Контроль за питанием детей

Медицинский контроль за питанием детей в ДОУ осуществляется наблюдением:

• за санитарным состоянием пищеблока и условиями приготовления пищи, за что отвечают санитарные органы на местах;

• за режимом питания, исключительное право контроля за которым, по явному недоразумению, закрепилось в большей степени за органами народного просвещения, а не медицинской службы.

В настоящее время контроль за питанием регулируется:

• нормами физиологической потребности ребенка в основных питательных веществах и энергии (табл. 15);

• нормами продуктового набора для детей в ДОУ различного профиля (табл. 16);

• региональными нормами ассигнований на питание детей в ДОУ.

При всех существующих формах контроля (оперативном, углубленном, лабораторном) исходной точкой является меню-раскладка. При правильной организации питания она должна вывести и на положенные ассигнования, и на использование рекомендуемого продуктового набора, и на обеспечение сбалансированного по пищевым ингредиентам питания. Согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 полный выход на нормы физиологической потребности в основных питательных веществах и энергии должен обеспечиваться по среднесуточным показателям за месяц, с подекадной коррекцией меню на соответствие среднесуточного набора продуктов нормам продуктового набора в ДОУ.

Вызывает возражение бесполезная, с нашей точки зрения, работа, которая обозначена в СанПиН как: «Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подcчитывается калорийность, количество белков, жиров и углеводов)».

Продуктовые наборы (табл. 16) составлены с таким расчетом, что их ±10 %-ное выполнение гарантирует соблюдение рекомендуемых суточных норм физиологической потребности в основных пищевых веществах и энергии. Считаем ненужной работу по подсчету на калорийность и питательную ценность сводной среднемесячной меню-раскладки медперсонала ДОУ. Сам продуктовый набор дает достаточную характеристику питанию детей.

Ограничение контроля продуктовой накопительной ведомостью вытекает также из главной задачи контроля – оперативно обеспечить исправления выявленных нарушений питания. При выявлении нарушений в меню-раскладке для ее исправления необходимо возвратиться на предыдущий этап контроля – накопительную ведомость пищевых продуктов. Исправления все равно будут проводиться не по белкам, жирам или углеводам, а по необходимым в рационе питания продуктам.

Абсурдность контроля по нормам физиологической потребности в основных пищевых веществах и энергии и, кроме того, по среднемесячным продуктовым наборам иллюстрируется такими данными. В 1988 г. нами были проанализированы 36 недельных посезонных меню-раскладки дошкольных групп ДОУ по продуктовому набору и по содержанию питательных веществ и энергии. По характеристике пищевой ценности все рационы во все сезоны года оказались на высоком уровне, превышая по всем показателям, кроме белков растительного происхождения, кальция и фосфора, существующие нормативы. Однако эта благополучная картина по содержанию пищевых веществ в рационах ДОУ не соответствует норме при анализе продуктового набора. В усредненных посезонных и годовых рационах 60 % наименований, регламентированных нормами набора продуктов, оказались дефицитными, 35 % – в избытке лишь сухофрукты (и то в среднегодовом наборе) выдавались в соответствии с нормой. Дефицитными были овощи, свежие фрукты и их производные, молочные продукты (сыр, творог), рыба. Избыточная выдача мяса (124 г вместо 100) при углубленном анализе оказалась в 40 % мясом птицы, в 10 % – колбасами и сосисками, в 10 % – печенью и лишь в 40 % – натуральным мясом, втом числе только 20 % – говядины. Не так резко в отдельные сезоны года отмечался дефицит молока, хлеба (!?), картофеля, яиц, сметаны. В тоже время в рационах в 2 раза больше нормы выдавались крупы и макаронные изделия, в 3 раза – кондитерские изделия, была завышена выдача муки, сахара, сливочного и растительного масла.

Ошибки в учрежденческом анализе меню-раскладки по пищевым ингредиентам заключаются в том, что:

• не учитывается естественная биологическая неоднородность сырья;

• используются нестандартные таблицы питательной ценности пищевых продуктов, которые грешат большими ошибками по сравнению с официальными таблицами Института питания РАМН;

• не учитываются потери питательных веществ при тепловой обработке продуктов;

• не учитывается неполное (в среднем на 10 %) усвоение питательных веществ в детском организме;

• не учитываются приблизительно 15 %-ные потери питательных веществ за счет пищевых остатков от рациона.

Убеждены, что для контроля за питанием в ДОУ достаточно подекадного анализа бухгалтерских накопительных ведомостей пищевых продуктов, осуществляемого медицинской сестрой детского учреждения.

Анализ меню-раскладки на пищевую ценность необходим, но задача его в другом. Периодически (1 раз в месяц, квартал или полугодие, в зависимости от опытности и грамотности среднего медработника, ответственного за составление меню-раскладки), рекомендуем проводить врачебный контроль по суточной (но не среднесуточной!) меню-раскладке для оценки правильности составления меню медработником ДОУ. При контроле допустимо не более чем ± 10 %-ные отклонения основных пищевых ингредиентов рациона и его калорийности от норм физиологической потребности в основных пищевых веществах и энергии, хотя СанПиН 2.4.1.1249-03 допускает лишь ± 5 %-ные отклонения, а Н. Guthrie склонен считать нормальным даже ± 20 %-ные отклонения от рекомендуемых норм, учитывая усредненный характер самого рекомендуемого уровня.

Необходимость изучения вопроса питания в ДОУ по меню-раскладкам является основой специальных целевых исследований, направленных на установление определенных закономерностей и результатов, достигнутых в этом вопросе.

Питание детей — это одна из главных составляющих в работе всех дошкольных учреждений, поэтому в нашем районе и непосредственно в дошкольном центре развития ребёнка этому вопросу уделяется особое внимание.

контроль за питанием детей

Хочу остановиться на контроле за организацией питания в нашем ДОУ. Ежемесячно старшей медсестрой разрабатывается график контроля администрации за организацией питания, который включает в себя контроль за работой пищеблока, кладовой, организацией кормления в группах.

Данные проверки заносятся в специальные карты, позволяющие проанализировать все факторы, влияющие на качество работы по организации питания детей, и принять соответствующие меры.

Питание ребёнка осуществляется на условиях, которые должны обеспечиваться при кормлении: соблюдение гигиенических требований (обработка столов перед раздачей пищи, выполнение детьми гигиенических процедур перед каждым приёмом пищи, работа дежурных по столовой, умение пользоваться столовыми приборами согласно возрасту детей).

Карта «Анализ организации кормления» позволяет нам получить целостную картину организации кормления воспитанников во всех возрастных группах. Согласно разработанным критериям анализу и контролю подвергаются следующие вопросы:

  • наличие меню в группе;
  • эстетика помещения;
  • создание эмоционально-положительной обстановки;
  • качество проветривания;
  • выполнение гигиенических процедур перед приёмом пищи;
  • выполнение графика получения пищи на пищеблоке;
  • достаточность, качество, маркировка посуды для получения еды;
  • количество, качество посуды для приёма пищи;
  • наличие в достаточном количестве столовых приборов соответственно возрасту детей;
  • наличие салфетниц, хлебниц;
  • соответствие объёма порций при раздаче;
  • качество раздаваемой пищи (температурный режим);
  • сервировка столов дежурными;
  • уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей при приёме пищи;
  • ведение застольной беседы педагогом;
  • использование стихотворного сопровождения при кормлении;
  • согласованность действий воспитателя и помощника воспитателя во время кормления детей.

По необходимости, если есть замечания, осуществляется повторный контроль.

Разрабатываемый нами ежемесячный график контроля администрации за режимными моментами в детском саду также включает в себя вопросы организации кормления в группах, и один из вопросов — соблюдение детьми правил культурного поведения за столом:

  • правильно ли они пользуются столовыми приборами;
  • пользуются ли бумажными салфетками;
  • вежливо ли обращаются друг с другом;
  • умеют ли обращаться ко взрослым;
  • есть ли любимые блюда;
  • равнодушны ли к еде;
  • аккуратно ли кушают;
  • съедают ли норму питания (первое блюдо, второе блюдо, третье блюдо).

Основная цель такого контроля состоит в том, чтобы зафиксировать истинное положение дел в группе с организацией качественного питания и своевременно произвести его коррекцию. Полученные результаты отражаются в карте «Соблюдение детьми правил культурного поведения за столом».

Администрация также проверяет вопрос организации работы дежурных по столовой, результаты которого фиксируются в карте «Организация работы дежурных».

Плодотворно работает совет по питанию, который состоит из работников детского сада и представителей родительского комитета. Два раза с месяц согласно графику советом контролируется вопрос по организации питания в дошкольном центре с последующим заполнением актов и проведением ежемесячного заседания с принятием конкретных решений.

Вопрос организации питания в ДОУ рассматривается на педагогических советах, производственно-педагогических совещаниях, групповых родительских собраниях, медико-педагогических совещаниях, обсуждается на родительских собраниях.

Для работников детского сада проводятся консультации, даются рекомендации. Весь материал систематизирован и находится в методическом кабинете. Согласно нашему 10-дневному меню разработана консультация для педагогов и помощников воспитателей «Организация кормления в детском саду», где подробно описано, какими столовыми приборами необходимо пользоваться при приёме конкретного блюда, как правильно сервировать стол к приёму пищи и т.д.

Для родителей детского сада выпущен тематический фотоальбом «Что сегодня на обед?», где помещены фотографии работников пищеблока, фотографии детей при сервировке стола, организации кормления. Все фотографии имеют соответствующий художественный текст.

Один раз в два месяца в ДОУ для родителей выпускается газета «Родничок». Практически в каждом выпуске рассматриваются вопросы питания. В рубрике «Приятного аппетита», редактор газеты взяла у меня интервью, в котором было рассказано о контроле за питанием в нашем ДОУ, даны рекомендации родителям о правильном питании детей дома. В рубрике «Папа, мама, я…» предложены правила этикета для детей и взрослых. В детской страничке мы поместили сказку о пюре для самых маленьких.

контроль за питанием детей

Оформили уголки помощников воспитателей в виде фруктов, где поместили, объём выдачи блюд, график выдачи пищи, правила мытья посуды.

В заключение хочется сказать, что правильно организованное питание в ДОУ способствует улучшению здоровья каждого ребёнка.

И. Шелкович

Находясь в детском саду, дети должны получать такое питание, которое будет способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности, умственному и физическому развитию.

Законодательное регулирование вопроса

Организация питания в детском дошкольном учреждении регулируется с помощью норм, которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.03.2013 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Этим документом установлены следующие обязательные требования:

  1. Категории продуктов, которые не допускаются к употреблению в детском дошкольном учреждении – Приложение №9;
  2. Наборы продуктов, которым должен быть обеспечен каждый ребенок в течение учебного дня – Приложение № 10;
  3. Перечень продуктов, которые должны быть включены в меню в течение недели – Приложение № 11.

Применяемые нормы

Меню в дошкольном учреждении разрабатывается в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту.

Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.

Набор продуктов, включаемых в меню, должен быть основан на национальных и территориальных особенностях питания детей, их здоровье.

В режиме питания должны быть предусмотрены завтраки, обеды, полдники и ужины.

В завтрак должны быть включены:

  1. Горячее блюдо;
  2. Бутерброды;
  3. Горячий напиток.

В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным.

Обед должен состоять из:

  1. Закуски;
  2. Горячего блюда;
  3. Второго блюда;
  4. Напитков.

Полдник состоит из:

  1. Напитка;
  2. Булочное или кондитерское изделие.

Ужин состоит из:

  1. Салатов;
  2. Вторых блюд;
  3. Горячих напитков.

Для составления дневного рациона следует использовать:

  1. Мясные и рыбные продукты;
  2. Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);
  3. Молочные продукты;
  4. Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);
  5. Кондитерские продукты;
  6. Овощные продукты;
  7. Фрукты;
  8. Консервы;
  9. Соки и напитки;
  10. Хлеб;
  11. Соль.

Не допускается включение следующих продуктов:

  1. Полученных из мяса диких животных;
  2. Не прошедших процедуру обработки теплом;
  3. Консервированных;
  4. Не пастеризованных молочных продуктов;
  5. Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;
  6. Газированные напитки;
  7. Натуральный кофе.

контроль за питанием детейДо утверждения основного меню, следует разрабатывать примерное, которое составляется на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Названия блюд, которые были включены в примерное меню, должны отражаться в полном соответствии с названиями, которые содержаться в ранее указанных источниках.

Для детей, не достигших года, которые вскармливаются искусственно, предусматривается получение сухих и жидких молочных смесей.

Руководителем детского сада осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.

Это обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день, в котором указываются:

  1. Название блюда;
  2. Объем порции;
  3. Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.

Режим приема пищи

Режим питания представляет собой процедуру нормирования продуктов, которые получает ребенок, находящийся в дошкольном учреждении.

Режим зависит от двух факторов:

  1. Времени пребывания ребенка в учреждении;
  2. Возраста малыша.

Количество приемов пищи определяется в соответствии с временем нахождения в ДОУ.

Так для деток, время пребывания которых в учреждениях составляет от 8 до 10 часов, установлен следующий режим:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15. 30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 до 19.

Руководителем по своему усмотрению может быть установлен второй завтрак. Время его проведения составляет с 10 часов 30 минут до 11 часов.

В случае, когда детки пребывают в детском саду до 12 часов, то для них должен быть установлен следующий режим питания:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15.30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 минут до 19;
  5. Второй ужин в 21.

Когда дети находятся в ДОУ 12 часов, руководством должен быть разработан режим, который бы обеспечивал 80% всего рациона малыша.

Режим питания для детей, которые не достигли года, разрабатывается индивидуально на каждого с учетом физиологических особенностей. При этом используется питание, имеющее государственную регистрацию, или поступающее из молочных кухонь.

Порядок проведения контроля

Контроль над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов.

Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества.

После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно.

Субъектами такого контроля являются:

  1. Руководитель детского сада;
  2. Медицинский работник учреждения;
  3. Комиссия, состоящая из родителей.

Руководитель и медицинский работник проверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ.

Комиссия, состоящая из родителей, может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи.

Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.

Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор.

Им осуществляется проверка соответствия всем нормам:

  1. Санитарного состояния пищеблоков;
  2. Рациона питания, разрабатываемого в учреждении;
  3. Качества и безопасности используемой пищи.

При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколы о привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.

О проведении родительского контроля в ДОУ смотрите в следующем видеосюжете:

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *