Гигиены детей и подростков и гигиены питания

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков от рождения до 18-20 лет.

Научно-практическая деятельность в области гигиены детей и подростков в СССР направлена на все детские и подростковые коллективы, объединенные в учреждениях различного типа (дошкольных, школьных и внешкольных).

Гигиена детей и подростков возникла в 19 в. как школьная гигиена, когда выявился ряд вредных влияний школы на развитие и здоровье детей (большой процент нарушении зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных заболеваний).

Отечественные ученые внесли большой вклад в разработку вопросов школьной гигиены.

В Советском Союзе в связи с ростом сети детских и подростковых учреждений определились и расширились содержание и задачи гигиены детей и подростков, получившей принципиально новое направление: от констатации отрицательных явлений и разработки частных мероприятий для их устранения она перешла к активному участию в организации всего учебно-воспитательного школьного процесса, превратившись в самостоятельную научную дисциплину.

В задачи гигиены детей и подростков входят изучение влияния факторов внешней среды на организм детей и подростков, разработка гигиенических нормативов детских учреждений, режима учебно-воспитательной и производственной работы, физического воспитания различных возрастных групп, вопросов питания.

Вскрывая сущность явлений и процессов, происходящих в организме детей и подростков под влиянием разных условий (состояния воздушного, теплового, светового режимов помещений, учебной и трудовой нагрузки, занятий спортом, физическими упражнениями, закаливания и пр.), гигиена детей и подростков не только объясняет их причины, но разрабатывает мероприятия по улучшению условий в интересах воспитания здоровых людей.

Изучение физического развития, состояния здоровья и заболеваемости позволяет устанавливать возрастные особенности детского организма, закономерности его развития, выявлять факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие и здоровье ребенка, анализировать причины часто встречающихся заболеваний в разных возрастных группах и разрабатывать мероприятия по их предупреждению.

Организатором оздоровительных мероприятий для детей и подростков является в первую очередь врач; в задачи которого входит контроль: за физическим состоянием и развитием детей и подростков, за правильной организацией физкультурных занятий, закаливания, школьной нагрузкой, за санитарным режимом школы и др.

Проведение гигиенических мероприятий в школе и в детских учреждениях возлагается на директора и педагогов.

Воспитательная работа с родителями, санитарное просвещение по вопросам гигиены детей и подростков также занимают большое место в медицинской и педагогической работе детских учреждений.

Борьба с болезнями детей

Борьба с болезнями детей проводится прежде всего путем укрепления детского организма, чему способствуют санитарное благоустройство школ, квартир, а также правильный режим и питание ребенка.

Для создания необходимых санитарных условий используется и самодеятельность самих детей и подростков, для чего в школах под руководством врачей создаются кружки БГСО («Будь готов к санитарной оборонен), а также привлекаются широкие круги общественности.

Специфические мероприятиями по борьбе с инфекционными заболеваниями являются: строго проводимая система немедленного выяснения причин неявки в дошкольное учреждение, на занятия, изоляция заболевших; письменное разрешение врача для выздоровевших детей и детей, находившихся в контакте с инфекционным больным; осуществление своевременной целесообразной дезинфекции и прививок предохранительных.

При изучении гигиенических основ учебно-производственной и учебно-воспитательной работы ставятся следующие задачи: профилактика утомления и переутомления, разработка наиболее рациональных с гигиенической точки зрения режимов учебных и производственных занятий для учащихся разного профиля школ, разных возрастов, состояния здоровья, характера выполняемой работы, обобщение опыта, гигиеническое обоснование содержания, форм и организации самообслуживания в школах.

Режим дня

Дети с раннего возраста должны быть приучены к определенному режиму дня, т. е. в одно и то же время вставать, есть, гулять, играть, учиться, ложиться спать.

Регулярный режим дня способствует выработке у ребенка ряда условных рефлексов на время; так, если ребенок приучен получать пищу в определенные часы, у него появляется аппетит, как только наступает время очередной еды.

Определенный порядок привычных действий благоприятно влияет на функции и развитие нервной системы.

В жизни ребенка громадное значение имеет сон. Сон обеспечивает нормальную работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Потребность детей в сне тем больше, чем меньше ребенок.

Продолжительность ночного сна здоровых детей в возрасте 2-5 лет должна быть не менее 12 часов, 6-8-летнего возраста — не менее 11 часов: кроме того, детям до 7-летнего возраста необходимы 1½-2 часа дневного сна, детям в возрасте 7 лет после учебных занятий в школе желателен 1 час дневного сна.

Для детей 9-12 лет продолжительность ночного сна должна быть не меньше 10½-10 часов; 13-15 лет — 9½-9 часов; 16 лет — 9-8½ часов; 17-18 лет — 8½-8 часов.

При этом необходимо строго соблюдать время отхода ко сиу и пробуждения.

Для сна ребенку необходимо выделить предназначенную только для него кровать.

Перед сном нельзя давать ребенку есть — ужин он должен получать за 1-2 часа до отхода ко сну, т. к. переполненный желудок (как и мочевой пузырь) мешает сну.

Для глубокого, покойного сна имеет большое значение свежий воздух.

Поэтому необходимо проветривать комнату перед сном, не допускать курения в комнате, где спит ребенок; желательно, чтобы он спал при открытой форточке.

Для правильного развития детского организма нужен чистый воздух; поэтому необходимы ежедневные прогулки и игры детей на свежем воздухе независимо от погоды.

Сильные морозы не должны прерывать ежедневных прогулок; надо только сократить их продолжительность до 15-20 мин., повторяя несколько раз в день.

С раннего возраста детям должны прививаться правила личной гигиены: дети должны привыкнуть обязательно мыть руки, шею и лицо, чистить зубы утром или перед сном, мыть руки перед едой и после посещения уборной, не реже раза в неделю мыть все тело.

Для мытья рук и лица надо пользоваться текучей водой (из водопровода, умывальника и т. п.).

С первых дней жизни надо приступить к закаливанию организма ребенка, повышающему устойчивость к простудным заболеваниям и способствующему его приспособляемости к изменениям внешней среды.

Закаливание организма детей достигается применением воздушных и солнечных ванн и водных процедур (обтирания и обливания, которые можно начинать с 2-3-месячного возраста).

Режим дня в детском саду включает питание, игры, прогулки (5-6 часов), организованные занятия, сон.

Режим школьника

Режим школьника включает организацию учебного года (его длительность, продолжительность учебных четвертей, каникул), недели, дня, в зависимости от учебного плана школы и каждого класса.

В школе, как правило, занятия начинаются не позднее 9 часов утра в односменной школе и 8 часов 30 мин. — в двухсменной.

Занятия второй смены должны кончаться не позднее 19 часов.

Школьный режим регламентирует также продолжительность занятий в школьных мастерских, на производстве, внеклассных занятий (учебных, работы в кружках, выполнение общественных поручении) и отдых (прогулки, игры, спорт).

Работа на производстве 15-16-летних школьников не должна превышать 4 часа, а 17-18-летних — 6 часов.

Наиболее эффективная продолжительность приготовления домашних заданий для учащихся 1-го класса — 1 час; для 2-го класса — 1-1½ часа; для 3-4-х классов — 1½-2 часа: для 5-6-х классов — 2 часа; для 7-го класса — 2½-3 часа; для 8-10-х классов — 3-4 часа.

При приготовлении домашних заданий нужно делать перерывы по 10-20 мин. через каждые 45 мин. — 1 час.

Одним из важнейших оздоровительных мероприятий является пребывание на свежем воздухе, длительность которого должна быть для учащихся 1-4-х классов не менее 3,5 часа в сутки, для 5-6-х классов — 3 часов, 7-10-х классов — 2,5-2 часов.

Кроме того, помещения, в которых проводятся занятия (классные комнаты, лаборатории, мастерские) должны тщательно проветриваться до занятии и во время перемен.

В каникулы и выходные дни режим дня школьника должен организовываться с учетом длительного пребывания на воздухе.

Правильно организованный режим детей повышает их работоспособность, способствует успеваемости в учебе, создает бодрое настроение и интерес к развлечениям, играм, творческой деятельности; вместе с тем он способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Для детей, нуждающихся в особом режиме, создаются специальные условия, при которых они могут продолжать учение и улучшать здоровье; это осуществляется в санаторно-лесных школах, школах-санаториях и пр.

В этих учреждениях, наряду с учебными занятиями, дети с ослабленным здоровьем получают соответствующее питание, отдых (сон) на открытом воздухе и медицинскую помощь.

Большую помощь в разрешении задач физического воспитания в школе оказывают различные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках (в младших классах), подвижные игры на больших переменах, организация спортивных кружков, занятия учащихся в спортивных секциях и пр.

Все мероприятия по физическому воспитанию учащихся проводятся под контролем врача.

Питание

В сохранении здоровья детей и подростков большое значите имеет правильное питание.

Пища должна быть питательной, вкусной, разнообразной, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

В суточный рацион ребенка должны входить белки как животного (яйца, творог, молоко, мясо, рыба), так и растительного происхождения (содержатся в крупах, картофеле, капусте); суточная норма белка для детей от 1 года до 11 лет колеблется в зависимости от возраста от 25 до 80 г, в возрасте от 11 до 18 лет — от 98 до 120 г.

Углеводы, основным источником которых являются растительные продукты, в суточной норме ребенка в зависимости от возраста составляют от 100 до 470 г.

Жиры, из которых весьма ценны жиры молочных продуктов (сливочного масла, сметаны, молока), содержащие витамины А и D, входят в суточный рацион в количестве 50-80 г для детей от 1 года до 11 лет и 86-100 г — для подростков от 11 до 18 лет (включая растительное масло, которое должно составлять 10-15% жиров).

Вместе с пищей и питьем ребенок должен получать в сутки 1,5-2 л жидкости.

Приемы пищи должны проводиться 4-5 раз в сутки (каждые 3-4 часа), всегда в одно и то же время.

Суточный прием пищи следует распределять так: 20-25% пищи съедается за завтраком, 40-50% — за обедом, 10-15% — в полдник, 20-25% — за ужином (см. Питание).

Еда должна происходить в культурной обстановке с соблюдением строжайшей чистоты (посуда, скатерти или клеенки; обязательное мытье рук перед едой).

Гигиена детей и подростков разрабатывает гигиенические вопросы строительства школ, школ-интернатов, детских садов и других учреждений для детей и подростков, размещения их на территории городов и поселков, учебного и производственного инвентаря, инструментария, учебных пособий, игрушек.

Типы школьных зданий варьируют в зависимости от сроков обучения (8- или 11-летние школы) или количества учащихся в школе.

Классные помещения должны быть удобными и просторными; они строятся из расчета 1,25 м2 площади на каждого ученика.

Дневное освещение должно быть левосторонним (по отношению к ученикам) и должно обеспечивать достаточную освещенность всех рабочих мест.

Это достигается таким устройством окон, при котором соотношение их застекленной площади к площади пола комнаты составляет 1:4 и не менее 1:5 (принято считать, что класс освещен достаточно,если каждый ученик видит со своего места хоть кусочек неба).

Наиболее употребительная окраска стен помещений светло-серая, светло-желтая; предпочтительна масляная краска, чтобы стены можно было легко мыть.

В учебных помещениях должна поддерживаться постоянная температура (16-18°).

Для хорошего проветривания комнаты должны быть оснащены фрамугами, а лаборатории — вытяжными шкафами.

Важным является обеспечение коллектива учащихся доброкачественной водой как для питья, так и для поддержания чистоты; необходимо иметь достаточное количество умывальников.

Желательна организация душевых установок и плавательного бассейна.

Школьная мебель

Школьная мебель должна быть прочной, устойчивой и легко поддаваться чистке.

Размеры и конструкции парт, столов, верстаков должны способствовать во время занятий правильному положению: прямое положение туловища (при котором исключены затруднения дыхания и кровообращения); слегка наклоненная вперед голова (с сохранением расстояния глаз от предметов на столе в 30-35 см); выпрямленное положение голеней и стоп; свободное положение предплечий и кистей рук на столе, обеспечивающее разгрузку позвоночника без напряжения мышц верхнего плечевого пояса.

Размеры парт и оборудования лабораторий и мастерских определяются размерами и пропорциями тела учащихся с учетом изменения их за время пребывания в школе.

Каждой группе учащихся с разницей роста в 10 см нужны парты другого размера; в соответствии с этим установлены точные размеры и конструкции парт.

Медико-санитарное обслуживание

Медико-санитарное обслуживание детей и подростков проводится врачами и сестрами школ, школ-интернатов, дошкольных учреждении и системы трудовых резервов.

Особого внимания заслуживают кабинеты профессиональной консультации, в функции которых входит оказание помощи учащейся молодежи при выборе профессии в соответствии с состоянием здоровья, физическими возможностями, интересами и способностями.

В связи с законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР проводится огромное строительство детских учреждений и перед гигиенической наукой ставятся большие задачи, решение которых возложено на научно-исследовательские институты гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР, физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, кафедры гигиены детей и подростков медицинских институтов, областные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции.

Преподавание гигиены детей и подростков как учебной дисциплины ведется на специальных кафедрах медицинских и педагогических институтов.

М. Д. Большакова (Список авторов крупных статей)

Родительский клуб

«12 шагов в будущее». По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Рекомендации врачей по материалам журнала «Здоровье» Подробнее

  • Болезнь Дауна
  • В ожидании гриппа
  • Всем ли надо отдыхать на юге?
  • Гипогликемия у детей
  • Диабет у детей
  • Дошкольник и его печали
  • Дошкольник и его печали Еще раз о печалях дошкольника
  • Запоры у детей
  • Защитите своего ребенка от инфекций
  • Кому сегодня угрожает дифтерия
  • Ларингит и фарингит
  • Обязательно ли удалять миндалины?
  • Орнитоз
  • Половое развитие мальчика
  • Преждевременные роды Раньше срока
  • Профилактика геогельминтозов
  • Ребенку удалили аденоиды
  • Рецидивирующий бронхит у детей
  • Синдром патологического прикуса
  • Стоматит у детей
  • У ребенка были судорожные припадки
  • Уход за больным корью
  • Физическое воспитание недоношенного ребенка
  • Хотите иметь здорового ребенка?
  • Четыре совета женщинам с резус-отрицательной кровью
Сексуальное воспитание подростков: Руководство для родителей
  • Ох уж эти родительские сомнения
  • Дети имеют право на собственные чувства
  • Об ответственности, нравственности и запретных темах
  • Не очень приятные, но необходимые предостережения
  • О безопасности, несчастных случаях и умении принять решение
  • Как избежать сексуального насилия?

«Мамины «почему?»»

По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику «Мамины «почему?»», где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Рекомендации врачей по материалам журнала «Работница» Подробнее

  • Ребёнок часто болеет
  • Наступление на грипп

Характерным для органов пищеварения ребенка является нежность сли­зистой оболочки, ее богатство лимфатическими элементами, обильное крово­снабжение и недостаточное развитие эластических элементов

Железы же­лудка и кишечника в первые годы жизни (до 6-7 лет) также недоразвиты и малочисленны. Поэтому желудочный сок имеет низкую концентрацию соля­ной кислоты, что резко снижает его бактерицидные свойства и повышает восприимчивость детей к желудочно-кишечным инфекциям. Количество же­лез в слизистой желудка интенсивно нарастает до 10 лет и приближается к уровню взрослого в 14-15 лет.

Ферментативный состав желудочного сока также значительно меняется в первые годы жизни. Фермент химозин, дейст­вующий на белки молока, особенно активно вырабатывается желудочными железами в первые 1-2 года, постепенно его выработка падает, а у большин­ства взрослых этот фермент практически полностью отсутствует. Актив­ность других ферментов желудочного сока нарастает постепенно и только к 15-16 годам достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы могут осуществляться в основном только в тон­ком кишечнике.

Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 5-7 лет. По своим морфофункциональным параметрам она достигает взрос­лого уровня только к 15-16 лет. Аналогичные темпы развития наблюдаются у печени и всех отделов кишечника.

Таким образом, развитие органов пищеварения в известной мере идет параллельно с общим развитием организма: периоды наиболее ин­тенсивного роста и созревания функций приходятся на первый год жизни, на дошкольный (5-7 лет) возраст и подростковый период.

Следует учитывать и еще один очень важный момент: деятельность ор­ганов пищеварения находится под контролем нервной системы и зависит от функционального состояния коры головного мозга. В процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в ча­стности, на время приема пищи, её количество и состав.

Гигиена питания детей и подростков.

В детском возрасте питание необходимо не только для нормальной жизнедеятельности, но и для их роста и развития. Полноценное и рациональ­ное питание укрепляет здоровье, способствует правильному физическому и умственному развитию, повышает выносливость, трудоспособность, сопро­тивляемость организма различным заболеваниям. Полноценное питание должно содержать необходимые организму вещества в достаточных количе­ствах и в определенных соотношениях, быть разнообразным, т.е. состоять из продуктов животного и растительного происхождения, вызывать чувство сы­тости.

Для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соот­ношение белков, жиров и углеводов в рационе равное 1:1:6, а для взрослых -1:1:4.

Поступление в организм ребенка с пищей полноценного по качеству белка (по его аминокислотному составу) является необходимым условием. Белки животного происхождения в питании детей 6-17 лет должны состав­лять несколько больше половины от установленной нормы потребления белка:

в 7-10 лет — 79 г в сутки,

в 14-17 лет — 100 г (юноши) и 90 г (девушки).

Белки являются для организма пластическим материалом и источником энергии. Белки животного происхождения усваиваются на 95-97 %, расти­тельного — на 60-80 %.

Жиры — сложные органические вещества. Это строительный материал и основной источник энергии. Жиры обладают высокой калорийностью. Кроме того, защищают органы, сосуды, нервы от травм, все тело от охлаждения. Жир может откладываться про запас. Наиболее полноценны жиры животного происхождения. В них содержатся витамины А,Д,Е. Однако говяжий и бара­ний жир не представляет ценности для детского организма. Жиры раститель­ного происхождения содержат витамины Е,К и богаты ненасыщенными жир­ными кислотами. Последние повышают сопротивляемость организма к ин­фекциям, препятствуют отложению холестерина в стенках сосудов. В суточ­ный рацион детей и подростков должны входить жиры как животного, так и растительного происхождения. Особенно необходимы молочные жиры мо­лочных продуктов.

Суточная норма потребления: в 7-10 лет — 25 г, в 14-17 лет — 20г

Углеводы — основной источник энергии. Если углеводы поступают в избытке, то часть его превращается в жир, а если это сахар, то откладывается в печени в виде гликогена. Обильное употребление пищи богатой сахаром ц крахмалом, отсутствие физической работы и спорта ведут к ожирению.

Суточная норма потребления: в 7-10 лет — 320 г,

в 14-17 лет — 420 г (юноши) и 360 г (девушки).

Клетчатка (целлюлоза) содержится в растительных продуктах. Ее много в муке грубого помола, овощах, фруктах, крупах. Клетчатка усиливает перистальтику (двигательную активность) кишечника.

Вода. Суточная потребность в воде для детей

7-10 лет — 1350 мл, 11-14 лет -1500 мл,

взрослых — 2000 мл.

Минеральные вещества в зависимости от их количественного содер­жания в организме делят на макроэлементы и микроэлементы. Минераль­ные вещества оказывают влияние на рост и развитие организма человека. Особенно велика потребность растущего организма в кальции и фосфоре (их соотношение 1,5:1).

Витамины, действуя в незначительных количествах, способствуют росту и развитию ребенка. Длительное отсутствие какого-либо витамина при­водит к болезненному состоянию — авитаминозу. Известно более 30 витами­нов (подробнее — раздел 13.5) Они условно обозначаются буквами латинского алфавита. По растворимости их делят на две группы: жирорастворимые (А,Д,Е,К и др.) и водорастворимые ( В1 ,В2,В6,В 12,С,Р и др. ).

Понятие режим питания включает:

  1. количество приемов пищи;

  2. распределение суточного рациона по его энергоценности, химическому составу, продуктовому набору;

  3. время приема пищи, а также время, затраченное на прием пищи.

К числу обязательных продуктов для детей и подростков относятсяся мясные, рыбные, молочные продукты, фрукты, соки, хлеб.

Для детей и под­ростков рекомендуется принимать пищу 4-5 раз в день, через 3,5-4 часа, а юношам и девушкам 3-4 раза в сутки. При четырехразовом питании пища усваивается до 82-84%, а при трехкратном — 75-76%.

Примерное распреде­ление пищи в течение дня:

Завтрак — 25% суточного рациона,

Второй завтрак — 10-15%,

Обед — 45-50%,

Ужин-15-20%.

Продолжительность еды в обед в среднем должна составлять 30 минут, а в последний раз за день есть нужно как минимум за 1,5-2 часа до сна. Последний прием пищи должен составлять не более 10% суточной энергоценности.

Средние нормы суточного потребления энергии:

в 7-10 лет — 2000-2300ккал,

в 14-17 лет — 2900 ккал (юноши) и 2600 ккал (девушки).

9 апреля 2018 г. 21:04


Утверждаю

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере

защиты прав потребителей

и благополучия человека,

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

А.Ю.ПОПОВА

12 ноября 2015 г.


2.4.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ


ОРГАНИЗАЦИЯ

ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР 2.4.5.0107-15


I. Область применения


1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для врачей и медицинских сестер детских образовательных учреждений, врачей-педиатров, врачей-диетологов, диетических сестер, организаторов здравоохранения.

1.2. В настоящем документе представлены основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.


II. Введение


2.1. Оптимальное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни. В то же время, широкомасштабные эпидемиологические исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков, проведенные в последние годы специалистами ФГБНУ «НИИ питания» и других медицинских учреждений страны, указывают на существенные недостатки в организации питания детей разного возраста.

2.2. Серьезной проблемой является избыточное потребление сахара и кондитерских изделий, жира и продуктов с высоким содержанием поваренной соли на фоне сохраняющегося дефицита ряда микронутриентов и, в частности, витаминов C, B1, B2, -каротина; железа, кальция (у 30 — 40% детей); йода (у 70 — 80% детей), а также ПНЖК, пищевых волокон.

2.3. У детей дошкольного и школьного возраста отмечается высокая частота болезней обмена веществ (в первую очередь, ожирения), анемий; заболеваний желудочно-кишечного тракта, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы. В среднем по всем половозрастным группам детей распространенность избыточной массы тела и ожирения составили 19,9 и 5,6% соответственно.

2.4. Недостаточное использование рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей и фруктов ведет к сниженному потреблению ПНЖК, особенно семейства , низкому потреблению пищевых волокон, микронутриентов: витаминов (особенно C, B2 и -каротина), кальция, железа, йода, цинка.


III. Принципы и рекомендации при организации здорового

питания детей в организованных коллективах


3.1. Общие принципы здорового питания детей, которые могут обеспечить наиболее эффективную роль алиментарного фактора в поддержании их здоровья, следующие:

а) адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;

б) сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;

в) максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;

г) оптимальный режим питания;

д) адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;

е) учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

ж) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

3.2. В соответствии с этими принципами рационы питания дошкольников и школьников должны включать все основные группы продуктов, а именно — мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

3.3. Детям не рекомендуется ряд продуктов и блюд. К ним относятся продукты, содержащие облигатные аллергены, эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины, некоторые специи (черный перец, хрен, горчица).

3.4. Среднесуточный рацион питания должен удовлетворять физиологическим потребностям в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп («Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных возрастных групп населения в Российской Федерации» МР 2.3.1.2432-08).

3.5. Большинство детей посещают образовательные учреждения, где они получают с пищей значительную часть пищевых веществ и энергии. При этом организация питания в детских образовательных учреждениях регламентируется среднесуточными наборами продуктов питания, обеспечивающими детей необходимым количеством энергии и нутриентов, в зависимости от длительности пребывания в образовательных учреждениях.

Во время пребывания в дошкольных организациях основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) ребенок получает именно в этих учреждениях.

3.6. Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона питания детей на отдельные приемы пищи в зависимости от их времени пребывания в дошкольных организациях представлено в табл. 1.


Таблица 1


Рекомендуемое распределение калорийности

между приемами пищи в зависимости от времени пребывания

детей в дошкольных организациях (%)


Для детей с круглосуточным пребыванием

Для детей с дневным пребыванием 8 — 10 ч.

Для детей с дневным пребыванием 12 ч.

завтрак (20 — 25%)

завтрак (20 — 25%)

завтрак (20 — 25%)

2-й завтрак (5%)

2-й завтрак (5%)

2-й завтрак (5%)

обед (30 — 35%)

обед (30 — 35%)

обед (30 — 35%)

полдник (10 — 15%)

полдник (10 — 15%)

полдник (10 — 15%) / или уплотненный полдник (30 — 35%)

ужин (20 — 25%)


ужин (20 — 25%)

2-й ужин (до 5%) — дополнительный прием пищи перед сном — кисломолочный напиток с булочным или мучным кулинарным изделием



Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми во время пребывания в дошкольных организациях должно составлять не менее 70% от суточной потребности.

Вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30 — 35%).


3.7. При организации питания детей школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях, следует иметь в виду следующие основные медико-биологические требования:

а) рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 20 — 25 и 30 — 35% суточной потребности в энергии соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55 — 60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности;

б) рационы должны быть дифференцированы по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в зависимости от возраста детей (для 7 — 11 лет и 11 — 18 лет);

в) необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (в 10 — 11 ч), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе), полдник и ужин (не позднее чем за 2 часа до сна).

3.8. В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ (завтрак, обед) в образовательных учреждениях детьми 7 — 18 лет должно составлять 55 — 60% от суточной потребности (табл. 2).


Таблица 2


Распределение в процентном отношении

потребления энергии по приемам пищи детьми 7 — 18 лет,

обучающихся в образовательных учреждениях


Прием пищи

Доля суточной потребности в энергии, %

Завтрак

20 — 25

Обед

30 — 35

Полдник

10

Ужин

25 — 30

Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми (завтрак, обед) в образовательных учреждениях должно составлять 55 — 60% от суточной потребности.


При увеличении умственных и физических нагрузок допускается увеличение калорийности рационов питания детей в соответствии с нагрузками (кадетские школы, школы олимпийского резерва и др.).

3.9. Организация питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Соблюдение требований, содержащихся в указанных документах, обеспечивает санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность питания детей дошкольного возраста в организованных коллективах и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка дошкольного и школьного возраста.

3.10. Продукты, используемые в питании детей в детских организованных коллективах, должны быть качественными, безопасными и соответствовать требованиям действующего законодательства. Питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение пищевых добавок, поваренной соли, специй и др.).

3.11. Питание детей в домашних условиях, согласно имеющимся данным мониторинга, отличается наличием выраженных дисбалансов, состоящих в избыточном потреблении животного жира, сахара (как добавленного, так и поступающего в составе потребляемых кондитерских изделий), газированных напитков, нежелательных для детского возраста пищевых добавок при одновременном недостаточном потреблении ряда критически важных для развития организма ребенка нутриентов: витаминов C, группы B, макро- и микроэлементов, кальция, йода, железа, цинка, пищевых волокон, ПНЖК ряда .

Принимая во внимание, что питание должно удовлетворять физиологическим потребностям в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп («Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных возрастных групп населения в Российской Федерации» МР 2.3.1.2432-08), требуется коррекция среднесуточного рациона в целях устранения алиментарных дисбалансов, вызванных неправильным питанием детей в домашних условиях.

3.12. С целью снижения риска развития избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета II типа, кариеса, гипертонической болезни в рекомендованных наборах (табл. 3 и 4) уменьшено содержание сахара, кондитерских изделий, соли.

3.13. Продукты с высоким содержанием жира должны быть заменены на продукты с пониженным его содержанием. Так, рекомендовано использовать сметану 10 — 15%-й жирности, а творог — 5 — 9%-й жирности. Важным вопросом является формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, правильных пищевых (вкусовых) предпочтений, направленных на потребление продуктов, являющихся источниками многих важных макро- и микронутриентов (овощи, фрукты, рыба, зернобобовые), при ограничении потребления кондитерских изделий, газированных напитков.

3.14. В табл. 3 и 4 представлены рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей в организованных коллективах. При разработке этих наборов предусмотрено использование продуктов отечественного производства.


Таблица 3


Рекомендуемые среднесуточные наборы

пищевых продуктов для организации питания детей 1 — 3 лет,

3 — 7 лет в организованных коллективах


Наименование продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста детей, г, мл, нетто


1 — 3 года

3 — 7 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный, пшеничный, ржаной)

100

130

Мука пшеничная

25

29

Крупы (злаки), бобовые

30

43

Макаронные изделия

8

12

Картофель

120

140

Овощи, зелень (в т.ч. сезонные)

205

260

Фрукты (плоды свежие)

95

100

Фрукты сухие

9

11

Соки (фруктовые, овощные)

100

100

Напитки витаминизированные (готовый напиток)

50

Мясо (говядина, нежирная свинина, баранина и др.)

50

55

Мясо птицы

20

24

Рыба, в т.ч. сельдь слабосоленая

32

37

Колбасные изделия

7

Молоко и кисломолочные напитки (не ниже 2,5% жирности)

390

450

Творог (5 — 9% жирности)

30

40

Сыр

4,3

6,4

Сметана (10 — 15% жирности)

9

11

Масло сливочное

18

21

Масло растительное (подсолнечное, кукурузное, соевое)

9

11

Яйцо (не ниже 1 категории)

20

24

Сахар

30

35

Кондитерские изделия

7

10

Чай

0,5

0,6

Какао

0,5

0,6

Дрожжи хлебопекарные

0,4

0,5

Кофейный напиток

1,0

1,2

Мука картофельная (крахмал)

2

3

Соль

4

6

Возможна замена на мясо других видов животных в эквивалентных количествах.

Не являются обязательными продуктами для питания детей.

В том числе для приготовления блюд и напитков; в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.), выдача сахара должна быть уменьшена в соответствии с его количеством, поступающим в составе используемого готового продукта.


Таблица 4


Рекомендуемые среднесуточные наборы

пищевых продуктов для организации питания детей 7 — 11 лет

и 11 — 18 лет в организованных коллективах


Наименование продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста детей, г, мл, нетто


7 — 11 лет

11 — 18 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный, пшеничный, ржаной)

230

320

Мука пшеничная

15

20

Крупы, бобовые

45

50

Макаронные изделия

15

20

Картофель

190

190

Овощи, зелень (в т.ч. сезонные)

280

320

Фрукты свежие

185

185

Фрукты сухие, плоды (в т.ч. шиповник)

15

20

Соки фруктовые, плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные)

200

200

Мясо (говядина, нежирная свинина, баранина и др.)

70

78

Мясо птицы

35

53

Рыба, в т.ч. сельдь слабосоленая

58

77

Колбасные изделия

15

20

Молоко (2,5 — 3,2% жирности)

300

300

Кисломолочные напитки (2,5 — 3,2% жирности)

150

180

Творог (5 — 9% жирности)

50

60

Сыр

10

12

Сметана (10 — 15% жирности)

10

10

Масло сливочное

30

35

Масло растительное (подсолнечное, кукурузное, соевое)

15

18

Яйцо (не ниже 1 категории)

40

40

Сахар

40

40

Кондитерские изделия

10

15

Чай

0,6

0,6

Какао, кофейный напиток

2

2

Дрожжи хлебопекарные

1

2

Мука картофельная (крахмал)

3

3

Соль

5

6

Возможна замена на мясо других видов животных в эквивалентных количествах.

Не являются обязательными продуктами для питания детей.

В том числе для приготовления блюд и напитков; в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.), выдача сахара должна быть уменьшена в соответствии с его количеством, поступающим в составе используемого готового продукта.


Эти рационы могут быть использованы также при организации питания детей с 6 до 8 лет.

3.15. Ежедневно в рационы питания детей следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, кисломолочные напитки, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог можно включать 1 раз в 2 — 3 дня. Колбасные изделия не являются обязательными продуктами питания для детей.

3.16. Большое значение в настоящее время имеет совершенствование ассортимента продуктов, применяемых в питании детей в организованных коллективах, в направлении замены импортных продуктов на продукты отечественного производства, не уступающие (или даже превосходящие их) по основным показателям пищевой ценности, в особенности, по содержанию вышеуказанных критически важных нутриентов.

3.17. В настоящих методических рекомендациях представлен ассортимент мясных, рыбных продуктов, овощей, фруктов, кондитерских изделий.

Изменение (расширение) ассортимента продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях не отразилось на химическом составе рационов. Химический состав предлагаемых наборов полностью идентичен химическому составу утвержденных указанными санитарными нормами и правилами наборов и соответствует нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп (МР 2.3.1.2432-08).

Включены в ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях такие продукты, как оленина и конина; отдельно представлены сезонные овощи: огурцы, томаты, перец сладкий, цветная капуста, брюссельская, брокколи, кабачки, баклажаны, патиссоны, петрушка, укроп, листовой салат, щавель, шпинат, сельдерей, репа, редис, редька, тыква и отдельно — сезонные фрукты: слива, персики, абрикосы, ягоды.


Рекомендуемый ассортимент основных

пищевых продуктов для использования в питании детей

в организованных коллективах


Мясо и мясопродукты:

— говядина I категории;

— нежирные сорта свинины и баранины;

— мясо птицы охлажденное (цыплята, курица, индюшка);

———————————

При отсутствии охлажденного мяса птицы возможна замена на мясо других видов животных в эквивалентных количествах.


— конина;

— оленина;

— субпродукты говяжьи (печень).

Рыба: треска, горбуша, лосось, хек, минтай, сельдь (соленая).

Яйца куриные не ниже 1 категории.

Молоко и молочные продукты:

— молоко (2,5 — 3,2% жирности), пастеризованное, стерилизованное, сухое;

— сгущенное молоко (цельное и с сахаром), сгущенно-вареное молоко;

— творог 5 — 9%-й жирности; творог и творожные изделия промышленного выпуска в мелкоштучной упаковке;

— сыр неострых сортов;

— сметана (10 — 15%-й жирности) — после термической обработки;

— кисломолочные напитки промышленного выпуска: кефир, йогурты, простокваша, ряженка, варенец, бифидок.

Пищевые жиры:

— сливочное масло (72,5, 82,5% жирности);

— растительное масло (подсолнечное, кукурузное, соевое);

— маргарин только для выпечки.

Кондитерские изделия:

— галеты, печенье, крекеры, вафли, пряники, сушки;

— джемы, варенье, повидло, мед — промышленного выпуска.

Овощи:

— овощи свежие: картофель, капуста белокочанная, капуста краснокочанная, капуста морская, морковь, свекла, лук (зеленый и репчатый), чеснок (с учетом индивидуальной переносимости), коренья белые сушеные;

— сезонные овощи: огурцы, томаты, цветная капуста, брокколи, перец сладкий, кабачки, баклажаны, патиссоны, петрушка, укроп, листовой салат, щавель, шпинат, сельдерей, репа, редис, редька, тыква, в т.ч. овощи быстрозамороженные (отечественного производства).

Фрукты:

— яблоки, груши;

— сезонные фрукты: слива, персики, абрикосы, ягоды;

— фрукты сухие (плоды) и быстрозамороженные для приготовления напитков.

Бобовые.

Соки и напитки:

— соки и нектары промышленного выпуска (осветленные и с мякотью);

— напитки промышленного выпуска на основе натуральных фруктов;

— витаминизированные напитки промышленного выпуска;

— кофе (суррогатный), какао, чай.

Консервы:

— говядина тушеная (в виде исключения при отсутствии мяса) для приготовления первых блюд;

— лосось, сайра;

— баклажанная и кабачковая икра;

— зеленый горошек;

— кукуруза сахарная;

— фасоль стручковая консервированная;

— томаты и огурцы соленые;

— томатная паста, томат-пюре для приготовления первых и вторых блюд.

Хлеб (ржаной, пшеничный или из смеси муки).

Крупы: рис, овсяная, гречневая, пшено, кукурузная, ячневая и др.

Макаронные изделия.

Мука картофельная (крахмал).

Соль поваренная йодированная.

Ограничено потребление сосисок, сарделек (говяжьих), колбас вареных для детского питания до 1 раза в неделю — после тепловой обработки. Данные продукты не являются обязательными для питания детей.

В течение дня необходимо обеспечить негазированной питьевой водой гарантированного качества.

Рассматриваемая дисциплина изучает гигиенические проблемы детей и подростков, факторы, влияющие на здоровье, а также воспитание крепкого как духовно, так и физически, человека. Учитывая анатомо-физиологические особенности организма, дети очень сильно отличаются от взрослых, соответственно, они требуют иной гигиены. Эту специфику можно объяснить тем, что, как дети, так и подростки растут, развиваются, усовершенствуются и формируются. Поэтому они более уязвимы, более зависят от влияния различных воздействий и факторов.

Что такое гигиена детей и подростков

Это – очень важная дисциплина, так как от того, как функционирует организм в момент воздействия на него чего-нибудь, зависят его дальнейшее существование и формирование. Известно также, что большинство патологий формируются в раннем возрасте.

Сегодня существуют проблемы детей, среди которых распространение заболевания, именуемые «школьными»:

  • анемия;
  • близорукость;
  • нарушение осанки;
  • заболевания, связаны с нервами.

И это далеко не все перечисления. Хроническими становятся заболевания нервной системы, пищеварения, кровообращения и других органов или их систем. Все эти проблемы, полученные ещё в детстве или подростковом возрасте, влияют в дальнейшем на самочувствие, трудоспособность и даже продолжительность жизни. Именно поэтому очень важно рассмотреть проблему на раннем этапе её развития, дабы принять все необходимые меры по её устранению. Это и является основной задачей гигиены детей и подростковой медицины.

Задачи гигиены детей

Эта наука изучает охрану и возможности укрепления здоровья. Гигиена делится на разделы: детская гигиена (дошкольный и школьный возраст) и подростковая гигиена (в эту группу входят молодые люди, которые учатся в старших классах или высших учебных заведениях).

Гигиена детей занимается работой, которая способствует улучшению состояния здоровья самых меньших граждан, так как подрастающее поколение чрезвычайно часто болеет, а также очень малая его часть может считаться практически здоровой. Очень важно создать такую среду, в которой дети могут жить, учится, а в дальнейшем и работать с наименьшими угрозами или внешним влиянием на здоровье, развитие и трудоспособность.

Логичным будет вопрос, существуют ли какие-либо принципы гигиены подростков и детей, которые способны чётко разделить потребности взрослого организма и развивающегося. Да, они есть и называются принципами нормирования:

  • специфичность норм. Это понятие включает в себя изучение особенной чувствительности молодого поколения к некоторым влияниям и факторам как природным, так и связанным с деятельностью человека;
  • непостоянство норм. Это относится как к детской гигиене, так и к подростковой, ведь в разные периоды роста и развития организм имеет разные потребности, и это надо обязательно учитывать;
  • тренирующая направленность. Гигиена отвечает не только за создание благоприятных условий, какие не будут поддерживать состояние здоровья, но и за разработку норм, которые способны улучшить самочувствие и усовершенствовать организм;
  • дифференциация норм. Ни для кого не секрет, что рост и развитие организма зависят не только от возраста особи, но и от пола. Поэтому необходимо разрабатывать специальные приспособления, учитывая различные потребности мальчиков и девочек.

Рассматриваются и другие области, которые прямо или косвенно могут воздействовать на здоровье человека в подростковом периоде или перспективой развития личности. Гигиена молодежи также ориентируется на такие проблемы:

  1. Природные и искусственные факторы, условия труда, которые каким-либо способом могут воздействовать на организм.
  2. Работа над усовершенствованием охраны здоровья, создание среды, в которой нормальному детскому или подростковому состоянию будет грозить минимальное количество неблагоприятных факторов или влияний.

Есть множество причин усугубления здоровья растущего поколения. Учёные, в большинстве случаев, винят плохую экологию, плохое или даже аварийное состояние детских и подростковых учреждений. Конечно, оба утверждения имеют право на существование.

Современная гигиена

Так как сегодня множество городов стали промышленными центрами, экологическая ситуация в них очень опасна. Никто не следит за тем, чтобы придерживаться норм или законов международного значения, и это в первую очередь вредит нашим же детям. Их организмы, словно губки, впитывают в себя все, что их окружает. Если хотим, чтобы у нас было здоровое будущее, надо думать о его безопасности сейчас.

Техническое, материальное и санитарное состояние тех или иных учреждений тоже оставляет свой отпечаток на здоровье детских и подростковых организмов. Небрежное отношение к уровню освещения помещений, питьевая вода, которую, на самом деле, пить не рекомендуется, не соответствующая стандартам мебель – эти и ещё много других ошибок, недосмотров, которые прямо влияют на здоровье. Они способны ухудшить зрение, пищеварение, осанку, кровообращение и вызвать множество страшных болезней, о которых можно даже не подозревать.

Именно гигиена должна следить за созданием и удерживанием соответствующих условий. А также к обязанностям этой дисциплины можно отнести ответственность за провождение профилактики различных вирусных заболеваний, которые способны в дальнейшем спровоцировать появление и распространение эпидемии.

Гигиена включает в себя процедуру контроля качества не только условий, но и предметов, с которыми должно работать растущее поколение. Даже состояние учебников должно иметь подтверждение из санэпидемстанции о том, что оно может использоваться без вреда для здоровья детей и подростков.

Режим, как элемент гигиены

Важным аспектом является разработка правильного планирования дня, расписание, которое позволяет чередовать физическую нагрузку с умственной. В случае создания такого расписания, можно избавиться от некоторых проблем, а также исключить их вторичное появление.

Чтобы обеспечить благополучие, с точки зрения санитарии и эпидемиологии, врачи должны выполнять свои обязанности. Например, в обязательном порядке должны проводиться такие мероприятия:

  • анализировать результаты исследований факторов или условий, которые как-то влияют на организм молодого человека;
  • распределять детей по группам здоровья на основе знаний демографических, физических и медицинских данных;
  • знать все особенности жизни детей. ​

Детские врачи должны быть прекрасными психологами, ибо подростковый период всегда требует совершенно особого подхода к пациенту.

Особенности организма

Существуют определённые факторы, которые имеют большое влияние на здоровье детей и подростков. Они могут вызвать как положительные реакции организма, так и привести к развитию болезней и существенных изменений в состоянии здоровья.

Важными являются биологические, социальные, эпидемиологические и много других категорий факторов. Например, под названием биологического подразумевается не только индивидуальное развитие ребёнка, но и здоровье и возраст родителей. Коль во время беременности у матери были осложнения, если по роду передаются отдельные заболевания — все это очень важно для работы гигиены, ведь таким способом можно изучить проблему и либо извлечь её, либо создать максимально комфортные для нормального функционирования организма условия.

Социальные факторы – отдельная тема, ведь сюда входит очень много аспектов, которые способны сильно повлиять на здоровье молодежи. Это и жилищные условия, и нормальное питание, и отношения в семье, характеры членов семьи, общение с людьми и даже наличие или отсутствие домашних животных.

Питание и образ жизни подростка

Очень важным является питание. Нельзя все время ограничивать себя в выборе продуктов, надо употреблять разнообразную пищу, в которой содержится много витаминов разного рода, полезных веществ. Именно в процессе обмена веществ мы получаем жизненно важную энергию. Но стоит помнить и о том, что переедание может иметь последствия даже худшие, чем недоедание. Следовательно, можно встретиться с проблемами зрения, пищеварения, искривления хребта, ожирения, кровообращения и со многими другими.

Много решает образ жизни, режим дня, продолжительность сна, активность, отсутствие вредных привычек. Нужно уметь правильно работать и правильно отдыхать. Наш организм не любит перегрузок, поэтому нужно поочерёдно менять вид деятельности или отдыха.

Всем известно, что многое для состояния здоровья значат эпидемии. Они плохо отражаются на развитии, ведь организм тратит очень много сил на борьбу с болезнью и поправку после неё. Возможны также различные усложнения, какие могут ещё больше навредить здоровью, чем сама инфекция. Необходимо помнить о прививках, которые помогут уберечь молодежь.

Школьным годам гигиена приделает особо много внимания, так как из-за неправильного освещения, неподходящей мебели и неудобного для организма режима дня и количества нагрузок усугубляется состояние здоровья детей. Часто отсутствие качественной питьевой воды, еды и нарушения санитарных норм приводят к очень плачевным результатам. Комплекс всех этих проблем вызывает появление многочисленных заболеваний, а также вечного переутомления молодого организма.

Технические средства обучения также сильно влияют на детей. Облучение, неправильное освещение, нерациональное распределение времени могут негативно сказаться на трудоспособности молодёжи. Гигиена обязана свести риск усугубления состояния здоровья к минимуму.

Группы здоровья

Дети и подростки распределяются по группам, учитывая особенности их здоровья. Таким образом, можно дать характеристику состояния и функционирования целого организма. Чтобы определить группу, надо оценивать особенности, учитывая признаки здоровья:

  • нормальный уровень физиологического развития;
  • отсутствие любого заболевания в момент обследования;
  • соответствие психического и физического состояния возрасту.

Таким образом, определяется 5 групп школьников, каждая из которых имеет свои особенности и отдельные потребности. Задача коллектива, отвечающего за здоровье подрастающего поколения, лежит в правильном дифференцированном подходе к каждому. Нужно обеспечить хорошие условия для работы, обучения и отдыха всех групп детей и подростков.

Нужно ответственно подходить к вопросам гигиены молодёжи, ведь от состояния их здоровья и трудоспособности сейчас зависят развитие, рост и жизнеспособность в будущем.

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *