Физминутки про овощи предназначены для организации минутки здоровья на занятиях у детей в детском саду.
Цель физкультминутки: снятие утомляемости глаз, преодоление усталости и сонливости детей средней, и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.
Содержание
Физкультминутки Овощи и фрукты
Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
Вкусные продукты. (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
В огороде (наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)
И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)
Для еды я их найду. (погладить правой рукой по животику, затем левой)
Обед на грядке
Спрятались на грядке ловко
Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)
За ботву потянем,
Из земли достанем. (встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку»)
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка и чеснок. (Хлопки в ладоши)
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
Гимнастика для глаз
Овощи Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг)
Наверху созрела слива, (Смотрим вверх)
А внизу растет крапива, (Смотрим вниз)
Слева – свекла, справа – брюква, (Смотрим на лево)
Слева – тыква, справа – клюква, (Смотрим на право)
Снизу – свежая трава, (Смотрим вниз)
Сверху – сочная ботва. (Смотрим вверх)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать)
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.
Оценка статьи:
(
оценок, среднее:
из 5)
Физминутка про овощи для детей Ссылка на основную публикацию
Анастасия Смородина
Физминутки и пальчиковые гимнастики по лексическим темам осеннего периода
Физминутки для дошкольников – обязательная составляющая любой образовательной деятельности как в детском учреждении, так и дома. Они представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания.
СЕНТЯБРЬ Тема: «Детский сад»
Физминутка «Детский сад»
Сначала буду маленьким, Присесть.
К коленочкам прижмусь. Обнять коленки.
Потом я вырасту большим, Встать.
До лампы дотянусь. Руки вверх.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа»
В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками друг о друга
Самый младший – это я. Разжимают пальчики, начиная
Это Маша, с мизинчика
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Тема: «Мои друзья»
Физминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! Дети машут руками, словно крыльями.
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. Дети делают плавательные движения руками.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим Ритмично стучат кулочками по столу
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, Разжимают кулочки, начиная с мизинчика
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Тема: «Моя семья»
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши
Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч
Раз, два, три, четыре, пять Хлопки в ладоши
Всех могу пересчитать; указательным пальцем пересчитывают
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке
Этот пальчик — дедушка, Руку сжать в кулак,
Этот пальчик — бабушка, поочередно разжимать пальцы,
Этот пальчик — папочка, начиная с большого.
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
Тема: «Я человек»
Физминутка «Большой-маленький»
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену
А вторые догонять.
Выполняются ритмичные движения указательными пальцами
Третьи пальчики бегом,
движения средних пальцев в быстром темпе
А четвертые пешком,
Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям.
Пятый пальчик поскакал,
Ритмичные касания мизинчиками по бедрам
И в конце пути упал.
Хлопок обеими ладонями по коленям
ОКТЯБРЬ Тема: «Здоровье»
Физминутка «Отдых наш – физкультминутка»
Отдых наш — физкультминутка. Шагают на месте.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, Движения руками в стороны,
Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.
Много нас, а он один. Згибание пальчиков, начиная с большего.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа, Бросательное движение правой руки.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Сжимают кулаки и прижимают из к груди.
Он сердит на нас беда!
Разбегайтесь кто куда! Бегут пальцы по столу.
Тема: «Сад-огород»
Физминутка «На огороде»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. потягивания—руки в стороны
Вот салат, а здесь укроп. правой рукой коснуться левой ступни,
Там морковь у нас растёт. потом наоборот
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. приседания
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. потягивания — руки в стороны
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. потягивания — руки вперёд
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. дети садятся
Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
Загибаем поочерёдно пальцы
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
Тема: «Хлеб»
Физминутка «Растим хлеб»
Дети идут по кругу выполняя движения по тексту
А мы пашенку пахали
Глубокие борозды махали
Борозды глубокие, полосы широкие.
Сеем, сеем посеваем
Зерно в пашенку бросаем
В землю тёплую уйдите
К солнцу колосом взойдите.
А мы жнецы молодые,
У нас серпы золотые.
Мы жито жали, на межу клали
В поле стогами, на стол пирогами.
Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел»
К Жене гости прибежали, Пальцы бегут по столу.
Все друг другу руки жали. Рукопожатие.
— Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди здороваются с
— Здравствуй, Жанна! большими пальцами обеих рук.
— Рад, Серёжа!
-Рад, Снежана!
— Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить пирожок.
— Может, коржик? Показать раскрытые ладони.
— Иль, рожок? Пальцы сложить в виде рожка.
Вот драже вам на ладошку, Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки,
Всё берите понемножку. Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,
С ручек все стряхнули крошки энергично встряхнутл кистями рук.
И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.
Физминутка «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки,
Начал капать дождь колючий. поднимают вверх руки.
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Ходьба на месте, высоко поднимая
Поднимай повыше ноги. колени.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Пошли пальчики гулять Пробегают пальчиками по бедрам к коленям
Стали листья собирать: Поочередно прикасаются подушечками пальцев,
Красный листик, желтый начиная с указательного к большому.
Листик…
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы на одной руке.
Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.
Пять! Поднимают вверх одну руку,
С листьями осенними Широко раздвинув пальцы.
Будем мы играть.
НОЯБРЬ Тема: «Мебель»
Физминутка «Мебель»
На кровати можно спать,
руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху
Стулья, стол – переставлять.
руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки
В шкаф я книги буду ставить,
поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз
Кресла буду застилать.
руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх
С полки буду пыль стирать,
правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью
Тумбу – в чистоте держать.
левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди
И скажу вам без прикрас,
две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв
Эта мебель – просто класс!
большие пальцы вверх
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,
на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших
А в буфет поставим чашку. на обеих руках,
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле,
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.
Тема: «Материалы и их свойства» (по 3 варианта)
Физминутка «Точим нож!»
Точим, Точим, Точим нож! Дети имитируют движения точильщика.
Будет очень Он хорош. проводят ладонью правой руки взад-вперед
Будет резать он Припасы: по ладони левой с переворотом.
Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Те же движения, но уже ладонью левой руки
Помидоры, Огурцы. проводят по правой, также с переворотом.
Угощайтесь, Молодцы! Четыре хлопка.
Физминутка «Оловянный солдатик стойкий»
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, Стоим на правой ноге.
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади! Шагаем на месте.
А теперь постой на левой, Стоим на левой ноге.
Если ты солдатик смелый. Прыжки на месте.
Физминутка «За дровами мы идём»
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. Ходьба.
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. Дети делают движения, словно колят дрова.
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. Наклоны.
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. Дети садятся.
Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка
Пальцу больно, шьет и задевает указательный пальчик
Пальцу колко. на левой руке.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик Надевают наперсток.
Прыг!
Говорит иголке: «шьют».
-Шей,
а колоться ты не смей! Грозят пальчиком.
Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар»
Надуваем быстро шарик, Все пальцы обеих рук в щепотке, соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них.
Он становится большим, При этом пальчики принимают форму шара.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, Воздух выходит
Стал он тонким и худым. и пальчики принимают исходное положение.
Пальчиковая гимнастика «Пылесос»
Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев
Ты куда суёшь свой нос? обеих рук (ладони смотрят вперед)
Я жужжу, я жужжу, то же, но ладони обращены друг к другу.
Я порядок навожу. Соприкосновение кончиков пальцев.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Подборка физминуток по лексическим темам
подготовил:
Воспитатель I квалификационной категории
с. Перегребное
2012 год
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Физминутки с элементами логоритмики.
3 . Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Логоритмические занятия – это система занятий по развитию чувства ритма, которые способствуют формированию у ребёнка целостного восприятия пространства и времени, гармонично влияя на психические процессы детей.
Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значении слова, как систему музыкально-двигательных упражнений, которые осуществляются в коррекционной логопедии. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является лишь дополнением к системе логопедических занятий. А. Розенталь считает, что логоритмика – это новый способ коррекции речи, который опирается на сочетание музыкального ритма с применением слова.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей подчёркивают многие исследователи. Так, утверждал, что логоритмика помогает выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, успокоить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активирует кору головного мозга.
На логоритмических физ. минутках логопед и музыкальный руководитель направляют своё внимание на всестороннее развитие ребёнка, на его перевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной сфере, на развитие речи. Дети овладевают двигательными навыками, учатся ориентироваться в окружающем, понимают смысл предлагаемых заданий, способны активно преодолевать трудности, проявляют стремление к творчеству.
Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.
Физ. минутки на основе логоритмики связаны с нравственным воспитанием, формированием моральных норм, развитием волевых качеств: доброжелательности, отзывчивости, целеустремлённости. Такие занятия создают:
— благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения;
— благотворное влияние на детей за счёт точной дозировки темпа, ритма, динамики музыки и слова;
— возможность выявить индивидуальный ритм ребёнка и коллектива, многообразие мимико-двигательных проявлений;
— упорядочение и усовершенствование двигательных, ритмических процессов развивает способность к сосредоточению;
— творческий подход к занятиям;
— учёт возрастных особенностей детей.
Речевые упражнения можно использовать и без музыкального сопровождения. Стихотворный материал имеет:
1) разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма у ребёнка; для развития словаря (глагольного, именного); для автоматизации звукопроизношения у детей;
2) определённый динамический размер, когда дети соотносят движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
3) среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
4) насыщенность глагольной лексикой, чтобы продемонстрировать движения;
5) сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением;
6) стихотворный материал подобран в соответствии с возрастом, речевых и двигательных возможностей детей.
Упражнения, представленные в этой работе, способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. В упражнениях на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе.
В процессе занятий дети находятся в состоянии длительного статического напряжения. Такое состояние приводит к общему утомлению дошкольника. При этом ребёнок не так внимателен, не так запоминает, уменьшается работоспособность и в целом снижается эффективность занятия.
Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса).
Упражнения на дыхание помогают повысить возбудимость коры головного мозга и активизировать детей.
Упражнения, которые сопровождаются музыкой, поднимают настроение, эмоциональное состояние ребёнка. Сочетание музыки и движения является необходимым условием для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей. В своей работе по проведению логоритмических занятий я столкнулась с тем, что подбирала физ. минутки из различных источников для каждой лексической темы.
Здесь представлены стихи по лексическим темам, к которым подобраны упражнения, учитывающие индивидуальные особенности детей и имеющие развивающий характер. При их выполнении у детей развиваются творческое мышление, воображение, фантазия, чувство ритма, темпа. Стихи в форме игры учат детей координировать движения со словами, что способствует речевому развитию детей. Эти физ. минутки можно использовать на различных занятиях в соответствии с лексической темой.
Упражнения составлены с учётом возраста детей, особенностей их организма. Данный подход эффективен, так как именно игра способна вызвать положительную эмоциональную реакцию, длительный интерес к занятиям и обеспечить участие всех детей в физкультурной минутке. Эти «минутки» повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают напряжение.
Очень важно, чтобы ребёнок имел желание двигаться. Известный физиолог отмечал важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребёнка. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Недостаток двигательной активности ребёнка может нанести вред здоровью ребёнка. Это особенно важно при поступлении ребёнка в школу. К моменту поступления ребёнка в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.
Двигательная нагрузка – это процесс управляемый, влияние которого можно направить на оздоровление и совершенствование систем детского организма. А, если эти движения сопровождаются речью, то этот эффект впечатляет. Дети, которые имеют дефект речи, быстрее осваивают звуки и автоматизируют их в речи.
При составлении физ. минуток были использованы только авторские работы (автор Москалец Л. Ф ) .
Рекомендовано для детей 4-7 лет.
Инструменты.
Ух, нарубим мы дровишек дети делают взмахи двумя руками
Топором, топориком одновременно, имитируя рубку дров
Ух, напилим мы поленьев поочерёдно сгибают руки в локтях
Пилочкой, пилой то правой, то левой рукой
Ух, вскопаем мы земельку поочерёдно сгибают то правую, то
Лопатой, лопаточкой левую ногу в коленях, руки сгибают
и разгибают в локтях
Ух, мы листья соберём наклоны туловища вперёд, руки
Граблями, грабельками поочерёдно сгибают в локтях от себя,
к себе
Инструменты уберём движения руками слева направо,
сжимая пальцы в кулаки
И в сарай их отнесём. ходьба на месте, руки согнуты в
локтях у плеча, кисти сжаты в кулаки
Ягоды.
Клубника очень спелая руки вытягивают вперёд от
груди, разгибая в локтях,
затем разводят в стороны
Выросла в саду.
Крыжовник я на кустике наклоны туловища вперёд, поочерёдно
двигая то правой, то левой рукой,
сжимать пальцы в кулак и
разжимать их
Ещё для вас найду.
Смородина на веточках поочерёдно поднимать правую и левую
руки, делая движения сверху вниз, шевеля пальцами.
Серёжками висит.
Роса малину балует, руки вытянуть вперёд и развести их
в стороны.
На солнышке блестит. поднимать руки вверх ( к солнышку )
Животные леса.
У — у — у-у — завоет грозно волк, поднимают голову, губы вытягивают
вперёд, произнося: «У-у-у-у».
Вот поел и тут же смолк. имитируют жевание
Тяв – тяв – тяв – лиса кричит, повороты головой вправо – влево, руки
перед грудью поочерёдно сгибают и
разгибают, пальцы соединены, произносят: «Тяв — тяв-тяв».
Мышь увидит – прибежит. бег на месте
Р – р – р — р – рычит медведь, голову вытягивают вперёд, руки в
локтях согнуты, пальцы раздвинуть,
согнув в фалангах ( как будто
в руках мяч), произнося: «р-р-р-р».
Мёда съест и замолчит. левая рука согнута в локте, а правой
«черпает из бочки мёд»
Зайка под кустом лопочет, присесть, руки поднять к голове,
ладоши вверх (как уши зайца).
Он морковку очень хочет.
Фыр – фыр — фыр – поднимать плечи вверх — вниз, голова
зафыркал ёж, поворачивается вправо – влево,
произнося: «Фыр – фыр — фыр».
До чего же я хорош,
Яблок спелых я найду согнуть руки в локтях, приблизить
растопыренные пальцы друг к другу
( как будто в руках яблоки )
И ежатам отнесу. от груди сделать движение руками
вперёд.
Перелётные птицы.
Ласточка «вилочкой» правой рукой делать сзади взмахи
хвостик покажет, вправо – влево
Грач про жуков-носорогов соединить указательные пальцы
расскажет, приблизить к носу и делать
движения вперёд – назад
Журавли – курлы-курлы, движения руками вперёд,
У них журавлята малы сложив пальцы (имитируют
гнездо)
Скворец покажет свой дворец, взмахи руками вверху
Он хозяин – молодец.
Соловей затянет трель, вытянуть голову вперёд, губы
трубочкой
Значит кончилась капель. руки в стороны, плечи
поднять
Птицы с юга возвратились, машут рукой, зазывая птиц к
себе
С нами рядом поселились. прикасаются к плечу ребёнка,
стоящего рядом.
Мы накормим их сполна, вытянутой вниз рукой
Чтоб была весна красна. « бросают крошки птицам».
Семья.
Мама милая, родная, ладони прикасаются к щекам,
движения головой – влево-
вправо
Папа тоже дорогой. вытягивают руки вперёд.
Бабушка совсем седая, поглаживая виски в сторону
затылка
Дед уже не молодой. поглаживание щёк вниз
Брат похаживает в школу, ходьба на месте
А сестра лишь в детский сад, сгибание ног в коленях
Я скажу, ребята, смело, сгибание правой руки в локте,
большим пальцем прикасаясь
к груди
Что семье я очень рад. руки от груди разводят в стороны.
Человек и его тело.
Части тела назову, идут по кругу, взявшись за
руки
Вам, ребята, не совру. останавливаются
Голова, живот, спина, прикасаются двумя руками к
голове, животу, спине.
И не в том моя вина, руки опускают вниз, приподняв
плечи
Что растут на лбу лишь шишки, правой рукой прикасаются ко
лбу, пальцы раздвинуты ( как
будто в руках мяч)
А не кошки и не мышки. средними и указательными
пальцами рук показывают
«усы», затем приставляют
те же пальцы к голове и сжимают
их
Плечи, шея, пятки, показывают плечи, шею, пятки,
Локти, нос – в порядке локти, нос, вытягивают правую руку
вперёд и поднимают большой
палец вверх
Пальцы, грудь и спинка, сгибают, разгибают пальцы, прикаса-
ются к груди большими пальцами
показывают над плечами
в сторону спины
Вот и вся картинка. хлопок в ладоши, развернув
ладоши вверх
Продукты питания.
Мы приходим в магазин, ходьба на месте
Без лукошек и корзин, сгибают руки в локтях,
прижимая кисть к поясу
Чтобы хлеб купить, батон, загибают пальцы правой и
левой руки
Колбасу и макарон,
Сыр, зефир и пастилу,
Шоколад и пахлаву,
Молоко, кефир, сметану,
Кофе, чай и два банана.
Нам продал их продавец, руки согнуты в локтях,
сгибают и разгибают пальцы
рук
Всё купили наконец. рукопожатие.
Обувь.
Мы на полки обувь ставим, поднимают поочерёдно руки
вверх
А потом её считаем: сгибают пальцы по порядку
Сапоги, кроссовки, туфли,
Шлёпанцы, сандалии в кухне,
Босоножки, кеды, боты
И высокие ботфорты,
Валенки, лапти, калоши,
Их выпачкивать не гоже. повороты головы в стороны.
Посчитай, скажи ответ, руки согнуты в локтях, руки
перед грудью, пальцы раздвинуты
Знаешь, сколько или нет? спрятать руки за спину, поворачивать
голову в стороны
Профессии.
Мы в профессии играем, дети идут по кругу,
взявшись за руки, останавливаются
Их с друзьями называем.
Врач, учитель, адвокат, каждый ребёнок делает шаг
вперёд
Президент и дипломат,
Сторож, дворник, музыкант,
Есть у каждого талант. руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх
Токарь, швея, продавец, каждый ребёнок делает шаг вперёд
Менеджер и певец,
Колхозник и акушер,
Садовод, милиционер,
Все профессии нужны, ходьба по кругу, взявшись за руки.
Все профессии важны.
Посуда.
К нам пришла Федора, ходьба на месте
Не хозяйка, а умора, руку согнуть в локте, провести
тыльной стороной ладони по лбу
Выпачкала всю посуду, поочерёдно потереть ладонь о
ладонь
А потом кричит: «Не буду!». руки согнуты в локтях, ладони
вверх, повороты головы вправо-
влево
Кофейник, чайник и стакан, наклоны головы в стороны
Давно не видывали кран, наклоны головы вперёд
Сахарница, блюдце, вилка, наклоны головы в стороны
Ковш, молочник и бутылка, наклоны головы вперёд
Бокал, маслёнка, самовар,
Как будто приняли загар. «вытирают» лицо ладонями
в стороны
Блюдо, перечница, солонка наклоны головы в стороны
Плачут в углу тихонько. «собирают слёзы» в ладошку
Скорей бежим к водице, бег на месте
Чтобы попить, умыться. «вытирают» лицо ладонями
вверх – вниз
.
Одежда.
Вот заходит Мойдодыр, ходьба на месте
У меня с ним только мир. сжимают одну ладонь другой.
Рубашка чистая висит руки поднять вперёд и опустить
вниз
И майка впереди зашита. сгибают правую руку в локте и
имитируют шитьё иголкой.
Он пальцем больше не грозит, грозят пальцем, повороты голо-
вой в стороны
Что пальто на месте не висит. руки поднимают вверх и опускают
вниз
Шорты, брюки и халат загибают по очереди пальцы
В шкафу на вешалке висят. поднимают руки и опускают вниз.
Сарафан, костюм, жилет — поочерёдно загибают пальцы
Чище в гардеробе нет. голову поднимают вверх, повороты
головы в стороны
Зоопарк.
Всех друзей я пригласил, дети стоят по кругу, правой рукой прикасаются к груди, делая
наклон головы вперёд
Парк животных посетил.
Жирафа видели мы там, поднимают правую руку вверх,
согнув руку в кисти
Он так понравился всем нам, руками обхватывают
плечи, скрестив их на груди
С т – а – а — акою шеей, поднимают правую руку вверх,
длинной согнуть руку в кисти
А сам такой невинный. руки разводят в стороны,
ладони открывают
Там зебра вся в полоску, руки сгибают в локтях,
двигая руками сверху вниз,
кисть сжимают в кулак,
указательный палец выпрямлен
Надела рубашку-матроску.
Прыгает ловко мартышка, прыжки на месте с
подниманием колен
Покорена ею в – о – о — он правую руку поднести ко лбу,
та вышка. прикасаясь ребром
Толстый, важный бегемот, руки в стороны, слегка согнув
в локтях, пальцы рук раздвинуты,
наклоны туловища в стороны
В – о – о — т такой у него рот. широко открыть рот.
Мы животных покормили, вытянуть руки вперёд, ладони вверх
В детский сад к нам пригласили. руки согнуть в локтях, прикоснувшись
к груди
Деревья.
На нашем участке постепенно поднимают руки вверх
деревья растут,
Каких только видов постепенно опускают руки вниз
не было тут:
Берёза, сосна,
Кипарис и каштан, загибают поочерёдно пальцы.
Клён, тополь,
катальпа, платан,
Ивушки рядышком наклоны головы друг к другу
ветки склонили,
Рябину, калину и имитация полива деревьев из
вяз мы полили. лейки
Радуют листьями,
ветками нас, поднимают руки через стороны
Вот и окончен этот рассказ. вверх, наклон головы вперёд
Дом и его части.
Этот дом пятиэтажный, правая рука согнута в локте,
ладонь опущена вниз, имитация
поднимания по ступенькам
Он стоит красивый, важный. руки на поясе, правую ногу
ставят на пятку, голову
гордо поднимают
Стены выбелены краской, правую руку поднимают вверх,
вниз (белит).
Щель замазали замазкой, правой кистью выполняют
движения сверху вниз, руку
поднимать на уровень груди
Крыша точно не течёт руки свести над головой, соединить
пальцы под углом, повороты
головы вправо-влево
И везде идёт учёт. указательным пальцем правой
руки проводить по ладо-
не левой слева направо
Все подъезды заблестели, руки поднять вверх и опустить
вниз
Их ремонтом одолели. правой рукой выполнять
круговые движения.
Окна вымыли водой — имитируют подметание.
Чистой, свежей, ключевой.
Лесенки все замели, правую руку вытягивают вперёд.
В – о — от! Порядок навели.
Насекомые.
Наступил весенний день дети идут по кругу, взявшись
за руки
На полянке тень да тень.
Жук-пожарник на пожар, бег по кругу
Со всех ножек побежал.
А кузнечик прыг да прыг, прыжки с подниманием
бедра, руки свободны
Во-о-о-т способный ученик.
Гусеница проложила путь ходьба «змейкой» друг за
другом по кругу
И её нам не вернуть.
Стрекоза кружит над лугом, кружение на месте в кругу,
руками выполняют взмахи
Машет крыльями с подругой,
А у бабочки крыло, поочерёдные взмахи правой
и левой рукой
Словно радуга цвело.
Насекомые все рады, руки согнуты в локтях на уровне
груди, ладони повернуть
друг к другу
Что весну встречать им надо. руки поднять вверх, ладони
повёрнуть друг к другу
Лето.
Летом весело играть, поскоки на месте
И резвиться и скакать.
Солнышко с утра встречать, руки поднять вверх, ладони
повернуть друг к другу
Вечером «прощай» сказать. правую руку поднять вверх,
ладонью вперёд, покачивая
рукой в стороны
В море плавать и плескаться поочерёдное сгибание и
разгибание рук на уровне
груди, имитация плавания
И медузам улыбаться, губы растянуть в улыбке
В бадминтон играть ракеткой, правой рукой выполнять
сгибание и разгибание
руки в локте, пальцы сжаты в
кулак, имитация игры в бадминтон
С другом съесть одну конфетку. жевательные движения
с закрытым ртом
В траве прохладной поваляться, сесть на стул, руки вытянуть
вперёд, голову поло-
жить на руки
А-а-а-х! Приятно наслаждаться. поднять голову, сесть прямо,
руки развести в стороны
Школа.
Я шагаю в первый класс — ходьба на месте.
Это раз.
Зелена вокруг трава – руки согнуты в локтях, поочерёдно
разводить руки от себя в стороны
Это два.
Ты на форму посмотри — провести тыльной стороны
ладони от плеча вниз
Это три.
А четыре – всё в порядке. движение правой рукой вперёд,
подняв большой палец вверх
Пять – не забыл ничего взять. постучать по бокам руками
Шесть – ручки и тетради есть. сгибать правой рукой пальцы
левой руки
Семь – я школьник совсем. правой рукой прикасаемся к
груди ладонью
Восемь – лень отбросим. руки движутся от себя
Девять — в лучшее верить. руки поднять вверх, глаза
поднять вверх
Десять – сентябрь отличный руки развести в стороны
месяц.
Зима.
Снежинки серебристые летят, поднять руки вверх, пальцы
летят, летят. растопырить, опуская руки
вниз делать вращение пальцами
Сугробы высоченные стоят, поднять руки через стороны
стоят, стоят. вверх и опустить вниз
Морозы щиплют щёки, двумя руками потирают щёки,
нос, лоб
Кусают нос и лоб,
Ребята строят горки, поднять руки вверх, пальцы
растопырить, опуская руки,
«вдавливать снег на горке»
Для Саши и Егорки,
Весело в снежки играют имитация бросания снежков
И с друзьями не скучают. развести руки в стороны,
показав улыбку
Домашние птицы.
Ходит важно петушок, дети стоят в кругу, руки за
спиной
Он расправил гребешок, голову гордо поднять, ходьба с подниманием бедра
.
Крикнул громко ку-ка-ре-ку!
И повёл всех птиц на реку. ходьба друг за другом по кругу
И индюк «болбочет» громко, поднимать руки в стороны и опускать
Бла-бла-бла, нет индюшонка. брови удивлённо поднять
Утка крикнула « кря-кря, ходьба по кругу вперевалочку
Я утят веду не зря».
Гусь гогочет « га-га-га, поднять голову вверх, вытянув шею
Ох, гусыня, ты строга». грозит указательным пальцем
правой руки
«Куд — куда»,- кудахчут куры, поднимать руки вверх – вниз
Вы, цыплята-балагуры.
Все собрались у реки, мелкими шагами идут в круг
«Где букашки, червяки?». поднимая руки вверх,
подняв брови
Домашние животные.
«М у – у — у»,- коровушка мычит, кисти рук приставить к голове,
выдвинув указательные пальцы,
наклоны головой в стороны
Слепней, мошек отгоняя.
«Гав – гав — гав»,- залаял пёс, руки назад, соединить кисти,
подняв ладони вверх
Выше хвост свой поднимая
«Мяу-мяу»,- кошка плачет, руки перед грудью,
движения вперёд – назад
Мышку в норку загоняя,
«Ме – е –е — е»,- заблеяла коза, руки согнуть в локтях, вытянуть
указательный палец и мизинец,
выдвигая одновременно руки
«Забодаю, забодаю». вперёд
Транспорт.
Поезд по рельсам быстро мчит, топают ногами, руки согнуты
в локтях, пальцы сжаты в
кулаки
«Ту-ту-ту», – кричит. разгибают руки вперёд, выполняя
попеременно движения
Самолёт в облаках летит, руки в стороны, наклоны
туловища вправо-влево.
«У- у — у — у», – гудит.
Все едут, плывут и летят, топают ногами, разводят руки
в стороны ( плывут ), машут
руками вверх – вниз
Ребят до места доставить хотят. садятся на места
Мебель.
На кровати можно спать, руки согнуть в локтях, соединив
ладоши, поднести их к
правому уху
Стулья, стол – переставлять. руки согнуть в локтях, выдвинув
руки вперёд, сжав пальцы
в кулаки
В шкаф я книги буду ставить, поочерёдно поднимать руки
вверх и опускать их вниз
Кресла буду застилать. руки согнуть в локтях, вытянуть
вперёд, развернув ладони
вверх
С полки буду пыль стирать, правой рукой выполнять движения
слева направо, руки перед грудью
Тумбу – в чистоте держать. левой рукой выполнять движения
слева направо, руки
на уровне груди
И скажу вам без прикрас, две руки согнуть в локтях,
вытянуть их вперёд, подняв
Эта мебель – просто класс! большие пальцы вверх
Москва.
Столица нашей Родины – руки поднять вверх, пальцами
Москва правой руки обхватить пальцы
левой руки
Ехать очень долго – дня два. поднять указательный и средний
пальцы правой руки вверх
С высокой, главной башней, подняться на носки, поднять
С курантами на ней руки вверх, потянуться
И с площадью огромной, развести руки в стороны на уровне
груди
С названием скромным, руки согнуть в локтях, вытянуть
Зовётся она Красной их вперёд
И смотрится прекрасно.
Музеев там не перечесть, согнуть руки в локтях и
растопырить все пальцы рук
Театры, памятники есть. загнуть левой рукой два пальца
правой руки
Поедим в гости мы к друзьям, руки согнуть в локтях, поочерёдно
выдвигая их вперёд,
пальцы сжаты в кулаки
Чтоб рассказать об этом вам. согнуть руки в локтях и вытянуть
их вперёд, ладонями вверх
Строительные профессии.
Высокий, тёплый строим дом дети стоят лицом в круг
поднимают руки вверх над головой,
соединив кончики
пальцев обеих рук
И заживём все дружно в нём. берут друг друга за руки.
Каменщик выстроил крепкую руки согнуты в локтях, по-
стенку, переменно накладывают
одну ладонь на другую,
поднимая при этом руки
вверх
Чтоб пригласить туда Геру указательным пальцем правой руки
и Ленку. показывают вправо, а указательным
пальцем левой руки — влево
Штукатур выравнивает стены правой рукой выполнять
Для Алёшки и для Гены. вращательные движения вверху
Плиточник ванную делает руки согнуть в локтях перед собой,
краше,
приставлять одну ладонь к другой,
Чтобы лучше жилось Наташе. ладони направлены от себя
Паркетчик полы из паркета наклониться вперёд, ладони
кладёт, опустить вниз, приподнять ладони, продвигая их вперёд
Чтобы служил не один поднять руки вверх, развести
только год. их в стороны и опустить вниз
Плотник дверь поставит лихо, поднять руки вверх, соединив
Чтобы закрывалась тихо. кончики пальцев
Кровельщик крышу установит, губы в улыбке
С настроением, не хмуря брови.
Получится уютный, славный дети берутся за руки и
дом поднимают руки вверх
Будем жить с друзьями в нём. руки соединены тыльной
стороной перед грудью
Цветы.
Появился первый подснежник, руки поднимать вверх, разводя их
Ветерок качал его нежно. руки вверху, движения
руками в стороны
Ландыш головками кивал, наклоны головы вперёд
Хоть он слаб ещё и мал.
Одуванчик друзей позвал, взмахи правой рукой к себе
На поляну цветов попал.
Тюльпан стебелёк поднимал, голова опущена вниз, руки
опущены, поднимать голову и руки
вверх
Лучи от солнца принимал. взмахи руками к себе
Нарцисс лепестки открывал, руки согнуты перед грудью,
разводить руки в стороны
Шмеля, осу и пчелу подзывал. поочерёдные взмахи руками к себе
Ирис над всеми возвышался, поднимать медленно руки вверх
Цветущим долго оставался.
Запомним весеннюю пору, руки опустить на грудь, ладони
приложить к груди.
Которая радовала детвору.
Музыканты.
Я играю на рояле, имитация игры на рояле
Нажимая на педали. правой ногой «нажимать на педаль»
Лена – на аккордеоне, имитация игры на аккордеоне
Света – на фаготе, имитация игры на фаготе
Лара – на гитаре, имитация игры на гитаре
Антонина – на пианино, имитация игры на пианино
Таня – на баяне, имитация игры на баяне
Васса – на контрабасе, имитация игры на контрабасе
Ваня – на барабане, имитация игры на барабане
Филиппка – на скрипке, имитация игры на скрипке
Антошка – на гармошке. имитация игры на гармошке
В ансамбле главное — поднять указательный палец
правой руки вверх
Настроение славное. губы в улыбке
Осень.
Наступила – чудо-осень поднять руки вверх и через стороны
опустить
Листья жёлтые висят. поднять руки вверх и опустить
кисти рук
Ну, а если кто-то спросит, вытянуть правую руку вперёд и, согнув
Скажем – праздник у ребят. в локте, прикоснуться к груди
Ветерок легко подует, руки вытянуть вверх и размахивать
вправо – влево
Лист сорвётся, улетит, руки поднять вверх и размахивать
вперёд – назад
Землю золотом укроет скользящие движения ногами
И немножко пошуршит. по полу
Овощи.
Ах, какой же урожай, дети стоят лицом в круг
Побыстрее собирай. правой рукой выполняют хватательное
движение и опускают руку в другую
сторону
Выкопай картошку с грядки, имитация копания огорода
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей, наклониться, правой рукой
Чтобы съесть их поскорей. «сорвать огурец»
движение зубами с
закрытым ртом
Срежь капусту, посоли, правую руку согнуть в локте, пальцы
сжать в кулак, выполнить
движение руки справа – налево.
Маму с папой угости. отвести поочерёдно руки
вправо – влево
Выдерни морковь, редиску, имитация выдёргивания овощей
Поклонись им в пояс низко. выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо
Ай, какой же урожай, руки приставить к вискам,
выполнив наклоны головы
Ты в корзину загружай. руки развести в стороны, на-
правив их движение к себе
Фрукты.
К веткам мы протянем руки, руки поднять вверх.
Груш сорвём мы по две штуки. руки согнуть в локтях и поочерёдно
подтягивать руки к
себе, выполняя движения пальцами
Яблоки в саду созрели, руки согнуть в локтях, сместить их
в левую сторону и пальцами показать
«круглое яблоко»
Сливы соком налились, руки согнуть в локтях, сместить их в
правую сторону и пальцами показать
«овальную сливу»
Мы давно их съесть хотели, открыть широко рот и закрыть его, Ну, попробуй, дотянись. голову при этом поднять вверх
Игрушки.
Ой, кого мы не убрали: развести руки в стороны,
согнув их в локтях
Куклу, мишку и лису. левой рукой загибают
пальцы правой руки
Мы на полки их поставим, руки согнуть в локтях,
от груди вытягивать обе руки вперёд
Я сейчас всё принесу.
Кукла стала улыбаться, губы в улыбке
Мишка уж не хмурит бровь, поднять брови
А лисичка, ну, смеяться, улыбаться с открытым ртом
Заливаясь вновь и вновь.
Всё поставили на место, развести руки в стороны,
подняв ладони вверх
Ведь играли все мы вместе. Пожимают руками перед грудью
Используемая литература:
«Логопедическая ритмика», Изд. «Детство-Пресс»,2010 г.
«Логоритмические занятия в детском саду» — М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
«Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения», Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
, , , «Логоритмические минутки», Изд. – во : Аверсэв, 2008 г.
Стихотворный текст является авторским.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.
Лексические темы
Содержание физкультминутки
«ИГРУШКИ»
-
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места: раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали – Ванькой-встанькой словно стали, а потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч! (движения – по тексту).
-
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать (движения – по тексту).
«ДОМ. СЕМЬЯ»
-
На поляне дом стоит, к дому путь всегда открыт. Мы ворота открываем, в домик этот приглашаем (импровизация движений).
-
Мама, папа, я – это лучшие друзья. Эти лучшие друзья называются – семья! (любая импровизация движений).
«ДЕТСКИЙ САД. ШКОЛА»
-
В школу мы с тобой пойдём (шаги), и портфель с собой возьмём (наклоны). В школе будем мы читать, в школе будем мы считать (хлопки), физкультурой заниматься, и трудиться, и стараться (руки из и. п. на поясе поднимаем вверх, в стороны).
-
Я шагаю в детский сад и поэтому я рад (шагают), ждут меня игрушки, ждут меня друзья (повороты туловищем вправо-влево), всё быстрее и быстрее всё шагаю я (шагают, убыстряя темп)!
«ОСЕНЬ»
-
Листья жёлтые летят (ритмичные приседания со взмахами рук), под ногами шелестят (наклоны вперёд, руки к носкам). Осень к нам опять пришла (шаги), много красок принесла (руки вперёд, ладонями вверх).
-
Утром дети в лес пошли (шагают). И грибы в лесу нашли (приседают). Наклонялись, собирали (наклоны), по дороге растеряли (разводят руки в стороны).
-
Осень в гости к нам пришла, деток радует она: разукрасила наш сад, подарила листопад.
-
Листья мы зелёные, с липы мы и с клёна мы. Мы на веточках сидели, а потом мы пожелтели. Мы пустились в листопад и пришли в осенний сад (импровизация движений).
-
В лес осенний мы шагаем (шаги), ноги выше поднимаем (шаги с высоким подниманием колен). Топают ножки по осенней дорожке (топают ногами). И поскачут ножки осенью по дорожке (поскоки). Скакали, скакали, устали и встали (остановка). По осенней дорожке пойдут снова ножки (ходьба на носках). Друг за дружкой побежали и нисколько не устали (лёгкий бег). Дальше мы шагаем, ножки поднимаем (шаги).
-
Собираем урожай, дёргаем морковку (наклоны вперёд). Осень к нам опять пришла (шаги), дети очень ловки (подпрыгивания).
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ»
-
Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки: туки-туки-туки-тук! Туки-туки-туки-тук! И постукивают, и похрюкивают: «Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!» (лёгкие движения кистей рук, кисти быстро отскакивают от воображаемой пишущей машинки).
-
Шёл по берегу петух (шаги с раскачиванием в стороны), поскользнулся – в речку бух (круговые движения руками, отведёнными в стороны, присесть), будет знать петух, что впредь (подъём, погрозить пальцем), надо под ноги смотреть (наклон вперёд).
-
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки), топ, топ, топ, (ходьба), под кроватью чёрный кот (присесть), он залез под кровать (поочерёдно двигать руками вперёд и к груди, имитируя движения лап), и мешает детям спать (встать и погрозить пальцем).
-
Конь меня в дорогу ждёт (руки за спиной сцеплены в замок), бьёт копытом у ворот (ритмичные поочерёдные поднимания согнутых в колене ног). На ветру играет гривой, пышной, сказочно красивой (покачивания головой). Быстро на седло вскочу, не поеду – полечу. Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, там, за дальнею рекой, помашу тебе рукой! (подскоки на месте)
-
Ходит по двору индюк (руки на поясе, ходьба с высоким подниманием колен), пролетел над полем жук (махи руками), по цветку ползёт паук (шаги с движением рук вперёд), обломал он старый сук (присесть, хлопок).
-
Вот идёт чёрный кот (шаги с высоким подниманием колен), притаился – мышку ждёт (приседания, руки к коленям), мышка норку обойдёт (встать, повернуться), и к коту не подойдёт (руки в стороны).
7. Ща-ща-ща, ща-ща-ща, (три хлопка). Ходит котик без плаща (шагаем).
«ОВОЩИ, ФРУКТЫ»
-
Мы делили апельсин. Много нас, а он один (хлопки в ладоши): эта долька – для ежа, эта долька – для чижа, эта долька – для утят, эта долька – для котят, эта долька – для бобра, а для волка – кожура (загибаем пальчики, пересчитывая). Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь, кто куда! (присесть, закрыв глаза руками).
2. Овощи и фрукты – вкусные продукты. В огороде и в саду для еды я их найду (импровизация).
«ОДЕЖДА, ОБУВЬ»
-
Одеваем мы ботинки, сапоги и валенки (наклоны вперёд), пробегают по дорожке наши ножки маленькие (бег на месте). Чтоб не мёрзнуть на морозе, шубки, курточки возьмём (похлопать себя по плечам), будем хлопать мы в ладоши, песню громко запоём (хлопки в ладоши).
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
-
Мы шли, шли (шаги). Ежа нашли. Наклонились, подняли (наклоны) – дальше пошли (шаги).
-
Зайцы скачут – скок-скок-скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, не идёт ли волк. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка (движения – по тексту).
-
Скачет зайка маленький около завалинки. Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка! (прыжки на месте).
-
Раз, два, три, четыре, пять – начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул десять раз!
-
Медвежонок – топ-топ, а ежонок – хлоп-хлоп, а волчонок – щёлк-щёлк, а зайчонок – скок-скок, а лисёнок – шмыг-шмыг, а рысёнок – прыг-прыг, и бельчонок – прыг-прыг! (имитация движений).
«ЧЕЛОВЕК, ЧАСТИ ТЕЛА»
-
Губы дружно округляем, руки кверху поднимаем. Губы трубочкой вперёд, и руки вперёд. Две сестрицы, две руки – левая и правая, рубят, строят, роют, рвут на грядках сорняки и друг дружку моют. Две сестрицы, две руки – левая и правая, воду моря и реки загребают, плавая.
-
Раз, два, раз, два! Я колю, колю дрова. Я колю на чурочки для маленькой печурочки. Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем, а потом их разведём и к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей!
-
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик. Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху мы подняли. Раз, два, раз, два, заниматься нам пора!
-
Две руки хлопают, две ноги топают, два локотка вращаются, два глаза закрываются.
-
Мы руками – хлоп-хлоп-хлоп! Мы ногами – топ-топ-топ! Кулаками постучим, повернёмся и молчим.
-
Чтобы не зевать от скуки, встали и потёрли руки. А потом ладошкой в лоб – хлоп! Щёки заскучали тоже – мы и их похлопать можем! Ну-ка, живо, переходим на загривок. А теперь уже, гляди, добрались и до груди. Постучим по ней на славу сверху вниз, и слева, справа. Постучим и тут, и там, и немного мо бокам. Не скучать, и не лениться – перешли на поясницу. Чуть нагнулись, ровно дышим, хлопаем, как можно выше!
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
-
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки качнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает листву. В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем — крылья сложили назад.
-
Лебеди летят, крыльями машут (плавные движения руками с большой амплитудой), прогнулись над водой, качают головой (наклоны вперёд, прогнувшись), прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся (приседания).
-
Чи-чи-чи, чи-чи-чи (три хлопка), летят чёрные грачи (руки в стороны, махи руками).
-
Раз, два (хлопки), звенят капели (удары пальчиками одной руки по ладони другой). Три, четыре (хлопки), мы запели (руки вытянуть вперёд). Пять, шесть (хлопки), летят скворцы, лета красного гонцы (махи руками). Семь, восемь (хлопки), песни льются (руки вперёд). Девять, десять (хлопки), все смеются!
«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
-
Жили-были сыр, котлеты, мармелад, зефир, конфеты, соки, овощи и фрукты, называем их – продукты. Называем их – еда, очень любим их всегда! (речь сопровождается хлопками).
-
Дождик, дождик, поливай, будет хлеба урожай, будут булки, будут сушки, будут сладкие ватрушки (импровизация движений).
«ЗИМА»
-
Снег идёт, снег идёт, дворник улицу метёт. Стороной народ идёт. Веселей, веселей, заниматься нам не лень. Мы немножко разомнёмся, за дела опять возьмёмся (движения – по тексту).
-
Мы зимой в снежки играем, мы играет, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы!
-
В зимний лес мы шагаем (шаги), ноги выше поднимаем (шаги с высоким подниманием колен). Топают ножки по зимней дорожке (топают ногами). И поскачут ножки зимой по дорожке (поскоки). Скакали, скакали, устали и встали (остановка). По зимней дорожке пойдут снова ножки (ходьба на носках). Друг за дружкой побежали и нисколько не устали (лёгкий бег). Дальше мы шагаем, ножки поднимаем (шаги).
-
Мы шагаем по дороге, и у нас не мёрзнут ноги (шагаем). На дворе стоит зима, и мороз трещит с утра (хлопаем в ладоши).
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
-
Голуби, синички, вороны, воробьи (хлопки) – мы маленькие птички, поём среди зимы (приседания): «Нам не страшен мороз (погрозить пальчиком), мы не отморозим нос (потрогать нос). Не страшны нам холода (погрозить пальчиком), кормят дети нас всегда («посыпать» крошки)».
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ»
-
Мы зимой в снежки играем, мы играет, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы! (движения – по тексту)
-
В зимний лес мы шагаем (шаги), ноги выше поднимаем (шаги с высоким подниманием колен). Топают ножки по зимней дорожке (топают ногами). И поскачут ножки зимой по дорожке (поскоки). Скакали, скакали, устали и встали (остановка). По зимней дорожке пойдут снова ножки (ходьба на носках). Друг за дружкой побежали и нисколько не устали (лёгкий бег). Дальше мы шагаем, ножки поднимаем (шаги).
«НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА»
-
В Новый год нам Дед Мороз ёлку из лесу принёс (шагаем). Наша ёлка высока, достаёт до потолка (встать на носочки, потянуться вверх, подняв вверх руки). Вокруг ёлочки пойдём, песню звонко запоём (покружиться вокруг себя). Мы танцуем, пляшем, нету ёлки краше (приседаем, руки в стороны)!
2. Здравствуй, здравствуй, Новый год (хлопаем)! Ёлка в гости к нам придёт (шагаем). Принесёт нам Дед мороз (шагаем) смеха, шуток целый воз (смеёмся)!
«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»
-
Мы приехали на Север (шагаем), там олени мох едят (наклоны вниз), в море плавают тюлени, (руками имитируем плавание) и медведи вдаль глядят (приложить ладонь ко лбу). Нерпы там лежат на льду (наклониться вперёд, руки в стороны), и моржей я там найду!
«ПОСУДА»
-
Стояли на полке, лежали на полке (хлопаем) тарелки, кастрюли, чашки, ведёрки, блюдца и миски, кувшины и крышки и даже пиала для маленькой киски (загибаем пальцы).
-
Убежала от Федоры вся посуда (бег на месте). Я такою, как Федора, не буду (покачивания головой вправо-влево)! Буду я посуду мыть, никогда не буду бить (движения руками, имитирующие мытьё посуды)!
«КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ»
-
Раз, два, три, четыре, пять, будем мебель мы считать: кресло, стул, диван, кушетка, полка, шкаф, кровать, банкетка (хлопки в ладоши, при перечислении мебели загибаем пальцы). Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) – мы закончили считать (хлопаем в ладоши)!
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
-
На окне у нас стоят разные растения (хлопки в ладоши): фикус, традесканция – всем на заглядение! Есть фиалки, амариллис, хлорофитум, бальзамин, даже яркий и колючий кактус есть у нас один (загибаем пальчики, пересчитывая)!
«ТРУД ЛЮДЕЙ, ПРОФЕССИИ»
-
Все профессии нужны, все профессии важны. Надо только браться за дело очень старательно и смело (шагаем, хлопаем).
«ГОРОД, СТРОИТЕЛЬСТВО, МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ»
-
Мы по городу шагаем, много видим, называем: светофоры и машины, ярмарки и магазины, скверы, улицы, мосты, и деревья, и кусты (импровизация движений).
-
Мы по улице шагаем (шаги), ноги выше поднимаем (шаги с высоким подниманием колен). Топают ножки по широкой дорожке (топают ногами). И поскачут ножки прямо по дорожке (поскоки). Скакали, скакали, устали и встали (остановка). По широкой дорожке пойдут снова ножки (ходьба на носках). Друг за дружкой побежали и нисколько не устали (лёгкий бег). Дальше мы шагаем, ножки поднимаем (шаги).
«СПОРТ, ВИДЫ СПОРТА»
-
Раз, два, три, четыре – топаем ногами. Раз, два, три, четыре – хлопаем руками. Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре. Наклониться – три, четыре и на месте поскакать, на носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку.
-
Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.
-
На зарядку солнышко поднимает нас (шагаем). Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва, опускаем руки мы по команде «два»!
-
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. 1, 2, 3, 4, вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: вместе – раз, это брасс, одной, другой — это кроль. Все, как один, плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой.
«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ».
-
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом. Левой – раз, правой – раз, посмотрите-ка на нас!. Все захлопали в ладоши – дружно, веселей! Застучали наши ножки громче и быстрей! По коленочкам ударим – тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, снова опустились. Мы на месте покружились и остановились!
-
Мы летим на самолёте, в танке мчимся мы вперёд, защищаем мы Отчизну, дружный маленький народ! (имитация движений, в конце похлопать в ладоши).
«ДЕНЬ 8 МАРТА»
-
Дружно помогаем маме, мы бельё полощем сами. Раз, два (стойка на носках, потянулись, руки вверх), три, четыре (наклон вперёд, покачивание руками вправо – влево) – потянулись, наклонились! Хорошо мы потрудились!
-
Помогаем бабушке, помогаем маме, чтобы было чисто, прибираем сами! (имитируем движения уборки).
«ВЕСНА»
-
В гости к нам пришла весна, деток радует она. Солнце светит, солнце греет, всюду травка зеленеет (импровизация движений).
-
Раз, два (хлопки), звенят капели (удары пальчиками одной руки по ладони другой). Три, четыре (хлопки), мы запели (руки вытянуть вперёд). Пять, шесть (хлопки), летят скворцы, лета красного гонцы (махи руками). Семь, восемь (хлопки), песни льются (руки вперёд ладонями вверх). Девять, десять (хлопки), все смеются!
-
В лес весенний мы шагаем (шаги), ноги выше поднимаем (шаги с высоким подниманием колен). Топают ножки по весенней дорожке (топают ногами). И поскачут ножки весной по дорожке (поскоки). Скакали, скакали, устали и встали (остановка). По весенней дорожке пойдут снова ножки (ходьба на носках). Друг за дружкой побежали и нисколько не устали (лёгкий бег). Дальше мы шагаем, ножки поднимаем (шаги).
«РЫБЫ»
-
Захотела рыба-меч воду надвое рассечь: раз – сечёт, два – сечёт, а вода себе течёт (имитация движений в такт стихотворению).
-
Сидит рыбак на берегу (присесть), закидывает удочку (взмах правой рукой вперёд-вверх). Он ловит рыбу на уху (вращательные круговые движения двумя руками), вы не качайте лодочку (переступание с ноги на ногу, руки в стороны).
«ТРУД КРЕСТЬЯН. С/Х РАБОТЫ»
-
В поле сев, сев, сев (шагают), в поле все, все, все (хлопают). Мы посеем зерно (имитация движений), чтобы выросло оно (потянуться на носках, руки вверх).
«ТРАНСПОРТ»
-
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдно наклонять их вправо – влево), на поляну тихо сели (руки к коленям), да и снова полетели (руки в стороны, наклоны в стороны).
-
Сам, сам самолёт (два хлопка, руки в стороны), тут и там самолёт (два хлопка, руки в стороны), летит близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперёд), летит низко, высоко (присесть, руки в стороны, встать, руки вперёд).
-
Поезд едет, едет, едет мимо елей и берёз. Далеко уехал поезд – еле слышен стук колёс (руками имитировать движение колёс).
-
Раз, два – стоит ракета (руки вверх, образуют купол ракеты), три, четыре – самолёт (руки в стороны). А потом на каждый счёт: 1, 2, 3, 4 – руки выше, плечи шире. 1, 2, 3, 4 – и на месте походили.
-
Мчится поезд, скрежеща: же-че-ща, же-че-ща! (имитация движений колёс поезда).
-
Мы картинки называем, с ними транспорт изучаем: вот троллейбус и автобус, самосвал и аэробус, самолёт и самокат, грузовик и снегокат (с мячом).
«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
-
Мы приехали в саванну (круговые движения руками, согнутыми в локтях), там растут манго, бананы (подтянуться вверх на носках). Там гуляют крокодилы, львы, слоны и обезьяны (шагаем).
-
В зоопарке в клетке – слон (изобразить руками хобот слона), он огромен и силён (согнутые в локтях руки с силой прижать к плечам). Есть там зебры и жирафы – те жирафы выше шкафа (руки вверх, стоя на носочках, потянуться)!
«НАСЕКОМЫЕ»
-
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок! Стоп! Сели, травушку покушали, тишину послушали. Выше, выше, высоко прыгай на носках легко!
-
Мы шагаем друг за другом лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, полетели, закружили!
-
Ходит по двору индюк (руки на поясе, ходьба с высоким подниманием колен), пролетел над полем жук (махи руками), по цветку ползёт паук (шаги с движением рук вперёд), обломал он старый сук (присесть, хлопок).
-
Жу – жу – жу, жу – жу – жу (хлопки в ладоши), на лужок я хожу (шаги с высоким подниманием колен), на жуков я гляжу (поднести ладонь ко лбу), жу – жу – жу, жу – жу – жу (хлопки)!
«ВРЕМЕНА ГОДА»
-
Собираем урожай, дёргаем морковку (наклоны вперёд). Осень к нам опять пришла (шаги), дети очень ловки (подпрыгивания). Мы шагаем по дороге, и у нас не мерзнут ноги. На дворе стоит зима, и мороз трещит с утра (шагаем). С крыш закапали капели в звонком месяце апреле (постучать пальчиками одной руки по ладошке другой). Прилетели к нам грачи, ласточки, стрижи, скворцы (руки в стороны, маховые движения руками). Лето красное пришло, стало весело, тепло (шагаем). Дети прыгают, резвятся (прыжки на месте), плавают и веселятся (махи руками вперёд).