КОНСПЕКТ НОД: «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды»
Возрастная группа: средняя
Цель: помочь детям понять суть своих прав, формирование навыков правового поведения, что обеспечивает безопасность и сохранения здоровья.
Задачи: формирование чувства ответственности старшего (взрослого) за младшего, ознакомление детей с обязанностями взрослых, что все в семье заботятся друг о друге; расширение представления детей о профессии повара детского сада, желание называть их по имени, отчеству;
развитие у ребёнка сознательного отношения к самому себе, к своему питанию;
воспитание заботливого отношения к малышам и беззащитным животным, сочувствия к персонажам, желание накормить и напоить.
Виды деятельности: игровая, познавательно — исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная деятельность.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание иллюстраций, исследования объектов окружающего мира через наблюдение, игры с речевым сопровождением, работа с фломастерами.
Оборудование: рисунок с изображением «Мама – курица кормит и поит своих цыплят»; игрушки: телёнок, зайчонок, цыплёнок; ведёрко с водой; проросший овёс (трава), морковь, пшено (пшеница);
на каждого ребёнка: альбомный лист бумаги с изображением коровы, зайчихи, курицы; фломастеры, зеркало.
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций.
Автор: Сызранцева Елена Евсеевна
Право на воду
Без воды невозможна жизнь человека. Она нужна для поддержания здоровья и выживания, приготовления пищи и экономической деятельности. Вместе с тем сегодня весь мир стоит на пороге чрезвычайной ситуации, когда более 1 млрд. человек лишены доступа к необходимым для жизни количествам чистой воды, а более 2 млрд. человек не имеют доступа к адекватной санитарии, что является главной причиной связываемых с водой болезней. Участники идущих на международной арене обсуждений нередко утверждают, что признание права на воду в качестве одного из прав человека может стать важнейшим шагом в направлении решения проблем предоставления населению этого наиболее элементарного компонента жизнеобеспечения.
В обсуждениях, связанных с водой как одним из прав человека, часто подчеркивается, что наличие воды является одним из необходимых предварительных условий осуществления всех других общечеловеческих прав. Отмечается, что без равноправного доступа к соответствующей минимальным требованиям чистой воде другие признанные права, например право на адекватный с точки зрения здравоохранения и благополучия уровень жизни, а также гражданские и политические права останутся недостижимыми. Широко признается, что текст первоначальной Декларации прав человека, сыгравшей роль фундамента, на котором были основаны тексты последующих деклараций, не задумывался как исчерпывающий по своему охвату, а был призван отразить составные элементы адекватного уровня жизни. Отсутствие в нем упоминания о праве на воду как эксплицитной нормы в большей степени объясняется самой сущностью воды; подобно воздуху, она воспринималась авторами Декларации как столь очевидная основа бытия, что эксплицитное включение права на нее не было сочтено целесообразным.
Многие лица, ответственные за формирование политики, и правозащитники призывают признать право на воду в качестве одного из прав человека, рассматривая эту меру в качестве важного шага, который обеспечит практические действия в интересах тех, кто страдает от отсутствия или нехватки чистой воды. Они полагают, что возникновение в результате такого признания права на воду юридического обязательства побудит правительства развивающихся стран и стран-доноров провести реальные преобразования в национальной политике и стратегиях предоставления помощи и распределения ресурсов и послужит для гражданских групп более прочным основанием для оказания давления на правительства. Кроме того, некоторые критики расширяющейся приватизации услуг водоснабжения во всем мире считают, что признание права на воду сделает более убедительными их аргументы в пользу усиления роли государственного сектора как противовеса стремящимся только к извлечению прибыли корпорациям в удовлетворении столь важной потребности (см. раздел «У воды тоже есть цена»).
Решение Организации Объединенных Наций
В ноябре 2002 года Комитет по экономическим, социальным и культурным правам Организации Объединенных Наций подтвердил, что доступ к достаточным количествам чистой воды для личных и бытовых нужд является одним из основополагающих общечеловеческих прав каждого человека. В своем замечании общего порядка № 15 об осуществлении статей 11 и 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Комитет отметил, что «право человека на воду является обязательным условием для жизни в условиях соблюдения человеческого достоинства. Это право является непременным условием для осуществления других прав человека». Хотя это замечание общего порядка не является юридически обязательным документом для 146 государств, ратифицировавших Международный пакт, оно нацелено на содействие осуществлению Пакта и его поощрение и имеет вес и авторитет «рекомендательных правовых норм».
Это замечание также подтверждает тот факт, что государства — участники Международного пакта обязаны постепенно обеспечить осуществление без какой-либо дискриминации права на воду, которое означает, что каждый человек вправе рассчитывать на достаточное количество доступной как по цене, так и физически, безопасной и приемлемой воды для личных и бытовых нужд. В соответствии с замечанием, это право, как и все другие предусмотренные в Пакте права, должно быть практически реализуемым, поскольку все государства-участники контролируют широкий диапазон ресурсов, включая воду, технологии, финансовые средства и международную помощь.
В этом решении уточняется, что понятие «адекватность воды» не должно интерпретироваться узко, сугубо с использованием количественных и технических параметров. Вода должна рассматриваться как общественное и культурное благо, а не только как, прежде всего, экономический сырьевой ресурс. Этим данное замечание отличается от решений, принятых на ряде международных форумов по воде в 90-е годы ХХ века, в которых вода рассматривалась как экономический сырьевой ресурс, что свидетельствует о переходе к рыночным подходам, обеспечивающим учет реальной себестоимости воды, уменьшение субсидий и возможности подключения частного сектора к водоснабжению населения.
В своем обращении к Комитету, принявшему это решение, тогдашний Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека г-н Сержиу Виейра ди Меллу заявил, что подготовка замечания общего характера по проблематике воды станет важным вкладом в проведение Всемирного форума по водным ресурсам 2003 года. Он отметил, что этот текст стал “составным компонентом права на адекватный уровень жизни и даже права на жизнь”.
Решения, принимавшиеся ранее
Хотя право на доступ к чистой воде является одним из предварительных условий реализации многих прав, предусмотренных в принятых ранее международных правозащитных соглашениях, непосредственно вода упоминалась только в Конвенции о правах ребенка. В ней право на чистую питьевую воду рассматривается как элемент права на максимально достижимый уровень здоровья.
Начиная с 70-х годов ХХ века проблемы доступа к базовым ресурсам и прав на воду рассматривались на ряде международных конференций по проблемам окружающей среды и водным ресурсам. Участники эпохальной Конференции Организации Объединенных Наций по водным ресурсам, которая прошла в Мар-дель-Плате в 1977 году, договорились, что все люди имеют право на доступ к питьевой воде для удовлетворения своих элементарных потребностей. В принятую в 1986 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Декларацию о праве на развитие было включено обязательство государств обеспечивать равенство возможностей для всех в области доступа к базовым ресурсам. В Декларации вода имплицитно включена в категорию базовых ресурсов, так как в ней утверждается, что сохраняющаяся недостаточная занятость, из-за которой миллионы людей «лишены достаточного доступа к таким элементарным ресурсам, как продукты питания, вода, одежда, жилье и лекарства», представляет собой грубое «массовое нарушение прав человека».
Концепция удовлетворения базовых потребностей в воде получила дальнейшее развитие в ходе проходившей в 1992 году в Рио-де-ЖанейроВстречи на высшем уровне «Планета Земля», где она была распространена на экологические аспекты: «При освоении и использовании водных ресурсов первоочередное внимание следует уделять удовлетворению основных потребностей и обеспечению сохранности экосистем. При превышении этих потребностей с водопользователей должна взиматься надлежащая плата».
В Плане выполнения решений, принятом на Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге в 2002 году, правительства также обязались «обеспечить использование всего набора инструментов политики, включая регулирование, мониторинг … и механизм возмещения затрат на водохозяйственные службы, при этом цели, связанные с возмещением затрат, не должны становиться препятствием для доступа бедных людей к безопасной воде …».
Таким образом, хотя мировые лидеры признали, что право на доступ к питьевой воде является одним из основных прав человека, они также признают, что в отношении использования воды свыше базового уровня должен применяться принцип возмещения расходов. Системы водоснабжения не будут устойчивыми без инвестиций, необходимых для технического обслуживания и расширения охвата сетей в целях удовлетворения потребностей развития и растущего населения.
Не успев появиться на этот свет, каждый ребенок обладает теми же правами, что и другие граждане нашей необъятной страны. Эти права необходимо не только досконально знать, но и соблюдать, а также защищать.
Конечно, родителей мы не выбираем, но именно они несут полную ответственность за сохранение прав своих детей. К ним относятся:
- право на воспитание в кругу родной семьи;
- право на защиту от какого-либо вида насилия;
- право на родительскую любовь и проявление заботы;
- право на оказание медицинской помощи;
- право на достойную жизнь;
- право быть ознакомленным со своими правами.
Именно, начиная с двух-трех летнего возраста можно ребенка познакомить с его правами. А лучше всего воспользоваться веселыми и красочными картинками, где изображены права ребенка в картинках. Занимаются по ним только в игровой форме для лучшего восприятия изображенной на них информации.
Для таких малышей желательно показывать каждую карточку не более трех-пяти секунд. Ведь им не нужно запоминать на них всех тонкостей изображения. А затем попросите ребенка назвать все, что нарисовано на этой картинке. За успехи обязательно хвалите малыша. Так у него появится стимул заниматься с помощью карточек-картинок.
С детьми старшего дошкольного возраста можно несколько усложнить задачу. Показывайте права ребенка в семье картинки и просите назвать не только изображенные на них предметы, но и связать их между собой по смыслу. Например, покажите карточку с изображением мамы, папы и ребенка, сидящего возле них с мячом посреди лужайки с зеленой и сочной травой. Пусть каждый ребенок расскажет, о чем идет речь на этой карточке-картинке и к какому праву она относится (право на отдых). Также можно предложить детям рассказать о том, как относятся в семье к ним родители, а затем обсудить выполнение прав ребенка. Именно в такой форме дети не только будут обогащать свой словарный запас, но и лучше запомнят свои права в семье.
Хочется сказать, что такая тема, как права ребенка, довольно сложная для восприятия. Поэтому лучше всего приступать к ее рассмотрению тогда, когда малыш пойдет в детский сад и начнет заниматься со сверстниками. Также можно сдать ребенка центр раннего развития. Но, а если вы хотите заниматься со своим ребенком самостоятельно, то вполне можете скачать права ребенка в картинках с моего блога совершенно бесплатно. Желаем вам удачи!
Материалы для скачивания
перед Вами карточки лишь с некоторыми правами ребенка:
первая картинка рассказывает о праве детей на семейное окружение
Вторая картинка с правами ребенка рассказывает о праве всех детей на бесплатное образование
Третья картинка говорит нам о таком важном из детских прав, как отдых
Четвертая картинка описывает право ребенка на медицинский уход
Пятая раскрывает такое важное право для всех детей, как приемлемый уровень жизни
Среди важных детских прав выделяются такие как право на безопасные условия жизни, а также право не подвергаться жестокому обращению
Отдельным пунктом также выделено право на достаточное питание и количество чистой питьевой воды
Кроме того, дети имеют право выражать свое мнение, что очень важно, а также собираться вместе в небольшие группы, чтобы выразить свои точки зрения
Нельзя не сказать пару слов о детях инвалидах, которые имеют право на заботу и обучение наравне со здоровыми детьми
Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать правила своей страны и национальности
Кроме того, запрещается детский труд, в качестве дешевой рабочей силы
Все эти картинки Вы можете скачивать выборочно или одним архивом здесь.
(
оценок, в среднем:
из 5)
Организация Объединенных Наций в 1948 году приняла «Всеобщую декларацию прав человека» в которой отмечалось, что дети имеют право на особую заботу и помощь, а семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, включающую десять коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. С 1979 по 1989 год разрабатывается Конвенция о правах ребенка, и 20 ноября 1989 года ООН приняла этот документ. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, 61 страна подписала ее. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР, сохраняет обязательства по Конвенции.
Конвенция о правах ребенка — самый универсальный документ о защите прав несовершеннолетних. Главная цель Конвенции — максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся, по сути дела, к четырем требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. В преамбуле Конвенции подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и помощи.
Все законы нашей страны должны, согласно Конституции, соответствовать международным правовым актом, которые были ратифицированы российским государством. Конвенция о правах ребенка, конечно, относится к их числу. Именно на базе этой Конвенции и строится деятельность любого образовательного или детского учреждения.
Любой ребенок, согласно Конвенции, обладает правом на физическое, умственное, а также творческое развитие, правом на уважение, правом на защиту его интересов, правом на здоровое развитие. И именно на дошкольных учреждениях лежит обязанность заниматься всесторонним развитием детей. В этих целях с детьми в садах занимаются разные педагоги. Дети должны в первую очередь чувствовать себя в естественной для них среде.
Наиболее важным правом детей, перечисленном в Конвенции среди прочих, является право ребенка быть здоровым. Наша задача — создавать среду, которая способствует здоровью и здоровому питанию, как одной из важнейших составляющих здоровья.
Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.
Правильное питание ребенка – это не то же самое, что правильное питание для взрослых. Дети – это не маленькие взрослые, их питание должно быть несколько иным, чем питание взрослых. То чем питается ребенок в детстве, влияет на то, каким его здоровье будет в будущем, ведь основы закладываются именно в детстве.
Конечно же, Конвенция не могла не упомянуть и о таком праве детей, как право на питание. Полноценное питание и его обеспечение выступает наиважнейшим требованием ко всем детским учреждениям. Для развития и укрепления организма дети нуждаются в качественной, насыщенной витаминами и прочими микроэлементами пище. В отношении питания предъявляется требование не только связанное с его достаточностью.
Правильность питательного рациона имеет не меньшую значимость. Детям недопустимо давать просроченные продукты, недоваренную еду или пережаренную. Такие недочеты в питании могут отразиться на здоровье детей. Нарушением права на питание будет помимо прочего являться недостаточные по объему порции. Питание не должно быть однообразным. Но и заставлять ребенка съедать то, что он не любит, тоже не допустимо.
Нормативным актом высшей юридической силы в России является Конституция Российской Федерации. Она определяет основы конституционного строя и правового статуса личности. Права и свободы гражданина составляют основу конституционного строя страны и делают каждого из нас гражданином конкретного государства. Правоспособность гражданина возникает с факта рождения и сопутствует гражданину на всем протяжении его жизни. Правоспособность не зависит от возраста, состояния здоровья, возможности осуществления прав и обязанностей, жизнеспособности человека. Конституция РФ провозгласила о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью:
Статья 17 отражает «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»;
Статья 20 — «каждый имеет право на жизнь»;
Статья 21 — «достоинство личности охраняется государством»;
Статья 38 — «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей».
Помимо Конституции РФ, права ребенка регулируются и охраняются другими законодательными актами. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» № 124 от 3 июня 1998 года представляет собой правовой акт, определяющий круг основных прав, свобод и обязанностей ребенка во всех сферах общественной жизни. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка, путем создания правовых и социально-экономических условий для их реализации. В этом законе специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась нарушенной в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.
На сегодняшний день действует много распоряжений, постановлений и других законодательных нормативных документов федеральных, окружных и местных органов власти, которые закрепляют права ребенка на здоровое питание. Так, детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, организация питания производится в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В данном нормативном документе отражены следующие требования:
- к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде;
- к перевозке и приему пищевых продуктов в дошкольные образовательные организации;
- требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций;
- к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий;
- к составлению меню для организации питания детей разного возраста;
- к прохождению медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала пищеблоков,
а также нормативно-техническая документация (журналы), которые должны систематически вестись на пищеблоках дошкольных образовательных учреждений, с целью контроля качества предоставляемого питания воспитанникам.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 питание воспитанников производится по нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей по возрастным группам. Детям от 1 года до 2-х лет пищевая энергия составляет 1200 ккал, детям от 2-х лет до 3-х лет 1400 ккал, от 3-х лет до 7 лет 1800 ккал. Для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия и др.) и для часто болеющих детей питание производится в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания в соответствии с патологией на основе соответствующих норм питания и меню. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей, родителей информируют об ассортименте питания, вывешивая текущее меню с указанием рекомендаций по питанию дома на ужин.
Организация питания в образовательных учреждениях регламентируется санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В данном нормативном документе отражены все требования к организации здорового питания в образовательных учреждениях и необходимая нормативно-техническая документация для обеспечения безопасного питания обучающихся.
СанПиН 2.4.5.2409-08 устанавливает питание обучающимся, по двум возрастным категориям с 7 до 11 лет и с 12 до 18 лет. Потребность обучающихся образовательных учреждений в пищевой энергии по возрастным категориям в сутки составляет 2350 ккал и 2713 ккал соответственно.
С целью предоставления максимально правильного и здорового питания, образовательные учреждения обеспечивают индивидуальный подход к вопросам организации питания для детей, которые в таком подходе нуждаются. В общеобразовательных учреждениях организована выдача продуктовых наборов обучающимся, относящимся к льготной категории по Решению Ноябрьской городской Думы от 02.10.2012 № 475-Д «Об утверждении категорий обучающихся, имеющих право на бесплатное питание в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории муниципального образования город Ноябрьск», находящимся на индивидуальном или дистанционном обучении в домашних условиях и детям, не имеющим возможности по состоянию здоровья питаться в школьной столовой.
Обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируют «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (СанПиН 2.4.3259-15). Настоящие санитарные правила, в том числе устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей данной категории. Питание детей-сирот дошкольного возраста соответствует требованиям, установленным санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Питание детей-сирот школьного возраста соответствует требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях профессионального образования СанПиН 2.4.5.2049-08 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Для детей с хроническими заболеваниями питание должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания. Как мы видим, государственные структуры различных уровней власти участвуют в обеспечении прав ребенка на здоровое питание.
В последние годы государством принят ряд нормативно-правовых документов и социальных программ, непосредственно направленных на совершенствование охраны жизни, здоровья и развития детей. Например, государственная программа ЯНАО «Развитие образования на 2014-2020годы» (подпрограмма «Совершенствование организации питания общеобразовательных организациях ЯНАО)», муниципальная Программа муниципального образования г. Ноябрьск «Развитие образования на территории муниципального образования г. Ноябрьск на 2014-2025 годы» (подпрограмма №3 «Модернизация школьного питания в общеобразовательных учреждениях»).
Заметно активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации, где разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные акты и региональные программы, направленные на улучшение социально-экономической ситуации и оптимизацию подходов экологического оздоровления региона; повышение уровня жизни семей, имеющих детей; совершенствование мер по организации оздоровления, образования, отдыха и занятости детского населения и усилению социально-правовой защиты детей.
Контроль, за соблюдением описанных и иных прав ребенка, конечно, в первую очередь возлагается на родителей, воспитателей и педагогов. Любое дошкольное образовательное учреждение и общеобразовательное учреждение должно отвечать установленным стандартам в плане качества. Педагоги и воспитатели в нем должны быть профессиональными. А программы детского развития должны составляться таким образом, чтобы не ущемлялись права детей на здоровое развитие. При этом следует помнить, что одной из важных составляющих здорового развития – правильное здоровое питание ребенка.
Разработано сектором по организации детского питания МКУ ЦОМУСО
сентябрь 2015 года.