком, необходимо чтобы сиденье стула было отрегулировано в соответствии с ростом малыша. Когда ребенок сидит за столом, его спина должна касаться спинки стула, локти малыша должны находиться на уровне поверхности стола, а ноги, согнутые в коленях под прямым углом, упираться в перекладину стула или стоять на полу, при этом тарелка с едой должна стоять на уровне груди малыша.  Ребенок не должен сидеть слишком высоко или слишком низко. При слишком высокой посадке малышу будет неудобно подносить ложку ко рту, в этом случае кроха может привыкнуть горбиться во время еды и сильно наклоняться к тарелке. Если подбородок ребенка находится близко к столу, значит он сидит слишком низко, в таком случае малыш может привыкнуть держать рот у самой тарелки, а когда вырастет, будет склонять к ней лицо, при этом сутулясь и разбрасывая локти в разные стороны. Следует помнить, что любая неправильная посадка способствует развитию у ребенка нарушений осанки. Расположить детский стульчик лучше так, чтобы из поля зрения крохи исключить все отвлекающие от принятия пищи факторы  — телевизор, обзор окна или входной двери. Обеденное место ребенка должно всегда содержаться в чистоте, это поможет избежать кишечных расстройств и с самого начала приучать ребенка к чистоте и аккуратности за столом.

Детская посуда. У ребенка должна быть отдельная посуда (чашка, тарелка, ложка, вилка), которыми не пользуются другие члены семьи. Красивая детская посуда повышает интерес к приготовленным блюдам, улучшает аппетит, стимулирует у малыша желание учиться есть самостоятельно. Кроме того, изображение сказочных персонажей на дне тарелки является сюрпризом по окончанию еды, своеобразным видом похвалы, что формирует у ребенка позитивное отношение к процессу принятия пищи. При выборе детской посуды необходимо руководствоваться не только соображениями привлекательности и удобства, но и безопасности, посуда для малыша должна быть сертифицирована и изготовлена из экологически безопасных материалов. Требования к чистоте детской посуды гораздо выше, чем для посуды общего пользования, поэтому мыть и хранить детскую посуду желательно также отдельно  — это позволит ребенку избежать заражения различными инфекционными заболеваниями, если кто-то в семье не здоров.

Кушаем красиво.

Умение вести себя за столом – одна из главных составляющих культуры питания и культуры поведения человека в целом, но формировать навыки культурного приема пищи необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

В возрасте от 6 месяцев до 1 года ребенок только начинает познавать новые вкусовые ощущения, в это время малыш очень увлечен изучением консистенции еды, ее всевозможных свойств и получает огромное удовольствие от прикосновений к пище, размазывания, выкидывания и прочих экспериментов с продуктами питания. Такое поведение ребенка является абсолютно здоровым и нормальным.  В этот период не стоит запрещать ребенку брать пищу руками, ведь таким образом малыш отрабатывает важнейший моторный навык – так называемый, «пинцетный» захват большим и указательным пальцем. Даже такое, казалось бы, простое движение —  взять и донести до рта кусочек пищи  требует хорошей координации, целенаправленности и точного выполнения действий. Чем раньше ребенок освоит и научится контролировать мелкие точные движения пальцев рук, чем скорее поймет, как пища попадает в рот, тем быстрее он преуспеет в умении пользоваться ложкой и, в конечном счете, научится есть самостоятельно.

Активные попытки обучить малыша до года хорошим манерам за столом вряд ли дадут ощутимые результаты. Тем не менее, психологи утверждают, что знакомство ребенка с культурой питания начинается уже с первых месяцев жизни, но обучение носит не активный, а пассивный характер. Ребенок наблюдает, как остальные члены семьи ведут себя за столом и впитывает эти правила поведения независимо от того, как сам себя ведет на данный момент. Основная задача родителей в этот период приобщать ребенка к культуре принятия пищи своим примером, проявлять терпение и всячески поощрять самостоятельность малыша, мягко и постепенно обучая его навыкам самостоятельного приема пищи. Не стоит сердиться и делать резких замечаний малышу за «некультурное» поведение, чтобы не испортить аппетит  и не закрепить у крохи отрицательное отношение к обстановке, связанной с приемом пищи, но и попустительствовать баловству с едой тоже не нужно. Нельзя допускать, чтобы малыш кидался едой или играл с ней. Родителям необходимо чутко следить за поведением ребенка, как только малыш перестал охотно открывать рот и начал возиться в тарелке, а тем более выкладывать ее содержимое на стол — это верный признак того, что прием пищи закончен и началась игра. В таком случае следует спокойно прекратить кормление и сопроводить кроху на пол или в игровое место, чтобы он занимался чем-то другим, в то время как все остальные кушают.

Дорога ложка к обеду. Ближе к году, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, во время кормления нужно предложить крохе маленькую детскую ложечку для обучения его самостоятельной еде, удобнее начинать такое обучение с густой каши. Ложку лучше давать в начале еды, так как, насытившись, ребенок вряд ли захочет кушать сам. Получив в руки ложку, малыш не сразу сможет с нею справиться, поначалу его движения будут хаотичными и направленными больше на исследование нового предмета, чем на попытки донести пищу ко рту. Необходимо многократно и терпеливо показывать ему, как удобнее брать и держать ложку, зачерпывать пищу. Большинство малышей вначале держат ложку в кулаке, до 1,5-2 лет – это вполне нормально и допустимо. Но потом лучше постепенно приучать ребенка держать ложку правильно «по-взрослому»: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами — большим, указательным и средним. Когда кроха научится хорошо держать ложку, следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки, поднося ко рту боковой стороной. Важно подсказывать ребенку, что не нужно слишком широко открывать рот при поднесении ложки, не нужно засасывать кончик ложки или засовывать ложку в рот целиком. Первое время малыш быстро устает, и маме придется докармливать его второй ложкой. Но по мере совершенствования его навыков очень важно предоставлять маленькому едоку все больше возможности кушать самому. Конечно, это приносит некоторые неудобства, затягивает процесс кормления и у родителей возникает соблазн самим накормить кроху быстро и аккуратно. Но если лишить годовалого ребенка возможности научиться держать ложку и пробовать есть самому, то малыш может надолго потерять интерес к этому занятию, и в результате освоит этот навык гораздо позже своих сверстников.

Постепенно по мере взросления ребенка следует расширять набор используемых столовых приборов и посуды. С 2-2,5 лет ребенка можно обучать пользованию вилкой. Для ребенка нужна маленькая детская вилка, зубья которой не очень острые. Нужно объяснить и показать ребенку, как пользоваться вилкой, в зависимости от блюда, которое он кушает: когда зубья вилки должны быть направлены вниз, а когда – вверх. Ближе к 4-5 годам следует показать ребенку, как пользуются ножом, этот столовый прибор так же как и вилка должен иметь неострые края. Лучше на собственном примере показать малышу, что каждое блюдо едят по-своему: суп — только с помощью столовой ложки, для вторых блюд существуют нож и вилка, а маленькая ложечка нужна для того, чтобы есть десерты. Постепенно следует приучать ребенка есть из разной посуды, подавая первое блюдо в глубокой тарелке, второе — в мелкой, фрукты и десерты — в специальных маленьких тарелочках.

Аккуратность. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка к аккуратности во время еды. Малыш должен садиться только за чистый стол. С самого начала родителям самим нужно стараться кормить малыша аккуратно, чтобы не испачкать лицо, а если пища все-таки попала мимо рта – сразу вытирать салфеткой. Для того чтобы не испачкать одежду крохи нужно обязательно пользоваться нагрудником или специальным детским фартуком. Когда ребенок начнет кушать самостоятельно, необходимо поощрять и хвалить кроху за старание кушать аккуратно, не проливая и не роняя пищу на стол и на себя. Необходимо показать ему для чего нужна салфетка и как ей пользоваться. Следует приучать малыша самостоятельно пользоваться салфетками не только тогда, когда прием пищи закончен, но и в процессе еды при необходимости. Очень важно воспитывать у ребенка уважение к любой пище, особенно к хлебу, не допускать баловства с едой, объяснять, что все продукты питания созданы трудом людей.

Таким образом, к 3 годам ребенок должен уметь самостоятельно опрятно есть первые и вторые блюда, пользоваться столовыми приборами (ложкой и вилкой), салфетками. Малыш должен усвоить, что вставать из-за стола можно только закончив прием пищи, после еды нужно обязательно поблагодарить накормившего его человека, прополоскать рот теплой водой. В этот период следует постепенно начинать знакомить ребенка с правилами этикета за столом.

Правила этикета. Существует огромное множество правил этикета, культура потребления пищи может различаться в зависимости от национальных и семейных традиций и, безусловно, трехлетнему малышу невозможно освоить все премудрости взрослого этикета. Родителям важно понимать, что многие правила поведения за столом имеют не только эстетическое значение, но и имеют под собой физиологическую основу, поэтому обучая ребенка культуре поведения за столом необходимо, в первую очередь прививать малышу те хорошие манеры, которые обеспечат безопасность ребенка, предотвратят неприятные ситуации и будут способствовать сохранению его здоровья. В первую очередь ребенок должен усвоить следующие правила поведения за столом:

  • кушать за столом необходимо красиво и аккуратно, чтобы не испортить аппетит и настроение окружающих.
  • сидеть за столом следует ровно, не разваливаясь на стуле, не раскачиваясь.  Ребенок не должен горбиться, низко наклоняться к тарелке, сидеть с поджатыми под себя ногами, ставить локти на стол. У ребенка, родители которого не уделяют должного внимания правильной позе за столом, привычка неправильно сидеть очень быстро закрепляется и в дальнейшем увеличивается риск развития различных нарушений осанки.
  • во время еды нельзя спешить, отвлекаться, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать. Все это не только некрасиво и неприятно для окружающих, но и нарушает процесс пережевывания пищи. Тщательное пережевывание пищи является необходимым условием хорошего пищеварения, так как процесс переваривания начинается уже в ротовой полости. Чтобы легче усвоиться, пища во рту должна хорошо измельчиться и смочиться слюной, после чего ферменты слюны начинают расщеплять крахмалы и белки, а к нижележащим отделам поступает сигнал для выработки пищеварительных соков и ферментов. Если ребенок торопится и плохо пережевывает пищу, процесс пищеварения замедляется, значительно возрастает нагрузка на нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта и могут возникнуть различные нарушения пищеварения. К тому же проглатывая большие куски пищи, ребенок рискует подавиться. Вот почему так важно приучать малыша тщательно неторопливо пережевывать пищу и набирать на ложку или вилку столько еды, сколько он сможет без труда прожевать.
  • принимая пищу нельзя играть с едой, посудой, столовыми приборами, особенно вилкой, так как можно пораниться, подавиться, опрокинуть на себя горячую пищу.
  • не следует запивать пищу большим количеством жидкости (водой, соком, молоком). Такая привычка часто формируется в детстве и является вредной для пищеварения. Во-первых, напитки ослабляют действие слюны на пищу, снижая активность ее ферментов. Во-вторых, при запивании человек часто глотает, не разжевывая, что увеличивает нагрузку на желудок и кишечник. В-третьих, жидкость, поступающая  в желудок вместе с  пищей, снижает  концентрацию желудочного сока, и в результате – пищеварение  замедляется и пища хуже усваивается. Недостаточно переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения с образованием газов и токсичных веществ, которые всасываются в кровь и отравляют организм, вызывая различные заболевания. Кроме того, такие жидкости как сок и молоко не совместимы со многими продуктами и могут еще больше усугубить нарушения пищеварения. Диетологи рекомендуют запивать лишь сухую пищу небольшим количеством воды.

После того как малыш усвоит основные правила, родители должны объяснить ребенку, что не следует лазить своей ложкой в тарелку, поставленную для всех, нельзя также лазить пальцами в общую солонку, так как это может быть неприятно людям, которые сидят рядом за столом. Помимо этого, ребенок должен знать, что нельзя выбирать для себя лучшие кусочки из общего блюда, показывая тем самым, что мы лучше других, ведь люди относятся к нам так же, как и мы к ним. По мере взросления ребенка список правил хорошего тона будет все больше расширяться.

Здоровое питание. Помимо приобретения вышеперечисленных навыков, воспитание культуры питания подразумевает формирование у ребенка правильного отношения к еде. Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основой для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы впоследствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно, только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.

Юлия Лопина

4 ошибки родителей или как нельзя кормить ребенка

Диетологи утверждают – то как мы едим, также важно, как и то что мы едим. Для здорового роста и полноценного развития малыша имеет огромное значение не только качество пищи и ее вкус, но и окружающая обстановка во время еды, поэтому одним из первых навыков, который должен усвоить малыш, является культура поведения за столом. Когда начинать и как научить малыша кушать правильно?

Питания ребенка – одна из главных тем, волнующих родителей. Заботясь о правильном питании своего малыша, родителей больше беспокоят вопросы: какими полезными продуктами нужно кормить кроху и какие блюда приготовить, в то время как на задний план уходит воспитание у ребенка культуры потребления пищи. Да и сами взрослые далеко не всегда являются хорошим примером для своих малышей, часто перекусывая на бегу, на краю стола, заваленного посторонними предметами, сидя перед телевизором или компьютером. Между тем, полноценное и гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него культурно-гигиенических навыков, которые включают в себя знание и соблюдение правил личной гигиены,  умение вести себя за столом, следование этикету и соблюдение принципов здорового питания. Очень важно воспитывать культуру потребления пищи с раннего возраста, так как именно в детстве закладываются многие привычки, которые в дальнейшем формируют образ жизни, в том числе отношение человека к питанию и к своему здоровью. Кроме того, воспитание культурно-гигиенических навыков имеет большое значение не только для здоровья, но и для успешной социализации ребенка, вхождения малыша в мир взрослых. Хорошо усвоив правила и нормы поведения за столом, у ребенка появится уверенность в себе и чувство собственного достоинства, ему легче будет адаптироваться в новом коллективе и он сможет достойно вести себя в любой обстановке. Таким образом, прививая ребенку культуру употребления пищи с самого раннего детства, родители имеют возможность избежать многих проблем в будущем.

Всему основа – гигиена.

Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания, никакие хорошие манеры не будут иметь значение, если при этом садиться за неубранный стол с немытыми руками. поэтому обучение малыша культуре питания должно начинаться с соблюдения правил личной гигиены. Чем старше становится ребенок, тем активнее он взаимодействует с окружающим миром и тем чаще сталкивается с микробами и вирусами, являющимися возбудителями различных заболеваний. Незрелость многих систем делает детский организм особенно беззащитным перед неблагоприятными факторами окружающей среды. В отличие от взрослых кислотность желудочного сока у детей раннего возраста значительно ниже, относительно невысока активность пищеварительных фермен­тов, а иммунная систе­ма кишечника до конца не сформирована, поэтому бактерии, вирусы и яйца гельминтов, попавшие в организм крохи, например с грязными руками, могут беспрепятственно проникать из желудка в нижележащие отделы пищеваритель­ного тракта и, гораздо чаще чем у взрослых, вызывать различные заболевания. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства малыш усвоил следующие правила гигиены:

— нужно обязательно мыть руки с мылом перед едой (а также  после посещения туалета, после любых контактов с живот­ными, с землей или песком, по возвращении с улицы домой);

— нельзя пробовать немытые овощи, фрукты и ягоды;

— нельзя кушать поднятую с пола еду.

— принимать пищу нужно только за столом. Есть на ходу, на улице, в транспорте, в магазине, прикасаясь к пище немытыми руками,  негигиенично и некрасиво.

Несмотря на свою простоту, эти правила помогут сохранить здоровье ребенку и другим членам семьи и избежать многих неприятных и опасных заболеваний, таких как острые кишечные инфекции, вирусный гепатит А, заражение гельминтами и т. д.

Мытье рук перед едой должно стать для ребенка естественной и неотъемлемой частью приема пищи. Приучать малыша мыть руки перед едой нужно как можно раньше, начиная с первых «настоящих» приемов пищи. Сначала родители моют руки малышу сами, постепенно давая ему все больше самостоятельности. Каждый раз умывая малыша и моя ему руки, желательно доступно объяснять ему свои действия. Совсем крохе достаточно просто короткого пояснения (например, «сейчас мы моем ручки с мылом»), ребенку постарше можно рассказать историю о вредных микробах-«невидимках» и о том как важно и полезно соблюдать чистоту. Ребенку старше двух лет можно поставить к умывальнику скамейку или невысокий устойчивый стульчик, позволяющий ему самостоятельно дотягиваться до крана. В этом возрасте малыш уже сам в состоянии помыть себе руки, но до трех лет родителям все же лучше находиться рядом с ребенком и контролировать его действия, помогая и направляя, если у крохи что-то не получается. Необходимо выделить маленькому чистюле отдельное полотенце, лучше если оно будет с ярким детским рисунком. Добавит удовольствия от процесса специальное детское мыло в виде маленьких забавных фигурок с приятным запахом. И конечно, обязательным условием эффективного обучения является личный пример мамы и папы.

Место для еды. Желательно, чтобы у ребенка было свое определенное место для еды. Это может быть специальный детский стульчик, который стоит за общим столом или отдельный маленький столик и стул. Наличие собственного обеденного места поможет лучше организовать кормление и сформировать у ребенка привычку принимать пищу только за столом, а также даст возможность малышу почувствовать свою значимость и ощутить себя полноценным членом семьи. Независимо от того сидит ли ребенок за столом взрослых, или за маленьким столиком, необходимо чтобы сиденье стула было отрегулировано в соответствии с ростом малыша. Когда ребенок сидит за столом, его спина должна касаться спинки стула, локти малыша должны находиться на уровне поверхности стола, а ноги, согнутые в коленях под прямым углом, упираться в перекладину стула или стоять на полу, при этом тарелка с едой должна стоять на уровне груди малыша.  Ребенок не должен сидеть слишком высоко или слишком низко. При слишком высокой посадке малышу будет неудобно подносить ложку ко рту, в этом случае кроха может привыкнуть горбиться во время еды и сильно наклоняться к тарелке. Если подбородок ребенка находится близко к столу, значит он сидит слишком низко, в таком случае малыш может привыкнуть держать рот у самой тарелки, а когда вырастет, будет склонять к ней лицо, при этом сутулясь и разбрасывая локти в разные стороны. Следует помнить, что любая неправильная посадка способствует развитию у ребенка нарушений осанки. Расположить детский стульчик лучше так, чтобы из поля зрения крохи исключить все отвлекающие от принятия пищи факторы  — телевизор, обзор окна или входной двери. Обеденное место ребенка должно всегда содержаться в чистоте, это поможет избежать кишечных расстройств и с самого начала приучать ребенка к чистоте и аккуратности за столом.

Детская посуда. У ребенка должна быть отдельная посуда (чашка, тарелка, ложка, вилка), которыми не пользуются другие члены семьи. Красивая детская посуда повышает интерес к приготовленным блюдам, улучшает аппетит, стимулирует у малыша желание учиться есть самостоятельно. Кроме того, изображение сказочных персонажей на дне тарелки является сюрпризом по окончанию еды, своеобразным видом похвалы, что формирует у ребенка позитивное отношение к процессу принятия пищи. При выборе детской посуды необходимо руководствоваться не только соображениями привлекательности и удобства, но и безопасности, посуда для малыша должна быть сертифицирована и изготовлена из экологически безопасных материалов. Требования к чистоте детской посуды гораздо выше, чем для посуды общего пользования, поэтому мыть и хранить детскую посуду желательно также отдельно  — это позволит ребенку избежать заражения различными инфекционными заболеваниями, если кто-то в семье не здоров.

Кушаем красиво.

Умение вести себя за столом – одна из главных составляющих культуры питания и культуры поведения человека в целом, но формировать навыки культурного приема пищи необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

В возрасте от 6 месяцев до 1 года ребенок только начинает познавать новые вкусовые ощущения, в это время малыш очень увлечен изучением консистенции еды, ее всевозможных свойств и получает огромное удовольствие от прикосновений к пище, размазывания, выкидывания и прочих экспериментов с продуктами питания. Такое поведение ребенка является абсолютно здоровым и нормальным.  В этот период не стоит запрещать ребенку брать пищу руками, ведь таким образом малыш отрабатывает важнейший моторный навык – так называемый, «пинцетный» захват большим и указательным пальцем. Даже такое, казалось бы, простое движение —  взять и донести до рта кусочек пищи  требует хорошей координации, целенаправленности и точного выполнения действий. Чем раньше ребенок освоит и научится контролировать мелкие точные движения пальцев рук, чем скорее поймет, как пища попадает в рот, тем быстрее он преуспеет в умении пользоваться ложкой и, в конечном счете, научится есть самостоятельно.

Активные попытки обучить малыша до года хорошим манерам за столом вряд ли дадут ощутимые результаты. Тем не менее, психологи утверждают, что знакомство ребенка с культурой питания начинается уже с первых месяцев жизни, но обучение носит не активный, а пассивный характер. Ребенок наблюдает, как остальные члены семьи ведут себя за столом и впитывает эти правила поведения независимо от того, как сам себя ведет на данный момент. Основная задача родителей в этот период приобщать ребенка к культуре принятия пищи своим примером, проявлять терпение и всячески поощрять самостоятельность малыша, мягко и постепенно обучая его навыкам самостоятельного приема пищи. Не стоит сердиться и делать резких замечаний малышу за «некультурное» поведение, чтобы не испортить аппетит  и не закрепить у крохи отрицательное отношение к обстановке, связанной с приемом пищи, но и попустительствовать баловству с едой тоже не нужно. Нельзя допускать, чтобы малыш кидался едой или играл с ней. Родителям необходимо чутко следить за поведением ребенка, как только малыш перестал охотно открывать рот и начал возиться в тарелке, а тем более выкладывать ее содержимое на стол — это верный признак того, что прием пищи закончен и началась игра. В таком случае следует спокойно прекратить кормление и сопроводить кроху на пол или в игровое место, чтобы он занимался чем-то другим, в то время как все остальные кушают.

Дорога ложка к обеду. Ближе к году, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, во время кормления нужно предложить крохе маленькую детскую ложечку для обучения его самостоятельной еде, удобнее начинать такое обучение с густой каши. Ложку лучше давать в начале еды, так как, насытившись, ребенок вряд ли захочет кушать сам. Получив в руки ложку, малыш не сразу сможет с нею справиться, поначалу его движения будут хаотичными и направленными больше на исследование нового предмета, чем на попытки донести пищу ко рту. Необходимо многократно и терпеливо показывать ему, как удобнее брать и держать ложку, зачерпывать пищу. Большинство малышей вначале держат ложку в кулаке, до 1,5-2 лет – это вполне нормально и допустимо. Но потом лучше постепенно приучать ребенка держать ложку правильно «по-взрослому»: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами — большим, указательным и средним. Когда кроха научится хорошо держать ложку, следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки, поднося ко рту боковой стороной. Важно подсказывать ребенку, что не нужно слишком широко открывать рот при поднесении ложки, не нужно засасывать кончик ложки или засовывать ложку в рот целиком. Первое время малыш быстро устает, и маме придется докармливать его второй ложкой. Но по мере совершенствования его навыков очень важно предоставлять маленькому едоку все больше возможности кушать самому. Конечно, это приносит некоторые неудобства, затягивает процесс кормления и у родителей возникает соблазн самим накормить кроху быстро и аккуратно. Но если лишить годовалого ребенка возможности научиться держать ложку и пробовать есть самому, то малыш может надолго потерять интерес к этому занятию, и в результате освоит этот навык гораздо позже своих сверстников.

Постепенно по мере взросления ребенка следует расширять набор используемых столовых приборов и посуды. С 2-2,5 лет ребенка можно обучать пользованию вилкой. Для ребенка нужна маленькая детская вилка, зубья которой не очень острые. Нужно объяснить и показать ребенку, как пользоваться вилкой, в зависимости от блюда, которое он кушает: когда зубья вилки должны быть направлены вниз, а когда – вверх. Ближе к 4-5 годам следует показать ребенку, как пользуются ножом, этот столовый прибор так же как и вилка должен иметь неострые края. Лучше на собственном примере показать малышу, что каждое блюдо едят по-своему: суп — только с помощью столовой ложки, для вторых блюд существуют нож и вилка, а маленькая ложечка нужна для того, чтобы есть десерты. Постепенно следует приучать ребенка есть из разной посуды, подавая первое блюдо в глубокой тарелке, второе — в мелкой, фрукты и десерты — в специальных маленьких тарелочках.

Аккуратность. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка к аккуратности во время еды. Малыш должен садиться только за чистый стол. С самого начала родителям самим нужно стараться кормить малыша аккуратно, чтобы не испачкать лицо, а если пища все-таки попала мимо рта – сразу вытирать салфеткой. Для того чтобы не испачкать одежду крохи нужно обязательно пользоваться нагрудником или специальным детским фартуком. Когда ребенок начнет кушать самостоятельно, необходимо поощрять и хвалить кроху за старание кушать аккуратно, не проливая и не роняя пищу на стол и на себя. Необходимо показать ему для чего нужна салфетка и как ей пользоваться. Следует приучать малыша самостоятельно пользоваться салфетками не только тогда, когда прием пищи закончен, но и в процессе еды при необходимости. Очень важно воспитывать у ребенка уважение к любой пище, особенно к хлебу, не допускать баловства с едой, объяснять, что все продукты питания созданы трудом людей.

Таким образом, к 3 годам ребенок должен уметь самостоятельно опрятно есть первые и вторые блюда, пользоваться столовыми приборами (ложкой и вилкой), салфетками. Малыш должен усвоить, что вставать из-за стола можно только закончив прием пищи, после еды нужно обязательно поблагодарить накормившего его человека, прополоскать рот теплой водой. В этот период следует постепенно начинать знакомить ребенка с правилами этикета за столом.

Правила этикета. Существует огромное множество правил этикета, культура потребления пищи может различаться в зависимости от национальных и семейных традиций и, безусловно, трехлетнему малышу невозможно освоить все премудрости взрослого этикета. Родителям важно понимать, что многие правила поведения за столом имеют не только эстетическое значение, но и имеют под собой физиологическую основу, поэтому обучая ребенка культуре поведения за столом необходимо, в первую очередь прививать малышу те хорошие манеры, которые обеспечат безопасность ребенка, предотвратят неприятные ситуации и будут способствовать сохранению его здоровья. В первую очередь ребенок должен усвоить следующие правила поведения за столом:

  • кушать за столом необходимо красиво и аккуратно, чтобы не испортить аппетит и настроение окружающих.
  • сидеть за столом следует ровно, не разваливаясь на стуле, не раскачиваясь.  Ребенок не должен горбиться, низко наклоняться к тарелке, сидеть с поджатыми под себя ногами, ставить локти на стол. У ребенка, родители которого не уделяют должного внимания правильной позе за столом, привычка неправильно сидеть очень быстро закрепляется и в дальнейшем увеличивается риск развития различных нарушений осанки.
  • во время еды нельзя спешить, отвлекаться, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать. Все это не только некрасиво и неприятно для окружающих, но и нарушает процесс пережевывания пищи. Тщательное пережевывание пищи является необходимым условием хорошего пищеварения, так как процесс переваривания начинается уже в ротовой полости. Чтобы легче усвоиться, пища во рту должна хорошо измельчиться и смочиться слюной, после чего ферменты слюны начинают расщеплять крахмалы и белки, а к нижележащим отделам поступает сигнал для выработки пищеварительных соков и ферментов. Если ребенок торопится и плохо пережевывает пищу, процесс пищеварения замедляется, значительно возрастает нагрузка на нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта и могут возникнуть различные нарушения пищеварения. К тому же проглатывая большие куски пищи, ребенок рискует подавиться. Вот почему так важно приучать малыша тщательно неторопливо пережевывать пищу и набирать на ложку или вилку столько еды, сколько он сможет без труда прожевать.
  • принимая пищу нельзя играть с едой, посудой, столовыми приборами, особенно вилкой, так как можно пораниться, подавиться, опрокинуть на себя горячую пищу.
  • не следует запивать пищу большим количеством жидкости (водой, соком, молоком). Такая привычка часто формируется в детстве и является вредной для пищеварения. Во-первых, напитки ослабляют действие слюны на пищу, снижая активность ее ферментов. Во-вторых, при запивании человек часто глотает, не разжевывая, что увеличивает нагрузку на желудок и кишечник. В-третьих, жидкость, поступающая  в желудок вместе с  пищей, снижает  концентрацию желудочного сока, и в результате – пищеварение  замедляется и пища хуже усваивается. Недостаточно переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения с образованием газов и токсичных веществ, которые всасываются в кровь и отравляют организм, вызывая различные заболевания. Кроме того, такие жидкости как сок и молоко не совместимы со многими продуктами и могут еще больше усугубить нарушения пищеварения. Диетологи рекомендуют запивать лишь сухую пищу небольшим количеством воды.

После того как малыш усвоит основные правила, родители должны объяснить ребенку, что не следует лазить своей ложкой в тарелку, поставленную для всех, нельзя также лазить пальцами в общую солонку, так как это может быть неприятно людям, которые сидят рядом за столом. Помимо этого, ребенок должен знать, что нельзя выбирать для себя лучшие кусочки из общего блюда, показывая тем самым, что мы лучше других, ведь люди относятся к нам так же, как и мы к ним. По мере взросления ребенка список правил хорошего тона будет все больше расширяться.

Здоровое питание. Помимо приобретения вышеперечисленных навыков, воспитание культуры питания подразумевает формирование у ребенка правильного отношения к еде. Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основой для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы впоследствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно, только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.

Юлия Лопина

4 ошибки родителей или как нельзя кормить ребенка

Культура питания! Культура питания! Как любят взрослые люди повторять эти слова. Но не в каждой семье задумываются о правильном питании ребенка с детского возраста. Кто-то позволяет постоянные чипсы и газированную воду, другие родители вообще водят детей в заведения фастфуда. Но чтобы детсадовец усвоил нехитрые правила, ему нужно показывать пример. Итак, приучаем ребенка к правильному питанию.

культура питания для детей

Учите ребёнка правильно питаться на своём примере

Если начать монотонный рассказ об этикете и культуре питания, то вряд ли сын или дочь заинтересуется этими сведениями. А вот за традиционными семейными обедами правила будут усвоены без особых проблем. В какие-то определенные дни устраивайте семейные посиделки за красиво сервированным столом. Не будет ничего страшного в том, если ребенок решит пригласить на обед или ужин своего друга или подругу. Дети всегда копируют поведение взрослых, тем более своих родителей. Будьте на высоте! Сами не забывайте о правилах этикета.

культура питания для детей

Но красиво сервированный стол еще не гарантирует того, что на тарелках будет лежать полезная и здоровая еда. Забудьте о полуфабрикатах и выделяйте для готовки хотя бы один час в день. Привлекайте к этому процессу и ребенка. Учите его не только обращаться с продуктами и готовыми блюдами, но и покажите красоту оформления. Эстетика, польза и этикет! Вот три основных принципа правильного питания. Дети, выросшие в семьях с устоявшимися традициями, редко посещают кафе и стараются не перекусывать на ходу.

Обеспечьте ребёнка вкусным и полезным перекусом

культура питания для детей

Дети и взрослые любят в течение дня хватать то, что под рукой лежит. Печенье, конфеты, булки, сладости, йогурт, бутерброды. Все идет в ход. И далеко не всегда такая еда является полезной. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы на кухонном столе, в холодильнике, в комнате ребенка всегда стояла вазочка с фруктами. Перекусывать ими намного полезнее, чем хлебом. Кстати, о бутербродах. Покупайте не обычный хлеб, а диетические хлебцы и сдабривайте их не жирной ветчиной или сыром, а овощными пластинками. Чем не бутерброд. Помните что витамины в продуктах усваиваются лучше, чем в таблетках.

Телевизор — враг правильного питания

культура питания для детей

Часто на наших кухнях можно увидеть телевизоры или ноутбуки. Мамочки любят готовить под любимый сериал или музыку. Но эта техника слишком отвлекает и детей за обедом. Поэтому с ранних лет приучайте своих чад кушать в тишине и спокойствии, а не перед монитором или за игрой. Если родители начнут слишком «давить» на ребенка правильным питанием, то дело может дойти до бесконечных капризов и ультиматумов. Да, старайтесь сделать так, чтобы в вашем холодильнике было минимальное количество вредной еды, но не нужно объявлять абсолютный запрет на разные вкусняшки. Главное, помните о мере. Будьте здоровы!

Гульгена Бадретдинова
Формирование у дошкольников культуры питания. Из опыта работы

Культура питания подразумевает воспитание.

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

Много лет создавались обществом правила поведения, этикета, целью которых было формирование культуры поведения, чувства меры и красоты в манерах, одежде, культуре речи.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

В каждом регионе и каждом социальном слое общества во все времена были свои традиции культуры питания, поведения за столом, приёма гостей, которые свято соблюдались и отслеживались окружающим обществом.

Некоторые люди, уехав на север, не сохранили старинных традиций родительского дома, которые в нашем многонациональном обществе стали выбором и привилегией каждой отдельной семьи. Очень часто уходили не только старые отжившие традиции, но и в целом снизилась культура питания.

Поэтому я считаю, что большая доля ответственности за формирование культуры питания и поведения ребёнка за столом ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют изменение качества продуктов питания, резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье.

С другой стороны возросшая мобильность современного общества часто ставит человека в условия необходимости уметь культурно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и пробовать разные незнакомые и даже экзотические блюда. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

На начальном этапе работы я провела наблюдение за детьми и выяснила, что

-дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

— не всегда используют салфетку;

— не знают названия блюд;

-не соблюдают правила поведения за столом;

-не всегда используют столовые приборы по назначению.

В анкете для родителей предлагались вопросы:

— знаете ли вы правила поведения за столом;

— знаете ли вы секреты хорошего аппетита;

— как правильно сервировать стол ;

— умеют ли дети пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, блюдце);

-какие продукты являются вредными и какие полезными;

— говорите ли с детьми о пользе овощей и фруктов.

Анкетирование родителей показало, что вопросы культуры питания актуальны практически для каждой семьи. С целью заинтересовать родителей проблемой культуры питания, повысить их компетенцию были подготовлены консультации по интересующим их вопросам:

«Как научить ребенка соблюдать все правила поведения за столом»;

«Правила для сладкоежек»;

«Как сервировать стол»;

«Секреты хорошего аппетита»;

«Что делать, если у ребенка плохой аппетит»;

«О правилах поведения за столом во время чаепития».

Хочется отметить, что большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.

Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой, приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду. Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.

Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.

Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды промокают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.

По итогам проведенной работы был разработан цикл мероприятий для родителей: родительский университет «Азы воспитания», педагогическая гостиная «Ждем гостей», «Магазин полезных продуктов». Родителям были предложены игры, соревнования, упражнения: «Веселый поваренок», «Вредно-полезно»,«Вкусным чаем всех встречаем», «Острые блюда», «Солим капусту»,»Кто быстрее» на которых формировались навыки культурного питания и поведения.

Для детей и родителей была проведена сказочная викторина, где они придумывали сказки о полезных продуктах, обыгрывали волшебное превращение столовых приборов (фея ложка, король нож).Родители давали ответы на вопросы острого блюда, весело включались в обсуждение и делились опытом.

В своей работе для просвещения родителей я использую информационные стенды, буклеты, памятки, консультации для закрепления культурно-гигиенических навыков и навыков культуры питания и поведения для детей дошкольного возраста( «уроки вежливости», книга «О сказочно вкусной и здоровой пище», «Как вести себя за столом?»).

Для улучшения эмоционального состояния и сплочения родителей и педагогов детского сада совместно с психологом и социальным педагогом был проведен тренинг «Тайны востока». Участникам было интересно побывать в восточной чайхане, попробовать восточные сладости, узнать рецепты их приготовления, познакомились с названиями столовых предметов восточной кухни. Была организована фотовыставка «Любимые продукты моего ребенка», смешные и интересные фотографии, которые все с удовольствием рассматривали и рассказывали о запечатлённых на них событиях.

Мною были подобраны и разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности на темы: «В гости к бабушке», «Праздник каши», «Традиции русской кухни», «Здоровая еда- помогает нам всегда», «Знакомство с ножом, как столовым прибором», «В стране Витаминии».

Основной целью совместной деятельности с детьми было формирование навыков культуры питания и поведения за столом. Дети с удовольствием овладевали практическими навыками в играх, сказках, рассказывали стихи об овощах и фруктах, отгадывали загадки, рисовали, лепили, делали аппликацию. Проводились интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».

С детьми проводились беседы «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».

Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры «Магазин полезных продуктов», «Ждем гостей», «Веселый повар», «Вершки-корешки», «Магазин».

Проводились тематические выставки «Планета полезных продуктов», «Вот как мы умеем».

Для наших детей было организовано театрализованное представление детьми подготовительной группы «Правила поведения за столом».

Навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме этого осень важно единство требований со стороны взрослых как в детском саду, так и дома.

Ольга Галкина
Культура питания старших дошкольников

Культура питания подразумевает воспитание.

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

Правила поведения, этикет, целью которых было формирование культуры поведения, чувства меры и красоты в манерах, одежде, культуре речи создавались обществом много лет.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

В каждом регионе и каждом социальном слое общества во все времена были свои традиции культуры питания, поведения за столом, приёма гостей, которые свято соблюдались и отслеживались окружающим обществом.

Некоторые люди не сохранили старинных традиций родительского дома, которые в нашем многонациональном обществе стали выбором и привилегией каждой отдельной семьи. Очень часто уходили не только старые отжившие традиции, но и в целом снизилась культура питания.

Поэтому я считаю, что большая доля ответственности за формирование культуры питания и поведения ребёнка за столом ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют изменение качества продуктов питания, резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. С другой стороны возросшая мобильность современного общества часто ставит человека в условия необходимости уметь культурно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и пробовать разные незнакомые и даже экзотические блюда. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Наблюдение за поведением детей, результаты бесед с детьми и

родителями, позволили сделать вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, всвязи с чем у многих дошкольников отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно — их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи.

Поэтому была поставлена цель:

Сформировать у детей основу культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе.

4. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.

5. Формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.

6. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки.

7. С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах правильного питания.

Формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью проходило через три основных направления:

1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.

2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований.

Работа по формированию культуры питания проводилась с учетом возрастных особенностей детей. Был составлен перспективный план работы »Формирование культуры питания детей», который позволяет в доступной форме формировать практические навыки и принципы правильного питания, а так же воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования.

Приступая к работе, мы прежде всего создали в группе предметно – развивающую среду – то пространство, в котором ребенок растет и развивается. Большое внимание уделили уголку дежурства по столовой, где расположили схему дежурства, правила сервировки стола, правила поведения за столом; все необходимые атрибуты для сервировки стола – салфетницы, хлебницы, вазочки для украшения столов, скатерти; сшиты красивые фартучки с колпачками для дежурных. Подобран дидактический игровой материал, схемы сервировки стола и складывания салфеток, фотоматериалы и картинки по украшению и сервировке стола и др.)

Для работы с детьми имеется также подборка материала – стихи и сказки по теме «Еда», русские пословицы и поговорки о еде, загадки.

Для реализации поставленных задач мы использовали разнообразные формы и методы работы.

Приоритет отдавали, таким формам работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка. Это игры, интегрированные занятия, экскурсии, викторины, развлечения, вечера досуга и др.

Основной формой работы является организованная образовательная деятельность, В основной деятельности знакомили с правилами и принципами здорового питания, этикетом. Образовательную деятельность проводили в разных формах — путешествия, беседы, экскурсии, предлагали детям много интересных и познавательных заданий: проблемные ситуации, загадки, опыты и т. д.

В свободной деятельности – играх, продуктивной деятельности закрепляли навыки и умения, полученные на занятии.

В организации занятий большое внимание уделяли игровым приемам. В гости к детям приходили герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Айболит, Неболейка, Незнайка.

Эти персонажи обращались к ребятам за помощью или просили научить тому, чего не знают. Обычно занятия старались превратить в увлекательное путешествие или в чудесную мастерскую. Дети становились исследователями, следопытами, поварами, технологами. Эффективность нашей работы повышалась при использовании мультимедийных презентаций «Где прячутся витамины», «Молоко и молочные продукты» и др

Были проведены занятия по темам:

Систематически с детьми проводились практические занятия: как правильно и красиво сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, полдник, ужин, праздничный стол, как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями, правильно сидеть за столом, навыки общения за столом (использование речевых формул, умение выбрать тему разговора, поддерживать дружескую беседу).

При изучении новых тем и при закреплении изученных, мы активно использовали различные виды игр: сюжетно – ролевые, где дети отображали свой жизненный опыт и представления о правильном питании; дидактические игры, такие как, «Полезные – не полезные продукты», «Где прячутся витамины», «Угадай по вкусу, запаху», «Что положим в винегрет?», «Варим суп, компот» и т. д., которые знакомили детей с процессом приготовления блюд, помогали оценить полезность продукта.

В сюжетно-ролевых играх предлагались различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона.

Встречаем гостей.

Составим меню для сказочного героя.

Организовывали игры соревновательного характера, где предполагалось взаимодействие всех участников:

Кто быстрее соберет овощи для салата;

Большой интерес наших воспитанников вызвала опытно – исследовательская деятельность, которая помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, дает детям представление о различных сторонах изучаемого объекта. Вместе с детьми готовили сок из фруктов, творог из кефира, растворение соли и сахара в воде, организовали акцию “полезные продукты”, где дети рекламировали полезные и важные продукты и делали красочные зарисовки.

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор. (назвать некоторые книги, используемые в работе с детьми).

В группе имеется картотека пословиц и поговорок о пользе здорового питания.

Основной целью совместной деятельности с детьми было формирование навыков культуры питания и поведения за столом. Дети с удовольствием овладевали практическими навыками в играх, сказках, рассказывали стихи об овощах и фруктах, отгадывали загадки, рисовали, лепили, делали аппликацию. Проводились интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».

С детьми проводились беседы «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».

Навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме этого очень важно единство требований со стороны взрослых, как в детском саду, так и дома.

Поэтому одним из важных условий формирования культуры питания являлось вовлечение родителей в реализуемый процесс. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка результаты начального анкетирования показали, что во многих семьях нарушен режим питания, питание однообразно, неумеренно. Чтобы повысить уровень знаний родителей в области здорового питания, сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, мы использовали различные формы и методы работы с семьей

Оформлялись папки – передвижки, проводились консультации: «Режим питания», «Польза овощей и фруктов», «Чем грозит переедание» и т. д.

Участвовали в подборке материала для картотек (загадки, пословицы и поговорки, сказки о здоровом питании, в оформлении развивающей среды группы («Чайная гостиная»).

Для родителей периодически оформляются информационные стенды, книжные выставки (о правильной и здоровой пище, рецепты детских блюд).

Проделанная работа дала свои положительные результаты

— у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме

— дети стали увереннее пользоваться столовыми приборами (нож, вилка)

— у большинства детей хорошо сформировались основные навыки личной гигиены, связанные с питанием

— сформировалось представление о важности соблюдения режима питания, как одной из необходимых условий правильного питания;

И т. п.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о результативности проведенных мероприятий по формированию у дошкольников знаний и навыков по культуре питания.

.

Список используемой литературы:

1. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.

2. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте / Р. Г. Алексеева: выступление на педагогическом совете из опыта работы. – Режим доступа: . – Загл. с экрана.

3. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. – М.: Фолиант, 2009. – 272 с.

4. Пальцев, А. И. Системообразующие ценности евразийской (российской) цивилизации /А. И. Пальцев//Власть. 2011. — № 4. — С. 42 – 46.

Мы едим, чтобы жить. Организм существует лишь благодаря употреблению и дальнейшей ассимиляции веществ, которые ему необходимы. Очень важно знать, что ему нужно, и в соответствии с этим формировать свою собственную культуру питания.

К сожалению, многие люди задумываются о том, что они едят, лишь в случае выявления у них какого-либо заболевания. Лучше до такого не доводить.

Значимость пищи

Это первое, о чём надо задуматься, коль речь зашла о культуре питания.

Пища – это питьё или еда, за счёт поступления в организм которых происходит пополнение его энергетических запасов и веществ, необходимых для нормального метаболизма.

Это белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы. Они усваиваются клетками, вследствие чего вырабатывается, накапливается энергия, поддерживающая жизнедеятельность организма и обеспечивающая его ростовые процессы.

Также еда – источник удовольствия. И очень важно есть вкусную пищу не только потому, что это приносит наслаждение. Когда человек питается чем-то приятным, то его пищеварение эффективно. В достаточном количестве выделяется слюна, желудочный сок. А это мощные вещества, убивающие микробов, которые вызывают брожение и гниение неусвоенной пищи.

Режим

Он крайне важен в культуре питания. В понятие «режим» входят следующие составляющие:

  • Количество и время приёма пищи в течение дня.
  • Грамотное распределение суточного рациона с учётом энергетической ценности продуктов.
  • Учёт химического состава продуктов и их массы.
  • Составление разнообразного рациона.
  • Интервалы между приёмами пищи.
  • Время, уходящее на её поглощение.

Наш организм – сложная система. Её равновесие и гармония подвергается постоянному воздействию внешних факторов. Поэтому поддержание ритма питания – минимум, который человек может сделать для нормального функционирования своего организма.

Крайне важно всегда есть в примерно одно и то же время. Человек, наладивший свой ритм, может даже время сверять по чувству голода. Просто в определённые моменты суток пищеварительный тракт подготавливает себя к приёму пищи и подаёт об этом сигналы организму.

Нарушать ритм нельзя – надо есть. Иначе рефлекторно поступающий в это время желудочный сок начинает оказывать воздействие на двенадцатиперстную кишку и стенки желудка. Если это будет происходить часто, то итогом может стать язва или гастрит.

Интервалы

Если человек задался формированием культуры здорового питания, то на интервалы тоже нужно обратить внимание. Они во многом и определяют пресловутый ритм и режим.

С физиологической точки зрения идеальное время для еды – момент, когда пища, попавшая в желудок в предыдущий приём, уже усвоилась.

Есть усреднённые данные для ориентирования. Если с пищеварением у человека всё в порядке, то в среднем на усваивание еды уходит 4 часа. По истечении данного времени обычно появляется аппетит. В принципе, есть через каждые четыре часа – оптимальный вариант.

Но есть и более долгий промежуток между приёмами пищи. Он приходится на период сна. И превышать отметку 10-11 часов не должен.

Необязательно строго придерживаться именно этого режима. Самое главное – не есть раньше, чем через 2 часа после приёма пищи. Это просто нецелесообразно. 2-3 часа – приемлемый интервал, но тогда нужно есть небольшими порциями.

Что нужно организму?

Если человек увлёкся культурой здорового питания, то ему придётся углубляться в изучение состава продуктов, дабы формировать свой рацион. И это довольно-таки интересно. Итак, вот в чём нуждается наш организм:

  • Углеводы. Выполняют опорную, структурную, пластическую, осмотическую, рецепторную и энергетическую функции. Говоря простым языком, это основа, а ещё главный источник сил.
  • Жиры. Это максимально концентрированный источник энергии. Однако жир сложнее окисляется, чем углеводы. Поэтому его количество нужно минимизировать. Если у человека неактивный образ жизни, то в итоге всё приведёт к нарушению жирового обмена и энергетического равновесия, а также к набору лишнего веса.
  • Белки. «Строительный материал» нашего организма. Белки – составляющие элементы всех его клеток. Синтез ферментов, гемоглобина, пептидных гормонов, а также многие другие процессы не могут осуществляться в нормальном режиме, если в организме их недостаточно.
  • Витамины и минеральные вещества. Они принимают участие во всех биохимических процессах человеческого организма. Их значимость сложно переоценить.

Очень важно, чтобы человек, занимаясь формированием культуры питания, научился «поставлять» своему организму все перечисленные вещества, потребляя полезные их источники. В конфетах, например, высокая концентрация углеводов. Но разве организму будет хорошо, живи он на шоколаде? Овсянка, рис, орехи, фрукты, крупы – тоже источники углеводов, но более полезные и насыщенные витаминами.

Энергопотребность

Как уже говорилось выше, пища – это «топливо» для организма. 1 грамм белков и углеводов равен 17 кДж, а жира – 39 кДж. То, какое именно количество энергии нужно человеку, определяется его физической активностью. Вот примерные данные для мужчин (для девушек они ниже на 20 %):

  • Максимально спокойный, малоподвижный образ жизни – 1 500 калорий в сутки.
  • Сидячая форма трудовой деятельности – 2 000 — 2 500 ккал.
  • Лёгкая физическая работа – 2 500 — 3 000 ккал.
  • Тяжёлый физический труд – 3 000 — 4 000 ккал.
  • Очень тяжёлая работа – 4 000 — 6 000 ккал.

Счёт калорий

Если хочется вести здоровый образ жизни, культура питания и все перечисленные знания однозначно помогут. С учётом своей энергопотребности получится составить грамотный рацион с учётом калорийности блюд.

Это просто. Взять, к примеру, завтрак: американо с молоком (56 ккал), омлет из двух яиц (270 ккал), 150 грамм нежирного творога (134 ккал), несколько долек грейпфрута (37 ккал).

В таком весьма вкусном наборе есть всё, что нужно организму утром – достаточное количество белков и углеводов, кофеин и витамины. Высчитывать каждый раз калорийность блюд несложно.

Сахар

Увлекшись культурой питания, нужно обратить внимание на потребление этой добавки.

От белого сахара вообще лучше отказаться. Это – простой углевод, который, говоря обычным языком, попадая в организм вместе с чаем или кофе, уходит сразу «в бока».

Максимум суточного потребления сахара составляет 9 чайных ложек для мужчин и 6 – для женщин. Но надо помнить, что этот элемент есть во многих других продуктах, потребляемых нами (фрукты, соки, ягоды, овощи).

Так что норма у большинства людей превышена в разы, поскольку они не только пьют кофе и чай с сахаром, но и едят пищу, в которой он содержится в своём природном виде.

Отказавшись от сахара, человек не только окажет услугу своему организму, но и откроет для себя новый мир вкусовых ощущений. Многие люди начинают замечать ярко выраженную сладость в продуктах, не казавшихся ранее особенными, чувствуют особо приятные ароматы и т. д.

Правила, которые нужно усвоить

Если хочется приучить себя к здоровому образу жизни, то нужно начинать воспитание культуры питания в себе с запоминания следующих положений:

  • Есть надо лишь необходимое количество пищи. Насытившись – перестать. Не объедаться. Главное – утолить голод.
  • Надо соблюдать соотношение белков, жиров и углеводов. Оно такое: 1:1:4. Углеводы должны преобладать, но в разном виде (есть одни каши – не вариант).
  • От белой соли лучше отказаться. Норма – 2-5 грамм в сутки.
  • Если кофе – то натуральный, молотый. Выпив чашку, спустя 20 минут нужно употребить стакан воды для нормализации баланса.
  • Важно много пить. 1.5-2.5 литра воды в сутки. Какую-то часть можно заменить зелёным чаем, натуральными соками.
  • Овощи лучше употреблять в сочетании с витаминными продуктами, отрубями и семенами. Салат из помидоров и огурцов, например, можно заправить не маслом или сметаной, а лимонным соком, и посыпать сверху льняными семечками.
  • Каждый день надо потреблять уминеральные соли и витамины.

Это базовые навыки культуры питания. Начав следить за своим режимом, человек гарантировано улучшит самочувствие. Поначалу может быть непросто, но с течением времени он заметит лёгкость в теле, необыкновенный тонус, бодрое состояние организма в целом и даже, возможно, нормализовавшийся вес, если с таковым были проблемы.

11 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *